Запись беседы Полномочного Представителя СССР в Италии В. П. Потемкина с Председателем Совета Министров Италии Муссолини

10 июля 1933 г.

Беседа состоялась в палаццо Венеция в 18 час. 30 мин. Ее предметом явился итало-еоветекнй пакт.

Полпред информировал Муссолини о том приеме, который встретили з ЛЪоекве сообщения полпреда о беседе с главою итальянского правительства, имевшей место 28 мая ***.

Полпред отметил, что Советское правительство с полным удовлетворением приняло ту характеристику итало-советских отношений, которую дает глава итальянского правительства, квалифицирующий эти отношения как «сердечные». Точно так же удовлетворено оно и заверениями Муссолини, что «пакт четырех» не будет использован его участниками как орудие политики, направленной против интересов Советского Союза. Мысль, высказанная главою итальянского правительства полпреду относительно желательности и полезности заключения политического пакта между СССР и Италией, встречает со стороны Советского правительства полное сочувствие. Оно

* См, док,,\*з 308. а:акже выступление И, М. Майского в подкомиссии по торговой политике 7 июля 1933 г.; опубл. в кн.; «СССР на Мировой экономической конференции», стр. 40—41. ** См, док. Л*э 1S7. *** См. док. Nï 166.


принимает предложение начать переговоры по этому вопросу и снабдило полпреда соответствующими полномочиями. Ему же оно поручило представить главе итальянского правительства проект будущего итало-советского пакта как основу для предстоящих переговоров.

Если, по мнению главы итальянского правительства, итало-советский пакт, дополняющий советско-французский и советско-германский договоры *, должен содействовать нейтрализации известных опасений, внушаемых Советскому Союзу «пактом четырех», то» со своей стороны, полпред считает, что тот же пакт должен послужить для самой Италии прямым доказательством неизменности той дружественной политики, которой следует СССР в отношении Италии. Всем известно, что за последнее время направление внешней политики Советского Союза в Европе претерпело некоторые изменения. Эти изменения обусловлены в значительной мере той позицией, которую заняло в отношении СССР национал-социалистское правительство Германии. Советское правительство менее всего было бы расположено подвергать радикальному пересмотру свои взаимоотношения с Германией, которые до недавнего времени были проникнуты духом дружественного сотрудничества. К своему сожалению, оно вынуждено констатировать, что правительство Гитлера проводит в отношении СССР такую политику, которая не может не внушать Советскому Союзу вполне определенных опасений. Это, естественно, заставляет Советское правительство искать внешнеполитических гарантий, более или менее обеспечивающих ему возможность мирного существования и дальнейшего спокойного развития своего внутреннего строительства. Это не означает, однако, что Советское правительство склонно изменять свое отношение к Италии, хотя последняя и является в настоящее время ближайшим партнером Германии в области внешней политики. Итало-советский пакт должен явиться для Италии лучшим доказательством желания СССР не только сохранить, но еще более упрочить дружественное сотрудничество с нею в интересах обеих сторон и всеобщего мира.

Полпреду известно, что новые конвенции, подписанные в Лондоне между Союзом и его лимитрофами, а также странами Малой Антанты **, тенденциозно истолковываются некоторой частью международной печати как демонстративная акция, направленная против «пакта четырех», и в частности против Италии, явившейся инициатором этого соглашения четырех западных держав. Полпред уполномочен заявить Муссолини, что такое истолкование Лондонских конвенций представляется

* См. соответственно т. XV док..Чз 4-56 к т. IX, док, J4*: 141.

* См. док. M 213, 218, 220.


неправильным. Лондонские конвенции являются конкретным развитием принципов, лежащих в основе пакта Бриана — Келлога *. Они представляют собою практическую реализацию предложений, формулированных делегацией СССР в Женеве ** свыше 5 месяцев тому назад, т. е, много ранее начала переговоров о «пакте четырех», завязавшихся в половине марта текущего года. Наиболее авторитетное объяснение истинного смысла Лондонских конвенции можно найти в заявлениях, сделанных по данному вопросу представителям печати со стороны Литвинова***. Там нет ни одного слова, оправдывающего вышеприведенную тенденциозную интерпретацию соглашений, только что заключенных Советским Союзом со своими соседями и со странами Малой Антакты. Полпред считает необходимым добавить, что конвенция, подписанная в Лондоне между СССР, Турцией и странами Малой Антанты, отнюдь не является замкнутым соглашением: она открывает полную возможность для любого государства присоединиться к этому международному договору. В этом заключается ее существенное отличие от «пакта четырех». Такое отличие, однако, не означает демонстративного противоположения. Ведь и участникам «пакта четырех» ничто не препятствует, если они пожелают, присоединиться к Лондонской конвенции.

Муссолини ответил, что он весьма благодарен полпреду за вышеизложенные сообщения, которые его удовлетворяют в полном мере. Он также считает, что нет никаких оснований противополагать Лондонские конвенции «пакту четырех». Ему понятно, почему известная часть европейской печати тенденциозно подчеркивает такое противоположение. В этом заинтересована преимущественно французская пресса, которую он считает «серьезнейшей опасностью» для мира. Эта пресса, в особенности ее органы, близкие к «Комнтэ де форж» и к генеральному штабу, сеет недоверие и рознь между народами Европы. В отношении Советского Союза эта пресса проникнута непримиримой враждебностью. Вообще говоря, Советскому Союзу не следовало бы слишком доверяться дружественным проявлениям со стороны Франции. Страна алчных крестьян, скопидомов, рантье, насквозь буржуазная, Франция органически не может быть расположена к Советскому Союзу. Рано или поздно, но Советское правительство в этом убедится. Ему, Муссолини, совершенно точно известно, что несколько месяцев тому назад французский посол в Берлине Франсуа-Понсе предлагал Гитлеру заключить «военный союз» против СССР ****. Конечно, это не могло быть делом его личной ини-

* См. т. XI док. Ks 298. ** См. док. № 32. *** См. док. ЛЬ 178.214. **** См. док..\в 249.


цнатквы. Советскому Союз\ необходимо учитывать подобные моменты, определяя основные линии своей внешней политики.

Муссолини огорчает и тревожит ухудшение взаимоотношений между Германией и СССР, Однако он не теряет надежды, что давление реальной обстановки образумит правительство Гитлера и вынудит его вернуться к тем принципам внешней политики Германии, которые установлены были в Рапалло и Берлине. Со своей стороны, итальянское правительство будет оказывать всяческое воздействие на Берлин, чтобы возможно скорее его образумить. Итало-советский пакт, по мнению Муссолини, явится для Германии серьезным предупредительным сигналом. Он напомнит Германии, что если бы она затеяла авантюру, направленную против Советского Союза, фашистская Италия ни в коем случае не поддержит ее и не последует за ней по этому гибельному пути.

Осведомившись у полпреда, имеется ли у него московский проект итало-советского пакта, и получив его текст,.Муссолини внимательно прочел проект. Вслед за тем он высказал полпреду такие замечания:

1. Первые две статьи проекта не вызывают возражений. Они соответствуют тому, что намечалось к в предшествующих переговорах между Италией и СССР по вопросу о пакте.

2. 3-я статья обращает на себя внимание Муссолини своим негативным характером. Против нее тем не менее он не возражает. Он лишь ставит вопрос, не было ли бы целесообразно дополнить ее положительным указанием на обоюдное содействие развитию итало-советского экономического сотрудничества.

3. 4-я статья представляется Муссолини наиболее важной. По-видимому, говоря об «организациях», где могут возникнуть тенденции и планы, направленные против одной из договаривающихся сторон, проект имеет в виду, например, Лигу наций или «пакт четырех». В принципе Муссолини не возражал бы и против этой статьи, обязывающей обе стороны противодействовать вышеуказанным тенденциям и планам. Однако в порядке предварительного замечания он ставит вопрос, не дополнить лн эту статью указанием, что предусмотренное ею противодействие тенденциям и замыслам, направленным против одной нз сторон, осуществляется «после предварительного согласования» вопроса между обеими странами.

Полпред объяснил Муссолини, что предполагаемый пакт носит, по существу, негативный характер; таков смысл обязательств о ненападении, нейтралитете и т. д. 3-я статья поед-ставляет собою обязательство экономического ненападения. Тем не менее если Муссолини настаивает на своей мысли о ее дополнении положительным обязательством сторон содействовать развитию экономического сотрудничества между СССР и


Италией, то полпред может поставить этот вопрос перед своим правительством. То же самое относится и к предложенному Муссолини добавлению ст. 4-й.

Муссолини ответил, что свои замечания он высказал лишь в порядке предварительном. Он должен внимательнее ознакомиться с проектом пакта и передать его на заключение юристов МИД. Однако уже сейчас он может заявить полпреду, что в принципе принимает московский проект. Более того, он считает, что заключение пакта не следует откладывать. Желательно закончить переговоры в самом ближайшем времени.

Возвращаясь к вопросу о международном значении итало-созетского пакта, Муссолини заявил, что заключение этого договора должно произвести в Европе впечатление, содействующее упрочению всеобщего мира. Было бы полезно уже сейчас подать сигнал о политических переговорах, начатых между Италией и СССР. Если полпред не возражает, то завтра в итальянской прессе Муссолини считал бы целесообразным поместить следующее официальное коммюнике: «Глава правительства принял посла СССР Потемкина, вернувшегося из Москвы, и имел с ним беседу, коснувшуюся проблем политического порядка».

Полпред заявил Муссолини, что не имеет никаких возражений против предложенной редакции коммюнике.

Беседа продолжалась около 50 минут.

[Потемкин]

ПёЧиТ. КО C'jX.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: