Нота Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Китайскому Генеральному Консулу в Москве Чэнь Гуан-пину

3 февраля 1921 г. M 652/2

Народный Комиссариат Иностранных Дел приветствует в Вашем лице приезд в Москву представителей Китайской Республики и выражает глубокую уверенность, что Ваше присутствие на территории Российской Республики облегчит и ускорит сближение и установление дружеских отношений между обеими великими Республиками и их народами.

Повторяя еще раз наше заявление, сделанное в наших обращениях к Китайскому Правительству, мы выражаем свою готовность немедленно признать за Вами, а также другими представителями Китая, которые будут посланы Китайским Правительством в Россию, все соответствующие права представительства, каковые международными законами и обычаями установлены.

В нашем обращении к Пекинскому Министерству Иност ранных Дел от 27 октября прошлого года * мы сообщили о нашем желании иметь своих представителей на территории Китайской Республики, но, к сожалению, до сих пор мы не получили ответа от Пекинского Правительства по этому вопросу. Мы считаем необходимым, чтобы нашим представителям, которых мы намерены в самое ближайшее время послать в Китай, был гарантирован Пекинским Правительством свободный проезд и полная неприкосновенность во время их следования по китайской территории и чтобы им были предоставлены по принципу взаимности полный иммунитет, право посылки курьеров и шифрованных телеграмм, почтовых и телеграфных сношений.

Точно так же мы просим Китайское Правительство принять соответствующие меры по охране архивов, имущества и •помещения прежних русских консулов в Китае и считаем необходимым, чтобы Китайское Правительство приняло на себя заботы и ответственность за целость и сохранность всего

* См. док. № 153.


перечисленного достояния прежних русских консулов до прибытия туда наших представителей, которым все перечисленное полностью и должно быть передано.

Учитывая важность обмена представительствами для дела сближения России и Китая, мы считаем безусловно необходимым полное соблюдение принципа взаимности, в силу которого признание нами представителей Китайской Республики возможно лишь при непременном условии, что Китайским Правительством будут приняты и признаны представители РСФСР на территории Китая.

Стремясь ускорить разрешение этого вопроса, просим Вас о всем вышеизложенном довести возможно срочным порядком до сведения Вашего Правительства и не отказать в любезности сообщить нам ответ Вашего Правительства с указанием пути следования, который Китайское Правительство считало бы более удобным для проезда наших представителей.

Мы уверены, что разрешение этого вопроса облегчит установление дружественных отношений между обеими Республиками и облегчит разрешение всех других связанных с этим вопросов, к обсуждению которых мы готовы немедленно приступить.

Заместитель Народного Комиссара

по Иностранным Делам

[Карахан]

Псчат. по арх.

284. Нота Правительства РСФСР Правительству Великобритании *

4 февраля 1921 г.

Российское Правительство должным образом ознакомилось с проектом торгового соглашения и со связанными с ним различными предложениями и предположениями, переданными Британским Правительством через г. Красина. Мы с удовлетворением констатируем, что, поскольку дело касается условий самого торгового соглашения, между обоими Правительствами не существует таких глубоких разногласий, которые не допускали бы соглашения путем дальнейшего их обсуждения между г. Красиным и компетентным британским ведомством.

Главным препятствием к подписанию соглашения является, однако, вступительная часть, которую Британское Пра-интельство желает дополнить и расширить без надлежащих

* Передана пи радио на имя Министра Иностранных Дел Великобри-I.IHHII Керзона.


переговоров за пределы базиса, установлениого по взаимному соглашению путем обмена нотами 30 июня и 7 июля*. По этому вопросу Российское Правительство придерживается того же мнения, что и Британское Правительство, а именно, что этот базис выражает принцип взаимных обязательств в самой общей и неопределенной форме, оставляя ши? рокнй простор для неправильных толкований, недоразумений и возможных между обеими сторонами неудовольствий и трений. Принимая во внимание, что Российское Правительство желает устранения всякой двусмысленности и достижения возможно более ясного определения этих обязательств, которые должны быть установлены между обеими сторонами с целью создания прочного и реального базиса для их дружественных отношений и для выработки условий установления мира на Востоке, столь желаемого обеими сторонами, как н всем остальным миром, о'но считало по этим соображениям необходимым настаивать на политических переговорах, без которых соглашение едва ли привело бы к ожидаемым результатам.

Яркий пример недоразумений, ложных выводов и неосновательных жалоб, обусловленных недостаточно ясными определениями июньско-июльского соглашения, а также неверным истолкованием и неправильной ссылкой на факты, не соответствующие действительности, можно найти в нотах Британского Правительства от 2 ** и 9 октября *** и об этом примере должно напомнить следующим кратким перечнем. Не соответствовало истине, что Российское Правительство посылало войска в Персию. На самом деле, как только было покончено •с остатками белогвардейских войск в Энзели, российские военные и морские силы эвакуировали персидскую территорию и с тех пор не вступали на нес. Факт ликвидации белогвардейских сил в Энзели был необходимым актом самозащиты со стороны Российской Республики и ни в коем случае не может считаться направленным против британских интересов. Утверждение, что большевистские войска были направлены в Малую Азию, также совершенно неверно и может служить.лишь примером плохой осведомленности Британского Правительства о действительных событиях на Ближнем Востоке. Российское Правительство не участвовало и не участвует в •каком бы то ни было военном заговоре против британских интересов в Малой Азии; оно не угрожало и не угрожает нашествием на Хоросан и не создавало в Ташкенте никаких организаций, предназначенных для нападения на британскую территорию или для угрозы ее ишересам.

* См. док № 6 и стр. 17—19.

** Имеется в виду нота от 1 октября 1920 г.; см. стр. 242—244. *** См. стр, 317—320.

5U2


Мы должны также энергично протестовать против утверждения, будто Российское Правигельство вызвало революцию в Бухаре и будто эта революция имела целью нападение на британскую территорию н посягательство на ее интересы, так как в действительности освобождение рабочих масс Бухары было их собственным делом, и эти рабочие массы не связывали и не связывают с делом своего освобождения никаких агрессивных замыслов против какого бы то ни было другого народа илн государства. Неверно также, что Российское Правительство пыталось заключить договор с Афганистаном с целью вызвать восстание племен на границах Индии.

Что касается попыток отождествить III Интернационал с Российским Правительством, то о'ни столь же беспочвенны, как если бы были предприняты попытки отождествить бельгийское правительство со II Интернационалом, местопребывание которого находится в Брюсселе, или отождествить Британское Правительство с международными организациями, имеющими свои центры в Лондоне, или с тем же III Интернационалом, в который наравне с Российской Коммунистической партией входит Британская Коммунистическая партия.

Российское Правительство твердо держится того убеждения, что подобные недоразумения и кривотолки будут неизбежны до тех пор, пока оба Правительства не сойдутся для исчерпывающих дискуссий и не определят ясным и недвусмысленным образом своих взаимных обязательств и пределов обоюдных интересов, от нарушения которых обе стороны должны воздерживаться.

Хотя Британское Правительство, вопреки нашему мнению, и считало взаимные обязательства июньско-июльских соглашений уже вступившими в силу в тот период, когда эти ноты появились, тем не менее оно не считало себя стороной, нарушившей это соглашение, когда оно предпринимало как на Востоке, так и на За>паде всевоз'мож'ного рода враждебные действия против Российской Республики. В тех самых странах, в которых Российскому Правительству Ваши ноты от 2 и 9 октября ложно приписывали враждебные действия против Британии, в действительности именно Британское Правительство вело и еще продолжает вести политику непримиримой враждебности к России. В Персии британские военные силы оказывали содействие и помощь остаткам русских белогвардейцев, угрожающих безопасности Российской Республики так же, как и союзной с нею Азербайджанской Республики. И до настоящего дня британское влияние в Персии направлено к тому, чтобы помешать заключению мирного договора между Россией и Персией, выгодного обеим странам и не содержащего в себе ничего такого, что могло бы причинить ущерб каким-либо другим странам или таило бы какую-либо угрозу для них. На Кавказе и в Малой Азин правительства Антанты

Ооз


беспрерывно пытаются вызвать действия, угрожающие безопасности России и Азербайджана. Британские и другие союзные агенты то и дело пытаются возбуждать восстания в пограничных областях Советских Республик.

Постоянно вызывающая и провокационная политика грузинского правительства в отношении России была бы немыслима, если бы она не находила поддержки в дипломатии Ан-та'нты. На Черном море британские, как и французские, суда атакуют корабли России и других наций, везущие товары в русские порты, и британские эсминиы, такие, как «Непобедимый», подстерегают их в соседних водах для враждебных действий против русской торговли и русских побережий. В то время, когда рабочие массы Армении еще находились под игом милитаризма и капитализма, существовавшее гам контрреволюционное дашнакское правительство систематически противилось всем законным требованиям Российского Правительства, а такая политика была возможна только с одобрения правительств Антанты.

Что касается турецкого национального правительства, то не проходит дня без того, чтобы в британской прессе не появилось сообщения, доказывающего, что Великобритания старается, хотя и безуспешно, помешать установлению дружественных отношений между Турцией и Россией и направить турецкое национальное движение на путь, враждебный Советским Республикам. Тогда как революционное движение трудящихся масс Бухары далеко от каких бы то ни было агрессивных намерений против Великобритании или какой-либо другой страны, прежнее деспотическое правительство эмира бухарского, как это доказывают документальные данные, имеющиеся в нашем распоряжении, рассчитывало на поддержку британских агентов, когда оно подготовляло нападение на российскую территорию.

Мы знаем также об усилиях британских представителей, направленных к возбуждению Афганистана против России, хотя афганское правительство, сознавая свои истинные интересы, решительно отказывается вступить на путь вражды против Российской Республики. Во всех западных странах, так или иначе соприкасающихся с Россией, Великобритания неизменно преследовала ту же политику враждебности к нашей Республике.

Военные действия Польши против России и Украины и вооруженное восстание бывшего генерала фон Врангеля были бы невозможны без активной помощи со стороны правительств Антанты; десантные операции врангелевских войск не имели бы места без поддержки со стороны британского флота и без британского угля, а колоссальное количество британского вооружения и снабжения, находившееся в руках Врангеля, показывает, как далеко, зашло Британское


Правительство в разжигании этого контрреволюционного мятежа против Российского Правительства.

Дипломатические действия Британского и других союзных правительств отрыли дорогу транспортированию в Польшу амуниции п оружия, которое в значительной части было британского происхождения, и, например, в Данцигском порту, под давлением Англии и вопреки противодействию местных рабочих, снаряжение было выгружено и перевезено в Польшу. На юге Бессарабия была присоединена к Румынии Британским и другими союзными правительствами без ведома России и Украины. Вплоть до настоящего дня союзная пресса дает ежедневные доказательства непрекращающейся враждебной деятельности британской и иной союзной дипломатии, направленной к созданию новых неприятельских сил и новых враждебных Советским Республикам действий, подрывающих в самом корне всякую возможность торговли с последними.

Тем не менее, стремление Российской Республики к миру и торговле так глубоко и сильно, что, несмотря на перечисленные факты, она остается при своем решении заключить с Великобританией предполагаемое торговое соглашение.

Так как Британское Правительство уже заявило о своем согласии на перечисление во вступительной части соглашения тех стран, в которых Британское Правительство берет на себя обязательство не предпринимать каких-либо враждебных действий против российских интересов, мы требуем, чтобы после слов: «особенно в Малой Азии, Персии, Афганистане и Индии» были вставлены следующие слова: «С Другой стороны. Правительство Соединенного Королевства будет отказываться и воздерживаться от совершения или поддержания каких-либо действий и пропаганды в какой-либо форме против интересов или безопасности Советской России в вышепоименованных странах, равно как и в странах, которые составляли часть бывшей Российской империи и теперь стали независимыми государствами на основе права пародов на самоопределение, а также будет отказываться и воздерживаться от поощрения илн поддержки каких бы то ни было враждебных действий против Советской России сю стороны Японии, Германии, Польши, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Греции. Югославии и не будет вмешиваться в отношения Советской России с другими странами, а также ставить препятствия установлению этих отношений. Договаривающиеся стороны взаимно обязуются уважать независимость и целостность Персии, Афганистана и территории Турецкого Национального Собрания».

Недавнее судебное решение по делу Сэгора убеждает Российское Правительство в том, что утверждение этого решения высшей инстанцией и вынесение подобных решений в отношении российского золота и других товаров делало бы осуществление такого договора невозможным и должно было


бы поэтому составлять законный повод к немедленному автоматическому аннулированию его, о чем и должен быть включен в договор соответствующий пункт. Российское Правительство должно также указать, что в новом проекте договора, врученного г. Красину, включен новый пункт относительно общих долгов предыдущих российских правительств, каковой в прежнем проекте отсутствовал и который должен быть обязательно исключен.

По получении от Британского Правительства благоприятного ответа в смысле принятия вышеуказанных трех поправок будут продолжены завершающие переговоры г. Красина с Британским Правительством для урегулирования некоторых мелких пунктов разногласий делового характера н для подписания договора.

Чичерин

Печат. по арх. Опубл. в газ. «Известия» А* 27(1170), 8 февраля 1921 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: