double arrow

Нота Правительства РСФСР Правительствам Великобритании и Соединенных Штатов Америки

Передано по радио 29 марта 1922 г. № 480

Министр Иностранных Дел Дальневосточной Республики с Янсон 13 марта51 обратился к Правительствам Великобри-liiiiiiH и Соединенных Штатов Америки с нотой протеста против заговора, осуществляемого в настоящее время так


называемым правительством Меркулова и группировками, его поддерживающими, ставящим своей целью фиктивную передачу иностранным гражданам и эвакуацию из города Владивостока имущества, принадлежащего народу Дальневосточной Республики, включая пароходы, стоящие во Владивостокском порту. Указывая на то, что при существующем политическом и военном положении на Дальнем Востоке в районе Южного Приморья в связи с присутствием там японских войск Правительство Дальневосточной Республики не в состоянии вооруженной силой помешать планируемому преступному расхищению народного достояния, Правительство Дальневосточной Республики обращалось к вам с просьбой, чтобы вы во имя справедливости воспрепятствовали осуществлению этого нового преступления, направленного против интересов русского народа иа Дальнем Востоке. Кроме того, в распоряжении Правительства Дальневосточной Республики имеются новые сведения, указывающие на то, что консульства союзных держав и Соединенных Штатов во Владивостоке пытаются содействовать вооружению русских контрреволюционных групп под предлогом поддержания порядка в городе Владивостоке. Эти действия консульств могут лишь создать новые и ненужные затруднения в деле восстановления мира и порядка в районе Южного Приморья единственным законным Правительством Дальневосточной Республики.

Российское Правительство считает нужным заявить, что оно полностью поддерживает ноту своего союзника, Правительства Дальневосточной Республики, и надеется, что Правительства Великобритании и Соединенных Штатов предпримут все необходимые мерьи для предотвращения планируемого расхищения русского имущества, а также для прекращения вооружения с помощью их консульств групп, враждебных Правительствам Дальневосточной Республики и России.

Заместитель Народного Комиссара Иностранных Дел

Карахан

Печат по арх.

95. Нота Уполномоченного РСФСР в Китае Министру Иностранных Дел Китая Ян Хой-цину

29 марта 1922 г. № 317

Приглашенный Китайским Правительством в Пекин в качестве Представителя РСФСР на переговоры, я получил обещание, что таковые начнутся сейчас [же] по моем приезде. Это обещание было мне повторено 16 декабря при личном свидании с Вашим Высокопревосходительством, а 12 января


при вторичном свидании с Вами мне было определенно заявлено, что начало переговоров состоится через несколько дней. Уже три с половиной месяца прошло со дня моего прибытия в Пекин н два с половиной месяца со дня последнего данного мне обещания, а вопрос о начале переговоров до сих пор продолжает оставаться в неопределенном состоянии, и Министерство Иностранных Дел не сочло даже нужным известить меня о причинах такой затяжки. Мало того, за время моего пребывания в Пекине последовал целый ряд действий и распоряжений Китайского Правительства, отнюдь не свидетельствующих о дружелюбном его отношении к русскому народу il представляющему его Советскому Правительству.

1. 8 января с. г. опубликован мандат Президента Китайской Республики о прекращении с 1 апреля действия договора между Китаем и Россией и соглашения о сухопутной торговле от 1881 г., а 19 января, руководствуясь, по-види--мому, этим мандатом, таможенный комиссар, согласно инструкции Главного инспектора таможен, издал распоряжение за № 332 об отмене с 1 апреля североманьчжурской льготы пониженного пошлинного тарифа на ввозимые из России и вывозимые из Маньчжурии товары.

2. В феврале с. г. Министерство Иностранных Дел циркуляром предоставило своим комиссарам в Шанхае и Чифу право сдачи в аренду судов Добровольного флота, составляющих российскую государственную собственность, переданную Правительством РСФСР в пользование Правительству ДВР.

3. По совершенно непонятным причинам китайские власти запретили Харбинскому Комитету помощи голодающим устройство в пользу последних благотворительной лотереи.

4. 27 февраля с. г. без всяких серьезных оснований, лишь по одному доносу русских реакционеров, пользующихся симпатиями китайских властей, были произведены в Харбине многочисленные обыски у мирно живущих там русских граждан, причем, вопреки международным требованиям взаимного уважения и существующим дружеским отношениям между Китаем и ДВР, обыск был произведен даже и у Особоуполномоченного последней*.

К величайшему сожалению, я не могу не признать подобных актов Китайского Правительства глубоко несправедливыми' и незакономерными и считаю себя вынужденным за* явить протест против них от имени моего Правительства.

Договор 1881 г. касается только сухопутных торговых сношений через Монголию из городов Тяньцзина и Сучжоу, и m мена действия этого договора отнюдь не влечет за собою аннулирования пошлинных льгот в Маньчжурии, обусловленных

* См док. № ТА.


договором 1896 г., вследствие чего распоряжение таможенного комиссара является незакономерным. Странным представляется также и сам факт издания мандата 8 января и в отношении договора 1881 г., ибо Китайское Правительство не имело никакой нужды прибегнуть к такому одностороннему расторжению его. Правительство РСФСР неоднократно доводило до сведения Правительства Китайской Республики о его готовности и желании приступить к пересмотру существующих русско-китайских договоров, заключенных с бывшим царским правительством, и исключить из них те положения, которые мешают дальнейшему развитию дружественных взаимоотношений китайского и русского народов. Правительство продолжает и сейчас быть готовым к немедленному пересмотру этих договоров, и совершенно непонятна поэтому проявленная Китайским Правительством инициатива расторжения их без предварительного совместного обсуждения. И еще более непонятной является приведенная в мандате [от] 8 января ссылка на то, что «в настоящее время нет формально признанного правительства в России, которому Китайское Правительство могло бы предложить пересмотр договора...»

Китайскому народу и Правительству Китайской Республики, полагаю, небезызвестно, что с Правительством РСФСР уже заключили торговые договоры Англия, Италия, Германия, Австрия, Польша, Швеция, Норвегия, Турция, Персия и многие другие государства, которые нашли адрес Правительства русского народа в Советской России. Мы, конечно, далеки от мысли навязать Пекинскому Правительству пример других государств. Мы признаем за каждым правительством право распоряжаться в своем государстве согласно суверенной воле своего народа. Но мы хотели бы понять, каким образом Правительство Китайской Республики, давшее согласие еще в сентябре прошлого года на приезд Советской торговой делегации, пригласившее в декабре Представителя РСФСР на переговоры и пообещавшее 12 января таковые начать через несколько дней, — в мандате [от] 8 января не находит в Советской России того правительства, «которому Китайское Правительство могло бы предложить пересмотр договора».

Взявши в октябре 1917 года власть в свои руки, Советское Правительство отказалось от насильственной и захватнической политики прежних русских правительств. Оно провозгласило право народов на свободное самоопределение и до сих пор неуклонно проводило н проводит в жизнь этот принцип как внутри России, так и по отношению к другим народам. Оно предоставило полную независимость всем закабаленным царским правительством народам Востока, с которыми теперь живет в дружбе и тесном союзе. Советское Правительство тогда же предложило Правительству Китайской Республики немед-


..'цчшо вступить с ним в переговоры с целью возвращения ки-ииекому народу всего того, что было у него насильственно чгпято царским правительством. Казалось бы, что русский илрод и Советское Правительство имели все основания рассчитывать на дружбу китайского народа н его Правительства. По на деле оказывается совершенно противоположное: враги русского народа, русские реакционеры — приверженцы того цлрского режима, от которого так много страдал и китайский народ,— открыто ведут на территории Китая пропаганду и организуют всякие банды для активного выступления против РСФСР н ДВР, и Китайское Правительство не только не чинит им никаких препятствий, а, наоборот, оказывает им самый радушный прием, приглашая их на службу в качестве советников, таможенных чиновников, переводчиков и т. д. И то же самое время преданные интересам своего народа мирные русские граждане, по доносам этих реакционеров, систематически испытывают всякие репрессии со стороны китайских властей. Советское Правительство хотело бы верить, чго китайский народ разделяет те братские чувства, которые к нему питает русский народ. Оно надеется, что Правительство Китайской Республики рассеет все недоумения, порожденные вышеприведенными фактами, и, вступив немедленно и переговоры с Советским Правительством, примет все меры к скорейшему закреплению дружбы этих двух соседних народов.

Чрезвычайный Уполномоченный РСФСР при Правительстве Китайской Республики

А. Пайкес

Исчаг. по арх.

06. Заключительный протокол совещания делегатов Правительств Эстонии, Латвии, Польши и РСФСР, состоявшегося в Риге 29 и 30 марта 1922 г.

[30 марта 1922 г.]

Рассмотрев вопросы относительно:

a) восстановления экономической жизни в Восточной Европе,

b) восстановления торговых сношений между представленными государствами и

c) упрочения мира в Восточной Европе, совещание в Риге приняло следующие решения:

А

Делегаты Эстонии, Латвии, Польши и РСФСР, собравшиеся в Риге 30 марта 1922 года, рассмотрев некоторые эко*.помпческие, представляющие общий для их стран интерес


вопросы, согласились, что являлось бы желательным согласование действий их представителей на Международной конференции s Генуе в отношении этих вопросов. Исходя из принципа уважения политического и экономического суверенитета их государств и из необходимости для восстановления экономической жиани Восточной Европы прибегнуть к иностранному кредиту, вышеупомянутые делегаты полагают, что необходимо стремиться к содействию свободе экономических и финансовых соглашений как с отдельными государствами, так и с частными финансовыми обществами или финансистами.

После того, как делегаты Правительств, представленных на совещании, заявили, что они готовы строго выполнять все обязательства, взятые па себя их Правительствами, и решили, что было бы полезно гарантировать взаимно Мирные договоры, заключенные между Россией и Эстонией 2 февраля

1920 г., между Латвией и Россией 11 августа 1920 г. и между Польшей н Россией, Украиной и Белоруссией 18 марта

1921 г.*, делегаты Эстонии, Латвии и Польши выражают мнение, что юридическое признание Российского Советского Правительства отвечало бы делу экономического восстановления Восточной Европы.

В

Делегаты Эстонии, Латвии, Польши и РСФСР, собравшиеся в Риге 30 марта 1922 года, выражают мнение, что было бы в интересах восстановления коммерческих отношений между государствами, представленными на указанном совещании:

3) предоставить право въезда и облегчить свободное передвижение в соответствующих государствах уроженцам этих стран, отправляющимся за границу для ведения торговых дел, в соответствии с местны-м законодательством,

2) облегчить железнодорожные сообщения между странами, представленными на совещании, и в особенности установить прямое сообщение для товаров, направляемых в эти страны,

3) приступить к торговым операциям, опирающимся на кредит, основанный как на товарах, находящихся на складах за границей, так и на достаточных гарантиях, предоставленных банками заинтересованных стран, а также облегчить создание смешанных обществ с целью удовлетворения специфических потребностей экономической жизни этих стран,

4) предложить центральным кредитным учреждениям их стран войти в тесные и прямые финансовые отношения с тождественными учреждениями других государств, представленных на совещании.

* См. соответственно ts II, док. № 229, т. III, док. № 53, 350.


с

Делегаты Эстонии, Латвии, Польши и РСФСР, собравшиеся в Риге 30 марта 1922 года, торжественно подтверждают fiiüii искренние пожелания всеобщего мира, равно как их решение жить в добрых отношениях и разрешать спорные вопросы мирным путем.

В этих целях они будут в полной мере поддерживать принцип ограничения вооружений во всех государствах. Они признают, что для гарантии мира необходимо, чтобы границы юсударств охранялись исключительно регулярными войсками или правительственной пограничной охраной.

В тех же целях они считают необходимым установление пдоль границ зон, где вооруженные силы будут допускаемы и ограниченном и равном для обоих соседних государств количестве. Ширина этих зон, равно как количество допускаемых туда войск, будут определены специальными соглашениями между государствами. Одновременно делегаты вышеуказанных государств констатируют, что группировки ираждебных сил вблизи от их границ, равно как набеги этих сил на территорию соседнего государства, представляют опасность для мира, и признают, что каждое Правительство несет ответственность за образование на его территории вооруженных банд, равно как за переход этих банд на территорию соседнего государства.

Делегаты выражают мнение, что было бы полезно, чтобы Стороны, представленные на совещании, выработали в Генуе ']очные проекты, имеющие целью осуществление вышеприведенных принципов.

Учинено в Риге тридцатого марта тысяча девятьсот два-ацать второго года, в четырех экземплярах.

Георгий Чичерин 3. А. Мееровиц

Л. Пийп Д-р В. Иодко

tu чат по арх. Опубл. в сборн. «Мате-/nui >ы Генуэзской конференции...», М., I'UJ, стр. 51—53.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: