Приложения. 1. Международное положение СССР в 1928/29 Г. *

1. Международное положение СССР в 1928/29 г.*

Международное положение СССР в начале отчетного года характеризовалось некоторой перегруппировкой империалистических держав, выззанной наряду с разными другими причинами сменой правительства в Великобритании. Выработка плана Юнга сначала в международной комиссии экспертов, а затем на Гаагской конференции, посещение Вашингтона главой британского правительства и подготовка к Лондонской конференции 5 морских держав — все это несколько отвлекло наиболее враждебные СССР империалистические правительства от непосредственной акции в антисоветском направлении.

Первая половина отчетного года характеризовалась поэтому некоторым сдвигом к лучшему в отношениях СССР с другими державами. Возобновление нормальных дипломатических отношений с Великобританией, хотя и нашло свое окончательное оформление уже по окончании отчетного года, явилось завершением этого периода.

Тем не менее подрывная работа против Советского Союза в капиталистическом мире не прекращалась, и к концу отчетного года, п в особенности в начале 1929/30 г., выразилась уже в целом ряде враждебных выступлений против СССР, выступлений, которые в общей своей совокупности создают угрозу образования нового антисоветского фронта. В пределах же истекшего года насильственный захват китайскими милитаристами Китайско-Восточной железной дороги и совершенно недвусмысленная попытка некоторых империалистических держав помешать в форме дипломатического посредничества**

* Из кн. «СССР. Год работы правительства (Материалы к отчету за 1928/29 бюджетный год)», М.. 1930 стр. 3—16.

** См. дек. № 225, 227. 230, 231, 242, 244, 246, 249, 352, 353.


мирной ликвидации советско-китайского конфликта были яркими показателями этой тенденции к концентрации всех империалистических сил против Советского Союза.

В этой сложной н меняющейся международной обстановке внешняя политика Советского правительства неизменно шла по линии сохранения мнра н в то же время твердой защиты интересов трудящихся СССР и достоинства нашей пролетарской страны. Идя этим путем, Советское правительство сумело достигнуть в отчетном году ряда несомненных успехов. Возобновление дипломатических отношений с Англией состоялось без принятия тех предварительных условий, которые первоначально пыталось нам навязать британское правительство. Ликвидация конфликта, связанного с КВЖД, завершилась в тех рамках, которые были выдвинуты Советским правительством с самого начала конфликта.

Наконец, в декабре 1929 г. Советское правительство заключило в Аигоре договор с турецким правительством, расширяющий рамки тех дружественных отношений, которые связывали все время Советский Союз с Турецкой Республикой. Отрицательное же отношение Турции и Персии к попытке втянуть их в антисоветскую акцию, проводившеюся под флагом присоединения к ноте Стимсона, лишний раз засвидетельствовало, что народы Востока ценят мирную политику Советского правительства.

Несмотря на эти успехи, необходимо констатировать, что 1928/29 год закончился в атмосфере нового обострения антисоветских настроений в капиталистическом окружении СССР, что отчасти объясняется происходящей перегруппировкой империалистических сил, а главным образом успешным -ходом социалистического строительства и классовой политикой Советского правительства, направленной к полному выкорчевыванию корней капитализма в нашем Союзе, что не может не вызывать классового озлобления со стороны буржуазии капиталистических стран

Развитие наших взаимоотношений с отдельными странами характеризуется следующим.

Австрия

Советско-австрийские взаимоотношения за отчетный год оставались по-прежнему нормальными и корректными. Наряду с этим продолжали развиваться и экономические взаимоотношения. Развитию последних, в частности, способствовали гарантийные кредиты венской общины *, продолжавшие действовать и в отчетном году.

* Сы. т. X, прим. 94.

6Й9


За отчетный период истекли сроки действия смешанных советско-австрийских торговых обществ «Русаветорг» и «Ра-тао» *. По соглашению сторон первое закончило свои операции; относительно второго парафировано предварительное соглашение о продлении его действия на три года.

Афганистан

За истекший год Афганистан пережил серьезнейший внутренний кризис В середине января в результате реакционного движения, руководимого феодально-клерикальными группами, пало правительство Аманулла-хана. Несмотря на оживившуюся с приходом к власти правительства Хабибуллы (Бачаи Сакао) антисоветскую деятельность бухарского басмачества, эмигрировавшего в свое время в Афганистан, Советское правительство, верное основным принципам своей внешней политики, решительно воздерживалось от какого бы то ни было вмешательства в происходившую в Афганистане гражданскую войну и продолжало сохранять фактические отношения с правительством Хабибуллы. Аппарат полпредства СССР в Кабуле и его консульские учреждения в Герате, Меймене и Мазари-Шернфе продолжали нормально функционировать, не прекращая своей деятельности в продолжение всего этого времени.

Начавшееся весной движение афганских племен против реакционного правительства Хабибуллы закончилось занятием Кабула войсками племен, руководимых Надир-ханом.

15 октября Надир-хан был провозглашен шахом Афганистана, и Союзное правительство, как и в 1919 г. при провозглашении Амануллон независимости Афганистана, первым признало новое правительство немедленно же после его образования **.

Несмотря на потрясение экономики Афганистана в период гражданской войны, круг наших связей с афганским купечеством и наш товарооборот с этой страной продолжали неуклонно расти. В 1928/29 операционном году наш товарооборот с Афганистаном превысил на 36% цифру предшествовавшего года (18 496 тыс. руб. против 13 547 тыс. руб.).

Болгария

19 декабря 1929 г. полпредством СССР во Франции была получена нота болгарского посланника в Париже о присоединении к ноте Стимсона. Полпредство вернуло болгарскому

* См. т. VI. прим. 107. 119 и док..Чг 245 настоящего тома. ** Си. док. M 322.


посланнику эту ноту, сопроводив ее письмом, в котором указывалось, что, так как между Болгарией и СССР не существует официальных отношений, полпредство не вправе ни получить, ни передать правительству СССР эту ноту.

Великобритания и британские доминионы

Истекший год ознаменовался возобновлением англо-советских отношений, прерванных в июне 1927 г.* Еще до прихода к власти рабочего правительства в настроениях некоторых торгово-промышленных кругов Англии наблюдался перелом в сторону возобновления дипломатических отношений с СССР. Отсутствие нормальных отношений привело к значительному сокращению объема наших торговых сделок с британскими фирмами, что, естественно, вызывало недовольство последних политикой консервативного правительства в этом вопросе. Заинтересованные в развитии торговли с СССР британские промышленные круги решили взять инициативу в свои руки и организовали в конце нарта 1929 г. поездку британской промышленной делегации в СССР**. Значительное большинство членов этой делегации вынесло благоприятное впечатление от своего посещения Союза и в своем отчете высказалось за возобновление нормальных дипломатических отношений с СССР (отчет делегации был опубликован с большим запозданием — лишь 22 октября).

15 июля глава нового английского правительства Макдо-нальд заявил в палате общин, что никакое решение правительства по вопросу о возобновлении отношений с СССР не вступит в силу до утверждения его парламентом. Через два дня рабочее правительство обратилось к Советскому правительству через норвежскую миссию с сообщением о готовности возобновить отношения и с просьбой прислать советского представителя для выработки процедуры обсуждения спорных вопросов. Правительство Союза, не желая осложнять положение спорами по вопросу непринципиального характера, согласилось на предложение британского правительства о предварительных переговорах о процедуре, ясно и четко оговорив в своей ответной ноте от 23 июля***, что предметом предварительных переговоров может быть обмен мнениями лишь по вопросу о порядке обсуждения спорных вопросов, но не по существу их. В конце июля полпред СССР в Париже т. Довгалевский выехал с этой целью в Лондон. Во время первого же свидания т. Довгалевского с британским министром иностранных дел

* См. т. X, док. Х° 135. 139 152.

* См. док. № 35, 45. 65, 68. 73, 79, 84, 101, 355.

* См. док. № 228 н стр. 408.


Гендерсоном (29 июля) последний сделал попытку перейти к обсуждению спорных вопросов по существу. Ввиду подобной позиции британского правительства переговоры были прерваны *.

В результате сделанного Гендерсоном во время своего пребывания в Женеве (4 сентября) заявления о готовности британского правительства вести переговоры лишь о процедуре возобновления отношений и ответного на это заявления в нашей прессе т. Литвинова (6 сентября) о согласии Советского правительства постать на этих условиях уполномоченного СССР для переговоров, британское правительство 10 сентября обратилось к СССР (через норвежскую миссию) с просьбой послать советского представителя в Лондон **. На этот раз начавшиеся 24 сентября переговоры между т. Довгалевским в Гендерсоном завершились подписанием 3 октября протокола о порядке обсуждения спорных вопросов ***. Помимо этого в означенном протоколе предусмотрен пункт о представлении на утверждение парламента как самого протокола, так и вопроса о восстановлении отношений (согласно данному Ma кдон а льдом в палате общин 15 июля обещанию). Протокол предусматривает также обмен нотами о взаимном воздержании от пропаганды.

5 ноября палата общин (большинством 324 против 199) одобрила восстановление отношений. На основе этого 12 декабря произошел фактический обмен послами, а несколько дней спустя (20 и 21 декабря) —вручение верительных грамот. В тот же день на основе упомянутого пункта протокола послы обеих стран вручили ноты о взаимном воздержании от враждебных действий и дополнительную ноту о распространении этого обязательства на доминионы ****,

Восстановление отношений вызвало враждебную против СССР кампанию со стороны консервативной партии.

Что касается взаимоотношений с доминионами, то следует отметить, что канадский премьер Книг 9 октября на заседании совета министров заявил, что нет никакой надобности возобновлять отношения с СССР н что существующие в настоящее время взаимоотношения вполне удовлетворительны с точки зрения канадо-советской торговли.

8 ноября австралийский премьер заявил, что австралийское правительство одобряет возобновление отношений с СССР, а 19 декабря он добавил, что австралийское правительство не имеет препятствий к назначению советского дипло-

* См. док. № 234. 237, 240.

** Сы. док. X? 270, 276 и стр. 498-

*** См. док. Кэ 290. 293. 294, 295. 296, 297, 301, 303,304.

**** См. док. J£ 382, 383, 386.


матического представителя в Австралии. В феврале 1930 г. австралийское правительство изъявило через британское правительство свое согласие на назначение в Австралию советского консула *.

Геджас, Неджд и присоединенные области

Дипломатический агент и генеральный консул СССР т. Тю-рякулов был официально поставлен в известность министерством иностранных дел Геджаса, Неджда и присоединенных областей о намерении геджасского правительства назначить своих дипломатических представителей в страны, имеющие взаимоотношения с Геджасом, в том числе и в СССР. Одновременно с этим геджасское правительство поставило вопрос о преобразовании дипломатического агентства и генерального консульства СССР в полномочное представительство. В декабре состоялся обмен нотами, на основании которого т. Тн> рякулов признается полномочным представителем СССР **.

Германия

7 января в Москву прибыл новый германский посол фои Дирксен. 8 января при вручении послом верительных грамот т. Калинин и фон Днрксен обменялись речами весьма дружественного содержания. В тот же день состоялось торжественное открытие недели германской техники.

15 января формально вступил в силу советско-германский экономический протокол от 21 декабря 1928 г. Вскоре вслед за этим, 25 января, состоялось подписание советско-германской согласительной конвенции ***.

8 марте возникло дело об антисоветских фальшивках ****, потребовавшее большого внимания обеих сторон. Расследование этого дела длилось довольно долго. 16 апреля германская прокуратура опубликовала официальное сообщение по этому поводу; но процесс одного из участников дела — Россмана слушался только 11 июня, а дело Орлова начало слушаться I июля. Процесс выявил ряд обстоятельств, связанных с производством антисоветских фальшивок, и подтвердил имевшиеся ранее данные о том, что ряд документов, пущенных в оборот и боедянеииых Штатах, в Англии, Болгарии, Германии и т. п., представлял собой грубую фальсификацию, авторами которой являлись Орлов, его сообщники и ряд групп, с ними

* См. док. N? 587.

!* ЯМ' док" ^ ^: °^мен нотами состоялся 1—3 января 1930 г.

См. т. XI. док. № 383 н док. Лё 26 настоящего тома. "* См. док. №80, 107, 143, 158, 159^227.


связанных. Расследование дела показало, что клиентами шайки фальсификаторов являлись, к сожалению, и некоторые германские учреждения.

В апреле 1929 г. в Москву прибыла восточнопрусская делегация во главе с обер-презндентом д-ром Зиром и бургомистром Кенигсберга д-ром Ломайером. Пребывание делегации в СССР и имевший место в связи с этим обмен мнениями показал, что развитие деловых связей между СССР и Восточной Пруссией имеет большие перспективы. Действительно, в течение всего 1929 г. можно было констатировать прогресс в экономических и культурных отношениях между СССР и Восточной Пруссией.

12 апреля в Берлине состоялся обмен ратификационными грамотамн советско-германской согласительной конвенции, и последняя вступила в силу.

В апреле состоялся также советско-германский обмен нотами о взаимном признании мерительных свидетельств*.

В связи с возникновением советско-китайского конфликта Советское правительство обратилось к германскому правительству с просьбой взять на себя защиту интересов советских граждан в Маньчжурии. Германское правительство согласилось выполнить просьбу СССР; вскоре германское правительство по просьбе нанкинского правительства взяло на себя также и защиту китайских интересов в СССР **.

Вопрос об охране советских интересов в Китае и китайских интересов в СССР во второй половине 1929 г. занял большое место в текущих советско-германских отношениях.

Когда по инициативе Соединенных Штатов державы сделали попытку вмешаться в советско-китайский конфликт, германское правительство не присоединилось к дипломатическому выступлению держав***. После урегулирования советско-китайского конфликта правительство СССР выразило германскому правительству признательность за мероприятия, проведенные для защиты интересов СССР в Маньчжурии. Одновременно в связи с восстановлением англо-советских отношений Советское правительство выразило германскому правительству признательность за охрану советских интересов в Англии.

В течение 1929 г. правительство СССР по просьбе германского правительства, высказанной 3 июля, приняло на себя охрану германских интересов в Афганистане ****.

В конце 1929 г. внимание общественности обеих стран привлек вопрос об эмиграции из СССР некоторого числа не-

* См. док.У«109. ** См. док. № 223. 224. 227. *** См. док. N? 227, 242, 244, 246, 249-**** См. док..Nb 219.


мецких колонистов, главным образом менонитов. Этот вопрос получил ложное осбещение в германской прессе, однако непосредственно на советско-германских отношениях не отравился.

Хозяйственные взаимоотношения между СССР и Германией в 1929 г. хотя и развивались нормально, но особого прогресса не показали. Одна из основных причин, препятствующих интенсивному развитию советско-германских отношений, заключается в затруднениях, возникающих для советского экспорта в Германию. Проведенное в Германии значительное повышение ввозных пошлин на сельскохозяйственные продукты, затруднения, чинимые ввозу советских спичек, и некоторые другие факторы сказывались отрицательным образом на советско-германской торговле. Однако, как сказано, в целом она продолжает развиваться нормально.

Греция

Наши отношения с Грецией за отчетный период развивались более благоприятно, чем в предшествующий год, и отмечаются заключением торгового соглашения *.

12 июня 1928 г. греческий парламент аннулировал по докладу правительства Заимиса — Михалакопулоса таможенное соглашение между СССР и Грецией 1926 г.**, на основе которого до этого протекали наши торговые сношения с Грецией. Но в июле того же года правительство Заимиса — Михалакопулоса пало, и был образован новый кабинет во главе с Вени-зелосом.

С приходом к власти Венизелоса были начаты переговоры о заключении нового торгового договора с Грецией.

Переговоры эти длились более полугода и завершились подписанием в Афинах 11 июня 1929 г. торгового договора СССР с Грецией.

В тот же день был подписан особый протокол, в силу которого обе стороны обязывались ввести во временное действие подписанный договор возможно скорее, а затем путем обмена нотами состоялось соглашение, в силу которого временное действие подписанного 11 июня 1929 г. договора установлено с 25 июня 1929 г., причем началом годового срока, предусмотренного ст. 13 договора, признается 25 июня 1929 г.

В силу этого соглашения греческое правительство внес-то о июля 1929 г. в парламент, а 23 июля того же года в сенат законопроект об уполномочии правительства на введение во временное действие договора. Законопроект был принят

* Сы. док. Л» 193. Сы. т. IX, док. А» 193.


обеими палатами и вступил во временное действие с 25 июня

1929 г. Ратификация договора была произведена в мае — июне

1930 г. *

Подписанный договор обеспечивает нормальное развитие экономических отношений между странами с одинаковой выгодой для обеих сторон.

В области наших взаимоотношений с Грецией необходимо отметить также ряд мелких текущих вопросов, связанных с правовым и материальным положением довольно значительных слоев греческих граждан, проживающих на территории Советского Союза. Вопросы эти составляют предмет переговоров, ведущихся между миссией Греческой Республики в Москве и Наркомннделом.

Рассматриваются и разрешаются эти дела в соответствии с требованиями закона соответствующими органами власти при постоянном наблюдении Наркоминдела.

Дания

Взаимоотношения с Данией протекали в 1929 г. нормально. Никаких событий, заслуживающих специального упоминания, в отчетном году не произошло.

Данциг, Вольный Город

Дружественные отношения между СССР и Вольным Городом Данцигом неуклонно развивались в течение 1929 г. Решение данпигского правительства о присоединении к Московскому протоколу, посещение СССР президентом [сената] Вольного Города Замом (июль 1929 г.) и, наконец, ликвидация существовавших в Данциге антисоветских белоэмигрантских организаций** явились доказательством стремления данциг-ского правительства к расширению и укреплению дружественных отношений с Советским Союзом.

В течение 1929 г. экономические отношения между СССР и Данцигом значительно расширились.

Йемен

23 января 1929 г. ЦИК СССР ратифицировал договор о дружбе и торговле между СССР и Йеменом, заключенный 1 ноября 1928 г. в г. Сана и подписанный от имени СССР Г. А. Астаховым. Обмен ратификационными грамотами был произведен 24 июня в г. Сана К- А. Хакнмовым, который до

* В тексте ошибочно — январе 1930 г. ** См. док. № 346.


этого времени занимал пост дипломатического агента и генерального консула 6ССР в Геджасе. Одновременно в Йемене иа основе советско-йеменского договора от 1 ноября 1928 г. было учреждено представительство «Ближвостгосторга», в функции которого входит торговля со всеми странами Аравийского полуострова. Генеральным представителем «Ближвостгосторга» назначен т. Хакимов *.

Политические и торговые взаимоотношения СССР с Йеменом за отчетны^ период развивались вполне йормально.

Италия

Взаимоотношения Италии и СССР, оставаясь в общем, как и в 1927/28 г., вполне корректными, не отмечены сколько-нибудь крупными событиями. В отдельных случаях, вроде посещения Одессы эскадрильей итальянских гидропланов или захода наших военных кораблей в итальянские порты **, итальянская пресса охотно подчеркивала дружественный характер оказывавшегося с обеих сторон приема. Это не мешало итальянской прессе откликаться, хотя и в несколько более умеренном тоне, на все большие антисоветские кампании мировой буржуазной прессы.

Наши торговые взаимоотношения с Италией развиваются благоприятно. Основными предметами нашего экспорта в Италию продолжают оставаться нефть, антрацит и уголь и разные предметы второстепенного экспорта. За последний год резкое увеличение экспорта имеется по антрациту и углю.

Китай

1929 год прошел под знаком советско-китайского конфликта, явившегося прямым результатом и продолжением провокационной и враждебной политики, проводившейся нанкинским правительством и связанными с ним провинциальными правительствами против СССР. Усиление позиций враждебных СССР государств в Китае не могло не привести к активизации антисоветской политики связанных с империалистами китайских воеино-политических кругов, приступивших к открытым враждебным действиям против СССР.

27 мая харбинская полиция совершила налет иа генеральное консульство СССР в Харбине, произвела в нем обыск н арестовала всех обнаруженных в помещении консульства посетителей — советских граждан.

1-т. XI, док- N» 343 и дек, № 145, 166 настоящего тома. [. док. № 60, 82, 85, 100, 164, 285.


В своей ноте протеста против этого налета* Союзное правительство вынуждено было объявить, что ввиду нежелания китайского правительства считаться с требованиями международного права оно со своей стороны не будет признавать за китайским представительством и консульствами на территории СССР их международно-правовых привилегии.

10 июля китайские власти захватили Китайско-Восточную железную дорогу, выслав управляющего и большую часть ответственных советских сотрудников дороги и приступив к массовым арестам советских рабочих и служащих и замещению их русскими белогвардейцами. Одновременно были закрыты ьсе советские хозяйственные организации.

Нотой от 13 июля Союзное правительство заявило решительный протест и предложило созвать конференцию для урегулирования всех вопросов, связанных с КВЖД, при условии немедленной отмены всех самочинных действий китайских властей в отношении этой дороги, освобождения арестованных и прекращения преследований советских граждан и советских учреждений. Ввиду неполучения удовлетворительного ответа Союзное правительство объявило 17 июля о разрыве отношений, отозвало свои представительства с китайской территории, предложило китайскому посольству и консульствам покинуть территорию СССР и закрыло границу с Китаем **.

В конце июля имела место первая попытка урегулировать советско-китайский конфликт, однако согласие китайских властей на советские условия, выраженное в заявлении даопня Цая генеральному консулу в Харбине т. Мельникову, было в дальнейшем взято ими обратно.

27 августа со стороны нанкннского правительства последовало предложение урегулировать конфликт путем подписания совместной декларации, соответствующей советским требованиям, но и в этом случае соглашение не могло быть достигнуто, так как нанкинское правительство отклонило предложенные Союзным правительством поправки и уточнения текста этой декларации и фактически взяло обратно свое предложение ***.

В течение всего конфликта Союзному правительству приходилось неоднократно протестовать против жестоких преследований, которым подвергались на территории Китая оставшиеся там советские граждане, а равно против налетов и нападений китайских и белогвардейских отрядов на советскую территорию****. Эти нападения вынудили союзное военное командование принять соответствующие меры для обороны

* См. дек. Jw Î82. ** См. дек, Л5 218. 222.

*** См. док..Vî 239. 243. 251, 267. 271. 233. **** См. док. № 252, 259, 269. 27J 274, 277, 292, 298. 315, 319. 320,


советских границ и охраны мирного населения пограничных районов. Результатом этих мер явился полный разгром бело-китайских войск, находившихся на границе и предпринимавших указанные выше налеты.

Во второй половине ноября китайские власти в Маньчжурии начали переговоры об урегулировании конфликта, и 26 ноября Чжан Сюэ-лян полностью принял советские условия. На советскую территорию прибыл уполномоченный китайского правительства Цай Юнь-шэн. 3 декабря в.Никольск-Уссурий-ске был подписан первый протокол *, подтвердивший действительность и обязательность для обеих сторон советско-китайских соглашений 1924 г.

22 декабря в Хабаровске т. Симановским и Цай Юнь-шэ-иом, получившим надлежашие полномочия от мукденского и нанкинского правительств, был подписан новый протокол **, восстановивший доконфликтное положение на КВЖД. Этот протокол предусматривает, кроме того, взаимное освобождение арестованных, открытие советских консульств в Маньчжурии и китайских на советском Дальнем Востоке, разоружение белогвардейцев и высылку их руководителей, возобновление деятельности советских хозяйственных организаций в Маньчжурии и, наконец, созыв на 25 января 1930 г. в Москве советско-китайской конференции по урегулированию всех спорных вопросов. Согласно п. 10 протокола последний вступил в силу с момента его подписания.

Латвия

Истекший год явился вторым годом действия советско-латвийского торгового договора от 2 июня 1927 г. ***, ставшего одним из существеннейших факторов советско-латвийских отношений. Выполнение этого договора в интересах обеих стран способствовало все большему экономическому сближению СССР и Латвии. Несмотря на то что положительное влияние этого договора на народное хозяйство Латвии находит все большее признание в латвийских общественных и хозяйственных кругах, следует все же отметить, что до сих пор не устранены все препятствия, затрудняющие выполнение этого договора в Латвии.

1Р9(?аТ*ИЯ подписала Московский протокол от 9 февраля 1У29 г.**** 0 досрочном введении в действие Парижского договора от 27 августа 1928 г. об отказе от войны в качестве орудия национальной политики.

См. док. №351. *«* м- док- л*9 390-

««* Ям-т- х- д°к- lso.

"* См. док. M 38


Литва

Отношения между СССР и Литвой за истекший 1929 г. продолжают оставаться дружественными.

5 апреля 1929 г. литовское правительство депонировало свою ратификационную грамоту о присоединении к Московскому протоколу о немедленном введении в действие пакта Келлога.

В августе 1929 г. наша эскадра эсминцев посетила Клай-педский (Мемельский) порт, где встретила очень теплый и радушный прием.

В сентябре 1929 г. в Литве произошло частичное изменение в составе правительства,— ушел в отставку премьер-министр Вольдемарас. Новый состав литовского правительства декларировал, что он будет продолжать внешнеполитическую линию прежнего правительства.

Традиционная позиция Советского Союза в отношении независимости Литвы остается неизменной.

Норвегия

Политические взаимоотношения с Норвегией протекали нормально. В развитии торговых связей значительную роль сыграли государственные гарантии в сумме 15 млн. крон, которые норвежское правительство дало в январе норвежским промышленникам при их поставках Советскому Союзу. В ноябре в Осло заседала VI сессия советско-норвежской паритетной комиссии, обсуждавшая меры, необходимые для охраны тюленьего стада.

На Земле Франца-Иосифа советская научная экспедиция водрузила 29 июля флаг Союза ССР*. Направлявшаяся к Земле Франца-Иосифа норвежская экспедиция вернулась с полдороги.

Персия

За отчетный период взаимоотношения между СССР и Персией продолжали развиваться вполне нормальным и дружественным образом.

В связи с истечением к 1 октября 1929 г. срока действия обмена йотами от 1 октября 1927 г., устанавливавшими порядок торговых отношений между СССР и Персией, 14 сентября 1929 г. в Москве состоялось открытие конференции по заключению советско-персидского торгового договора **. Впредь до заключения договора Наркомторг регулирует режим торговли между СССР и Персией в одностороннем порядке.

Обменом йотами от 20 февраля, 9 марта и 11 марта между полномочным представительством СССР в Тегеране и пер-

* См. док. № 235. ** См. т. X, док. № 226 и док. 278 настоящего тома.


сидским правительством установлен порядок совместных мероприятий [с участием] Советского правительства по борьбе с саранчой н другими сельскохозяйственными вредителями в районах Персии, смежных с СССР *. Кроме этого, по предложению правительства Персии правительством Союза была оказана техническая помощь персидскому правительству по борьбе с шистоцеркой в Северном Хорасане, смежном с Туркменской ССР.

Правительством Туркмеиокой ССР была также направлена экспедиция в районы Северного Хорасана для оказания помощи жертвам землетрясения, имевшего место в Северной

Персии149.

Во исполнение соглашения о порте Пехлеви от 1 октября 1927 г.** персидским правительством с весиы 1929 г. были приняты мероприятия для поддержания в исправном состоянии портовых сооружений.

В связи с возможными осложнениями иа персидско-афгаи-ской границе замиаркоминделом т. Караханом было сделано 15 апреля персидскому послу в Москве Ансари дружеское представление, имевшее целью привлечь внимание персидского правительства к необходимости принятия мер против безответственной политики некоторых персидских кругов по отношению к Афганистану ***. Аналогичное представление было сделано также полномочным представительством в Тегеране. Это представление сыграло роль в нормализации пер-сидско-афганских отношений.

2 августа в Москве была подписана советско-персидская конвенция об обмене почтовыми посылками. Обмен ратификациями был произведен 31 декабря ****,

На обращенное к Персии предложение Наркомиидела присоединиться к Московскому протоколу от 9 февраля о введении в действие пакта Келлога персидское правительство ответило согласием***** и оформило свое присоединение нотой от 4 апреля 150.

Персидское правительство ответило отказом на предложение САСШ присоединиться к демаршу держав по поводу советско-китайского конфликта ******) декларировав в печати, что миролюбивая политика Советского Союза не дает оснований думать, что СССР предполагает предпринять враждебные Действия в отношении Китая.

* См. док. №5i.

** См. т. X, док. № 227.

** См. док. № 108. —...Л** См- «Собрание законов...», отд. И, № 53, 31 декабря 1929 г., стр. 1173—И 86.

•III** См- док- 49, 63, 74, 86, 94. ****** См. док. 369.


Польша

На протяжении 1929 г. в советско-польских отношениях не произошло существенных изменений.

9 февраля Польша (совместно с Румынией, Латвией и Эстонией) подписала предложенный 29 декабря 1928 г. Союзным правительством протокол о досрочном введении в действие пакта Келлога во взаимоотношениях между СССР и Польшей.

Подписание Московского протокола не отразилось, однако, должным образом на развитии советско-польских взаимоотношений.

8 течение 1929 г. эти отношения осложнялись рядом инцидентов и конфликтов, источником которых являлись, с одной стороны, систематическая кампания части польской прессы против Союзного представительства в Польше *, а с другой, такие факты, как участие представителей польских правительственных кругов в антисоветских манифестациях украинской н грузинской белой эмиграции** и нападение на консульство СССР во Львове***.

Экономические отношения между СССР и Польшей в 1929 г. расширились в сравнении с прошлыми годами.

Румыния

9 февраля 1929 г. Румыния приняла участие в Московском протоколе о немедленном введении в действие пакта Келлога. 21 декабря 1929 г. французский посол в Москве Эрбетт пытался передать т. Литвинову сообщение румынского правительства о присоединении последнего к выступлению Стнм-сона. Тов. Литвинов отказался принять и выслушать это со-общеняе, заявив, что всякие заявления о присоединении к выступлению Стимсона рассматриваются Советским правительством как враждебная демонстрация. В особенности это относится к стране, отказывающейся возобновить с СССР нормальные отношения и оккупирующей часть советской территории.

Северо-Амернкаиские Соединенные Штаты

В связи с перевыборами президента заинтересованные в признании правительства СССР «руги вновь стали проявлять активность. 18 апреля сенатор Бора внес резолюцию в сенат

* См. док. № 330, 331, 337. ** См. док. № 183. *** См. док. № 342.


о признании СССР, подчеркивая колоссальные возможности советского рьгнка'и целесообразность для САСШ сближения

с СССР.

С другой стороны, Американская федерация труда в письме государственному департаменту высказывалась против признания Соединенными Штатами СССР.

Американское правительство в лице своего министра иностранных дел Стимсоиа обратилось 3 декабря 1929 г. к правительству СССР с нотой по поводу советско-китайского конфликта. В -йоте выражалась глубокая "надежда на то, что обе стороны воздержатся или откажутся от враждебности, поскольку обе стороны являются участниками пакта Келлога. Нота была отправлена Советскому правительству уже после того, как между СССР и Маньчжурией начались переговоры об урегулировании конфликта, и вызвала с нашей стороны резкий ответ*, в котором подчеркивалось, что вмешательство САСШ после того, как СССР вступил в переговоры с Мукденом, >не может считаться актом дружелюбным и что правительство САСШ, которое по собственному желанию ие находится ни в каких официальных отношениях с правительством Советского Союза, не может обращаться >к нему с советами и указаниями.

Синьцзян (За-падный Китай)

Ввиду неизменно дружественных отношений и тесных хозяйственных связей, существующих между правительством Сииьцзяна и прилегающими среднеазиатскими советскими республиками, консульства СССР, несмотря иа события на КВЖД, продолжали и в истекшем году вполне нормально функционировать на территории Синьцзяна в городах Урумчи, Кашгаре, Кульдже, Чугучаке и Шара-Сумэ.

Точно так же продолжали свою деятельность и 5 китайских консульств на территории советской Средней Азии — в Ташкенте, Андижане, Алма-Ате, Семипалатинске и Зай-саие.

Экономические отношения СССР с Сииьцзяном продолжали развиваться, и товарооборот в 1928/29 г. достиг 29 829 тыс. руб., увеличившись против прошлого года

Постройка Туркестано-Сибирской железной дороги, доведенная^ к 25 сентября 1929 г. до ст. Илийок, должна в значительной мере способствовать дальнейшему росту нашего товарооборота с Синьцзяном и укреплению наших экономичен ских связей с ним.

* См. док. № 353.


Турция

Неизменная дружественность советско-турецких отношений нашла свое отражение в приеме, оказанном замнаркомин-делу т. Карахану при его посещении Турции {12—24 декабря) *. Поездка эта имела значение ответного визита на посещение в 1926 г. Одессы мининделом Турции для свидания с т. Чичериным **.

17 декабря в Ангоре т. Караханом и полпредом т. Сурн-цем был подписан протокол о продлении советоко-турецкого пакта о нейтралитете, ненападении и неучастии во враждебных группировках, заключенного в Париже 17 декабря 1925 г.*** В дополнение к условиям Парижского пакта стороны обязались не начинать без взаимного уведомления переговоров, имеющих целью заключение политических соглашений с соседями другой стороны, и не заключать таких соглашений без согласия последней.

Контакт между СССР и Турцией в области политики мира выразился в присоединении Турции к Московскому протоколу о введении в действие Парижского договора от 27 августа 1928 г. (пакта Кел-чога), о чем полпредство СССР в Ангоре было поставлено в известность нотой турецкого мипипдела от 27 февраля 1929 г.****

В связи с попыткой вмешательства в советскхнкитайский конфликт СЛСШ и некоторых держав (йота Стимсона) Турция решительно отклонила сделанное ей со стороны САСШ предложение присоединиться к демаршу *****. В декларации, опубликованной II декабря, миииндел Турции Рюштю-бей подчеркнул, что политика СССР целиком проникнута миролюбивым духом.

За истекший период вступили в силу конвенции, подписанные. 6 августа 1928 г. ****** Обмен ратификациями этих конвенций состоялся в следующем порядке: о пастбищах — 2 мая, о разрешении пограничных конфликтов— 10 августа н о переходе границы — 2 декабря [1929 г.].

4 июля истек срок действия торгового договора от 11 марта 1927 г., ввиду чего стороны приступили к предварительным переговорам о внесении некоторых изменений в режим торговли, установленный этим договором *******.

* См. док.,N° 376. ** См. т. IX. док. №323. 324. *** См. т. V11I. док. К° 413 и док, № 377, 378 настоящего тома. **** См. стр. 96. ***** См. док. Кэ 359.

****** В тексте ошибочно — G декабря 1928 г.; см. т. XI, док..Ns 273 и iiDHM. 24.

******* См. док. Л° 105, 165, 338.


29 марта вручил верительные грамоты новый посол Турции в СССР Хусейн Panfö-бей *.

Состояние советско-турецких взаимоотношений в 1929 г. дало основание замнаркоминделу т. Литвинову в своем докладе на 11 сессии ЦИК СССР 5-го созыва (4 декабря) ** констатировать сохранение в неприкосновенности и в полном объеме дружественности отношений с Турецкой Республикой.

ф И IL Л ИНДИЯ

За истекший год между СССР и Финляндией был заключен ряд договоров по отдельным вопросам делозого характера. 13 апреля 1929 г. было заключено в Москве соглашение о разграничении зон таможенного надзора в Финском залнве, предусмотренное ст. 19 Юрьевского мирного договора. Это соглашение вместе с приложенным к нему протоколом является завершением круга договоров, регулирующих вопросы режима в Финском заливе***. В связи с достижением указанного соглашения Союзное правительство ратифицировало 3 июля международные антиалкогольные акты, заключенные в 1925— 1926 гг. ****

В середине августа было достигнуто урегулирование затянувшегося на несколько лет вопроса о защите имущественных интересов союзных граждан в Финляндии путем получения от финляндского правительства ноты, разъясняющей в благоприятном для граждан СССР смысле закон 1924 г. об оставшемся в Финляндии имуществе иностранцев*****. Б августе же был разрешен в положительном смысле вопрос об уменьшении сборов, которые были установлены в отношении проходящих по Неве частновладельческих судов и которые падали та1кже н на фниляидскне транзитные суда.

7 октября был подписан в Гельсингфорсе протокол об изменении почтовой конвенции, заключенной в 1924 г. ******

Что касается политических взаимоотношений между СССР и Финляндией, то начало года ознаменовалось затяжными переговорами с Финляндией по вопросу о присоединении ее к Московскому протоколу от 9 февраля 1929 г. Эти переговоры не увенчались успехом, и финляндское правительство, ссылаясь на формальные обстоятельства, отклоняло неодно- кратные п редложения Союзного правительства о присоединением, док, № 9С.

В документе: 5 декабря — дата опублккозания доклада в г«. «Известия»; см. док..Ys 355. <*** См. док. № 102.!03.

*** сто 9fi9 Q7^M' *(-*°^?ание законов...>, отд. II, № 45, 25 ноября 1929 г.,

,.„„ См. док. № 250. '***** См. док. № 266, 339.


нии к протоколу, пока, наконец, вошедший в силу Парижский пакт не снял вопрос о протоколе с порядка дня1'. Таким образом, Финляндия оказалась единственным из граничащих с СССР с запада и юга государств, подпись которого не значится под Московским протоколом.

Летом истекшего года имел место в некоторых местах Финляндии ряд враждебных СССР демонстраций, организованных видными военными деятелями страны. Эти демонстрации сопровождались одновременно ростом антисоветской активности сблизившихся за последнее время военных кругов Финляндии и Швеции 151.

Франция

Работы франко-советской конференции по экономическим переговорам, приостановленные в июне 1927 г., с тех пор не возобновлялись. До сих пор французское правительство не дало никакого официального ответа па представленное 2\ сентября Î927 г. советской делегацией по переговорам официальное предложение СССР о долгах и кредитах**. Заявление министра иностранных дел Бриана в палате 13 декабря 1929г. (в ответ на запрос одного из депутатов) свидетельствует о том, что французское правительство уклоняется от активизации франко-советских переговоров.

Истекший i928/29 год ознаменовался также усилением репрессивных мер со стороны французских властей и полиции (аресты и высылки) по отношению к советским гражданам. Репрессивные административные меры применялись французскими властями также в отношении существующих во Франции с Î925 г. различных общественных советских организаций, как-то: Союз возвращения на родину, Союз советских студентов и т. д. Путем высылок из Франции активных участников советских общественных организаций французские административные власти совершенно парализовали работу этих организаций,

Французское правительство, не проявлявшее активности в непосредственных франко-советских переговорах, дважды пыталось предложить свое посредничество во взаимоотношениях СССР с Китаем. 19 июля министр иностранных дел Бриан обратился к полпреду СССР во Франции т. Довгалевскому с предложением о посредничестве Франции для улажения советско-китайского конфликта на КВЖД. Аналогичное предложение было сообщено французским послом Эрбеттом заместителю наркоминдела т. Карахану. В обоих случаях НКИД

* См. док. № 13, 22. 36, 40, 53, 92. ** См. т. X, док. №219.


был дан ответ*, что правительство СССР должно констатировать, что предложение о посредничестве становится беспредметным ввиду отказа китайских властей восстановить нарушенную ими в Маньчжурии правовую базу **.

Чехословакия

1929 год не принес с собою каких-либо изменений к лучшему в области советско-чехословацких взаимоотношений. Практика этих отношений за.отчетный период не отмечена какими-либо фактами и явлениями, которые могли бы свидетельствовать об улучшении политических и деловых отношений. Чехословацкое правительство по-прежнему отказывается от установления нормальных отношений между СССР и Чехословакией. Подобная позиция Чехословакии препятствует развитию экономических и культурных отношений между обеими странами.

Швеция

Взаимоотношения с Швецией в 1928/29 г. были вполне нормальны. Поведение шведского правительства в вопросе о конфликте на КВЖД и о переселенцах было вполне корректным. Возникавшие мелкие инциденты были улажены без дипломатической переписки. С другой стороны, шведское правительство не изъявляло желания расширить формально сферу наших взаимоотношений заключением каких-либо, хотя бы чисто технических и частичных, соглашений. Поднятые в 1928 г. вопросы о консульской конвенции, взаимном признании мерительных свидетельств и патентном вопросе не получили в 1929 г. дальнейшего движения.

В результате предпринятой пастором Гоасом агитации 800 шведских колонистов из села Старошведского (УССР) отбыли в Швецию из Херсона 26 июля на турецком пароходе «Фирузан». Вскоре по приезде в Швецию три семейства в составе 21 чел. возбудили ходатайство о возвращении в СССР и в настоящее время уже вернулись в СССР.

Поверенный в делах САСШ в Швеции 4 декабря вручил шведскому министру иностранных дел меморандум с пожеланием, чтобы Швеция присоединилась к демаршу Стимсона. Шведский министр иностранных дел 9 декабря устно ответил, что в специальных мерах для сохранения мира между СССР и Китаем со стороны шведского правительства пет необходимости, так как непосредственные переговоры между СССР и

* См. док. №230,231. О попытке французского посла Эрбетта 21 декабря вручить т. Литвинову ноту румынского правительства о присоединении Румынии к демаршу Стимсона см. «Румыния».— Прим. док.


Китаем уже происходят и позволяют надеяться иа мирное разрешение конфликта. Ответ министра иностранных дел был опубликован шведским телеграфным агентством 29 декабря, когда ситуация на КВЖД выяснилась окончательно.

Эстония

Взаимоотношения между СССР и Эстонской Республикой в истекшем году продолжали развиваться в направлении все большего взаимопонимания и закрепления политических и экономических связей, существующих между обеими странами. Эстония явилась одним из участников Московского протокола от 9 февраля 1929 г. о досрочном введении в действие Парижского договора от 27 августа 1928 г. об отказе от войны в качестве орудия национальной политики.

17 мая 1929 г. в г. Таллине уполномоченными Союза ССР и Эстонии был подписан торговый договор*, развивший постановления Юрьевокого мирного договора от 2 февраля 1920 г. и давший новую правовую базу для оживления экономических связей между СССР и Эстонией. Договор этот после ратификации его эстонским парламентом 26 июля и ЦИК СССР — 20 августа 1929 г.** вступил в силу 19 сентября того же года.

Япония

Взаимоотношения между СССР и Японией за истекший год по-прежиему развивались вполне нормально. В отчетном году впервые полностью введена в действие советско-японская рыболовная конвенция, подписанная в 1928 г. ***

Благодаря удовлетворительному и дружественному урегулированию отдельных спорных вопросов, возникших в порядке реализации конвенции и проведения торгов (недоразумения эти были вызваны исключительно попытками некоторых рыбопромышленных групп выйти за рамки рыболовной конвенции), эти первые торги состоялись на основе конвенции и дали вполне положительные результаты.

В области концессионных взаимоотношений 1929 год не принес ничего нового. Большая деятельность по-прежнему проявлялась на нефтяной и угольной концессиях на Сахалине, продолжающих работать усиленным темпом.

Торговые взаимоотношения СССР и Японии продолжают неуклонно развиваться, н 1929 год дал в этой области увеличение против 1928 г. на 25%, составив как по экспорту в Япо-

* См. док. № 162.

** Дата подписания ратификационной грамоты. Договор был ратифицирован ЦИК СССР 7 августа 1929 г. *** См. т. XI, док. №2i.


нню, так и по импорту одинаковую сумму—15 мли. иеи. В торговые сиошеиия с СССР начинают вступать крупнейшие японские фирмы, как «Мицуи», «Мицубиси» и «Акура гуми». Летом Японию посетила специальная комиссия НКПС с целью изучения постановки железнодорожного дела в Японии. В результате этого ознакомления, выявившего блестящую постановку этого дела в Японии, состоялось приглашение НК.ПС японских железнодорожных специалистов в СССР.

2. Внешняя торговля СССР в 1928/29 г. *

Внешний товарооборот за отчетный год, по данным таможенной статистики, характеризуется следующей таблицей:

  1927/28 г.| 1928/29 г. 1928/29 д. * % к 1927/28 з.
  в тыс. руб.
  777 849 945 531 1 723 380 —167 682 877 596 836 303 1713 899 + 41293 112,8 88,4 99,4
 
   

Как видно из этой таблицы, внешнеторговый оборот дал незначительное снижение против прошлого года. Это уменьшение (иа 0,6%) при наличии роста экспорта на 12,8% произошло за счет снижения импорта, объясняющегося в основном урожаем союзного хлопка и значительным сокращением по сравнению с прошлым годом ввоза потребительских товаров.

Увеличение экспорта произошло за счет роста промышленного экспорта при общем незначительном снижении сельскохозяйственного экспорта вследствие снижения вывоза хлебных культур, яиц и масла, почти покрываемого увеличением вывоза прочих статей сельскохозяйственного экспорта.

Отчетный год дал активное сальдо в 41293 тыс. руб. против пассивного сальдо в 167 682 тыс. руб. в предыдущем году.

* Из кн. «СССР. Год работы правительства (Материалы к отчету за 1928/29 бюджетный год)». М. 1930, стр. 255—266.

Некоторые цифровые данные о внешней торговле СССР, которые приводятся в приложениях к настоящему изданию, были уточнены в последующих публикациях (См. «Внешняя торговля СССР за 1918—1940 гг.», М.,


Экспорт Индустриализация экспорта

Индустриализация экспорта находится в прямой зависимости от роста промышленности, сельскохозяйственной индустрии и от капитальных вложений в экспортные отрасли хозяйства.

Специальные ассигнования, предназначенные на усиление экспорта за счет бюджета, в отчетном году (как и во все предыдущие годы) не выделялись из общих ассигнований на капитальное строительство в торговле и промышленности, которые в 1927/28 г. составили 163 мли. руб., а в 1928/29 г.— 241 млн. руб. Вложения же в отрасли экспортного характера, по предварительным подсчетам, составили в 1927/28 г. 82 млн. руб., а в 1928/29 г.— 120 млн. руб.

Наиболее крупные вложения в отрасли сельского хозяйства имели следующие назначения (в мли. руб.):

1927/28 г. 1928/29 г.

Холодильники.....

Бекон и мясо.....

Маслоделие и казеин..

Плодоовощи......

Рыбная.........

Пушно-меховая.....

Кишечная и альбуминная

15,4 18,0
13,8 20,7
20,9 26,8
4,3 6,0
10,0
1,7 1,3
2,4 4,1

По линии экспортных отраслей промышленности наиболее крупные вложения составили (в млн. руб.):

1927/28 г. 1928/29 г.

Лес.......................! 42,1

В том числе на предприятия, связанные с экспортом................... '

Нефть......................; 217,5

Асбест......................I 5,6

Марганец.....................! —

50 216,5 8,5 2,6

Вложения в лесную промышленность в 1927/28 и 1928/29 гг. были в общем недостаточны, в соответствии с чем темп роста лесного экспорта был значительно ниже фактических возможностей. По нефти же значительность вложенных капиталов


дала возможность добиться заметного усиления нефтяного экспорта.

Индустриализация экспорта характеризуется превалирующим значением промышленного экспорта в общем экспорте страны. В отчетном году удельный вес сельокохозяиственного экспорта в общем экспорте составлял 44%, промышленного экспорта — 54% и прочего экспорта —2%.

В промышленном экспорте лесная группа составляет 29% всего экспортного контингента, пищевкусовая — 11%, горная— 37%, прочие отрасли'промышленности — 23%.

Как видно из этих цифр, наиболее крупными статьями нашего промышленного экспорта являются продукция разработки недр и лесная промышленность Союза.

Общая характеристика развития экспорта

Рост экспорта СССР характеризуется следующей таблицей (в тыс. руб.):

  1925/26 г. 1926/2 7 г. 1927/28 г. 1928/29 г.
Сельскохозяйственный экспорт.. Промышленный экспорт.... 438 541 231 847 6 232 482 525 288 689 9 018 389 544 372 840 15 465 383 775 475 682 18 139
Весь экспорт..... 676 620 780 232 777 849 377 596

Главнейшие же статьи дают следующие цифры роста 'в млн. руб.):

1925/26 г. 1926/27 г.
198,1 233,7
30,9 34,2
23,6  
45,5 20,7
69,4 86,1
  7,5
58,2 79,8
  89,2
21,3 24,1
  31,2
16,4 22,1

1927/28 г.

19 28/29 г.

Хлебопродукты, жмыхи и масло-семена............

Масло.............

Яйца..............

Лен и кудель, чесаный лен и очесы............

Пушнина............

Мясопродукты.........

Лесоматериалы.........

Нефтепродукты.........

Марганцевая руда.......

Сахар.............

Ткани............

56,5 39,2 40,5

28,3 119,2 16,1 93,9 107 13,8 33,8 51,3

40.2 33,7 27,8

.39 109

18 137 132

35,2

51,4


Как видно из приведенных таблиц, весь экспорт возрос за последнее трехлетие на 30%, причем промышленный экспорт возрос за этот период почти на 100%, группа прочего экспорта—почти на 200%, сельскохозяйственный же экспорт понизился на 10% за счет снижения вывоза хлеба при увеличении вывоза прочих продуктов сельского хозяйства.

В отчетном году снижение экспорта дали масло и яйца. Экспорт масла снизился на 14% по отношению к предыдущему году, а экспорт яиц—на 31%. Наиболее значительный рост экспорта дали лес и нефть.

Выполнение экспортного плана

Выполнение экспортного плана характеризуется следующими данными:

План Вывоз

в млн. руб.

% выполнения

Сельскохозяйственный экспорт. В том числе:

Хлебопродукты......

Прочие статьи.......

Промышленный экспорт.... В том числе: Прочий экспорт*.....

Всего за год с хлебом»»» без хлеба

406,4 383,8
40 366.4 503,6 40.2 343.6 493,8
21,7 18,1
910 870 877.6 837,4

94,4

100.4

93,9 98,1

83,7

96.4 96.1

Недовыполнение плана отчетного года по главнейшим товарам имело место:

Тыс. руб.

% выполни ния плана

Тыс. руб.

% выполнения плана

Лес.

Яйца. Масло Рыба.

27 846

19 737

II 287

4 105

58.4

58.9

Нефтепродукты Бекон.... Асбест.... Щетина...

2 386 1955 1 913

84,8

70,6

82,4

Недовыполнение по вывозу этих товаров в значительной части было компенсировано перевыполнением плана вывоза следующих статей:

* В группу прочего экспорта выделены ковры, тряпье, антиквариат, книги, фильмы и другие статьи, не являющиеся продукцией промышленности.— Прим. док.


          % выполне-
  Тыс.* руб. ни я плана   Тыс. руб. ния плана
Сахар.... 15 183 175.9 Орех и уркжо-    
Пушнина. •.     вое ядро.. 2 097  
Семена немас-     Птица н дичь 2 648  
лнчные. • • 2 430   Ковры....    
Черная нкра 2 966   Табак....    
Кншкн.... 2 123 116.      

С учетом перевыполнения по этим статьям общий итог недовыполнения плана составляет 32,4 млн. руб., или 3,6% годового плана.

Развитие второстепенного экспорта

В 1928/29 г. второстепенный экспорт продолжал возрастать, как это видно из следующей таблицы:

  Тыс. руб. В % ко всему экспорту   Тыс. руб. Б % ко все»у экс-Порту
1913 г..... 1925/26 г... 1926/27 г... 83 394 15 461 20 920 5.5 2.3 2,7 1927/28 г... 1928/29 г... 53 698 65 264 6,9 7,4

По отношению к довоенному экспорту он составлял: в 1925/26 г.— 18,5%, в 1926/27 г.--25%, в 1927/28 г.—64,3% и в 1928/29 г.—78,2%.

Резкое повышение по сравнению с довоенным дали следующие статьи второстепенного экспорта (в тыс. руб.):

1913 г.

1928/29 г.

Фрукты свежие......

* сухие.......

Орехн н урюковое ядро..

Мед............

Вино...........

Конфеты, варенье и печенье

Меласса..........

Грибы...........

Цинковая руда (галмей)..

Пряжа льняная......

Клей мездровый и костяной

  3 003
  2 543
  2 987
   
   
   
   
   
   
   
  I 603

По сравнению с 1927/28 г. снижение в 1928/29 г. дали следующие статьи второстепенного экспорта:

1927/28 г.\ 1928/29 г.] Снижение

в тыс. руб.

1928/29 г.

в % К 1927/28 г.

Нитки............

Крахмалопродукты,.....

Самоцветы..........

Металлолом.........

Картофель..........

Кинофильмы.........

Меласса...........

Бумага и картон.......

Канцелярские принадлежности. Пек и коксобензольная группа.

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

54 31 55 44 39 51 72 69 71

Повышение же по сравнению с 1927/28 г. дали следующие статьи:

1927/28 г. 1928/29 г.\ Повышение

в тыс. руб.

19 28/29 г

в % к 1927/28 г.

Фрукты свежие.........

» сухие.........

Мыло, свечи и стеарин... *.

Антикварные изделия.....

Ягоды.............

Казеин.............

Панты.............

Мед..............

Касторовое масло........

Кустарно-художественные изделия.............

Клей костяной и мездровый..

455 44 699 507 328

1023 1123

1414 1603

I66S

1065 1208 1842

367 155 294 445 358

391* 480

225 172

354 175 181 452 142 196 209

137** 143

Распределение

экспортных контингентов

по странам

Выполнение экспортного плана зуется приводимой таблицей:

* В таблице ошибочно —389. ** В таблице ошибочно — 237.

по странам характери-


Вывоз (по таможенным данным)

всему экспорт//

Австрия.. Англия.. Афганистан Бельгия.. Германия. Греция.. Голландия Дания..

192,

203.

А:

26 14. Западный Китай.............. II

Италия..........

Испания.........

Латвия..........

Лнтва...........

Монголия.........

Норвегия.........

Персия..........

Польша..........

САСШ..........

Турция и Ближний Восток

Финляндия........

Франция.........

Чехословакия.......

Швейцария........

Швеция..........

Эстония.........

Южная Америка.....

Япония.........

Прочие страны.....

И,

69 I, 9, 2,

38,

17, 5

Всего

0 2

3.

4 14 40,7

I

0,8

1,8

23,3

0,5

1,7 1,2 3,4 1,3 7,3

1,1

0,25 8,5 5

0,25

0,4

0,5

1,6

4,6

877,6

Следует отметить, что данные таможенной статистики не являются вполне точными, поскольку они не выделяют транзита. В соответствии с этим неточным является вывоз в Латвию, включающий транзит через Ригу.

В действительности часть вывоза, отнесенною к Латвии, должна быть перенесена на другие страны на сумму около 60 мл и. руб.


Мероприятия по усилению экспорта

Ряд мероприятий в области усиления экспорта в отчетйом году был направлен на проведение в жизиь директив правительства* по форсированию экспорта товаров второстепенного значения. Результаты этих мероприятий сказались в крупном росте второстепенного экспорта, удельный вес которого в общем экспорте, как видно из вышеприведенных данных, составил в отчетном году 7,4% против 5,5% в довоенное время.

Крупнейшее значение для увеличения экспорта имела работа экспортных совещаний, функционировавших при экосо союзных республик, облисполкомах и частично при окружных исполкомах.

Эти экспортные совещания рассматривали и представляли на утверждение соответствующих инстанций экспортные планы республик и областей, осуществляли контроль за выполнением этих планов н разрабатывали мероприятия, обеспечивающие выполнение как экспортного плана в целом, так и отдельных статей экспорта, а также мероприятия по выявлению новых статей экспорта.

Экспортные совещания оказали значительное влияние иа развитие экспорта, хотя следует отметить, что не все совещания при экосо республик функционировали достаточно правильно, так как наряду с совещаниями, постоянно действовавшими, имелись работавшие с большими перебоями.

В области реализации иа внешних рынках в отчетном году продолжалась концентрация экспортных операций в организациях, специально созданных для целей внешней торговли. В частности, были организованы экспортные синдикаты по марганцу (Экспортмарганец), кустарным изделиям (Куст-экспорт) и акционерное общество «Лектехсырье». Проведены были также подготовительные мероприятия по организации ряда экспортных синдикатов по некоторым другим отраслям экспорта (пушной синдикат). Крупнейшая организация по экспорту из РСФСР —Госторг РСФСР —в конце 1928/29 г. постановлением СНК РСФСР была ликвидирована, и взамен Госторга РСФСР были образованы самостоятельные областные госторги.

Импорт Общая характеристика импортного плана

Импортный план 1928/29 г. был составлен в сумме 854,6 млн. руб., что дает по отношению к плану 1927/28 г. 105,5%.

* См. «Год работы правительства» за 1927/28 г., стр. 301.— Прим. док. (см. т. XI, прил. 2).


По отдельным группам импортный план отчетн


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: