Меморандум Советской делегации на Генуэзской конференции. Когда по постановлению Верховного совета от 10 января Россия была приглашена участвовать в Генуэзской конференции

20 апреля 1922 г.

Каннские резолюции

Когда по постановлению Верховного совета от 10 января Россия была приглашена участвовать в Генуэзской конференции, ей были сообщены резолюции, принятые Верховным советом в Каниах 6 января*, но само приглашение не было обусловлено принятием этих резолюций или'какими-либо другими требованиями.

Однако Российская делегация, исходя из убеждения, что при правильном и последовательном толковании каннских резолюций может быть найдена почва для взаимного понимания и разрешения спорных вопросов между Российской Республикой и западными странами, на первом же пленарном заседании конференции заявила, что принимает в принципе положения каннских резолюций, сохраняя за собой право вносить в них поправки и предлагать новые пункты. Почвой для соглашения по спорным вопросам служат, по мнению делегации, три основных тезиса каннских резолюций: 1) признание за каждой нацией полного суверенитета в установлении системы собственности, хозяйства и управления в своей

* См. стр. 57, 58,


стране; 2) законодательное, судебное и административное обеспечение личных и имущественных прав тех иностранцев, которые захотят отправиться в Россию для хозяйственной деятельности, и 3) признание принципа взаимности в выполнении всеми правительствами их обязательств и в возмещении убытков, понесенных иностранными гражданами, как это разъяснено в коммюнике для печати, подготовленном министрами и экспертами в Каинах, на официальный характер которого указывал г. премьер-министр Великобритании в своей парламентской речи от 3 апреля с. г.67

Меморандум экспертов и каннские резолюции

Между тем меморандум, составленный экспертами Союзных держав в Лондоне 20—28 марта 1922 г. *, с которым Российская делегация имела возможность ознакомиться только на самой конференции, резко отступает в самых существенных своих положениях от тезисов каннского совещания и противоречит в своих практических требованиях тем принципам, которые высказаны в вводной части меморандума. Утверждая, что русский вопрос рассматривался с точки зрения «справедливости» и необходимости «экономического восстановления» России'без «эксплуатации» русского народа, меморандум тем не менее предъявляет практические требования, означающие не только эксплуатацию, но и полное закабаление трудового населения России иностранным капиталом, совершенно обходя в то же время наиболее существенный вопрос о средствах восстановления хозяйства России. Это умолчание тем более непонятно, что без подъема производительных снл России немыслимо экономическое возрождение Европы, переживающей в настоящее время длительный и все углубляющийся промышленный кризис, сопровождающийся сокращением рынков сбыта, недостатком сырья и продовольствия и постоянно растущей безработицей. Так, число безработных в Европе и Америке за последнее время не опускается ниже 9 млн. человек.

Англия, Италия, Франция и Германия производили с 1916 г. по 1920 г. ежегодно на 25 млн. тонн меньше хлеба, чем до войны, и потеря на длительный срок обычного русского хлебного ввоза в 8 млн. тонн ежегодно означает для них серьезнейший продовольственный кризис и полную невозможность дальнейшего развития промышленности. Американский хлеб уже теперь для Европы слишком дорог. Промышленность Европы работает меньше чем иа половину своей производительной способности за отсутствием рынков сбыта

* См. стр. 245.


и платежеспособных клиентов. Все эти условия вызвали необходимость как каннских решений, так и Генуэзской конференции, и, несмотря на то что центр тяжести проблемы, очевидно, лежит в восстановлении России и Запада, а не в восстановлении имущественных нрав и доходов небольшой группы кредиторов России, в центре всего меморандума поставлен именно этот последний вопрос.

Условия будущей работы

Исходя из указанных во введении к меморандуму общих положений, собравшиеся на конференцию представители правительств Европы должны были бы уделить главное внимание вопросу о средствах, необходимых для поднятия производительных сил России, а не способам удовлетворения претензий кредиторов России, как это сделано в меморандуме.

Перед грандиозными задачами восстановления хозяйства Европы, разрушенного войной, послевоенной политикой и всеобщим экономическим кризисом, с одной стороны, и задачами улучшения быта широких трудовых масс, с другой стороны, должны отойти на задний план претензии отдельных частных лиц в различных странах, если они вообще были бы справедливы. Быстрое возрождение хозяйственной мощи России может быть достигнуто путем немедленной и энергичной помощи русскому народу силами европейского капитала и техники в форме долгосрочного товарного и денежного кредита, а не путем разорения русского народа и задержки экономического развития России ради удовлетворения интересов какой-то группы иностранных капиталистов.

Исходя из потребности восстановления народного хозяйства России всеми доступными в настоящий момент средствами, Правительство Республики после перехода к новой экономической политике реформировало гражданское законодательство и судоустройство в направлении, которое дает иностранному капиталу более чем достаточные гарантии и ставит его в условия, обеспечивающие его представителям с их правовыми концепциями атмосферу плодотворной работы в рамках существующего строя. Изложенные в ст. 8 и следующих лондонского меморандума требования гарантии прав иностранцев в России основаны, по-видимому, на недостаточном знакомстве с новым русским законодательством. За последние месяцы Российским Правительством проведены уже следующие юридические меры: 1) свобода внутренней торговли,

2) юридическое обеспечение свободы промышленной инициативы и частнокапиталистических форм хозяйства в предприятиях, предоставляемых государством частной эксплуатации,

3) свобода каждого заниматься незапрещенными видами торговой и промышленной деятельности, 4) гарантии личности


всех граждан, в частности иностранцев, против незаконных реквизиций, конфискаций, арестов и т. п., 5) специальные гарантии иностранным концессионерам по отдельным концессионным договорам, 6) гражданское уложение и гражданские суды с участием юристов. Одновременно с этим профессиональные рабочие организации Советской Республики приняли постановление о том, что они обращают свое внимание в первую очередь на охрану труда, устанавливают взаимоотношения между рабочими и предпринимателями в форме коллективных договоров и отстраняются от вмешательства в административное управление производством.

Российская делегация, придавая самое серьезное значение созданию условий, наиболее благоприятных для иностранного капитала, готова принять во внимание все те пожелания, которые будут предложены в развитие и укрепление указанных гарантий. Делегация не сомневается, что практически не трудно будет достигнуть соглашения по вопросам условий работы иностранцев в России и гарантий их личности и имущества.

Однако она не может не обратить самого серьезного внимания на то, что законодательные и административные мероприятия Советского Правительства только тогда смогут дать действительную и надежную.гарантию иностранному капиталу как внутри России, так и за ее пределами, когда это правительство будет признано де-юре и его права и компетенция не будут оспариваться нн с чьей стороны. Иностранные деловые круги, лучше самих правительств понимающие важность и необходимость для них проникновения в Россию, воздерживаются сейчас от этого не потому, что не были уплачены кредиторам царские долги, а потому, что формальные права Советского Правительства все еще являются в глазах иностранных правительств спорными и на этой почве возможны новые конфликты, которые ставили бы под угрозу риска вложенный в России иностранный капитал.

Вместе с тем делегация считает необходимым отметить, чго авторы лондонского меморандума, намечая во второй главе, необходимые, по их мнению, гарантии работы в России иностранного капитала, резко отступают от § 1 каннских резолюций, стремясь навязать России внутреннее законодательство, чуждое ее строю, и под предлогом создания «выгодных условий работы» иностранного капитала пытаются цвести в России систему капитуляций, покушающуюся на ее суверенитет. Наиболее ярким примером этого является ст. 24 меморандума, стремящаяся установить судебную экстерриториальность иностранцев, а также вся организация Комиссии русского долга, план которой изложен в приложении 1 меморандума, каковая в случае осуществления, несомненно, пре-' вратилась бы в орган иностранного контроля над всей


хозяйственной жизнью Российской Республики, подобно установленной для Германии Версальским договором репарационной комиссии.

Советская власть и ее обязательства

Делегация заявляет, что Советская власть, вышедшая из Великой Русской революции, всегда исполняла и впредь намерена исполнять все принятые ею на себя обязательства, а потому предоставляемые ею публичноправовые гарантии не менее прочны, чем гарантии любой другой суверенной державы. Несмотря на то что Советской властью за последние два года заключены были за границей сделки на сотни тысяч золотых рублей, не было ни одного случая нарушения ею контрактов или неисполнения принятых на себя обязательств. Делегация решительно заявляет, что всякие сообщения, утверждающие противное, появляющиеся временами в печати, являются сплошным вымыслом.

Если Советская власть отказывалась от признания обязательств прежних правительств или удовлетворения претензий лиц, понесших убытки от мероприятий внутренней политики, как национализация предприятий, муниципализация домов, реквизиция или конфискация частного имущества, то ие потому, что вообще она «не способна» или «не склонна» выполнять обязательства, а по причинам принципиального характера и политической необходимости.

Революция 1917 г., совершенно уничтожившая все старые экономические, социальные и политические отношения и заменившая старое общество новым, передав власть в России новому общественному классу, тем самым прервала преемственность гражданских обязательств, являвшихся составной частью экономических отношений исчезнувшего общества и отпавших вместе с ним. Эта революция была грандиозным потрясением, какие мир переживал лишь в исключительные моменты своей истории, и ее характер, как непреодолимой силы, не может оспариваться ни одним объективно мыслящим государственным деятелем. Поэтому к революционной России более, чем к другим странам в моменты социальных потрясений, применимы отзывы многих авторитетов международного права, отрицающих за правительствами стран, граждане которых пострадали от этих потрясений, право требовать возмещения за понесенные убытки, а тем более применять для удовлетворения этих требований силу (см. приложение I) б8.

Отклоняя безусловно всякую свою ответственность за те разрушения иностранного имущества, которые произошли от экономического кризиса, вызванного войной и ее последствиями, или вследствие оставления имущества уехавшими за


границу владельцами его, а также от разорения иностранного имущества во время союзной интервенции в России и гражданской войны, поддерживаемой Союзными правительствами, Российская делегация должна обратить внимание конференции на тот факт, что и планомерные действия самой Советской власти, как национализация средств производства и реквизиция имущества, принадлежащего иностранцам, не возлагают на нее обязанности компенсировать потерпевших лиц. Союзные правительства, а под их давлением и правительства нейтральных стран враждебно встретили самый факт Советской революции и отказались вступить с новым правительством в официальные отношения еще до того, как им были приняты первые постановления о национализации. Ими не было сделано нн малейшей попытки войти в соглашение с Советской властью для защиты интересов их сограждан и полюбовной ликвидации их имущественных прав в России, несмотря на то что в тех случаях, когда отдельные предста-вители иностранных правительств вступали в сношения с Co-i ветской властью для защиты интересов их сограждан, там, где оказывалось возможным, Российским Правительством были приостановлены реквизиции имущества и был возме-) щен целый ряд убытков. Так, например, некоторые инострам пые заводы, владельцы или управляющие которых вошли в контакт с Советским Правительством, не были национализм рованы и работают до сих пор на началах частной собственности. Вместо того, чтобы озаботиться защитой интересов своих граждан при происходившем социальном перевороте в России, иностранные правительства как воюющих, так и ней-* тральных наций отозвали из России не только своих липло«матических и консульских представителей, но и частных лиц —своих граждан, которые согласились последовать этому призыву. Иностранное имущество было брошено на произ* вол судьбы, что угрожало серьезной опасностью всей про-* мышленности страны ввиду того, что ряд иностранных пред«приятии имел исключительно важное значение для общего хозяйства России.

Иностранная интервенция

Не довольствуясь этим разрывом сношений с Советской Россией, державы Согласия начали военную интервенцию и блокаду, совершенно открыто поддерживая разжигаемые их же агентами местные восстания (чехословаков, донских и кубанских казаков, белогвардейцев в Сибири, Ярославле и т. дД и подкрепляя военные действия армий Колчака, Деникина, Юденича, Врангеля и пр. посылкой военных сил на север России, Черное море и на Кавказ. Фактически установлено, что Советское Правительство даже в первые месяцы своего


существования без труда справлялось с восстаниями местных элементов, недовольных новым режимом, и только там, где эти элементы организовывались и поддерживались активно Союзными правительствами, снабжавшими их деньгами, амуницией, обмундированием и военными инструкторами, эти спорадические и мелкие восстания превращались в целые фронты гражданской войны, сопровождавшейся дикими эксцессами, как уничтожение целых деревень, еврейские погромы и тому подобные зверства. Военная экспертиза категорически утверждает, что без указанного вмешательства иностранных держав отдельные местные восстания в России никогда не могли бы принять характер опустошительной гражданской войны, к которой они впоследствии привели, почему виновность н ответственность Союзных правительств за организацию и поддержку гражданской войны в России, за при^ чинение колоссальных убытков русскому народу и государству не подлежат ни малейшему сомнению (см. приложение II) 69.

Доля этой ответственности за все это падает на те нейтральные страны, которые, предоставив гостеприимство контрреволюционным элементам для подготовки на своей территории заговоров против России, вербовки войск для гражданской войны, закупки и транзита оружия и т. п., в то же самое время приняли участие в бойкоте и блокаде России. Поставленная иностранной интервенцией и блокадой в необходимость отчаянной самообороны, Советская власть вынуждена была усилить темп национализации промышленности и торговли, а также применять к собственникам иностранного имущества в России те меры ликвидации предприятий, конфискаций или безвозмездной национализации имуществ, которые были введены в международный обычай воюющими сторонами, и в особенности Союзными правительствами. Однако Советское Правительство никогда не применяло мер ограничения личных и имущественных прав иностранцев только потому, что состояние обороны против интервенции давало ей это право. Эти меры применялись лишь, поскольку того требовали интересы безопасности и общественного блага, и прежде всего осуществления плана национализации промышленности и торговли, неизбежно вытекавшего из новых хозяйственных и правовых отношений и из необходимости спешно реорганизовать производство и распределение в рамках изолированного, отрезанного блокадой от всего мира государства. И здесь Советское Правительство использовало только бесспорно принадлежащее всякому государству право привлечения к несению общественных повинностей и право распоряжения имуществом собственных и иностранных граждан, когда того требуют высшие интересы страны.


Интервенция и блокада со стороны Союзных держав п разжигаемая ими в течение более 3-х лет гражданская война причинили России убытки, далеко превосходящие возможные претензии к ней со стороны иностранцев, потерпевших от Русской революции. Помимо секвестрованного за границей и вывезенного из России золота и целого ряда запасов и товаров Российское государство требует возмещения за разрушенные военными действиями железные дороги, мосты, подвижной состав, портовые и другие сооружения, потопленные суда, а также фабрики, заводы, шахты и многочисленное имущество частных граждан — сожженные и разрушенные дома в городах и крестьянские усадьбы в деревнях. Кроме того, оно предъявляет требование о возврате его военного и торгового флота, уведенного Союзными державами непосредственно или белыми армиями под защитой Союзных держав. Наряду с этими претензиями, в связи с ущербом, нанесенным непосредственно государственному и частному хозяйству России, под* лежат возмещению длинный список убытков, нанесенных как национализированной промышленности, так и частной собственности военными действиями на оккупированных иностранными и белыми армиями территориях, а также расходы на содержание многих сотен тысяч инвалидов гражданской войны и семей погибших.

Эти убытки русского народа и государства дают гораздо более бесспорное право на возмещение, чем претензии бывших владельцев имуществ в России и русских займов, принадлежащих к нациям, победившим в мировой войне и получившим с побежденных колоссальные контрибуции, тогда как их претензии предъявляются к стране, полностью разоренной войной, иностранной интервенцией и отчаянно борющейся за собственное существование в тех государственных формах, которые она считает для себя единственно возможными.

Более всего странно слышать требование возмещения убытков, понесенных гражданами государств, безуспешно воевавших против России, из уст представителей правительств, применявших во время войны право конфискации частной собственности граждан противной стороны на своей территории и утвердивших это право Версальским договором даже для мирного времени, возлагая, кроме того, на все население побежденного государства имущественную ответственность за убытки, причиненные победителям военными действиями его правительства.

Советская власть готова на- взаимное возмещение убытков

Тем не менее Правительство Российской Республики, желая иайти благоприятную почву для соглашения и восстановления деловых сношений с иностранным капиталом, готово


признать за пострадавшими иностранными гражданами право на возмещение убытков, однако при непременном условии со-' блюдения взаимности, как того требует упомянутое уже ком--мюнике для печати от 11 января, говорящее о «признании всеми странами их публичных долгов и возмещении за потери и убытки, причиненные действием их правительств». Советское Правительство, противопоставляя убыткам иностранных граждан от действий Советской власти убытки России от разорения ее союзными войсками и поддерживающимися имн белогвардейцами, согласно рассмотреть те и другие и возместить убытки, если счет будет не в его пользу.

«Военные долги» Российского правительства

К сожалению, эксперты Союзных держав, уклоняясь от провозглашенных в их меморандуме принципов справедливости и восстановления без эксплуатации, отказываются от принятия этой точки зрения и предлагают компенсировать претензии России за причиненные ей разрушения особой категорией своих претензий — «военными долгами» Российского Правительства (ст. 5 и 6 меморандума).

Это желание погасить бесспорные претензии русского народа к иностранным правительствам, нанесшим ему непосредственные убытки военной интервенцией, противопоставляя им то, что условились называть «военными долгами», т. е. ту категорию межсоюзных обязательств, о полном взаимном аннулировании которой самими же союзниками поднят вопрос, представляется Российской делегации по меньшей мере странным. Она вынуждена самым категорическим образом отклонить вообще предъявление ей счета по этим долгам как недопустимую попытку взвалить на плечи разоренной России значительную долю военных расходов Союзных держав. То, что именуется военными долгами России, представляет собой в действительности запасы военного снабжения, изготовлявшегося на заводах Союзных стран и посылавшегося на русский фронт -для обеспечения успеха союзных армий. Русский народ принес в жертву общесоюзным военным интересам больше жизней, чем все остальные союзники вместе; он понес огромный имущественный ущерб и в результате войны потерял крупные и важные для его государственного развития территории. И после того, как остальные союзники получили по мирным договорам громадные приращения территорий, крупные контрибуции, с русского народа хотят взыскать издержки по операции, оказавшейся столь прибыльной для других дер>::ав. Российская делегация призывает всех членов конференции оценить всю непоследовательность и необоснованность подобного требования.


Стремление восстановить частную собственность в России

Российская делегация должна, наконец, указать, что, во^ преки провозглашенному § 1 каннских резолюций праву каждой нации устанавливать желательную для нее систему собственности и хозяйства, меморандум экспертов неоднократно выдвигает вопрос о реституции национализированных предприятий их бывшим собственникам, т. е. о восстановлении в открытой или замаскированной форме права частной собственности на промышленные предприятия вопреки установленной в России системе государственной собственности. Советское Правительство, исходя из соображении наиболее успешного восстановления промышленности и достижения ее максимальной производительности, само стремится при сдаче в концессию рудников, фабрик и прочих предприятий оказы-вать предпочтение их бывшим собственникам как лицам, обладающим опытом и знанием страны. Но оно не может принять условия реституции этих предприятий на правах частной собственности, ни даже обязательной сдачи их в аренду прежним владельцам, так как это нарушает суверенитет Республики и ее свободу располагать имеющимися производительными силами соответственно потребностям и интересам русского народа.;

Излишне говорить о том, что возврат к частной собственности с восстановлением границ прежних владений явился бы в большинстве отраслей крупной промышленности, в особен-ности же в нефтяной, каменноугольной и электрической, сильным препятствием к подъему производительных сил России и возможно быстрому возрождению ее хозяйства.

Обязательства России

по лондонскому меморандуму и ее национальный доход

В меморандуме не упоминается возможная цифра долгов России, вытекающая из всех обязательств по старым долгам н частным, претензиям. Но, согласно подсчетам в иностраьн ной экономической печати, сумма долгов по всем перечисленным в меморандуме категориям должна равняться прибли-> зительио 18,5 млрд. зол. руб. За вычетом военных долгов сумма довоенных долгов и частных претензий с процентами по 1 декабря 1921 г. выражается в цифре около 11 млрд., а с процентами по 1 ноября 1927 г.* около 12 млрд.** Если

* В тексте ошибочно—1921 г. ** В имеющемся архивном машинописном экземпляре на русском языке—13 млрд. зол. руб.; s архивном экземпляре на английском языке итоговая сумма на 1 ноября 1927 г. не указана.


допустить па минуту, что Советское Правительство согласилось бы платить по этим долгам полностью и в положенный срок, 'ю первый взнос с процентами и с погашением V25 капитала потребовал бы сумму около 1,2 млрд. Царское правительство с огромным напряжением платежных сил населения в состоянии было на основе довоенной продукции в хозяйстве и довоенных размеров внешней торговли, имевшей превышение вывоза над ввозом в последние 5 лет перед войной в среднем 366 млн. в год, выплачивать проценты и погашения около 400 млн. руб. в год. Чтобы иметь возможность выплачивать указанную сумму в 1,2 млрд. в год, Россия должна была бы ие только достигнуть довоенной продукции 1917 г.*, но и превысить таковую в 3 раза. Так как ежегодный национальный доход России равнялся перед войной 101 руб. иа душу населения, а в настоящее время составляет около 30 руб., т. е. уменьшился более чем в 3 раза, то меморандум экспертов, по-видимому, предполагает, что за 5 лет наш национальный доход должен возрасти в 9 раз. Насколько неосуществимо это предположение, видно из того, что национальный доход Англии, Франции, Германии и России на душу населения с 1894 г. по 1913 г. возрос в среднем иа 60%, или увеличивался на 3% ежегодно. Российская делегация вполне согласна с тем, что при советском строе производительные силы России будут развиваться гораздо быстрее, чем в капиталистических странах Запада и при царском режиме в России, и готова допустить, что этот доход будет увеличиваться в 2 раза быстрее. Но делегация, как это ни лестно было бы для Советской власти, считает все же неосновательным предположение, что рост ежегодного дохода населения с 1922 г. по 1927 г. будет идти в 60 раз быстрее в сравнении с довоенным ростом. Производство в России глубоко расстроено. Чистый годовой национальный доход страны упал с 12 млрд. до войны до 4 млрд. по самым оптимистическим подсчетам. Если наш национальный доход будет расти в 2 раза быстрее, чем до войны, и удвоится за 16 лет, то стране нужно будет 25 лет, чтобы вернуться к довоенному уровню. А так как в первую очередь и с максимальной аккуратностью страна должна будет платить и проценты, и погашения по новым займам, которые помогут ей хозяйственно подняться, и эти платежи должны начаться гораздо раньше указанного выше срока, то для уплаты по другим обязательствам у России в течение самого длительного срока, который мы можем предвидеть, не останется никаких ресурсов. Этот вывод могла бы подтвердить любая беспристрастная и научно добросовестная

* Так в тексте; в архивном машинописном экземпляре на русском ятыке значится: «достигнуть довоенной продукции к 1927 г.».


комиссия экспертов-экономистов, которая имела бы возможность ознакомиться с состоянием нашего народного хозяйства.

Насколько чудовищно велики предъявляемые нам к уплате требования, видно из следующих данных: царское правительство платило ежегодно перед войной по своим долгам сумму, равную 3,3% всего ежегодного национального дохода и около 13% всего государственного бюджета. Меморандум экспертов считает возможным требовать от России уплаты ежегодно через 5 лет такой суммы, которая будет равна 20% всего национального дохода, который, как можно предполагать, возрастет иа 30%, и около 80% всего нынешнего государственного бюджета России, не говоря уже о том, что уплата должна производиться странам, ежегодный национальный доход которых иа душу населения в 7—8 раз больше национального дохода иа душу населения в России.

Оплата по старым обязательствам и восстановление России

Если бы Советское Правительство обязалось платить из национального дохода разоренной страны хотя бы часть тех сумм, которые вытекают из перечисленных в лондонском меморандуме обязательств, то это не только бы привело к систематическому недопотреблению и хроническому вырождению ее населения, но и серьезнейшим образом задержало бы весь процесс восстановления ее хозяйства. Россия тогда не могла бы в максимально краткий срок вновь занять в мировом хозяйстве роль первого поставщика хлеба и сырья для Европы и вновь сделаться огромным рынком для западной промышленности и, восстанавливая свое хозяйство, служить важным элементом восстановления всего мирового хозяйства. Если получение новых кредитов на восстановление хозяйства России будет обусловлено уплатой по старым обязательствам и весь положительный результат новых займов и связанного с ним более быстрого темпа восстановления хозяйства пойдет на уплату старых долгов, то для русского народа теряют всякий смысл новые кредиты, и ему придется продолжать начатое и, естественно, медленно идущее восстановление хозяйства страны собственными силами, не надеясь на помощь иностранного капитала.

Между тем не только русский народ, но и все народы Европы и Америки и даже подавляющее большинство промышленных и торговых кругов этих стран заинтересованы, в первую очередь, даже не в вознаграждении небольшой группы старых кредиторов, а в восстановлении экономических связей с Россией и в немедленном привлечении в Россию иностранного капитала на таких условиях, которые, обеспечивая


Достаточные выгоды этому капиталу, в то же время способствовали бы развитию всего народного хозяйства России.

Необходимость общей ликвидации финансовых обязательств военного времени

Б результате войны хозяйство во всех странах Европы пребывает в состоянии глубокого упадка, и все находящиеся в руках имущих слоев населения ценные бумаги довоенного и военного времени (акции, свидетельства государственных займов и т. д.) ни в какой мере не соответствуют размерам реального национального дохода, и в то же время государственные обязательства не соответствуют размерам бюджетов. Отсюда усиливается все более н более ясно сознаваемая необходимость поставить все ценные бумаги н обязательства в соответствие с размерами производства и национальным доходом. Эта необходимость находит свое выражение как в постепенном приближении к государственному банкротству ряда стран, вынужденных отказываться от уплаты военных долгов, так и в ряде банкротств отдельных банков, частных фирм и в непрерывном падении стоимости всяких акций и ценных бумаг. И в то время как правительства отказываются от платежей или же фактически их не платят, частные предприятия н банки объявляют себя банкротами, а массы тру-. дового населения расплачиваются за потрясения, вызванные войной, огромным понижением уровня своего существования,— во всем мире оказывается незатронутой бедствиями войны, согласно меморандуму экспертов, лишь одна категория лиц — кредиторы России, которые одни должны получить по всем счетам с процентами, как если бы Русская революция застраховала их от всяких рисков и всяких ущербов, которые понесли во всем мире народные массы и капиталистические круги.

Исходя из всего сказанного, Российская делегация предлагает такое решение вопроса о долгах и взаимных обязательствах, какое было изложено выше и какое находится в полном соответствии с реальной экономической обстановкой, создавшейся в результате мировой войны и вызванных ею потрясений, и в согласии с нуждами и требованиями восстановления всего мирового хозяйства.

В заключение Российская делегация еще раз и с особой энергией обращает внимание общественного мнения всех стран на тот факт, что Советское Правительство России выдвигает на первый план в переговорах и в стремлении прийти к соглашению интересы будущего своей страны и интересы хозяйственного развития всей Европы, в то время как соглашение может быть сорвано или отсрочено нз-за узких эгон-


стических интересов немногочисленной группы бывших кредиторов России, к сожалению, оказывающих слишком большое влияние на политику своих правительств.

Печат. по док. Генуэзской конф. «Mémorandum de la Délégation Russe à la Conférence de Gênes».

Опубл. в сборн. «Материалы Генуэзской конференции...», М„ 1922, стр. 127—139.

Ниже приводится анализируемый в меморандуме советской делегации от 20 апреля 1922 г. доклад экспертов союзных держав, принятый в Лондоне 20—26 марта 1922 г. на совещании экспертов Великобритании, Франции, Италии, Бельгии и Японии.

«Экономические и финансовые эксперты держав, взявших на себя инициативу созыва Генуэзской конференции, собрались для обмена мнениями; рассмотрев совместно ряд предложений и рекомендаций, они подготовили проект резолюций, формулирующих соображения и предложения, которые встретили общее одобрение.

Проект этих резолюций представлен в настоящем докладе, где они сгруппированы по следующим разделам *».

ЧАСТЬ I

ВОССТАНОВЛЕНИЕ РОССИИ Раздел I

ВСТУПЛЕНИЕ

Вопрос о России рассматривался как с точки зрения справедливости, так и с точки зрения условий, необходимых для экономического восстановления России.

Хозяйственное восстановление России в значительной мере зависит от поддержки, которую Россия получит от иностранных предприятий и иностранного капитала. Без значительного изменения существующих условий, больше всего отражающихся на торговле и промышленности, иностранцы откажутся взять снова в свои руки свои старые предприятия и открывать новые. До тех пор, пока будет продолжаться нынешнее неустойчивое и изменчивое положение вещей, одни только спекулянты решатся предпринимать торговые операции, и есть основание опасаться, что главным резуль-> татом окажется не восстановление России, а лишь эксплуатация России и русского народа, чего правительства, представленные в Генуе, желают избежать. Осуществить успешное сотрудничество России о другими странами Европы будет трудно, если со стороны самой России не будет проявлено решимости всеми силами приняться за работу для восстановления экономической жизни страны.

Основа ее — сельское хозяйство, и в этой области, тек же как и в остальных, предварительным и необходимым условием возрождения является создание неприкосновенности прав владения и распоряжения урожаем. Как только эти права будут надежно обеспечены, не подлежит сомнению, что иностранная помощь не замедлит явиться в виде сельскохозяйственных орудий и кредитов.

В области промышленности еще более очевидно, что возрождения нельзя ожидать без иностранной помощи и капитала, к которым, однако,

* Далее следует перечень разделов, который не публикуется,


возможно будет обратиться лишь при наличии оснований рассчитывать на добрую волю и на сотрудничество Российского правительства. Необходимы будут действенные меры, надежно ограждающие свободу деятельности иностранных предпринимателей и их служащих, а также обеспечивающие охрану их промышленных операций и их капиталов, равно как и право собственности на движимое и недвижимое имущество, потребное для ведения дел, свободу ввоза всего необходимого и право распоряжения продуктами своих предприятий.

То же самое можно сказать и в отношении транспорта: придется обратиться к иностранным фирмам относительно поставки железнодорожного оборудования и подвижного состава, в том числе и нового подвижного состава и оборудования ремонтных мастерских. Само собой разумеется, что реорганизация транспорта является непременным условием промышленного и сельскохозяйственного восстановления России.

Экспертами не рассматривался как вопрос о точном определении документа, на основании которого эти условия и связанные с ними мероприятия могли бы быть проведены в жизнь, так и вопрос об отношении такого акта к существующим торговым соглашениям с Россией. Эти вопросы, как и некоторые другие, оставлены в стороне как политические. В нижеследующих предложениях сделаны указания в отношении некоторых из пунктов, оставшихся незатронутыми.

Раздел П

УСЛОВИЯ. ПРИ КОТОРЫХ ИНОСТРАННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

И ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ МОГУТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕНЫ

К ДЕЛУ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РОССИИ

Этот раздел распадается на две главы: 1. Ликвидация прошлого. 2. Условия на будущее время.

Глава первая Ликвидация прошлого

Примечание. Подразумевается, что постановления, относящиеся к требованиям (ст. 1—7 и приложения), не предрешают указаний, которые правительства найдут уместным испросить у сторон, заинтересованных в ликвидации прошлого, безразлично, основывают ли эти стороны свои права на договорах, заключенных ими с прежними русскими правительствами, или на факте, что ими понесены были убытки со времени событий 1917 г.

Ст. 1. Российское Советское правительство должно будет принять на себя финансовые обязательства своих предшественников, т. е. Российского императорского правительства и Временного русского правительства в отношении иностранных держав и их подданных.

Примечание. Вопрос о том, относится ли наименование «Российское Советское правительство» только к Московскому Советскому правительству или ко всем другим Советским правительствам в России, является вопросом политическим, подлежащим решению правительств. Не предлагается и точное определение слов «Россия» и «российский».

То же самое относится и к вопросу о том, причастны ли и в какой мере новые государства, возникшие на российской территории и ныне признанные, а также государства, приобретшие часть русской территории, к обязательствам, рассматриваемым в настоящих постановлениях.

Ст. 2. Российское Советское правительство должно будет признать финансовые обязательства всех бывших поныне в России властей, как областных, так и местных, а также обязательства предприятий общественного пользования в России как в отношении других держав, так и их подданных, и гарантировать их выполнение.


Ст. 3. Российское Советское правительство должно будет обязаться принять на себя ответственность за все убытки, материальные и непосредственные, независимо от того, проистекли ли они в связи с невыполнением договоров или по другим причинам, понесенные подданными других держав, если эти убытки произошли от действия или упущений Советского или предшествовавших ему правительств, либо властей областных и местных, или же агентов этих правительств или властей.

Ст. 4. Ответственность, предусмотренная предыдущими статьями, будет устанавливаться Комиссией русского долга и смешанными третейскими судами, имеющими быть образованными. В приложениях I и II содержится проект устройства этих учреждений, на которые возложено будет определение размера и способа уплаты — в виде ли возмещения или по всяким иным основаниям, как указано в приложениях I—III.

Ст. 5. Все междуправительственные долги, ответственные акты н обязательства, возникшие между Российским правительством, с одной стороны, и каким-либо иностранным правительством — с другой, после 1 августа 1914 г., будут считаться окончательно погашенными по уплате определенных сумм, предусматриваемых в расчетном листе, имеющем быть выработанным с согласия сторон.

Ст. 6. Без ущерба для силы постановлений ст. 116 Версальского договора в определенных суммах, установленных согласно условиям ст. 5, будут учтены все требования русских граждан за убытки и ущерб, понесенные ими в прямой зависимости от военных действий сухопутных или морских или им подобных операций, и всякие другие требования, установленные ко времени принятия расчетного листа, упомянутого в ст. 5.

Ст. 7. Все остатки, записанные в кредит одного из прежних российских правительств в банке, находящемся в какой-либо стране, правительство которой давало ссуды одному из российских правительств в период между I августа 1914 г. и 7 ноября 1917 г., должны быть перенесены на счет правительства, сделавшего упомянутые ссуды, и в отношении их соответственно будут уменьшены долговые обязательства Российского Советского правительства.

Переносом, предусмотренным в предыдущем абзаце, не должен быть нанесен ущерб правам третьих лиц.

Постановления этой статьи применяются и в отношении каждой страны, правительство которой гарантировало русский правительственный заем, выпущенный в этой стране в период времени, указанный выше.

Примечание. В отношении гарантий, обеспечивающих будущую уплату русского долга, различные делегации предложили два решения; там, где необходимо, они приведены в приложениях X—ÏX1 в двух вариантах.

Соглашение не было достигнуто ни по одному из двух предложенных решений, равно как и по какому-либо одному из многочисленных промежуточных решений, которые могут рассматриваться.

ПРИЛОЖЕНИЕ I Комиссия русского долга

1. Учреждается Комиссия русского долга, в состав которой входят члены по назначению Российского правительства, члены по назначению других держав и независимый председатель, выбираемый со стороны, по соглашению между другими членами, а при отсутствии соглашения председатель назначается Лигой наций в лице ее Совета или Международным трибуналом.

2. На комиссию возлагаются следующие функции:

а) Забота об организации и установлении процедуры смешанных третейских судов, которые должны быть учреждены, согласно постановлениям приложения II, и издании всех инструкций, необходимых дли обеспечения единообразия в их процедуре.


b) Выпуск новых русских облигаций, согласно постановлениям приложения И, для лиц, имеющих право на получение таковых в силу решений смешанных третейских судов, — держателей старых государственных процентных бумаг или других бумаг или ценностей, взамен которых должны быть выданы новые русские облигации, и лиц, имеющих на них право на основе консолидации процентов и выплаты капитала. Размер процентов, принятый для исчисления нынешней ценности предъявляемых требований, должен быть одинаковым с тем, какой будет установлен, согласно предписаниям приложения III, параграфа 2.

c) Разрешать все вопросы, возникающие в связи с эмиссией, размерами процентов и условиями погашения новых русских облигаций, предусмотренных в пункте Ь.

d)* Определять, в случае надобности, те доходные статьи России, которые должны быть специально предназначены для обеспечения уплаты долга, как, например, отчисления с некоторых налогов или сборов и обложений, падающих на предприятия в России.

По мере надобности, и если комиссия признает это необходимым, контролировать взимание всех этих сумм или части их и принимать их в свое заведование.

Такое выделение сумм и контроль, в случае если он будет установлен, должны прекратиться, как только уплата русского долга окажется достаточно гарантированной включением надлежащих ассигнований в государственный бюджет России.

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Разбор претензий и определение их суммы

1. Ответственность Российского правительства, предусмотренная ст. 1 и 3, устанавливается на следующих основаниях.

2. Ответственность по претензиям, предусмотренным в ст. 3, будет определяться смешанными третейскими судами согласно положениям настоящего доклада, либо, при их отсутствии, согласно общим принципам международного права.

3. Займы Российского правительства, заключенные в иностранной валюте, будут признаны со всеми условиями, обозначенными в договорах; но просроченные проценты и капитал, имеющие быть выплаченными со дня приостановки платежей по I ноября 1927г., будут консолидированы** и подлежат обеспечению в той же форме, как и новые русские облигации, по условиям параграфа 5 приложения III.

4. Провинциальные или муниципальные займы и облигации железных дорог и предприятий общественного пользования, выпущенные в иностранной валюте, вновь признаются действительными, причем сохраняются все договорные условия; но просроченные проценты и капитал, имеющие быть выплаченными со дня приостановки платежа по 1 ноября 1927 г., должны быть консолидированы. Эти займы и облигации гарантируются Советским правительством, независимо от того, были ли они или не были гарантированы одним из прежних российских правительств ***, и эти обя-

* Пункт «d» является вторым вариантом предложения, по которому эксперты не достигли соглашения (см. стр. 247, прим. к ст. 7). Первый из этих двух вариантов предложений не содержит.

** Дальнейшая часть этого параграфа является вторым вариантом предложения, по которому эксперты не достигли соглашения. Первый из этих двух вариантов предложений не содержит. -

*** Дальнейшая часть этого параграфа является вторым вариантом предложения, по которому эксперты не достигли соглашения. Первый из этих двух вариантов предложений не содержит.


зательства должны быть гарантированы в форме, указанной в параграфе 5 приложения III относительно новых русских облигаций.

5. Выпущенные в рублях облигации займов Российского правительства, облигации правительственных и муниципальных займов и облигации железных дорог и предприятий общественного пользования могут быть обменены на новые русские облигации, если доказано будет, что они не переставали быть собственностью иностранцев с того дня, когда Российское правительство перестало признавать их.

Нынешняя ценность облигаций в отношении капитала и процентов, включенных в подлинную купюру облигации, поскольку они не оплачены, сперва исчисляется в рублях, а затем переводится на иностранную валюту •по курсу, устанавливаемому в порядке, указанном в параграфе 16. Нынешняя стоимость новой ценной бумаги должна равняться стоимости бумаги первоначального выпуска в иностранной валюте, причем проценты насчитываются по курсу, указанному в параграфе 2 приложения III.

6. В обеспечение консолидированных просроченных процентов и подлежащего оплате капитала со дня прекращения платежа до 1 ноября 1927 г. выпускаются новые русские облигации.

7. Претензии, не указанные в параграфах 3 и 5 данного приложения, в отношении ущерба, нанесенного имуществу, правам и частным интересам, поскольку не состоится частных соглашений между Советским правительством и заинтересованными иностранными державами, будут урегулированы на следующих основаниях:

Предъявители претензий получат право требовать возвращения имущества, прав и интересов.

Если имущества, права и интересы еще существуют и их принадлежность может быть установлена, они будут возвращены; сумма вознаграждения за пользование ими и ущерб, нанесенный за время изъятия их из владения собственника, поскольку не имеется соглашения между Советским правительством и заинтересованным лицом, будет определяться смешанными третейскими судами. Концессионные договоры, относящиеся к предприятиям общественного пользования, будут подвергнуты изменениям для приведения в соответствие с нынешним экономическим положением в отношении, например, повинностей, срока концессий и условий эксплуатации. Если имущества, права и интересы более не существуют или принадлежность их данному лицу не может быть установлена, или когда предъявитель требования не желает возвращения, — его требование может быть удовлетворено путем соглашения между ним и Советским правительством, либо путем назначения ему равноценных имуществ, прав и интересов с прибавлением вознаграждения по обоюдному соглашению, либо, когда таковое не состоялось, — по решению смешанных третейских судов или путем иных мер, принятых по соглашению.

Во всех других случаях предъявители претензий получат право на вознаграждение, определяемое в денежной сумме и устанавливаемое смешанными третейскими судами.

Примечание. Эксперты склоняются к мнению, что, быть может, окажется необходимым внести некоторые поправки для тех случаев, когда предъявлены будут требования о вознаграждении за убытки, причиненные разрушением и порчей имущества, потерей прав или интересов, приобретенных после 1917 г. Окажется, быть может, желательным уполномочить смешанные третейские суды хотя бы в некоторых случаях принимать во внимание это обстоятельство, если они найдут, что вознаграждение в размере, основанном на общей ценности имущества, по справедливости, не соответствует цене, по которой оно было приобретено.

8. При определении размеров вознаграждения суд главным образом будет руководствоваться действительной стоимостью в рублях на I ноября 1917 г. имуществ, прав и интересов, о которых идет речь, причем ему предоставлено будет принимать во внимание временные и особые обстоятельства, в силу которых стоимость эта могла в этот момент существенно понизиться.


9. В том случае, если должник обладает или обладал, будучи подданным иностранного государства, правом требовать вознаграждение в силу постановлений главы первой, кредитор сам может (независимо от того, предъявил ли должник или нет требование вознаграждения) вместо должника предъявить Советскому правительству требование о возмещении убытка, причиненного ему неуплатой долга.

На всякое имущество, права и интересы, восстановленные на основании параграфа 7, распространяются повинности или обязательства, лежавшие на них на 1 ноября 1917 г., не затрагивая права кредитора на предъявление своих требовании непосредственно Советскому правительству.

10. Обязательства, принятые на себя Советским правительством в силу предыдущего параграфа, погашаются выдачей вознаграждения, причитающегося должнику; в случае если Советское правительство раньше уже выдало возмещение должнику, оно может потребовать с него обратно сумму, выданную кредитору, причем должнику предоставляется право платить новыми русскими облигациями.

11. Русские финансовые, промышленные и торговые товарищества, состоявшие по 1 ноября 1917 г. под контролем иностранных подданных или в которых последние в это время располагали существенными интересами, могут по желанию большинства иностранных участников (акционеров и держателей облигаций) рассматриваться как подходящие под определение «подданные других держав», употребленное в главе первой и в приложениях.

12. В случаях, когда не предъявлено требования на основании предыдущего параграфа или других постановлений настоящей главы и приложений к ней, каждый иностранный подданный, имеющий интересы в делах русской компании, может заявить права на вознаграждение, согласно ст. 3, за ущерб, причиненный его интересам в данной компании.

13. Требования иного рода, чем предусмотренные в параграфах 3—5 этого приложения, вытекающие из права на вознаграждение за смерть или увечье, должны передаваться в смешанные третейские суды для возможно быстрого определения и выдачи денежного вознаграждения.

14. Все требования подлежат регистрации в Комиссии русского долга, и регистрация будет производиться в течение года со дня учреждения Комиссии или в более продолжительный срок, устанавливаемый самой Комиссией для некоторых специальных требований или категорий требований. Российское Советское правительство не будет нести ответственности по требованиям, не зарегистрированным в назначенные сроки.

15. Не будут признаваться никакие претензии в отношении прав, которые до марта 1917 г. законно стали недействительными.

16. Курс перевода бумажных рублей в различную иностранную валюту будет установлен Комиссией русского долга в момент выпуска новых русских облигаций. В этих видах Комиссия предварительно установит среднее золотое содержание рубля в октябре 1917 г., после чего она вычислит эквивалент этого золотого рубля в каждой из иностранных валют в момент выпуска новых русских облигаций.

17. Ко всем суммам возмещения, присужденным смешанными третейскими судами, будут прибавляться проценты из расчета, предусмотренного в параграфе 2 приложения III, считая с 1 ноября 1917 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ III Новые русские облигации

1. Денежные возмещения, присужденные по требованиям, предъявленным Российскому Советскому правительству, будут урегулированы выпуском новых русских облигаций на сумму, установленную смешанными третейскими судами. Условия выпуска этих облигаций, а также все вопросы, связанные с конверсией старых ценных бумаг и с выпуском новых, будут устанавливаться Комиссией русского долга.


2. Облигации будут приносить процент, размер которого будет определен Комиссией русского долга. Облигации освобождаются от всякого налога в России на капитал и проценты в настоящем и на будущее время, и выкуп их производится путем ежегодного тиража.

3. В принципе облигации должны быть выпускаемы в валюте той страны, к которой принадлежит их держатель, но по требованию с его стороны Комиссия долга может разрешить держателю взять облигации в валюте других, определенно указанных стран.

4. Для определения стоимости- облигаций, ввиду платежей, имеющих быть произведенными в силу настоящих постановлений, облигации будут учитываться из процента, размер которого будет установлен согласно параграфу 2, помещенному выше.

5. (Первый вариант) Облигации будут гарантированы всем достоянием Российского государства.

(Второй вариант) Облигации будут обеспечиваться, во-первых, специальными ресурсами, указанными Комиссией русского долга, согласно приложению I, параграф 2, пункт d, и, во-вторых, всем достоянием России.

6. Проценты, причитающиеся до 1 ноября 1927 г., консолидируются, и Российское Советское правительство не будет вынуждаться к погашению облигации. От Комиссии долга зависит выпустить специальную серию облигаций как эквивалент консолидированных процентов. Облигации, выпущенные взамен процентов, будут иметь одинаковые права и во всех отношениях будут равны новым русским облигациям, за исключением права приоритета уплаты в течение периода моратория, если уплата в этот период окажется возможной.

7. (Первый вариант) Российскому Советскому правительству будет разрешено, если оно того пожелает, приступить к выкупу облигаций в период действия моратория, при условии предоставления приоритета облигациям, выпущенным взамен процентов.

(Второй вариант) Комиссия русского долга будет решать, дают ли возможность поступления установленных доходов проводить тиражи до истечения срока моратория. При тиражах приоритет принадлежит облигациям, выпущенным взамен процентов.

Глава вторая А. Судопроизводство

Ст. 8. Российское Советское правительство обязано будет установить надлежащее отправление правосудия согласно следующим принципам:

1. Независимость судебной власти от власти исполнительной.

2. Гласный суд, отправляемый профессиональными судьями, независимыми и несменяемыми.

3. Применение законов, предварительно опубликованных, равных для всех и не имеющих обратной силы; эти законы должны обеспечивать иностранцам необходимые гарантии против произвольных арестов и нарушений неприкосновенности жилища.

4. Свободный доступ в суды иностранцам, которые не должны, как таковые, подвергаться никаким ограничениям; иностранцам предоставляется право быть представленными на суде адвокатами по собственному выбору.

5. Судебная процедура, подлежащая применению в судах, должна облегчать правильное и быстрое отправление правосудия. Должно быть обеспечено право на апелляцию и пересмотр дела.

6. Договаривающиеся стороны будут иметь право предусматривать в договорах применение иностранного закона, и суд обязан в таком случае применять этот закон.

7. Введение справедливого судопроизводства для обеспечения исполнения правильно вынесенных решений иностранных судов, в том числе и решений, вынесенных иностранными судами на основании торговых до-юворов, предусматривающих разбирательство в этих судах.


8. Признание силы за пунктами договоров, коими обусловливается передача третейскому суду всех или некоторых споров, могущих возникнуть; должны быть изданы постановления, обеспечивающие исполнение решений судов, вынесенных согласно этим условиям, хотя бы за границей,

В. Условия пребывания и торговли иностранцев

в России

Ст. 9. Российское Советское правительство обязуется разрешать'иностранцам въезд на русскую территорию и выезд с нее, согласно общепринятой практике государств.

Ст. 10. Иностранцы, имеющие пребывание в России, освобождаются от всякой принудительной службы и каких бы то ни было налогов, заменяющих личную службу. Они не могут быть привлекаемы к участию в принудительных займах.

Ст. 11. Иностранцы должны иметь право свободно сообщаться по почте, телеграфу или беспроволочному телеграфу и пользоваться телеграфными кодами на условиях и по правилам международных телеграфных конвенций.

Ст. 12. Иностранцы должны пользоваться всеми правами, охраной и льготами, необходимыми для ведения дозволенной торговли, отправления профессии или иного дозволенного занятия согласно обычной практике государств; они не должны подвергаться в силу своей национальности никакой дискриминации или ограничениям. Они не должны быть принуждаемы к вступлению в какую бы то ни было местную организацию.

Ст. 13. В отношении военной службы или трудовой повинности не должно быть допускаемо никаких неравенств в ущерб рабочим, занятым в предприятиях, принадлежащих иностранцам или находящихся в их заведовании; взамен этой службы не должны взиматься никакие налоги.

Ст. 14. Иностранцам предоставляются соответствующие льготы при передвижении по железным дорогам, водным и другим путям в России и при перевозке по тем же путям их имущества и товаров. Льготы эти не должны быть ниже льгот, предоставляемых русским государственным предприятиям или предприятиям, принадлежащим русским подданным; они должны применяться ко всем без различия.

Ст. 15. Право реквизиции должно осуществляться лишь в исключительных случаях и при условии справедливого денежного возмещения, уплачиваемого одновременно с реквизицией.

Ст. 16. Иностранные компании и товарищества, законно учрежденные, вольны заниматься всякими делами, разрешенными иностранцам в России; в этом отношении они пользуются одинаковыми правами с частными лицами, в том числе и правом выступать в судах.

Ст. 17. Иностранные фирмы и отдельные лица, равно как иностранные общества и товарищества, занимающиеся в России дозволенными торговлей, профессией или занятием, не должны облагаться более высокими налогами, чем русские граждане.

Филиальные отделения иностранных обществ, занимающиеся в России дозволенной торговлей, профессией или дозволенным занятием, не подлежат обложению более высокими налогами, чем аналогичные предприятия, находящиеся в ведении обществ.

Ст. 18. Следует предложить Российскому Советскому правительству присоединиться к международным конвенциям, охраняющим промышленную, литературную и художественную собственность.

С. Договоры и конвенции

Примечание. Все вопросы, относящиеся к политическим договорам и конвенциям, не рассматриваются.

Ст. 19. Многосторонние договоры и конвенции — характера экономического, технического или юридического, — в которых бывшие российские правительства были стороной, рассматриваются как обязывающие Россию по-прежнему.


Ст. 20. Суммы, приходящиеся на долю России по содержанию центральных бюро или учреждений, открытых в силу договоров и конвенций, указанных в ст. 19, должны быть выплачены ею. Все прочие требования со стороны России или предъявленные к ней вследствие невыполнения постановлений упомянутых договоров и конвенций должны быть сняты.

Ст. 21. За исключением оговоренного в главе первой, двусторонние договоры и конвенции экономического, технического и юридического характера, заключенные между Россией.и иностранной державой и от которых поныне не последовало отказа, не должны считаться утратившими силу; о сохранении их силы заинтересованная держава должна вступить в отдельные переговоры с Российским правительством.

Раздел III

МЕРЫ. КОТОРЫЕ ОБЛЕГЧИЛИ БЫ БЫСТРОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ РОССИИ

Возобновление в ближайший срок эксплуатации предприятий всякого рода, принадлежавших до событий 1917 г. иностранцам, и открытие новых предприятий окажет огромную помощь быстрому восстановлению России.

При нынешнем положении вещей дело восстановления России будет облегчено принятием нижеследующих мер:

Ст. 22. Иностранцы, приезжающие в Россию для занятия там своей профессией, торговлей, промыслом или ремеслом, должны иметь право свободно ввозить продовольствие, одежду и орудия производства для личных надобностей; эти предметы не подлежат реквизиции.

Они могут на тех же условиях ввозить также продовольствие и одежду исключительно для нужд своих служащих и рабочих, как русских, так и иностранцев, а также медикаменты и перевязочные средства, потребные для себя и для своих служащих.

Ст. 23. Виза, наложенная на паспорт компетентными русскими властями, должна обеспечивать его владельцу полную охрану русскими властями и свободу занятия своим промыслом, торговлей, ремеслом или профессией.

Ст. 24. В жилище или учреждении иностранца, проживающего в России, не может быть произведено обыска, и он сам не может быть арестован без присутствия или согласия консула его страны.

Если иностранец привлекается к русскому суду по уголовному делу, приговор над ним приводится в исполнение только с согласия консула.

Единственной карой при преследовании по политическим делам может быть лишь высылка с соблюдением указанных выше условий.

Ст. 25. Предприятия, принадлежащие иностранцам или находящиеся в их ведении, должны эксплуатироваться в условиях полной свободы, не исключая свободы найма и увольнения рабочих, при условии соблюдения предусмотренных законом требований гигиены и условий труда согласно обычной практике других стран.

В случае необходимости размеры заработной платы будут устанавливаться комиссиями из нанимателей и рабочих.

Ст. 26. Российское правительство должно всемерно облегчать приобретение как в России, так и за границей материалов и сырья, нужных для восстановления промышленности, и их доставку.

Ст. 27. Налоги, пошлины и всякого рода повинности, падающие на промышленность, торговлю или другие занятия иностранцев, обосновавшихся в России, не должны препятствовать извлечению нормальной прибыли на затраченный капитал.

Ст. 28. В некоторых портах должны быть установлены свободные зоны.


ЧАСТЬ II

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЕВРОПЫ

Проект конвенции не выработан, но резолюции составлены в форме, которая позволяет, если бы это было признано желательным, объединить их в конвенцию. Эти резолюции сгруппированы в три раздела:

I. Финансы. II. Экономические вопросы. III. Транспорт.

Раздел I

ФИНАНСЫ

Глава первая Денежные системы

Ст. 29. Существенным условием экономического восстановления Европы является обеспечение каждым государством устойчивости своей валюты. Ни одно государство не может само регулировать курс своей валюты, пока его годовой бюджет сводится с дефицитом, который оно покрывает выпуском бумажных денег или банковскими кредитами. Каждому государству следует посредством своих собственных усилий устранить этот дефицит, и только тогда откроется путь к оздоровлению его валюты.

Ст. 30. Установление постоянного сотрудничества между центральными банками облегчило бы мероприятия по оздоровлению валюты. Учреждение ассоциации или соглашение постоянного характера в целях сотрудничества центральных банков, причем такая ассоциация или соглашение не ограничивались бы обязательно одной только Европой, дали бы возможность координировать кредитную политику, не стесняя свободы каждого отдельного банка. Предлагается в ближайшем будущем созвать совещание представителей центральных банков для обсуждения наиболее подходящих мер для осуществления настоящей рекомендации.

Ст. 31. Желательно, чтобы все европейские валюты основывались на одном общем эталоне.

Ст. 32. Таким общим эталоном, на который в настоящее время могли бы согласиться все государства Европы, является только золото.

Ст. 33. В течение ближайших нескольких лет в некоторых странах не представится возможным фактически восстановить золотой эталон, но в общих интересах всем европейским правительствам следовало бы теперь же заявить, что это является их конечной целью, к которой они стремятся, и договориться о программе, путем выполнения которой они намерены достигнуть этой цели.

Ст. 34. Во всех странах первой мерой, необходимой для восстановления золотого эталона, будет установление равновесия в государственных расходах, не прибегая к новым не обеспеченным покрытием кредитам.

Ст. 35. Вторая мера будет заключаться в определении и установлении золотого содержания денежной единицы. Эта мера может быть принята в каждой отдельной стране лишь тогда, когда это позволят экономические условия; действительно, каждой стране придется тогда решить жизненно существенный вопрос: принять ли старый золотой паритет или установить новый, близкий к существующему в данное время курсу ее денежной единицы.

Ст. 36. Эти меры сами по себе могли бы оказаться достаточными для установления золотого эталона; однако успеху его сохранения существенно содействовали бы не только предложенные выше ассоциация или соглашение между центральными банками, но и заключение в подходящий момент международной конвенции. Эта конвенция имела бы целью централизовать и координировать спрос на золото и избежать таким образом больших колебаний его покупательной способности, которые без этой меры предосторожности могли бы быть вызваны одновременными и конкурентными усилиями нескольких государств, предпринимаемыми с целью обеспечить себе золотые запасы. Предлагается внести в конвенцию постановле-


ния, направленные на экономное использование золота путем сохранения резервов в форме заграничных расчетов; в этом отношении можно упомянуть о так называемой системе обмена банковых билетов на золото (Gold exchange standard) или о международной клиринговой системе.

Глава вторая Кредиты

Ст. 37


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: