Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Польше члену Коллегии Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР С. И. Аралову

18 марта 1926 г.

Правительство Польши не желает идти на какие-либо разговоры по вопросу о сплаве по Неману. Надежды добиться согласия на сплав нашего леса в этом году нет, Яииковский сообщил об этом Аркадьеву* очень мягко, но вполне категорически, Правительство Польши не считает возможным вступать и какие бы то ни было сношения с Литвой после провала последних переговоров, особенно в вопросе о консульствах,

Войков

UviiïT, по арх.

102. Сообщение Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР о беседе с Послом Германии в СССР Брокдорфом-Ранцау **

19 марта 1926 г.

За обедом в германском посольстве я спрашивал вчера Ртщпу, как отразится женевский провал38 на судьбе нашего

Мерный секретарь полпредства СССР в Польше, ** lb письма полномочному представителю СССР в Германии от 10 М)фг«№.(> г.


соглашения с Германией, считает ли Штреземан целесообразным— в качестве отпета на женевскую пощечину— немедленно подписать соглашение со всеми нашими поправками * илн же он теперь будет бояться больше прежнего раздражать Чемберлена. Граф ответил, что он собирается поговорить со мною на эту тему.

После обеда и ухода гостей Раицау, уединившись со мною и т. Ротщтейном **f весьма трагическим тоном стал спрашивать, что нам теперь следует предпринять. Опубликование нашего соглашения будет рассматриваться как низов Лиглии и Франции, на который Германия в ее нынешнем положении вряд ли может решиться. Мы стали доказывать Раицау, что,

когда бы договор ни был подписан-......теперь же, через месяц

или через два,......-псе это поймут как ответ на германскую неудачу в Женеве, К Германии отнесутся снисходительнее, если она это сделает немедленно, якобы под непосредственным впечатлением женевского оскорбления, чем в случае хладнокровного подписания некоторое время спустя, по зрелом обсуждении и т. д. Граф не соглашался с нами и все время подчеркивал не момент подписания соглашения, а публикации. Не думаю, чтобы граф действовал по инструкциям из Берлина. Зная психологию Штреземапя и Шуберта, он несколько забегает вперед и по собственной инициативе хочет им помягче постлать. Я намекнул графу, что мы во всяком случае готовы немедленно подписать и опубликовать н что если Германии немедленная публикация нежелательна, то пусть она делает нам соответственное предложение, и мы его обсудим,

Попутно упомянул об известном заявлении Шлезингера *** перед отъездом германской делегации в Женеву о срочности подписания соглашения, Рапцау сказал, что ему об этом говорил уже Георгий Васильевич '{Чичерин], сославшись также на брата Раниау. Он снесся со своим братом по этому поводу и получил ответ. Что тот будто никогда никому не говорил о желательности для германского правительства подписания соглашения до Женевы, Я предложил графу запросить Шлезингера, который как раз находится в Москве и участвовал в об еле,

Литвинов

Печат по арх.

* См лок № 87. ** Член коллегии НКИД СССР.

:** См. ДО!;, №78.


103. Нота Полномочного Представителя СССР в Италии Председателю Совета Министров и Министру Иностранных Дел Италии Муссолини

20 марта 1926 г. № 512

ГОПШ МП! МгИШСТр,

1!|м иропождая при этом краткое изложение письма, на* нраи'п шюго Народным комиссариатом путей сообщения doinii < овг-тских Социалистических Республик Председателю Mi /Кч\ и [родного союза железных дорог, имею честь довести к) * m1 и ння Вашего Превосходительства, что мое Правительство мпнтересовано в решении вопроса, поднятого в зтом письмо, и что оио желало бы, чтобы просьба вышеназванного Народного комиссариата была удовлетворена в возможно короткий срок.

Примите, господин Министр, уверения в моем глубоком уважении.

П. Керженцев

[ПРИЛОЖЕНИЕ)

Народный комиссариат путей сообщения Союза Советских Социалистических Республик направил 6 февраля через своего полномочного представителя по международным делам г. Сверчкова Председателю Международного союза железных дорог письмо № \ 1193, о котором он обращает внимание Председатели Союза на следующие обстоятельства.

В настоящее время железные дороги СССР входят в МСЖД, деятельность которого ими высоко оценивается. Однако в связи с тем, что железнодорожные пути в СССР шире железнодорожной колеи в Европе, на железных дорогах СССР не могут полиостью применяться все принятые МСЖД технические правила. С другой стороны, ввиду того, что железные дороги СССР не имеют своего представителя в Бюро МСЖД, не-позможно достаточно точно разъяснять особенности железнодорожных путей Союза Советских Социалистических Республик и согласовывать эти особенности с действующими на европейских железных дорогах правилами.

Вышеуказанное Бюро было создано до присоединения < ССР к МСЖД* и состоит из представителей Германии, Ве-пичобритании, Франции н Италии.

Народный комиссариат путей сообщения особо подчерки-и.и I, что протяженность сети железных дорог в СССР самая гиныпго! из всех железных дорог, входящих в МСЖД, и что * щ.»гл с точки зрения прямого железнодорожного сообщения

* ( м. т. VI. док. № 34.

J 67


между Европой и странами Востока имеет довольно большое значение.

Ввиду вышеизложенного Народный комиссариат путей сообщения просит обсудить вопрос о введении в Бюро МСЖД представителя железных Дорог СССР.

Нота и приложение печат. по арх-

На ноту полномочного представителя СССР в Италии МИД Италии ответил нотой от 13 декабря 1926 г. № 250748/29 следующего содержания:

«Ссылаясь на ноту Его Превосходительства Керженцева от 20 марта с, г., Королевское Министерство Иностранных Дел имеет честь довести до сведения Посольства СССР, что итальянский пнце-предеедатель Международного железнодорожного бюро не преминул поддержать в этом Бюро просьбу Правительства СССР о введении в Бюро его представителя; просьба эта была удовлетворена в том смысле, что на ближайшем общем собрании (s мае 1927 г.) будет предложено создание четвертого места вице-председателя с предоставлением его СССР»,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: