Ш'плм члиия

1 В августе 1918 г. правительство Финляндии признало «независимость» оккупированной Германией Украины и установило отношения с «правительством» гетмана Скоропадского. II июня 1920 г. финляндское правительство постановило подтвердить признание де-факто так называемой Украинской народной республики и возобновить с ней дипломатические отношения. Текст финляндской ноты о признании «правительства» Петлюры появился в финских газетах 15 июня 1920 г. — 9.

2 О Халиль-паше см. т. II, стр. 658, 724, 726.— //.

3 В связи с болезнью полномочного представителя РСФСР в Турции Ш. Элианы советское полпредство возглавил советник Я. Я. Упмал, который прибыл в Анкару вместе с другими сотрудниками 4 октября 1920 г.— //.

4 Сразу же после подписания настоящего договора австрийское правительство под давлением держав Антанты стало нарушать принятые по договору обячптельствп, в частности ст. 2 и 3, которые, по утверждению представителей соклмых держпн, якобы противоречили постановлениям Сен-Жерменского мирного договори НН9 г. между Австрией и державами Антанты. 4 августа 1920 г. пчпт-сокрсгирь но иностранным делам Австрии К. Реннер опубликовал «рап.нпгешш» по поводу договора с Советской Россией, явившиеся по существу ею реви шей, тик кик и них указывалось, что положения Сен-Жерменского д<нопори должны пользоваться приоритетом по сравнению со статьями длимого дотиорн.

В ноте на имя К. Реннера от 10 августа 1920 г. предетншптль РСФСР в Австрии М. Г. Бронский показал беспочвенность утнержденип о противоречии этого договора Сен-Жерменскому и потребовал от австрийского правительства «строгого соблюдения вытекающих m добровольно подписанного им Копенгагенского договора обязательств, а гякжи чшциты этого договора всеми средствами от любых посягательств». — 13.

5 На настоящую ноту ответа получено не было. Международная почтовая конференция в Мадриде открылась в начале ноября 1920 г. Советским представителям, назначенным на конференцию (Николаеву и Ру-дану), испанское правительство отказало в визах на въезд в Испанию.— 14.

6 В ноте имеется в виду M. M. Литвинов, кандидатура которого в качестве члена делегации Центросоюза на переговорах в Лондоне была отвергнута британским правительством. — 19.

7 Китайская военно-дипломатическая миссия, возглавляемая ген. Чж'ан Сы-лином, прибыла в Москву 5 сентября 1920 г. с целью «ведения переговоров от имени Правительства Китайской Республики» (см. стр. 217).


Хотя полномочия Чжан Сы-лина не были надлежащим образом оформлены, тем не менее Советское правительство стремилось ислоль-зовать пребывание в Москве возглавляемой им миссии, чтобы разъяснить пекинскому правительству политику РСФСР в отношении Китая и договориться об установлении дружественных отношений между двумя странами.

27 сентября 1920 г. Чжан Сы-лину была вручена нота правительства РСФСР с изложением принципов, которые Советское правительство предлагало положить в основу будущего советско-китайского договора (см. док. № ПО). Ответ пекинского правительства на эту ноту был передан в Москву через советскую торговую делегацию в Лондоне 1 марта 1921 г. (см. стр. 586).

Империалистические державы, в первую очередь США и Франция, опасавшиеся сближения Китая с Советской Россией, оказали па пекинские власти прямой нажим, требуя отзыва миссии Чжан Сы-лина. В результате миссия была отозвана (см. стр. 291).

Перед отъездом из Москвы, 2 ноября 1920 г., Чжан Сы-лин был принят В. И. Лениным. Считая приезд китайской миссии важным шагом к ознакомлению и сближению с Советской республикой, В. И. Ленин выразил уверенность в том, что эта связь упрочится, так как Китай и РСФСР объединяют общие цели борьбы с игом империализма.

Несмотря на то, что пекинское правительство не решилось установить с РСФСР официальных дипломатических связей, между двумя странами было положено начало отношениям де-факто. — 19.

8 Вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции китайские трудящиеся, проживавшие в России, объединились в «Союз китайских рабочих», имевший свои отделения в городах Европейской России и Сибири. Ввиду отсутствия дипломатических и консульских отношений с Китаем Советское правительство разрешило «Союзу китайских рабочих» временно выполнять консульские функции по охране интересов китайских граждан в России. — 19.

9 В заявлении государственного департамента Соединенных Штатов Америки, опубликованном 8 июля 1920 г., говорилось о разрешении вывоза товаров в Россию, которые «не могут быть употреблены непосредственно на нужды войны», с условием, что торговля с Россией может совершаться на собственный риск частных торговых групп, которым правительство США не будет оказывать никакой помощи. Государственная почта не будет принимать ни писем, ни посылок для России, а госдепартамент не будет выдавать паспортов для поездки в Россию. В заявлении указывалось, что правительство Соединенных Штатов считает, что в России «нет таких официальных представителей власти, с которыми оно могло бы завязать сношения, как с другими народами», и что «настоящие шаги отнюдь не означают признания Советского правительства в настоящем или будущем».

Это заявление госдепартамента, сопровождаемое многочисленными оговорками и ограничениями, носило лицемерный характер. Опубликованием этого заявления правительство США преследовало цель не создать необходимые предпосылки для возобновления американо-советской торговли, а ввести в заблуждение общественность страны, требовавшей установления деловых связей с Советской Россией. — 20.

!0 Имеется в виду покушение на главу советской мирной делегации на переговорах с Финляндией Я. А. Берзина и секретаря советской делегации А. С. Черных, произведенное вечером 22 июня 1920 г. в окрестностях г. Юрьева. Народный комиссариат иностранных дел РСФСР поручил советскому представителю в Эстонии обратиться по этому поводу с официальной нотой протеста к эстонскому правительству.

Министр иностранных дел Эстонии Бирк, после произведенного расследования, в ноте на имя Г. В. Чичерина от 7 сентября 1920 г. сообщил, что покушение было совершено капитаном эстонской армии Клиском с террасы кафе «Отиула». Клиск сделал по лодке, в которой находились Берзин с


женой и секретарь советской делегации, три выстрела, не прпчтгипшпс им вреда. Бирк ныражил снос глубокое сижллипне и сити г покушением на членов советской мирпоп дслепншн — 27.

" II. К Kjilihikd иилллсч секретарим сопсгпшм помогши дел стации о Лондоне. — '12.

13 Е. Саблии, бывший l-ft секретари цлрошго тк-олметип» Англии, позднее был фактическим представителем белогвардейских «мрлммтсльстп» Колчака и Врангеля в Лондоне. — '13.

13 В упоминаемой ноте ген. Такаянаги гарант пропал соблюдение «читинской властью», т. е. атаманом Семеновым, уело и и ft догоноря о прекращении военных действий между японскими войсками и Пародпо-рсншпо-ционнон армией ДВР. — 47.

14 Вопрос о восточных границах Польши обсуждался на Парижской мирной конференции 1919 г. На конференции была образована территориальная комиссия, которая выработала линию восточной границы Польши, принятую странами Антанты уже после заключения Версальского мирного договора. 8 декабря 1919 г. была опубликована «Декларация Верховного совета союзных и объединившихся держав по поводу временной восточной границы Польши». Линию восточной границы Польши подтвердила конференция держав Антанты в Спа (см. прим. 16). Примерна'я линия советско-польской границы, изложенная в публикуемой ноте Керзона, впоследствии получила название «линии Керзона». — 51, 54.

15 Настоящая нота была составлена НКИД на основе предложений В. И. Ленина об ответе на ноту Керзона от II июля 1920 г., принятых пленумом ЦК РКП(б) 16 июля 1920 г. (см. В. И. Ленин, Соч., изд. 4, т. 31, стр. 511). — 53.

16 Настоящая нота Керзона была направлена Советскому правительству из Спа, где в это время происходила конференция стран Антанты совместно с представителями Германии (см. прим. 29). Нота отражала согласованные решения Англии и Франции по польскому вопросу, принятые в ответ на'обращение от 9 июля 1920 г. польского Совета обороны об оказании помощи Польше и зафиксированные в соглашении от 10 июля 1920 г. между Польшей, с одной стороны, и Англией и Францией—с другой. По этому соглашению польское правительство обязалось подписать перемирие с Советской Россией на основе линии, установленной Верховным советом Антанты 8 декабря 1919 г. в качестве временной восточной границы Польши. В соглашении указывалось, что войска Красной Армии должны остановиться в 50 км к востоку от указанной линии. При этом оговаривалось, что г. Вильно будет немедленно передан Литве и исключен из полосы, занимаемой Красной Армией. Что касается Восточной Галиции, то армии остановятся на линии, которую достигнут ко дню перемирия, причем каждая армия отступит на 10 км с целью создания нейтральной зоны. Соглашение предусматривало созыв конференции в Лондоне с участием Польши, Советской России, Финляндии, Лит]1ы, Латвии под покровительством великих держав, а также обязательство Польши принять любое решение Верховного совета Антанты о литовских границах, будущности Восточной Галиции, по вопросу о Тешине и т. д. В соглашении указывалось, что если польское правительство примет все условия держав, то правительство Великобритании немедленно сделает предложение Советскому правительству прекратить наступление, а в случае отказа Советского правительства от заключения перемирия, державы Антанты окажут Польше военную помощь.

В соответствии с указанными решениями Керзон 11 июля направил Советскому правительству публикуемую ноту. В решения, принятые на конференции в Спа, Керзон дополнительно включил предложение, чтобы Советское правительство подписало перемирие с генералом Врангелем. 55.

17 В своем ответе на настоящую телеграмму, датированном 30 июля 1920 г., ген. Судзуки обещал оказать всемерное содействие эвакуации бы», шнх германских и австрийских военнопленных. 23 августа 1920 г. в |кчуль-


тате переговоров главы миссия Международного комитета Красного Креста Дтра Г. Монтандона с представителями Сибревкома в Омске был утвержден план эвакуации из Западной Сибири во Владивосток, через территорию ДВР, около 33 тыс. бывших военнопленных. Со своей стороны правительство ДВР заявило о готовности приступить к отправке на родину всех бывших военнопленных — около 1500 человек, находившихся на контролируемой им территории. Вопреки своему обещанию о содействии японское командование, ссылаясь на различные препятствия, затягивало осуществление эвакуации. Тем не менее в результате энергичных усилий со стороны правительства ДВР и Международного комитета Красного Креста военнопленные были эвакуированы на родину. — 67.

18 Дюшен, французский консул в Копенгагене, являлся представителем французского правительства в переговорах с уполномоченным СНК РСФСР за границей M. M. Литвиновым по вопросу об обмене и реэвакуации пленных и гражданских лиц (см. т. II, стр. 27 и док. №№ 310, 311).— 69.

19 В ответ на данную телеграмму M. M. Литвинову было поручено выяснить степень серьезности предложений Вандерлипа о концессиях.

В сентябре 1920 г. Вандерлип прибыл для ведения переговоров в Москву. По приезде он детально изложил свои предложения в письме от 18 сентября 1920 г. на имя Совета Народных Комиссаров РСФСР (см. прим. 58). Для ведения переговоров была образована междуведомственная комиссия из представителей ВСНХ, НКИД и НКВТ. Переговоры велись на базе третьего предложения, изложенного в упомянутом выше письме Вандерлипа. В конце октября был выработан окончательный проект договора с синдикатом Вандерлипа, основные положения которого сводились к следующему:

Советское правительство предоставляет синдикату сроком на 60 лет концессию на эксплуатацию рыбных промыслов, на разведку и добычу нефти и угля на Камчатке и в остальной части Восточной Сибири, лежащей к востоку от 160-го меридиана. Однако права концессионера не распространялись на всю эту территорию. Указанная территория подлежала разделению на равные квадратные участки, причем участки, предоставляемые синдикату должны были чередоваться с участками, сохраняемыми Советским правительством в овоем распоряжении. Размер участков, отводимых для разведки >и промышленной эксплуатации, не должен был превышать для угля 10 и для нефти 4 кв. км. В течение годичного срока по подписании договора концессионер приступает к проведению геологоразведочных работ. В состав экспедиции включаются представители советских геологоразведочных учреждений. Все материалы разведочных и съемочных работ синдикат передает в копиях Главному геодезическому управлению РСФСР- По истечении пятилетнего срока синдикат определяет площади для эксплуатации и проведения дальнейших разведок. Разработка нефтяных и угольных месторождений должна производиться с соблюдением действующих законов РСФСР и под наблюдением органов горного надзора РСФСР. Концессионеру предоставляется право найма и свободного выбора рабочих и служащих для своих предприятий, но с обязательным соблюдением действующих в РСФСР законов по охране труда и жизни рабочих. Наблюдение за этим поручается комитету из лиц, в равном числе назначаемых концессионером и избираемых рабочими и служащими. Председатель комитета назначается народным комиссаром труда. В качестве вознаграждения за концессию синдикат отчисляет — натурой или в долларах — в пользу Советского правительства 2,5% всех вывозимых им продуктов нефтяных и угольных промыслов и 5% всех рыбных продуктов. По истечении срока концессии все предприятия с их оборудованием на полном ходу переходят безвозмездно в собственность РСФСР. По истечении 35 лет Советское правительство приобретает право досрочного выкупа всех концессионных предприятий.

В переговорах о заключении данного договора синдикат Вандерлипа выступал как бы в роли посредника между правительством США и Советским правительством, т. е. подразумевалось, что получаемая синдикатом


концессия будет псрслапл им правительству США. За это синдикат получал иомц(ч-[[(Ш[[1,и- и крупною долю учаапн и будущей кшпичтин, Специальное счц'л.ннсинс, iipdt'hi KO'inpüio н|)ИЛ

Лен к црисщу концессионного договора, дчлжпи fiujiu сн рнднть lipoilMyiiLOCllU'uliiiii.1 прима пшднкнтв п буду-luoi'ï концессии I IpOl'KTI.I KullUl4'Cllülrint[u Л"1п]|прц Н ПИ'ШШЛЬИШО СОГЛНПЦЧШН Г)ЫЛИ направлены си иди к л V Миидсрлинп при письме им рол m по ко мисси pu нио-cTp;ii|]ii,ix дел Г, И, Чичерина от 1 ноябри 1021) г. Дли припиши коицес-с ni m и Di о д< и опора синдикату предоста»лился диухмн'нчпып срок. Участники синдиката дали Иапдсрлипу доверенность ни то, чтобы «лкщчггиро-вать, утнсрдть и исполнять» концессионный договор. На оспоиании этой допсрепностц Вандерлип 24 декабря 1920 г. подписал акт о принятии концессионного договора. 'Соглашаясь предоставить концессию, Советское правительство преследовало цель не только установить взаимовыгодное сотрудничество с американскими деловыми кругами, но и нормализовать отношения между Советской Россией и Соединенными Штатами Америки. В письме Г. В. Чичерина от 1 ноября 1920 г. указывалось: «Независимо от подписания концессионного договора Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики подразумевает, что договор вступает в силу лишь по восстановлении между Российским Правительством и Правительством Соединенных Штатов нормальных отношений де-факто и при условии, что таковые сношения будут установлены до 1 июля 1921 года». Это условие, однако, не было осуществлено, и поэтому концессионный договор с Вандерлипом не, был окончательно оформлен и не вступил в силу. В апреле 1922 г. Вандерлип обратился к В. И. Ленину с телеграммой, в которой просил продлить установленный срок вступления в силу концессионного договора. В телеграмме, адресованной делегации Советского правительства в Берлин для ответа Вандерлипу, Главконцесском сообщил, что он «согласен продлить срок камчатской концессии до 1 января 1923 г.» при условии пересмотра положении концессионного договора. По и к этому сроку условия вступления в действие концессионного договора не были обеспечены. В марте 1923 г. Вандерлип вновь обратился к находившемуся тогда в Берлине Л. Б. Красину с просьбой сохранить за ним концессию, сняв условие о признании американским правительством правительства РСФСР де-факто. Вандерлип соглашался при этом увеличить отчисления в пользу Советского правительства до 4% валового дохода. Но к этому времени стало совершенно ясным, что Вандерлип не имеет поддержки со стороны правительства США, а также со стороны влиятельных финансовых групп. Поэтому вопрос был снят с обсуждения.— 71. 20 Упоминаемая нота от 17 июля 1920 г. по существу представляла собой соглашение между японским командованием и правительством Дальневосточной Республики, заключавшее следующие взаимные обязательства: * 1) Японская делегация подтверждала, что сношения японского командования с местными властями будут прекращены с момента окончания работ съезда представителей, выражающего подлинную волю населения русского Дальнего Востока, который узаконит окончательное создание единого правительства. 2) Японское командование заверяло, что «не будет вмешиваться в способы созыва вышеупомянутого съезда и в ход его работ», а также обещало оказать всемерную поддержку делегатам, «вне зависимости от их политических убеждений», направляющимся на этот съезд. 3) Японское командование сообщало о решении вывести свои войска из пределов Забайкальской области. Вместе с тем оно заявляло, что п вопросе о дальнейшем пребывании японских войск на территории русского Дальнего Востока будет руководствоваться декларацией правительства Японии от 3 июля 1920 г. (см. стр. 72—73), 4) Правительство ДВР обязалось не допускать пребывания в пределах Республики войск Советской России и не пропускать их через свою территорию. 5) Правительство ДВР соглашалось на началах взаимности гарантировать в сфере влияния своей власти неприкосновенность личности японских граждан. 6) Обе стороны обязались принимать все меры для решения мирным путем «возникающих на территории русского Дальнего Востока вооруженных столкновений». * 7) Стороны согласились на взаимный обмен военными миссиями. Соглашение, свидетельствовало о значительной победе революционных сил русского Дальнего Востока, вынудивших правительство Японии признать ДВР в качестве самостоятельного демократического государства. Вместе с тем неблагоприятная для Дальневосточной Республики международная и внутриполитическая обстановка (начало нового похода держав Антанты против Советской России, наличие на русском Дальнем Востоке многотысячной интервенционистской японской армии, оказывавшей активную- поддержку войскам Семенова, Калмыкова и других контрреволюционеров) вынудила правительство ДВР принять ряд невыгодных для него условий, в частности, пункты 3 и 4 соглашения. — 72. 21 Белорусская «наивысшейшая рада» — контрреволюционная националистическая организация — была образована 23 июля (5 августа) 1917 г. на съезде белорусских буржуазных националистов в Минске. В период оккупации Белоруссии немцами, а затем поляками «наивысшейшая рада» и созданное ею буржуазно-националистическое правительство, опираясь на оккупантов, вели упорную борьбу против установления Советской власти в Белоруссии. — 74. 22 После падения I августа 1919 г. Венгерской Советской Республики к власти пришло контрреволюционное правительство Хорти, которое установило в стране режим белого террора, направленный прежде всего против венгерских коммунистов, как наиболее активньГх организаторов Советской власти. Части коммунистов, в том числе и руководителю Венгерской Советской Республики Бела Куну, удалось скрыться от преследования контрреволюционных властей, выехав за границу. Однако большинство коммунистов подверглось жестоким репрессиям со стороны правительства Хорти. Венгерское правительство организовало в Будапеште процесс над членами венгерского Советского правительства и активными участниками венгерской революции. В результате этого процесса четыре народных комиссара были приговорены к смертной казни, а шесть — к пожизненному тюремному заключению. 167 человек были приговорены на разные сроки, от пожизненного заключения до 3 лет. По всей стране происходили суды и преследования венгерских коммунистов и демократов. Верное долгу интернациональной солидарности трудящихся, Советское правительство взяло под свое покровительство венгерских коммунистов, которым угрожала смертная казнь или тюрьма, предложив венгерскому правительству произвести обмен венгерских офицеров на осужденных коммунистов (см. док. № 241). Венгерское правительство приняло это предложение. В конце января 1921 г. в Ревеле (Таллине) начались переговоры ло этому поводу между представителем РСФСР M. М. Литвиновым и представителем Венгрии Юнгертом. В ходе переговоров венгерское правительство соглашалось лишь на то, чтобы в обмен на репатриацию венгерских офицеров помиловать осужденных к смертной казни народных комиссаров и смягчить приговоры остальным осужденным, но отказалось от обмена, предложенного советским представителем. По вине венгерского правительства переговоры были прерваны. Они возобновились лишь в июне 1921 г. в Риге. 28 июля 1921 г. между РСФСР и Украиной, с одной стороны, и Венгрией — с другой, было подписано соглашение, по которому 400 венгерских коммунистов подлежали обмену на добровольных началах на венгерских военнопленных офицеров. Соглашение предусматривало посред- iiii'if'Hiii' 'фги.пп тгуллргпт п|Ш осущестплсчши этого обмена. Участники (Diiiiiiii'iiiMi динчтринн it пригласи п. и lUi'ircrnc посредники п'рмл некое приннн'лм шн, iKiiiiiii'c iiiiiiiti'iii'ii' ciiiiiim прглгтщипглим дли угон ноли л |ui Шлг numiut, OrWii Пыл (н'уни-гпинн и киши* IDitI шищлс 1022 г,— "* ll|Mih«i|i4itinn шип МКИД пил не ни ощешм ни риднш римму ми-ни> [|1й ниш 1|>||Н1и.1Х Д',11 Полыни Сннпи ni Л niiiyiT'i 11)20 г., ирппнтую D Моги не 7 щи vrni i' n|iiiiiyi ними и пгкпжпшимн. Содгржшшг последней 1ш.('м,10 iiiii'ii|MiiriinvH'iiii и |MtjiH<H|iiiMM0 Сипим of 10 нгиусти 1920 г., li|iyo\NHI«i|tillllli>lt IUI Till IUI 91. " ((iiu'iiiiiiiiti' и JIhmc, fl/iin <I>o.'ii.iu'i'()i[ii (Великобритания), между Л;.....Л Джорджем и MiiJiM'pniiOM открылось 8 августа 1920 г. и было пппипцени рин'мотпгнию»опроса о мерах приостановления наступления' Kpm'iid» Армии и Польше. 9 августа было объявлено, что «в связи с не-удоилотипрп'п'льным ответом Советского правительства совещание в Фолькетинг передало весь вопрос своим морским и военным советникам». Li итоге никаких определенных решений принято не было. — 98. as Имеются в виду лица, принимавшие участие 16 апреля 1919 г. в свержении латвийского буржуазного правительства Ульманиса, а также участники белогвардейских отрядов Вермонта — Авалова, совершивших в октябре 1919 г. нападение на Ригу. — 115. 26 19 июля 1920 г. в Москву прибыла делегация правительства Великого национального собрания Турции, возглавляемая комиссаром иностранных дел Бекиром Сами, для ведения переговоров с целью установления дипломатических отношений и заключения дружественного договора между Турцией и Советской Россией. Переговоры, происходившие в июле— августе 1920 г., закончились достижением договоренности относительно оказания Советской Россией военной и финансовой помощи Турции и парафированием 24 августа 1920 г. проекта согласованных статей советско-турецкого договора. Однако во время переговоров не было достигнуто соглашения по вопросу установления границы между Турцией и Арменией (см. т. II, стр. 726—727). Парафированный 24 августа 1920 г. проект Лил положен в основу договора о дружбе и братстве между Россией и Турцией, подписанного в Москве 16 марта 1921 г. (см. док. № 342). — /31, 27 10 августа 1920 г. правительство Франции официально чаяпило о признании Врангеля «правителем Юга России» и пашнчнло споим дипломатическим представителем (верховным комиссаром) при *ирани-тельстве» Врангеля де Мартеля, бывшего до этого иредстаннтелем Франции при Колчаке, а затем при буржуазных правительствах un Кавказе. — 131. 28 Речь идет о намечавшейся конференции по вопросу о восстановлении нормальных отношений между Советской Россией и Германией. Советское правительство на протяжении 19IS—1920 гг. неоднократно обращалось к германскому правительству с призывом нормализовать отношения между обеими странами. В середине июля 1920 г. Советское правительстио через своего представителя в Берлине В. Л. Коппа вновь предложило германскому правительству рассмотреть вопрос о восстановлении нормальных экономических и политических связей между двумя странами. Па мтот рая советская инициатива встретила положительное отношение со стороны правящих кругов Германии. В письме на имя Г. В. Чичерина от 22 июли 1920 г. министр иностранных дел Симоне предложил договориться о нременн и месте встречи для обсуждения этого вопроса (см. стр. 77). В отлетном, письме от 2 августа_1920 г. Г. В. Чичерин, приветствуя заявление Снмонса, высказался за созыв советско-германской конференции в Берлине. Однако представитель МИД Германии в беседе с В. Л. Коппом заявил о том, что его правительство предпочитает, чтобы конференция состоялась в Москве. Публикуемая телеграмма Г. В. Чичерина является ответом на пожелания германской стороны. Впоследствии германское правительство под различными предлогами стало затягивать созыв конференции и нормализацию германо-советских отношений, и ввиду этого конференция не состоялась.— (41. 29 Имеется в виду конференция в Спа 5—16 июля 1920 г., в которой участвовали представители Англии, Франции, Италии, Японии и Бельгии, а также представители Германии. На конференции обсуждались вопросы о выполнении Германией военных постановлений Версальского договора и о выплате Германией репараций союзным странам. Помимо официально намеченной повестки дня конференции, не менее важное место на ней занимал вопрос о помощи Польше в ее войне с Советской Россией {см. прим. 16). — 148, 238. 30 Дао'ин — начальник округа. На кашгарского даоина возлагались также дипломатические функции — представителя министерства иностранных дел Китайской республики в Кашгарии.— 162. 31 Дуду (правильно: дуцзюнь) — военный губернатор провинции и командующий военным округом.— 162. & Речь идет о претензиях, связанных с реквизициями товаров и имущества китайских подданных, имевших место в основном в самом начале гражданской войны. 15 декабря 1918 г. правительство Советского Туркестана приняло специальное постановление о запрещении реквизиции грузов, поступающих из Китая в Туркестан, при условии наличия у владельцев товаров удостоверений, выданных советскими коммерческими агентами {см. т. II, прим. I). Не ограничиваясь указанными выше претензиями, китайские власти требовали, кроме того, возмещения убытков за грабежи товаров кашгар-ских купцов, учиненные бандами басмачей, а также освобождения китайских граждан от трудовой повинности, введенной на территории Советского Туркестана в связи с блокадой республики белогвардейскими армиями и войсками иностранных интервентов. — 163. 33 Успенский — бывший секретарь царского консульства в Кашгаре. После Октябрьской социалистической революции отказался подчиняться советским правительственным органам и объявил себя «исполняющим должность Управляющего Российским консульством». В тесном контакте с подполковником Эсертоном, английским консулом в Кашгаре, развил активную антисоветскую деятельность, занимаясь организацией контрреволюционных мятежей в Туркестане и формированием белогвардейских отрядов и банд басмачей на территории Синьцзяна. Вильегорский — белоэмигрант, бывший начальник Ташкурганского пограничного поста на Памире. — 163. 34 5 сентября 1920 г, для переговоров по существу предложений, содержащихся в комментируемом документе, из Ташкента в Кашгарию {Западный Китай) выехала специальная торгово-политическая миссия, возглавляемая уполномоченным Отдела внешних сношений при Комиссии ВЦИК по делам Туркестана. Переговоры открылись 29 сентября 1920 г. в Улукчате (Западный Китай). На предложение советской стороны немедленно обменяться торгово-политическими представителями, создать смешанную комиссию для рассмотрения претензий китайских граждан и затем уже приступить к возмещению убытков даоин ответил отказом. Китайская сторона настаивала на немедленном возмещении убытков и гарантии неприкосновенности имущества китайских граждан, соглашаясь только после выполнения этих условий начать переговоры об обмене представительствами. На позицию китайской стороны в известной мере оказывали влияние белоэмигрантские круги в Синьцзяне и английский консул в Кашгаре Эсер-тон, старавшиеся сорвать нормализацию советско-китайских отношений. 16 октября 1920 г. советская миссия вернулась в И^жештам (пограничный пункт на советско-китайской границе), чтобы информировать правительство о ходе переговоров и получить дальнейшие директивы. 17 октября отряды басмачей окруж-или Иркештам, перерезали телеграфный провод и в течение месяца блокировали миссию. Ввиду этого переговоры практически были прерваны, не дав никаких результатов. Только в 1924 г., после установления дипломатических отношений между СССР и Китаем, в Кашгаре было учреждено советское консульство, а в 1925 г. — торговое агентство.— 164. 35 Нота государственного секретаря по иностранным делам США Б. Колби, опубликованная 10 августа 1920 г., формально являлась ответом на запрос итальянского посла в Вашингтоне о точке зрения правительства Соединенных Штатов на события в Польше. В своей пространной ноте государственный секретарь сформулировал позицию правительства США по отношению к Советской России и Советскому правительству. Нота государственного секретаря США извращала внешнеполитические принципы Советского правительства, суммировала все злостные выпады и клеветнические обвинения против Советской России. По словам Б. Колби, «режим, господствующий сейчас в России, покоится на отрицании принципов чести, добропорядочности и всех соглашений, на которых основана вся система международного права, короче говоря, отрицает все принципы, которые положены в основу гармоничных и тесных отношений, основывающихся на доверии как между нациями, так и между отдельными частными лицами». Б. Колби заявлял, что американское правительство выступает против признания Советской России и установления с ней официальных отношений и будет продолжать проводить в отношении Советской России прежнюю политику вражды и бойкота. Выражая надежды на скорое падение Советской власти, Б. Колби заявлял, что «чувства дружбы и морального обязательства» по отношению к русскому народу побуждают Соединенные Штаты к «защите интересов России». Именно это, по словам Колби, побудило Соединенные Штаты «отправить 15 октября 1919 г. свой ответ национальному Литовскому совету и постепенно отказывать в признании самостоятельности и других балтийских государств», а также отказаться одобрить постановление Верховного совета Антанты о признании так называемых республик Грузии и Азербайджана. «Чтобы резюмировать позицию правительства Соединенных Штатов, я должен заявить в ответ на ваш вопрос, что оно отнеслось бы с удовлетворением к декларации союзных и дружественных держав о сохранении территориальной целостности России. В ее границы должна быть включена вся бывшая Российская империя, 'за исключением Финляндии, этнографической Польши и тех территорий, которые могут по договору перейти к армянскому государству». Излагая позицию правительства США по отношению к Польше, Б. Колби заявлял о полной поддержке Польши. Он выступил против мирного урегулирования отношений между Советской Россией и капиталистическими странами, заявив, что правительство США «не станет поддерживать, по крайней мере в настоящий момент, ни одного проекта, который стремился бы превратить переговоры о перемирии России с Польшей в общеевропейскую конференцию. Последняя имела бы, весьма вероятно, два последствия: с одной стороны, признание большевистского режима, а с другой — решение русского вопроса, неизбежно основанное на расчленении России». Публикуемая нота НКИД разоблачала клеветнический характер заявлений Б. Колби и истинные цели и мотивы антисоветской политики США.— 171. 36 Имеется в виду опубликованная в США Сиссоном в 1918 г. серия подложных документов, в которых приводились провокационные измышления о тайных сношениях между германским генеральным штабом и руководителями большевиков, а Октябрьская революция представлялась делом германского генерального штаба. Фальсификация была настолько груба, что даже буржуазная печать в Америке вынуждена была признать их подложный характер. — 175. 37 Согласно сведениям, приводимым в справке французского военного министерства о репатриации русских солдат из Франции от 12 июня 1920 г., направленной Ф. Нансену и переданной последним Советскому правительству, к моменту перемирия с Германией (ноябрь 19IS г.) количество рус- ских солдат во Франции и на Балканах достигало 40 000. К декабрю 1919 г. Это число возросло до 73 000 человек за счет военнопленных, бежавших из Германии во Францию после заключения перемирия. По тем же данным, на 12 июня 1920 г. французскими властями было репатриировано в Россию 47 289 человек, несколько тысяч человек якобы «исчезли», дезертировали или умерли, а остальных 17 711 человек французские власти предполагали репатриировать до конца августа 1920 г. В телеграмме Мильерана на имя Г. В. Чичерина от 26 августа 1920 г. срок репатриации был перенесен на конец сентября 1920 г., причем Французское правительство выставило ультимативное условие, чтобы к этому сроку Советское правительство подготовило передачу французским властям всех оставшихся еще в Советской России французских граждан (см. стр. 212). Советское правительство отвергло эти условия французского правительства, добивавшегося односторонней передачи французских граждан и в то же время тормозившего возвращение русских солдат на родину (см. док. № 106).— 191. 38 2 сентября 1920 г. M. M. Литвинов прибыл в Христианию для переговоров с норвежским правительством. По просьбе норвежского министра иностранных дел Мишле M. M. Литвинов 7 сентября представил ему проект торгового соглашения между Советской Россией и Норвегией, который содержал следующие статьи: 1. Каждая из договаривающихся сторон назначает одного или нескольких официальных агентов на территории другой договаривающейся стороны для осуществления торгового соглашения. Агент пользуется неприкосновенностью личности и жилища и имеет право сношений с центральной властью страны. 2. Агентам предоставляется право свободного сношения по почте, телеграфу и радио со своим правительством. 3. Телеграммы и радиотелеграммы официальных агентов пользуются приоритетом в срочности отправки перед частными телеграммами. 4. Официальные агенты освобождаются от всяких налогов. Они должны иметь от своего правительства право визирования паспортов и права сви-детельствования документов. 5. Обе стороны гарантируют, что их представители будут воздерживаться от всякой пропаганды, а также от участия в политических и социальных конфликтах, могуших иметь место в этих странах. 6. Паспорта, удостоверения личности, доверенности и всякие другие документы, выданные или засвидетельствованные надлежащими властями одной из договаривающихся сторон, должны быть признаваемы другой стороной, как если бы они были выданы или засвидетельствованы властями вполне признанного иностранного государства. 7. Обе стороны соглашаются, по заключении настоящего договора, предпринять необходимые шаги для возобновления обмена почтово-теле-графной и радиотелеграфной корреспонденции, согласно существовавшим до 1914 г. на сей предмет правилам и постановлениям. 8. Каждая из договаривающихся сторон предоставляет пароходам и судам другой стороны, их капитанам и команде все права и льготы, которыми обычно пользуются иностранные торговые суда, капитаны и команды во время стоянки в портах. 9. Каждая из договаривающихся сторон обязуется допускать свободный транзит товаров другой стороны на таких же началах, как и для других стран, причем такие перегружаемые, или сложенные, или вновь вывозимые товары будут изъяты от обложения пошлиной. 10. При заключении между обеими странами торговых сделок будут соблюдаться нижеследующие принципы; а) монополия внешней торговли, поскольку она касается России, принадлежит правительству РСФСР в лице уполномоченных для этого комиссариатов и учреждений; б) всякая сделка, заключенная в отношении торговли с Россией с частной группой или с-частным лицом, не действующими от имени правитель- ства РСФСР, будет рассматриваться как нарушение указанной монополии со всеми пмтекаюшими отсюда юридическими последствиями. 11. Обе стороны обязуются не налагать ареста и не конфисковывать имущества или товаров, ввозимых на ее территорию другой стороной при соблюдении существующих на этой территории законов и постановлений. 12. Обе стороны обязуются предоставить агентам удобные помещения. 13. Настоящее соглашение входит в силу непосредственно после утверждения обоими правительствами и не может быть расторгнуто одной из сторон иначе, как с предупреждением за б месяцев. N. В случае расторжения договора официальным миссиям предоставляется возможность оставаться в стране их пребывания на время, необходимое для полной ликвидации незаконченных торговых операций, продажи или вывоза имущества.— 197. 39 Имеется в виду рекомендация Совета Лиги наций Польше о необходимости соблюдения нейтралитета Литвы в случае соблюдения его со стороны Советской России (см. док. № 112). — 212. 40 Помимо 1000 пудов муки, о которых говорится в док. № III, 500 пудов были доставлены китайской миссией в г. Петроград для распределения среди детей. — 217. 41 Имеется в виду то, что румынское правительство не ответило по существу предложения Советского правительства, изложенного в ноте НКИД от 29 августа 1920 г. (см, док. № 79). 9 сентября 1920 г. председатель совета министров Румынии Авереску прислал телеграмму на имя Г. В. Чичерина, в которой подтвердил получение указанной ноты НКИД от 29 августа 1920 г. и обещал в самом непродолжительном временичюоб-щить свою точку зрения (см. стр. 156), но такого сообщения не последовало. Правительство Румынии изложило свою позицию лишь в ноте от 8 октября 1920 г. (см. стр. 261). — 218. 42 Выехавшие в мае 1918 г. в летние лагеря в Сибирь петроградские дети в количестве более 900 человек были захвачены колчаковцами, которые передали их Американскому Красному Кресту. После разгрома Колчака дети были вывезены через Владивосток в Соединенные Штаты Америки. Вследствие требований Российского общества Красного Креста, американской общественности и самих детей об отправке на родину, Американский Красный Крест отказался от первоначального намерения отправить петроградских детей во Францию и направил их в Финляндию, но вместо немедленной передачи детей родителям объявил о намерении «навести справки» о родителях этих детей в России. Только после протеста НКИД, заявленного финляндскому правительству, дети были возвращены на родину в течение ноября — декабря 1920 г, — 228 43 Советский консул в Мешхеде (Персия) Е. А. Бабушкин, торговый представитель Калашников, секретарь консульства Афанасьев и другие советские граждане в октябре 1918 г. были незаконно арестованы в Мешхеде английскими оккупационными властями. Почти два года англичане задерживали Бабушкина и других советских граждан в Индии. В июле 1920 г. они были доставлены в Лондон для отправки на родину, но были снова арестованы в качестве заложников. Только 15 ноября 1920 г. они смогли вернуться на родину. — 240, 244, 308. 44 В январе 1920 г., после разгрома белогвардейских войск Деникина, из черноморских портов России при содействии британского военного командования была эвакуирована в Египет группа больных и раненых солдат и офицеров деникинской армии. Вывезенных насильственно задержали и разместили в специальных лагерях в Суэце, Каитаре и Тель-эль-Кебире. Несмотря на происки белогвардейских агентов и на-жим английских военных властей, большинство из них отказалось вступить в армию ген. Врангеля и обратилось к правительству РСФСР с просьбой о содействии в возвращении на родину. Упоминаемые в ноте руководители Батумского совета профсоюзов — организаторы первомайской демонстрации в Батуме—были арестованы 8 мая 1920 г, британскими оккупационными властями, и отправлены на английском военном корабле из Батума в Константинополь (Стамбул). Осенью 1920 г. их освободили и возвратили на родину в порядке обмена на британских подданных, задержанных на советской территории.-253. 45 Драголюб Илич в 1917—1920 гг. находился в составе сербской ди-пломатичбской миссии в России. В начале 1920 г. вернулся в Белград. Выступал в пользу установления дипломатических отношений с Советской Россией. В августе 1920 г. был направлен югославским правительством в Ревель для неофициальных переговоров с Полпредством РСФСР в Эстонии по вопросу о восстановлении советско-югославских отношений. Прибыв в Ревель, Илич в беседе с представителем Полпредства РСФСР заявил, что ему поручено выяснить, «считает ли Советское правительство желательным сближение с Югославией». В положительном случае, сказал Илич, югославское правительство укажет наиболее подходящее место для переговоров — в Москве, Праге или в другом месте. Комментируемый документ является ответом на это заявление Илича. Содержание телеграммы Г. В. Чичерина было передано Иличу, которые 15 октября 1920 г. ответил следующим коротким письмом: «Глубоко Вам благодарен за скорый ответ, который будет немедленно доставлен по назначению». На следующий день Илич уехал в Белград. — 262. 48 Комиссия во главе с членом концессионного комитета ВСНХ Л. Г. Ляндау должна была выехать в Германию в связи с переговорами между ВСНХ и монополистическим объединением крупнейших германских химических фирм «Интерессенгемейншафт дер фарбеифабрикен» («И. Г.»), преобразованном в 1925 г. в гигантский трест «И. Г. Фарбениндустри». Переговоры начались в 1920 г. по инициативе «И. Г.», который обратился к Л. Б. Красину с предложением взять в эксплуатацию ряд фабрик по производству красок в Советской России, принадлежавших до революции фирмам, входившим в «И. Г.». 9 августа 1920 г. Президиум ВСНХ утвердил проект концессионного договора, основные положения которого сводились к следующему. «И. Г.» предоставлялась концессия на производство в пределах РСФСР красок, химических материалов и медицинских препаратов. «И. Г.» обязывался «довести в кратчайший по возможности срок, но не далее как через пять лет, производство красок в своих русских предприятиях до 4 600 000 кг, а производство синтетических, фармацевтических препаратов не далее как через два года до 815 000 кг». Срок концессии устанавливался в 20 лет. Осенью того же года проект был вручен «Интерессенгемейншафт». Однако ответа не последовало. Весной 1922 г. переговоры между «И. Г.» и ВСНХ были возобновлены и продолжались вплоть до начала 1924 г., но не привели к положительным результатам. — 297. 47 Одновременно с переговорами о концессии в сентябре — октябре 1920 г. с Вандерлипом велись переговоры об учреждении им специального агентства по финансированию советских закупок в США; В результате переговоров был выработан предварительный проект финансового соглашения между синдикатом Вандерлипа и правительством РСФСР. Согласно проекту правительство РСФСР имело в виду дать американским промышленным и коммерческим предприятиям заказы на поставку американских товаров в Россию в течение 1921 и 1922 гг. на сумму I млрд. долл. Синдикат Вандерлипа принимал на себя приобретение валюты США для оплаты этих закупок под обеспечение русским золотом и драгоценностями, доходами от продажи в США предметов советского экспорта и другими активами РСФСР. Проектом соглашения предусматривалось, что закупка и погрузка американских товаров для России и продажа русских товаров в Америке будут производиться через уполномоченных РСФСР, а синдикат будет действовать «лишь в качестве финансового агента Русского Правительства». 6 ноября 1920 г. народный комиссар внешней торговли направил указанный проект финансового соглашения Вандерлипу при сопроводительном iiiii'i.Mi', i) котором указывалось, что «Комиссариат по внешней торговле гошм, и,, установлении взаимных гарантий, заключить с представляемым Ü.iMii Синдикатом детальное соглашение в рамках упомянутого выше проекта. Я ожидаю от Вас предложения относительно времени и условий ыльиейших переговоров». К этому письму были приложены списки экспортных и импортных то-наров. (Эти же списки, по всей вероятности, были приложены к комментируемому документу.) В числе товаров, «готовых к немедленному экспорту в США», были указаны: лен — 25 200 т, щетина — 900 г, конский волос— 1800 г, табак — 18 000 т, меха — 7 млн. шт., марганец— 270 тыс. т, медная руда — 27 тыс г. платина — 3600 фунтов и другие товары. В числе товаров, «которые могут быть немедленно заказаны в США», жачились: паровозы — 5 тыс. товарные вагоны — 50 тыс., рельсы и арматура к ним — 2 млн. г, тракторы — 4 тыс., плуги, жатки, сеялки, культиваторы, сноповязалки и другие сельскохоз. орудия — 1 млн., линотипы — 2 тыс., токарные станки — 22 тыс., паровые котлы—500, гидротурбины — 300, генераторы — 50, газовые моторы — 350, грузовики и прицепы — 10 тыс., электромоторы и динамомашипы — 50 тыс., инструменты различные — 7 млн., экскаваторы— 100, паровые машины — 500, океанские пароходы— 100, речные пароходы, мотоботы, катера — 2 тыс. электровозы—500, самолеты—1000. пассажирские вагоны — 2500, трамвайные вагоны — 5 тыс., оси и колеса — 50 тыс г, насосы и оборудование к ним — 5 тыс. комплектов, телеграфные и телефонные аппараты — 30 тыс. комплектов, автоблокировочные системы — 5 тыс. комплектов, зерновые элеваторы— 1000, холодильники-— 10 тыс., драги для добычи золота —250, экскаваторы, путеукладчики — 1000, землечерпалки — 250, силовые гидроустановки— 1000. инструментальная сталь — 100 тыс т, весы и измерительные приборы — 50 тыс.. пишущие машинки — 50 тыс Кроме того, предполагалось закупить хлопка 15 млн. пудов, угля — 350 млн. пудов, обуви — 25 млн. пар, кожи — 3 млн. пудов, сгущенного молока — 500 млн. банок, мясных и других консервов — 500 млн. банок, какао и кофе — 25 тыс. пудов, химических товаров — 4 млн. пудов, дубильных веществ — 8 млн. пудов, пеньковых и льняных изделий —7 млн пудов и другие товары. План развития торговли с Америкой путем создания синдикатом Ван-дерлипа специального агентства по финансированию советских закупок it Америке осуществить не удалось. По возвращении в США Вандерлип. встретившись с резко отрицательным отношением правительства США к развитию торговли с Советской Россией, а также натолкнувшись, по-видимому, на финансовые затруднения, утратил интерес к этому предприятию. Во время своего второго приезда в Москву в марте 1921 г. он фактически уклонился от продолжения переговоров по этому вопросу. — 311, 456. 48 Имеется в виду решение Верховного совета Антанты от 16 января 1920 г. разрешить «обмен товарами на основе взаимности между русским народом и союзниками и нейтральными странами» (см. т. 11, стр. 327—329, прим. 63). — 320. *4Э В октябре 1920 г. китайским войскам удалось изгнать белогвардейский отряд барона Унгерна из района Урги. Когда об этом стало известно в Москве, Совет?кое правительство решило задержать отправку частей Красной Армии в Монголию и выразило уверенность, что китайское правительство примет энергичные меры для ликвидации белогвардейских банд в Монголии. При этом Советское правительство подтвердило свою готовность оказать китайским властям незамедлительную вооруженную помощь (см. док. № 192). Однако пекинское правительство выступило против ввода частей Красной Армии и стало чинить деятельности советских представителей в Монголии всевозможные препятствия, которые приняли открыто враждебный в отношении Советской России характер (см. док № 262). 4 февраля 1921 г. войска Унгерна вновь заняли Ургу, Китайские чи-• новники, а также часть гарнизона бежали в Маймачэн. 673 13 марта 1921 г. в Монголии было образовано Временное народно-революционное правительство. В мае 1921 г. в соответствии с просьбой Временного народно-революционного правительства о помощи для борьбы с белогвардейскими бандами Унгерна части Красной Армии и Народно-революционной армии ДВР вступили на территорию Монголии. — 324. 50 Еще в июне 1920 г. в своем ответе на письмо председателя Великого национального собрания Турции Советское правительство выразило надежду, что окончательная граница между Турцией н Арменией будет установлена путем переговоров на основах справедливости и самоопределения наций, и заявило о своей готовности немедленно, по приглашению заинтересованных сторон, прикять на себя обязанности посредника (см. т. 11, док. № 372). Правительство Великого национального собрания Турции и дашнак-ское правительство дали согласие на посредничество Советской России в установлении границы между Турцией и Арменией. Стремясь найти компромиссное решение армяно-турецкого конфликта, Советское правительство во время переговоров в Москве в 1920 г. (в мае — июле — с представителями дашнакского правительства, и в июле—августе — с делегацией Великого национального собрания Турции) выдвинуло в качестве основы территориального разграничения между Турцией и Арменией принцип этнографической границы (см. т. 11, прилож. № 6, стр. 726—727). Однако переговоры в Москве не привели к соглашению. Обе стороны продолжали настаивать на своих территориальных притязаниях: делегация анкарского правительства требована включения в состав Турции Карсской области, а дашнаки — передачи Армении Эрзерума, Трапезунда и ряда других вилайетов в Восточной Анатолии. 24 сентября 1920 г. дашнакское правительство, подталкиваемое державами Антанты, начало в районах Кетек и Бардиз военные действия против войск анкарского правительства. 28 сентября турецкая армия перешла в контрнаступление и, преследуя разбитые армянские части. в течение сентября—ноября 1920 г. заняла Сарыкамыш, Каре, Алексан-дрополь (ныне Ленинакан) и ряд других районов Армении. 18 ноябре турецкое командование в ответ на просьбу дашнакского правительства согласилось временно прекратить военные действия в Армении до 5 "декабря 1920 г. По настоянию командующего турецкой армией ген. Кязыма Карабе-кира дашнакское правительство 26 ноября 1920 г. издало декларацию об отказе Армении от Севрского договора, что выдвигалось турецкой стороной в качестве условия для начала мирных переговоров. Вопреки своим прежним официальным заявлениям анкарское правительство отказалось от посредничества правительства РСФСР (см. док. № 258) и не согласилось на участие советского представителя в переговорах между турецкой н дашнакской делегациями в Александрополе. Эти переговоры закончились 2 декабря 1920 г. подписанием дашнакским правительством кабального Александропольского договора (см. прим. 55).— 325, 468 51 Маузеристы—"^оружейные маузерами участники дашнакских карательных отрядов. — 347. 52 Имеется в виду польская дипломатическая миссия при буржуазных республиках на Кавказе, члены которой во главе с Титусом Филипповичем были после установления Советской власти в Азербайджане интернированы в Баку в связи с началом войны Польши против Советского государства. Учитывая просьбу главы польской мирной делегации Домбского, Советское правительство в начале декабря 1920 г. предоставило Филипповичу возможность возвратиться в Польшу. — 356. 53 Юсуф Кемаль—депутат Великого национального собрания Турции— являлся членом турецкой делегации на переговорах с Советским правительством, происходивших летом 1920 г. в Москве. В результате этих переговоров были выработаны основы советско турецкого договора (см. прим. 26). После окончания переговоров глдва турецкой делегации Бекир Сами ни некоторое время задержался в пределах РСФСР н Советского A;io|)f>jift/nK;iiia, поэтому проект договора был доставлен в Анкару Юсуфпм Ki'M.uiOM. IOi-уф Комаль возглавил турецкую делегацию, прибывшую в Москву и [|h4i|i;lk' 1921 г., и подписал договор от 16 марта 1921 г. (см. док. № 342). В мае 1921 г. Юсуф Кемаль сменил Бекира Сами на посту комиссара иностранных дел правительства ВНСТ. — 365, ы Идя навстречу просьбам правительства Великого национального собрания Турции, Советское правительство, несмотря на ограниченные возможности, решило незамедлительно оказать Турции военную и финансовую помошь. Летом 1920 г. в распоряжение Г. К. Орджоникидзе, члена Революционного военного совета Кавказского фронта, для последующей передачи представителям правительства ВНСТ было направлено 6 тыс. винтовок, свыше 5 млн. винтовочных патронов, 17 600 снарядов. В сентябре 1920 г. в Эрзеруме было передано представителям турецкого правительства и военного командования 200,6 кг золота в слитках. В ноябре 1920 г., в связи с вторжением турецких войск в Армению и враждебной политикой анкарского правительства в отношении правительства Советской Армении (см. док. № 217, 229, 251, 270), правительство РСФСР временно приостановило выдачу оружия и золота. В декабре 1920 г. помощь оружием и деньгами была возобновлена. В январе—феврале 1921 г. представителю турецкой миссии в Туапсе было передано 1000 бомб, 1000 взрывателей, 1000 зарядов, 1000 вытяжных коленчатых трубок, 4000 гранатных и 4000 шрапнельных патронов. При заключении в Москве 16 марта 1921 г. советско-турецкого договора (см. док. № 342) было достигнуто соглашение об оказании Турции безвозмездной финансовой помощи в размере 10 млн. рублей золотом, а также помощи оружием. В соответствии с этим Советское правительство в течение 1921 г. направило в распоряжение турецкого правительства 33 275 винтовок, 57 986 000 патронов, 327 пулеметов, 54 артиллерийских орудия, 129479 снарядов, 1500 сабель, 20 000 противогазов и большое количество другого военного снаряжения. 3 октября 1921 г. турецкому военному командованию в Трапезунде были переданы два морских истребителя — «Живой» и «Жуткий». Советское правительство передало в 1921 г. правительству ВНСТ 6,5 млн. рублей золотом: в апреле — 4 млн., в мае и июне—1,4 млн., в ноябре—1,1 млн. В мае 1922 г. турецкому правительству было передано еще 3,5 млн. рублей золотом. В 1922 г. Советское правительство продолжало поставлять в Турцию оружие и военные материалы. — 374, 479. 55 Мирный договор между дашнакским правительством Армении и правительством Великого национального собрания Турции, заключенный 2 декабря 1920 г. в Александрополе (ныне Ленипакан), передавал Турции почти всю территорию Армении, за исключением района Еревана и оз. Гокча (Севан). Районы Нахичевани, Шарура и Шахтахтов объявлялись «временно» находящимися под защитой Турции. Фактически протекторат Турции устанавливался и над территорией, формально остававшейся за Арменией: Турция получала право на беспошлинные транзитные перевозки, контроль над железными дорогами и другими путями сообщения, а также' право производить «инспекцию и расследование» и «принимать военные меры»; Армении воспрещалось вводить обязательную воинскую повинность, численность ее армии ограничивалась 1500 солдатами при 8 орудиях и 20 пулеметах. Правительство РСФСР отказалось признать Александропольский договор, так как к моменту подписания договора дашнакская делегация уже не представляла правительство Армении: 29 ноября 1920 г. Революционный комитет Армении, взявший власть в свои руки, провозгласил в Армении Советскую власть (см. док. № 193). Московский договор от 16 мчрта 1921 г. (см. док. № 342), установивший советско-турецкую границу на Кавказе, по существу отменил содер- жание Александропольского договора, а Карсский договор от 13 октября 1921 г. окончательно снял с обсуждения этот вопрос— 378, 453. 50 Об условиях деятельности представительства РСФСР в Соединенных Штатах Америки в 1919—1920 гг. и обстоятельствах высылки Л. К. Мар-тенса из США —см. т. II, док. №Яз 127, 128, 288, прим. 31, а также выступление Г. В. Чичерина на Заседании фракции РКП(б) VII1 съезда Советов. — 388. 57 При своем бегстве из России врангелевцы увели во французскую гавань в Северной Африке Бизерту линейные корабли «Воля», «Георгий Победоносец», крейсеры «Кагул» и «Алмаз», 10 эсминцев, 4 подводные лодки, а также угнали в другие порты более 100 транспортов и пароходов. Правительство РСФСР в ноте от 17 августа 1921 г., направленной всем правительствам, заявило, что «оно оставляет за собой все права на суда русского торгового флота, независимо от того, в каком месте и в чьих руках они находятся, пока этот вопрос не будет урегулирован специальными соглашениями с каждой из упомянутых стран, и что оно отказывается признать законной и действительной любую сделку о судах русского торгового флота, заключенную без его ведома». — 391. 58 Ниже приводится текст излагаемого В. И Лениным письма Вандер-липа (в переводе с английского)- «Москва, Россия, 18 сентября 1920 г. Совету Народных Комиссаров Российской Социалистической Федеративной Советской Республики Милостивые государи, Я приехал к Вам из Америки в качестве представителя группы самых крупных предпринимателей, живущих в настоящее время на Тихоокеанском побережье. Их интересы носят международный характер, и в круг их деятельности входят банковское дело, страхование, газеты, горная промышленность, заводы, Железные дороги, пароходство, производство и рафинирование нефти и многие другие родственные виды промышленности. Мнение этих людей представляет собой мнение огромного большинства американского народа, которое состоит в том, что мы не желаем более терпеть того хаоса, который царит в Европе, и полагаем, что американский народ в состоянии дать мир и процветание уже так давно страдающим жителям различных стран. Главным условием этого является признание Российской Советской Республики Соединенными Штатами. Мы намерены настаивать перед Президентом и Конгрессом Соединенных Штатов на признании Советской России для того, чтобы великие пути торговли и промышленности, бывшие открытыми в течение полутора столетий, могли опять функционировать и связать дружескими узами 250 миллионов людей, между которыми до вступления в управление страной настоящего Американского Правительства не было и тени раздора. Один из основных принципов Американской Конституции заключается в том, чтобы не вмешиваться в то, что касается формы правления, принятой тем или иным народом. К несчастью, у нас имеется Президент г. Вильсон, который благодаря политической ловкости сумел во время великой войны присвоить себе такую власть, что стал на время а*втократом. Народное голосование во время последних выборов дало нам республиканское большинство в Сенате и в Палате Представителей; это большинство помешало г. Вильсону привести в исполнение свои автократические планы, инспирированные Великобританией. В настоящее время он может только писать дипломатические ноты, над которыми в Америке смеются как демократы, так и республиканцы. Мы не можем удалить его, мы должны терпеть его до 4-го марта будущего года, когда, вне всякого сомнения, у власти станет Республиканская партия, а Президентом будет избран сенатор Гардинг. Наши республиканские сенаторы, руководимые сенатором Джонсоном и поддерживаемые общественным мнением, добились отозвания американ- скнх войск с русской территории. Британская пропаганда пыталась и пытается отравить умы американцев рассказами о положении в Советской России, так как Британия видит грозные буквы на стене, виднт надвигающуюся волну, развитие великой нации, которой суждено в ближайшем будущем стать созидательной интеллектуальной и физической силой, могущей потрясти основы, на коих держится Британская империя, показав подвластным ей народам, что времена Рима и Ассирии миновали навсегда и что пушки и военные корабли небольшой кучки людей не могут держать в подчинении полмира. Вы знакомы с политическим положением в странах бассейна Тихого океана, но Вам, вероятно, неизвестна американская точка зрения, которую я постараюсь изложить. Три четверти населения земного шара живет на берегах Тихого океана. Мы полагаем, что через 50 лет торговля на этом океане превзойдет атлантическую торговлю. В настоящее время Япония стремится подчинить своему контролю все азиатские страны, расположенные по побережью Тихого океана, их торговлю. Америка медленно пришла к сознанию этого факта и решила, что этому не бывать. Мы требуем возвращения Шаньдуня и удаления Японии с сибирского побережья. Мы требуем, чтобы северная часть Сахалина была возвращена России. Мы не желаем образования в Сибири буферного государства, находящегося под господством Японии. Знаете ли Вы, что 60% военного флота Соединенных Штатов, включая и наши лучшие суда новейшего типа, собраны теперь в Тихом океане? Их более чем достаточно, чтобы справиться с японским флотом. Известно ли Вам, что Канада требует, чтобы англо-японский договор не был возобновлен, и что в этом отношении интересы Канады сходятся с интересами Соединенных Штатов? Что хочет сделать Британия, это мы еще увидим. Однако Вам должно быть интересно узнать, что в 1923 году военный флот Соединенных Штатов будет самым могущественным флотом в мире. Величайшая экономическая проблема, стоящая теперь перед американским народом, — это будущее снабжение нефтью. В настоящее время в Соединенных Штатах имеется 10 миллионов автомобилей и тракторов, и в этом году будет сделано еще 2 миллиона; кроме того, имеется несколько миллионов больших и малых силовых установок, и судьба всех их зависит от снабжения нефтью. При настоящем уровне производства наши нефтеносные районы будут истощены в течение тридцати лет. Великобритания и Соединенные Штаты соперничают из-за обладания нефтеносными районами, рассеянными по всему миру. Несколько месяцев тому назад Британия издала закон, согласно которому только британские граждане могут покупать нефтеносные участки на британской территории или в странах, находящихся под ее протекторатом. Общественное мнение как республиканское, так и демократическое заставило г. Вильсона заявить протест, и возможно, что если Британия не уступит, то британские нефтепромышленные предприятия в Америке перейдут опять к Правительству. Не считая бакинских источников, Соединенные Штаты контролируют в настоящее время 80°/о всей мировой добычи нефти, а остальное принадлежит Британии. Британские нефтяные предприятия финансируются правительством, и его инженеры производят изыскания на всех континентах, покупая и арендуя площади, обещающие быть нефтеносными. В Азии, от Суэцкого канала до Сахалина, было добыто в 1918 году 17 миллионов баррелей нефти. Из этого количества Япония добыла 2 миллиона, то есть совершенно ничтожную часть. Нам известно, что Япония не сможет воевать с Соединенными Штатами, не будучи обеспеченной нефтью. Военные суда на угольном топливе не могут сравняться с судами на нефтяном горючем. Подводные лодки и аэропланы не могут двигаться без нефти. Япония могла получать нефть только из России и из Англии. Что будет делать Россия — мы знаем, как поступит Англия — нам неизвестно. В Северо-Восточной Сибири есть много выходов каменного угля, и хорошего и плохого. Есть также признаки нефти. Бесчисленные миллионы лососей ежегодно поднимаются по рекам и гибнут. Пропадает такое количество пищи, которое могло бы прокормить целое государство. 24 года тому назад я путешествовал в тех краях в поисках полезных ископаемых. Я проехал 5 тысяч миль. Ни один из драгоценных металлов или металлов, служащих промышленным целям, не встречается в значительных количествах. По ту сторону Берингова моря находится территория Соединенных Штатов, Аляска, купленная у России министром Сюардом. Она изобилует металлами и особенно углем и является будущим источником снабжения топливом всего Тихоокеанского побережья Америки. Аляска открыта для нападений со стороны Японии и легко может быть захвачена, На южной оконечности Камчатки имеется Авачинская губа. Морская база, расположенная на этой губе, господствовала бы над северной частью Тихого океана и защищала бы Аляску. Синдикат Вандерлипа желает получить опцион на покупку у Советского Правительства России всей этой территории, лежащей к востоку от 160-го меридиана, к югу от Гижигинской губы, включая и полуостров Камчатку со всеми островами, прилегающими к Приморской и Камчатской областям и принадлежащими Российскому Правительству. В уплату мы предлагаем 20 миллионов долларов. Опцион дается на........лет, начиная со дня подписания соглашения, и в течение этого периода Синдикат Вандерлипа должен иметь право въезда в означенную область со своим штатом инженеров и право производства изысканий в ней. Синдикат намерен предложить этот опцион Правительству Соединенных Штатов. Для того, чтобы в достаточной мере снабжать углем, нефтью и нефтяными продуктами Сибирскую железную дорогу, военный и торговый флоты России, а также жителей Восточной Сибири, Синдикату необходимо устроить склад топлива в каком-нибудь пункте близ Сибирской железной дороги и около глубоководной гавани. Я предлагаю поэтому выбрать и включить в концессию подходящее место с тем, чтобы оно было передано потом Правительству Соединенных Штатов для устройства воен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: