Доклад Народного Комиссара по Иностранным Делам РСФСР Г. В. Чичерина на заседании ВЦИК 17 июня 7 страница

14-го [августа] польская делегация прошла через фронт, и 17-го начались в Минске переговоры о перемирии и предварительном мире между Россией и Украиной, с одной стороны, и Польшей —с другой, прн обстановке, уже изменившейся. Наше отступление от Варшавы все более и более развивалось. Минские переговоры продолжались до конца августа; наши условия перемирия и предварительного мира были с польской стороны объявлены неприемлемыми, но своих условий Польша не выставила. При этом самое ведение переговоров поблизости от военной зоны было связано с массой неудобств, которые были.источником непрерывных конфликтов. Наконец, и мы и польское правительство одновременно предложили перенести переговоры в другое место. Мы предложили Эстонию, поляки Ригу. Ответ из Латвии получился скорее, и мы согласились на Ригу. В начале сентября состоялось об этом окончательное соглашение, и переговоры были перенесены в Ригу уже при новом составе русско-украинской делегации, получившей уже мандат на ведение переговоров также и об окончательном мире.

XII. МИР С ЛАТВИЕЙ И ЛИТВОЙ

Одновременно с нашими переговорами с Англией и военными действиями против Польши происходили мирные конференции с Латвией, Литвой и Финляндией. Конференция с Латвией началась в Москве 16 апреля и закончилась подписанием мирного договора в Риге 11 августа. Мы не оспаривали присоединения Латгалии к Латвии, и обе стороны принимали этнографический принцип за основание для определения границы. Обе стороны ссылались даже на один и тот же ученый труд пастора Билленштейна и на его карту. Однако на самом деле латвийская делегация требовала для Латвии районы с ничтожным процентом латышского населения и даже некоторые чисто русские местности. Она предъявила претензии на прилегающие части Островского, Опочецкого, Себежского и Дриссенского уездов. Мы согласились включить в латвийскую границу прилегающую полосу Острозского уезда, а также


часть последнего с Пыталовским железнодорожным узлом, имеющим первостепенное значение для железнодорожной сети Латвии. Больше всего споров вызвал вопрос о присоединении к Латвии Дриссенского участка. Латвийская делегация согласилась признать последний этнографически спорным и разрешить его принадлежность плебисцитом, на что мы согласились. Но для плебисцита необходимо было добиться вывода латвийских войск из этого участка. Против этого ожесточенно спорила латвийская делегация, причем из отдельных ее заявлений выяснилось, что она потому так решительно настаивает на сохранении в этом месте латвийской военной оккупации, что в противном случае левый фланг польской армии оказался бы обнаженным. 'В то же время латвийцы выставляли тот мотив для оставления там своих войск, что события иа русско-польском театре могли бы вызвать для Латвии опасность быть втянутыми в борьбу, если бы та или другая из воюющих сторон вошла в Дриссенский участок. Вывести оттуда войска — это значило бы для Латвии подвергнуть опасности свой нейтралитет. Мы тогда указали, что вопрос о сохранении нейтралитета не может быть рассмотрен по отношению к одному лишь участку, а только по отношению ко всему фронту. Конференция стала поэтому обсуждать условия сохранения Латвией нейтралитета на всем фронте, т. е. перемирия между Латвией и Россией. 19 мая было зафиксировано заявление председателя латвийской делегации, что Латвия признает и будет соблюдать имевшееся уже раньше приостановление военных действрнй с Россией. После этого переговоры сдвинулись с мертвой точки. Было решено, что Латвия выведет свои войска из Дриссеиского участка, как только по взаимному соглашению договаривающихся сторон военное положение на Западном и Российском фронте будет признано допускающим такое мероприятие. 5 июня на пленарном заседании конференции 'был принят проектируемый текст первых четырех статей договора, включая проект границы. Впоследствии, однако, в связи с изменением положения иа польском фронте, вопрос о Дриссенском участке потерял прежнюю остроту, и к моменту заключения окончательного договора была принята компромиссная граница уже без плебисцита.

По предложению латвийцев было вслед за тем приступ-лено к заключению конвенции о реэвакуации беженцев, которая была подписана 12 июня. Чрезвычайно долгие споры вызвало обсуждение финансовых и экономических вопросов. Целый ряд общегосударственных имуществ латвнйцы считали правильным распределить между Россией и Латвией пропорционально коэффициенту доходности, который они исчисляли для Латвии в 2,45%. Они требовали 31 145 400 рублей из золотого запаса, возвращения железнодорожного подвижного состава до поверстной нормы 1914 г., реэвакуации всего вы-


везенного из Латвии после 1 августа 1914 года имущества, возвращения ей приписанных ранее к Риге судов, портовых сооружений и т. д. Мы указывали, что для нас является совершенно невозможным возместить Латвии все убытки войны и восстановить положение, бывшее до августа 1914 года. Весь мир жесточайшим образом пострадал от войны, и Латвия не может быть исключением за наш счет. Эвакуировалось из Латвии не только латвийское имущество, но и имущество общегосударственное и частных лнц других национальностей. Из того, что было эвакуировано, многое погибло. Вернуть мы можем только то, что было действительно латвийским имуществом, поскольку оно было эвакуировано в Россию и фактически находится в ее обладании. Золотой же запас не есть такое имущество, которое можно было бы взять и делить; это есть результат сложного комплекса мероприятий центральной государственной власти, причем восстановление постоянной утечки золота за границу стоило громадных затрат, и только определенная вывозная политика, приводившая к оскудению центра России и сравнительному обогащению окраин, давала возможность поддерживать золотой запас. Лет, таким образом, оснований для признания права Латвии на участие в нем. По вопросу о разделе общегосударственного имущества тов. Иоффе, председатель нашей делегации, путем ссылок на прецеденты и на доктрину международного права доказывал неправильность ссылок Латвии на то, будто бы ее требования согласны с общепринятыми принципами. Однако Россия вопреки всем прецедентам и вопреки доктрине международного права готова признать латвийскими и вернуть Латвии те имущества, на которые она имеет право по принципу самоопределения народов.

Когда Латвия предложила, чтобы Россия переуступила ей право требовать восстановления имущества и возмещения убытков, которые она имеет на основании Версальского договора к Германии, как часть бывшей Российской империи, поскольку эти требования касаются латвийской территории, мы заявилн, что Россия не признает за собой таких прав, стоит принципиально на точке зрения недопустимости возложения на германский народ всех тягостей войны и отвергает поэтому данное требование Латвии. Тов. Иоффе выдвинул вместо того идею создания международного фонда для покрытия убытков, причиненных мировой войной.

По вопросу о реэвакуации железнодорожного состава мы исходили из действительной потребности Латвии, считаясь с общим понижением экономического тонуса сравнительно с довоенным временем. В договор были внесены только принципы будущей реэвакуации, выработка же подробностей предоставлена будущей специальной комиссии. Как взаимный отказ от возмещения военных расходов и убытков, так и обя-


зательство добиваться соглашения всех государств в целях создания международного фонда для возмещения ущерба от мировой войны, а также постановление о необходимости взаимного содействия России и отделившихся от нее самостоятельных республик в целях возмещения этого ущерба «з собственных средств были включены в мирный договор, подписанный 11 августа.

По вопросу об оплате находящихся в обращении в Латвии российских цеииых бумаг и об удовлетворении требований латвийцев к российской казне и к национализированным учреждениям за Латвией и ее учреждениями и гражданами было признано право наибольшего благоприятствования. Аннулируются требования ипотечных банков к малоземельным и безземельным крестьянам.

Плавучие средства мы обязались вернуть Латвии в количестве, соответствующем ее действительной потребности. То же относится к почтово-телеграфному и телефонному имуществу. Немедленно по заключении договора обе стороны предоставляют друг другу свободный транзит. Дипломатические сношения восстанавливаются немедленно.

В счет имеющих быть возмещенными Латвии ценностей мы согласились уплатить ей авансом в двухмесячный срок 4 миллиона рублей золотом. В целях содействия латвийскому крестьянству в восстановлении разрушенных зданий мы предоставили Латвии право на лесную концессию в 100 000 десятин.

Значительно быстрее двигались вперед переговоры с Литвой. Начавшись 7 мая, они закончились подписанием мира в Москве же 12 июля. Председатель российской делегации тов. Иоффе отметил иа первом же заседании, что Литва была одним из немногих буржуазных государств, не ведших войны против' Советской России, и что российская делегация готова со вниманием и сердечностью отнестись к бедственному положению, в котором находится Литва в результате мировой войны, а также польского насилия. В территориальном отношении литовцы потребовали включения в состав Литвы губерний Ковенской, Вилеиской, Сувалкской, Гродненской, Но-вогрудского уезда Минской губернии, части Иллукстского и Гробинского уездов Курляндско>й губернии. Мы указали «а несогласованность этих притязаний с принципом самоопределения народов. В конце концов, считаясь с экономическими, культурными и административными интересами Литвы, российская делегация, подчеркивая чрезвычайную благожелательность Советской России к литовскому народу, соглашалась на включение в состав Литвы города Вильно и некоторых частей Биленской губернии. В отношении областей Сувалкской и Курляндской губерний мы указали на недопустимость установления границ Литвы с Польшей и Латвией


без участия последних.- Лишь в самом конце, перед самым подписанием мира, состоялось соглашение по территориальному вопросу, и была установлена граница, оставляющая за Литвой, кроме Вильио, важные пункты Ошмяны, Лиду и Гродно.

Первоначальные экономические притязания литовцев были явно чрезмерными. Они требовали уплаты Литве пропорциональной части золотого фонда, выделения ей пропорциональной части военного и торгового флота, денационализации имущества литовских граждан в России, возмещения Литве убытков мировой войны, составлявших около 900 миллионов рублей золотом, реэвакуации имуществ, капиталов, вкладов, подвижного состава и т. д., снабжения полным вооружением и амуницией одного армейского корпуса, выделения в пользу Литвы пропорциональной части капиталов и имуществ России за границей и выкупа имеющих хождение в Лнтве русских бумажных денег. Ввиду отказа российской делегации даже обсуждать эти требования, литовцы согласились пересмотреть их.

30 июня* была подписана между Россией и Литвой конвенция о реэвакуации беженцев и 12 июля мирный договор, в котором выражалось особое внимание Советской России к интересам трудящихся масс. Право требования долгов с малоземельных крестьян бывшему Крестьянскому земельному банку или другим ныне национализированным российским земельным байкам, а также право требования долгов бывшему Дворянскому байку или другим ныне национализированным российским земельным банкам, лежащим на помещичьих землях, при переходе последних к малоземельным или безземельным крестьянам,— это право не переходит к литовскому правительству, но считается уничтоженным. В отношении оплаты российских денежных знаков и ценных бумаг, находящихся в пределах Литвы, и в отношении удовлетворения' требований литовцев к литовской казне и к национализированным учреждениям за Литвой и литовскими гражданами признано право наиболее благоприятствуемой нации. Железнодорожный подвижной состав и телеграфное и телефонное имущество возмещаются Литве в размере, соответствующем ее потребностям, учитывая общее понижение тонуса экономической жизни. Для содействия литовским крестьянам в восстановлении их хозяйств, и в частности разрушенных и сожженных построек, ввиду истребления лесов Литвы мы согласились предоставить ей лесную концессию в 100 000 десятин и выдать ей 3 миллиона рублей золотом. Дипломатические сношения восстанавливаются немедленно. Ввиду того, что Россия и Литва не находились между собой в состоянии

* В тексте ошибочно — 26 июня.


войны, последняя же особенно пострадала от военных действий, условия настоящего договора ие могут служить прецедентом для третьей страны.

XIII. МИР С ФИНЛЯНДИЕЙ

История Юрьевской русско-финляндской мирной конференции разделяется на два периода: до и после двухнедельного перерыва, имевшего место во второй половине июля. Вначале требования финнов были громадны. Как по вопросу о границах, так и по вопросу о финансово-экономических взаимных уступках их требования были столь значительны, что делегации разделяла как будто непроходимая бездна. Когда 28 июля переговоры возобновились после перерыва, атмосфера была уже менее напряженной. В августе сделка между Россией и Финляндией свелась к тому, что район Печеиги был нами уступлен Финляндии, которая с своей стороны пошла на уступки как в области экономических вопросов, так и з отношении специальных постановлений, требуемых в интересах безопасности Петрограда на Финском заливе. Изменившаяся атмосфера выразилась и в той легкости, с которой 13 августа было заключено перемирие, по поводу которого в июне и июле происходили безрезультатные дебаты. Область Печеиги представляет собою почти совершенно бесплодную северную пустыню, пересекаемую немногими труднопроходимыми тропами. Значение ее заключается в том, что там наша территория соприкасалась с норвежской, однако сношения с Норвегией происходили в гораздо большей степени морским путем ввиду близости прилегающего к Печенге Рыбачьего полуострова, в частности его северо-западного угла с удобной бухтой Вайда-губой, к норвежской гавани Вардё. Район Печенги вместе с западной половиной Рыбачьего полуострова был нами уступлен в период финской революции красному Советскому финляндскому правительству с оговоркой, что этот договор ие относится к какому-либо другому правительству Финляндии. Тот факт, что красные финны в свое время от иас получили Печенгу, заставлял белую Финляндию с особым упорством добиваться ее присоединения. В августе стало ясно, что только этой ценой можно приобрести мир с Финляндией. После упорной дипломатической борьбы пришли к соглашению о том, чтобы провести границу посредине Рыбачьего полуострова с резким поворотом ее к северо-западу в северной его части и с конечным пунктом в середине Вайда-губы, которая, таким образом, делится пополам и может быть использована обеими сторонами. За нами обеспечен свободный транзит через Печеигу и право поддерживать воздушное сообщение через иее невооруженными аэропланами. Нам предо-


ставлено также право организовать там консульское представительство. Мы добились также для Печенги военно-морских гарантий.

Постановлением ВЦИК от 9 июня * была создана в пределах РСФСР автономная Карельская Трудовая Коммуна, причем для созыва Съезда карельских Советов был образован временный Ревком под председательством финского товарища Эдуарда Гюллннга. Первый Съезд представителей карельского трудового народа открылся в Петрозаводске I июля и принял 3 июля резолюцию, в которой он заявил торжественно от имени карельских трудящихся масс Олонецкой и Архангельской Карелин перед лицом трудящихся масс России, Финляндии и всего мира, перед лицом белой Финляндии и всех капиталистических государств, что карельское трудовое население не хочет порвать культурную, экономическую, политическую и государственную связь с Советской Россией и совершенно.не думает о присоединении к белой Финляндии. Карельский народ протестует против образования из карельских кулаков-беженцев так называемого карельского национального собрания и объявляет это собрание неправомочным говорить от имени карельского народа. Та же резолюция приветствует образование Карельской Трудовой Коммуны, которая должна остаться в неразрывной связи с Советской Россией, развивая свое хозяйство и культуру в тесном содружестве с рабоче-крестьяискими массами России и сохраняя советскую форму управления.

Совершившееся таким образом самоопределение трудящихся масс Карелии лишило финляндское правительство возможности разыгрывать роль протектора и защитника интересов карельского народа. Финляндская делегация долго добивалась того, чтобы вопрос о судьбе Карелии разрешался российско-финляндским мирным договором, но, наконец, она от этого требования отказалась. На последнем заседании конференции 14 октября председатель российской делегации тов. Берзин сообщил о создании автономной области Восточной Карелии с избранным местным населением органом во главе, с правом употребления местного народного языка в управлении, законодательстве и народном просвещении и другими правами автономии. В самом договоре устанавливается, что волости Репола и Порос-озеро «возвращаются в состав Российского государства и присоединяются к Восточно-Карельской Автономной области, образованной карельским населением Архангельской н Олонецкой губерний и имеющей право 'Национального самоопределения».

Для обеспечения безопасности Петрограда с моря нейтрализованы острова Ф'инского залива, принадлежащие

* Дата опубликования в газ. «Известия». Постановление принято ВЦИК'ом в июня 1920 г.


Финляндии, остров же Гогланд будет ею нейтрализован под международной гарантией. Форты Иио и Пумала, могущие обстреливать Кронштадт, разрушаются. На прилегающей к России прибрежной полосе до Стирсуддена Финляндия ие возводит батарей, могущих стрелять дальше финских территориальных вод. Размер самих территориальных вод в Финском заливе устанавливается в различных его частях так, чтобы не создавать препятствий для морских сношений с Петроградом и для ограждения его безопасности.

В экономическом отношении Финляндия сначала требовала себе всего, не давая России почти ничего. Громадное российское военное имущество, остававшееся па территории Финляндии, она требовала себе безвозмездно, как военную добычу. Остальное же государственное имущество России на финляндской территории —за возмещение, за исключением полученного Россией безвозмездно. С другой стороны, по финляндскому проекту оба государства должны были возместить гражданам другого государства убытки, причиненные распоряжениями их властей, т. е. финляндские граждане в России должны были бы получить полностью стоимость своих ценных бумаг и национализированного имущества, и, кроме того, им должны были быть возмещены все убытки, причиненные гражданской войной в самой Финляндии, за которую финляндская буржуазия возлагала ответственность на нас. После июльского перерыва обе стороны согласились исходить из принципа экономического status quo, т. е. отказа обеих сторон от экономических требований. Из этого принципа был, однако, сделан ряд изъятий, и дальше дебаты происходили по поводу этих изъятий. Обеими сторонами возвращаются захваченные ими и уцелевшие еще суда другой стороны на основании приложенных к договору списков (Финляндия возвращает нам 169 судов, мы возвращаем ей 18 судов). Россия получает в исключительное пользование три прямых телеграфных провода через территорию Финляндии и два кабеля прямого сообщения со Швецией. За жителями Петрограда обеспечивается половина больничных мест в санатории Халила. Финляндские граждане в отношении претензий к Российскому государству н его учреждениям и требований о возмещении убытков имеют права граждан наиболее благоприятствуемого государства. До заключения торгового договора немедленно предоставляется обеим сторонам право транзита. По вопросу об амнистии важнейшее постановление договора заключается s том, что финляндские или российские граждане, осужденные за политические преступления в пользу другой стороны, или за сношения с войсками, или правительственными органами другой стороны, или за совершение деяния в целях осуществления национального самоопределения, амнистируются. Дипломатические сношения восстанавливаются немедленно.


14 октября, два дия после предварительного мира с Польшей, был подписан Юрьевский договор с Финляндией, после принятия которого мы имеем полное основание надеяться на создание длительных добрососедских отношений с Финляндией.

XIV. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ МИР С ПОЛЬШЕЙ

21 сентября открылась в Риге мирная конференция между Россией и Украиной, с одной стороны, и Польшей — с другой. Как только состоялся первый контакт наших делегатов с польскими и выяснилась возможность мирного нехода, ВЦИК

23 сентября обратился к Польше с предложениями в целях скорейшего заключения мира оставить в стороне то различное толкование принципов самоопределения народов, по поводу которого дебаты могут отсрочить заключение мира и надолго отдалить его, и ограничиться установлением восточной границы Польши *," причем значительно восточнее той, которую зафиксировал в декабре Верховный союзный совет. От прежних требований, предъявленных в Минске, ВЦИК отказывался. Это предложение имело силу в том случае, если бы подписание соглашения состоялось в 10-диевный срок.

Этот исторический шаг ВЦИК сыграл решающую роль в ходе наших переговоров с Польшей. Мы предлагали Польше территориальное приращение взамен отказа Полыни от политики создания буферных государств, якобы самостоятельных, но в действительности прикрывающих собою польское господство на Украине и в Белоруссии. На следующий же день,

24 сентября, декларация ВЦИК была оглашена на мирной конференции, после чего польская делегация сообщила свою коитрдекларацию, которая при крайней расплывчатости открывала возможность различного толкования или в смысле проведения политики буферизма, или в смысле отказа от нее. Польская делегация снова стала применять старую тактику проволочек, и только 27 сентября состоялось следующее заседание, на котором обе делегации обменялись замечаниями по поводу предложений другой стороны. Из созданных на этом заседании комиссий важнейшую роль сыграла так называемая главная комиссия, в которой обсуждались основные черты соглашения. Основная же работа по выработке сделки между обеими сторонами происходила на совещаниях председателей. Именно на этих совещаниях председатель польской делегации г. Домбский выдвинул тот проект польской границы, которая являлась для поляков ценою отказа от буферизма и соглашения с нами. По этому проекту граница пересекает Волынь, отрезает от Белоруссии западную часть Минской губернии и

* Это заявление ВЦИК опубликовано в газ. «Известия» 25 сентября 1920 г.


предоставляет Польше граничащую с Литвой восточную часть Виленской губернии, которая составляет, таким образом, как бы узкий коридор, отделяющий йас от Литвы. После того как.предложение Домбского было нами принято, состоялось 5 октября, т. е. в предусмотренный постановлением ВЦИК 10-дневный срок, подписание протокола о том, что по главнейшим вопросам соглашение состоялось и что подписание перемирия назначается на 8 октября. В дополнительном протоколе было зафиксировано обязательство Польши заключить договор с Россией и Украиной, т. е. фактически признать Советской Украину и обеспечение за нами транзита через Польшу.

После соглашения 5 октября оставалось только технически разработать ряд деталей. Эта работа заняла еще целую неделю, и, наконец, подписание прелиминарного договора и договора о перемирии между Россией и Украиной, с одной стороны, и Польшей — с другой, состоялось иа пленарном заседании 12 октября вечером. Обе стороны отказались от возмещения военных расходов и убытков и от прав на государственное имущество, связанное с территорией другой стороны. При взаимных расчетах и ликвидации будет принято во внимание активное участие земель Польской республики в хозяйственной жизни бывшей Российской империи. В области реституции имущества и возмещения убытков периода революции и гражданской войны с Польшей ее гражданам предоставляется право наибольшего благоприятствования,

Одновременно было заключено перемирие на 21 день со сроком права отказа от перемирия за 48 часов. Как раз на 21-й день после подписания прелиминарного договора о перемирии должен был состояться в Либаве обмен ратификационными грамотами. После этого в силу договора о перемирии последний должен был автоматически продолжаться до ратификации окончательного мирного договора со сроком права отказа от перемирия за 14 дней. По всему северному участку фронта польские войска должны были к 19 октября занять линию новой государственной границы. По всему остальному фронту польские войска должны были начать отступление на линию новой государственной границы после ратификации прелиминарного договора, т. е. по истечении 15 дней с момента подписания. Обмен ратификационными грамотами состоялся своевременно в Либаве 2 ноября.

Между тем, образовавшиеся на территории Польши отряды Балаховича, Савинкова и Перемыкииа и входившие в состав польской армии войска Петлюры ие были разоружены и возобновили уже после заключения перемирия наступление иа советскую территорию. Когда же советские войска разгромили отряды Петлюры, польская армия оказала последним помощь тем, что отказалась в указанный договором


Срок отойти на линию новой государственной границы. Для того, чтобы оправдать неисполнение договора, польские военные власти ссылались на необходимость ограждения Польши от эпидемий и эпизоотии. В Риге же польские делегаты предложили еаключить специальное соглашение о передаче во-лынских сахарных заводов, причем они с этим связывали отсрочку очищения этой местности польскими войсками. Двумя протоколами 14 ноября —об отходе польских войск и о передаче сахарных заводов Рижская мирная конференция разрешила эти вопросы, причем для отхода был указан срок 19 ноября. Несмотря на соглашение о сахарных заводах, последние не были переданы в целости нашим войскам, были разграблены, и из большинства этих заводов был увезен в Польшу весь сахар. Отход польских войск также не начался в установленный протоколом срок. Русско-украинская мирная делегация несколько раз вынуждена была поднимать вопрос об исполнении поляками их обязательств и даже временно (до 21 ноября) прервать занятия конференции, пока, наконец, с большим опозданием удалось добиться окончательного отступления поляков на линию их новых границ. Отряды Пет-люры, Балаховича, Перемыкина и Савинкова отступили на польскую территорию, причем значительная часть их была разоружена в присутствии наших представителей. Однако угроза новых нападений на советскую территорию еще не исчезла.

После того, как уступленный нами Литве Виленский район был занят польским генералом Желиговским, формально независимым от польского правительства, однако, при помощи регулярных польских войск, в Вильно образовалась территория, не подчиненная ни одному правительству, с которым мы находились бы в договорных сношениях. Ввиду несомненной принадлежности Желиговского и его войск к польской армии и ввиду использования им польского оружия и снаряжения тов. Иоффе нотою от 11 декабря заявил, что мы возлагаем иа Польшу ответственность за могущее произойти на нас оттуда нападение. Мы имели сведения о том, что участники похода Балаховича и других белогвардейцев стекаются в Вилеиский район, где из них образуются новые баиды, угрожающие безопасности Советских Республик. Если Лига Наций, как это предполагается, пошлет международные отряды в Вильио в тот момент, когда там будет происходить плебисцит по вопросу о государственной принадлежности этого района, то появление там иностранных отрядов может служить новым подспорьем для подготовки нападений на Советские Республики. Польская делегация возражала против нашего вмешательства в виленский вопрос, но на повторный протест тов. Иоффе (16 декабря) ответила успокоительными заверениями. Еще 26 ноября польский м[инистр] иностранных]


д[ел] Сапега обратился к Наркоминоделу непосредственно с радио, обвинявшим нас в попытках затруднять переговоры и предлагавшим теперь же установить дату подписания мира и выработать военные гарантии. 1 декабря мы ответили с указанием на полномочия делегаций в Риге для ведения переговоров, что следует им же предоставить выработать план переговоров и гари первой возможности назначить дату подписания м,ира, военные же гарантии.возможны только со всеми правительствами, враждебно к нам относящимися.

Территориальные вопросы были решены рижским прелиминарным миром. В настоящее время на Рижской мирной конференции обсуждаются экономические вопросы. Поляки требуют не только значительной доли нашего золотого фонда, но и восстановления всего увезенного польского имущества, независимо от того, где оно находится, и даже в том случае, если оно погибло во время войны или находится в другой стране. Получается у иих, на самом деле, возмещение Польше убытков войны. Их экономические претензии для России и Украины фактически невыполнимы. Мы со своей стороны готовы идти в интересах мира и создания добрососедских отношений на известные уступки, ио в таких пределах, которые для иас фактически были бы приемлемы и не угрожали бы серьезной опасностью хозяйственной жизни России и Украины.

Практически в наших сношениях с прибалтийскими государствами сейчас крупную роль играет ликвидация вопросов, вытекающих из прежнего вхождения этих государств в состав России. Тут прежде всего следует упомянуть об оптации, т. е. о добровольном принятии русскими гражданами, происходящими из того или иного из этих окраинных государств, его гражданства. С Эстонией процедура оптации находится в полном ходу; иа родину, помимо беженцев, отправлено несколько "десятков тысяч оптантов со своим имуществом, поскольку в отношении последнего между нами и Эстонией достигнуто соглашение. С Латвией, Литвой переговоры о проведении оптации ведутся. Кроме прибалтийских -государств, заключено соглашение об оптации также и с Грузией.

Наряду с оптацией мы осуществляем и второе важное дело, вытекающее из ликвидации расчетов государств Прибалтики с Россией, а именно реэвакуацию государственного, а в отношении некоторых стран (как, например, Латвии) и частного имущества, вывезенного во время войны, и выдел из нашего народного достояния и из наших архивов того, что по договорам причитается этим новым государствам. Дело о реэвакуации имущества в Эстонию можно считать почти что конченным, кроме остающегося до сих пор принципиально не разрешенным вопроса о согласии Эстонии продать нам научное имущество Юрьевского университета и Юрьевского


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: