Нота Председателя Торговой Делегации РСФСР в Чехословакии Министру Иностранных Дел Чехословакии Э. Бенешу

28 ноября 1921 г. M 836

В устной информации, данной мне г. министром д-ром Гирса по вопросу о Савинкове и его сторонниках, которых Правительство РСФСР имеет исчерпывающие основания считать организаторами направленной против Советской] России французско-польской разведки и главарями орудующих на русско-польской границе бандитских отрядов, мне было сообщено, что Савинков и его соратники остаются в Праге только до получения соответствующих виз и вскоре должны покинуть территорию ЧСР.

К сожалению, имеющиеся в моем распоряжении данные и после вышеприведенной информации не дают уверенности в том, что вопрос о допущении на территорию ЧСР возглавляемой Савинковым организации можно считать исчерпанным.

Прежде всего я должен заявить, что согласно этим данным, имеющим документальное подтверждение, Савинков и его соратники уже нарушили данное ими, по словам д-ра Гирса, обещание не использовать пребывания в Праге для политической работы.. Напротив, это пребывание было весьма энергично использовано для обеспечения возможности работы организации на время отсутствия здесь ее наиболее прославившихся главарей. В ряде совещаний, посвященных организационной работе, приняты вполне конкретные решения. Намечена служба связи, приняты меры к обеспечению правильного фупкцпоппроьаппя чешско-польской границы и т. д. Решена, между прочим, командировка в Полину одного нз оставшихся в распоряжении Савинкова генералов, фамилия которого известна Правительству РСФСР, — для принятия находящейся на территории Польши казачьей дивизии, имеющей назначение принять участие в ожидаемой соответствующими кругами войне с Советской] Россией на стороне польской армии, — или же подкрепить вторгающиеся со стороны польской границы бандитские отряды, поскольку момент будет признан подходящим для этого.

В информации своей, даваемой представителям различных течений русской эмиграции и сочувствующим ему кругам чешского общества, Савинков определенно констатирует, что отъезд его из Праги не рассматривается как высылка, а вызывается необходимостью самой организации, устанавливает срок своего сюда приезда и т. д.

Вся работа ведется настолько открыто, что трудно предполагать, чтобы соответствующие органы Правительства ЧСР ие были осведомлены о ней.


В этой же информации высылку свою из Польши сторонники Савинкова рисуют отнюдь не как прекращение работы возглавляемой ими организации на территории Польши, а. лишь как исключительно принципиальную уступку и соблюдение аппаранса со стороны польского правительства под давлением Правительства Советской] России. Именно ввиду необходимости считаться с такой временной и исключительно принципиальной уступкой и разработан вполне законченный план организации руководства работой на территории ЧСР.

Имеющиеся в распоряжении Советского] Правительства данные из самых разнообразных источников вполне подтверждают наличие вполне определенного плана временного перенесения руководства савинковскими организациями на территории ЧСР.

Советское Правительство со своей стороны приняло ряд мер, имеющих целью уничтожить помеху в установлении дружественных договорных отношений между Советской] Россией и ЧСР, в ряде этих мер пойдя навстречу не только конкретным представлениям чешского Правительства, ио и настроению различных кругов чешского общественного мнения.

Я выражаю уверенность, что Правительство ЧСР в интересах правильного налаживания и обеспечения тех же дружественных отношений учтет необходимость скорейшей ликвидации вопроса о Савинкове и соответственными конкретными мерами обеспечит недопустимость превращения территории Республики в арену деятельности откровенных главарей бандитизма на территории Советской] России. Поэтому я прошу Вас, господин Министр, в достаточно категорической форме, убедительной не только для Представительства РСФСР, сообщить:

1) Останутся ли на территории Ч[ехословацкой] Р[еспублики] главари савинковской организации, принужденные покинуть Варшаву и намеревающиеся на территорию ЧСР перенести свою враждебную населению РСФСР работу.

2) Будет ли допущена на территории ЧСР работа вышеназванной организации.

При этом считаю необходимым добавить, что, по мнению Правительства Советской России, пребывание вышеназванных лиц в Праге не может решаться с точки зрения права убежища, так как они отнюдь не могут рассматриваться как частные граждане, являющиеся исключительно идейными сторонниками определенных политических настроений, но вполне откровенно избирают Прагу для обеспечения той же самой работы, которая вызвала их насильственный выезд из пределов Польши.

Правительство РСФСР с большим удовлетворением отнесется к мерам Чешского Правительства, направленным к полной ликвидации этого досадного вопроса, отвлекающего вни-


мание от того главного и существенного, что стоит сейчас перед Правительствами обеих Республик в области налаживания их взаимных отношений и с большой готовностью приступит к завершению достаточно растянувшихся переговоров о заключении торгового договора и практическим шагам к реализации его.

Примите уверения в моем совершенном уважении.

[Мостовенко]

Печат. по арх.

316. Нота Правительств РСФСР и УССР Правительству Румынии *

29 ноября 1921 г.

Российское и Украинское Советские Правительства неоднократно разоблачали преступные и враждебные действия, подготовляющиеся на территории Румынии и Бессарабии против Советских Республик при участии румынских властей, в частности петлюровским агентом Гуляй-Гуленко. Румынское Правительство в своей ноте от 18 октября, как и в предыдущих, неизменно заверяло Советские Республики в своей лояльности по отношению к ним. Когда в своей ноте от 13 августа Советские Правительства указывали**, что среди агентов Гуляй-Гулснко отличался особой энергией некий Пшенник, который, как видно из имеющихся у нас документов, офи-цнялыю состоит при румынском штабе в Бендерах, Румынские Правительство в своем ответе от 20 августа пыталось опровергнуть факт существования какого бы то ни было румынского штаба в Бендерах, что же касается Пшенника и других атаманов, то Румынское Правительство ответило буквально следующее: «На нас эти имена, как и эти мнимые откровения, производят впечатление какого-то романа. Никогда мы не разрешали никакого рекрутирования банд в Румынии и никогда не допустим его ни в какой части нашего королевства. Считаю необходимым уверить вас еще раз, что Королевское Правительство Румынии твердо решило соблюдать по отношению к России самую строгую лояльность. Ни в коем случае вы не можете ожидать ни малейшего, хотя бы косвенного, нападения с нашей стороны и меньше всего через посредство банд. Румыния — государство цивилизованное, и оно никогда не прибегало к средствам, которые противоречили бы

* Передана по радио на имя министра иностранных дел Румынии Ионеску.

** См. док. № 186.


международному праву и высшим требованиям международной морали».

Таково буквально заявление Румынского Правительства в его поте от 20 августа. Но так как, к сожалению, факты, доходившие до сведения Советских Правительств, коренным образом противоречат заявлениям Румынского Правительства, го Советские Правительства, движимые интересами граждан своих государств и стремлением к созданию мирных добрососедских отношений с Румынией, вновь обращают в своих последних нотах внимание Румынского Правительства на недопустимость того, что на территории Румынии подготовляются бандитские набеги против Украины и, между прочим, в самой последней своей ноте от 11 ноября* оии цитируют переписку штаба Петлюры с так называемыми представителями «украинской народной республики» в Софии и в Бухаресте, свидетельствующую, что ГуляйТуленко желает сгруппировать около себя на территории Румынии не только все авантюристские украинские элементы, но также и группы интернированных украинских солдат, находящихся в Болгарии и в других государствах Балканского полуострова. Советские Правительства указывали также, что, по самым точным сведениям, в начале ноября банды, направляющиеся из Румынии, должны быть посланы на поддержку тех банд, которые уже в последние дни октября начали перебрасываться с территории Польши на территорию Украины.

Советские Правительства, доводя до сведения Румынского Правительства обо всех этих фактах, твердо рассчитывали, что Румынское Правительство, дававшее столь многократные заверения в своем миролюбии и своих добрососедских намерениях, примет меры, необходимые для предупреждения вторжения банд на советскую территорию. Кровавые события, которые разыгрались в последние дни в районе Тирасполя, показали, к сожалению, что все предупреждения Советских Правительств оставлены были без внимания Румынским Правительством и что румынские власти продолжают действовать рука об руку с организаторами бандитских набегов и кровавых погромов.

Советские Правительства доводят до сведения Румынского Правительства о следующих фактах: 19 ноября, на рассвете, банда в 150 штыков, вышедшая из Бендер, оттеснила пограничный советский пост, заняла деревни Парканы и Терновка, вырезала там крестьян, заподозренных в принадлежности к коммунистической партии, и убила 13 красноармейцев. К 9 часам баида достигла западного предместья Тирасполя. Одновременно с этим другая банда, меньшей численности, перешла Днестр у месгечка Гура-Бикулуй, севернее Беидер, и

* См. док. № 299,


направилась в деревню Плоская, после занятия которой она также двинулась на Тирасполь в северо-западном направлении. После короткого боя с тираспольским гарнизоном банда была отброшена, понеся потери убитыми, ранеными и пленными; в числе последних два офицера. Из первого общего опроса пленных выяснилось, что во главе банды, переброшенной в Парканы, находился тот самый атаман Пшенник, существование которого Румынское Правительство категорически отрицало. В баиде Пшенника участвовали, между прочим, петлюровские офицеры Емельянов, Дудиченко и некий полковник Пугалов. Во главе банды, переброшенной через Гура-Бикулуй, находился атаман Батурин. Из дальнейшего опроса пленных выяснилось, что энергичное участие в организации и переброске этих баид принимал румынский офицер, капитан Сатулеску, из штаба 3-го румынского корпуса, и некий капитан Мардарий, снабжавший банды оружием. По сведениям украинской пограничной охраны, накануне перехода банд в районе Збруч, южнее Тирасполя, поднялись два румынских аэроплана, с которых пускали ракеты, служившие, очевидно, условной сигнализацией для агентов Гуляй-Гуленко, находившихся иа украинском берегу Днестра.

За несколько дней до перехода банды забрасывались прокламации на немецком и украинском языках за подписью Гуляй-Гуленко и начальника его административной части По-плавского. При переходе банды с бессарабского берега был открыт артиллерийский огонь со стороны румынских солдат по нашим пограничным постам. 19-го вечером, когда разбитые и рассеянные банды стали спускаться к Днестру, с про-пшопилпжшш стороны румынскими солдатами навстречу им были отравлены лодки. У захваченных бандитов найдены, между прочим, тс ж«1 самые прокламации Гулям-Гулепко, в которых от имени Петлюры местное население приглашалось восстать. У бандитов захвачены также два желто-голубых украинских флага. По другим показаниям бандитов выясняется, что в районе Аккермана подготовляется отряд из 200 человек, под командой другого атамана, капитана Фролова, действия которого были разоблачены перед Румынским Правительством в русско-украинской ноте 13 августа* и существование которого Румынское Правительство отрицало так же, как и существование Пшенника. Одновременно с этими сведениями доставлены были и другие, свидетельствующие о том, что 18 ноября утром в районе Дубоссары под прикрытием артиллерийского огня румынских солдат пыталась пробраться с территории Бессарабии на территорию Украины другая многочисленная банда, во главе которой должен был находиться сам Гуляй-Гуленко.

* См. док. № 186.


Для выявления всех этих обстоятельств Украинское Советское Правительство отправило на место происшествия следственную комиссию с поручением произвести тщательный допрос пленных. Результаты этого допроса будут доведены до сведения Румынского Правительства. Одновременно с этим на другой части украинской территории было получено несомненное документальное доказательство участия румынских властей в петлюровском бандитизме. В захваченном с 17 на 18 ноября в районе деревни Голубовичи архиве штаба Тю-тюника, после разгрома его банды, найдены убедительные документы, свидетельствующие об этом участии. Речь идет о докладе Гуляй-Гуленко, отправленном из Румынии за № 388 от 22 августа и адресованном головному атаману Петлюре, и об ответе, составленном штабом Петлюры на требования, предъявленные Гуляй-Гуленко. Из сопоставления этих двух документов, между прочим, выясняется, что Гуляй-Гуленко имеет постоянную связь с штабом 4-го румынского корпуса и при помощи этого штаба он занимается переброской банд иа территории Румынии для переброски их на Украниу; что для этой цели он привлекает различные деклассированные элементы Украины. Как констатирует ответ штаба Петлюры, эта вербовка элементов с территории Украины имеет очень мало успеха, ибо в общем этим способом Гуляй-Гуленко не мог завербовать в месяц больше 50 человек. Затем из этого доклада следует, что Гуляй-Гуленко имеет специальный фонд подкупа румынской печати и для распространения ложной информации об Украине. Но самым характерным в ответе штаба Петлюры на доклад Гуляй-Гуленко местом Является следующее; мы цитируем его дословно: «Штаб головного атамана не может не выразить удивления, что Гуляй-Гуленко просит деньги на содержание штаба своих повстанческих групп в то время, как он получает деньги из. Румынии леями».

Этот рукописный документ, который Советские Правительства могут представить Румынскому Правительству, с неоспоримой очевидностью подтверждает все опасения, которые неоднократно в своих нотах выражались Советскими Правительствами, а именно, что румынские органы власти находятся в тесном сотрудничестве с украинскими контрреволюционными элементами и совместно организуют банды для переброски на Украину.

Советские Правительства, протестуя самым энергичным образом против действий румынских властей и считая на основании сведений, находящихся в их распоряжении и подтвержденных, к сожалению, событиями, что налеты 18 и 19 ноября являются лишь отдельными эпизодическими фактами определенно намеченной программы, вынуждены предупредить Румынское Правительство, что они считают его целиком ответ-


ственным во всех отношениях за действия украинских контрреволюционных организации, пребывающих па территории Румынии и Бессарабии, и за результат этих действий.

Народный Комиссар по Иностранным Делам РСФСР

Чичерин

Председатель Совета Народных Комиссаров

и Народный Комиссар по Иностранным Делам УССР

Раковский

Печат по арх. Опубл. в газ. «Известия» Л£ 271 (1414), 2 декабря 1921 з.

317. Нота Официального Представителя РСФСР в Великобритании Министру Иностранных Дел Великобритании Керзону

29 ноября 1921 г. M Л Kl 1953

Г-н Красин свидетельствует свое уважение достопочтенному лорду Керзону оф Кедлстон и имеет честь еще раз коснуться ряда враждебных актов, совершенных в Константинополе против представителей Российской Республики и Федеративных Советских Республик, актов, которые включают убийство и покушение на жизнь этих представителей.

Г-н Красин уже имел честь обратить внимание Британского Министерства Иностранных Дел на обстоятельства, при которых представитель Азербайджанской Советской Республики г, Джеваншир был убит в Константинополе, где он находился ио делу, связанному с нефтяной промышленностью. Г-ну Красину и настоящее время стало известно, что убийца г. Джииапшнра был судим британским военным судом. Защита допускало фпкт сонершенин преступления и лишь сделала заявление, Mio убийца был не вполне в здравом уме. Тем не менее он был оправдан. Такое решение британского суда не может не рассматриваться в качестве указания на •]о, что убийство советских представителей в Константинополе пе считается преступлением и, несомненно, является поощрением к совершению других убийств.

Далее, г-н Красин обращал также внимание Министерства Иностранных Дел иа ничем не вызванное нападение на г. Кузнецова в августе, когда г. Кудиш отсутствовал в Константинополе, в результате которого он — жертва нападения — был арестован, брошен в тюрьму и с ним обращались там, как с преступником.

При последующем разбирательстве в военном суде преступники были приговорены к тюремному заключению на незначительный срок за незаконное ношение оружия, в то время ка«более серьезный аспект этого дела был игнорирован, несмотря на открытое заявление нападавших, что покушение


на жизнь Кузнецова было совершено потому, что он действовал в качестве главы Российской Торговой миссии.

Г-н Красин должен также обратить внимание лорда Керзона на серьезное оскорбление, нанесенное флагу Российской Социалистической Федеративной Советской Республики британскими властями в Константинополе *.

7 ноября (день, отмечаемый как Национальный праздник в Советской России) Торговый Представитель Российской Социалистической Федеративной Советской Республики в Константинополе вывесил над зданием, занимаемым им, флаг Советской Республики, тот самый флаг, который всегда вывешивают торговые суда Советской России, находясь в британских портах.

Вскоре после этого к зданию прибыла британская полиция и, обнаружив, что помещение закрыто по случаю праздника, взломала двери н насильно спустила флаг, который полиция забрала с собой. Спустя два часа Российского Торгового Представителя посетил первый секретарь британского Верховного комиссара и заявил, что Верховный комиссар посоветовал спустить флаг в связи с официальным протестом со стороны французских властей. Это было сообщено в вежливой форме, но с опозданием.

Следует упомянуть, что в это же самое время в Константинопольском порту па многих судах развевался трехцветный флаг бывшей Российской империи, флаг, который в настоящее время не представляет ни одно из существующих государств.

Г-н Красин принимает к сведению заявление, содержащееся в ноте Министерства Иностранных Дел от 3 ноября 1921 года за № 11982/2866/38 о том, что Британское Правительство не рассматривает Константинополь как часть Британской Империи.

Однако он должен указать, что Константинополь в действительности находится под британским контролем, хотя, несомненно, этот контроль является нарушением суверенных прав Турции и сохраняется вопреки воле населения этого города. Полиция контролируется не турецким представителем, а английским генералом, который должен поэтому рассматриваться в качестве лица, ответственного за все вопросы, связанные с сохранением правопорядка в городе.

Более того, инциденты, на которые г. Красин имеет честь сослаться, являются такими инцидентами, в которых непосредственно замешаны британские военные власти, и за них Британское Правительство, по всей вероятности, не будет снимать с себя ответственности.

* См. док. № 294.


Подобные действия британских военных властей, являющихся ответственными агентами Британского Правительства, представляют собой грубое нарушение Торгового соглашения, заключенного между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Соединенным Королевством *.

Согласно параграфу «А» этого соглашения каждая сторона обязуется воздерживаться от враждебных действий против другой стороны, и это обязательство распространяется на области, не входящие в состав территории двух договаривающихся сторон.

Это обязательство распространяется тем более и на Константинополь, который оккупирован британскими войсками и фактически находится под британским контролем.

Поэтому г-п Красин надеется, что Британское Правительство немедленно предпримет шаги в целях компенсации за нанесенный ущерб и предоставления гарантий на будущее иротин нарушения Соглашения со стороны агентов Великобритании в Константинополе.

[Красин]

Пгчпт. но арх.

318. Ответы Официального Представителя РСФСР в Великобритании Л. Б. Красина на вопросы группы руководящих деятелей лейбористского движения

29 ноября 1921 г.

U и н р о с I: I Ь|сколько серьезной помехой для восста-1! иилепня»коном и кл России и пляс it si возможность неожиданных нападений и мятежей, организованных из-за границы?

Ответ: Неопределенность международного 'положения России является главным препятствием для ее экономического возрождения. Интервенция в России и блокада ее, начатые державами Антанты в 1918 году, в действительности eine не прекратились. Торговые соглашения, заключенные Россией с некоторыми державами, в том числе с Великобританией, не содержат ни политического признания России, ии положения о восстановлении дипломатических отношений. Более того, в любой момент они могут быть аннулированы. Например, в торговое соглашение с Великобританией включена, по настоянию Британского правительства, статья, согласно которой соглашение может быть аннулировано в случае враждебного интересам Великобритании действия, замеченного

* См. т. III, док. № 344.

18*


в позиции другой стороны. Принимая во внимание взаимозависимость их частных интересов, которые как Россия, так и Великобритания имеют во многих странах, Британское Министерство иностранных дел практически всегда, таким образом, в состоянии заявить, что интересам Великобритании наносится ущерб, и под этим предлогом денонсировать торговое соглашение.

Отношение Франции к России до настоящего времени остается определенно враждебным, а под влиянием Франции и Малая Антанта в качестве своих главных доводов в оправдание [ее] существования выдвигает необходимость проведения оборонительно-наступательной политики в отношении Советской России. Под давлением французских политиков, действующих через их генеральные штабы, Польша, Румыния и в некоторой степени Финляндия не отказались еще от всех попыток военного нападения на Россию. Эти государства все еще укрывают остатки различных армий, которые принимали участие в вооруженной интервенции, оказывают им финансовую, техническую и материальную помощь и время от времени организуют бандитские рейды на территорию России. Например, в ноябре этого года были организованы нападения иа Советскую Россию с польской и румынской территорий. Банды Петлюры и Тютюника, одетые в польскую военную форму, вооруженные польским оружием, в том числе пушками и 'пулеметами, и доставленные к границе в польских поездах, вторглись в пределы Украины и опустошили некоторые районы, сжигая предназначенное для голодающих губерний России зерио и выводя из строя железнодорожные и транспортные средства. Однако, хотя и не без некоторых усилий со стороны Советской России и со значительными людскими и материальными потерями, разгром вторгнувшихся банд в настоящее время почти закончен.

Для того, чтобы поднять мятеж среди населения Карелии, в ноябре в эту губернию планировалось вторжение финских белогвардейских добровольцев. Эти бандиты имеют финское оружие и боеприпасы и, по всей вероятности, ими командуют финские офицеры. Главная цель этих разбойников состоит в том, чтобы, уничтожив мосты, вывести из строя Мурманскую железную дорогу,' прервать таким образом сообщение России с Мурманском, ее единственным незамерзающим портом на севере и остановить перевозку продовольствия и угля во внутренние области страны.

Согласно достоверной информации, польские военные круги не отказались еще от своих планов военной интервенции в России. Белогвардейские монархические группы в Германии осуществляют подобные же мероприятия по подготовке нападения через бывшие балтийские губернии (Эстония, Латвия, Литва). Лишь в последние несколько месяцев Советская


Россия окончательно избавилась от нападений на Восточную Сибирь банд Семенова и Уигериа из Монголии. Еще существует угроза японской интервенции в Сибири и на Дальнем Востоке и, согласно последним данным, Япония отказалась в Вашингтоне эвакуировать Сахалин или Тихоокеанское побережье. " Владивосток и прилегающая к нему территория продолжают находиться под властью белогвардейского правительства Меркулова, поддерживаемого японскими вооруженными силами.

Армия Врангеля окончательно еще не разгромлена. В любой момент она может быть реорганизована как военная сила и с помощью французского флота высажена в Крыму или других южных портах России.

Кроме и помимо непосредственной поддержки французского правительства, которое не оставило еще окончательной надежды на насильственное свержение московского правительства, только что обрисованное полное опасности для России положение проистекает главным образом из нежелания Великобритании заменить недостаточное и непрочное торговое соглашение ясным мирным договором с Россией или признать Советское правительство де-юре и дипломатически. Подобная двусмысленная позиция Англии поощряет враждебное отношение к России со стороны правительств таких малых государств, как Румыния, Польша, Финляндия и др. Постоянный отказ держав Антанты заключить мир или, по крайней мере, вступить в переговоры о заключении мира, что неоднократно предлагалось Советским правительством, вынудили Россию быть настороже и держать в состоянии готов-поп п чилчмтсльние вооруженные силы в виде Красной Армии. Это, бс;|услоипо, нлечет за собой большие расходы и отвлекает сотни тысяч рабочих и крестьян от производительных занятий. В результате, многие фабрики н заводы продолжают работать на военные нужды, а значительные финансовые, продовольственные, материальные и транспортные ресурсы должны быть отвлечены на содержание Красной Армии. Внутренние заговоры (например, недавние заговоры в Кронштадте, Петрограде, Одессе), подстрекаемые белогвардейскими организациями из-за границы, несомненно при французской поддержке, затрудняют и замедляют восстановление нормальных условий внутренней жизни России. В частности, эти тайные заговоры препятствуют отмене советскими властями различных чрезвычайных мер и институтов, имеющих существенное значение для сохранения революционного порядка и безопасности государства и без которых нельзя обходиться, пока руководимые Францией и Великобританией страны Антанты не откажутся окончательно и добросовестно от своей политики интервенции.


Вследствие интервенции и блокады Россия постоянно, начиная с 1918 года, находилась в состоянии войны. Это обстоятельство является одной из главных причин экономической разрухи страны, уже истощенной борьбой 1914—1918 годов. Существующее положение и, в частности, голод во многих губерниях России, вызванный прошлогодней летней засухой, являются главным образом следствием оборонительной войны, навязанной Советской России правительствами Антанты. Вынужденные оказывать сопротивление постоянным нападениям извне и попыткам свергнуть Советскую власть изнутри, рабочие и крестьяне России должны были в течение этих трех лет приносить колоссальные людские, продовольственные и материальные жертвы.

Вопрос 2: Какое влияние на восстановление экономики России оказало бы полное и окончательное признание Российской Республики со стороны Западной Европы?

Ответ: Полное признание Советского правительства главными государствами Западной Европы, и в частности государствами Антанты, привело бы к радикальному изменению вышеуказанного положения, так как все граничащие с Россией страны находятся прежде всего под влиянием позиции, которую занимают по отношению к ней Великобритания и Франция. Признание Советского правительства де-юре привело бы к установлению мира во всей Европе и послужило бы отправной точкой для оживления экономики не только в России, ио и во всем мире.

Вопрос 3: Какое, по Вашему мнению, влияние оказало бы на другие европейские правительства признание России Великобританией?

Ответ: Учитывая руководящее положение Великобритании в европейском концерте держав, ее признание Советского правительства де-юре имело бы огромное значение. Голос Великобритании оказался бы решающим ие только для Италии, которую можно рассматривать как страну, занимающую наиболее благоприятную, по сравнению с любой другой державой, позицию в отношении полного признания Советской России, но также и для Франции, которая не в состоянии проводить обособленной политики и в своей агрессивности по отношению к России в значительной мере опирается на определенные группы английских официальных кругов, которые враждебно относятся к Советскому правительству. Заключение действительного мира между Великобританией и Россией явилось бы наиболее важным шагом на пути к отказу от интервенционистской политики, направленной против Москвы.

Вопрос 4: Если предположить, что между Россией и Великобританией уже установлены нормальные отношения, а к Вам обратились с просьбой выдвинуть предложение отиоси-


тельно немедленных практических мероприятий, которые помогли бы России в восстановлении ее экономической жизни и в то же самое время оказали бы помощь в деле облегчения положения с безработицей в Великобритании, то каковы были бы основные пункты Вашего предложения?

Ответ: Б случае возобновления нормальных политических отношений между Россией и Великобританией, первоочередная задача состояла бы в выработке, с помощью Великобритании, плана экономического возрождения России. Советское правительство приветствовало бы любую помощь со стороны Англии, например, в форме участия экспертов и технических специалистов в составлении предложений.

Основными моментами восстановления экономики России являются следующие;

а) Оказание помощи сельскому хозяйству и, в частности, крестьянству.

б) Восстановление промышленности, и в первую очередь топливной промышленности, добывающей уголь, нефть и дрпнл.

и) Восстановление железнодорожного и водного транспорт.

г) Восстановление горнодобывающей промышленности, в частности, шахт по добыче меди, золота, платины и серебра.

Л.) Снабжение населения России и, в частности, голодающих губерний продовольствием, одеждой и предметами первой 1]<'0б\ОЛНМ()(,'ТИ.

Для восстановления сельского хозяйства требуются такие меры по улучшению обработки земли, как удобрение, ирри-1.'|Ц]1ч и пие'И'Млг современных методов обработки, Имеется ilolpcGiiueii. в iioeiMiiKiix по определенному плану большого колпчеенш плугои, ссылок, борон, трактором п других сельскохозяйственных машин; и, кроме того, семян, удобрений и таких сельскохозяйственных орудий, как лопаты, вилы и т. д. Потребность России в вышеуказанных предметах практически неограниченна и в состоянии немедленно создать широкий рынок для промышленности западных стран.

Восстановление топливной промышленности является делом огромной важности, так как имеет существенное значение для нормальной работы железнодорожного и водного транспорта, а также для работы фабрик и заводов, деятельность которых необходима для удовлетворения нужд сельского хозяйства, промышленности и потребностей населения. Для этого нужен определенный систематически разработанный план. Другим наиболее важным делом является восстановление угле- и нефтедобывающих районов и эксплуатация огромных лесных массивов, которые в настоящее время не используются. Однако выполнение вышеуказанных проектов зависит от поставок из-за границы большого количества


различного рода машин и инвентаря, как, например, паровых котлов, локомотивов, энергетических установок, элеваторов, железных конструкций, машин для шахт, труб, бурильных инструментов, насосов и т. д.

Конкретные планы поставок машин и инвентаря для удовлетворения сельскохозяйственных нужд могли бы быть реализованы за весьма короткий отрезок времени и оказали бы благотворное влияние в определенных направлениях на восстановление промышленности и торговли.

Вопрос 5: Если предположить, что.предложен заем, скажем, на сумму в 100 000 000 фунтов стерлингов, то какие, по Вашему мнению, гарантии предоставило бы Ваше правительство?

Ответ; Что касается вопроса о гарантиях, которые Советское правительство могло бы предложить в случае займа, то сейчас можно установить лишь общие принципы. Данный вопрос может быть обсужден более детально лишь тогда, когда будет сделано какое-то предложение о займе с указанием его размера, срока, условий его предоставления и т. д. Советское правительство не может предлагать никаких гарантий, которые несовместимы с достоинством Российского государства, которые имеют тенденцию умалять его суверенитет или угрожать его территориальной целостности. Перед лицом того истощения, которое испытывает страна, Советское правительство не может предлагать каких-либо немедленных материальных гарантий в виде золотого обеспечения или предоставления другого залога под ресурсы. Тем не менее, в качестве обеспечения такого займа оно готово предоставить концессии на разработку нефти, рудников, лесов, на эксплуатацию на определенных условиях средств сообщений, а также согласиться на участие в возросших прибылях, полученных от различных предприятий и земель в результате применения улучшенных методов производства и использования полученного из-за границы оборудования. Облигации оптовых и потребительских кооперативов могли бы служить в качестве дополнительного обеспечения.

В о п р о с 6: Если бы такой заем был заключен, думаете ли Вы, что он целиком или большей частью был бы использован для закупок промышленных товаров в Великобритании?

Ответ: В случае получения займа, Советское правительство смогло бы сделать значительные закупки за границей и при наличии прочих равных условий естественно и охотно отдало бы предпочтение рынку той страны, которая предоставит заем. Советское правительство, являясь правительством страны, которая в настоящее время чрезвычайно истощена и бедна, вынуждено соблюдать максимальную экономию в расходовании средств и, в частности, в закупках, для оплаты которых требуется иностранная валюта. Поэтому Советское


правительство не может платить за предметы и товары, покупаемые в одной стране, по цеиам, которые выше цен, преобладающих на мировом рынке. Но я повторяю, если бы заем был предложен, могло бы быть достигнуто какое-то соглашение о том, чтобы часть сделанного займа была израсходована на закупки в стране, предоставляющей такой заем, если только цены, время поставок и другие условия будут не менее благоприятны, чем те, которые существуют иа других иностранных рынках.

Вопрос 7: Если предположить, что заем является свершившимся фактом, не можете ли Вы поделиться с нами своими мыслями относительно того, каким образом он увеличил бы экспорт России?

Ответ: Б настоящее время невозможно назвать точные цифры увеличения экспортной торговли России, которое может произойти в результате займа. Даже страны со значительно более устойчивой экономической структурой, которые несравненно меньше пострадали от войны и ие познали нищеты, вызванной блокадой и интервенцией, даже такие страны.не могут назвать надежных цифр, касающихся их экспорта н импорта в предстоящие месяцы и годы, Экономическое положение всего мира чрезмерно ослаблено, практически расстроено катастрофой мировой войны, чтобы можно было сделать точные статистические заключения. Еще менее возможно сделать это применительно к России, где самые основы сущестиоиаппн были поколеблены. Цифры экспорта и импорта 1'иссии и предвоенные годы являются мерой той роли, которую Риссин может играть в мировой торговле. Как и прежде, России uciüei'Oi одним m крупнейших государств по размерам П'ррптрпп. Оц/| обладает Сюлмпимн потенциальными богатствами, чем какая либо другая страна, и псем, что необходимо для сельского хизяйетва н промышленности, за исключенном, возможно, лишь товаров, производимых странами с тропическим климатом. Естественные богатства России не только не разрабатываются, но еще даже и не разведаны, а новые открытия делаются постоянно. Так, совсем недавно, несмотря на революционные штормы и бушующую гражданскую войну, новые месторождения горючих сланцев и других минеральных богатств были открыты на Урале, в северных районах России и в Сибири. Даже в Центральной России, которая представляется уже хорошо исследованным и знакомым районом, до сих пор делаются открытия. Например, в Курской губернии были отмечены магнитные отклонения, более сильные, чем где бы то ни было в мире, что, по заявлениям наиболее известных немецких и скандинавских специалистов, указывает иа присутствие чрезвычайно большого количества железной руды. Вплоть до настоящего времени леса России эксплуатировались лишь в очень небольшой степени; перед


иоПпоп Россия использовала не более трех процентов своего ежегодного прироста строевого леса. Большая часть обраба-'[ьншемой земли в России не нуждается в удобрении, поскольку почва, будучи плодородной от природы, обеспечивает хорошие урожаи в течение нескольких лет без применения удобрений.

Б России по-прежнему живет около 130 млн. человек, производительность труда которых в промышленности и сельском хозяйстве намного возросла за последние годы. Война и революция проявили себя в этом отношении как огромная, могучая сила, так как они с корнем вырвали крестьянина из прежних ограниченных условии и значительно расширили круг его потребностей. За время войны русский крестьянин и солдат ие только побывал на различных фронтах, но и служил за границей, сражаясь во Франции. Миллионы русских находились в качестве военнопленных в Германии и Австрии. Гражданская война переместила громадные массы людей из центра России в Сибирь, в южные губернии, на север — в районы Архангельска и Мурманска, и на запад—почти до Варшавы. Коренная перестройка всей политической и экономической структуры России при непосредственном участии народных масс расширила умственные способности и обогатила ум среднего русского. Перенесение экономического центра тяжести из города в деревню расширило горизонт крестьянина, стимулируя появление у него многих новых потребностей материального, культурного и духовного характера. Этот расширившийся кругозор является величайшим стимулом для повышения производительности труда и увеличения производства. Данные соображения ие являются лишь теоретическими рассуждениями, они подтверждаются реальной практикой. Мой собственный опыт работы в 1918 и 1919 годах в качестве председателя Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии и наркома путей сообщения в 1919 и 1920 годах убедил меня в том, что при условии снабжения фабрик России достаточным количеством топлива, сырья, инструментов и продовольствия для рабочих их продуктивность была бы значительно большей по сравнению с довоенными временами. Тот факт, что истощенная и находящаяся в блокаде Россия смогла оказать успешное сопротивление объединенным силам Антанты, во многом объясняется значительно возросшим производством, достигнутым рабочими и крестьянами России в послереволюционных условиях, по сравнению с теми условиями полурабства, в которых они работали при царском режиме. В настоящее время мы ие в состоянии представить точные статистические данные относительно этого увеличения производства, но не вызывает никакого сомнения, что с заключением мира, при условии, что Западной Европой и Америкой будет оказана надлежащая помощь, Советская


Россия в течение ближайших десяти лет достигнет такого уровня производства и добьется таких успехов в материальной сфере, которые поразят весь мир.

Вопрос 8: Насколько, по Вашему мнению, могла бы Россия увеличить свое довоенное производство зерна путем всеобщего применения научных методов ведения сельского хозяйства; и рассматривает ли Русское правительство какие-либо важные шаги в этом направлении?

Ответ: Сказанное выше имеет специальное отношение к производству зерна, в особенности потому, что вызванные революцией изменения в большей степени отразились на крестьянстве и оказали влия.ние на значительный рост его классового самосознания. Например, применение тракторов при царском режиме встретилось бы с множеством трудностей в силу недостаточного количества механиков и инженеров для управления ими и ремонта; в настоящее время в Советской России имеются десятки тысяч обученных механиков, знакомых с автомобилями, двигателями внутреннего сгорания, походными и стационарными радиоустановками, подземным электрохозяйством и т. д. и т. п. В течение ближайших нескольких месяцев в Россию можно было бы с пользой ввезти тысячи тракторов, поскольку обученный персонал для работы иа них уже имеется в виде крестьян и рабочих, которые, будучи солдатами, приобрели опыт обращения с ними во время мировой и гражданской войн.

Средний урожаи зерновых культур в России, например в поволжских губерниях, достигает почти полутора четвертей па акр. Однако результаты экспериментальных хозяйств в ьи'их районах доказывают, чго этот урожай 6ej труда может быть унелпчен до ^Д 4,5 п даже (i четвертей на акр. Эти цифры показывают, какие огромные возможности имеются для увеличении сбора зерна и России. Это правда, что русский крестьянин, питаясь сейчас лучше, чем в царские времена, потребляет больше продуктов из того количества, которое он производит; но даже учитывая, что таким образом в самой России будет потребляться зерна больше, чем прежде, не будет преувеличением сказать, что при условии научного ведения сельского хозяйства и использования современных машин для обработки земли экспорт зерна в ближайшее десятилетие мог бы практически удвоиться.

Вопрос 9: Насколько, по Вашему мнению, могла бы Россия вообще увеличить свой довоенный уровень производства сырья с помощью новейших типов машии?

Ответ: Ответ на вопрос № 8 относится также и к таким видам сырья, как строевой лес, руда, леи, меха и т. д.

Вопрос 10: Правда ли то, что транспортная система России, как это утверждается некоторой частью английской прессы, безнадежно негодна для разрешения проблемы


бор!.бы с голодом и еще менее годится для ведения внешней торговли?

Ответ: Транспортная система, особенно железнодорожные и водные пути, находится в настоящее время, по сравнению с 1914 годом, в очень плохом состоянии. Но, несмотря на все это, широко распространенное представление о том, что железные дороги России пришли в негодность, не соответствует действительным фактам. Большая часть мостов и железнодорожного полотна, разрушенных иностранными армиями и армиями Колчака, Деникина, Юденича, Врангеля, в настоящее время введена в строй и движение восстановлено на всех линиях. Главная непосредственная причина сокращения перевозок заключается в недостаточном снабжении рабочих продовольствием, в недостатке одежды, отсутствии запасных частей, дополнительных приспособлений и в весьма большой степени происходит из-за плохого качества топлива. Конечно, не хватает также локомотивов и подвижного состава, но проблема топлива является самой неотложной. Только по этой причине из-за недостатка годного топлива прошлой зимой бездействовало несколько сотен локомотивов.

Сокращение движения частично объясняется также общим экономическим истощением России, вследствие которого временами бывает мало товаров, требующих перевозки. Все-таки, даже при их нынешнем состоянии, железные дороги России способны осуществить все необходимые для разрешения проблемы голода перевозки, а также удовлетворить все требования, предъявляемые к ним внешней торговлей, как импортом, так и экспортом.

Вопрос 11: Какое положение занимают в настоящее время кооперативы в экономической жизни России?

Ответ: В настоящее время кооперативы действуют как независимые организации, получающие от государства помощь в виде кредитов государственных банков и товаров, предоставляемых в их распоряжение Правительством для ведения ими меновой торговли с крестьянством.

Кооперативы имеют право вести торговлю не только внутри России, но и за границей, поддерживая в этом случае контакт с Комиссариатом внешней торговли. • Кооперативные объединения образуют механизм, с помощью которого получаемые из-за границы товары распределяются в сельских местностях. Они используются также для закупок и сбора сырья, сельскохозяйственных продуктов и тех видов сельскохозяйственной продукции, которые предназначаются для потребления; в городах или для экспорта за границу. Кооперативные производственные организации имеют право брать в аренду и вести фабрики и другие промышленные предприятия с целью производства и продажи товаров.


Функции сельскохозяйственных кооперативных объединений заключаются в оказании всеми возможными средствами помощи развитию сельского хозяйства. Они обеспечивают снабжение и распределяют удобрения, сельскохозяйственные машины, орудия, семена и т. д., а также распространяют знания по сельскохозяйственным вопросам среди крестьянства.

Печат. по брошюре «Trade with Russia. The facts». Published by the «Hands off Russia» Commutée, London, 1921.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: