Письмо Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Генеральному секретарю Лиги наций Друммонду

29 октября 1924 г.

Господин Генеральный секретарь,

Имею честь направить Вам прилагаемый при этом меморандум Правительства Союза Советских Социалистических Республик относительно конференции по ограничению торговли наркотиками, которая должна быть созвана в ноябре месяце83.

Примите выражение моего самого высокого уважения.

Г. Чичерин

[ПРИЛОЖЕНИЕ]

МЕМОРАНДУМ

Письмом от 14 января 1924 г. Генеральный секретариат Лиги наций передал Народному Комиссариату Иностранных Дел приглашение принять участие в созываемой в ноябре с. г. конференции по ограничению торговли опиумом и другими наркотическими веществами. 20 марта Генеральный


секретарь передал Народному Комиссариату Иностранных Дел предложение Совета Лиги наций участвовать в работе Подготовительного комитета по этому же вопросу. 10 августа Народный Комиссариат Иностранных Дел получил из Женевы от председателя Подготовительного комитета телеграмму с предложением послать представителя на сессию Консультативной комиссии, долженствующую иметь место 11 августа. Так как слишком позднее получение этого приглашения сделало излишним обсуждение этого вопроса по существу, Советскому Правительству остается только определить свое отношение к вопросу об участии в ноябрьской конференции.

Народный Комиссариат Иностранных Дел прежде всего должен констатировать, что в деле борьбы с распространением наркотических веществ Союз Советских Социалистических Республик идет впереди всех других стран Европы и что Народный Комиссариат Иностранных Дел имеет возможность заявить о принятии с этой целью ряда мер, на которые вообще ие решаются другие современные правительства из страха перед противодействием частных интересов. Советское Правительство собственными усилиями и по собственному решению достигает тех результатов, которые являются пока лишь отдаленной целью конференции, созываемой для борьбы с указанным злом. Участие Советского Правительства в этой конференции могло бы поэтому иметь целью исключительно воздействие на другие правительства в смысле принятия аналогичных мер.

Ознакомившись с присланным Генеральным секретариатом обзором трудов Подготовительного комитета, Советское Правительство констатировало, что комитет ограничился только высказыванием своего глубокого сожаления ввиду выяснившейся для него невозможности достигнуть общего соглашения по поводу сделанных его членами различных предложений и ввиду невозможности в результате этого представить международной конференции какую-либо окончательную программу. Работы Подготовительного комитета имеют, таким образом, единственным результатом выяснение невозможности для участвующих в нем держав сговориться по поводу каких-либо практических мер в этом деле. Приступая к анализу сделанных участниками Подготовительного комитета предложений и выдвинутых против них возражений, Советское Правительство могло убедиться, что против каждого предложения со стороны других участников неизменно делалось то возражение, что оио односторонне ограждает торговые интересы правительства-инициатора в ущерб другим странам, и детальное изучение этих возражений всегда убеждало Советское Правительство в их правильности. Так, на-


пример, по поводу предложения голландского представители было указано, что оно создает монопольное положение для стран — производителей листьев, из которых добывается кокаин и другие наркотики, и прежде всего для Голландии, и дает ей возможность по своему усмотрению устанавливать на них цены.

То же возражение было выдвинуто против английского проекта по вопросу о лимитации производства наркотиков и регламентации их распределения. Английский проект создает монополию для некоторых государств, производящих наркотические вещества, в том числе для некоторых английских доминионов и колоний, что затруднит всякую новую открытую конкуренцию и даст возможность державам, удерживающим эту монополию, устанавливать цены на эти продукты по своему усмотрению. По поводу французского проекта было высказано, что он совершенно оставляет в стороне задачу ограничения производства и установления контингентов наркотических веществ и исключительно занят созданием системы всевозможных контрольных мер, тщательного надзора и препятствий для международной торговли этими веществами, причем проект, кроме того, содержит специальные выпады против Англии.

Правительство Союза пришло к выводу, что в то время как выдвинута задача борьбы против распространения наркотических веществ, отдельные государства в действительности стремятся к удовлетворению своих коммерческих интересов и к достижению для себя деловых выгод. В такой обстановке Советское Правительство считает свое участие в этих совещаниях или конференциях бесполезным.

Оставаясь при своем многократно выраженном прежнем отношении к Лиге наций, Советское Правительство иногда соглашалось принимать участие в созываемых ею конференциях или в создаваемых ею комиссиях в тех случаях, когда таковыми достигаются ощутительные выгоды и полезные результаты в интересах гуманности или экономической целесообразности. Так, например, Союз Советских Социалистических Республик участвует в работах Гигиенической комиссии Лиги наций. Но совершенно очевидно, что созываемая в ноябре конференция по ограничению торговли наркотическими веществами, как явствует и из работ Подготовительного комитета, к такого рода положительным результатам привести ие может.

Народный Комиссар Иностранных Дел

Чичерин

Письмо а меморандум печат. по арх. Меморандум опубл. в газ. ^Известия» M 251 (2286), I ноября 1924 г.


251. Письмо Поверенного в Делах СССР в Германии Заместителю Народного Комиссара Иностранных Дел СССР M. M. Литвинову

29 октября 1924 г.

Многоуважаемый Максим Максимович,

Здешний уругвайский посланник* еще с 1921 г. относится к нам весьма дружелюбно, при каждом удобном случае уверяет, что добивается у своего правительства завязывания с нами дипломатических сношений и т. д. Уругвай, в частности, заинтересован в нашем строительном лесе. Как это ни странно, вся Южная Америка не может обойтись без ввозимого строительного леса. В свое время заинтересовался этим т. Красин ввиду сужения лесного мирового рынка.

Ввиду этого стоит вопрос, не следовало ли бы, не дожидаясь установления дипломатических отношений, послать в Уругвай представителя «Аркоса».

С коммунистическим приветом

Бродовский

Печат. по арх.

252. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Председателю Совета Министров и Министру Иностранных Дел Франции Эррио

30 октября 1924 г. Ш 276

Позвольте мне направить Вам мои горячие поздравления по случаю события, которое открывает путь развитию дружеских отношений между иашим<и народами, путь, который даст нам большие и плодотворные возможности в будущем**. Счастлив видеть, что наша личная дружба, насчитывающая уже несколько лет, содействовала таким завидным результатам. Воспоминания о наших встречах, которые так еще свежи в моей памяти, помогли мне в течение нескольких трудных дней терпеливо ожидать желаемого часа, который пробил сегодня.

Чичерин

Печат. по арх. Опубл. в журн. «Международная жизнь» M 10, 1962 г., стр. 154.

В тот же день, 30 октября 1924 г., Эррио направил Г. В. Чичерину следующий ответ:

«Я испытываю радость не в меньшей степени, чем Вы, по случаю события, которое позволит нам совместно работать для поддержания и укрепления мира в Европе и во всем мире. Не существует народов, более предназначенных для взаимного понимания, чем французский народ, пре-

* Посланником Уругвая в Германии был Сусвиела Гуарч. ** См. док. № 246.


исполненный чувства справедливости и братства, и великий русский народ, достойные качества которого я сам лично имел возможность оценить. Я уверен, что наши личные отношения, столь искренне сердечные, облегчат наше общее дело на благо обоих наших народов».

253. Заявление Народного Комиссара Внешней Торговли СССР Л. Б. Красина для советской печати в связи с признанием СССР де-юре Францией

/ ноября 1924 г.*

Полученное СССР признание де-юре со стороны Франции** представляет собою, несомненно, крупнейшую дипломатическую победу Рабоче-Крестьяиского государства и завершает целую историческую эпоху борьбы государства Советов за право существования.

Если говорить о причинах, побудивших Францию к признанию СССР, то нам, пожалуй, придется вернуться к тем многозначительным дням, когда героическими усилиями Красной Армии был сброшен в море последний из белых генералов— Врангель. Уже тогда было яшо, что попытки французского империализма оживить труп.интервенции безнадежны.

Вторым важнейшим фактором было давление французского пролетариата, который даже в худшие времена интервенции «поддерживал Советскую Peony б лику, саботируя военные приготовления.и требуя от своего правительства признания Советского правительства.

Разумеется, торговые сношения с Францией н развитие нашей внешней торговли вообще также сыграли свою роль. Мы заказывали во Франции автомобили, резиновые шииы, шелковичную грену, орудия и материалы для виноградарства, химические и медицинские продукты и препараты, красители, различные машины и пр., и мы вывозили во Францию наш лен, пушнину, масла, керосин, бензин, а в прошлом году также в значительных количествах нашу пшеницу. В то же время постоянно и достаточно быстро растущие цифры нашего привоза и вывоза при неизменной активности нашего баланса служили для французских государственных и торговых деятелей убедительным аргументом в пользу возобновления нормальных отношений.

Решающее же значение для признания имела, конечно, политическая перемена, наступившая с уходом Пуанкаре и приходом к власти французских радикалов во главе с Эррио.

Что Франция сразу признала нас де-юре с предложением обмена послами — меня не особенно удивляет, я часто слыхал за границей от выдающихся французских политиков:

* Дата опубликования. ** См. док. № 246.


«Уж если мы решим вас признать, мы признаем вас сразу, мы не будем торговаться из-за «де-факто» или «де-юре», или вести страусову политику признания без назначения послов».

Печат. по газ. «Известия* Л§ 251 (2286), 1 ноября 1924 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: