Письмо Официального Представителя СССР в Великобритании лидеру Лейбористской партии Великобритании Макдональду

16 января 1924 г. № ХР/396

Уважаемый господин Макдональд,

Спешу ответить на Ваше письмо от 13* с. м.

Я очень рад еще раз отметить, что мы оба полностью сходимся в своей оценке того огромного значения, которое придается признанию Союза Советских Социалистических Республик. Я также согласен с Вами, что было бы «большой ошибкой смешивать обсуждение экономических вопросов с вопросом о том, должны ли мы прнзиать Россию или нет», и что «к признанию следует подходить на основе его собственного значения».

Конечно, из этого не вытекает, что спорные вопросы, которые были предметом двух международных конференций, не являются важными; но именно потому, что они так сложны и важны для обеих сторон, несомненно, лучше было бы выделить и рассмотреть их немедленно после признания. Тем самым эти вопросы утратят тот особо одиозный характер, который они до сего времени носят в глазах рабочих и крестьян России. До настоящего времени на русский народ оказывается давление в форме политической изоляции с целью добиться урегулирования этих вопросов. Только признание создаст в России и в Великобритании благоприятную атмосферу, которая будет способствовать быстрой и справедливой ликвидации этих вопросов.

От имени Правительства Союза Советских Социалистических Республик я выражаю готовность сразу же после признания сообщить Правительству Великобритании о согласии нашего Правительства создать смешанную русско-британскую комиссию, которая немедленно приступит к рассмотрению спорных вопросов экономического и финансового характера.

Я полиостью разделяю Вашу точку зрения, о которой было упомянуто г. Уайзом **, что с британской стороны в нее должны быть включены представители промышленного

* Дата получения. ** Экономический советник правительства Великобритании по вопросам торговли с СССР.


и финансового мира, как и представители рабочих. Я считаю вполне справедливым Ваше предложение, содержащееся в третьем параграфе Вашего письма, чтобы эта комиссия выработала конкретные предложения для рассмотрения соответствующими Правительствами.

Одной из задач Правительства, немедленно после признания, должно быть выяснение всех имеющихся в его распо-' ряжении средств, которые способствовали бы развитию экономических отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Великобританией. Я могу заявить, что мое Правительство придает большое значение экономическому и финансовому сотрудничеству с Великобританией. Возможно, что Правительства сочтут удобным поручить изучение этих вопросов упомянутой выше комиссии. Конечно, это такой вопрос, который должен быть решен двумя Правительствами.

Думаю, что этим пока что исчерпывается вопрос о спорных экономических проблемах. Я должен отметить, что любая попытка с моей стороны представить более конкретную формулу, подобную той, которую Вы предложили в пунктах «а» и «б» параграфа 3 Вашего письма, может повести к бесплодным спорам, имевшим место в Генуе и Гааге, — не говоря уже о том, что есл^и только мы начнем вырабатывать формулы, то признание перестанет быть безоговорочным.

Я целиком и полиостью разделяю взгляды, выраженные в параграфах 5 и 6 Вашего письма. Я считаю, конечно, что одновременно и параллельно с переговорами по экономическим вопросам, упомянутым выше, немедленно после признания оба Правительства должны приступить к переговорам об урегулировании вопросов, возникших между ними в Европе, а также в Азии. Такое заявление я также готов сделать от имени моего Правительства.

Я считаю, что наряду с этими вопросами, непосредственно затрагивающими оба Правительства, имеется также ряд других вопросов европейского и международного значения, з урегулировании которых будет иметь большое значение договоренность между обоими Правительствами. К числу этих вопросов может быть, например, отнесен вопрос о разоружении, за которое всегда боролось наше Правительство.

Я считаю, что если такая сама собой разумеющаяся необходимость, как признание, потребует какого-либо обоснования, то лучшее обоснование можно найти в параграфах 5, 6 и 7 Вашего письма.

Я полностью разделяю Ваше мнение, что в отношениях между нами должны быть искренность и добрая воля. Несмотря на расхождения в наших взглядах, обе наши страны, эти величайшие сообщества в мире, могут оказать огромную


услугу интересам всего человечества, добиваясь урегулирования в духе дружбы существующих разногласий и действуя в направлении сохранения мира.

Искренне Ваш

Официальный Представитель СССР в Великобритании

P. S. Посылаю при этом обещанный меморандум по вопросам торговли, заказов и концессий.

[ПРИЛОЖЕНИЕ]

Торговые кредиты, концессии и займы. Заказы, размещенные в Великобритании

за 1923 г.

Согласно находящейся в распоряжении Российской торговой делегации в Лондоне информации, в 1923 г. через «Ар-кос» были размещены в Великобритании заказы на сумму в 4 207 685 ф. ст. Все эти заказы были выполнены в 1923 г., за исключением заказов на сумму в 523 911 ф. ст., которые должны быть выполнены в 1924 г.

В дополнение к этим заказам в Великобритании были размещены заказы не через «Аркос», а непосредственно комиссариатами, трестами и кооперативными организациями. Некоторые заказы были также сделаны через Германию. В целом цифра британского экспорта в Россию, вероятно, ие превышает 7 000 000—8 000 000 ф. ст. Эта цифра могла бы быть значительно увеличена даже при существующих условиях, если бы имелся аппарат, занимающийся развитием торговли с Россией. Роль такого аппарата могли бы выполнять русско-британские торговые палаты в Лондоне и Москве. Правительство Союза Советских Социалистических Республик полиостью согласилось с этим предложением, которое также было поддержано г. Ходжсоном в Москве. Одновременно представитель России г. Раковский сделал аналогичное предложение о реорганизации существующей Русско-Британской торговой палаты, с тем чтобы принять в ее члены представителей нынешних русских торговых организаций. С этой целью была создана смешанная комиссия, состоящая из трех представителей Торговой палаты и трех представителей Российской торговой делегации. Оии договорились относительно изменений, которые должны быть внесены в статут Русско-Британской торговой палаты, чтобы она могла стать эффективным орудием содействия англо-русской торговле. Насколько иам известно (согласно сообщению англичанина— члена Торговой палаты), Министерство торговли


отослало представителей Торговой палаты в Министерство Иностранных Дел для получения окончательной санкции. До настоящего времени не поступило никакого выражения мнения по этому вопросу.

Кредиты

Несомненно, отсутствие кредитов в Великобритании составляет самое большое препятствие к развитию русско-британской торговли. Россия вынуждена платить наличными, которых у нее ие хватает. Вследствие этого она должна сокращать импорт из Великобритании.

Правда, в течение 1923 г. доверие к России возросло, и частные предприятия и банки начали открывать кредиты Российскому государству и кооперативным организациям на товары. Такие кредиты были открыты для закупок леса, масла и т. д. Самые крупные кредиты были предоставлены под зерно. Для этой цели была создана «Русско-Британская компания по экспорту зерна» («Russo-Brit!ish Grain Export Co»). Дальнейший шаг в этом направлении был сделан некоторыми крупными английскими фирмами в связи с заказами на паровые котлы и оборудование для электростанций. Эти крупные фирмы согласились пойти на такие комбинации, как, например, уплата от 50 до 60% стоимости заказов в течение 6—7 лет.

Миссия фирмы «Бекос» по возвращении из России внесла в Министерство торговли предложение о предоставлении России кредитов на сумму 5 000 000 ф. ст. на основе Закона о содействии торговле (Trade Facilities Act). По сведениям, полученным от одного представителя фирмы «Бекос», Министерство торговли предложило фирме запросить Российскую торговую делегацию в Лондоне о том, не могла бы Россия для облегчения безработицы поместить заказы на сумму, превышающую вышеупомянутую цифру. Таким образом, Россия официально обратилась через «Бекос» с просьбой о предоставлении кредитов на сумму 20 000 000 ф. ст., из которых 3 500 000 ф. ст. должны быть наличными.

В связи с изменившейся с тех пор политической обстановкой и изменением тарифной политики Великобритании русское предложение относительно 20 000 000 ф. ст. не рассматривалось. Согласно заявлению представителя фирмы «Бекос», Министерство торговли намерено вернуться к рассмотрению этого предложения, когда устоится политическая обстановка.

Принимая во внимание, что с того дня, как было сделано упомянутое выше предложение, прошло уже 3 месяца, оно требует некоторых поправок. Однако товары, которые Россия может ежегодно закупать, при условии предоставления


Кредитов и возможностей, превышают упомянутую выше цифру. Список нужных товаров может быть установлен путем переговоров между Российским и Британским Правительствами.

Концессии

За два года Главный концессионный комитет в Москве и его отделения за границей получили около 700 предложений, из которых 500 заслуживают особенного внимания. Из этих предложений 36% —от Германии, 12% —от Великобритании, 12%— от Франции, 8% — от Соединенных Штатов, примерно по 2—3%—от Италии, Швеции, Норвегии, Голландии и Австрии. Из всех предоставленных концессий больше всего в процентном отношении приходится на Германию. До 1 октября Германия получила 14 концессий, Великобритания — 5, Соединенные Штаты — 8 и Франция— 1. Большое количество концессий, предоставленных Соединенным Штатам, объясняется тем фактом, что из них более половины были предоставлены американским трудовым кооперативным ассоциациям, причем эти концессии не имеют большого экономического значения.

Среди английских концессий наиболее важной является концессия «Русаиглолес лимитед», которая получила в эксплуатацию 1267 579 десятин леса, расположенного по обоим берегам Северной Двины. По имеющимся сведениям, эта концессия развивается весьма успешно. В текущем навигационном сезоне «Русаиглолес лимитед» экспортирует за границу около 9000 стандартов. В результате такого прогресса эта организация просит предоставить ей новые концессии, также в районе Северной Двины. Другой важной концессией является нефтяная концессия на бурение и эксплуатацию нефтяных промыслов в районе Баку, предоставленная компании «Интериейшнл Барнсдолл корпорейшн». Третья концессия является коммерческой по своему характеру. Английская фирма «Гудзон бей» получила право на торговые операции на Дальнем Востоке — на Камчатке и Чукотке. Далее, была предоставлена концессия «Индо-Европейской телеграфной компании» и было заключено торговое соглашение с английской компанией по выделке и экспорту кишок. Кроме вышеуказанного имеются отдельные коммерческие концессии.

В настоящее время ведутся переговоры как в Лондоне, так и в Москве в связи с крупными концессиями в отношении лесоматериалов, горного дела, рыболовства, строительства элеваторов и т. д.

Однако нужно отметить, что некоторые концессии были подписаны Российским Правительством, но впоследствии их осуществление было приостановлено британской договари-


бающейся стороной, потому что последняя не смогла найти необходимый капитал в связи с общей политической обстановкой. Рассматривая список русско-английских концессий, можно заметить, что большинство их не могло быть завершено по политическим причинам — из-за отсутствия признания. С другой стороны, если Германия, несмотря на отсутствие капитала, могла получить 14 крупных концессий в России — в промышленности, в лесном хозяйстве, в торговле, сельском хозяйстве, на транспорте, — то это исключительно благодаря Рапалльскому договору*, который создал благоприятную атмосферу по отношению к Германии не только в правительственных кругах, но и среди населения Советских республик.

Что касается концессии Уркарта, то она была приостановлена Советским Правительством по политическим соображениям**, а также ввиду того, что проект этого соглашения не содержал статей, в достаточной степени обеспечивающих интересы российского казначейства.

Можно предполагать, что если бы политическая обстановка изменилась и отношения между Советским Союзом и Великобританией стали нормальными, то переговоры в отношении этой концессии были бы возобновлены.

Несколько слов по вопросу английских капиталовложений в русских железных дорогах. Не может быть и речи о том, чтобы Российские Правительство согласилось иа участие частного капитала в эксплуатации основных железных дорог; однако это не исключает участия частного капитала в строительстве и, возможно, в эксплуатации железных дордг местного значения. Так, например, в настоящий момент ведутся переговоры с германской фирмой о строительстве и эксплуатации Семиречеиской линии в Туркестане. Крупная концессия, предоставленная бывшему канцлеру Вирту в районе Рыбинска, предусматривает строительство железнодорожных линий протяженностью в несколько сот миль.

Гарантии

Вопрос о гарантиях может ставиться только в связи с займами. Можно исходить из того, что Российское Правительство будет готово рассматривать лишь такие гарантии, которые не будут нарушать политический или экономический суверенитет России. Нужно добавить, что способность России оплатить предоставленные ей кредиты значительно возросла за последние 2 года со времени Генуэзской конференции. Этому способствовали следующие обстоятельства:

* См. т. V, док. № 121. ** См. т. V, док. № 273 и прим. 141.


i) постепенное восстановление сельского хозяйства России;

2) восстановление промышленности и транспорта;

3) значительное улучшение финансового положения в результате введения твердой валюты, сокращения эмиссии, увеличения поступления налогов;

4) внутренняя политическая консолидация;

5) неизменно миролюбивая внешняя политика, проводимая Россией.

Письмо и приложение печат. по арх.

В упоминаемом письме Макдональда от 12 января 1924 г. говорилось: «Большое спасибо за Ваше письмо от II числа7, в котором Вы выразили добрые пожелания л выдвинули ряд предложений. На первые я отвечаю взаимностью самым сердечным образом, и последние я приветствую. Как Гренфель *, так и Уайз приходили ко мне в связи с положением, в котором мы находимся, и я изложил им свою точку зрения. Я виделся с Уайзом после того, как виделся с Гренфелем, п он изложит Вам мои последние соображения.

Вкратце и в весьма общих чертах они заключаются в следующем:

1. Было бы большой ошибкой смешивать обсуждение экономических нопроеов с вопросом о том, должны ли мы признать Россию или нет. Я считаю, что к признанию следует подходить на основе его собственного значения.

2. В то же время, если желательно, чтобы Британское Правительство признало Российское Правительство, то первому Правительству будет облегчен путь к этому, если в момент объявления о признании оно будет в состоянии заявить, что уже имеются первые плоды этого признания.

3. Потому я считаю, что Вы могли бы теперь заняться формулой, включающей следующие пункты:

а) повторение того, что уже было сказано Вами относительно признания вами частных претензий в принципе;

б) готовность назначить комитет, который бы незамедлительно занялся этими вопросами и сделал бы соответствующим Правительствам рекомендации о том, как должны быть возмещены признанные претензии.

4. Могло бы быть признано целесообразным отделить частные претензии от государственных претензии, которые должны быть предметом переговоров между ведомствами иностранных дел.

5. Ведомства иностранных дел в Лондоне и Москве должны, как юлько будет иметь место смена правительства, систематизировать различные вопросы политического характера, которые в настоящее время являются спорными между нашими странами, например вопрос о территориальных водах и рыболовстве. Должны быть сразу же открыты переговоры с целью выработки проекта договора или договоров или других форм определенной договоренности по этим вопросам.

6. Общий вопрос о наших соответственных позициях в районах, где наши интересы могут в определенной степени сталкиваться, например в Азии, должен быть предметом переговоров и соглашения. Я считаю, что будет лучше, если это соглашение примет форму договоренности, а не скрепленного печатью и подписанного документа.

7. В целом мы должны постараться доказать друг другу, что мы искренни в нашем стремлении к дружественным отношениям, а ничто, я yiH'pc-н, не нарушит их больше, нежели обнаружение одной из сторон

* Директор Английского банка, член парламента.


тайных сделок, которые, к сожалению, слишком часто встречались п дипломатической практике. Мне бы хотелось внести в дипломатию тот же дух морально местной игры, который руководит порядочным человеком в рго личном поведении. Мне бы хотелось сознавать, что мы с Вами понимаем друг друга и настолько уважаем друг друга, что, несмотря па различие наших взглядов, мы можем сотрудничать, чтобы содействовать не только достижению общих це^ей, но и самому широкому международному сотрудничеству, что в известном смысле гораздо выше и важнее».

Î7. Из резолюции Х111 конференции РКП(б) «Об очередных задачах экономической политики»

17 января 1924 г.

IV. Внешняя торговля

Одним из основных элементов всей хозяйственной политики партии является монополия внешней торговли. Монополия внешней торговли вполне оправдала себя, в частности в условиях нэпа, и как орудие охраны богатств страны от расхищения их туземным и иностранным капиталом, и как средство социалистического накопления.

Только целиком сохраняя систему монополии внешней торговли, мы могли добиться уже сейчас активного торгового баланса и сосредоточить доходы от внешней торговли в руках государства.

Препятствуя всячески трате народных средств па ввоз в страну предметов, которые могут быть произведены внутри ее, монополия внешней торговли дает возможность организовать планомерный ввоз в страну тех продуктов, кои необходимы для развития нашей промышленности и крестьянского хозяйства. Монополия внешней торговли должна быть и в дальнейшем целиком сохранена как важнейший, особенно в период нэпа, элемент хозяйственной политики пар гни.

Псшт. ni) кн. «1 i)uuadi{wr<iH конференции РКП(6) Бюл четепь», М, №24, стр. 210.

18. Нота Временного Поверенного в Делах СССР в Афганистане Министру Иностранных Дел Афганистана Мухаммеду Вали-хану

18 января 1924 г. № 558

По поручению Народного Назира по Иностранным Делам Бухарской Народной Советской Республики имею честь дружески передать в Вашем лице Правительству Высокого Независимого Афганистана нижеследующую декларацию:

«Изъявляя волю широких слоев трудового народа Бухары, Правительство Бухарской Народной Советской Республики выражает Правительству и народу Высокого Независимого


Афганистана свою симпатию и дружбу. Вместе с тем Бухара заявляет, что в случае, если бы английское правительство, невзирая па вес миролюбивые желания Высокого Независимого Афганистана, посягнуло бы па его независимость, бухарский парод в лице Бухарского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Назнров всеми силами и средствами окажет содействие афганскому народу в лице его Правительства н надеется, что эта поддержка будет оказана также всеми Союзными Республиками».

Пользуясь случаем, приношу достойное уважение.

Поверенный в Делах СССР в Афганистане

Соловьев

Печат. по арх.

19. Сообщение советской печати о порядке посещения портов СССР французскими судами

20 января 1924 с.

Ввиду того, что французское правительство запретило заход судов СССР во все порты Франции, кроме Гавра, Дюн-кирхена * и Марселя, Правительство СССР признало целесообразным установить аналогичный порядок для французских судов, посещающих порты СССР.

S настоящий момент французским судам разрешено заходить лишь в Новороссийск, Батум и Одессу.

Печат. по газ. «Известия» Л? 17 (2052), 20 января 1924 г.

20. Интервью Народного Комиссара Внешней Торговли СССР J1. Б. Красина корреспонденту газеты «Известия» о советско-французских отношениях

20 января 1924 г. **

Нарком внешней торговли Л. Б. Красин сообщил нашему сотруднику следующее:

Известная статья газеты «Тан» от 22 декабря *** и другие выступления французской печати ставят в центре вопроса о франко-русских отношениях проблему долгов и национализированной собственности. Такая постановка вопроса крайне нецелесообразна, ибо чрезвычайно сложная и трудно разрешимая проблема долгов оттесняет на задний план актуальнейшую задачу создания правовой базы для нашей торговли с Францией.

* Дюнкерк. ** Дата опубликования. *** Имеется в виду статья Эрбетта о восстановлении франко-советских отношений. Перевод статьи см. в газ. «Известия» от 5 января 1924 г.

2*


Когда в 192i г. от французских коммерсантов и промышленников начали поступать в наши торговые представительства, и в частности в лондонскую торговую делегацию, деловые предложения, мы, несмотря на открыто враждебную политику французского правительства по отношению к Советским республикам, решили пойти навстречу этим попыткам, завязать деловые связи и, преодолевая всевозможные, иногда мелочные, иногда крупные и принципиальные, препятствия со стороны французского правительства, попытались создать зародыш нашей коммерческой организации в Париже. Осуществлено это было путем открытия операции нашего лондонского общества «Аркос» в Париже, которое назначило своим представителем там т. М. И. Скобелева. С течением времени, по мере роста и развития операций, персонал парижского отдела «Лркоса» был увеличен несколькими техниками, товароведами и бухгалтерами, и французские торговые круги получили возможность производить некоторые сделки непосредственно в Париже, а по более серьезным вопросам получали от парижского представительства «Аркоса» указание относительно дальнейшего направления дела. Мы никогда не имели иллюзий относительно успешного развития торговли на столь несовершенной базе и ие переставали указывать как тем деловым кругам, с которыми имели дело в Париже, так и различным французским дельцам и политикам, являвшимся ко мне в Лондоне или приезжавшим в Советскую Россию, что сколько-нибудь значительное развитие торговли Франции с СССР и обратно будет возможно не ранее, чем будет создана какая-нибудь правовая база для этих отношений, если не в виде полного признания Францией СССР и восстановления дипломатических отношений, то по крайней мере в форме торгового договора, подобного тем, которые мы заключили за последнее время с Норвегией и Данией*.

Учреждение нашей торговой агентуры в Париже мы рассматривали как временный опыт, который должен был показать французским промышленным кругам возможность реальных торговых сделок с Советскими республиками. Мы терпеливо продолжали этот опыт в течение двух лет, невзирая на неизменную недружелюбиость французского правительства, не только ставившего технические препятствия к въезду наших торговых агентов, заходу наших судов во французские порты (лишь недавно Франция объявила открытыми для русских судов только 3 французских порта **) и т. п., но и демонстрировавшего свое нежелание улучшить отношения между странами такими возмутительными мерами, как,

* См. т. IV, док. № 203 и т. VI, док. № 153. ** См. док. № 19.


например, последний увод из Константинополя русских судов*, не говоря уже о непрекращающемся враждебном СССР воздействии Франции иа Польшу, Румынию и другие пограничные с нами государства.

В нескольких случаях, когда нам удавалось достигнуть тех или иных соглашений с французскими группами относительно различных концессий, обычно соглашения не получали осуществления, и, по достоверным сведениям, причину этого приходится отнести к определенному, хотя и неофициальному, давлению со стороны французского правительства. Франция, совершенно лишенная нефти, казалось бы, должна быть заинтересована в нефтяных концессиях, и, действительно, предложений этого рода от французских капиталистов поступало немало. В отношении Грозного и одного из бакинских районов с двумя французскими обществами даже были достигнуты предварительные соглашения, но осуществление концессий встретило препятствие со стороны министерства Пуанкаре, которое, вероятно, считает, что можно обеспечить снабжение страны нефтью и бензином, не имея нефтяных промыслов. Разумеется, дело французского правительства думать о том, откуда взять иефть и бензин иа случай войны, но саботаж французского правительства даже в столь жизненном вопросе, как снабжение французского флота, армии, аэропланов и сельскохозяйственных тракторов нефтью и бензином, является ярким показателем враждебной позиции в отношении СССР, с которой до сих пор не сходил Пуанкаре. Недавно заключенное довольно важное соглашение с французской группой «Кривой Рог» на металлургическую концессию в Донецком бассейне 8, вероятно, также будет сорвано прямым или косвенным влиянием французского правительства.

Разумеется, реализация таких соглашений, где идет речь о взаимных обязательствах между Советским правительством и французскими группами без надлежащей юридической базы, когда отсутствует взаимное признание французского и Советского правительств и возможность защиты во Франции советских интересов, является почти немыслимой.

Опыт двух лет торговли с Францией без правовой базы ныне проделан.

В то время как операции наших представительств в Англии и Германии за последние два года выражаются несколькими десятками миллионов фунтов стерлингов для каждой из этих стран, оборот нашего парижского аппарата едва доходит до 25 млн. бумажных франков. А между тем французская промышленность могла бы в целом ряде отраслей иметь довольно внушительный сбыт в Советской республике.

* См. т. VI, док № 258, 263, 264.


Отдельные французские фирмы уже начинают понимать это, предлагая нам даже в кредит значительные нар']пи автомобилей, тракторов и других машин.

Восстановление нашего экспорта также не осталось бесследным и для Франции, которая закупала значительные количества нефти, льна, а в последнее время также и нашего хлеба, вывоз которого во Францию, вероятно, достигнет внушительной цифры, около 30 млн. пудов.

Сенскмй трибунал присудил французскую фирму «Оп-торг», купившую в одном из наших южных торговых представительств кавказский шелк, реквизированный у частых владельцев, к уплате покупной суммы этим бывшим владельцам под тем предлогом, что официальные акты Советского правительства не будут действительны для французского суда, пока СССР не будет признан Францией*. Эю решение лишний раз подчеркивает справедливость того вывода, чго возможность кустарной работы пугем случайных коммерческих сделок неорганизованного представительства исчерпала себя, и французско-союзная торговля достигла мертвой точки. Мы можем, пожалуй, даже приветствовать решение суда как официальное признание этого факга; французское правительство этим решением поставлено теперь перед необходимостью или совершенно прекратить торговые сношения с 130-миллиониым Советским Союзом, с каждым месяцем завоевывающим все большее и большее влияние па международных рынках сырья и хлеба, или радикально изменить свою политику саботажа, бойкота, непризнания.

Наше правительство не могло не сделать логических выводов из постановления Сенского трибунала. Мы не отказываемся от отдельных соглашений и сделок, поскольку они будут нам выгодны. Но в случае дальнейшего отсутствия договорной основы для торговли с Францией нет возможности продолжать дальше опыт, давший за два года определенные результаты, и в таком случае наше торговое представительство во Франции силою вещей не может не быть свернуто до самых минимальных размеров. Французским фирмам и обществам и французским предпринимателям, желающим вступить с СССР в переговоры по поводу торговых сделок п концессий, надо теперь обращаться или к нашему торгпреду в Лондоне т. Раковскому, или к нашему берлинскому торгпреду т. Стомонякову. Разумеется, эта процедура менее удобна для них, нежели работа с нашей торговой агентурой в Париже, но французские деловые круги должны в данном случае пенять па свое собственное правительство, которое вынуждает пас к этому своим уклонением or создания право-поп базы для нашей торговли.

* См. т. VI. прим. 115.


Урегулирование зтого вопроса не может быть отложено в 1.0ЛП1П япшк. Если мы начнем говорить с Францией о дол-iax и национализированной собственности, эти разговоры мо-ivr тянуться без конца. Между тем наша торговля с Францией при отсутствии правовой базы замрет. Этого ли хочет председатель французского совета министров? Для пашей же трговли свет отнюдь не сошелся клином на Франции. Тор-и)вля пата движется вперед богатырским шагом, независимо от гого, как к этому шносптся французский премьер.

// 'пи.:ш лп ьИзаестнч» \! ('№). 2а чпааря 1911 г

21. Письмо Полномочного Представителя СССР в Германии Заместителю Народного Комиссара Иностранных Дел СССР M, M. Литвинову

21 января 1924 г.

Многоуважаемый Максим Максимович,

V> середине прошлой педели знакомый Дмитриева * сск-[и11;ipi, греческого посольства передал, что здешний грече-tivin'i поепапппк просит меня назначить ему, когда бы он мог irmiMioeiwniL, чтобы передать мне поручение своего прави-к |[!.с ib.]. Уснпшлпсь па субботу, и в субботу у меня появился I pcMU'Knii поглаиппк Капсллопулое.

<'о"' шишиг], ici нмишнни уже место случаи общения между ii.iMii im itniipory о жолг шодорожпом имуществе и о визах lim и]it- L i.iiuiK'iii'ii)кгпоргчлеб(-|», on сказал, что еще Un ир"Мя г\ щр '[Н1Н1.1ИШ! прежнего правительства возбудил 1И|Н|ип о t.miciijH'MennüciH возобновления отношений между l'iniinii п rpeniH'ii. Or нового правительства он получил от-j I, о in ф'лтпшП его пшпшашву. Гму поручено передать Hi'pi 1 кит 1'иесппскому правительству, что греческое прави-и iii-iHi) \(iie.iio бы ноюбповпть официальные отношения еж [у uuiiiiMii правительствами и что если Советское прави-le-iu-iuo прнпцпппальпо согласно на это, то греческое прави-U- пично хотело бы вести переговоры в Берлине. Что касается формы отношений между правительствами, то греческое пра-iHUTbCfBo ne считает возможным забегать вперед перед 1НМПКПМИ державами, и поэтому он не уполномочен вести пе-ppioBopu о признании де-юре. Греческое правительство мыс-пи предстоящие отношения в такой форме, какая принята.с жду Россией и некоторыми небольшими европейскими нн; дарствачи. В частности, за исходный пункт при начале

Второй секретарь полномочного представительства СССР в Гер-

м ипш.


переговоров можно было бы взять последний по времени договор, именно договор между Россией и Данией4'.

Я ответил, что ближайшей почтой сообщу в Москву о предложении греческого правительства. Но уже сейчас считаю долгом высказать свое мнение, что вряд ли Советское правительство пойдет на заключение с Грецией только торгового договора, другими словами, на признание Грецией Советского правительства лишь де-факто. Уже прошел тот период, когда Советское правительство должно было идти на подобную форму признания. В настоящее время другие государства более, чем Россия, заинтересованы в возобновлении сношений с нами, и ни на какие переходные формы отношений нам сейчас идти не стоит. По отношению же к Греции нет и того препятствия к признанию де-юре, которое существует между нами и Францией, Англией и Америкой: именно вопроса о долгах. Если и существуют в Греции какие-либо претензии в связи с аннулированием нами заграничных займов или с нашими национализациями, то они настолько невелики, что они, конечно, не могут влиять иа греческое правительство при решении им вопроса о возобновлении отношений с Россией. Я указал при этом, что, может быть, еще до получения мной ответа из Москвы последует признание России Италией или Англией или обеими странами одновременно, и тогда отпадет и то препятствие, которое выдвинуто г. Канеллопуло-сом как основная причина предложения им датского варианта.

Канеллопулос ответил, что он исходит из существующего положения вещей, что признание нас великими державами может еще затянуться и что сама Греция не может решиться брать на себя инициативу в деле признания Советского правительства де-юре. Что касается претензий, то он подтвердил, что вопрос мог бы идти лишь о нескольких конфискованных греческих судах, что этот вопрос легко было бы ликвидировать или в крайнем случае временно оставить открытым. Он во всяком случае не имеет полномочий говорить о признании де-юре,

Я ответил, что я не требую от него, чтобы он сейчас же изменил свое предложение. Я передам в Москву то, что он мне сказал. Но я предупреждаю его о возможности неблагоприятного ответа, так как по некоторым имеющимся уже прецедентам думаю, что Советское правительство не будет больше заключать договоров переходного характера. Думаю, что на такую же точку зрения мы станем и при переговорах с другими балканскими государствами. Соображение о невозможности для маленькой Греции признать Советское правительство де-юре раньше Англии или Франции не кажется

См. т. VI, док. № 153.


мне убедительным, так как маленькая Норвегия решилась вступить с нами в соответствующие переговоры. Но независимо от этого необходимо иметь в виду возможность изменения политической обстановки в ближайшем будущем. Г-н Канеллопулос понимает, конечно, что если мы заключим договор о полном признании Советского правительства с Италией или если нас признает Англия, то мы не станем подписывать с Грецией договора датского типа. Если он как инициатор начала переговоров с Россией стремится к ускорению дела, то ему следовало бы уже теперь условно запросить у своего правительства расширенных полномочий на случай нашего признания Англией или Италией.

Я сказал, что напишу Вам с почтой в понедельник и по получении ответа, что будет недели через полторы-две, навещу его и сообщу о решении Москвы 9.

Посланник несколько раз в течение разговора и еще раз при заключении беседы просил в интересах дела все содержание разговора сохранить в полном секрете как здесь, так и в Москве. Я, конечно, дал ему соответствующее обещание.

Расстались дружелюбно. У меня получилось впечатление, что Канеллопулос лично очень заинтересован в том, чтобы ему удалось заключить с нами соглашение.

С товарищеским приветом

Полномочный Представитель СССР в Германии

Псчат. по арх.

22. Интервью Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР M. M. Литвинова корреспонденту газеты «Известия» о советско-шведских отношениях

22 января 1924 г. *

Шведский премьер-министр Трюгер на днях заявил о том, что Советская Россия будто бы первая взяла иа себя инициативу разрыва сношений с Швецией в 1918 г-, конфисковав здание шведского посольства. Наш сотрудник беседовал по этому поводу с заместителем народного комиссара по иностранным делам т. Литвиновым и получил от него следующие разъяснения:

Сообщенные премьер-министром Трюгером в шведском риксдаге факты ни в малейшей мере не соответствуют действительности. Здание шведского посольства в Петрограде не конфисковывалось и даже не подвергалось муниципализации ни до, ни после разрыва дипломатических сношений и отъезда из Петрограда шведского посланника. Еще в 1920 г

* Дата опубликования.


т. Красин письмом на имя тогдашнего министра иностранных дел Швеции заявил о готовности Советского правительства возвратить здание посольства в неприкосновенности*. Само собой разумеется, передача дома не может состояться раньше, чем у пас появится законный представитель шведского правительства, а это возможно лишь после подписания соглашения.

Неверна также ссылка на преследования шведских граждан в России как на причину разрыва сношении. Ни шведы, ни другие иностранцы не подвергались в РСФСР никаким преследованиям, пока их правительства не порвали дипломатических сношений. Лишь по мере того как отдельные страны стали участвовать в интервенции, в блокаде и других враждебных действиях против Советских республик, принимались меры против граждан эшх стран с целью предупреждении шпионажа, как это делается во всяком государстве, находящемся в состоянии войны.

Советскому правительству в голову не приходило порывать сношений с Швецией пли какой бы то ни было другой страной. С абсолютной точностью исторически установлено, что разрыв сношений с Советскими республиками со стороны Швеции был предпринят во исполнение общего плана тогдашних союзников и, в частности, определенного предложения американского правительства 10. Кроме того, имело место соглашение между всеми тремя скандинавскими странами о единовременном разрыве сношений с Россией. Эти действия имели целью завершить обшую блокаду Советских республик и, таким образом, содействовать успехам интервенции и контрреволюции.

Ссылками на неверные факты Трюгер пытается спять с Швеции ответственность за участие в блокаде и отвести наши контрпретензии. Несостоятельность этих ссылок слишком очевидна.

Переговоры по заключению торгового соглашения с Швецией находятся ныне в окоштелыюй стадии. Почти окончательно отредактирован проект договора, по коюрому Швеция получает в СССР все те права, какие предоставлены другим странам, заключившим с Советскими республиками аналогичное соглашение, как, например, Норвегия, /Дания, Чехословакия, Австрия и др.** Шведское правительство, однако, не желает ограничиться этими правами и требует таких льгот, которые мы предоставляем или предоставим в будущем любой стране, признавшей нас де-юре. На это, конечно, мы согласиться не можем. Кроме того, шведское правительство требует такой неприемлемой для пас формулировки пе-

* См, т. И, док. №350. ** См. соответственно т. IV, док. № 203; т. VI, док. № 153; т. V, док. Я- 180; т. IV, док. №322.


Küiüpbix других пунктов договора, в которой мы в свое время отказывали другим странам, выдвигавшим подобные требования. У нас нет оснований платить Швеции премию за то, что она соглашается подписывать с нами соглашение позже всех и в то время, когда в порядке дня стоит уже вопрос о полном признании СССР.

Мы надеемся, однако, что шведское правительство, учтя последствия вюричиого срыва переговоров, поймет нелогичность и необоснованность своих экстремистских требований il не будет больше на них настаивать. Никаких других препятствий к немедленному подписанию договора больше пет, Вопрос должен быть решен в ту или иную сторону в ближайшие же дни.

Исчат. но газ. «Известил» M!S (2053), Л января 1924 г,

23. Послание Председателя Центрального Исполнительного Комитета СССР Президенту Турции Мустафе Кемалю

25 января 1924 г.

Господин Президент,

Bee lb о провозглашении в Турции республиканского строя и Вашем избрании па пост Президента была встречена нами с чувством искренней радости.

Отмечая с большим удовлетворением, что героическая борьба за освобождение и возрождение Турции, которая велась пот. Вашим руководством, увенчалась полным успехом и блестящей победой турецкого народа, Правительство Союза Советских Социалистических Республик выражает твердую уверенность, что и в будущем молодая Турецкая Республика пойдет по пути дальнейшего прогресса и процветания.

Вместе с тем я счастлив отметить, что дружественные отношения, столь счастливо установившиеся между братскими народами Турции и Союза Советских Социалистических Республик, продолжают развиваться на основе самой искренней и бескорыстной дружбы и общности интересов.

Выражая самые сердечные пожелания успехов молодой Турецкой Республике, я прошу Вас принять мой портрет в знак искренней дружбы и глубокой солидарности интересов, существующих между нашими народами.

М. Калинин

Исчат по арх.

На это послание был получен следующий ответ Мустафы Кемаля на имя Al. И. Калинина от 12 июня 1924 г.:

«С живейшей радостью я получил любезное письмо, которое Вы coil мговолплн мне прислать по случаю провозглашения республиканского ri роя is Турции и избрания меня Президентом.


Искренне благодарю Вас за пожелания, выраженные Вами в адрес моего народа и моей страны. Я твердо убежден, что отношения искренней дружбы, столь счастливо существующие между обеими странами, послужат, как и в прошлом, делу развития добрососедских отношений и благосостояния наших народов. Молодая Турецкая Республика с большим интересом следит:т успехами Правительства Союза Советских Социалистических Республик в области культурного и экономического развития.

К Вашему любезному посланию Вы присовокупили Ваш портрет. Меня очень тронула Ваша чуткость и внимание и, повинуясь тому же побуждению, я шлю Вам свой портрет в знак непоколебимой дружбы, объединяющей наши два парода».

24. Обращение II Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик к трудящемуся человечеству11

26 января 1924 г.

Мы хороним Ленина. Всемирный гений рабочей революции отлетел от нас. Великан мысли, воли, дела умер. Сотни миллионов рабочих, крестьян, колониальных рабов оплакивают смерть могучего вождя. Трудящиеся России, которых он сплотил, повел в победный бой, провел через все опасности своей мудрой, железной, властной рукой, сотнями тысяч толпятся у его смертного ложа. Со всех концов мира летят волны печали, траура и гнева. Враги, против которых вел бешеную борьбу пламенный революционер, невольно склоняют свои знамена. Все поняли, что закатилась яркая звезда человечества. Из гроба своего Ленин встал перед миром во весь свой гигантский рост.

На рубеже новой эпохи в веках будет стоять эта громадная фигура. Ибо Ленин был и будет, даже после своей физической смерти, вождем нового человечества, глашатаем, пророком, творцом нового мира.

Из столетий в столетия тянется череда мучительных попыток освобождения от гнета, рабства и насилия. Но впервые во всемирной истории угнетенные классы вышли на арену борьбы и победили. Впервые они укрепили свою победу стальной броней пролетарской диктатуры. Впервые городской пролетарий, крестьянин-бедняк, забитый раб бывших царских колоний почувствовали себя хозяевами новой жизни, устроителями своей исторической судьбы. Впервые в человеческой истории трудящиеся массы увидели свою собственную силу: да, они могут победить! Да, они могут построить и они построят царство труда, о котором мечтали лучшие, самые светлые головы человечества!

Отцом этого человечества уже давно назвали Ленина порабощенные народы Азии. Своим любимейшим и мудрейшим вождем считает Ленина революционный пролетариат Европы и Америки, великих цивилизованных континентов нашего времени. И в этой невиданной всемирно-исторической


связи, в этом мировом союзе всех угнетенных, всех порабощенных, всех трудящихся лежит залог победы над капиталом, этой дьявольской помехой общественного развития.

Неукротимым вулканом революционной энергии был Ленин, за которым бушевало целое море подземной революционной лавы. Но, впитав в себя все лучшее, что давала старая культура, имея в своих руках великолепное орудие марксистской теории, он, человек грозы и бури, вводил мощную, всесокрушающую стихию масс в гранитные берега революционной целесообразности и разума. Его способность к предвидению была колоссальна. Его умение организовывать массы было изумительно. Он был самым великим из полководцев всех стран, всех времен и всех народов. Он был полководцем нового человечества, освобождающего мир.

Ленин умер. Но Ленин жив в миллионах сердец. Он живет в могучем прибое человеческих масс. Он живет в великом союзе рабочих и крестьян, пролетариев и угнетенных наций. Он живет в коллективном разуме коммунистических партий. Он живет в рабочей диктатуре, которая грозной твердыней стоит на границах Европы и Азии.

Умирает старый мир. Распластанной, изуродованной, искалеченной лежит древняя Европа, мать капиталистической цивилизации. Веками.работал европейский капитал, созда-вая* руками рабочих чудеса техники, рыскал по всему свету, порабощая миллионы, наступал своей железной пятой па оба полушария земли. Веками укреплял он на земле царство жадности и наживы, крови, грязи и порабощения. Но, запутавшись в своих собственных сетях, обратив свою технику и науку в средства чудовищного самоистребления, он дал первую гигантскую трещину в мировой войне. Расшаталась, закачалась, готова уже рухнуть дьявольская машина капитала. Ко дну тянет капитал всю Европу и весь мир. И только одна сила, великая, освобождающая, победоносная, может спасти его: это сила трудовых масс, это энергия и воля рабочего класса, ведущего и сплачивающего сотни миллионов.

Вождем этих основных масс человечества и был тов. Ленин. Он имел все ключи к душам самой отсталой части рабочих-и крестьян. Проникая в самую сердцевину человеческих пласюв, он будил их самосознание, их классовый инстинкт, он выводил на дорогу самых забитых, самых угнетенных, Перед лнцом сильных мира сего он бросил в подымающиеся массы простой и безумно смелый лозунг: «Вся власть Советам!» И это чудо стало совершаться. Растет и крепнет союз наших государств. Для новой жизни подымаются из самых глубоких низин новые люди, простые рабочие и работницы, крестьяне и крестьянки. Они все больше, все чаще, все решительнее берутся за рычажки государственной власти и шаг за шагом сменяют старое, дряхлое, негодное. После кровавых


боев подымается па ноги наша страна, и растет царство труда, царство рабочих и крестьян.

Мы потеряли в Ленине главного капитана нашего корабля, Эта потеря незаменима. Ибо во всем мире не было такой светлой головы, такого громадного опыта, такой непреклонной воли, какие были у Ленина. Но мы бесстрашно смогрим в грядущее. Рукой мастера провел тов. Ленин наше государство сквозь строй самых крупных опасностей. Дело прочно поставлено на правильный путь. Сотни тысяч учеников Владимира Ильича крепко держат великое знамя. Миллионы сплачиваются вокруг них, И даже самой физической смерило своей отдаст Ленин свой последний приказ: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Товарищи и братья! Выше вздымайте наши красные знамена! Не знайте колебаний в нашей великой освободительной борьбе! Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей, Приобретут же они целый мир.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Нсчат. по кн «Второй съезд Советов СССР. Стенографический отчет*, M, 192-1, стр. 55-58.

25. Интервью Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Г. В. Чичерина корреспонденту французской газеты «Тан» Роллену

26 января 1924 г.

Мне кажется, что мое заявление по поводу нашего общего положения в настоящее время действительно полезно. Многочисленные высказывания и оценки, наполняющие страницы наших газет и отражающие отнюдь не официальное мнение правительства, а особые взгляды различных лиц, иногда даже влиятельных, могут создать за границей ошибочное впечатление. Я хотел бы изложить Вам вкратце основные идеи пашен внешней политики такими, каковыми они являются в действительности н каковыми мы продолжаем руководствоваться.

Ленин начертал нам путь, по которому мы идем и будем идти. Главная идея пашей политики, о которой мы постоянно говорим, — это идея мира. Мы сами хотим мира и хотим содействовать всеобщему миру. Но что же позитивного заключено в этой основной идее? Мы повторяем это без конца, а я лично имел удовольствие сказать Вам об этом еще в Генуе |2. Наша мирная политика — это политика созидания. Мы говорим нашему народу, что Советская республика — это мир. Мир не только для развития наших производительных сил, по и для развития мирового производства, неотделимой лисило которого является наше производство. Эти идеи, ко-

46


торые мы отстаивали в Генуе, являются одним из творений гения Ленина. Именно для ускорения развития наших производительных сил он ввел внутри страны новую экономическую политику и в области внешней политики—экономическое сотрудничество с иностранным капиталом. Привлечь этот последний на основе соглашения, удовлетворяющего обе стороны, разделить с ним прибыли, не становясь от него в зависимость, — вот одна из наиболее важных идеи Ленина. Она остается нашей программой и на будущее.

Наша идея всеобщего мира имеет и еще более широкие аспекты. Как мы уже заявляли в Генуе и в Лозанне, мы хотим содействовать улучшению благосостояния широких народных масс всех стран. Мы.хотим по мере наших сил избавить их от ужасов войны и облегчить лежащее па них бремя вооружений. Но, как мы не раз повторяли, мы оппочь не являемся последователями Толстого, мы отнюдь не проповедуем непротивление. Мир в пашем понимании вовсе не мир любой ценой. Мы хотим дать жить другим, но в то же время хотим жить сами.

Мы всегда начеку, и наша славная армия готова ко всяким случайностям. Неприкосновенность наших границ, безопасность наших берегов и вод, право свободного пользования нашими морскими путями, нашими речными и другими коммуникациями — вот к чему мы стремимся.

Наша политика отвергает всякое стремление к захватам, угнетению, эксплуатации других народов, военной или колониальной экспансии, к насилию или к алчности. Мы никогда не вступим с другими правительствами в союзы, имеющие агрессивный характер или наносящие вред другим народам. Но политические союзы чисто оборонительного порядка вовсе не чужды нашей системе. Будущее внесет в это ясность, не существующую еще в настоящее время.

Эта ясность с самого начала существовала в пашей восточной полынке, которую мы изложили в Лозанне11. Эта политика ociaercH и останется в силе без всякого изменения. Раньше противопоставляли политику, основанную на принципах, политике, основанной на реальных интересах. Для нас это — одно целое. Наши жизненные интересы наилучшим образом обеспечены благодаря проведению в жизнь наших принципов.

И отнюдь не наша вина, если с Англией мы пока не наладили отношений. С самого начала мы стремились войти с ней в политическое соглашение, соответствующее нашим принципам, и возможно шире развернуть наши торговые отношения. Жить и давать жить другим —может быть, на этой' основе, которой мы всегда придерживались, мы сумеем

См. т. VI, док. №60.


договориться с лейбористским правительством. Я на это твердо надеюсь. Мы всегда были и теперь готовы пойти на подобное соглашение при условии, конечно, что наши принципы останутся неприкосновенными. В ближайшее время будет сделан первый шаг в этом направлении. Это будет началом. Будущее покажет остальное. В момент, когда я делаю это заявление, я не знаю, как решится вопрос о нашем признании. Однако, как бы он ни -решился, соглашения с Англией по целому ряду вопросов неизбежны. Я весьма сожалею, что в отношениях с Францией вопрос о долгах и национализированной собственности был поставлен на первый план. Это затрудняет решение всех других вопросов.

Почему бы не развивать нашу торговлю, если это приносит нам взаимную выгоду, вместо того чтобы воздвигать препятствия, непреодолимые в настоящее время? Почему бы нам не договориться по политическим вопросам, в чем мы могли бы быть полезны друг другу? Дело Бунатьян —Оп-торг * свидетельствует, насколько торговое сотрудничество, сходное с тем, которое у нас существует с другими странами, желательно и с Францией. Если мы были вынуждены сократить штат нашего торгового представительства и объем наших сделок во Франции, то только для того, чтобы уменьшить таким образом количество поводов к конфликтам, которые неизбежно были бы вызваны существующей обстановкой. Присутствие французского представителя в Москве, представителя нашего Внешторга в Париже и существование предварительного соглашения, создающего возможность торговых отношений, — все это не может служить прочной основой для полного развития экономических отношений между двумя великими державами. Но это могло бы служить в качестве первого шага, это приемлемо как временное состояние. Что же касается наших долгов, то единственным решением этого вопроса может быть предоставление нам с помощью необходимых кредитов возможности быстро восстановить нашу страну. Но дать обещания, молчаливо предполагая, что мы не будем платить, — такой маневр для нас неприемлем. Мы не возьмем на себя нового бремени, которое мы не в силах нести, и отказываемся при помощи лживых обещаний обманывать массу мелких вкладчиков, которые возлагают на нас свои надежды.

Франко-чешский договор ' и комментарии прессы, которые его сопровождали, свидетельствуют о намерении Чехословакии играть роль посредника. В принципе мы всегда стремились к прямым соглашениям без чьего-либо посредничества, однако благожелательная роль Чехословакии еще сохранит свое значение. Мы отмечаем отличительные черты

* См. т. VI, прим. 115 и док. № 20 настоящего тома.


ее политики. Надо только, чтобы она прекратила давать прибежище нашим контрреволюционерам *.

С Италией наши отношения на верном пути. Наши страны связывает уже столько общих политических и торговых интересов, что это сближение происходит в силу сложившихся обстоятельств.

Политический реализм, базирующийся на некоторых основных принципах, вытекающих из самого нашего положения и сложившихся обстоятельств, — вот наша политика, которую завещал нам Ленин и которой мы продолжаем следовать.

Печат. по газ. «Le Temps» Л? 22819, le 30 janvier 1924,

26. Нота Полномочного Представительства СССР в Польше Миссии Румынии в Польше

2S января 1924 г. № 169

В ответ на вербальную ноту Королевской Румынской Миссии от 16 января № 230 13 Полномочное Представительство Союза Советских Социалистических Республик имеет честь сообщить от имени своего Правительства, что Правительство Союза ССР с сожалением ознакомилось с содержанием упомянутой вербальной ноты Королевской Румынской Миссии, в которой Королевское Румынское Правительство отклонило предложение об избрании г. Одессы как места конференции, не указав при этом мотивов этого отказа. Со своей стороны, Правительство Союза ССР, считая невозможным принять предложение об избрании г. Варшавы в качестве места конференции, предлагает избрать с этой целью г. Вену, которая, по его мнению, имеет преимущества наиболее удобного и вполне нейтрального для обеих сторон места, тем более что правительство Австрии уже дало согласие на созыв русско-румынской конференции на его территории и, по имеющимся у Правительства СССР сведениям, не будет возражать, в частности, и против избрания г. Вены местом конференции. Что касается даты конференции, то Правительство Союза Советских Социалистических Республик желало бы, чтобы ее работа открылась через месяц со дня договоренности обеих сторон по вопросу о месте конференции.

Печат. по арх.

На эту ноту миссия Румынии в Польше направила следующий ответ от 7 февраля 1924 г.:

«В ответ на вербальную ноту № 169 от 28 января 1924 г, Румынская Миссия имеет честь сообщить Полномочному Представителю Союза

* См. т. VI, док. № 133, 231 и док. № 4 настоящего тома,


Советских Социалистических Республик, что Румынское Королевское Правительство, олнакомившись с содержанием означенной вербальной поты, выражает согласие па назначение местом конференции г. Вены и предлагает начать работы этой конференции спустя месяц со дня получения настоящего уведомления Правительством СССР».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: