Приложения 7 страница

Однако 3 октября российский н украинский Наркоминоделы были вынуждены в пространной телеграмме довести до сведения румынского правительства целый ряд самых точных фактических данных о систематической подготовке петлюровских отрядов в Румынии при содействии румынского правительства. Г-н Таке Ионеску в телеграмме 19 октября ответил снова отрицанием. 11 ноября российский и украинский Наркоминоделы еще раз указали румынскому правительству на подготовление петлюровскими бандами одновременно с бандами Махно на румынской территории нападений на Украину, и 29 ноября они сообщили г. Таке Ионеску о совершившемся уже факте вторжения петлюровских отрядов на украинскую территорию в Тираспольском районе; вторгшиеся банды были наголову разбиты советскими войсками; Россия и Украина считают румынское правительство ответственным за действия антисоветских отрядов, формирующихся в Румынии и Бессарабии, и за результаты этих действий. Г-н Таке Иоиеску еще раз ответил 3 декабря такими же отрицаниями, как и прежде.

О переходе бандита Махно на территорию, занятую румынами, российский и украинский Наркоминоделы заявили румынскому правительству 20 сентября, требуя выдачи бандита и его сообщников как уголовных преступников. Румынский премьер Авереску в телеграмме 27 сентября сослался на необходимость выполнения некоторых юридических формальностей для выдачи уголовного преступника; кроме того, Румыния требует гарантии, что против Махно и его сподвижников не будет применена смертная казиь, которая не применяется в Румынии; после исполнения нужных формальностей румынский суд рассмотрит этот случай. 22 октября российский и украинский Наркоминоделы, обещая формально передать не-


обходимый юридический материал, в то же время указали на неодинаковое отношение румынского правительства к бандитам, с одной стороны, и к коммунистам — с другой, и привели массу случаев, доказывающих существование в Румынии смертной казни в особенности в оккупированной Бессарабии, где румынская фактическая власть держится при помощи самого беспощадного кровавого террора. Г-п Таке Ионеску в телеграмме 29 октября полемизировал против этих утверждений, заявляя в то же время, что румынскому правительству неизвестно, находится ли Махно среди интернированных. Б телеграмме 11 ноября российский и украинский Нарком-иноделы заявили, что ожидают подтверждения прибытия Махно в Румынию, чтобы приступить к дальнейшим юридическим шагам по этому предмету; эта именно нота была одновременно посвящена указаниям на происходящие в Румынии и Бессарабии приготовления к вторжениям на Украину.

Переписка между Российским и румынским правительствами относительно допущения нашей торговой делегации в Румынию для закупки хлеба закончилась точным указанием с румынской стороны, что визы поименованным в российских телеграммах делегатам будут даны в Варшаве.

Скандинавия и Прибалтика

Из скандинавских стран Норвегия первая стала на путь заключения с Россией настоящего торгового договора, устанавливающего взаимное торговое представительство, после того как прошлогодний договор со Швецией устанавливал лишь представительство Центросоюза, а не Правительства РСФСР. Переговоры о торговом договоре, начатые еще в августе 1920 г. в бытность т. Литвинова в Христиании и окончившиеся в сентябре 1920 г. безрезультатно вследствие совершенной иедостаточностн норвежских предложений велись в этом году т. Керженцевым в Стокгольме. Они начались еще в апреле и сначала натолкнулись на серьезные препятствия ввиду недостаточности как предлагаемых Норвегией гарантий для русского золота н товаров, так и полномочий, которые она готова была признать за нашим представительством, и ввиду ее чрезмерных требований по вопросу о принципиальном признании имущественных претензий норвежских граждан. Переговоры возобновились уже при новом либеральном министерстве Блэра и закончились подписанием Русско-Нор-пежского договора 2 сентября в Христиании, куда прибыл для этой п_елп из Стокгольма т. Керженцев. В основных своих чертах договор аналогичен англо-русскому, но ясно признает наше представительство единственным российским. Он устанавливает обмен полномочными представителями, каковыми


назначены: со стороны России-*т. Михайлов и со стороны Норвегии — советник норвежской миссии в Париже г. Як-хеллн. Тов. Михайлов был встречен в Норвегии всей печатью чрезвычайно дружелюбно, и во всех сношениях с ним члены норвежского правительства проявляют полную готовность соблюдения с Российской Республикой безусловно дружественных отношений.

Аналогичного результата ие удалось достигнуть в Данин. Еще 28 июня датская делегация вручила т. Керженцеву проект русско-датского торгового договора. Долго тянувшиеся переговоры кончились, однако, безрезультатно вследствие отказа Дании признать советское представительство единственным представительством России. Нет сомнения, что давление со стороны двора, находящегося под влиянием Романовых, способствовало этому нежелательному результату. Датские деловые круги обнаруживают сильное недовольство поведением датского правительства и, в частности, министра иностранных дел Скавеииуса в этом вопросе,

Переговоры со Швецией начались после смены чиновничьего министерства Сидова социал-демократическим министерством Браитинга. Можно надеяться на скорое заключение торгового договора, аналогичного норвежскому, и со Швецией.

В Финляндии первый период пребывания там российского представительства был занят нескончаемыми пререканиями по поводу отказа финского правительства допустить нашу торговую делегацию, по поводу его непременного требования, чтобы члены и сотрудники российских делегаций и дипломатические курьеры подвергались карантину иа границе, и по поводу ряда технических неприятностей, связанных с сношениями между Гельсингфорсом и Москвой. Только 5 мая в Гельсингфорс прибыла российская торговая делегация. Спешного разрешения в это время требовал вопрос о сплаве леса через Карелию и нз Карелии в Ладожское озеро, причем в связи со сплавом на территорию Карелии проникали враждебные элементы и в результате происходили столкновения. Совещание для урегулирования этого вопроса было созвано в Петрограде, куда 27 мая прибыли делегаты финского правительства и лесопромышленников. Выработанное в Петрограде соглашение, как и соглашения, Достигавшиеся потом в комиссии, были, однако, отвергнуты финским правительством, и кампанию сплава удалось поэтому провести лишь частично. Лишь осенью состоялись соглашения о сплаве иа реках Миналанйоки и Тулемайоки (27 сентября) и о сплаве лесных материалов из волостей Репола и Поросозеро (11 октября).

Спешной задачей было также проведение новой границы между Россией и Финляндией у уступленной Россией Пе-


ченги. Выполнение этой задачи было связано с большими практическими трудностями, так как происходило в почти безлюдной пустынной стране далекого Севера. Проводить границу вдалеке от моря можно было только в летние месяцы. В связи с разногласиями между делегатами российская делегация прервала работу, и этим воспользовалась финская делегация, чтобы односторонне и самовольно, при отсутствии другой стороны, провести границу у Вайда-Губы, отхватывая в пользу Финляндии наиболее выгодные места. После полемической переписки между правительствами решено было эту часть границы провести вторично. Работа пограничных комиссий была окончена вполне благополучно уже к началу ноября. В декабре должны быть заключены с Финляндией временные соглашения: железнодорожное, почтовое и телеграфное.

Первые месяцы временным представителем Финляндии в Москве был г. Ахоиен, и только 1 сентября ирнбыл в Москву финский поверенный в делах полномочный министр г. Гюл-леибегель.

Проведение в жизнь Юрьевского договора должно было пойти полным ходом после начала занятий Центральной русско-финской смешанной комиссии, первое заседание которой состоялось в Гельсингфорсе 13 июня. Ее работа натолкнулась, однако, вскоре на противоречащее договору отношение финского правительства к карельскому вопросу. В то время как в действительности Российское правительство всегда считало вопрос об организации Карелии внутренним вопросом Российской Федерации и только в информационном порядке сообщило через своего представителя т. Берзина на Юрьевской конференции о предоставленной Карельской Трудовой Коммуне автономии, финское правительство претендует на право контроля над проведением в жизнь автономии в Карелии и, поддерживая антисоветские стремления карельских купцов и местных эксплуататоров, не желает признать фактически осуществленное самоопределение карельских трудящихся масс в форме съездов карельских Советов и автономной Трудовой Коммуны. Нотами 23 и 25 августа финское правительство заявило, что будет требовать осуществления обещанных на Юрьевской конференции карельскому населению гарантий, причем оно понимало эти гарантии в смысле антисоветского буржуазного строя.

Работы Смешанной комиссии затормозились вследствие отказа финского правительства разрешать другие вопросы до разрешения вопроса о Карелии. Происходили переговоры о том, не удастся ли найти компромиссную формулу, при которой Смешанная комиссия могла бы продолжать свои занятия. По кик pn i в это время соглашение было сорвано начавшимся вторжением мятежнических банд из Финляндии в Карелию.


Начавшиеся в конце октября вторжения приняли более серьезный характер в середине ноября, когда сформированные в Финляндии отряды стали доходить до района железной дороги. В Финляндии активистские элементы подняли голову, разнообразные антисоветские организации и вербовочные бюро начали лихорадочную работу вербовки и снабжения оружием и продовольствием мятежнических банд. Наконец, после официального приема мятежнической делегации у членов финского правительства, последнее обратилось к Лиге наций с предложением рассмотреть карельский вопрос и послать международную комиссию на места, чтобы на основании ее доклада принять решение.

Наркоминодел еще 18 ноября протестовал против оказания помощи финским правительством мятежническим бандам и допущения перехода ими границы. Еще 16 ноября также высказывался российский поверенный в делах т. Черных в Гельсингфорсе в ноте на имя министра иностранных дел г. Холсти. Финское правительство, со своей стороны, в ноте 19 ноября старалось представить карельское движение как внутреннее восстание, не пользующееся поддержкой из Финляндии, и еще раз протестовало против мнимого невыполнения Российским правительством обещаний в этом вопросе. Нотой 1 декабря финский поверенный в делах г. Ярнефельдт сообщил Наркоминоделу о сделанном Совету Лиги наций представлении. Такое нарушение суверенных прав РСФСР и такая попытка открытия группе держав, из которых некоторые занимают враждебную нам позицию, доступа на территорию Федерации, не могли быть спокойно перенесены Российским правительством, и нотою 5 декабря Наркоминодел потребовал от Финляндии прекращения всех противоречащих договору действий и указал, что в случае неисполнения этого требования Финляндией Российское правительство найдет другие пути, чтобы добиться цели.

После принятия Лигой наций 24 июля решения о принадлежности Аландских островов Финляндии осенью состоялась в Мариехамне конференция держав Антанты н прибрежных государств Балтийского моря, чтобы еще раз установить нейтрализацию Аландских островов. Нотой 22 июля к державам Аитанты и к заинтересованным правительствам Наркоминодел потребовал участия России на этой конференции, указывая, что в противном случае за ним останется в этом вопросе полная свобода действий. После подписания конференцией.20 октября договора о нейтрализации Аландских островов йотой 14 ноября * Наркоминодел еще раз протестовал против принятия этих решений без участия России и еще раз заявил о сохранении ею свободы действий.

* Имеется в виду нота от 13 ноября 1921 г.; см. док, № 302.


Развитие экономических связей с балтийскими государствами и широкое использование их для транзита в Россию вело к постепенному, все большему закреплению дружественных отношений России с этими государствами. Громадные размеры голодного бедствия в России приводили к необходимости ускорить эвакуацию в балтийские страны беженцев, оптантов и пленных. С циркулярной телеграммой по этому поводу Наркоминодел обратился к российским представителям в Польше, Литве, Латвии и Эстонии 10 августа.

Все более развивающиеся тесные экономические связи России с этими государствами привели, наконец, к созыву в Риге с 28 по 31 октября экономической конференции трех балтийских государств, Финляндии и Россини. Были приняты тщательно разработанные постановления о транзите товаров, о железнодорожных сношениях, о целом ряде технических вопросов, связанных с экономическими сношениями, о санитарных мероприятиях, и было создано в Риге постоянное экономическое бюро для облегчения сношений между этими странами н организации периодических конференций. На 16 декабря в Риге созывается конференция по санитарным вопросам.

Больной вопрос об установлении порядка оптации был частично разрешен между Россией и Латвией соглашением 22 июля (об оптации латвийского гражданства) и между Россией и Литвой (об оптации литовского гражданства) соглашением 28 июня. Ведутся переговоры с Литвой о заключении соглашения об оптации российского гражданства.

5 октября было достигнуто соглашение об обмене 167 коммунистов, арестованных в Эстонии за принадлежность к Коммунистической партии, на 274 эстонских гражданина, заключенных в Советской России за всевозможные преступления, начиная с карманных воров, спекулянтов, казнокрадов и кончая шпионами. 19 сентября была подписана после нескольких переделок русско-эстонская конвенция. 25 октября нами был продлен срок оптацни эстонских граждан до 1 января 1922 г. 30 ноября работы по установлению точной государствеиной границы между Россией и Эстонией были закончены и соответствующие акты и межевые книги подписаны.

Ухудшение международного положения России, наступившее в связи с кронштадтским восстанием и усилением интервенционистской водны во французской политике, отразилось весной 1921 г. и на наших отношениях с Латвией. Эти отношения прошли Через некоторые испытания в момент забастовки транспортных рабочих Латвии, начавшейся 11 апреля в Рижском порту и перебросившейся потом на железные дороги, В это время через Латвию должны были провозиться TpititJiiroM в Россию в высшей степени спешные грузы, между прочим, семена, запоздание которых отразилось бы гибельно


liïî нашем сельском хозяйстве. Российское представительство немедленно исполнило все требования рабочих, но ввиду неудовлетворения их требований местными предпринимателями забастовка продолжалась. Латвийские предприниматели пользовались услугами штрейкбрехеров, что, разумеется, принципиально отвергалось представительством рабоче-крестьянской России. Оставался одни исход — переотправить грузы на Ревель, но это означало бы нанесение вреда латвийскому транзиту. Телефонограммой 14 апреля т. Ганецкий обратил внимание министра внутренних дел г. Берга на серьезность положения и спросил его, что намерено предпринять латвийское правительство. Г-н Берг по телефону же ответил, что скоро все будет улажено.

В это время начался министерский кризис: три министра-трудовика подали в отставку, и в результате несколько изменилась общая физиономия правительства. Вмешательство министра иностранных дел г. Мееровица обострило отношения с нами. Его помощник Шуман по его поручению передал, что правительство само примет меры для отправки грузов в Россию, но прибавил, что сотрудник российского представительства убеждал-де рабочих не идти на уступки. Выяснилось, что этот мнимый сотрудник был не кто иной, как богатый местный житель, совладелец экспедиторской конторы г. Мин-скер, никакой агитацией не занимавшийся. Между тем в латвийской прессе началась усиленная провокация по нашему адресу, якобы т. Ганецкий лично агитировал среди рабочих, возбуждая их против правительства, н т. д. 17 апреля положение было еще более обострено телефонограммой г. Мееровица на имя т. Ганецкого с указанием, что погрузка транзитных грузов для России продолжается, незначительное же запоздание было результатом преступной деятельности некоего Мин-скера; данное с самого начала забастовки разъяснение т. Ганецкого удовлетворить требования рабочих г. Мееровиц рассматривал как вмешательство в латвийские дела. После этой телефонограммы нами был немедленно дан приказ о приостановке грузов льна, шедших из разных мест России на Ригу, и об их переадресовании на Ревель. В латвийской же прессе содержание телефонограмм обеих сторон стало передаваться в крайне искаженной, тенденциозной форме. 18 апреля в личной беседе с т. Ганецким г. Мееровиц объяснил, что напрасно его считают представителем французской ориентации, но он упорно стоял на том, что наша уступка рабочим является вмешательством в латвийские дела. Тов. Ганецкий указал, что при всем нашем желании продолжать прежние экономические сношения с Латвией отношение к нам латвийского правительства в этом вопросе может повести к их срыву. В йоте от 18 апреля на имя г. Мееровица т. Ганецкий излагал эту же точку зрения.


20 апреля стало выясняться несомненное скорое окончание стачки, так как правительство пошло на уступки. Между тем был арестован отец экспедитора Минскера, старик, местный житель, совершсшю чуждый всякой политике. Несколько дней спустя положение осложнилось в результате неожиданного инцидента в Либаве. У нашего либавского консула т. Ильина-Женевского состояли сотрудниками три эмигранта, приехавшие из Америки в Россию и в этот момент поступившие в наше консульство. Латвийские власти задерживали выдачу им документов, а затем вдруг потребовали от них предъявления документов, которых у иих не могло быть. 25 апреля политический комиссар Штрандман ворвался в помещение, где они жили, заняв все выходы сильными полицейскими отрядами, после чего 28 апреля эти три сотрудника были арестованы и под конвоем, подвергаясь издевательствам, препровождены в Ригу.

28 апреля т. Ганецкий обратился к г. Мееровнцу с нотой, где указал, что не получил ответа на ноту 18 апреля, что транзит через Латвию он был вынужден сократить и направить ряд пароходов на Ревель и что лен из России уже отправлен через Эстонию; комиссия Ломова, отправившаяся в Ригу для крупных заказов, уехала; боязнь арестов влияет на всех, с кем имеет дело российское представительство, в результате происходит дезорганизация всей работы; был задержан кассир представительства в банке, когда он вносил деньги для покрытия заказов; к этому присоединился последний инцидент в Либаве. В знак протеста т. Ганецкий 29 апреля отказался участвовать в совещании с латвийскими министрами по текущим вопросам. Он требовал не только освобождения арестованных в Либаве сотрудников, но и полного удовлетворения, между прочим, увольнения г. Штрандман а.

В этот же день г. Мееровиц послал т. Ганецкому две ноты: в одной он предлагал, пока нет торгового договора, заключать сделки с отдельными фирмами и создавать общества в рамках латвийского законодательства, а в другой ноте, по поводу лнбавского инцидента, он выражал сожаление и сообщал о начатии следствия как по этому, так и по всем другим фактам, при которых пострадали сотрудники или контрагенты представительства; он сообщал, наконец, об освобождении г. Минскера. Эти ноты в общем были неудовлетворительны, и 30 апреля в разговоре с г, Мееровицем т. Ганецкий указал, что нужны фактические гарантии, т. е. в первую очередь удаление комиссара Штрандмана, что тактика латвийского правительства уже свела на нет нашу экономическую деиюлиюсть в Латвии и что в случае отсутствия удовлетворения iiiinie консульство в Либаве будет закрыто, по будет злкрыго также латвийское консульство в Петрограде. Социал-


демократическая партия как в своей прессе, так и в комиссии иностранных дел Учредительного собрания, поддерживала наше требование об удовлетворении. Наконец, после продолжительных личных переговоров между т. Ганецким и министрами, 1 мая появилось в газетах официальное сообщение о том, что министр иностранных дел выразил сожаление по поводу либавского инцидента и что начальник Либавского района г. Штрандман отстранен от должности; злостные слухи о мнимой политической агитации российского представительства являются провокацией, могущей исходить только от врагов Латвии с целью обострить укрепляющиеся дружественные отношения с Россией. Правительство всеми средствами выступит против попыток обострять отношения между обоими государствами. Этим было окончательно ликвидировано напряженное положение, создавшееся в период стачки транспортных рабочих и в связи с либавским инцидентом.

В июне латвийское правительство выслало в Россию, без согласия последней, 97 арестованных коммунистов, из которых 2 по дороге были расстреляны якобы за побег,

25 июля были одновременно посланы нам ноты латвийского и эстонского правительств с протестом против мнимого неисполнения нами Мирных договоров. После конференции Союза прибалтийских государств 10 августа в Гельсингфорсе латвийское правительство 25 августа послало новую йоту с протестом о мнимом неисполнении Мирного договора; такие же ноты послали и Эстония и Финляндия. Наркоминодел ответом Финляндии 10*, Эстонии 11 и Латвии 16 сентября подробно разъяснил вздорность предъявленных нам обвинений.

10 сентября состоялась в Риге Международная почтово-телеграфная конференция с участием России.

25 октября по поручению посланника Латвии Фельдма-ниса посетил места заключения в Москве 1-й секретарь латвийской дипломатической миссии Спрогис. Отзыв, данный латвийской печатью о режиме содержания в заключении, хороший, отмечается хорошо поставленная культурно-просветительная работа и работа кустарных мастерских в тюрьмах.

В связи с продолжающимися переговорами держав о Литве и Польше, имеющими целью принудить Литву к вступлению с Польшей в такую политическую связь, которая означала бы лишение Лнтвы полноты суверенных прав и независимости, Российское правительство снова заявляло неоднократно, что будет рассматривать такой шаг со стороны Литвы как носящий враждебный характер по отношению к Российской Республике, так как единственной целью такого шага, глубоко

* Имеется в виду нота от 19 сентября; см, док, № 231,


противоречащего стремлениям всего литовского народа, может быть лишь создание фронта против Советской России во исполнение враждебных ей директив Франции.

Польша

Проведение в жизнь Мирного Договора с Польшей оказалось чрезвычайно трудной задачей. Само восстановление дипломатических сношений, которое должно было состояться сейчас же после вступления договора в силу, было с польской стороны неожиданно долго затягиваемо. Сейчас же после обмена ратификациями в Минске 2 мая уполномоченный Российского правительства т. Лоренц и г. Ладось, уполномоченный Польской республики, коснулись вопроса о будущем представительстве. При этом впервые нам стало известно, что польское правительство, вопреки договору, не желает немедленно осуществить полное восстановление дипломатических сношений, но предполагает вначале ограничиться назначением с обеих сторон неполноправных поверенных в делах.

Одновременно в Риге российский полномочный представитель т. Ганецкий вел переговоры по этому же вопросу с представителем Польши. Российское правительство все время отвергало мысль о подобном половинчатом проведении мирных условий и настаивало на немедленном полном восстановлении дипломатических сношений. Но даже предлагаемое неполное открытие дипломатических сношений польским правительством непомерно затягивалось. Польское правительство пыталось заменить обоюдное представительство фактическими косвенными сношениями через Ригу и этим путем направляло Российскому правительству ноты делового характера, как, например, 16 мая и 8 июля об оптантах. Российское правительство принципиально отклоняло эти попытки п оставляло без последствий эти косвенные обращения, считая, что лишь путем непосредственного представительства могут быть установлены дипломатические отношения. 19 мая Наркоминодел телеграммой на имя вице-министра иностранных дел г. Домб-ског.о заявил, что предварительным условием выполнения соответственных статей договора является восстановление дипломатических сношений и что, пока польское правительство продолжает к последним относиться отрицательно, па пего падает ответственность за последствия.

Телеграммой 25 мая па имя министра иностранных дел Сапеги Наркоминодел просил дать необходимое распоряжение о приеме в Варшаве т. Карахана, назначенного нашим полномочным представителем, и ичиещлл и его намерении поехать в Варшаву в начале июня. Российское правительство, со своей стороны, приняло предлагаемую кандидатуру польского представителя г, Даровского; однако 4 нюня г. Домбский

С97


телеграммой на имя Наркоминодела ответил, что возобновление дипломатических сношений и обмен посольствами может состояться лишь через несколько недель. 6 июня польский представитель в Риге заявил, что г. Даровский не поедет в Москву, так как он назначен министром труда. 10 июня он же заявил, что польское правительство желает назначить представителем в Россию г. Титуса Фнлиповича. 14 июня Российское правительство сообщило через Ригу о своем решении принять кандидатуру г. Филиповича. Однако прошло еще полтора месяца пока состоялось возобновление сношений.

Российское правительство все время продолжало настаивать на том, что обмен посольствами является необходимой предпосылкой осуществления договора. На жалобы польского правительства, выраженные в телеграмме г. Домбского от 8 июля, Наркоминодел ответил на его нмя телеграммой от

10 июля, что вина за невыполнение договора лежит на польском правительстве, все еще не желающем завязать дипломатические сношения. Их возобновление еще замедлялось некоторое время отказом польского правительства предоставить российскому посольству сколько-нибудь приемлемое и сносное помещение. Лишь 3 августа т. Карахан прибыл в Варшаву, обменявшись на границе специальными поездами с отправлявшимся в Москву г. Филиповичем.

Во время рижских переговоров было решено ввиду настоятельной необходимости поскорее положить конец тяжелому положению пленных, немедленно после подписания мира, не дожидаясь ратификации, приступить к их репатриации. Уже

11 апреля российская репатриационная комиссия выехала из Москвы в Варшаву, однако ей пришлось почти 2 недели ждать на польской границе. Отъезд польской репатриацион-ной комиссии из Варшавы по непонятным причинам задерживался, и обмен таким образом откладывался. Наконец, 28 апреля состоялось первое заседание Смешанной комиссии по репатриации. Это первое учреждение, представлявшее Российское правительство на польской территории, было встречено со стороны большинства польских газет бешеной травлей. Варшавская печать сообщала всевозможные небылицы о членах российской комиссии и положительно натравливала на них польское население.

И по существу работа комиссии оказалась далеко не легкой. Еще в марте Российским правительством было предложено польскому правительству произвести персональный обмен по определенному списку 300 граждан на 300 граждан с другой стороны на основании § 1 Дополнительного протокола к соглашению о репатриации от 24 февраля. Вначале, до заключения мира, польское правительство принципиально на это соглашалось, но с первых же дней работ обеих репатриа-циоппых комиссий как в Москве, так особенно в Варшане,


оно обнаружило явно отрицательное отношение к подобного рода обмену, выразившееся в попытке отклонить форму персонального обмена, как по существу для польской стороны не интересную ввиду того, что, как утверждала польская делегация в Смешанной комиссии в Москве, соглашение о репатриации даст полную возможность всем категориям репатриантов отправиться в Польшу и без какого-либо персонального обмена.

Лишь после ряда настойчивых указаний русско-украинской делегации на обязательность для обеих сторон Дополнительного протокола к соглашению о репатриации польская делегация в Москве согласилась приступить к реализации предложенного русско-украинской стороной списка. Но и после этого на предложение русско-украинской делегации осуществить обмен всех 300 на 300 одновременно, с польской стороны соглашения не последовало и встречный список предъявлен не был, и хотя затем польское правительство после продолжительных колебаний и приступило к реализации списка небольшими группами, однако при таком порядке выполнения персональный обмен в форме, предложенной российско-украинской делегацией и предусмотренной соглашением о репатриации, не мог осуществиться и должен был затянуться на несколько месяцев. Он до настоящего времени еще полностью не реализован.

Несмотря на все усилия российской репатриационной комиссии в Варшаве, она не могла добиться прекращения зверств и варварского обращения, которым подвергались русские пленные и интернированные в польских лагерях. Дикие избиения, непосильная работа, голод, холод, отвратительные санитарные условия, расстрел по самым ничтожным поводам н без поводов — вот тот режим, которому вес время продолжали подвергаться в Польше русские пленные. Представители российской делегации долгое время совсем не допускались в лагеря, но н после того, как они стали туда допускаться, их обычно ставили в такие условия, при которых получение жалоб от пленных было невозможным. Один из уполномоченных российской делегации, т. Радзивилов, присутствуя в силу своих обязанностей при отправке из лагеря Стржалкова в Россию эшелона с пленными по приказу польского офицера был грубо вытолкнут из поезда солдатами, избившими его кулаками и прикладами.

Репатрнационная комиссия в Москве все время наталкивается на нежелание поляков принять обратно беженскую массу, в частности из голодных районов. Среди огромной массы голодных и раздетых беженцев, скопившихся у польской границы в ожидании разрешения на въезд в Польшу, еннрепстнуют болезни; и тем и'е менее до сих пор польские власти иршшмаютих лишь в ничтожном количестве, отказывая


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: