Постановление Совета Народных Комиссаров СССР об учреждении Главного Концессионного Комитета при СНК СССР

21 августа 1923 г.

В отмену декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 8 марта 1923 г.* (Собр. узак, 1923 г., № 20, ст. 246) Совет Народных Комиссаров СССР постановляет:

* Си. док. № 122.


1. Учредить при Совете Народных 'Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик Главный Концессионный Комитет (Главконцесском).

2. Главный Концессионный Комитет состоит из председателя и членов, персонально назначаемых Советом Народных Комиссаров СССР.

3. К ведению Главного Концессионного Комитета СССР относятся:

а) общее руководство всем делом привлечения и допущения иностранного капитала и промышленности к торговой и иной хозяйственной деятельности иа территории СССР;

б) ведение и руководство переговорами о заключении всякого рода концессионных и иных, допускающих изъятие из общих законов, договоров;

в) рассмотрение при участии представителей заинтересованных ведомств всех проектов концессионных договоров, разработанных согласно настоящему положению, в том числе и проектов концессионных договоров на коммунальные предприятия, представляемых в Главный Концессионный Комитет на основании декрета Совета Народных Комиссаров от 12 апреля 1923 г.* (Собр. узак., 1923 г., № 31, ст. 344);

г) рассмотрение при участии Комиссии по Внутренней Торговле при Совете Труда и Обороны: 1) проектов уставов акционерных обществ, в учреждении коих принимает участие иностранный капитал; 2) проектов уставов акционерных обществ, имеющих в основе концессионный договор или содержащих изъятие из общих законов; 3) ходатайств иностранных акционерных обществ, товариществ и пр. о допущении их к операциям на территории СССР;

д) представление на утверждение Совета Народных Комиссаров СССР проектов концессионных договоров, а также указанных в п. «г» уставов акционерных обществ и проектов постановлений о допущении к операциям иностранных фирм.

Примечание 1. Постановления Главного Концессионного Комитета о допущении иностранных фирм к торговым операциям в СССР являются окончательными и представлению на утверждение в Совет Народных Комиссаров ие подлежат, если они были приняты по соглашению Главного Концессионного Комитета с Комиссией по Внутренней Торговле при Совете Труда и Обороны и Народным Комиссариатом Внешней Торговли.

Примечание 2. Также окончательными и не подлежащими представлению на утверждение Совета Народных Комиссаров являются относящиеся к ведению Главного Кон-

* См. док. № 143.


цессиоииого Комитета постановления последнего о допущении иностранного большого н малого каботажа в СССР, если они были приняты по соглашению Главного Концессионного Комитета с Народным Комиссариатом Путей Сообщения СССР и Народным Комиссариатом Внешней Торговли.

е) контроль над соответствующими ведомствами в области наблюдения ими з.а исполнением обязательств по заключенным концессионным договорам;

ж) требование от всех учреждений, к ведению которых будут относиться договоры, представления всех необходимых сведений, а также принятия мер к устранению тормозящих осуществление договоров причин н возбуждение, через соответствующие органы, вопросов о расторжении договоров при обнаружении нарушения последних концессионерами.

4. На Главный Концессионный Комитет возлагается обязанность привлекать к рассмотрению проектов концессионных договоров представителей заинтересованных ведомств.

5. При советах народных комиссаров союзных республик образуются концессионные комиссии, персональный состав которых определяется соответствующими советами народных комиссаров по соглашению с Главным Концессионным Комитетом СССР.

6. Концессионные комиссии союзных республик, как и концессионные комиссии при отдельных народных комиссариатах СССР действуют исключительно на основании издаваемых Главным Концессионным Комитетом директив, инструкций и распоряжений.

7. Концессионные комиссии, указанные выше, в ст. 5 и 6, направляют в Главный Концессионный Комитет все протоколы своих заседаний, периодические отчеты по ведущимся ими концессионным делам и переговорам и сводки поступающих к ним и разрабатывающихся ими предложений с препровождением всех материалов.

8. С разрешения Главного Концессионного Комитета концессионным комиссиям предоставляется право подписания предварительных проектов концессионных договоров; окончательное же утверждение договоров производится Советом Народных Комиссаров СССР.

9. Главный Концессионный Комитет имеет право изъять ведение переговоров с концессионером от отдельных концессионных комиссий.

10. Ни одно учреждение не имеет права вести переговоры о предоставлении концессии без специального иа то разрешения Главного Концессионного Комитета.

П. Местные исполнительные комитеты могут вести переговоры о концессиях на коммунальные предприятия в пределах


Декрета от 12 апреля 1923 г. (Собр. узак., 1923 г., № 31, ст. 34-1).

12. Для непосредственных переговоров за границей с иностранными соискателями концессий и для предварительной разработки проектов концессионных договоров, а равно и для исполнения заграничных поручений Главного Концессионного Комитета по концессионным делам Главному Концессионному Комитету предоставляется право учреждать при торговых представительствах СССР за границей в качестве непосредственно ему подведомственных органов концессионные комиссии, действующие на основании особого положения о них, утверждаемого Советом Народных Комиссаров СССР.

13. Утвержденные Советом Народных Комиссаров СССР концессионные договоры подписываются от имени Правительства народным комиссаром, в ведении которого данное предприятие находится, и скрепляются Народным Комиссаром Иностранных Дел, за исключением случаев, когда Совет Народных Комиссаров особо уполномочивает на подписание договора определенных лиц.

14. Подлинные договоры, подписанные уполномоченными на то постановлением Совета Народных Комиссаров СССР лицами и концессионерами, хранятся в Управлении Делами Совета Народных Комиссаров; копии договоров, надлежащим образом заверенные, направляются в Главный Концессионный Комитет для препровождения их народным комиссарам, договор подписавшим, и Народному Комиссару Финансов, а также для выдачи таковых концессионерам и для хранения при делах Главного Концессионного Комитета.

15. Ведение концессионных договоров лнцами, не уполномоченными на то согласно настоящему положению, карается по ст. ПО Уголовного Кодекса,

21 августа 1923 г.

Печат. по «Собранию узаконений...» № 96. 12 декабря 1923 г., стр. 1663-1665.

243. Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР и. о. Британского Официального Агента в СССР Питер су

21 августа 1923 г. № 930/1

Народный Комиссариат Иностранных Дел, свидетельствуя свое уважение исполняющему обязанности Британского Агента, имеет честь сообщить следующее:

В связи с сообщениями английских газет, что экспедиция, руководимая Вильяльмуром Стефансоном, водрузила британский флаг на русской территории, а именно на острове


Врангеля в Ледовитом океане, Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики обратилось к Британскому Правительству в ноте от 24 мая 1922 г. * с просьбой сообщить, имел ли этот факт место с ведома и разрешения Британского Правительства.

Ответа на этот запрос получено не было. Точно так же не поступило ответа от Британского Правительства на вторую ноту, врученную Российским Правительством Британскому Правительству 28 мая 1923 г.** по получении Российским Правительством дополнительного сообщения о том, что г. Стефансон, водружая британский флаг на острове Врангеля, действовал в качестве агента Правительства доминиона Канада.

Правительство Союза Советских Социалистических Республик, совершенно не понимая неполучения им просимых объяснений и имея в то же время сообщения, что британскими подданными готовятся новые экспедиции на остров Врангеля, находит необходимым вновь подтвердить, что оно считает остров Врангеля неотъемлемой частью Союза Советских Социалистических Республик.

Остров Врангеля был официально включен в состав российской территории, и русский флаг был водружен иа нем экспедицией, организованной правительством России под командой лейтенанта Врангеля в 1821-—1824 гг. Российские суверенные права на остров никогда не оспаривались никаким другим правительством, и обыкновенно ои рассматривался как русская территория. Такой позиции придерживались также английские официальные источники. Так, например, официальное английское издание «Арктпк Пайлот», том 1, изд. 3, 1918 г., признает, что остров Врангеля был открыт русской экспедицией. Можно также отметить, что все географические карты, включая и новое издание 1921 г. английского атласа «Филипс», считают остров Врангеля русской территорией.

В 1910 г. русская гидрографическая арктическая экспедиция под командой Внлькицкого производила измерения вокруг острова, построила на нем навигационную железную пирамиду для указания пути судам, ищущим подхода кюго-западиой части острова, и эта пирамида была первым и единственным сооружением на острове. Таким образом, правительство России предприняло конкретные шаги для закрепления своих прав и выполнения своего долга в качестве владельца указанной территории.

Наконец, в сентябре 1916 г. правительство России официально нотифицировало всем союзным и нейтральным

* В тексте ошибочно — 1923 г.; си. т. V. д»к. № 171. ** Имеется в»иду нота от 25 мая 1923 г.; см. док. № 192.


правительствам, что остров Врангеля вместе с другими островами и территориями, примыкающими к сибирскому побережью, составляет неотделимую часть российской территории. Эта нотификация не вызвала никаких возражений ни у кого из правительств, которым она была адресована, в том числе и у Британского Правительства.

Поэтому Федеративное Правительство вынуждено заявить Британскому Правительству, что оно рассматривает поднятие британского флага на острове Врангеля как нарушение суверенных прав России.

Печат. по арх. Опубл. я газ. «Известия» Л? 190 (1927), 25 августа 1923 е.

На эту ноту Питере ответил нотой от 3 сентября 1923 г. № 271, в которой говорилось:

«Исполняющий обязанности Британского Агента свидетельствует свое почтение и, ссылаясь на доту Народного Комиссариата Иностранных Дел № 930/ч от 21 августа по поводу острова Врангеля, имеет честь дозести до сведения Народного Комиссариата Иностранных Дел в соответствии с инструкциями, полученными от своего Правительства, что экспедиция капитана Нойса на остров Врангеля является частным предприятием, организованным г. Стефансоном для спасения г. Аллана Кроуфорда и его спутников, и что, таким образом, вопрос о принадлежности острова не поднимается. Г-ну Питерсу поручено заявить, что всякая попытка ставить препятствия спасательной экспедиции будет рассматриваться Правительством Его Величества крайне серьезно».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: