Исходя из вышеизложенного, Посольство или Торговое Представительство никакой ответственности за подобного рода действия нести не могут

Печет, по срх.

В ответной памятной записке от 13 августа 1930 г.. направленной статс-секретарем МИД Германии Бюловым временному поверенному в делах СССР в Германии С. И. Бродовскому при сопроводительном письме от 15 августа 1930 г., говорилось:

«По вопросу, изложенному в памятной записке Посольства Союза Советских Социалистических Республик от 16 апреля 1930 г. о взаимной ответственности Представительств Германии н Союза Советских Социалистических Республик за политическую деятельность служащих этих Представительств, необходимо заметить нижеследующее:

1. Для вынесения суждение по данному вопросу следует исходить из обмена нотами, состоявшегося при подписании договора от 12 октября 1923 г., в котором подтверждается согласие обоих Правительств о нижеследующем:

«Пцедставительства обеих Сторон и работающие в них лица в своей деятельности должны строго ограничиваться возлагаемыми иа них задачами в соответствии с договорами, действующими в отношениях между Договаривающимися Сторонами. Они особенно обязаны воздерживаться от любой агитации или пропаганды, направленной против Правительства или государственного строя другой Договаривающейся Стороны».


Между прочим, неверно, что этот обмен вотамн является доверительным.

2. Обмен нотами почти дословно соответствует аналогичной договоренности, содержащейся в ст. 15 соглашения с РСФСР от 6 мая 1921 г.. и вторая часть каковой договоренности была распространена в силу ст. 7 соглашения от 5 ноября 1922 г.* на союзные с РСФСР республики. Формальная отмена соглашения от 6 мая 1921 г. и соответствующих положений соглашения от 5 ноября 1922 г. в результате договора от 12 октября 1925 г. вызвала необходимость заново согласовать, в связи с новым договором, аналогичное урегулированне этого вопроса. С этой целью по желанию Советского Союза была избрана форма обмена нотами.

3. Содержание заключенных в 1921 и 1922 гг. и повторенных в 1925 г. соглашений вытекает из нх ясно сформулированного текста. Эти соглашения касаются не только тех сотрудников Представительств, которые являются гражданами командировавшей их страны. Столь же мало регулируется только та деятельность, которая осуществляется в помещениях Пред ст а зительств.

Ни текст согласованных с Германией постановлений, ни какие-либо иные клаузулы, подписанные Советским Правительством, не содержат подобных ограничений, и.Министерству Иностранных Дел не известны прецеденты, по поводу которых Советское Посольство ранее утверждало бы подобное ограничение принятого на себя обязательства.

4. В частности, нельзя в этом отношении ссылаться на пункт 4 Протокола от 29 июля 1924 г. Этот пункт 4 содержит сообщение Советского Посольства о том, что оно воспретило всем своим должностным лицам и служащим, а стало быть и сотрудникам Торгового Представительства, в какой-либо форме принимать участие во внутриполитической жизни Германии. Подобное обязательство «естественно» не могло распространяться на поведение немецких служащих вне их деятельности для Торгового Представительства. Это установленное в 1924 г. обязательство не принимать в какой-либо форме «участие во внутриполитической жизни Геома-нни» идет значительно дальше обязательства, установленного в 1921 и 1922 гг. и повторенного в 1925 г., воздерживаться от всякой агитации и пропаганды, направленной против Правительства или государственных учреждений страны пребывания. Само собой разумеется, что оно оставляет в полной неприкосновенности первоначальную и повторенную в 1925 г. клаузулу о пропаганде.

5. Спепиальная договоренность о запрете агитации и пропаганды в отношениях между Германией и Советским Союзом вытекает как раз из Различия экономических систем обоих государств и из особой структуры Торговых Поедставительств. Если вопрос будет стоять лишь о Дипломатических Представительствах обеих стран, то он, разумеется, будет решаться в рамках международного права, ибо нормальные дипломатические отношения были бы немыслимы, если занятые в Дипломатических Представительствах липа, экстерриториальность которых не зависят от их гражданства, стали бы использовать право экстерриториальности для вмешательства во внутренние дела страны пребывания. Правда. Торговое Представительство Союза Советских Социалистических Республик как таковое не имеет права экстерриториальности, а его поннадлежность к Посольству находит свое завершающее выражение в экстерриториальности определенных лиц в помещений. Это ясное юридическое положение, однако. ке исключает того, что Германское Правительство ожидает, что немепкий герспнал Торгового Представительства, не нмеюший права зкстероито-риальности. также должен строго соблюдать обязательство воздерживаться ст пропаганды и агнтапни против Германского Правительства и германских государственных учреждений*.

* Си. т. V. док. J& 305,



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: