Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Польше члену Коллегии Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР Б. С. Стомонякову

2 июня 1926 г.

Меня только что вызывал министр иностранных дел Залес-скнй, заявивший мне следующее: он весьма рад заявлению Стомонякова Кентжннскому о неизменности нашей позиции в отношении Польши*. Он хотел бы рассеять недоразумение, возникшее в связи с поездкой Яниковского в Прибалтику т. Прежде всего в скобках он должен отметить, что Яннковского посылал не он, а Скшиньский. Затем пи заявляет, что никаких предложений прибалтийским странам, о которых у нас говорится, Залесскнй не делал, и заверяет, что все это основано на недоразумении. У нынешнего правительства нет никаких стремлений каким-либо образом действовать против нас. Залесскнй заявляет, что настоящее правительство стремится договориться с намн и, независимо от того, будет или не будет заключен пакт, желает иметь с намн тесные торговые отношения. Далее Залесскнй просит сообщить моему правительству, что он вполне стоит на точке зрения необходимости заключения пакта с нами. Для него это пакт, который должны заключить пять государств в целях общей пацифнкацнн. Наконец, Залесскнй очень обеспокоен нашими переговорами с Литвой, которые мы ведем в настоящее время,

В ответ на мой вопрос, могу лн я сообщить правительству, что предложение Яниковского не было сделано, нли сообщить, что такого предложения в настоящее время нет, Залесскнй ответил, что он предпочитает последнее: никакого предложения Прибалтике в настоящее время нет. Он не может точно сказать о прошлом, так как должен расследовать, что сказал Япнковскому Скшиньский, затем, как понял сам Яниковский, затем, как поняли Яниковского в прибалтийских странах. В ответ на мой вопрос, не является ли нынешняя точка зрения Залесского концепцией пресловутого круглого стола, Залесскнй ответил, что это не так и что ок готов обсудить любую формулу, приводящую к общей пацификации. Ему безразлично, все государства вместе или каждое друг с другом могли бы обменяться договорами. Формулу всегда можно подыскать. От концепции нашего пакта с Польшей без всяких разговоров о Прибалтике Залесскнй уклонялся. Наконец, по вопросу о Литве я спросил его, что именно его тревожит в наших разговорах с Литвой, так как, по моим сведениям, наш договор с Литвой, если бы он когда-нибудь осуществился, носил бы характер приязни и дружбы %\ только.

* См. док. № 160.


На это Залесский мне ответил, что слухов о каком-либо особом характере нашего договора с Литвой он ие имеет, но помнит французскую пословицу о друзьях наших друзей, которую можно перефразировать так, что друзья наших врагов есть наши враги. По поводу Лнтвы я прямо спросил Залес-ского, чему обязаны разные слухи в городе о позиции Польши в отношении Литвы. Залесский сразу понял, о каких слухах я говорю, н весьма горячо убеждал меня в полной бессмыслице этих слухов, сказал, что они возникают из пустых разговоров, основанных на прежних взглядах маршала Пилсуд-ского по вопросу о Литве. Залесский уверял, что всякая такая идея нападения на Литву явилась бы идеей сумасшедшего. Весь разговор велся много в стиле заслушивания экспозе для передачи моему правительству, В конце разговора Залесский сказал, что он не ^ожет делать более конкретные предложения о пакте, так как не знает, будет лн он вновь мнинстром иностранных дел после подачи правительства в отставку в смысле поста, ио во всех случаях считал бы необходимым рассеять недоразумения по вопросу поездки Яннковского.

/7, Войков

Начат, по арх.

172. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Персии Народному Комиссару Иностранных Дел СССР Г. В. Чичерину

3 июня 1926 г.

Реза-шах заявил мне, что уполномочивает Теймурташа вести со мной переговоры по всем вопросам, касающимся Пер-сип и нас1,

Теймурташ вчера сообщил, что персидское правительство пп-ласио начать пересмотр закона о дорожных сборах. Вместе с тем он предлагает приступить к активным переговорам о таможенной конвенции и ставит вопрос об Эцзе-линском порте.

Юренев

И,чц\Т, ПО Ш1К.

173. Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР Миссии Великобритании в СССР

4 июня 1926 г. № ЗА/252

Народный Комиссариат по Иностранным Делам свндетель-

* |иует свое почтение Британской Миссии и в ответ на ее ноту

• и 2(i м:ш* с, г. за № 80 имеет честь сообщить следующее.

* 11 тексте — 27 мая, дата получения.


Как известно, в начале всеобщей забастовки в Англии61 профессиональные союзы Союза Советских Социалистических Республик наряду со сборами среди своих членов средств для оказания помощи бастующим членам английских тред-юнионов постановили, по примеру профессиональных союзов дру-еил стран, объявить частичную забастовку солидарности.

Народный Комиссариат но Иностранным Делам считает нужным отметить, что законодательство Союза гарантирует рабочим Союза Советских Социалистических Республик полную свободу стачек и что поэтому Правительство Союза Советских Социалистических Республик, представляющее собою власть рабочих и крестьян, в силу самого существа Советской власти и законодательства Союза Советских Социалистических Республик, конечно, не вмешивается в стачечную борьбу рабочих, организуемую профессиональными союзами, и в частности в частичную стачку сочувствия, проводимую моряками п грузчиками в портах Союза Советских Социалистических Республик.

По частному вопросу Народный Комиссариат по Иностранным Делам имеет честь сообщить, что, по полученным им от своего [дипломатического] агента в Батуме сведениям, пароход «Валетта» по окончании пшрузки бензина ушел из Батума 29 мая, а другой пароход «Люминус» должен был после погрузки отплыть 30 мая.

Нснат по np.ï. Ont/бА в газ, «Известил» M 129 (2760), 6 июня 1926 г

В упоминаемой поте миссии Великобритании в СССР от 26 мая 1926 г, К? 80 говорилось;

«Британская Миссия енндетельствует оное почтение Комиссариату Иностранных Дел и, напраадяя ему копню телеграммы, полученной от капитанов британских пароходов «Валеттй» н «Люминус», ожидающих погрузки в Батумском порту, имеет честь просить о спстщшм расследовании дела по телеграфу с целью установления причин задержки погрузки этих судов, а также того, какие лица «ли организации ответственны за эту задержку и какие шаги предприняты или будут предприняты, чтобы положить ей конец».

В приложенном к этой поте телеграмме капитанов английских парохода» Грэя и Брэгшама, направленной ид Батума 24 мая Ï92ti г., содержался протает «против задержания погрузки их пароходов».

174. Соглашение между СССР н Монголией о плавании торговых судов Селенгннского Госпароходсгва СССР по рекам Орхону и Селенге на территории Монголии Cä

[6 июня 1926 г,\

Правительство Союза Советских Социалистических Республик, с одной стороны, и Правительство Монгольской Народной Республики — с другой, заключили между собой согла-


шение о плавании по рекам Орхону, Селенге и их притокам на территории Монгольской Республики торговых судов Се-ленгинского Госпароходства, для чего назначили своих уполномоченных: Правительство Союза Советских Социалистических Республик: своего Полномочного Представителя в Монголии т. Никифорова Петра Михайловича; Правительство Монгольской Народной Республики: Министра Народного Хозяйства г. Амора и Министра Иностранных Дел г. Дорлиг-жава, в нижеследующем:

1. Монгольское Народное Правительство предоставляет право плавания судам Селенгинского Госпароходства по рекам Селенге, Орхону и их притокам в пределах Монголии.

2. Действие настоящего соглашения устанавливается it десять лег, начиная с первого числа пятой луны 16 года по первое число пятой луны 26 г. (по европейскому летоисчислению с! мая 1926 г, по 1 мая 1936 г.), причем по истечении 10-летиего срока все возведенные Селенгинским и Госпароходством по пристаням склады, жилые помещения и продие сооружения перелаются Монгольскому Правительству безвозмездно,

8. Монгольское Правительство предоставляет Селенгин-скому Госпароходству право открывать по берегам рек Селенги и Орхона и их притокам конторы, пристани, а также возводить постройки как жилых помещений, так и СКЛа-Я^З*! ПЫХ

4, Монгольское Правительство предоставляет в арендное пользование Селенгинскому Госпароходству для необходимых построек свободные (незанятые) земельные участки в местах иозапретных, иа основании арендных норм, на срок действия настоящего соглашения, т. е. на 10 лет.

Г>. Селенгинское Госпароходство самостоятельно производит заготовку необходимого количества для плавания по поименованным рекам дров и прочих лесных материалов для сооружения построек, за что на основании положения вносит своевременно соответствующую плату.

6. Монгольское Правительство на основании положения, по подробным тяпкам Селенгинского Госпароходства, отводит свободные земельные участки в местах незапретных п удобных для погрузки на суда и хранения дров и лесных ма-•н>рпалов.

7. В целях дальнейшего улучшения водных путей в Монголии п развития судоходства на них Селенгинское Госиароход-' Mio с разрешения специально командированного Представи-•п'ля Монгольского Правительства обязуется в течение срокз ct-ro соглашения производить за свой счет дальнейшее изыскание, выправительные, камиеуборные, обстановочные работы по рекам Селенге, Орхону и их притокам.


8. Селенгинскому Госпароходству разрешается в районе рек, разрешенных Монгольским Правительством для плавания, производить изыскания залежей каменного угля, однако право разрешения Селенгинскому Госпароходству добычи обнаруженного им угля Монгольское Правительство оставляет за собой.

9. Монгольское Правительство издает распоряжение населению о воспрещении портить, уничтожать или переносить с одного места на другое особые условные обстановочные знаки как установленные на реках, так и на берегах рек и привлекает нарушителей к законной ответственности.

10. Министерство Иностранных Дел Монгольской Народной Республики выдает па каждое судно Селенгииского Госпароходства иа весь навигационный период отдельные удостоверения на право свободного плавания но рекам Селенге, Орхону и их притокам. Экипажу судов выдаются пропуска Монгольской пограничной таможней по заявкам администрации судов Госпароходства.

El. Таможенные обрядности по взысканию за провозимые иа судах товары, сырье и пр. производятся иа советско-монгольской границе, причем обе стороны обязуются, не задерживая, производить оформление обрядностей немедленно.

[2. Помимо арендной платы за пользование земельными участками под застройками и пристани, а также сборов за дрова, лесные материалы, Селенгинское Госпароходство отчисляет в пользу Монгольского Правительства попудный сбор в размере 10% с тарифной ставки, взимаемой Госпароходст-вом за перевозку груза водою в пределах Монголии, причем при определении суммы этого сбора следует руководствоваться квитанциями Госпароходства н Монгольской таможни. Причитающийся Монгольскому Правительству попудный сбор Селенгинское Госпароходство ежегодно сдает Монгольскому Правительству не позже 15 декабри. Своевременность взноса, причитающегося Монгольскому Правительству попудиого сбора, гарантируется со стороны Селеигинского Госпароходства обязательством выплаты 7з% за каждый просроченный день с суммы, невыплаченной Монгольскому Правительству.

13. В случае нарушения Селеигинским Госпароходством настоящего соглашения по его, Госпароходства, вине, Госпа-роходетво теряет право на плавание но рекам на территории Монголии, а возведенные постройки переходят к Монгольскому Правительству,

Примечание: Для выяснения причин нарушения настоящего соглаюення создается согласительная комиссия из представителей договаривающихся сторон.

14. Подлинник настоящего соглашения, написанный па монгольском языке с русским переводом, хранится в Мини-


стерстве Иностранных Дел Монгольской Народной Республики, а копни передаются Полпредству СССР в Монголии и Правлению Селенгинского Госпароходства.

Подлинный подписали:

Министр Иностранных Дел Монголии

Дорлигжав Уполномоченный Представитель СССР в Монголии

П. Никифоров Министр Народного Хозяйства

А мор Улан-Батор, б июня 1926 г.

Печат. по арх.

175. Схема предоставления Францией долгосрочных кредитов СССР*

7 июни 1926 г. **

1. Общий размер кредитов определяется, кругло, в 225 млн. долл.

2. Две трети, или около 150 млн. долл., составляют товарные кредиты, целиком размещаемые во Франции между основными отраслями промышленности по плану и на сроки, указанные в приложении.

3. Остающаяся треть, или 75 млн. долл., являются валютными кредитами, предназначенными на расходы, связанные с использованием товарных кредитов. Они передаются в долларах в распоряжение Советского Союза в сроки, указанные ниже.

4. Вся сумма кредитов, как товарных, так и валютных, подлежит реализации и передаче в распоряжение Советского Союза в течение 3 лет и распределяется следующим образом по годам:

1-й год 50 мл [[.долл., из них 15 млн. долл. валют., 35 млн. долл. товар, к ред. 2-й * 75» о»» 25» »» 50» »»»

3-й» 100 s»»» 35»» э 65»»»»

Итого 225 »» з»75»»» 150»»»»

5. Уплата процентов как по товарным, так и по валютным кредитам будет производиться начиная с того дня, когда кредиты поступят в распоряжение СССР. Порядок н сроки погашения будут установлены отдельно для товарных и денежных

* Заголовок документа.

** Дата вручения французской делегации на советско-французской конференции в Париже.


кредитов, считая, что погашение товарных кредитов начнется лишь через 5 лет после их поступления в распоряжение СССР.

6. Финансовые условия и все прочие условия, а равно и техника организации кредитов подлежат установлению в ходе последующих переговоров.

(ПРИЛОЖЕНИЕ} Таблица за к азов, могущих быть помещенными Союзом ССР во Франции на условиях долгосрочного кредита

(ii ri«-, долл.)

Отрасли rtopotUtoi'o xaawïcnmit СССР

I. Промышлешшсп.:

1. Металлургическая промышленность.........

2. Электротехническая промышленность......

3. Горная промышленность:

а) Нефтяная........

b) Угольная........

c) Прочая горная.....

4. Химическая промышленность

5. Силикатная промышленность...........

6. Бумажная.........

7. Пищевая промышленность:

a) Сахарная,,......

b) Крахмало-паточная...

c) Маслобойная и жировая

d) Консервная.......

8. Текстильная промышленность:

a) Хлопчатобумажная.,.

b) Льняная........

c) Шелковая.......

d) Шерстяная.......

e) Искусственного шелка

И. Строительство электрических

станций и сетей......

11Ï- Электрификация некоторых

участков железных дорог..

1-Н. 70!'

3 100 700

2 600 1900

200 1500

500 300

1 ооо

200 500 200

3 500 600 400

1300 500

9 000

2 500 302

4 600

3 500

2 600

2 000

1 7011 300 600 100

9 500 1000 400 1500 3 300

0 000 3 500

5 800 1300

5 200

3 500

2 700

800 2 300

16Б00

2 000

9 500 5 000

Всего за •'! сода

13 500 2 900

11300 8000 1400 6 200

2 000 300

5 000 500

1 100 300

29 500

2 600 I 300 4 800 1800

27 500 11000


Продолжение

Отрасли тройного хтяистая СССР

! -û eoà

Всего:ш 3 года

IV. Оборудование жесткого транспорта...........

V. Коммунальное хозяйство..

VI. Сельское хозяйство,...

2 100 1400 1000

3 000 2 000 1400

3 900 2 600 1600

11 того

35 000

50 000

65 000

9 000 0 000 4 000

150 000

Схема и таблица печат. по арх,

176. Нота Временного Поверенного в Делах СССР в Великобритании Министру Иностранных Дел Великобритании О. Чемберлену

10 июня 1926 г, № АР/1642

Сэр,

Имею честь по указанию моего Правительства обратить Ваше внимание на тот факт, что в официальных нотах Министерства Иностранных Дел Дипломатическое Представительство СССР в Великобритании в настоящее время называется «Legation». За последние несколько месяцев были даже случаи, когда Министерство Иностранных Дел называло наше Дипломатическое Представительство как «Mission».

По мнению Правительства СССР, такое определение его Дипломатического Представительства никоим образом не может рассматриваться правильным.

В ноте Правительства Его Величества от I февраля 1924 г.* говорилось вполне ясно, что Поверенный в Делах назначается «до назначения Посла». Отсюда явствует, что вопрос о восстановлении Посольств уже был разрешен путем обмена нотами в 1924 г. и что употребление названия «Mission» или «Legation» не соответствует положению, установленному этим обменом нотами. Необходимо отметить при этом, что взаимные Представительства обеих стран постоянно имели ранг Посольств, начиная с Венского конгресса 1815 г. и даже раньше.

Принятая дипломатическая практика показывает, что тот факт, что поверенный в делах временно является главой посольства, не меняет статуса дипломатического представительства страны. Одним из наиболее ярких примеров этого является положение дипломатического представительства Великобритании после войны. В течение значительного периода времени поверенные в делах стояли во главе британского посольства в Германии и германского посольства в Лондоне.

* См. т. VII, док. № 30.


Правительство СССР поэтому не может видеть ни формальных, пи каких-либо других оснований для изменения статуса его Дипломатического Представительства по сравнению с тем статусом, который существовал в течение длительного периода времени.

Я осмелюсь выразить надежду, что Правительство Его Величества рассмотрит данный вопрос в дружественном духе и согласится, что Дипломатические Представительства двух стран должны называться «Посольствами», даже если главы этих Посольств могут по-прежнему назначаться в качестве «Поверенных в Делах» до назначения Послов.

Имею честь, сэр, оставаться и пр.

Временный Поверенный в Делах СССР в Великобритании

Печаг, по арх.

В OTLCT на эту ноту была получена следующая нота от 2i июня 1926 г. Ne 2668/568/38, подписанная за министра иностранных дел Великобритании и. о. заведующего департаментом минястерста Орде:

«Имею честь подтвердить получение Вашей ноты от 10 сего месяца, в которой Вы выразили желание Советского Правительства, чтобы его Дипломатическая Миссия в Лондоне официально называлась Посольством.

2. Я Должен сообщить Вам в ответ, что Правительство Его Величества рассматривает настоящий момент неподходящим для обсуждения данного предложения».

177, Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Временному Поверенному в Делах СССР в Великобритании

// июня 1926 г.

5 июня приходил Ходжсон. На общие темы высказывался весьма умеренно. Он отнесся с полным признанием к доказательствам того, что деньги бастующим английским горнякам были отправлены советскими профсоюзами и что стачка солидарности в наших портах была вполне законно организована соответствующими профсоюзами*. Он выражал удовлетворение по пои оду развития экономических сношений между Советским Союзом и Англией, указывая особенно на то, что вследствие задержки получения кредита в Германии крупные советские заказы были даны в Англию.

Чичерин

Печат, по арх.

* См. ДОК. Nil 173,



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: