Речь Председателя Центрального Исполнительного Комитета СССР М. И. Калинина при вручении верительных грамот Послом Франции в СССР Альфаном

14 июня 1933 г,

Господин Посол.

Я имею честь принять от Вас грамоты, коими Президент Французской Республики аккредитует Вас при Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик в качестве Чрезвычайного и Полномочного Посла,

Я всеиело разделяю чувства, выраженные Вами в связи с тем, что Ваше вступление в исполнение высокой, порученной Вам миссии происходит вслед за тем, как обе наши страны засвидетельствовали ясным и недвусмысленным образом стремление- к поддержанию отношений, основанных на взаимном сочувствии и понимании обоюдных интересов. Я могу Вас заверить, г. Посол, что выраженное Вами намерение работать в этом направлении всецело разделяется мною и что Вы встретите при осуществлении этой высокой задачи мое содействие и активную поддержку Правительства Советского Союза.

Советское Правительство тем охотнее идет навстречу всему, что способствует укреплению политики сближения и взаимного понимания между нашими странами, что оно твердо убеждено, что такая политика не только соответствует


правильно понятым интересам обоих государств, но и является важным элементом укрепления всеобщего мира.

Совершенно очевидно, что развитие дружественных отношений между нашими государствами настоятельно требует расширения и укрепления связывающих их экономических отношении, и в этой связи я выражаю надежду на то, что мы сможем в ближайшее время прийти к заключению экономического соглашения, которое явилось бы необходимой правовой базой для такого развития.

Я буду рад оказать всякое содействие возможно более полному росту культурных связей между обеими странами, убежденный, что это будет к пользе обеих сторон.

Благодарю Вас за любезные пожелания и приветы, переданные Вами мне, Советскому Правительству и народам СССР, и прошу Вас верить, что при выполнении возложенной на Вас вашим Правительством высокой миссии Вы неизменно встретите мое доверие и активное содействие Правительства Союза.

Печат. гю арх.

Речь M. IL Кйл:шнна явилась ответом на речь Альсана, который сказал:

«Господи;: Президент,

Имею честь представить Вам грамоты, коими г. Президенту Француз-скоГ: Республики угодно было аккредитовать г.геня при Центральном Исполнительном Комитете Ссюза в качестве Чрезвычайного и Полномочного Посла.

Мне особенно "риятно сделать это непосредственно после того, как; Палата депутатов единодушным голосованием выразила одобрение Правительству в связи с ратификацией франко-советского пакта. Этим торжественным жестом, равно как заявлениями, опубликованными в советской прессе *, обе наши Страны выявили знаменательным образом свою решимость следовать политике симпатии и понимания взаимных интересов, которой, со своей стороны, к посвяшу все своп усилия, уверенный, что в выполнении мсей миссии я встречу Ваше благожелательное содействие и содействие Правительства СССР.

Эта политика, основанная на исключительно мирных целях двумя дер-кавамп, глубоко преданными идеалам мира, может иметь самые счастливее последствия среди той неуверенности, которая тревожит и рискует

ПОтрЯСТИ MEtp-

О порожденная от всяких забот относительно принципов внутреннего порядка, в очношетш коих пакт устанавливает взаимное уважение, она может ли:гь благоприятствовать установлению устойчизого мира.

Эта политика облегчит достижение столь Желательного между нашими странами экономического соглашения к "рвведет к заключению соглашений, которые должны устранить всякую причину недоразумений между двумя великими государствами и подтвердить чувства, которыми вдохновляются их отношения.

Сотрудничество может быть также it в области: интеллектуальной, научной и художественной для большей пользы ученых и художников обеих

* См. док..•* 157, ]58,


стран, из которых одна может внести свой опыт н сбой практический дух,

а другая — смелость свэ;:х нозых концепций,

Разрешите мне в заключение, г. Президент, выразить и":-'ре:-:нее пожелание Вам ['. зашему По^внгегьстзу:; передать народу СССР весьма сердечный привет Французской Ре;пуолнки».

178. Речь Председателя советской делегации M. M. Литвинова на пленарном заседании Мировой экономической конференции 142

14 июня 19-3-3 г.

На протяжении последних шести лет Советское правительство в третий раз принимает приглашение участвовать з международной конференции, посвященной экономическим проблемам, несмотря на то что мое правительство имеет свон особые взгляды о законах экономического развития в условиях капиталистического строя и о причинах, порождающих острые кризисы, свойственные этой системе.

Благодаря особенностям экономической структуры моей страны мировой кризис ни в коей мере не может влиять и не влияет на непрерывный подъем ее экономической жизни, что подтверждается отсутствием таких явлений, как перепроизводство товаров, накопление запасов, не находящих сбыта, безработица, увеличение внешней задолженности, банкротства и падение заработной платы. Тем не менее кризис оказывает известное неблагоприятное влияние на развитие нашей внешней торговли. Имея полную возможность благодаря успешному выполнению первого пятилетнего плана развивать сзое строительство, не завися от импорта с иностранных рынков, мое правительство тем не менее не имеет намерения отгородиться от внешнего мира экономическими барьерами и заключить себя в собственную экономическую скорлупу. В отличие от других стран наряду с огромным повышением собственного производства мы не стремимся к автаркии и не отказываемся от выгодного ввоза иностранных товаров. Наш председатель в своей вступительной речи нарисовал достаточно мрачную картину сегодняшнего экономического положения. Он упомянул о 30 млн. безработных. Если прибавить к этой цифре частично безработных, членов семей безработных и других лиц, от них зависящих, то вряд ли будет преувеличением сказать, что свыше 60 млн. человек влачат полуголодное существование в странах,охваченных кризисом.

В то же самое время налицо катаетоофическое сокращение заработка тех, кто пока еще работает, и соответственное падение покупательной способности и потребления, приводящее к огромному накоплению запасов, несмотря на резкое понижение


продукции и к беспрецедентному сжатию внешнеторговых оборотов.

Я уже отмечал, что признаки кризиса отсутствуют в Советском Союзе, которому удалось при прогрессивном развитии кризиса в других странах успешно развизать свое хозяйство невиданными темпами. В то время как в остальном мире промышленная продукция упала в 1932 г. по сравнению с i92S г. на 33%, она поднялась за тот же период в СССР на219%. В то время как в большинстве стран число работающих катастрофически сократилось, в СССР число рабочих и служащих поднялось за годы первой пятилетки с 11.6 до 22,8 млн. человек.

Если бы я имел время для приведения данных по каждой отдельной стране, мне нетрудно было бы показать, что мировой кризис является суммой экономических кризисов отдельных стран и результатом упадка экономической жизни в этих странах. Оказывая воздействие друг на друга, каждое государство вносило свою лепту в образование того явления, которое мы называем мировым кризисом. Единственным исключением является Советское государство, в котором за все годы кризиса не только не было никаких явлений, которые можно было бы считать симптомами упадка хозяйственной жизни, но, наоборот, эта жизнь бурно развивалась. Таким образом. Советское государство ни в какой мере не содействовало образованию мирового кризиса, ни в какой мере не может считаться ответственным за сокращение международной торговли. Наоборот, в то время как импорт всех других стран с самого начала кризиса стал проявлять тенденцию к непрерывному падению и уже в i93i г. показывал сокращение более чем на 40% по сравнению с 1929 г., импорт Советского Союза в течение первых лет кризиса неизменно возрастал, достигнув в 193i гг своей высшей точки— 1135 млн. руб. Только вызванные кризисом и принятые в ряде стран мероприятия, которые привели к сокращению советского экспорта, побудили Советское правительство в 1932 г. пересмотреть свои импортные планы. Однако и здесь сокращение составляет в 1932 г. только 20.2% по сравнению с 1929 г., в то время как соответствующее сокращение мировой торговли равняется 58,8%. Таким образом, можно констатировать, что Советский Союз, ни в какой мере, не участвуя в создании условий, вызвавших мировой кризис, сам, однако, испытал неблагоприятное влияние его на своей внешней торговле.

Собравшаяся ныне.Мировая экономическая конференция ставит себе задачей изыскание мероприятий, направленных если не к изжитию, то к смягчению кризиса. Насколько можно судить по работам экспертов, подготовивших порядок дня для конференции, предполагается обратить внимание главным


образом на вопросы ограничения производства, тарифов, методов кредитной политики, повышения цен. Не вдаваясь в теоретическую дискуссию по этим вопросам, советская делегация все-таки позволяет себе выразить сомнение в том, чтобы намеченные методы могли сыграть серьезную роль в деле смягчения кризиса. По мнению советской делегации, большее значение следует придавать возможностям рассасывания мировых запасов, дазящнх на рынок, и повышению загрузки предприятий, производящих средства производства. С этой точки зрения советская делегация полагает, что конференция оказалась бы более плодотворной, если бы она могла услышать из уст всех делегаций, какие возможности оживления хозяйственной жизни и расширения импорта имеются в их странах, и предпринять соответствующие действия. Со своей стороны советская делегация готова дать ответ на эти вопросы в отношении Представляемого ею государства.

Советское правительство составляет, как правило, свои импортные планы в точном соответствии с экспортными возможностями и кредитными условиями. Советская делегация мыслит себе условия вроде длительности кредитов, нормальных условий для созетского экспорта и других благоприятных факторов, которые позволили бы расширить эти планы до пределов, которые могли бы оказать немалое влияние на смягчение существующего кризиса. По подсчетам советской делегации. Советское правительство при наличии упомянутых условий могло бы разместить в ближайшее время за границей заказов на сумму примерно в 1000 млн. долл. Чтобы быть конкретнее, скажу, что Советский Союз мог бы поглотить в ближайшее время приблизительно на 100 млн. долл. цветных металлов, на 200 млн. долл. черных металлов, примерно на 100 млн. долл. текстильного, кожевенного сырья и каучука, примерно на 400 млн. долл. оборудования, включая ж.-д. оборудование на 100 млн. долл., примерно на 35 млн. долл. сельскохозяйственных товаров, включая и племенной скот, на 50 млн. долл. таких потребительских товаров, как чай, какао, кофе, сельдь, на 50 млн. долл. новых судов, преимущественно для промышленных целей, как-то: рыболовные, зверобойные, землечерпалки и т. д. Значение этих цифр станет более очевидным, если я скажу, что в случае реализации этих заказов они составят для таких металлов, как алюминии и никель, медь, свинец, от 25 до 60%, а для некоторых из упомянутых потребительских товаров — до 100% существующих мировых запасов, для машинного оборудования — примерно !/з годового мирового экспорта, а для судов— 100% всего мирового производства прошлого года.

Мне остается еще лишь добавить, что в сбыте перечисленных мною товаров заинтересовано огромное большинство


стран, здесь представленных. Я должен подчеркнуть, что приведенные цифры выходят за рамки планов, выработанных уже Советским правительством, и не относятся к товарам, в которых оно сильно нуждается и которые должны были бы быть заказаны при настоящих условиях. Мы хотели лишь показать конференции путь, на котором, по нашему мнению, можно было оы достичь эффективных результатов з деле смягчения кризиса, и показать пример другим делегациям. Нам думается, что если и другие делегации с такой же откровенностью и определенностью наметят, если они могут, импортные возможности их стран к условия, при которых этот импорт может быть осуществлен, то существующий в международных экономических отношениях хаос будет в известной мере уменьшен, и будет найден путь, который вернее всех других может привести конференцию к намеченной ею цели.

Высказывая такие мысли, мы не приглашаем конференцию оставить без внимания такие стороны проблемы, как, например, искусственные препятствия и барьеры, существующие в области внешнехозяйственных отношений. Мы отнюдь не отрицаем, что применение государствами в их внешних хозяйственных связях методов экономической войны способствует ухудшению и без того достаточно напряженного международного экономического положения. Сюда относятся всевозможные методы дискриминации отдельных стран, таможенные войны, которые ведутся открыто или в замаскированной форме, валютные войны, запрет ввоза нли вывоза в применении к отдельным странам и всяческие виды официального бойкота. Я имел уже случай в качестве делегата в Комиссии по изучению вопроса о европейском союзе рекомендовать экономическое разоружение, предложив заключение пакта об экономическом ненападении*. К сожалению, этот проект сам подвергся нападению и был заточен в одну из темниц — в комиссию Лиги нации. Я напоминаю конференции об этом проекте, который, по моему мнению, окажется еще более своевременным и нужным теперь, чем в то время, когда он был представлен мною, так как меры экономической агрессии с того времени не только не сократились, но шире развились и стали принимать все новые и новые формы.

Сказанного мною достаточно, кажется, чтобы вы поняли, что выступая против всех видов экономической агрессин, советская делегация не может возражать против внесенного на конференции предложения о таможенном перемирии **. Хотя при существующей в моей стране государственной монополии внешней торговли таможенные пошлины не играют той роли,

* См. т. XIV, док. №!63. ** См. «Сборник документов по международной политике...», вып. VII, М-,!934, стр. 5—6.

34S


что в других странах, так как та или иная высота пошлины не может прямо влиять на общую сумму советского импорта, однако другие страны отнюдь не могут относиться безразлично к таможенным ставкам, установленным для них в Советском Союзе. Так, например, государственные и кооперативные хозяйственные объединения, имеющие установленные для них твердые пределы капитальных вложений и оборотных средств и свободно маневрирующие ими в этих пределах, выписывая оборудование и товары из-за границы, заинтересованы в том, чтобы тот или иной размещаемый за границей заказ поглощал возможно меньшую часть их капитальных вложений или оборотных средств. Имея выбор для размещения заказов между несколькими странами, они, естественно, при прочих равных условиях, отдадут предпочтение той стране, которая пользуется в силу торговых соглашений наиболее низкими таможенными тарифами СССР. Таким образом, согласие Советского правительства на таможенное перемирие имеет немалое значение для других стран.

Советская делегация полагает, что экономическое перемирие может быть действительно эффективным и несколько оздоровит существующую экономическую атмосферу только в том случае, если государства не только откажутся от введения новых мер экономической войны, но и от применения существующих. Когда говорят о перемирии, этим признают существование состояния войны. Перемирие после войны означает прекращение всех форм борьбы и нападения, а ие только бездействие отдельных видов оружия. То же самое должно иметь место и в области экономической войны, и перемирие должно означать прекращение всякой борьбы. Поэтому советская делегация, присоединяясь к резолюции об экономическом перемирии, предлагает дополнить ее обязательством одновременного приостановления действия введенных всеми странами в законодательном или административном порядке всех и всяких мер экономической борьбы и внесет соответствующую резолюцию*.

Советская делегация хочет надеяться, что конференция не ограничится принятием этих временных мер и позаботится о превращении перемирия в длительный мир. Одним из средств для этого может послужить освобождение из заточения советского проекта об экономическом ненападении, которын перед лицом усилившейся за последние годы экономической войны может быть теперь еще углублен и расширен.

Я уверен, что вы все отдаете себе отчет в том, что экономический мир возможен только в рамках всеобщего мира во всех областях международной жизни. Какие бы хорошие резо-

* См- док. Л? 179.

&~:


люции ни принимала экономическая конференция, они не окажут никакого влияния на экономический кризис в смысле его смягчения, если будет продолжаться нынешнее состояние всеобщего политического беспокойства и тревоги, неуверенности в завтрашнем дне и опасений возможного возникновения в любой момент страшнейшего проявления экономической борьбы — воины. Это чузство всеобщей тревоги за последнее время не только не улеглось, но скорее усилилось, несмотря на международные совещания и заключенные па^ты, тем более что сейчас нам известны международное совещания и международные пакты, которые сами по себе явились добавочным источником политического беспокойства. Ослабить это беспокойство и создать необходимую атмосферу для мирных экономических взаимоотношений смогут только радикальные меры в области разоружения и усиление гарантий безопасности путем подписания двусторонних и общих пактов о ненападении.

Одним и далеко не маловажным фактором создания чувства политического беспокойства является отношение капиталистического мира к 170-миллионному народу, который ввел в своем государстве советский строй и етро-лт социализм, то есть осуществляет идею, исключающую возможность всяких международных войн и экономических кризнсоз. Хотя Международная экономическая конференция 1927 г. в резолюции признала принцип мирного сосуществования на данном отрезке истории двух систем — капиталистической и социалистической,— этот принцип до сих пор не всеми государствами претворен в дело. Даже в области экономики до сих пор сохранились специальные барьеры, препятствующие свободному развитию экономического сотрудничества между некоторыми странами и Страной Советов. Некоторые страны, устранившие было эти барьеры, время от времени воздвигают их вновь. Со своей стороны Советское правительство твердо и последовательно держалось принципа мирного сосуществования и воздерживалось от всяких мер агрессии зо всех областях международной жизни, за исключением случаев, когда оно вынуждалось к ответным репрессиям. В духе миролюбивой политики своего правительства и представляемых им народов советские делегации действовали на всех международных конференциях, в которых они участвовали, В этом же духе советская делегация будет работать и на нынешней конференции,

Печат, г.а асх. Q.iv5\. в газ. *И$вгс:и<ч M' izû (SCS!),!$ июняг.


179. Советский проект резолюции об экономическом перемирии *

14 июня 1933 г.

Правительства, представленные на денежной и экономической конференции,

имея в виду пели, которые ставит себе резолюция организационного комитета от 12 мая с. г. об экономическом перемирии **,

и стремясь к максимально полному обеспечению эффективности этого перемирия,

соглашаются отменить взаимно, независимо от причин их установления, все введенные ими ранее и действующие ныне законодательные и административные мероприятия, имеющие характер экономической агрессин и дискриминации, как-то: специальные пошлины, установленные для товаров, происходящих из какой-либо одной страны, запрет или особые условия ввоза и вывоза из какой-либо страны и в страну и бойкот торговли какой-либо страной :43.

Пгчат. ъо газ. еИзхестыя» •Л5 J55' (;0И),;5 цгсия 1№3 г.

180. Телеграмма Полномочного Представителя СССР во Франции В. С. Довгалевского в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР***

14 июня 1933 г.

Вчера Бонкур вызвал меня и официально по поручению правительства заверил меня, что «пакт четырех» в нынешнем виде ни в какой мере не задевает СССР и не предусматривает рассмотрения и решения участниками пакта вопросов, в которых замешаны интересы СССР. Это верно не только в том, что касается политических интересов СССР, но и экономических, ибо н экономические вопросы должны согласно пакту рассматриваться в рамках Лиги наций, т. е. по толкованию французского правительства, в панъевропейском комитете, членом которого является СССР. Я поблагодарил Бонкура за сообщение, но повторил наше официальное отношение к пакту ****.

* Внесен на рассмотрение фннаисйаой комиссии Ми розой экономической кскферс-Е-гшш.

** См. «Сырник документов го международной политике,,.» вкп. VII, M., Î934, стр. 5—5.

*** Копия телеграммы была напраз-ена M. M. Литвинову, возглавлявшему советскую делегацию на Международной экономической конфе-ренцЕ^! в Лон;о.-:с.

**•" См. до:Ч. К? 115.


Бонкур дважды повторил мне, что очень хотел бы повидаться с Литвиновым по пути из Лондона и устроить для него прием, и просил заблаговременно известить о дне проезда через Париж *.

Полпред

fiscal, ne срх,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: