Телеграмма неофициального Представителя СССР в США в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

11 июня 1933 г.

«Амторг» обратился к правительственной финансовой корпорации с предложением финансирования советских закупок**. Советник президента Моли из госдепартамента обещал поддержку и вчера утром вместе с Моргентау-младшпм *** поставил вопрос перед президентом, В этом же направлении работает и бывший сенатор Брукхарт. который также беседовал с президентом. В результате разговора Моли и Моргентау-младшего с Рузвельтом последний поручил вчера Моргентау заняться вопросом..Моргентау вчера же пригласил меня через Розенштейна **** на обед и заявил мне, что президент поручил ему встретиться со мной. Я принял приглашение и пошел с Розенштейном. На обеде присутствовали руководители высших правительственных кредитных и финансовых учреждений. включая заместителя министра финансов (сам Вудин ***** болен). В результате обсуждения двух предложений «Амтор-га» представители администрация дали согласие на финансирование наших сделок под наши векселя, что является весьма важным поворотом в политике правительства в отношении СССР. Предлагаемые коммерческие условия не плохие, учитывая [здешнюю] практику. Не знаю, насколько они могут

* См. также лак. Л» 188, 230. ** См. док, Хе 294, 304.

*** Председатель Американского комитета по кредитованию сельского хозяйства.

в*** Заместитель председателя правления «Амторга-*. ***** Миннсгр финансов США.


удовлетворить наши организации при настоящих условиях. Необходимо, однако, принять во внимание политическую сторону вопроса. Рекомендовал бы поэтому при обсуждении вопроса в Москве учесть желательность нашего закрепления на новых позициях, то есть использование предлагаемого правительственного кредита. Подробности можете получить в Нар-комвнешторге,

Сквирский

Печог..?.-• арх.

185. Заявление Правительства СССР Правительству Китая*

19 гионя 1933 г.

Советское Правительство полагает, что соображения, приведенные в заявлении д-ра Иена от 14 мая 1933 г. по поводу переговоров о КВЖДш, с одной стороны, не могут быть обоснованы формальными обязательствами, принятыми на себя обеими сторонами по Пекинскому и Мукденскому соглашениям**, и, с другой стороны, находятся в полном противоречии с фактическим положением дел.

Верное взятым на себя обязательствам, преисполненное как чувствами истинной симпатии к китайскому народу, так и чувствами величайшего уважения к его правам. Советское Правительство тщательно и неуклонно выполняло н выполняет Пекинское и Мукденское соглашения.

Однако совершенно очевидно, что заключенное в 1924 г. Пекинское соглашение неходило из той естественной и обязательной предпосылки, что Китайское Правительство будет в состоянии использовать свои права н выполнять свои обязательства на КВЖД- Между тем уже в том же 1924 г. Советское Правительство вынуждено было подписать специальное соглашение о режиме КВЖД с тогдашним автономным Мук-денским Правительством, так как Китайское Правительство оказалось не в состоянии добиться от Мукденского Правительства выполнения последним обязательств Пекинского соглашения. Утвердив впоследствии Мукденское соглашение, Китайское Правительство тем самым признало, что, поскольку оно не в состоянии было осуществить своих предусмотренных Пекинским договором обязательств по отношению к КВЖД, Советскому Правительству не оставалось ничего другого, как договориться о КВЖД с Мукденским Правительством, обладавшим полнотой фактической власти в Маньчжу-

* Вручено заместителем наркома иностранных дел СССР ncc.iv Китая в СССР.

** См, т. VII, док. Л'з 156, 222,


рии и на дороге. В настоящее время по обстоятельствам, ни в какой мере не зависящим от Советского Правительства, стороной, которая приняла на себя на КВЖД функции, ранее выполнявшиеся представителями Мукденского Правительства, являются представители Маньчжоу-Го. Осуществление в этом порядке совместного ведения хозяйства КВЖД не было опротестовано Китайским Правительством. Ясно, что во всех этих случаях Китайское Правительство считалось с фактическим положением вещей и не возражало против вытекающих из него выводов.

Сохранение прав собственности на КВЖД и участие в управлении дорогой являются правами, принадлежащими Советскому Правительству. Нельзя пытаться превращать это празо в обязательство для СССР при любых обстоятельствах сохранять в своих руках собственность на дорогу и продолжать участвовать в управлении дорогой. С другой стороны, нет никаких оснований в какой-либо мере перелагать на Советское Правительство ответственность за ущерб, понесенный Китайским Правительством вследствие действий третьей стороны.

Отвергая, таким образом, юридическую и политическую обоснованность заявленных д-ром Иеном возражений против эвентуальной продажи Советским Правительством КВЖД Правительству Маньчжоу-Го, Советское Правительство считает в то же время, что продажа КВЖД, если она состоится, ничем не заденет реальных интересов Китайского Правительства. Если Северо-Восточные провинции, входящие ныне в состав Маньчжоу-Го, воссоединятся вновь с Китайской Республикой и признают суверенитет Китайского Правительства, то КВЖД. выкупленная Маньчжурским Правительством, автоматически станет собственностью китайского государства. Если же воссоединения Маньчжурских провинций с Китаем не произойдет и суверенитет Китая над ними будет утрачен навсегда, то Китайскому Правительству должно быть безразлично, кому будет принадлежать КВЖД — Советскому Правительству или Правительству Маньчжоу-Го.

Согласие СССР на вступление в переговоры о продаже КВЖД находится в полном соответствии со стремлением СССР к поддержанию всеобщего мира и ии в коем случае не должно быть воспринято Китайским Правительством как шаг. продиктованный нежеланием укрепить дружбу между СССР и Китаем. Наоборот, Созетское Правительство высказывает полную готовность работать над укреплением дружеских отношений, существующих между народами и Правительствами Советского Союза и Китая.

Пенит, по арх.


186. Письмо члена Коллегии Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Польше В. А. Антонову-Овсеенко

19 июня 1933 г.

Уважаемый товарищ,

1. Я вполне разделяю настороженность, проявляемую Вами за последнее время в отношении польской политики -52. Для нее имеются весьма серьезные основания: 1) бросающаяся в глаза сдержанность Польши в отношении дальнейшего сближения с нами, несмотря на то что международная обстановка и нынешнее состояние советско-польских отношений как будто толкают Польшу к углублению отношений с нами; 2) еще более бросающееся в глаза за последнее время смягчение отношений между Польшей и Германией и усиление тенденций в Польше договориться с Германией. Не говоря уже о таких фактах, как ратификация транспортного договора, заключенного еще в 1930 г., переговоры по экономическим вопросам и т. п.

2. Тенденция к сближению с Германией питается в Польше из двух источников; из стремления авантюристических кругов пилсудчиков использовать возможную войну Японии с нами и поддержку гитлеровской Германии, а с другой стороны, нз классовых симпатий эндеков к гитлеровскому движению. Хотя в данный момент международная ситуация не благоприятствует соглашению Польши с Германией, эта намечающаяся тенденция представляет, конечно, серьезную опасность, и это обязывает нас удесятерить наблюдение и бдительность в отношении польской политики.

3. Я не буду перечислять всех имевших место за последнее время фактов и обстоятельств, подтверждающих решимость Пилсудского, манифестируя вовне улучшение отношений с нами, в то же время не допускать углубления этих отношений и никоим образом не связывать себе рук в отношении нас.

И крупные и мелкие факты — все говорит за то, что польское правительство отнюдь не имеет в виду активизировать отношения с нами. Вчера, например. Сокольницкий * на приеме у французского посла сообщил мне, что Лукасевич приезжает завтра и вскоре после этого уезжает обратно в Польшу в продолжительный отпуск. Это совсем напоминает Патека **, и если это сопоставить с характером разговоров с Вами Пилсудского, Бека*** и др., то получается совсем ясное впечатление, что Польша в настоящее время совсем не заинтересована в активизации отношений с нами.

* Советник ме;ссе:и Погыии в СССР. ** Посланник Польши в СССР с 1927 по 1932 г, *** Ci], док,.Уз 99.


4. Параллельно со сказанным выше сугубого внимания заслуживают франко-польские отношения. Мы имеем аутентичные сведения о чрезвычайном раздражении, вызываемом в Париже поведением польского правительства, и особенно Бека, по отношению к Франции. Однако я не могу согласиться с Вами, что союз с Польшей перестал или перестает интересовать францию. В период крушения Версальского договора Франция заинтересована в обеспечении себе поддержки везде, где только она может ее получить, и уж. конечно, в такой момент она меньше всего может думать о том. чтобы пренебрегать имеющимися v нее союзными договорами. С другой стороны, однако, несомненно охлаждение Польши к Франции, вызываемое боязнью Польши, что Франция может в будущем под давлением Германии, Италии и Англии согласиться на пересмотр польских границ. Польша так же, как и Франция, стремится расширить свои международные связи и, конечно, с радостью пошла бы на самостоятельное, без Франции, урегулирование своих отношений с Германией, если бы можно было найти путь к такому урегулированию.

5. Оккупация Польшей Литвы, как Вы правильно отмечаете, возможна в случае вооруженного конфликта на Дальнем Востоке и последующего на нас нападения со стороны Польши.

Просьба сообщить, какие предложения Розенберга «обмена» Литвы Вы упоминаете на стр. 2 Вашего письма от 12-го сего месяца за X* 218.

6. Бенеш на днях сделал т. Литвинову в Лондоне предложение заключить единый пакт ненападения между Малой Антантой и СССР при условии одновременного урегулирования всех спорных вопросов, в том числе и вопроса о Бессарабии 1Б3. Тов. Литвинов, само собой разумеется, отверг это предложение, указав на то. что этот пакт нужен больше Малой Антанте, для которой важно было бы признание ее существования как новой международной единицы, чем для СССР.

Мы имеем точные сведения о том, что румынское правительство во главе с Тнтулеску по-прежнему занимает совершенно отрицательную позицию в отношении заключения с нами пакта о ненападении.

Все это говорит за то. что все разговоры об изменении позиции Малой Антанты по отношению к нам по меньшей мере преждевременны. Руководители Малой Антанты все еще придерживаются нереальных представлений о преувеличенном значении для СССР нормализации отношений с Малой Антантой. Возможно, что на позицию Малой Антанты, отразившуюся в предложении Бенеша. оказала влияние преувеличенная и нереальная оценка благодетельных последствий для Малой Антанты заключения «пакта четырех», который якобы означает решающее смягчение отношений между Италией н Фран-


цией. Весьма также возможно н то, что предложение Бенеша является запросом и что Малая Антанта сойдет с этой своей нелепой позиции.

7. Мы получили от.Муссолини предложение заключить с Италией пакт о ненападении и решили это предложение принять. Возвращающемуся в Рим т. Потемкину поручено вести переговоры с Муссолини *.

Возможно, что известие об этих переговорах подействует умеряющим образом на фантастические условия, поставленные Малой Антантой, для заключения пакта с нами. Известия о предложении Муссолини и о предстоящих переговорах впредь до его опубликования с нашей стороны прошу считать конфиденциальными.

8. За последнее время наше внимание привлекает более сдержанная, чем когда бы то ни было, позиция Эстонии в проведении польских планов в Прибалтике. Это проявляется при обсуждении вопросов о польско-прибалтийском блоке, об отношении к Германии, об отношении к «пакту четырех» н т. д. Поскольку мы не имеем еще объяснения для этого нового явления, сообщаю Вам о нем для того, чтобы привлечь к нему и Ваше внимание. Может быть, Вам удастся получить какую-нибудь информацию и найти объяснение.

9. Непонятно, почему до сих пор еще не подписана сплавная конвенция в Варшаве. Судя по состоявшейся договоренности между мною н Лукасевичем и по Вашим сообщениям, как будто никаких препятствий к этому не было**.

С товарищеским приветом

Б. Стомоняков

Печат. по арх.

187. Советский проект протокола об экономическом ненападении ***

20 июня 1933 г.

Правительства нижеперечисленных стран.

признавая прекращение экономической агрессин важнейшим условием мирного сотрудничества всех государств в области экономических взаимоотношений независимо от их политико-экономических систем;

полагая, что прекращение экономической агрессии могло бы содействовать рассеянию существующей атмосферы недоверия и беспокойства:

* См. док..У? 166, 188. ** См. т. XV, прим, 2S0. *** Внесен на рассмотрение Мировой экономической конференции; см. также док. MS 229.


считая, что для улучшения нынешнего тяжелого экономического положения необходимо, чтобы все страны, помимо воздержания от войны как средства разрешения международных конфликтов, полностью отказались от всех явных и замаскированных форм экономической агрессии;

договариваются о нижеследующем:

1) Договаривающиеся стороны заявляют, что они в своей политике будут придерживаться принципа, провозглашенного Международной экономической конференцией 1927 г. и подтвержденного специальным комитетом Комиссии по изучению вопроса о европейском союзе в 1931 г. о мирном сосуществовании всех стран незазисимо от их социально-политических и экономических систем.

2) Договаривающиеся стороны откажутся в своих взаимных отношениях от всех видов дискриминации. В соответствии с этим стороны будут считать несовместимым с принципами настоящего протокола принятие и применение в их странах специального режима, направленного против одной какой-либо страны и ухудшающего условия, применяемые к торговле этой страны по сравнению с условиями, действующими в отношении торговли всех других стран.

3) В соответствии с принципами, провозглашенными в статьях 1 и 2 настоящего протокола, стороны торжественно отказываются от применения в будущем, под каким бы то ни было предлогом, в качестве средства их торговой политики специальных дискриминационных пошлин, установленных только для одной страны, общих запрещений взоза и вывоза, установленных только для одной страны, или специальных условий для этого ввоза и вывоза, специальных железнодорожных тарифов, особых сборов, взимаемых с торговых судов, особых условий допуска на свою территорию хозяйственных организации, наконец, бойкота всякого рода, устанавливаемого в отношении торговли какой-либо страны правительственными или административными мероприятиями.

4) Все действующие в странах, подписывающих настоящий протокол, меры дискриминации подлежат отмене с момента вступления протокола в силу для соответствующей страны.

5} Настоящий протокол должен быть ратифицирован и вступает в силу между теми странами, которые сообщили о ратификации.

Печи?.,*п с£Х, Опубл. в газ. еИзвастия*

35$


188. Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Временному Поверенному в Делах СССР в Италии Ф. С Вейнбергу

20 июня 1933 г.

Правительство решило согласиться с предложением Муссолини т. Потемкннх' о заключении пакта * и поручить ведение переговоров т. Потемкину, который вручит итальянцам наш проект пакта о ненападении**. Вчера по моему поручению т. Потемкин официально уведомил Аттолико о принятом решении. В ближайшие дни т, Потемкин выезжает. Сообщается для Вашего сведения и на случаи обращения к Вам по этому поводу со стороны МИД.

Крестанскии

Печа~. ко арх,

189. Нота Полномочного Представителя СССР в Германии Статс-секретарю Министерства Иностранных Дел Германии Бюлову

22 июня 1933 г.

Господин Статс-секретарь,

Германская делегация на Международной экономической конференции в Лондоне вручила председателю Экономической комиссии конференции меморандум, в котором, между прочим, имеется следующая, касающаяся Союза Советских Социалистических Республик фраза:

«Второе мероприятие заключается в том. чтобы предоставить в распоряжение «народа без пространствам новые территории, где эта энергичная раса могла бы учреждать колонии н выполнять большие мирные работы... Мы страдаем не от перепроизводства, но от вынужденного недопотребления... Война, революция и внутренняя разруха нашли исходную точку в России, в великих областях Востока... Этот разрушительный процесс все еще продолжается. Теперь настал момент его остановить».

В этом абзаце содержится прямой призыв со стороны делегации Германии к представителям других держав совместными усилиями положить конец «революции и внутренней разрухе, которые нашли свою исходную точку в России», т. е. призыв к войне против СССР.

Кроме того, из всего контекста этого абзаца вытекает требование Германии, чтобы ей для колонизации была предоставлена территория Советского Союза.

* См. док. № Î66-** См. дек. Да 230-


Так как подобные враждебные заявления стоят в резком противоречии с обязательствами, принятыми на себя Германским Правительством по договору о дружбе и нейтралитете, заключенному в Берлине 24 апреля 1926 г. *f исходящему из убеждения, что «интересы народоз Союза Советских Социалистических Республик и германского народа требуют постоянного, основанного на полном доверии сотрудничества», и из сознания необходимости «закрепить существующие между ними дружественные отношения заключением особого договора», то я, по поручению моего Правительства, заявляю в Вашем лице Германскому Правительству решительный протест против допущенного германской стороной нарушения договорных отношений между нашими странами **.

Примите, господин Статс-секретарь, новые уверения в моем совершенном к Вам уважении.

Хинчук

Печат, по арх. ОпуСл. s газ- г-Извести.ч* Л§ 153 (5<И?>, 2-1 июня ШЗ г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: