Том четырнадцатый

/ января31 декабря 1931 г.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО ТОМА

Я, И. ЕРШОВ. А. И. ЛАВРЕНТЬЕВ. Б. П. МИРОШНИЧЕНКО, К. Н. СВАНИДЗЕ. С. Л. ТИХВИНСКИЙ


ПРЕДИСЛОВИЕ

XIV том включает документы внешней политики СССР за 1931 г.

Советский народ в этом году добился новых крупных успехов в области народнохозяйственного и культурного строительства. Состоявшийся в марте 1931 г. VI Всесоюзный съезд Советов считал его «решающим годом в осуществлении всей программы пятилетки», «годом завершения построения фундамента социалистической экономики Союза ССР».

Достижения Советского Союза в развитии народного хозяйства ярко выделялись на фоне продолжавшегося мирового экономического кризиса и наглядно показывали преимущества социалистического строя перед капиталистическим.

Правящие круги ведущих империалистических держав по-прежнему стремились мешать успешному строительству социализма в нашей стране, не прекращали подготовки к вооруженной агрессин против СССР, предпринимали попытки образовать антисоветский блок, изолировать Советский Союз на международной арене. Они продолжали организовывать антисоветские провокации и клеветнические кампании, пытались законодательным путем ограничить торговлю с СССР, препятствовать размещению советских заказов на промышленное оборудование.

Советское правительство неустанно разоблачало враждебные происки империалистических держав, твердо следовало принципам ленинской миролюбивой внешней политики, выступало за развитие нормальных отношений со всеми государствами, которые проявляли к этому готовность.

Документы тома свидетельствуют, что СССР продолжал вести настойчивую борьбу за всеобщее разоружение. В заявлении Советского правительства от 15 января 1931 г. говорилось, что СССР будет активно участвовать в предстоящей конференции по разоружению, ибо от ее результатов «может в

о


значительной степени зависеть вопрос о продлении н упрочении мира и о новой истребительной войне». Советское правительство одним из первых представнло в Лигу нацнй для передачи конференция по разоружению сведения о состояния вооруженных сил СССР, а затем обменялось этими данными с правительствами Италии. Польши, Финляндии, Германии. Великобритании, Франции и Латвии. В мае 1931 г. на заседании комиссии по изучению вопроса о европейском союзе делегация СССР выступила с предложением заключить пакт об экономическом ненападении. Эта идея была в основном одобрена специальным комитетом Европейской комиссии в ноябре 1931 г. Однако ввиду отрицательной позиции правящих кругов большинства капиталистических государств пакт не был претворен в жизнь. Советский Союз выдвигал конструктивные предложения по укреплению международного сотрудничества и на других международных конференциях.

В томе публикуются материалы о переговорах по заключению пактов о ненападении с Польшей, Румынией. Финляндией. Францией и Эстонией. Советское правительство считало, что заключение пактов о ненападении с другими государствами, н в первую очередь с пограничными СССР странами, всецело отвечает мирной политике Советского Союза и интересам обеспечения всеобщего мира.

Парафирование советско-французского пакта о ненападении явилось определенным сдвигом в отношеннях СССР с Францней. Стремясь к расширению экономических связей с Францией, Советское правительство начало переговоры о заключении торгового соглашения. Однако французские правящие круги на этом этапе переговоров ограничились лишь формальной отменой декрета от 3 октября 1930 г., возводившего дискриминационные барьеры в отношении торговли с СССР. Торговое соглашение в 1931 г. не было заключено.

Как видно из документов тома, в 1931 г. правительство Великобритании ие проявляло заинтересованности к урегулированию спорных вопросов н развитию торговых отношений с СССР. Реакционные элементы в стране продолжали антисоветские выступления.

Советское правительство стремилось к нормализации отношений с США. Однако американские правящие круги продолжали противиться установлению дипломатических отношений с СССР. Антисоветская кампания подогревалась деятельностью пресловутой комиссии Фиша в конгрессе США. Работе «Амторга», осуществлявшего советско-американские торговые операции, чинились всяческие препятствия. Дискриминационные меры протнв ввоза советских товаров в США привели к сокращению торговли между двумя странами. В частности, закупки Соединенными Штатами советских товаров в 1931 г.


уменьшились по сравнению с 1930 г. почти наполовину. В ответ на эти действия значительно активизировалось движение за признание СССР, в котором участвовали различные слои американского народа.

Советско-германские отношения испытывали серьезные трудности. Германскне правящне круги все дальше отходили от политики Рапалло. Во внешней политике Германии заметно усиливались тенденции» враждебные Советскому Союзу. Предпринимались попыткн помешать улучшению отношений СССР с Францией и Польшей. Наиболее воинственные политики требовали активного включения Германии в единый антисоветский фронт под флагом борьбы с большевизмом. В стране усиливался фашизм.

Однако в этот период, в условиях обострения межимпериалистических противоречнй, роста мощи и авторитета СССР, углубления хозяйственных трудностей Германии, вызванных экономическим кризнсом, необходимость поддержания экономических связей с Советским Союзом оказывалась сильнее антисоветских стремлений германских империалистов.

СССР посетила делегация видных промышленников Германия. 14 апреля 1931 г. было достигнуто соглашение о размещения в Германия крупных советских заказов и предоставления Советскому Союзу для этой цели нового значительного германского кредита. 24 нюня 1931 г. в Москве был подписан протокол о продлении договора о нейтралитете между СССР и Германией от 24 апреля 1926 г. и конвенции о согласительной процедуре от 25 января 1929 г. Однако ратификация протокола Германией под разными предлогами откладывалась.

В 1931 г. развнналась торговля с Италией. Был заключен ряд соглашений, в том числе о предоставлении кредита для закупки итальянского промышленного оборудования.

В томе публикуется большое число документов, показывающих, что в 1931 г. Советское правительство по-прежнему прилагало усилия по расширению политических, экономических н культурных связей со странами Востока, основанных на ленинских принципах дружбы и сотрудничества между народами. С Турцией был заключен договор о торговле и мореплавания и протокол об обмене информацией относительно строительства военно-морских судов в районе Черного моря. Осенью 1931 г. Турцию посетил с дружественным визитом народный комиссар иностранных дел СССР. С Персией подписана конвенция о поселении, торговле н мореплавании, с Афганистаном— договор о нейтралитете н взаимном ненападении.

Благоприятно развивались дружеские взаимоотношения СССР с Монгольской Народной Республикой. На основе ранее заключенных договоров и соглашений Советский Союз продолжал оказывать МНР экономическую и техническую помощь в

I


развитии народного хозяйства, культуры, здравоохранения, ь подготовке национальных кадров.

В сентябре 1931 г. началась агрессия японских империалистов в Китае. Японские войска вторглись в северо-восточную часть страны. Империалистические державы, и прежде всего США и Англия, как непосредственно, так и через Лигу нации фактически поощряли японскую агрессию, рассчитывая в дальнейшем направить ее против Советского Союза. Опасность войны приближалась к границам СССР,

В этих условиях Советское правительство, не поддаваясь на провокации, имевшие целью втянуть СССР в конфликт, проводило гибкую и в то же время решительную политику; оно поддерживало интересы китайского народа, осуждало японскую агрессию, разоблачало происки империалистических держав. Советский Союз неизменно подчеркивал свое дружественное отношение к китайскому народу, к его борьбе против агрессии Японии, за освобождение от империалистического гнета, за государственную независимость и национальное объединение.

В томе публикуются документы об отношениях СССР со Скандинавскими странами, Чехословакией, Австрией. Грецией, странами Латинской Америки и др.

Большинство документов публикуется впервые.

Методы публикации и оформления документов указаны в предисловиях к 1, 11. 111. IV. V томам настоящего издания.

*

В подготовке тома к печати принимали участие сотрудники Редакционного аппарата Комиссии по изданию дипломатических документов при МИД СССР: В. М. Балашов, М. А. Буг-реев, И. П. Галичий, И. Г. Голуб. А, Я. Грушин, В. Л. Дюкоз, Л. В. Евдокимов, И. II. Жужунава, кандидат ист. наук.7. И. Игнатьев, М. А. Костылев, И. И. Никитин. Г. М. Сиво-лобова, Ю. И. Устюгов, М. П. Хламова, В. А. Шорин, а также сотрудники Института истории и Института славяноведения АН СССР //. И. Грибникова. Л. В. Заборовский, Е. В. Пи-лишек.

В составлении некоторых примечаний участвовали сотрудники Института истории и Института народов Азии АН СССР кандидаты исторических наук Л. А. Боровкова и В. В. Лебедев, а также Ю. Р. Ульянов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: