Нота Председателя Совета Народных Комиссаров и Народного Комиссара Иностранных Дел УССР Министру Иностранных Дел Германии Симонсу

6 февраля 1921 г. M 1221

Неоднократно Правительство Украинской Социалистической Советской Республики как в течение 1919, так и в течение 1920 года обращалось как в нотах, отправлявшихся всем правительствам, и в том числе Германии, так и в нотах, отправлявшихся специально Германскому Правительству, с предложениями о восстановлении нормальных дипломатических отношений между Германией и Украиной.

Украинская Советская власть не упуокала ни одного случая выразить свое непреклонное желание жить в мире с Германией и решать путем мирного разбирательства все вопросы, которые возникают между двумя странами, заключая соответственно экономические соглашения. Украинское Советское Правительство выражало готовность вступить и в торговые отношения, когда отдельные груцпы или лица, имевшие раньше экономические связи с Украиной, обращались к Украинскому Советскому Правительству с соответственными предложениями. Оно выражало готовность облегчить через Николаевскую радиостанцию радиосвязь с Кавказом германского почтово-телеграфного ведомства, когда последнее запросило об этом. С тою же готовностью Украинское Советское Правительство отозвалось на желание Германии иметь своего Представителя на Украине для облегчения положения германских военнопленных, конечно, при соблюдении со стороны Германии во всех этих случаях принципа взаимности.


Счн1П1<| необходимым зпмстить, что между Украиной и l'i'[)M.iiiiu-ii liinii- иг МОЖ1-1 пят речи о пидаиии новых отношении,,1. iiiiiii! о LiiK-ri,ini>ii.'i(4iiiiL существующих. Украина уже- Гмл.ш пришапа Германией как тсударство самостоятель-iii_H', il ю обе И'я |(М|,п'|и_], 'пи в момент признания Украины со L'iiipniii.i I ерм.шип lui Украине была власть Центральной Рады и кчмапа Гкоропадского, а в настоящее время на Украине гущеаиует власть Советов, не может служить серьезной причиной для прекращения политических отношений между Германием и Украиной, так как Германское Правительство неоднократно заявляло, что оно является сторонником невмешательства во внутренние дела других государств.

Одновременно с этим я должен заметить, что никакая власть на Украине не имеет за собою такого долгого и прочного существования и не господствовала так безраздельно на территории Украины, как Советская власть. В момент вступления Германии в дипломатические отношения с правительством Центральной Рады последняя господствовала только на части территории правобережья, имея столицей Житомир, тогда как Киев и вся остальная Украина находилась под властью Советов.

Считаю нужным в пользу защищаемого Украинским Советским Правительством положения сослаться еще на одно новое обеюя'к'льешо. Украинская Социалистическая Советская Республика пак субьскт международного права уже заключила I Ipcviнмнпприыи мирный договор с Полыней в ожидании подписания самого мирного договора, а также ведет переговоры для установления дипломатических отношений с четырьмя государствами: Грузией, Латвией, Литвой и Эстонией. Я считаю, что это обстоятельство должно способствовать установлению нормальных дипломатических отношений между Украинской Социалистической Советской Республикой и Германской Республикой.

Председатель Совета Народных Комиссаров

[и Народный Комиссар] но Иностранным Делам

Украинской Социалистической Советской Республики

Исчаг. по арх

288. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Председателю Российско-Украинской делегации на мирных переговорах с Польшей А, А. Иоффе

7 февраля 192t г.

По Прелиминарному договору вопрос о принадлежности Вильно должен разрешиться между Польшей и Литвой, а не третьими державами*. Поэтому появление интернациональ-

» См. док. № 131.

50У


ных отрядов в Вильно противоречит Прелиминарному договору между Польшей и нами, и Польша обязана та«же, как и мы, воспрепятствовать появлению этих отрядов. Суверенная власть над Вильно принадлежит Литве, пока Литва ее не уступила Польше, но фактическая оккупационная власть в Вильно — это польские генералы и войска. Поэтому предлагаю обратиться к Польше как к фактическому оккупанту Вильно с указанием на нарушение ею Прелиминарного договора в случае допущения в Вильно интернациональных отрядов. Юридически эта территория есть Литовская, пока Литва ее не уступила Польше, но фактически ее занимают польские войска.

Мы не отказываемся от вмешательства в этот вопрос вообще, но в силу Прелиминарного договора4 мы отказываемся только от участия в решении вопроса о том, должно лн Вильно принадлежать Литве или Польше, Передача Вильно Литвой Польше может быть только добровольным актом самой Литвы, и вопрос между Литвой и Польшей должен разрешиться без нашего участия; так гласит договор. Но во всех других отношениях мы не обязаны воздерживаться от вмешательства в вопросы о судьбе Вильно. Если мы заявляем, что вопрос о том, будет ли Литва или Польша владеть Вильно, должен разрешаться только ими. Это равносильно устранению интернациональных отрядов и Антанты от разрешения этого •вопроса. Но это не значит, что мы не можем вмешиваться в этот вопрос в других отношениях, например в отношении недопущения там военных авантюристов, ибо даже если мы признаем Польшу суверенной над Вильно, мы все-таки можем протестовать против появления там Балаховича. Поэтому я не вижу, почему протест против вмешательства Антанты был бы рискованным. Это вовсе не есть дезинтере-садия. Другой вопрос — не давать Литве новой услуги, пока она ничего не дала; это, конечно, резонно.

Чичерин

Печат. no apx.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: