Печат. по арх. 336. Запись беседы Полномочного Представителя СССР в Японии с Министром Иностранных Дел Японии Хирота *

336. Запись беседы Полномочного Представителя СССР в Японии с Министром Иностранных Дел Японии Хирота *

19 сентября 1934 г.

Я посетил Хнрота. Сделал ему следующее предложение: «Советское правительство удивлено, что после решающей уступки, которую оно сделало своим предложением от 12 сен-

* Из дневника полпреда СССР в Японии за время с 17 сентября по 4 октября 1934 г.


тября *, г. Хирота вместо принятия этого предложения считает целесообразным затягивать переговоры требованием новой уступки в 5 млн. иен. Советское правительство тем более удивлено, что в своем обращении к полпреду 6 сентября г. Хирота неоднократно сам говорил о необходимости скорейшего окончания переговоров, немедленного введения соглашения в силу254 и т. п. Тем не менее, не желая участвовать в затягивании переговоров. Советское правительство согласно продать КВЖД за 140 млн. иен при условии, что японо-мань^^урская сторона примет приводимые ниже условия соглашения по другим вопросам, связанным с продажей КВЖД, при формулировании которых Советское правительство стремилось по возможности пойти навстречу пожеланиям, высказанным г. Хирота полпреду Юреневу в беседе от 6 сентября.

I. Советское правительство соглашается принять предложение г. Хирота о том, чтобы соглашение о КВЖД вступило в силу без ратификации и чтобы Маньчжоу-Го немедленно после этого вступило во владение всеми правами на КВЖД-С этой целью в тексте соглашения должно быть предусмотрено, что с момента его опубликования в Москве, Токио и Харбине дорога со всем ее активом и пассивом автоматически переходит во владение и управление Маньчжоу-Го, и тем самым советское руководство КВЖД автоматически освобождается от всех его функций и обязанностей. Все обязательства КВЖД переходят, таким образом, полностью на Мапьч-жоу-Го.

Примечание. Из передаваемого в распоряжение Маньчжоу-Го имущества КВЖД остаются во владении и распоряжении СССР дома и ' земельные участки, находящиеся в настоящее время в распоряжении консульств СССР в Маньчжурии. Кроме того, во владение и распоряжение советской колонии в Маньчжурии для ее нужд поступают 2 школы. 1 техникум, 1 библиотека с комплектом книг из целого ряда библиотек, 2 клуба, дома и участки земли Харбинского благотворительного общества и 1 больница с поликлиникой.

П. Ввиду возможного дальнейшего повышения товарного индекса в Японии мы настаиваем на нашем праве размещения заказов в счет товарной части платежа, т. е. -/.-; всей суммы— в течение 6 месяцев со дня подписания соглашения с тем, чтобы поставка в СССР была произведена в течений исследующих двух лет.

» См. док. Na 32S.


Hi. Мы по-прежнему настаиваем на получении при подписании соглашения половины денежной части платежа с тем, что другая половина вносится маньчжурской стороной в 4 срока наличными в течение 3 лет.

IV. Мы также настаиваем на установлении золотой клаузулы в отношении денежной части суммы выкупа. Передавая огромные ценности на КВЖД, Советское правительство не может взять на себя риска понижения выкупной суммы в результате падения курса иены.

V. В порядке уступки мы даем согласие на то. чтобы маньчжурская администрация КВЖД предупреждала советских рабочих и служащих oö увольнении с КВЖД за 4 месяца вперед с тем, что увольняемые обязаны покинуть Маньчжоу-Го через 3 месяца после их увольнениях

Доведя до сведения министра о вышеизложенном, я обратил его внимание на то, что мы сделали ряд серьезных уступок. Мы начали с уступки в вопросе о цене, чем расчистили поле для соглашения и положили конец дискуссии о цене. К числу больших уступок относятся: отказ от ратификации, наше согласие на освобождение советского руководства на КВЖД от его функций после подписания соглашения, наш отказ от установления номенклатуры и цен на товары и пр. Это дает нам право считать, что наши условия будут приняты.

Очень приятно, сказал Хирота, что вопрос о цене урегулирован. Что касается прочих вопросов, то они касаются Маньчжоу-Го, и поэтому Маньчжоу-Го должно будет их изучить. Ввиду этого я попрошу маньчжурского делегата немедленно приехать в Токио для того, чтобы я смог узнать мнение Маньчжоу-Го. Возможно, что Маньчжоу-Го поручит мне вести переговоры. Так или иначе мы заинтересованы в скорейшей ликвидации разногласий *.

Юренев

Печат. по арх.

337. Беседа Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с Послом США в СССР Буллитом

21 сентября 1934 г.

Буллит сказал, что он хочет поговорить со мной по вопросу о долгах и кредитах. С ним очень долго говорил на эту тему Сквирский. СкБирскнй доказывал ему, что мы ни в коем случае не можем пойти на предлагаемую американским правительством схему краткосрочных товарных кредитов**. В то же

* См. док. Л"» 375. 396. ** См. также док. № 77.


время Сквирский утверждал, что, по его мнению, общественное мнение Соединенных Штатов примирилось бы с предоставлением нам займа или долгосрочного финансового кредита.

Буллит много думал над этими вопросами, и он хочет прежде всего услышать от меня, действительно ли для нас совершенно неприемлемо американское предложение.

Я ответил Буллиту, что мы настаиваем на предоставлении нам займа для долгосрочного финансового кредита вовсе ие потому, что мы остро нуждаемся в такой именно форме кредита. Ведь речь идет об очень небольшой сумме, которая для нас большого экономического значения иметь ие может. Это должно быть понятно Буллит>', который в течение уже почти года наблюдает наш экономический рост и размах нашего строительства. Если мы тем не менее категорически настаиваем на долгосрочном финансовом кредите, то делаем это мы потому, чтобы ие создать неблагоприятного прецедента для наших расчетов с другими странами. Если мы согласимся уплатить Соединенным Штатам по старым долгам и претензиям 100 млн. долл., получив от них в качестве компенсации только товарные кредиты, то и Франция, и Англия, и другие страны, предоставляющие иам в широких размерах товарные кредиты, начнут требовать от нас хотя бы частичной уплаты долгов старых правительств. Платить по этим старым долгам мы ие можем и не хотим, а отказывать иам будет политически неудобно, если мы заключим то соглашение, которое иам предлагает правительство США.

Мы можем пойти только иа соглашение лишь в такой форме, которая будет неприемлема для других стран — кредиторов старого русского правительства. По нашему мнению, единственной такой формой является заем или долгосрочный финансовый кредит.

Буллит сказал, что ои понимает наши мотивы и не станет настаивать иа том, чтобы мы непременно приняли предложение госдепартамента*.

Однако он знает, что госдепартамент ие может принять предлагаемой нами схемы **.

Он хотел бы поэтому совместно поискать такую формулу, которая была бы приемлема для американского правительства и в то же время ие создавала бы неприемлемого для нас прецедента. Ему приходит в голову такая схема. Советское правительство и правительство США заявляют, что они взаимно отказываются от всяких претензий. Во второй части того же протокола говорится, что американское правительство, через Экспортно-импортный банк, открывает иам товарные кре-

* См. док. К? 302. ** См. док. J&3IK


диты в такой-то сумме, а мы обязуемся выдать заказов иа определенную сумму. Ему кажется, что, поскольку в документе ие говорилось бы, что мы что-то платим по старым долгам, а просто декларировался бы взаимный отказ от претензий, никакие другие правительства не могли бы предъявить к нам требования по старым долгам.

Я ответил Буллиту, что он ошибается, что всякому будет ясна связь между первой частью документа о взаимном отказе от претензий и второй частью о кредитах и заказах. К нам придут, конечно, представители других государств и предложат подписать аналогичный документ.

А почему бы вам и ие подписать аналогичного документа со всеми странами?—сказал Буллит. Ведь в нашем документе речь будет идти о сравнительно небольших суммах.

Я разъяснил Буллиту, что, поскольку задолженность старых правительств Франции, Англии и другим странам во много раз превышала задолженность Соединенным Штатам, то, конечно, другие правительства ие удовлетворятся нашим обязательством разместить столько же заказов, сколько в Соединенных Штатах, а будут требовать пропорционально больше. Это же для нас неприемлемо и экономически, и политически.

Буллит согласился и стал просить меня, чтобы я подсказал ему какой-либо выход.

Я ответил, что мие трудно подсказать выход, поскольку оии ие принимают нашего предложения, которое, по моему убеждению, устраивает обе стороны и представляет собой лучший путь для разрешения проблемы старых долгов. Ои должен понять, что нужно выбирать один из двух путей. Один путь, при котором общественному мнению будет известно, что мы принимаем на себя какие-то обязательства в вопросе о старых долгах. При этом пути тому же общественному мнению должно стать известно, что за эту нашу уступку мы получили компенсацию в форме займа. Всякий другой путь должен исходить из того, что мы никаких обязательств по старым долгам не принимаем. Может быть, можно было бы обсудить такую схему. Американцы открывают нам кредиты без урегулирования вопроса о долгах. Мы начинаем размещать заказы. Вместе с тем мы заявляем, что взаимно отказываемся от старых претензий. При этой комбинации американское правительство или банк могут делать что им угодно с получаемыми от нас за предоставляемый нам кредит процентами; если хотят, могут употребить их и иа удовлетворение держателей старых долгов. Это дело американского правительства. Мы никакого соглашения о платеже старых долгов ие заключаем и никаких специальных сумм для этой цели не уплачиваем. Мы просто платим по открываемым иам кредитам коммерчески приемлемый для нас процент.


Если бы при этой схеме кто-либо с американской стороны заявил публично, что мы платим что-либо по старым долгам, мы также публично заявили бы, что это неправда, что мы ничего американцам по старым долгам не платим.

В данном случае не было бы никакого вредного для нас прецедента, потому что действительно не было бы никакого соглашения между нами и американским правительством о долгах. Американское правительство просто решило бы отказаться от претензий по долгам в интересах расширения советско-американской торговли, которая принесет выгоды американскому хозяйству.

Таким путем я попробовал прозондировать настроение Буллита по отношению к схеме, которую Литвинов предлагал нам в своем письме из Праги250.

Я прибавил при этом, что то, что я говорю, не является каким-либо предложением, а является мыслями вслух, которые пришли мне в голову только сейчас. Вполне возможно, что, продумав этот вопрос внимательнее, я сам приду к убеждению, что в этой схеме имеются неприемлемые для нас или для американцев стороны.

Буллит ответил, что ему нравится моя идея, ибо она переносит вопрос в плоскость развития советско-американской торговли. Ему кажется, что на этом пути можно найти выход из тупика, но что он, конечно, тоже должен продумать этот вопрос.

После этого он поднялся и ушел в очень веселом настроении, повторяя, что он очень рад. что мы попробовали совместно начать искать выход из тупика. Он подумает над тем, что я говорил, и через несколько дней вернется еще к этому вопросу *.

И. Крестинский

ПечйТ. по срХ:

338. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР в НКЙД СССР, из Женевы

22 сентября 1934 г.

Имел деловую беседу с Беком, коснувшуюся и Восточного пакта**. Он начал с того, что Германия почти дала отрицательный ответ***, а участие в пакте без Германии не гармонировало бы с польско-германским соглашением'4. Польша довольна существующими договорами и опасается, что новый пакт их только ослабит. Он не понимает, почему державы не

* См. док. А& 343.

** См- также док. Х° 236. *** См. док. Кэ 197, 327.


интересовались Востоком несколько лет тому назад, когда положение там было действительно напряженное, а заинтересовались им теперь, когда благодаря заключенным пактам наступило успокоение. Намеченный нами регион произволен в отличие от определенного региона, охваченного пактами о ненападении и определением агрессии. Непонятно участие Чехословакии. Польша до сих пор старалась держаться в стороне от Малой Антанты и ее проблем и не хотела бы изменить этому принципу. Не может Польша также заключать пакт с Литвой, не признающей границ и не поддерживающей отношений с Польшей. Бек готов исполнить просьбу Барту и дать ему письменный ответ еще до своего отъезда из Женевы. В ответ я указывал, что сейчас речь идет о пакте с участием Германии и Польша должна выявить свое отношение именно к такому пакту независимо от ответа Германии, ибо ответ Польши может оказать влияние и на позицию Германии. Пусть Германия отвергает пакт и принимает на себя целиком ответственность, но зачем Польше делить с ней эту ответственность. Новый пакт не только не ослабит существующих соглашений, но укрепит их. в частности укрепит дружбу Польши с Францией и с нами, улучшив отношения с Чехословакией и не ухудшив отношений ни с кем. даже с Германией. Никакой опасности на Востоке со стороны Германии несколько лет тому назад еще не существовало, несмотря на польско-германские трения в Лиге наций и полемику в печати, ибо Германия тогда к воине не готовилась и готова не была. СССР же и Польша также не готовились к войне. Опасность на Востоке наступила с приходом Гитлера, с его программой завоеваний. Регион скорее может быть охвачен кривой линией, чем прямой. Страны, охваченные определением агрессии, от Турции до Финляндии, трудно назвать регионом, ибо это границы всей Европы. Теперь же речь идет о действительно ограниченном регионе с определенным центром. Участие Чехословакии отнюдь не вводит нас в интересы Малой Антанты, как не вводил туда Польшу ее союз с Румынией *. Польша раньше настаивала на заключении нами пакта с Румынией **, которая также не имела отношений с нами и признанной границы, так что есть полная аналогия между Румынией и Литвой. Во всяком случае, все заинтересованные государства имели достаточно времени для обсуждения всего комплекса проблем и принятия окончательного решения, и мы хотели бы теперь же знать это решение Польши. Я допускаю три возможных ответа: положительный, отрицательный или поправки к проекту. В заключение я просил Бека: и он обещал дать мне копию письменного ответа Барту. До снх пор этого ответа нет, и

* См. т. III прим. 76. ** См. т. XIV, док.,Чэ 247.


надо полагать, что он будет доставлен за 5 минут до или даже после отъезда Бека, дабы ие было возможности дальнейшего обсуждения с ним ответа*.

Литвинов

Лечат, по арх.

339. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР в НКЙД СССР, из Женевы

25 сентября 1934 г.

Из сегодняшней беседы с Барту вынес впечатление, что французы тоже решили заморозить вопрос дальнейших со-ветско-фраицузских отношений; они изучат германский меморандум**, на который они пока еще ие собираются отвечать, ожидают польский ответ*** и решат, какие выводы из этого надо сделать, сохраняя с нами все время контакт. Так как это отвечает также и нашей позиции, согласно решению инстанции261, я выразил полное согласие с высказанными Барту взглядами. По-видимому, Барту ие уверен в дальнейшей судьбе кабинета Думерга и решил, как и мы, занять выжидательную позицию.

Кроме того, иа авансцене сейчас австрийский вопрос. Барту сообщил, что ввиду отказа Англии от принятия новых обязательств итальянцы предлагают теперь франции двойственное соглашение. Французы же ие хотят оставить в стороне Малую Антанту, но, идя навстречу итальянским пожеланиям, предложат подтвердить еще раз февральскую декларацию о независимости Австрии **** с предварительного согласия лишь представителей Малой Антанты. Возможно, что перед Советом встанет вопрос о Сааре, хотя Алонзи склонен вновь занять дружественную Германии позицию н обменять з*ту позицию на уступки Франции в австрийском вопросе. Закулисные переговоры на эту тему могут затянуть сессию Ассамблеи, закрытие которой ожидается завтра. Вопросы, обсуждаемые в Ассамблее и в Совете, как, например, жалобы швейцарцев и финнов, а также боллво-парагвайскне споры***** поучительны, но наших интересов не задевают.

Литвинов

Печа.7, по срх.

* См. док. № 346. в* См. док. № 337. *** См. док. Лз 346. **** См. газ. «Известия» 20 февраля 1934 г. г**** См. газ. «Известия*. 20, 23, 26 ноября 1934 г.


340. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР в НКЙД СССР, из Женевы

25 сентября 1934 г.

Вчера Тнтулеску приходил объяснить, почему он настаивал на участии в Восточном пакте*. Оказывается, что Румыния имеет обязанности в качестве союзницы Польши не только в отношении СССР, но и остальных соседей Польши, кроме Германии. Румынию угнетает мысль, что теперь, в случае нападения Чехословакии на Польшу, она должна будет выступить против своей союзницы Чехословакии. Участие Румынии в Восточном пакте уравняло бы обязанности Румынии в отношении всех соседей Польши, причем польско-румынский союз0* можно расторгнуть. Я сослался иа заявление Барту мне об отказе Румынии от участия в пакте218. Тнтулеску это отрицал, ио подтвердил, что, пока продолжаются наши переговоры с Польшей и Германией» он ие будет путаться и мешать.

Ои сильно жаловался иа поляков и в особенности иа Германию, интригующую против него с королем.

Говорил с ним и о Дунайской комиссии***. Тнтулеску высказывал лично положительное отношение к вопросу, ио указывал на трудности вследствие аналогичных требовании со стороны Германии, Польши и Грепии. Он предлагает продолжать переговоры дипломатическим путем.

Чиунту**** ие приедет в Москву до поездки Островско-*****

Литвинов

Печат. по орх,

Запись беседы Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с Посланником Финляндии в СССР Ирье-Коскиненом

25 сентября 1934 г.

1. Придя ко мне после возвращения в Москву, Ирье-Коски-неи сейчас же сам заговорил о наших отношениях в связи с последней беседой, которую мы имели с ним летом в день или за день до его отъезда в отпуск******. Ирье-Коскинен сказал, что он говорил со многими политическими деятелями о наших отношениях и констатировал, что растущая антисоветская про-

* Сн. док. Л» 323. 8* См. т. Ш, прнм. 76. *** См. т. XIV. грим. 63. *** Посланник Румынии в СССР. '*** Вновь назначенный полпред СССР в Румынки. *** См. док..V- 274.


паганда в Финляндии начинает беспокоить уже многих в руководящих кругах Финляндии. Правительство уже принимает кое-какие меры, но, к сожалению, его возможности ограничены, ибо пресса все же свободна. Премьер-министр Кибимяки, принимая депутацию студентов, протестовавших против поддержки Финляндией принятия СССР в Лигу наций, очень серьезно отчитал студентов, разъяснив им, что они не должны вмешиваться в политику. Призвана также к порядку газета «Аян-Суунта». Впрочем, не надо преувеличивать значения всех этих выступлений, ибо все серьезные люди в Финляндии хотят поддерживать нормальные отношения с СССР.

Сославшись тоже на мои летние заявления и развивая их, я сказал1 Ирье-Коскинену, что считаю положение финско-со-ветских отношений весьма серьезным. Та агитация, которая развернулась в Финляндии, в частности, в связи с нашим вступлением в Лигу наций, произвела здесь серьезное впечатление. Еще большее впечатление произвели известия о том, что пропаганда участия Финляндии в будущей войне с СССР делает большие успехи и что, в частности, ставится ставка на присоединение к Японии в случае ее нападения на СССР. Никогда за 9 лет, в течение которых я занимаюсь советско-финлянд-скимн отношениями, состояние этих отношений не было более серьезным. Это состояние привлекает к себе у нас все большее внимание, и НКМД, вероятно, придется очень скоро делать доклад правительству по этому вопросу. Можно ожидать, что наше правительство примет те или иные решения против дальнейшего развития агрессивной пропаганды в Финляндии. Нельзя также ожидать, что наша пресса будет долго замалчивать антисоветскую кампанию финляндской прессы. Я спросил Ирье-Коскинена, передал ли он финляндскому правительству те предупреждения, которые я сделал ему летом в день его отъезда нз Москвы. Ирье-Коскинен ответил утвердительно и сказал, что ввиду важности вопроса он говорил о нашей беседе не с Хакселем, а с премьером Кивимяки, у которого он нашел понимание.

Я спросил, говорил ли посланник с президентом Свинхуву-дом. Ирье-Коскинен как бы запнулся, а потом с улыбкой сказал: «Вы знаете, что президент не очень любнт вас (Ирье-Коскинен, очевидно, имел в виду СССР) и вообще русских». Однако он за осторожность. Посланник прибавил, что Свинку вуд против резких антисоветских выпадов и за корректное отношение,

Когда я говорил о кампании в связи с нашим вступлением в Лигу наций, Ирье-Коскинен сказал, что Финляндия, однако, голосовала за принятие СССР *. Я сказал-, «но с тем, чтобы

* См. док. Хз 331.


использовать это для постановки карельского вопроса». Ирье-Коскннен сказал, что этого не будет, и в ответ на мой уточня* ющнй вопрос прибавил, что уже решено, что Финляндия не поставит этого вопроса в Лиге наций *.

Я сказал, что мы, конечно, не допустили бы постановки такого вопроса и приняли бы свои меры. Если бы Финляндия когда-нибудь надумала выступить с карельским вопросом, то это вмело бы единственным результатом лишь ухудшение ее отношений с СССР, от которого она бы только потеряла.

2. Ирье-Коскннен сказал, что в Гельсингфорсе решено устроить выставку финляндского искусства в Москве н в Ленинграде. Это будет, по всей вероятности, в ноябре, но точно день еще не установлен **.

3. По вопросу о проведении окончательных границ Ирье-Коскинен сказал, что работа идет удовлетворительно и что он надеется на окончание этих работ еще в этом году***.

4. Ирье-Коскинен сообщил, что ои едет в ближайшем будущем в Персию для вручения своих верительных грамот ввиду назначения его по совместительству посланником Финляндии в Персии. На вопрос о финляндских интересах в Персии Ирье-Коскинен сказал, что там очень мало финских граждан, но что Финляндия интересуется торговлей с Персией. Через Персидский залив уже ввозится в Персию некоторое количество финляндской бумаги. В Финляндии интересуются оасшнрением торговли с Персией в порядке транзита через СССР, который, как ему известно, связан с заключением финско-советского торгового договора ****.

Стомоняков


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: