Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Монгольской Народной Республике в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

21 мая 1930 -1

20 мая с. г. подписали с правительством Монгольской Народной Республики: конвенцию о борьбе с эппзоотиямн, санитарную конзениию, конвенцию об упрощенном переходе границы в 100-километровой полосе и дополнительный протокол к ней, конвенцию о мероприятиях по борьбе с сельскохозяйственными и другими вредителями8', соглашение о телеграфных сношениях, протокол соглашения об урегулировании вопросов з области гражданства, протокол соглашения о правах граждан и таможенных вопросах, протокол соглашения о перегоне скота через границу **.

Подлинники высылаем. Первые шесть документов требуют ратификации, которую необходимо по возможности ускорить. Ратификационные грамоты просим выслать ближайшей почтой.

Охтин

Печат. по срх.

я См. док. Хв 382. •*я Cr.v лек. X? 17&. '-7'-t, 180. 1S1,;S2.


187. Нота Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Послу Японии в СССР Т. Танака

21 мая то г.. N? 40/в

Господни Посол,

В ответ на Вашу ноту от 1 апреля с. г. за К° 63 имею честь подтвердить, что я уполномочен Правительством Союза Советских Социалистических Республик, по получении от Вас предложений относительно порядка получения рыболовных участков различными кооперативными обществами Союза Советских Социалистических Республик, начать переговоры, предусмотренные обменом нотами за № 4 от 23 января 1928 г. &, с тем чтобы закончить таковые переговоры заблаговременно до торгов на рыболовные участки, имеющих состояться в будущем году.

Вместе с тем полагаю целесообразным отметить в дополнение к детальным устным пояснениям, данным з Народном Комиссариате по Иностранным Делам представителю Японского Посольства, что, по мнению Правительства Союза Советских Социалистических Республик, право различных кооперативных обществ Союза Советских Социалистических Республик брать в аренду без ограничений рыболовные участки, не бывшие в эксплуатации в течение трех лет, предшествовавших вступлению в силу рыболовной конвенции*, установленное обменом конфиденциальными нотами от 23 января 1928 г.54, относится ко всем рыболовным участкам, не бывшим в эксплуатации в течение вышеуказанного периода времени. независимо от того, были ли такие рыболовные участки открыты к 28 мая 1928 г. или нет.

Примите, господин Посол, уверения в моем высоком к Вам уважении.

Карахан

Пгчаг. по арх.

В упоминаемой ноте Танака от I апреля 1930 г. № 63 говорилось: «Имею честь подтвердить получение Ваи:ен ноты Л? 21,,'и от 20 марта 1930 г. ** и пркнять к сведению Ваше согласие на проведение переговоров относительно порядка получения аренды на рыболовные участки кооперативными обществами Союза Советских Социалистических Республик. Учитывая тот факт, что переговоры не были своевременно завершены до начала торгов, договоренность, которая зафиксирована в конфиденциальных нотах от 23 января 1928 г., должна считаться остающейся в силе: это мнение подкрепляется тем, что, как явствует из Вашей ноты, получение которой настоящим подтверждается, между нами не существует разногласий. Что касается предложений, подлежащих обсуждению на перегово-

* См. т. XI док. ЛЬ 21. " См. док, № 105.


pax, я надеюсь Е^меть в скором времени возможность переговорить с Вами о них.

Считаю необходимым еще раз изложить смысл моей ноты от 22 февраля:, г. х. кстарый вспоследствии был устно разъяснен вашему Комиссариату. По мнению Японского Правительства, общая норна улова на рыболовных участках, которые должны быть сданы в аренду различным неоперативным обществам на торгах в текущем году, не должна превышать обшей нормы улова на рыболовных участках, полученных различными кооперативными обществами на прошлогодних торгах и находившихся у:-:их в эксплуатации зг:с следствии. Допустимо исключение в отношении тех рыболовных участков, которые были в свое время открыты, но не эксплуатировались з течение трех лет. непосредственно предшествовавших вступлению в силу рыболовной конвенции, согласно положениям, содержащимся в вышеупомянутых конфиденциальных нотах»,

18S. [Временное соглашение о рыболовстве между Союзом Советских Социалистических Республик н Великобританией]**

[22 мая 1930 г.]

Правительство Союза Советских Социалистических Республик и Правительство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, взаимно желая заключить возможно скорее формальную конвенцию для регулирования рыбной лов.™ в водах, прилегающих к северным берегам территории Союза Советских Социалистических Республик, согласились тем временем заключить нижеследующее Временное соглашение, которое будет служить в качестве modus vivendi впредь до заключения формальной конвенции.

Статья 1

(1) Правительство Союза Советских Социалистических Республик соглашается, что рыболовные суда, приписанные к портам Соединенного Королевства, могут ловить рыбу на протяжении от трех до двенадцати географических миль от линии наибольшего отлива вдоль северных берегов Союза Советских Социалистических Республик и зависящих от него островов и будет разрешать подобным судам плавать и становиться на якорь во всех водах, прилегающих к северным берегам Союза Советских Социалистических Республик.

(2| Что касэе:ск бухт, то расстояние в три мили будет измеряться от прямо"! линии, проведенной через бухту в части, ближайшей ко входу в первом месте, где ширина не превышает десяти миль.

(3) Что касается Белого моря, то производство рыбного промысла рыболовными судами, приписанными к портам Соединенного Королевства,

* См. стр. 158.

** Настоящий Перевод является переводом, согласованным между Договаривающимися сторонами на основании предпоследнего раздела соглашения, о чем Британский Статс-Секретарь по Иностранным Делам осведомил Полномочного Представителя Союза ССР в Лондоне нотой от в июля 1930 г.— Прим. док.


:.:ожет осуществляться ï: северу ит 6<S~10' северной широты, За пределами трех миль от земли.

И) Воды, к которым применяется настоящее Временное соглашение, пудут те. которые расположены между меридианами 32" и 48° восточной долготы.

Статья 2

Ничто в настоящем Временном соглашен ei и не будет рассматриваться как предопределяющее точки зрения, имеющиеся у каждого из Догозари-вающихся Правительств о границах территориальных вод по международному праву.

Статья 3

Настоящее Временное соглашение вступает в силу с сего числа и будет оставаться в силе до заключения и вступления з силу формальной лонзенпнн о регулировании рыбной ловли в водах, прилегающих к северным берегам территории Союза Советских Социалистических Республик с тем. однако, что каждое из Договаривающихся Правительств будет иметь право в любое врег-:я сделать заявление другому о Прекращении настоящего соглашения, которое тогда останется в силе до истечения шести месяцев со дня. когда было сделано такое заявление.

В удостоверение чего, нижеподписавшиеся подписали настоящее соглашение и приложили к нему свои печати,

Учинено в двух экземплярах в Лондоне, на английском языке, два> дцать второго мая тысяча девятьсот тридцатого года,

Перезод на русский язык будет сделан возможно скорее и будет согласован между Договаривающимися сторонами.

Оба текста будут после этого пояитае^ы аутентичными для всех Lie лей.

Г. Сокольников Артур Геноерсон

Протокол к статье i (пункт 1)

Разрешение, даваемое Правительством Союза Советских Социалистических Республик в пункте (П статьи 1 настоящего Временного соглашения рыболовным судам, приписанным к портам Соединенного Королевства, плавать и становиться на якорь во всех водах, прилегающих к северным берегам Союза Советских Социалистических Республик, не будет понимаемо как предоставляющее подобны-.] рыболовным судам право плавать и становиться на якорь во внутренних водах ила в других водах Союза Советских Социалистических Республик, которые закрыты или могут быть закрыты для иностранных судов вообще.

Учинено в Лондоне, двадцать второго мая тысяча девятьсот тридцатого года.

Г. Сокольников Артур Гендергоч

Протокол к статье !. (пункт 4)

Правительство Соединенного Королевства продолжает держаться езоеи точки зрения о праве рыболовных судов, приписанных к порта!,: Соединенного Королевства, ловить рыбу в водах, к которые настоящее Временное соглашение не применяется, и сохраняет за собой право вновь постазить вопрос о границах, указанных в пункте (4) статьи 1 настоящего соглаше-


кия, при переговорах о фор;.:аль.тОК конзенцин, упомянутое во вступление к настояшег.-.у соглашению.

Учинено в Лондоне, двадцать второго мая тысяча девятьсот тридцатого года.

Г. Сокольников Артур Гендерсон Соглашение, притоколы г.ечат. г.о арх, ОпуС'А. в «Собрании законов.,,*, отд. II, M ~5€. 22 ноября Î9.Î9 г., стр. 9-îi'—97Q.

189. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Японии в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

Немедленна 22 мая 1930 г,

Согласно Вашему поручению* вчера я изложил Сидэхара нашу точку зрения на рыболовный вопрос. Сидэхара сказал, что Танака ** при передаче ему дел говорил, что его правительство считало вопрос о 18 участках*** решенным и только откладывало, так как было занято делом Уда****. На это я указал, что дело Уда возникло только на торгах, которые был^ поздно, а разговоры о 18 участках могли быть до торгов для постановки их на торги. Не ставя об этом вопроса, в частности, в письме Иосида па мое официальное заявление*****, японское правительство удовлетворилось нашим отказом от И участков и взятием для государственной промышленности 18 участков. Сидэхара сказал, что правительство Танака считало свою позицию прочной, поскольку полагало, что в этог\~ случае необходимо было согласие японского правительства, Я ему пояснил, что в соответствующих пп. 2 и 3 ст. Б заключительного протокола ****** говорится о разных процедурах для участков свыше двух млн. пудов и в пределах двух млн. пудов. Если бы было правильно толкование Танака, то мы должны были бы вести переговоры и в пределах двух млн. пудов, т. е. не было бы надобности в двух пунктах и различии процедуры. На это Сидэхара сказал, что вопрос спорный, может быть, толкование Танака было неправильное, но он хочет разрешить вопрос практически и получить несколько участков назад. Я ответил, что практически вопрос стоит о выполнении конвенции и о том. чтобы довести норму госпро-

* См. док. N= 175. ** Имеется в виду бывший премьер-министр и министр иностранных дед Японии Таяака Пштн,

*** См. т. XII, док. Ki 126 146 147 160. loi- î72 17-3 1S6. 208, 300

**** См. т. XII, док. № 134, 147 161. 173, 191. ***8* См. т. ХП, док. Хз 54 ***8s* £M_ с(^ * рыболовная ко.-:ве_чция между Союзом ССР и Японией со всеми oTKoesüAE'.M^i-fi к ней материалами*. М-, 192«, стр. 24—25.


мышленности до двух млн. пудов, которая еще не выполнена, и японское правительство вместо помогли нам мешает, стремится ограничить наши права.

Сидэхара на это ничего не ответил и перешел к рыбному вопросу вообще, указывая на роль частников и на то, что при подписании конвенции не предполагалось, что наши частники серьезно повлияют на японскую долю в 8 млн. пудов. Я ем\ пояснил, что японцы имеют почти 8 млн. пудов, что наши частники развились за счет новых участков, что японцы на последних торгах не проявляли большого интереса к новым участкам и что около 100 участков остались незаторгованными, и если бы наши частники их взяли, то никакого ущерба для японцев от этого не было бы. Сндэхара просил меня, и я обещал это, дать ему сведения о новых участках на последних торгах, за какие японцы боролись и сколько не могли взять, и сколько взяли их наши частники. Прошу немедленно мне эти сведения протелеграфировать. Сидэхара в заключение сказал, что он от меня узнал кое-что ранее ему неизвестное.

После официального разговора Сидэхара стал говорить со мной в частном, интимном, порядке, не как министр иностранных дел, о том, что положение японских рыбников отчаянное, что общественное мнение возбуждено и, б частности, теперь имеются большие затруднения с платежами для японцев, так как приобретать дешевую валюту становится трудно. Я ему сказал, что как посол я тоже не могу на эту тему говорить, таккак все рыбннки по нашему закону нарушители, и что только наши дружеские отношения с японским правительством, очевидно, заставляют смотреть сквозь пальцы на их нарушения. Сндэхара говорил, что по официальному курсу платить невозможно, что-то надо сделать. Я сказал, что я в частном порядке позондирую этот вопрос.

Трояновский

Печат. по арх

190. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Турции Я. 3. Сурица в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

23 мая 1930 г.

Венгерский посланник, со слов лондонского представителя Венгрии сообщил, что во время Лондонской конференции-5 французский делегат Тардье зондировал почву о блоке против нас, об экономических мероприятиях, о крестовом походе против Коминтерна и т. д. Итальянцы и англичане отнеслись очень сдержанно. Сочувственно отнесся будто бы Стимсон.

Полпред

Печат. по арх.


191. Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР Посольству Персии в СССР

24 мая 1930 г.. Ys 1ВП/077

Вербальной нотой от 13 апреля за № 1ВП/077* Народный Комиссариат по Иностранным Делам уже имел честь обратить внимание Чрезвычайного Посольства Персии на крайне неблагоприятное положение в пограничной полосе между СССР и Персией, создавшееся в результате непрекращающихся нападений на советскую территорию со стороны оперирующих на персидской территории разбойничьих банд, а также вследствие других нарушений неприкосновенности советской границы со стороны жителей персидской стороны. Народный Комиссариат по Иностранным Делам как в вышеупомянутой ноте, так и неоднократно в прошлом, обращал внимание Посольства на то обстоятельство, что персидские власти не принимают надлежащих мер борьбы с вышеуказанными явлениями.

Настоящим Народный Комиссариат по Иностранным Делам имеет честь дополнительно сообщить Чрезвычайному Посольству Персии ряд ставших ему известными фактов, свидетельствующих о тон, что пограничные персидские власти не только не противодействуют нарушению границы Советского Союза, но, наоборот, активно этому содействуют.

Эти факты показывают также, что персидские пограничные власти поддерживают тесный контакт с антисоветскими элементами и ведут через ннх широкую кампанию за нелегальный переход жителей пограничной полосы СССР в Персию, обещая им различные льготы, и оказывают этим жителям активное содействие и поддержку в деле нелегального перехода государственной границы.

Так, в ночь на 17 февраля на границе между Азербайджанской Советской Социалистической Республикой и Персией пытались перейти в Персию два советских гражданина, каковые ввиду оказанного ими вооруженного сопротивления были убиты советской пограничной охраной. При досмотре у одного из них, оказавшегося советским гражданином Бала-хан Ахмед-оглы, жителем селения Аманкенд, эмигрировавшим ранее в Персию, был обнаружен документ на персидском языке следующего содержания; «6/VII — 1308 г. ** Удостоверение Бала-хану. На основании сего Вам разрешается переходить и ехать. Разрешение дано для спокойствия». На этом документе имелась подпись персидского официального лица Султан Джах-хана. Совершенно очевидно, что удостоверение это служило

* См. док. Ne 132.

** Дата персидского летосчисления; соответствует 6 июля 1929 г. по григорианскому календарю.


Бала-хану официальным пропуском для свободного перехода границы в ночное время. Одновременно у убитого были обнаружены две персидские таможенные очистковые квитанции на уплоченпую пошлину за скот и лошадей, которые были нелегально перегнаны в Персию из СССР.

Так, 23 февраля советскими пограничниками была обнаружена группа из 5 вооруженных всадников, пытавшихся перейти со скотом в Персию. Столкнувшись с советскими пограничниками, группа эта, оставив 24 верблюда и 12 лошадей, нагруженных домашними вещами, скрылась в персидских пределах. Задержанная при этом одна женщина с четырьмя детьми, оказавшаяся советской гражданкой Хатам Аман Али-кызы показала, что всадники эти были посланы из Персии для содействия ее нелегальному переходу из СССР в Персию. Из числа этих всадников она назвала гр. Кязым Магомед-оглы и Азим Магомед-оглы, жителей персидской кочевки Омунны. Аналогичный факт имел место на границе Персии с АзССР в ночь на 21 февраля, когда группа вооруженных всадников, сопровождавшая советских граждан, нелегально переходивших из СССР в Персию, имела столкновение с советскими пограничниками. В результате из группы всадников был убит гр. Салах Ага Кули-оглы, а остальные скрылись в персидских пределах. Задержанная из группы советская гражданка Ага Бегнм Шнралн-кызы, при которой было 900 голов.мелкого скота, показала, что она жительница кочевки Мура-тлы Муганского округа и что переходу ее в Персию содействовали присланные из Персии 8 человек жителей селений Тазакенд и Талыш-Микейли во главе с жителем первого селения Нусрат Керим-оглы. Надо отметить, что особую активность в этих нарушениях проявляют некоторые беки Белясуварского района, в том числе Фарзулла-бек, Иззят-бек н старшина селения Тазакенд Эйныш Фаттиш-оглы со своими сыновьями.

Говоря об этих нарушениях, Народный Комиссариат не может не отметить руководящую роль в данном деле Султан-бека Султанова, беспрепятственно оперирующего со своей бандой в продолжение ряда лет в Карадагском районе. Эта банда, явно пользующаяся покровительством местной персидской администрации, занимается регулярными налетами на пределы СССР с целью грабежей и террористических актов против представителей Советской власти. Награбленное имущество реализуется бандитами на Тавризском базаре через некоторых саррафов * с ведома местных властей, причем факты налетов, грабежей и реализации награбленного обычно хорошо известны властям Карадага, в частности Ахара, а также н Тавриза. Об этих налетах и грабежах персидские власти

* — менял, ростовщиков (перс).


имеют непосредственные сведения от самого Султан-бека Султанова. Последний находится в постоянном и тесном контакте с командующим военными частями Ардебнльского округа полковником персидской службы белым эмигрантом Кель-бали-ханом Нахичеванским, к которому Султанов ездит регулярно для доклада не реже [одного раза] в месяц. Упомянутые враждебные выступления против Советского Союза со стороны банды Султанова производятся с явного одобрения и поощрения со стороны полковника Нахичеванского. Подобное же доброжелательное отношение со стороны Нахичеванского встречают банды Ханды и Кобилла, оперирующие в Карадаге.

Народный Комиссариат по Иностранным Делам вынужден констатировать исключительную роль в этих бандитских налетах и нарушениях границы Советского Союза полковника Нахичеванского, который является не только вдохновителем этих враждебных выступлений против СССР, но и их организатором. С его помощью не только подготовляются налеты на советские пределы, а также нелегальные переходы из СССР в Персию, но им оказывается полное содействие всем лицам, нелегально перешедшим из Советского Союза, в деле их водворения и оседания в пограничной полосе. Всем этим нарушителям границы и бандитским элементам полковником Нахичеванским выдаются соответствующие мандаты на предмет беспрепятственного перехода границы в ночное время. В качестве примера Народный Комиссариат по Иностранным Делам может сослаться на документы, выданные Кельбали-ханом братьям Мир Муса и Мир Али Мир Исмаил-оглы от 28 декабря 1307 г. *, коими предписывается, чтобы никто не чинил препятствий означенным мохаджирам, нелегально отправляющимся на территорию СССР в селение Бабакен для перевозки своего имущества.

Полномочным Представительством СССР в Персии уже не раз обращалось внимание Министерства Иностранных Дел Персии на антисоветскую деятельность полковника Нахичеванского, явно несовместимую не только с основами дружбы, существующей между СССР и Персией, но и с теми договорами и соглашениями, которые имеются между двумя странами. К сожалению, Министерство Иностранных Дел Персии не уделило должного внимания этому вопросу и тем дало возможность Нахичеванскому еще шире развернуть свою работу, создающую столь нежелательное обострение в пограничных вопросах между СССР и Персией н грозящую еще большими осложнениями.

* Дата персидского летосчисления; соответствует 28 декабря 1928 г. по грегорианскому календарю.

29Ï


Подобная позиция некоторых представителен персидской администрации явно поощряет враждебную к СССР деятельность белоэмигрантских групп не только на границе, но н в самом центре персидского Азербайджана, в г. Тавризе. Не встречая никаких противодействий со стороны местных властей, дашнаки и муссаватнсты за последнее время развернули здесь широкую антисоветскую работу. Орган дашнакского ЦК «Арач», издающийся в Париже н проводящий ярко выраженную враждебную по отношению к СССР линию, имеет легальное обращение в Азербайджане, в то время как советские армянские газеты, выписываемые в Тавриз, подвергаются конфискации. Организация дашнаков, почти не скрывая этого от местных властен, имеет склад оружия в селении Му-жумбаре около Тавриза, который находится в ведении хумба-пета * Япона. В самом Тавризе все дашнаки вооружены, и полиция ничего не предпринимает для изъятия у ннх оружия.

Не менее благожелательный прнют в персидском Азербайджане нашли белоэмигранты-муссаватисты, которые наравне с дашнаками также развивают совершенно неприкрытую антисоветскую деятельность. Во главе этой муссаватист-скон организации стоит Ma мед Садык Кулиев, он же Хлусн. Эта организация имеет своих агентов в пограничной полосе — в Астаре и Ардебнле, а также в Ахаре. О покровительстве персидских властей этой организации говорят такие факты, как наличие многих представителей ее на официальной персидской службе, например, Салман-хана Аскерханова, д-ра Ка-занфар Зулькадарова, Гусей на Фахми, муссаватистского офицера, ныне персидского, в Маку Афрасиаб-хана Адаларова, Кельбали-хана Нахнчеванского, Бахрам-хана, Мелик Асланова и др. Следует отметить, что такое внимательное и благосклонное отношение со стороны персидских властей встречают не только дашнакн и муссаватнсты, но и прочие белоэмигранты, как, например, белый офицер бывший полковник Келлер, начальник службы движения Таврнзской железной дороги капитан Есленев, бывший генерал Мелик Мурадов и пр. Этн факты свидетельствуют о том, что некоторые представители персидской администрации ведут широкую консолидацию антисоветских элементов, подрывая этим добрососедские отношения между Персией н СССР. Мало того, эти представители сами занимаются распространением заведомо ложных злостных слухов о СССР. Так, в конце марта с. г. комендант персидской Джульфы гр. Фарзане задержал и возвратил обратно в Тавриз одну армянку, ехавшую в СССР, убедив ее сделать это своими рассказами об опасности для нее поездки

* — сотника (ар.к.).


в СССР. Аналогичный поступок был допущен таврнзской полицией, отказавшей в выдаче пропуска гр. Гурджнани, ехавшему в СССР по визе советского генерального консула. Лишь после указания советского генерального консула на нелояльные действия таврнзской полиции, пропуск гр. Гур-джнанн был выдан. В результате подобной позиции местных персидских властей антисоветская работа белоэмигрантских групп выросла за последнее время до небывалых размеров, чем создается благоприятная почва для всякого рода эксцессов. В Тавризе начинают разрабатываться планы насильственных действий в отношении ответственных работников советских консульств в Азербайджане, в частности таврнзского генерального консульства, причем не исключена возможность использования наиболее активных элементов дашнаков для налета на консульство. Имеются также факты, указывающие на подготовку вооруженных банд дашнаков, разрабатывающих планы налета с территории Персии в пределы СССР в целях организации террористических актов.

Народный Комиссариат по Иностранным Делам, приведя вышеизложенные факты, находящиеся в явном противоречии с духом и содержанием имеющихся между СССР и Персией договоров и соглашений, вынужден констатировать чрезвычайно серьезное положение, создающееся в данном вопросе, и считать необходимым обратить внимание Персидского Правительства на весьма нежелательные осложнения, которые могут явиться последствием явно нелояльного отношения отдельных представителен персидской администрации к обязательствам, принятым на себя Персидским Правительством в силу этих договоров н соглашений.

Народный Комиссариат считает необходимым безотлагательное принятие Персидским Правительством следующих мер, проведение которых является единственным условием оздоровления создавшейся обстановки и предупреждения возможных осложнений.

1) Привлечь к ответственности персидских беков Афганского и Худаферниского районов как явных пособников и организаторов бандитских групп, совершающих налеты на территорию СССР.

2) Отстранить от должности и удалить от пограничной полосы начальника шахсевенского племени Джах-хан Шаха, покровителя контрабандистов н злостных нарушителей границы СССР.

3) Выслать всех бандитов из пограничной полосы персидского Азербайджана в отдаленные районы.

4) Выслать из Таврнза и персидского Азербайджана весь состав дашиакского и муссаватистского комитетов, а также всех членов н представителей этих организаций.


5) Произвести фактическое разоружение белоэмигрантских групп.

6) Ликвидировать склад оружия партии дашнакцутюн в Мужумбаре.

7) Удалить из пограничной полосы нз персидского Азербайджана и предать суду полковника персидской службы белоэмигранта Кельбалн-хана Нахичеванского.

8) Удалить с официальной персидской службы всех белоэмигрантов.

9) Снять н удалить нз персидского Азербайджана армян-ского епископа Нерсеса Мелнк Тангиана, члена дашнакской организации н активного руководителя враждебной к СССР деятельности эмигрантов.

10) Возвратить в СССР всех нелегально перешедших в Персию кочевников, уведенный ими скот и вывезенное имущество.

Исполнение этих минимальных мероприятий, вытекая нз прямых постановлений договоров и соглашений, заключенных Правительством Персии н Правительством Союза ССР, будет свидетельствовать о том, что дружба между этими двумя странами находится на прочной непоколебимой базе. Невыполнение перечисленных мероприятий могло бы свидетельствовать о том, что враждебные СССР влияния находят в Персии благоприятную почву для нарушения добрососедских отношений между обеими странами.

Доводя вышеизложенное до сведения Чрезвычайного Посольства Персии, Народный Комиссариат по Иностранным Делам имеет честь просить Посольство довести настоящее представление в срочном порядке до сведения своего Правил тельства н о последующем не отказать в кратчайший срок его информировать *.

Печаг. г.о арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: