Более подробно остановимся на организации работы ведомственных служб БД предприятий, эксплуатирующих транспортные средства, цель которых - организация работы по предупреждению аварийности и повышение эффективности использования транспортных средств на АТП.
Основными задачами службы БД являются:
- выявление и изучение причин и условий возникновения ДТП и нарушений правил дорожного движения;
- разработка и участие в осуществлении организационно-технических мероприятий по обеспечению безаварийной работы ТС, воспитанию у водителей чувства высокой ответственности за обеспечение БД, повышение профессионального мастерства водителей;
- методическое руководство и контроль за деятельностью всех служб и подразделений предприятия по вопросам, касающимся обеспечения БД.
Эти задачи в основном определяют круг вопросов, решаемых работниками службы БД. Все задачи служба БД решает в тесном взаимодействии с другими службами своего предприятия, с ГИБДД, дорожными и коммунальными службами, другими службами, деятельность которых связана с вопросами обеспечения БД.
|
|
Численный состав служб БД определяется «Типовым положением о службе БД» [5] в зависимости от количества водителей на предприятии (табл. 1).
2.3.2. Организация лицензирования на транспорте
К одному из элементов ведомственных служб БД можно отнести Российскую транспортную инспекцию (РТИ) Министерства транспорта РФ, которая осуществляет государственный контроль за выполнением государственного законодательства, требований по БД и экологии при эксплуатации транспорта, а также лицензирование перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с транспортным процессом, ремонтом и техническим обслуживанием ТС с целью государственного регулирования этих видов деятельности.
Таблица 1
Рекомендуемые показатели для определения состава служб БД
Среднесписочное количество водителей в АТП | Менее 50 | 51-150 | 151-300 | 301-500 | Свыше 500 | |
Численность работников БД | По совместительству | На каждые 250 водителей доп. 1 шт. единица | ||||
В соответствии с возложенными на нее задачами РТИ обеспечивает создание условий для нормального функционирования рынка транспортных и других услуг, связанных с работой транспорта, а также защиту интересов потребителей, пользующихся транспортом.
Ведение лицензирования и последующего инспектирования объединений, предприятий, организаций, учреждений имеет цель:
- контроль за исполнением владельцами ТС правил перевозок и других нормативных актов, как условие получения лицензии, в т.ч. дополнительных условий по перевозке социально-значимых грузов по предложению местных администраций;
|
|
- стимулирование деятельности перевозчиков, направленной на рациональное использование подвижного состава, повышение качества и эффективности транспортного, транспортно-экспедиционного и сервисного обслуживания организаций и населения;
- снижение транспортных издержек;
- защита потребителей транспортных услуг;
- регулирование количества и структуры подвижного состава;
- снижение аварийности на автотранспорте;
- уменьшение вредного воздействия транспорта на окружающую среду;
- обеспечение необходимого профессионального уровня работников транспорта.
РТИ имеет право:
- осуществлять проверку работы объединений, предприятий, учреждений и организаций в части соблюдения ими положений транспортного законодательства, определяющих порядок функционирования транспорта, требовать от них представления материалов, необходимых для выполнения возложенных на инспекцию задач;
- проверять соблюдение транспортного законодательства лицами, осуществляющими индивидуальную трудовую деятельность, связанную с коммерческими перевозками, ТО и ремонтом ТС;
- проверять соблюдение грузоотправителями и грузополучателями требований транспортных уставов вправил перевозки;
- осуществлять проверку транспортных средств на линии;
- составлять акты и давать обязательные предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства и норм, определяющих порядок функционирования транспорта;
- лишать объединения, предприятия, учреждения, организации и предпринимателей лицензий или приостанавливать их действие до устранения нарушений.
Свою деятельность РТИ осуществляет в соответствии с "Положением о лицензировании" [6, 7].
Лицензированию подлежит деятельность юридических лиц всех форм собственности, а также физических лиц. осуществляющих предпринимательскую деятельность, выполняющих автомобильные перевозки грузов, перевозки пассажиров легковыми автомобилями на коммерческой основе, городские, пригородные и междугородные перевозки пассажиров автобусами.
Лицензированию не подлежат:
- технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки грузов без выхода на автомобильные дороги общего пользования;
- перевозки пассажиров легковыми автомобилями (за исключением перевозок, выполняемых на коммерческой основе);
- перевозки грузов легковыми автомобилями, другими автотранспортными средствами грузоподъёмностью до 500 кг, а также на прицепах к этим транспортным средствам;
- перевозки грузов (за исключением перевозок, выполняемых на коммерческой основе) принадлежащих учреждениям здравоохранения, Министерства связи, МВД, МЧС, вооружённым силам, налоговой и некоторым другим государственным учреждениям. Лицензионные органы выдают следующие виды лицензий:
- стандартная лицензия на перевозку грузов в пределах Российской Федерации;
- стандартная лицензия на перевозку пассажиров на коммерческой основе в пределах Российской Федерации;
- стандартная лицензия на перевозку грузов и пассажиров в международном сообщении;
- ограниченная лицензия на перевозку собственных грузов для производственных целей в пределах Российской Федерации;
ограниченная лицензия на перевозку работников предприятий, организаций и учреждений в пределах российской Федерации.
Стандартная лицензия в отличие от ограниченной даёт право лицензиату кроме перевозок грузов и пассажиров для собственных целей, осуществлять перевозки на коммерческой основе.
Для получения стандартной лицензии заявитель представляет в лицензионные органы:
а) заявление о выдаче лицензии по разработанной форме;
|
|
б) копии учредительных документов;
в) копию свидетельства о государственной регистрации предприятия;
г) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;
д) справку налогового органа о постановке на учёт и свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя;
е) данные об имеющихся автотранспортных средствax, в том числе находящихся в эксплуатации по договору аренды (модель, год выпуска, государственный номер).
ж) данные об основных фондах, средствах и формах контроля, обеспечивающих выполнение требований по БД и пожарной безопасности;
з) декларацию о наличии собственной стоянки или возможности хранения ТС в иных разрешённых для этого местах;
и) данные о составе и квалификации специалистов предприятия (юридического лица) по лицензируемому виду деятельности, а также по обеспечению безопасно-дорожного движения.
Для получения ограниченной лицензии заявитель представляет в лицензионные органы документы, указанные в подпунктах "а" - "г", "е", "ж", "и".
Для получения лицензии на осуществление деятельности по перевозке опасных грузов заявитель представляет дополнительно свидетельство о непрерывном стаже работы водителя автотранспортных средств данной категории (не менее 3 лет) и свидетельство о прохождении им специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов, а также документы, свидетельствующие о технической возможности транспортных средств осуществлять перевозки конкретных видов опасных грузов.
В лицензии обязательно указываются виды опасных грузов, на перевозку которых выдана лицензия.
Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от вида деятельности, но не менее 3 лет. По заявлению лица, обратившегося за получением лицензии, лицензия может быть выдана на срок до 3 лет.
Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для её получения.
Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается лицензионным органом в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
|
|
Для рассмотрения спорных вопросов, возникающих при выдаче лицензии, может проводиться независимая экспертиза.
Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:
а) наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искажённой информации;
б) отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления лицензируемого вида деятельности и условиям безопасности;
в) несоответствие автотранспортных средств заявленному виду деятельности.
Об отказе в выдаче лицензии заявителю сообщается в письменной форме в 3-дневный срок после принятия решения с указанием причин отказа.
К лицензии прилагаются лицензионные карточки на каждое автотранспортное средство, цвет которых соответствует виду деятельности:
красный - перевозке грузов и пассажиров на коммерческой основе в пределах Российской Федерации (стандартная лицензия);
зелёный - перевозке грузов и пассажиров в международном сообщении (стандартная международная лицензия);
синий - перевозке собственных грузов или собственных работников для производственных целей в Пределах Российской Федерации (ограниченная лицензия);
белый с красной диагональной полосой - перевозке опасных грузов (стандартная лицензия);
белый с зелёной диагональной полосой - перевозке опасных грузов (стандартная международная лицензия);
белый с синей диагональной полосой - перевозке опасных грузов (ограниченная лицензия).
Передача лицензиатом лицензии и лицензионной карточки другому физическому и юридическому лицу запрещена.
При использовании для перевозок наемного водителя у него должны быть с собой документы, подтверждающие, что он является работником данного юридического или физического лица (лицензионная карточка на ТС, путевой лист, копия договора найма, заверенная в налоговой инспекции).
Лицензиат обязан:
а) обеспечивать соблюдение условий, указанных в лицензии;
б) обеспечивать наличие лицензионной карточки у водителя на каждом автотранспортном средстве при работе на линии;
в) представлять лицензионному органу по его требованию сведения о лицензируемой деятельности;
г) выполнять установленные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке грузов и пассажиров автомобильным транспортом, осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и ее выдача осуществляются на платной основе.
За рассмотрение заявления взимается 1/10 установленного законом минимального размера оплаты труда.
За выдачу лицензии взимается плата в размере минимального размера оплаты труда с коэффициентом:
3 - за ограниченную лицензию на время ее действия и 0,7 - ежегодно за каждое автотранспортное средство, учтенное в лицензии;
3 - за стандартную лицензию на время ее действия и1,4 - ежегодно за каждое автотранспортное средство, учтенноев лицензии;
12 - за стандартную международную лицензию на время ее действия и 6 - ежегодно за каждое автотранспортное средство, учтенное в лицензии.
При выдачи лицензии на срок менее или более года ежегодная плата соответственно уменьшается пропорционально сроку действия, лицензии или уплачивается за первый год и затем по окончании оплаченного срока - за следующий год либо оставшуюся часть года действия лицензии.
В случае увеличения количества автотранспортных средств для осуществления разрешенного вида деятельности лицензиат должен получить в лицензионном органе дополнительные лицензионные карточки.
Лицензия может быть аннулирована или действие ее приостановлено в случае:
а) представления лицензиатом соответствующего заявления;
б) обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;
в) нарушение лицензиатом условия действия лицензии;
г) невыполнение лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления им в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности юридического лица, а также физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
д) ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя;
е) поступления представлений главных государственных автомобильных инспекторов о нарушении норм, правил, стандартов по обеспечению безопасности дорожного движения.
Лицензионный орган в 3-дневный срок со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании в письменной форме сообщает об этом лицензиату и органу Государственной налоговой службы Российской Федерации.
В случае изменения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, действие лицензии может быть возобновлено.
Ответственность за нарушение условий лицензирования. В соответствии с "Кодексом РСФСР об административных правонарушениях" (статья 157-3), осуществление подлежащей лицензированию деятельности на транспорте без лицензии, влечёт наложение штрафа на граждан и должностных лиц в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Нарушение условий, предусмотренных в лицензии, влечёт наложение штрафа на граждан и должностных лиц в размере от 0,5 до двух минимальных размеров оплаты труда. Те же действия, совершённые повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут наложение штрафа в размере трёх минимальных размеров оплаты труда с приостановлением действия лицензии или её аннулированием.