Приложения 6 страница

16 августа Ллойд-Джордж выступил в парламенте с речью о голоде в России, причем откровенно связывал помощь голодающим с перспективами экономического сближения с Россией и со стремлениями английских деловых кругов развить свою работу в России; назвав дьявольским планом попытку использования голода для принуждения Российского правительства к признанию долгов, Ллойд-Джордж тут же прибавил, что только при этом условии будет создана необходимая для деловых сфер атмосфера доверия.

Подписание соглашения с Американской администрацией помощи впервые поставило дело помощи на вполне реальную


фактическую почву, и уже несколько дней спустя по направлению к Советской России двигалось продовольствие. Три одновременных соглашения, подписанные с Нансеном 27 августа, заключали в себе кроме постановлений о практической организации помощи голодающим под руководством Исполнительного Комитета из представителя Нансена и представителя Советского правительства также и проект займа у других правительств с целью широкой организации помощи взрослым. Цифра займа предполагалась в 10 миллионов фунтов стерлингов. Если бы этот заем состоялся, дело помощи голодающим было бы сразу поставлено на прочный базис и миллионы были бы спасены от страданий и голода, Однако вернувшийся в Англию Нансен встретил холодный прием и в дальнейшем подвергся еще более сильным нападкам со стороны разнообразных врагов Советского правительства во всей Европе.

Попытка международной контрреволюции использовать Комитет общественных деятелей для своих целей принудила Президиум ВЦИК, в связи с отказом членов комитета ехать на работу в голодные районы, принять постановление о роспуске комитета. В это время избравший своим боевым центром Варшаву Борис Савинков — наиболее активный руководитель контрреволюционных сил — пытался организовать заговоры и восстания в больших городах России и всячески старался развивать бандитизм в прилегающих районах, куда вторгались и:j Польши его баиды. В Петрограде был раскрыт заговор, связанный с деятельностью Савинкова и с попытками международной контрреволюции использовать голод для свержения Советской власти. Последовавшие за раскрытием заговора расстрелы были широко использованы в агитационных целях враждебной нам печатью.

В начале сентября происходившие в Москве с Лесли Ур-картом переговоры были прерваны вследствие разногласий по вопросам о размерах вознаграждения акционеров Уркарта за понесенные нми убытки, о сроке концессий и о проценте отчисления Советскому правительству. 15 сентября Уркарт уехал из Москвы вместе с т. Красиным, причем в тот момент речь шла о возобновлении переговоров после его совещания в Англии со своими акционерами. Однако, приехав в Англию, Уркарт занял вдруг самую непримиримую позицию и начал неслыханную бешеную агитацию против Советского правительства.

Во главе международной комиссии, созванной Верховным сопртгш для ведения дела помощи голодающим России, был поставлен Мулине, быишпй в 1017 и 1918 гг. французским послом и России, проводивший всегда самую непримиримую бпепуш политику против Советской власти и являвшийся в 1918 г. ннпцианфпм п руководителем системы заговоров и провокаций, организуемых агентами Антанты в России. Его


назначение само по себе было программой и означало торжество враждебных нам тенденций. В радио 4 сентября он сообщил Советскому правительству, что предварительным условием оказания помощи должно быть допущение специальной комиссии для изучения причин и размеров голодного бедствия и условий борьбы против него, причем предполагалось собирать статистические данные и вообще поставить работу изучения обстановки голода так широко, что помощь голодающим была бы надолго заменена собиранием статистических данных. Программа вопросов, поставленных перед этой комиссией, была так широка, что повела бы к ознакомлению со всеми сторонами внутренней жнзни Советской власти тех элементов, которые были бы посланы Нулансом, старым специалистом по части провокаций и заговоров в России.

Нотой 7 сентября по адресу Англии, Франции, Италии и Бельгии Наркоминодел разоблачил полную неприемлемость предложения Нуланса. 18 сентября, узнав о намерении комиссии Нуланса созвать новую конференцию с участием всех правительств, в том числе отсутствовавших ранее, с явной целью оказать более сильное давление на Российское правительство, Наркоминодел от имени последнего обратился со вторичной нотой к правительствам Англии, Франции, Италии и Бельгии с указанием на то, что планы Нуланса не сделаются более приемлемыми от предлагаемого привлечения других государств. В течение второй половины сентября происходили в Женеве заседания общего собрания Лиги наций, на котором Нансен тщетно выступал с призывом оказать помощь голодающим. Собрание 29 сентября отклонило требуемые Нансеном кредиты и 30 сентября предложило предстоящей Брюссельской конференции руководствоваться планом Нансена, причем, однако, подчеркивалась роль Лиги наций как советчицы.

Демонстративное охлаждение английского правительства по отношению к нам было выражено в ноте, датированной 7 сентября, но переданной британским главным агентом Ход-жсоном лишь 22 сентября; эта нота заключала в себе ряд обвинений против Российского правительства в нарушении договора 16 марта, в особенности в его восточной политике. Мнимые документы, на которые ссылалась нота, были столь явно подложными, заключали в себе такие анахронизмы и персональные несообразности, что самый факт представления такой ноты явно доказывал, что основная причина заключалась в чем-то другом. Обвинения в этой ноте были явно притянуты за волосы с целью проведения каких-то других замыслов. Нет сомнения, что появление этой ноты было связано с неизвестными нам переговорами, относившимися к предстоящей Вашингтонской конференции. Хотя г. Ходжсои за-нвил, что йоту не предполагается публиковать, однако она


уже накануне, 21 сентября, была опубликована английской печатью, где послужили исходной точкой для агитационной кампании против Российского правительства.

В появившихся затем у нас статьях т. Радека было обнаружено, что материал, заключавшийся в этой поте, был извлечен из коллекции подлогов, продаваемых за деньги группой берлинских шпионов. Происхождение этих материалов и действительная цена брошенных нам обвинений были раскрыты в ответной ноте Российского правительства, переданной т. Литвиновым 27 сентября британскому главному агенту. В это самое время самый ярый наш враг в британском правительстве, военный министр Черчилль, выступил в Данди с речью о международном положении, где, между прочим, осыпал Советское правительство и его руководящих членов неслыханной неприличной бранью.

7 и 8 октября в Брюсселе снова заседала уже в пополненном составе созданная великими державами Международная комиссия помощи российским голодающим. В принятых резолюциях комиссия апеллировала к частной филантропической помощи, предоставление же правительствами кредита поставила в зависимость от отправки в Россию комиссии расследования; оказание помощи и открытие кредитов для общего экономического восстановления России и для организации экспорта в Россию комиссия поставила в зависимость от признания Российским правительством своих долгов и других обязательств и от получения гарантий от него для всех будущих кредитов. Об этих постановлениях Российское правительство узнало из газет, официального же сообщения о них ему не было передано.

Эти постановления Брюссельской конференции, будучи сопоставлены с предыдущими заявлениями английских министров и с многочисленными отзывами западной печати, показывали, что аннулирование старых займов Российского правительства является главным препятствием на пути к проведению в жизнь серьезных планов экономического сотрудничества Российской Республики и капиталистических государств. Если за последний период французское правительство заняло более резко враждебную позицию против Российской Республики, то в некоторые предшествующие моменты, как и поте великобританскому правительству от 25 ноября IÜ20 г., п даже в некоторых заявлениях Бриана, и оно выставляло единственным существенным требованием для изменения своего отношения к нам признание Российским правительством долгой. Принципиально, таким обр;пом, этл постановка вопроса m* является окончательно несовместимой с политикой французскою правительства. Прайда, стремление английского правительства еендать общий фроиг с Францией, ввиду предстоявшей Вашингтонской конференции, способствовало cry-


шсмшто интервенционистской атмосферы, выразившейся в интервенционистской ноте Франции к Польше от 3 сентября с требованием разрыва с Россией, в систематической доставке больших масс вооружения Польше и Румынии из Франции, о чем в течение всей осени публиковались в «Юманите» разоблачения, в речи Черчилля, в бешеной кампании Уркарта на тему о невозможности соглашения с Советским правительством, в газетных интервью Людендорфа, все еще предлагающего свои услуги для похода на Москву; но и тогда устранение того принципиального препятствия, которое, согласно официальным заявлениям, не давало возможности английским правящим кругам взяться за дело экономического восстановления России, развязывало руки всем элементам, ратовавшим за экономическое сближение с нами.

Признание старых царских долгов вытекало из нынешней политики Российского правительства, рассчитанной на экономическое сотрудничество с капиталистическими странами, на постановку в первую очередь задачи хозяйственного восстановления России и на использование западного капитала для этой цели. Признание старых царских долгов мыслится, однако, Российским правительством не как обособленный шаг и не как признание принципа, а как уступка, связанная с целым рядом мер также н со стороны других держав и являющаяся частью целой системы соглашения с другими странами об экономической помощи России в их же интересах, на купеческих началах, и об окончательном примирении между ними и Советской Россией, включая ее полное юридическое признание.

Принципиальное согласие Российского правительства на включение признания старых царских долгов в систему соглашения с другими правительствами является результатом той компромиссной линии, которую наметил по отношению к Советской России Ллойд-Джордж еще в 1919 г. на банкете лондонского лорд-мэра. Значение этого шага должно быть длительным и только постепенно, в порядке дальнейшей дипломатической работы, оно в полной мере будет выявлено. Этот шаг был совершен Советским правительством в форме ноты державам Антанты и Америке от 28 октября. Принципиальное согласие на признание долгов связывается в этой ноте с предложением международной конференции для рассмотрения всех претензий обеих сторон и для окончательного урегулирования разногласий между Россией и другими державами. Признание долгов в этой ноте относится к довоенным царским долгам, ибо против признания других категорий долгов Российским правительством имеются гораздо более серьезные возражения.

1 ноября английское правительство ответило вопросом о том, каково отношение Российского правительства к призна-

ево


нию других категорий долгов. 19 ноября Российское правительство в своем ответе указало, что связанные с этим и вообще с проблемой экономического восстановления России и экономического восстановления всего мира вопросы так сложны и так между собой переплетены, что только па международной конференции им может быть дано то пли другое разрешение; Российское правительство считает поэтому необходимым отложить до международной конференции разъяснение всех связанных с этим вопросов, являющихся спорными между Россией и другими державами.

Франция не дала прямого ответа Российскому правительству, ио 9 ноября французское правительство послало по этому поводу длинное сообщение британскому правительству. В этом сообщении французское правительство выдвигает требование признания Российским правительством всех категорий долгов, даже долгов частным лицам, в связи с национализацией движимой и недвижимой собственности в России. В то же время, однако, французское правительство идет гораздо дальше и выставляет ряд пожеланий: создание в России всенародного представительства, уважение к частной собственности, отказ от большевистской пропаганды в других странах и от вмешательства в их внутренние дела. Французское правительство просит британское правительство высказать по этому поводу свои соображения. Итак, Франция нам не ответила; она еще хочет обсуждать с Англией, что нам ответить.

Таково было положение к началу Вашингтонской конференции. Еще 19 июля Российское правительство обратилось к заинтересованным державам с протестом против созыва международной конференции по тихоокеанским вопросам без участия России; циркулярной нотой 2 ноября на имя держав Антанты и Америки Российское правительство повторило этот протест и еще раз заявило, что по всем подлежащим рассмотрению в Вашингтоне вопросам Россия сохранит свободу действий и использует ее, как только найдет нужным; Российская Республика с негодованием отвергает притязание некоторых держав брать на себя хлопоты об интересах русского

1ш|1пДЛ,

Происходящая и настоящее время Вашингтонская конференции нокаи.шаег, мо-иерпмх, клкш» глубокие, по-пидммому, непримиримые аитагопп (мы ралюляюг каппгалпегпчеекпе iipiHiiuiMiiiCl'Uu и, uu Цюрих, до какой степени утопичной является Mi.k'Jii, п киком лигм) улпжпшп международных дел без yinuiiH Рп<хш1 Лнишн сы лишне ген зафиксировать наравне с другими дгржииимп размеры емоегп военного флота, по она требует ni рнпнчеиня поднпдпою флот, чего не допускает Франция, рассчп I ывающаи на подводные лодки Для своей защиты; Франция отказывается от всякого ограничения своих


сухопутных военных сил, ссылаясь на то, что вооружение Рос-сип ничем ие ограничено и указывая также на мнимую опасность со стороны Германии; меж тем, в данный момент стоит еще под вопросом согласие Англии на ограничение морских сил без ограничения сухопутных, и еще более сомнительна длительность такого согласия.

12 ноября британский главный агент г. Ходжсон представил Советскому правительству новую полемическую ноту своего правительства с ответом на ответную ноту Российского правительства от 27 сентября по поводу мнимой антибританской деятельности российских агентов на Востоке. Эта новая полемическая нота великобританского правительства содержит лишь голословное повторение прежних обвинений без новых доказательств. Полемика между двумя правительствами по этому вопросу еще не закончена.

Франция и Италия

Между Россией и Францией все еще оставался иеулажен-ным вопрос о задержанных во Франции русских гражданах, бывших солдатах экспедиционного корпуса. Радиотелеграммой 29 марта Наркомииодел, сообщая французскому правительству, что французские граждане, значащиеся в дополнительных списках от 4 января и 4 февраля, разыскиваются для возвращения на родину, в то же время протестовал против насильственного задержания во Франции 25 тысяч русских пленных, т. е. бывших солдат экспедиционного корпуса и бежавших из Германии военнопленных. Французское правительство 2 апреля ответило отрицанием этого факта, утверждая, что из числа бывших солдат и военнопленных во Франции остались только больные и не пожелавшие ехать, и 8 апреля предложило нам послать пароход в Марсель за репатриантами. 8 апреля Наркомииодел, ссылаясь на сведения газеты «Юманнте», еще раз настаивал перед французским правительством на возвращении бывших солдат и военнопленных, предлагая допустить российскую комиссию во Францию для окончательного проведения в жизнь конвенции 1920 г. о репатриации. В ответном радио 15 апреля французское правительство опять заявляло, что не чинит препятствий к выезду в Россию русских граждан; итак, нет основания для приезда во Францию предлагаемой специальной комиссии.

22 апреля Наркомииодел еще раз протестовал перед французским правительством по поводу невыполнения конвенции о репатриации; он указывал на невыполнимость французского предложения о посылке в Марсель русского парохода, ввиду того, что русский военный и коммерческий черноморский флот был захвачен французским н другими правительствами, и, напоминая о том, что в силу конвенции Франция должна на своих пароходах и на свои средства довезти


русских пленных до родной страны, еще раз настаивал на допущении хотя бы в Марсель российской комиссии для контроля иад проведением в жизнь репатриации. 13 июня Нар-коминодел напомнил французскому правительству об этих заявлениях и указал, что ввиду неполучения ответа от французского правительства Российское правительство констатирует нарушение Францией конвенции о репатриации и Возлагает на французское правительство ответственность за испытания, которым подвергаются оставшиеся в России французские граждане.

В Италии положение российского торгового представительства продолжало быть крайне тяжелым. Ввиду оскорблений, которым оно подвергалось со стороны фашистов и наемных хулиганов, и попыток нападений подобных хулиганов на т. Воровского, последний 24 мая* заявил нотой на нмя итальянского правительства, что при создавшихся условиях невозможно работать и что ои требует визы для паспортов делегации для отъезда из Италии. Тогда впервые итальянское правительство, отделывавшееся ранее безрезультатными извинениями и невыполияемыми обещаниями, принципиально признало иммунитет российской торговой миссии и распорядилось о выдаче ее членам разрешений на ношение оружия, на чем т. Боровский настаивал еще в ноте 24 марта. Оправдательный приговор, выиесениый фашисту Сервенти, виновному в оскорблении т. Воровского, был опротестован генерал-прокурором. В результате вынесенной т. Воровским борьбы положение делегации стало более сносным.

Еще 21 мая итальянский министр иностранных дел предложил Воровскому начать переговоры о заключении торгового договора. 6 июня последний представил на обсуждение министерства торговли готовый проект договора. Этот проект вначале встретил сочувственное отношение со стороны членов итальянского правительства, но затем итальянское правительство предложило просто скопировать в виде предварительного договора Англо-Русское соглашение. Ввиду нежелания итальянского правительства признать советское представительство единственным представителем России до сих пор договор не подписан, Итальянским торговым представителем в Москве был первоначально назначен г. Боджиано Пико, но, в конце концов, в сентябре он приехал без официального мандата.

Центральная Европа

Экономические сношения между Россией и Германией зна-чшч'лыю оживились после заключения соглашений 6 мая. 25 июня германским представителем в Москве был назначен

* Имеется в виду нота от 23 мая 1921 г,; см. док, № 93,


г. Биденфсльд. Ярко враждебное отношение к Советской Республике продолжает господствовать в правящих кругах реакционной Баварии, откуда без всякой причины был выслан, притом в унизительной обстановке, отправившийся туда для лечения т. Крестинский. Берлин продолжает быть центром правых элементов русской эмиграции, и 18 июля российский представитель т. Копп нотой на нмя министра иностранных дел потребовал прекращения вербовочной деятельности Фрей-берга и других агентов атамана Семенова в Берлине. Германские власти выслали вскоре затем Фрейберга. Вообще отношения между Российским и германским правительствами следует признать за последнее время значительно улучшившимися. Приехавший в Россию г. Виденфельд 19 сентября вручил верительные грамоты Председателю ВЦИК т. Калинину. 25 октября в Берлин прибыл российский полномочный представитель т. Крестинский.

После /продолжительных переговоров, 10 декабря в Берлине между РСФСР и Германией подписан договор, по которому германскому правительству передано в хозяйственное использование восемь пароходов, захваченных у Германии на разных правовых основаниях во время империалистической войны. За Советским правительством признается право получить обратно стоимость указанных судов в валюте, в случае если при заключении окончательного общего русско-германского договора об означенных судах будет принято решение в смысле принадлежности их России.

Венгрия продолжает быть классической страной самой бешеной кровавой контрреволюции. Переговоры с д-ром Юигер-том об обмене пленных венгерских офицеров на венгерских коммунистов закончились подписанием соглашения в Риге 28 июля, по которому подлежат обмену 400 коммунистов по точному персональному списку в нейтральной стране и под нейтральным контролем.

Вокруг Малой Антанты продолжалась прежняя дипломатическая игра и происходили попытки изменения ее характера путем увеличения числа ее участников. Начавшиеся переговоры между Венгрией и Чехословакией находятся, однако, лишь в самой первичной стадии. При попытке бывшего императора Карла снова занять венгерский престол, окончившейся неудачей, Франция воспрепятствовала вмешательству Малой Антанты, дипломатическая слабость которой ярко выступила наружу. В Чехословакии наблюдается разлад между находящейся под сильным французским влиянием политикой правительства и нередко ярко проявляющейся симпатией к России широких кругов чешского общества, Члены правительства и официозная печать в своих выступлениях нередко держались определенно антисоветских взглядов. Переговоры Чехословакии с Польшей закончились в ноябре подписанием со-


глашения, по которому Чехословакия обязуется пропускать вооружение в Польшу, если на нее нападет сосед. Этот договор встретил холодное отношение со стороны широких кругов чешского общества.

Советская Россия, со своей стороны, относится с величайшим сочувствием к стремлению чешского народа отстоять свою независимость от внешних посягательств и нападений. Российское правительство принуждено, однако, настаивать на том, чтобы чехословацкое правительство ие оказывало поддержки враждебным нам комбинациям и группировкам, н оно не может не упрекать чехословацкое правительство за его близкие сношения с с[оциалистами]-революционерами и петлюровцами. В период кампании против голода чехословацкое правительство предложило России заем натурой, т. е, товарами н материалами, но результатов мы пока не видим. Переговоры т. Мостовенко с чехословацким правительством о заключении торгового договора близятся к успешному концу. Савинков, пожелавший после отъезда из Польши поселиться в Чехословакии, получил отказ. Приехавшая 27 августа в Москву чехословацкая торговая делегация с г. Гирса во главе также способствует улучшению отношений между Россией н Чехословакией.

Югославия продолжает быть одной из наиболее реакционных стран и одним из главных убежищ разбитых белогвардейских армий. Нотой 24 июня Наркоминодел протестовал против жестокого обращения с русскими пленными в Югославии.

Балканы

Из Балканских стран первая Болгария открыла Российской Республике возможность торговых сношений. По мандату Центросоюза болгарским кооперативом «Освобождение» закуплено 600 вагонов зерна иа вольном рынке и 600 вагонов из запасов ликвидированного правительством консорциума, которые доставлены в Россию.

В отношениях между Россией и Румынией, рядом с общими переговорами о предполагаемой конференции, внезапно обострился вопрос о судоходстве и рыболовстве на Днестровском лимане. Телеграммой 9 апреля российский и украинский Наркомииоделы.потребовали прекращения враждебных действий румынских мониторов на Днестровском лн-маие против российских больших и малых судов и предложили вывести из лимана военные суда и созвать конференцию трех заинтересованных государств для установления статута лимана, Ответной телеграммой 13 апреля румынский министр г, Такс Ионеску, отвергая инкриминируемые факты, заявил, что румынское правительство ие возражает против созыва смешанной комиссии, но находит наиболее целесообразным


установить разграничительную линию на Днестре буями. Эту задачу можно было бы, по его словам, возложить на смешанную комиссию, передав общий вопрос о судоходстве на Днестре ожидаемому совещанию обоюдных представителей Литвинова н Филалнтн-

Телеграммой 19 апреля российский и украинский Нарко-мнноделы протестовали против продолжавшихся на лимане враждебных действий и предложили немедленно созвать смешанную комиссию для установления на лимане определенного порядка во избежание дальнейших конфликтов. Румынское правительство телеграммой 30 апреля* согласилось на созыв смешанной комиссии и телеграммой 10 мая просило указать делегатов и сообщить дату и место переговоров. 19 мая российский и украинский Наркоминоделы предложили Одессу, румынское же правительство 28 мая предложило устроить конференцию на военном судне посередине Днестровского лимана. 1 июня российский и украинский Наркоминоделы выразили на это согласие н назвали делегатов, тт. Яковлева и Степанова. 16 июня г. Таке Ионеску сообщил о назначении румынских делегатов, г. Папиниу и двух других.

К 25 июня, как предлагала Румыния, русско-украинская делегация не могла прибыть. Конференция на лимане открылась лишь 10 июля. Румынская делегация старалась добиться установления на лимане окончательной границы, означающей признание Бессарабии частью Румынии. Русско-украинская делегация настаивала на установлении иа всем лимане единообразного режима на основе полной свободы торгового судоходства и рыболовства и недопущения военных судов. Румынская делегация согласилась на разделение лимана на две части только для целей полицейской службы и на строгое ограничение числа контролирующих судов и допустимого на них вооружения. Русско-украинская делегация официальным заявлением 13 июля установила, что эта линия разделения не будет носить характера границы. Относительно направления этой линии возникли неразрешимые разногласия, так как в заседании 17 июля румынская делегация настаивала, чтобы на румынской стороне оставался единственный судоходный выход из лимана — Цареградское гирло. Российско-украинская делегация требовала вывода демаркационной линии в гирло с предоставлением его в общее пользование. Начавшийся обмен мнениями о правилах торгового судоходства и рыболовства обнаружил несовместимость взглядов обеих сторон. 23 июля председатель русско-украинской делегации выехал для доклада в Харьков и Москву, и после начавшегося 22 июля перерыва конференции российский и украинский Наркоминоделы 25 августа предложили румынскому прави-

* Дата получения телеграммы от 29 апреля; см. стр. 75,


тельству вести дальнейшие переговоры о Днестровском лимане в Варшаве на конференции между румынским делегатом г. Филалити и российскими и украинскими представителями.

Одновременно происходила все время оживленная переписка между Россией и Украиной, с одной стороны, и Румынией— с другой, по поводу нападений банд на советскую территорию, причем румынское правительство выставляло встречные обвинения о переходе Днестра вооруженными людьми и их нападениях на румынские отряды. Предполагаемое совещание между т. Литвиновым и г. Филалити в Ревеле затягивалось вследствие невозможности для г. Филалити приехать немедленно, а затем, ввиду оставления т. Литвиновым Ревеля на более продолжительное время, на его место был назначен т, Карахан, предполагавший в начале июня выехать в Варшаву. 2 июня г. Таке Ионеску выразил согласие на ведение переговоров г. Филалити с т. Караханом в Варшаве. Конференция задержалась вследствие того, что восстановление дипломатических сношений с Польшей затянулось до начала августа.

Совещание между т. Караханом и г. Филалити началось 22 сентября. Заседания продолжались до 25 октября. Переговоры собственно касались установления порядка дня будущей конференции между Россией и Украиной, с одной стороны, и Румынией — с другой, причем с обеих сторон предлагались различные порядки дня. Российский представитель предлагал в полном объеме рассмотреть спорные вопросы между Россией н Украиной, с одной стороны, и Румынией — с другой; мирные добрососедские отношения могли бы быть установлены лишь в случае окончательного разрешения всех спорных вопросов. Румынский делегат категорически отказывался ставить в порядок дня предстоящей конференции вопросы не только о судьбе Бессарабии, но даже о границе между Румынией и Украиной, а также о правах национальных меньшинств, но в то же время он требовал рассмотрения на конференции вопросов о румынских денежных претензиях к Российскому правительству, в частности, об оставшемся в руках Российского правительства румынском золотом фонде и других ценностях. Российское правительство находило невозможным вырвать один вопрос о взаимных расчетах нз всей совокупности спорных вопросов и соглашалось на его рассмотрение лишь в случае постановки в порядок дня всех пунктом разногласий. На 4-м заседании совещания 21 октября мыяспилось, что румынское правительство отказывается от подписания декларации о нейтралитете на случай нападения мл одну h;i сторон третьей державы. Несогласие Румынии на ООчлпсльетво соблюдения нейтралитета отнимало надежду nu упн'Х переговоров. На последнем заседании 25 октября т. Knp.ixnn предложил г, Филалити следующий исход: согла-


СПТ1.СЯ iui созыв предлагаемой конференции без предварительного установления порядка дия с тем, чтобы на самой конференции решить вопрос о предметах ее обсуждения. Г-н Филалитн обещал довести это предложение до сведения румынского правительства 107.

Между тем Румыния сделалась военной базой для петлюровских банд, готовивших вторжения в украинские пределы. После обмена телеграммами по этому вопросу в феврале, марте и апреле телеграммой 1 июля российский и украинский Наркоминоделы снова протестовали против перехода петлюровских банд из Бессарабии иа Украину и телеграммой 13 августа указали на то, что собранные за последние 3 месяца сведения указывают на формирование петлюровских банд при содействии румынских властей для указанной цели. Г-н Таке Ионеску телеграммой 26 августа уверял Советское правительство в ложности сведений о существовании в Румынии антисоветских вооруженных отрядов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: