Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Турции Я. 3. Сурицу

9 сентября 1932 г.

На телеграмму от 7 сентября246. Французы недавно предложили Румынии согласованную с нами формулу**, потребовав ответа до 20 сентября. На это румынское правительство ответило, что оио договорилось с Беком во время его пребывания в Бухаресте о новой формуле, которую ои должен предложить нам. Мы от поляков, однако, никаких предложений не получали, а теперь румыны пытаются вовлечь в игру и Турцию. Ясно, что все это лишь неуклюжие попытки затянуть переговоры, выиграть время в надежде сорвать подписание пакта с Францией и ратификацию Польшей. Вы должны будете ответить, что в свое время мы сами предлагали переговоры в Турции ***. но Румыния предлагала Варшаву, а затем Ригу, После рижских переговоров оставался почти один спорный пункт, для урегулирования которого с согласия или даже по предложению Румынии посредничали и продолжают посредничать поляки и французы. Отвергая все наши последовательные предложения и формулы и не делая никаких контрпредложений, Румыния теперь ищет новых посредников. Мы видим в этом лишь дипломатическую игру, вскрывающую несерьезность и неискренность румынских намерений. Если считаете необходимым, то можете сообщить ответ Рюштю теперь же, но лучше после вторичного обращения к нему румына 247.

Литвинов

Печат. па арх.

* См. док..4° 357. 8* См. док..У» 345. *** Си, т. XIV, док. №381.


358. Запись беседы Полномочного Представителя СССР в Германии с Министром экономики Германии Вармболь-дом*

9 сентября 1932 г.

9 сентября я вместе с т. Вейцером посетил министра хозяйства Вармбольда. Мы ему сообщили, что имели уже разговор со статс-секретарем аусамта Бюловым **, которому указывали на необходимость проведения таких мероприятий, которые содействовали бы улучшению торгового баланса между СССР и Германией, который сейчас весьма неблагоприятен для СССР, что особенно резко выявилось в первом полугодии 1932 г.

Мы обратили внимание Вармбольда, что 30 августа 1932 г. произошло повышение таможенных пошлин на И 6 позиций, из которых 11 позиций затрагивают вывоз из Советского Союза. В общем это повышение составляет 3,3% общего советского экспорта в Германию в первую половину 1932 г.

Нам известно, что идут предварительные переговоры между Германией, с одной стороны, и Голландией, Данией н Финляндией, с другой стороны, в отношении контингентирования ввоза масла, при этом переговоры уже близятся к концу. Это может сильно ударить по интересам советского ввоза масла в Германию.

Кроме того, мы должны обратить внимание, что в начале сентября обсуждается в прессе вопрос об общем контингентировании сельскохозяйственных продуктов в Германию. Если проект министерства земледелия пройдет в таком виде, как это указано в печати, то нас это коснется в сильной степени, и мы можем иа этом потерять от 65 до 70 млн. марок, т. е. приблизительно такая сумма выпадет из советского экспорта.

Вармбольд сообщил иам, что полномочия, которые он имел от прежнего кабинета вести с нами экспортные переговоры, уже истекли, поэтому он уже имел беседу с аусамтом о том, чтобы либо ои, либо министр иностранных дел получил бы полномочия вестн переговоры хозяйственного порядка с СССР. Он полагает, что руководящим лицом будет теперь назначен представитель аусамта. ибо полномочия от прежнего кабинета получил ои. так как министром иностранных дел являлся рейхсканцлер. Ои постарается провести это дело возможно скорее, чтобы можно было бы тут же приступить к

* Из дневника полпреда СССР в Германии Хннчука от 9 сентября 1932 г.

** См. док. Л° £37.


урегулированию тех трудностей для нашего экспорта, которые возникли в последнее время. Однако он указал, что нужно отделить вопрос о контингентировании масла от общего вопроса контингентирования, ибо общий вопрос является делом одного ведомства, но совсем еще не принят кабинетом.

Я получил впечатление, что по вопросу об общем контингентировании идут споры и что министерство хозяйства против проведения этого дела.

Далее Вармбольд согласился со мною, что нужно теперь же, не ожидая окончательного решения кабинета о выделении руководящего лица, выделить с каждой стороны по два человека, которые могли бы заняться практической подготовкой всех вопросов, затрудняющих экспорт из СССР, которые, так сказать, могли бы подготовить необходимый материал и проделали бы всю черновую работу для предстоящего обмена мнениями и принятия мер к устранению всех трудностей для советского экспорта.

Л. Хинчук

[P. S.] В конце беседы я спросил, что нового в Стрезе *. Вармбольд сообщил, что он мало осведомлен. Он полагает, что дело длительное, раз начали работать комиссии,

Печат, по арх.

359. Сообщение советской печати о подпнсаннн договора между СССР и Францией о поставках нефтн и нефтепродуктов

12 сентября 1932 г

8 августа в Париже подписан договор между представителями «Союзнефтеэкспорта» н группой французских импортеров нефти и нефтепродуктов, возглавляемых о-вом «Петрофи-на франсез». на поставку во Францию нефти и нефтепродуктов. Срок договора — до 31 августа 1937 г. Договорное количество достигает свыше двух миллионов тонн.

Правлением «Союзнефтеэкспорта» договор ратифицирован. (ТАСС).

Пгчат. по газ. «Известия»

M 253 (4823), 12 сентября 1932 г.

* См. док, №341.

Ria


360. Обмен нотами между Правительством СССР и Правительство«! Афганистана о разрешении пограничных инцидентов на советско-афганской границе243

I. НОТА

ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СССР В АФГАНИСТАНЕ

МИНИСТРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ АФГАНИСТАНА

ФАИЗ МУХАММЕД-ХАНУ

13 сентября 1932 г. Jtt 740

Господин Министр,

Имею честь сообщить Вам, что мое правительство, в целях предупреждения всякого рода пограничных инцидентов на границах Союза Советских Социалистических Республик и Афганистана, а также в целях скорейшего разрешения этих инцидентов в случае их возникновения, считает целесообразным установить следующий порядок:

1. Союз Советских Социалистических Республик и Афганистан назначают на протяжении их общей границы по шести пограничных комиссаров с каждой стороны.

2. Пограничными комиссарами Союза Советских Социалистических Республик, которые будут рассматривать и разрешать пограничные инциденты, будут являться:

а) Начальник Мервского пограничного участка, с постоянным пребыванием его в гор. Мерве и с районом деятельности от стыка советской и персндско-афганской границ до пограничного столба,N° 63, что в сорока километрах северо-западнее г. Доулет-Абад.

Его помощниками являются:

Начальник погргничного участка крепости Кушка, с постоянным местопребыванием его в крепости Кушка, и

Начальник пограничного участка Тахта-Базар, с постоянным местопребыванием его в Тахта-Базаре.

б) Начальник Керкннского пограничного участка, с постоянным местопребыванием его в гор- Керки. Этот участок простирается от погргничного столба № 63 до восточной окраины кншлака Салты-Арык.

Его помощниками являются:

Начальник пограничного участка Ширам-Кую, с постоянным местопребыванием его в Ширам-Кую, и

Начальник пограничного участка Хотаб, с постоянным местопребыванием его в кишлаке Хотаб.

н) Начальник Сурхан-Дарышского пограничного участка, с постоянным местопребыванием его в гор. Термезе н с районом деятельности от кишлака Салты-Арык до развалин поста Старо-Овражный, что в 50 километрах юго-восточнее г. Термеза.

г) Начальник Саранского пограничного участка, с постоянным местопребыванием его в гор. Бауманабад (бывший Сарай-Комар) и с районом деятельности от поста Стара-Озражный до скалы, что на берегу р. Пяндж в 4'/г километрах сезеро-восточнее кишлака Шоонак.

Его помощниками являются:

Начальник Айваджского пограничного участка, с местопребыванием его в Айвадже, н

Начальник Сары-Чащменского пограничного участка, с местопребыванием его в кишлаке Сары-Чашме_

д) Начальник Кала-и-Хумбского пограничного участка, с местопребыванием его в гор. Кала-н-Хунб и с районом деятельности от скалы, что на


берегу р. Пяндж в 47г километрах северо-восточнее кишлака Шоонак, до впадения реки Яз-Гулем в реку Пяндж.

е) Начальник Хорогского пограничного участка, с местопребыванием его в гор- Хороге и с районом деятельности от реки Яз-Гулем до стыка со-ветско-афгано-кнтанской границы.

Его помощниками являются;

Начальник Ишкашимского пограничного участка, с местопребыванием его в Ишкашиме, н

Начальник Лянгарского пограничного участка, с местопребыванием его в Лянгаре.

3. Комиссары каждого государства должны быть подданными или гражданами этого государства. Ни одно из договаривающихся государств не может назначить на должность комиссара лиц, которые ранее были подданными или гражданами другого государства. При назначении комиссаров каждое из правительств сообщает другому о последовавших назначениях. В интересах регулярной и бесперебойной работы пограничных комиссаров стороны считают необходимым, чтобы процедура представления пограничных комиссаров правительству другой стороны совершалась в срочном порядке, по телеграфу. Стороны дадут указания своим пограничным властям, чтобы сменяемые пограничные комиссары не оставляли бы своих участков впредь до вступления в должность заменяющих их лиц.

4. Пограничные комиссары обязаны предотвращать в пограничной полосе всякого рода агрессивные действия со стороны преступных лиц по отношению к пограничным жителям другой стороны и следить за сохранением порядка на границе, а также должны принимать энергичные меры к тому, чтобы ни в коем случае не происходил бы ружейный обстрел с территории одной из сторон постов, часовых, частных лиц или территории другой стороны. Если же случайно произошли бы подобного рода действия, то они должны немедленно воспрепятствовать этому и рассмотреть это дело. В первую очередь пограничные комиссары должны принять решительные и энергичные меры к ликвидации преступных лиц на своей территории, относительно которых имеются достаточные доказательства их виновности. В этих целях пограничные комиссары имеют право предъявлять другой стороне именные списки преступных лвц, находящихся на территория другой стороны и подлежащих ликвидации пли высылке из пограничной полосы вглубь страны. В случае, если имеется вероятность, что преследуемые лица могут перейти на территорию другой стороны, пограничный комиссар первой стороны обязан заблаговременно сообщить об этом комиссару другой стороны для своевременного принятия необходимых мер по ликвидации этих преступных лиц на территории его государства- В случае нарушения границы и притеснения жителями одной стороны жителей другой стороны, комиссар пострадавшей стороны должен сообщить об этом комиссару, из района которого исходило нарушение порядка, после чего оба комиссара совместно выезжают на место инцидента для расследования его. Комиссар, с участка которого готовилось нарушение, обязан с возможной быстротой принимать необходимые меры к лнквпдащщ его.

Примечание. Пограничной полосой считается полоса шириною в восемнадцать (18) километров.

5. К категории вопросов, упомянутых в статье четвертой к подлежащих совместному разрешению пограничных комиссаров, относятся:

а) случайный переход границы жителями пограничной полосы (за исключением пограничных должностных лпц обеих сторон) и содействие к возвращению их на свою территорию;

б) обстрел с территории одной из сторон постов, часовых и частных пин или территории другой стороны;

в) переход вооруженных ляп нлн вооруженных бандитских шаек с территории одного государства на территорию другого:

г) случайный переход домашних животных и стад (крупного и мелкого


скота) с территории одной стороны на территорию другой, похищение из-за границы имущества v. скота, а также провоз сырья н промышленных изделий и перегон скота контрабандным путем с территории одной стороны на территорию другой;

л) порча находящихся в непосредственной близости от границ хозяйств. \тодий, а также и иных сооружений, включая речные и оросительные;

е) всякие другие пограничные инциденты местного порядкэ.

Примечание. Вопросы, касающиеся определения границ, а также дела политического к экономического характера, не предусмотренные в настоящей ноте, не входят в компетенцию пограничных комиссаров.

6. В случае возникновения пограничного инцидента, комиссар стороны, на территории которой произошел инцидент, обязан немедленно сообщить комиссару другой стороны о происшедшем, после чего оба комиссара должны безотлагательно совместно отправиться на место инцидента для производства соответствующего расследования и принятия необходимых мер, а также для составления и подписания протокола. Пограничные инциденты они могут разрешать по взаимному соглашению.

7. По инцидентам, требующим немедленного принятия мер. комиссар каждой стороны имеет право, в случае отсутствия в данном пункте комиссара другой стороны, обращаться к местным властям другой стороны, с тем, чтобы потом довести об этом до сведения комиссара другой стороны, и, в случае надобности, совместно произвести дополнительное расследование и принять дополнительные меры. О результатах расследования- инцидента, как через местные власти, так я дополнительного, и о принятых в том и другом случаях мерах стороны составляют и подписывают протокол. Перечень таких, имеющих срочность, инцидентоз определяется соглашением комиссаров обеих сторон, и пока такое соглашенпе не будет достигнуто, пограничные комиссары не могут обращаться непосредственно к местным властям другой стороны. В случае же особо экстренной надобности и при отсутствия комиссара другой стороны, обращения пограничных комиссаров к местным властям могут иметь место и вне зависимости от того, входит ли этот вопрос в чнсло вопросов, согласованных в свое время пограничными комиссарами, или нет.

8- Постановления н протоколы комиссаров составляются в двух подлинных экземплярах, на государственных языках обеих сторон, в возможно краткой форме.

9. В случае недостижения соглашения между комиссарами по возникшим инцидентам, вопросы эти немедленно переносятся на разрешение дипломатическим путем.

10. Пограничные комиссары обеих сторон пользуются следующими правами:

а) перехода границы в местах, установленных по обоюдному соглашению комиссаров обеих сторон и на основании документов о своем служебном положении, с правом иметь при себе переводчика, секретаря и сотрудника. Эти послелнне липа могут переходить границу при наличии у них документов, выданных своим пограничным комиссаром. На все упоминаемые в настоящем пункте документы накладывается представителями другой стороны виза на определенный срок. Кроме того, лица, имеющие их, обязаны при каждом переходе границы предъявлять свои паспорты пограничным властям другой стороны.

б) Комиссары имеют право, в случае надобности, выдавать потерпевшим, свидетелям и экспертам своей стороны разрешения на однократный переход границы в обе стороны, причем количество таких лиц не должно превышать десяти (10) человек;

в) потерпевшие, эксперты и свидетели, въезжающие на территорию другой стороны в вышеуказанном порядке, не должны иметь при себе оружия;


г) пограничные комиссары обеих сторон, а также и их служебная переписка на территориях обеих сторон пользуются правом неприкосновенности;

д) пограничные комиссары пользуются правом ношения присвоенной по службе формы;

е) пограничным комиссарам предоставляется право пользования шифром в сношениях своих с политическими представителями и консулами своего государства;

ж) пограничные комиссары пользуются правом беспошлинного провоза съестных припасов и всех необходимых им для выполнения своей работы предметов, вроде канцелярских принадлежностей. Вес такого багажа не может превышать пятнадцати килограммов на одно лицо. Багаж этот подлежит таможенному досмотру в об;цем порядке.

И. Расходы по содержанию н переездам пограничных комиссаров по служебным делам каждая сторона несет самостоятельно, пользуясь при этом содействием другой стороны в отношении получения средств сообщения и помещения, а также в отношении предоставления нужных для расследования документов и получения показаний нужных лиц.

12. В случае, если пограничным комиссарам одной из сторон необходимо Произвести опрос свидетелей или потерпевших на территории другой стороны, этот опрос должен производиться пограничным комиссаром той стороны, к которой принадлежат свидетели или потерпевшие, в присутствии пограничного комиссара другой стороны.

13. Первая встреча пограничных комиссаров для организации дальнейшей работы в своем районе должна произойти не позже, чем через месяц после обмена нотами об учреждении должностей пограничных комиссарон.

14. Если комиссар одной из сторон позволит себе в отношении другой сторону действия, выходящие за пределы его компетенции или противоречащие его служебным обязанностям, то другая сторона будет иметь право просить об устранении этого комиссара и о замене его другим.

15. Все изложенное выше в отношении пограничных комиссаров, включая и порядок и.х назначения, предусмотренный в статье третьей настоящей ноты, при отсутствии какого-либо комиссара распространяется на его помощника, который буяет иметь те же полномочия.

16- В случае необходимости изменения количества участков пограничных комиссаров, изменения районоз деятельности комиссаров, изменения обязанностей и прав комиссаров или мест их пребывания, указанных в статье второй настоящей ноты, все эти изменения будут проводиться в жнзнь по соглашению между Полномочным Представительством Союза Советских Социалистических Республик в Афганистане и Министерством иностранных дел королевства Афганистана или между Народным комиссариатом по иностранным делам Союза Советских Социалистических Республик и Королевским посольством Афганистана в Москве, путем дополнительного обмена нотами.

17. Соглашение, изложенное в настоящей ноте, будет оставаться в силе в течение трех (3) лет. В дальнейшем оно будет применяться без ограничения срока, с правом каждой стороны отказаться от него с предупреждением об этом другой стороны за шесть (6) месяпев.

Представляя вышеизложенное на Ваше усмотрение, имею честь просить Вас сообщить мнение правительства Афганистана по этому вопросу,

В случае согласия правительства Афганистана, прошу Вас сообщить мне о местах пребывания и районах деятельности пограничных комиссаров Афганистана.

Прошу Вас, господин Министр, и ар.

Полномочный представитель СССР

в Афганистане

Л. Старк


2. НОТА

МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ АФГАНИСТАНА

ПОЛНОМОЧНОМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ СССР В АФГАНИСТАНЕ

Л. Н. СТАРКУ

13 сентября 1932 г„ № 2453

Господин Посол,

Подтверждая получение Башен ноты от сего 13 сентября (что соответствует '£1 сумбуля Ï3II г.) за.4° 741), имею честь сообщить Вам о согласии моего правительства с предложенным в ней Вами, от имени правительства Союза Советских Социалистических Республик, порядком разрешения пограничных инцидентов, который заключается в следующем;

1. Афганистан и Союз Советских Социалистических Респуолнк назначают иа протяжении их общей границы по шести пограничных комиссаров с каждой стороны.

2. 11ограийчными комиссарами Афганистана, которые будут рассматривать и разрешать пограничные инциденты, будут являться:

а) комиссар первого участка, с постоянным пребыванием в Кара-Тепе н с районом деятельности от Зульфагарского прохода до пограничного столоа.4° 53, который находится в районе Доулет-Абада Андхойекого участка.

Два помощника комиссара имеют постоянное местопребывание в Бала-Мургабе п Доулет-Абаде.

б) Комиссар второго участка с постоянным пребыванием в гор. Анд-хое и с районом деятельности от пограничного столба.Че 53, т. е. от Доу-лет-Абада до Шур-Тепе.

Одни помощник комиссара имеет постоянное местопребывание в Ха-миабе.

в) Комиссар третьего участка с постоянным пребыванием в Сиахгирде и с районом деятельности от Шур-Тепе до Анваджа.

г) Комиссар чет&ертого участка с постоянным пребыванием в Хазрет-и-Имам-Саиб и с районом деятельности от Анваджа до Кала-и-Куфа в Ба-дахшане.

Два помощника комиссара имеют постоянное местопребывание в Янги-Кала и Кала-н-Зал.

д) Коииссар пятого участка с постоянным пребыванием в административном центре Дарваза и с районом деятельности от Кала-и-Куфа до Кала-и-Вамара.

е) Комиссар шестого участка с постоянным пребыванием в Ишкашиме. Два помощника комиссара имеют постоянное местопребывание в

Кала-и-Бар-Пяндж и Пяндже-и-Вахаи.

3. Комиссары каждого государства должны быть подданными или гражданами этого государства. Ни одно из договаривающихся государств не может назначить на должность кониссара лиц, которые ранее были подданными или гражданами другого государства. При назначении комиссаров каждое из правительств сообщает другому о последовавших назначениях. В интересах регулярной и беспереоойной работы пограничных комиссаров стороны считают необходимым, чтобы процедура представления пограничных комиссаров правительству другой стороны совершалась в срочном порядке, по телеграфу. Стороны дадут указания своим пограничным властям, чтобы сменяемые пограничные комиссары не оставляли бы своих участков впредь до вступления в должность заменяющих нх лиц.

4. Пограничные комиссары обязаны предотвращать в пограничной полосе всякого рода агрессивные действия со стороны преступных лиц по отношению к пограничным жителям другой стороны и следить за сохранением порядка на границе, а также должны принимать энергичные меры к тому, чтобы ни в коем случае не происходил бы ружейный обстрел с территории одной из сторон постов, часовых, частных лиц или территории


другой стороны. Если же случайно Произошли бы подобного рода действия, то они должны немедленно воспрепятствовать этому н рассмотреть это дело. В первую очередь пограничные комиссары должны принять решительные и энергичные xtepbi к ликвидации преступных лиц на своей территории, относительно которых имеются достаточные доказательства их виновности, В этих целях пограничные комиссары имеют право предъявлять другой стороне именные списки преступных лиц, находящихся на территория другой стороны и подлежащих ликвидации или высылке из приграничной полосы вглубь страны. В случае, еслн имеется вероятность, что преследуемые лица могут перейти на территорию другой стороны, пограничный комиссар первой стороны обязан заблаговременно сообщить об этом комиссару другой стороны для своевременного принятия необходимых мер по лнквидапни этих преступных лиц на территории его государства. В случае нарушения границы и притеснения жителями одной стороны жителей другой стороны, комиссар пострадавшей стороны должен сообщить об этом комиссару, из района которого исходило нарушение порядка, после чего оба комиссара совместно выезжают на место инцидента для расследования его. Комиссар, с участка которого готовилось нарушение, обязан с возможной быстротой принимать необходимые меры к ликвидации его. Примечание. Пограничной полосой считается полоса шириной в восемнадцать (18) километров (бкру).

5. К категории вопросов, упомянутых в статье четвертой а подлежащих совместному разрешению пограничных комиссаров, относятся:

а) случайный переход гранилы жителями пограничной полосы {за исключением пограничных должностных лиц обеих сторон) и содействие к возвращению их на свою территорию-,

б) обстрел с территории одной из сторон постов, часовых, частных лиц нлп территории другой стороны;

в) переход вооруженных лнц или вооруженных бандитских шаек с территории одного государства на территорию другого;

г) случайный переход домашних животных и стад (крупного и мелкого скота) с территории одной стороны на территорию другой, похищение из-за границы имущества и скота, а также провоз сырья и промышленных изделий я перегон скота контрабандным путем с территории одной из сторон на территорию другой;

д) порча находящихся в непосредственной близости от границ хозяйств, угодий, а также и иных сооружений, включая речные и оросительные:

е) всякие другие пограничные инциденты местного порядка. Примечание. Вопросы, касающиеся определения гранил, а также

дела политического и экономического характера, не предусмотренные в настоящей ноте, не входят п компетенцию пограничных комиссаров.

6. В случае возникновения пограничного инцидента, комиссар стороны, на территории которой произошел инцидент, обязан немедленно сообщить комиссару другой стороны о происшедшем, после чего оба комиссара должны безотлагательно совместно отправиться на место инцидента для производства соответствующего расследования и принятия необходимых мер, а также для составления и подписания протокола. Пограничные инциденты онп могут резрешать по взаимному соглашению.

7. По инцидентам, требующим немедленного принятия мер, комиссар каждой стороны имеет право, в случае отсутствия в данном пункте комиссара другой стороны, обращаться к местным властям другой стороны, с тем, чтобы потом довести об этом до сведения комиссара другой стороны, и, в случае надобности, совместно произвести дополнительное расследование и принять дополнительные меры. О результатах расследования инцидента, как через местные власти, так и дополнительного, и о принятых в том и другом случаях мерах стороны составляют и подписывают протокол. Перечень таких, имеющих срочность, инцидентов определяется со-


глашением комиссаров обеих Сторон, и пока такое соглашение не будет достигнуто, пограничные комиссары не могут обращаться непосредственно к местных! властям другой стороны. В случаях же особо экстренной надобности и при отсутствии комиссара другой стороны, обращения пограничных комиссаров к местным властям могут иметь место и вне зависимости от того, входит ли этот вопрос в число вопросов, согласованных в свое время пограничными комиссарами, или нет.

8. Постановления и протоколы комиссаров составляются в двух подлинных экземплярах, на государственных языках обеих сторон, в возможно краткой форме.

9. В случае недостижения соглашения между комиссарами по возникшим инцидентам, вопросы эти немедленно переносятся на разрешение дипломатическим путем.

10. Пограничные комиссары обеих сторон пользуются нижеследующими права Mii:

а) перехода границы в местах, установленных по обоюднох(у соглашению комиссаров обенх сторон и на основании документов о своем служебном положения, с правом иметь при себе переводчика, секретаря и сотрудника. Эти последние лица могут переходить границу при наличии у них документов, выданных своим пограничным комиссаром. На все упоминаемые в настоящем пункте документы накладываемся представителями другой стороны виза на определенный срок. Кроме того, лица, имеющие их, обязаны при каждом переходе границы предъявлять свои паспорты пограничным властям другой стороны;

б) Комиссары имеют право, в случае надобности, выдавать потерпевшим, свидетелям и экспертам своей стороны разрешения на однократный переход границы в обе стороны, причем количество таких лиц не должно превышать десяти (10) человек;

в) потерпевшие, эксперты и свидетели, въезжающие на территорию другой стороны в вышеуказанном порядке, не должны иметь прн себе оружия;

г) пограничные комиссары обедх сторон, а также и их служебная переписка на территориях обеих сторон пользуются правом неприкосновенности;

д) пограничные комиссары пользуются правом ношения присвоенной по службе формы;

е) пограничным комиссарам предоставляется право пользования шифром в сношениях своих с политическими представителями н консулами своего государства;

ж) пограничные кох1иссары пользуются правом беспошлинного провоза съестных припасов н всех необходимых им для выполнения своей работы предметов, вроде канцелярских принадлежностей. Вес такого багажа не может превышать пятнадцати килограммов на одно лицо. Багаж этот подлежит таможенному досмотру в общем порядке.

11. Расходы по содержанию и переездам пограничных комиссаров по служебным делам каждая сторона несет самостоятельно, пользуясь при этом содействием другой стороны в отношении получения средств сообщения и помещения, а также в отношении предоставления нужных для расследования документов к получения показаний нужных лиц!

12. В случае, если пограничным комиссарам одной из сторон необходимо произвести опрос свидетелей или потерпевших на территории другой стороны, этот опрос должен производиться пограничным комиссаром той стороны, к которой принадлежат свидетели или потерпевшие, в присутствии пограничного комиссара другой стороны.

13. Первая встреча пограничных комиссаров для организации дальнейшей работы в своем районе должна произойти не позже, чем через месяц после обмена нотами об учреждении должностей пограничных комиссаров.

14. Если комиссар одной из сторон позволит себе в отношении другой стороны действия, выходящие за пределы его компетенции или противоре-


чащпе его служебным обязанностям, то другая сторона будет иметь право проснть об устранения этого комиссара н о замене его другим.

15. Все изложенное выше в отношение пограничных комиссаров, включая и порядок их назначения, предусмотренный в статье третьей настоящей коты, при отсутствии какого-либо комиссара распространяется на его помощника, который будет иметь те же полномочия.

16. В случае необходимости изменения количества участков пограничных комиссаров, изменения районов деятельности комиссаров, изменения обязанностей и праз комиссаров пли мест их пребывания, указанных в статье второй настоящей ноты, все эти изменения будут проводг;ться в жизнь по соглашению кеждУ Министерством иностранных дел королевства Афганистана гл Полномочным представительством Союза Советских Социалистических Республик в Афганистане или между Королевским Посольством Афганистана в Москве и Народным комиссариатом по иностранным делам Сощза Советских Социалистических Республик, путем дополнительного обмена котами,

17. Соглашение, изложенное в настоящей ноте, будет оставаться в силе в течение трех (3) лет. В дальнейшем оно будет применяться без ограничения срока, с правом каждой стороны отказаться от него с предупреждением об этом другой стороны за шесть (6) месяцев8.

В заключение прошу Вас, господин Посол, и пр.

Министр Иностранных Дел

Файз Мухаммед

Йоты печат. по «Собранию законов,,.», отд. II. Je 24, 30 ноября 1932 г., стр. 337—350.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: