25 октября 1924 г. № 4128/61
Господин Министр,
В ответ на ноту Вашего Превосходительства от 4-го сего месяца, я имею честь сообщить в соответствии с инструкциями моего Правительства следующее:
В своей ноте от 10 июля 1924 г.* Правительство Союза Советских Социалистических Республик заявило, что оно не может принять к сведению оговорки, сделанные Японским Правительством по поводу прав и интересов Японии и японских граждан в отношении Китайско-Восточной железной дороги. Правительство Союза считает необходимым подтвердить свою точку зрения, что никакое соглашение между Союзом и Китайской Республикой о Китайско-Восточной железной дороге не может затронуть каких-либо интересов или прав Японии, японских граждан или какой-либо третьей державы, ибо, за исключением Китая, ни одна иностранная держава или ее граждане не имеют никаких прав или интересов в отношении Китайско-Восточной железной дороги. Желая избежать всяких недоразумений, которые могут возникнуть в будущем вследствие каких-либо разногласий, основанных на фактах, неизвестных или непризнанных Правительством Союза Советских Социалистических Республик, Правительство Союза сочло необходимым сделать заявление, ответом на которое явилась нота Японского Правительства от 4 октября.
|
|
Пользуюсь случаем возобновить Вашему Превосходительству, господин Посланник, уверения в моем самом высоком уважении.
Карахан
Пвчат. по арх. Опубл. в газ. «Известия» M 247 (2282), 28 октября 1924 г.
В упоминаемой ноте Иосидзава от 4 октября 1924 г. на имя Л. М. Ка-рахана говорилось:
«В связи с Вашей нотой от 10 июля 1924 г. по вопросу о Китайско-Восточной железной дороге я имею честь по поручению** просить Ваше Превосходительство сообщить Правительству Союза Советских Социалистических Республик нижеследующее:
Само собой разумеется, что права и интересы, которые имеют Япония и ее граждане в отношении КВЖД, ни в какой мере не будут затронуты каким-либо соглашением, заключенным между Россией и Китаем относительно этой дороги. Поэтому оговорка Японского Правительства как в отношении Китая, так и в отношении России преследовала лишь цель указать на эту совершенно самоочевидную сторону вопроса, с тем чтобы в будущем можно было избежать ненужных недоразумений и затруднений».
* См. док. № 184. ** Так в тексте.
Резолюция II сессии Центрального Исполнительного Комитета СССР 2-го созыва по вопросу о размежевании Советских республик в Средней Азии и о вхождении Узбекской ССР и Туркменской ССР в состав СССР
27 октября J924 г.
Заслушав доклад: 1) о постановлении 5-го Всебухарского Курултая и Центрального Исполнительного Комитета Народной Хорезмской Республики, выразивших волю населения Бухары и Хорезма об объединении их с единоплеменниками, населяющими Туркестанскую Автономную Советскую Социалистическую Республику, и о вхождении вновь образуемых государств иа договорных началах в качестве союзных республик в Союз ССР*, и 2) о постановлении Центрального Исполнительного Комитета Туркестанской Автономной Советской Социалистической Республики и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о разделении Туркестанской Автономной Советской Социалистической Республики по принципу самоопределения национальностей на республики: Узбекскую Советскую Социалистическую Республику с Автономной Таджикской Советской Социалистической Республикой, Туркменскую Советскую Социалистическую Республику, Кара-Киргизскую автономную область, входящую в состав РСФСР, и о присоединении Киргизской части Туркестана к Киргизской Автономной Советской Социалистической Республике, входящей в состав РСФСР, Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР подтверждает, что свободное волеизъявление трудового народа является высшим законом, и поручает Президиуму Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР осуществить оформление вновь образующихся республик в Средней Азии согласно решению съездов Советов этих республик.
|
|
Председатель ЦИК Союза ССР
М. Калинин
Секретарь ЦИК Союза ССР
А. Енукидзе
Лечат, по «Собранию законов...», отд. I, M 19, 24 ноября 1924 г, стр. 255—256.