Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР во Франции В. П. Потемкину

23 февраля 1935 г.

По сведениям из Берлина, англичане носятся с идеей подписания с Германией воздушной конвенции с оговоркой о вступлении ее в силу лишь после принятия сторонами осталь-

* Заведующий II отделом МИД Германии. ** См. также док. № 83. *** См. док. № 77. 145—148. **** См. док. Ха 68. ***** См. газ. «Известия», 21 февраля 1935 г.


ных пунктов Лондонского соглашения 1S. Такая процедура для нас совершенно неприемлема, ибо она сыграет на руку Германии, усилит давление ее друзей на английское и французское правительства в сторону отказа от других соглашений. При случае предупредите об этом Лаваля *.

О возможности приезда Саймона в Москву мы знаем лишь из газет и поэтому не считаем нужным реагировать на эти слухи. Заезд Саймона в Варшаву обесценил бы его поездку в Москву и вызвал бы у нас подозрение, что путешествие до Москвы должно лишь замаскировать поездку Саймона в Варшаву, составляющую действительную цель его путешествия после посещения Берлина**,

Литвинов

Пгчат.. та арх.

78. Нота Полномочного Представителя СССР в Греции Председателю Совета Министров и и. о. Министра Иностранных Дел Греции Цалдарису

23 февраля 1935?.

Господин Председатель,

По поручению Правительства СССР имею честь обратить Ваше внимание на существенное нарушение договорных отношений между СССР и Грецией, допущенное Афинским апелляционным судом в связи с иском некоего г. Сусаниса против Торгового Представительства СССР в Греции***.

Полномочному Представительству СССР в Греции уже неоднократно, как путем нот. так и в устных беседах, приходилось обращать внимание Министерства на находящийся в производстве греческого суда иск указанного лица, который основан на сделке, заключенной им с Новороссийским отделением Народного Комиссариата Внешней Торговли еще в i92i—22 гг.

Полномочное Представительство неоднократно получало заверения от Министерства Иностранных Дел, что суду будут разъяснены те положения, которые обязывают его соблюдать предусмотренный как договором, так и общепринятыми в международной практике нормами иммунитет Торгового Представительства.

Несмотря на это, суд на заседании от 2 октября 1934 г. вынес решение, которым он подтверждал решение суда первой инстанции, признавшее Торговое Представительство подсудным греческой юрисдикции по сделке, которую Торговое Представительство не заключало и которая никакого отношения к

* См. док. Лз 89. ** См. также док. 79. *** См. док. Xs 60.


деятельности Торгового Представительства Союза ССР в Греции не имеет.

В резком противоречии с ясными положениями ст. 7 Конвенции о торговле и мореплавании между СССР и Грецией от 11 июня 1929 г.* суд признал, что Торговое Представительство СССР в Греции вообще отвечает по любым искам к СССР, где и на какой основе таковые ни возникали бы. Между тем, в силу ст. 7 Торговое Представительство Союза ССР в Греции, на которое возложено осуществление государствен-кой монополии внешней торговли, пользуется экстерриториальностью, и лишь торговые сделки, совершенные в Грешш им самим, «подчиняются постановлениям эллинского законодательства и юрисдикции эллинских судов». Эти положения с несомненностью устанавливают, что Торговое Представительство СССР в Греиии, как представитель государства в области внешней торговли, пользуется привилегиями экстерриториальности и иммунитета. Изъятия из правил о неподсудности одного государства другому государству, на которые Правительство СССР выразило свое согласие в цитированном выше п. 4 ст. 7, было сделано в интересах облегчения и развития торговых отношений между обоими государствами. Само собой разумеется, что иммунитет Торгового Представительства, подтвержденный в Конвенции о торговле и мореплавании, имел полную силу н до заключения упомянутой Конвенции. Судне имеет решительно никаких оснований односторонним актом отрицать за государством наличие иммунитета, признанное в международных отношениях и являющееся совершенно элементарным положением. Для иных исков, кроме тех, о подсудности которых прямо указано в Коквепшш о торговле и мореплавании, действуют общие положения международной практики, согласно которым лица, имеющие подобные притязания, могут обращаться со своими исками в суды соответственного государства.

Совершенно очевидно, что упомянутый иск г. Сусаниса не может быть обращен против Торгового Представительства и неподсуден греческой юрисдикции. Разумеется также, что государство как таковое также неподсудно греческому суду.

Мое Правительство придает настоящему делу весьма серьезное значение, поскольку решение суда по существу аннулирует содержание договорных актов, игнорирует принятые в международной практике нормы и лишает Торговое Представительство СССР в Греции и торговые отношения между обеими странами тех гарантий, которые представляются необходимыми для их нормального существования.

* См. т. ХП, док, № 193.


По поручению моего Правительства я, заявляя решительный протест по поводу упомянутого решения греческого суда, имею честь сообщить Вашему Превосходительству, что Торговому Представительству сделаны указания о том, чтобы оно не принимало никакого дальнейшего участия в рассмотрении в суде этого дела по существу.

Имею также честь довести до Вашего Превосходительства, что Правительство СССР возлагает на Эллинское Правительство всю ответственность за все последствия, могущие проистечь при сохранении в силе указанного выше решения суда для экономических отношений между обоими государствами.

Примите, господин Председатель, уверения в моем весьма высоком уважении.

[Кобецкий]

Печат. по арх.

В ответной ноте М. В. Кобецкому от 16 мзрта 1935 г., подписанной (за министра иностранных дел) генеральным директором МИД Греция Пап-песом, последний пытался отрицать приведенные в комментируемой ноте факты и брал под защиту решение греческого суда первой инстанции» которым торгпредство СССР в Греции признавалось подсудным греческой юрисдикции по сделке, которую торгпредство не заключало. Далее в ноте говорилось: «Конституционный принцип разделения властен, действующий в Греции, запрещает йсякое вмешательство исполнительной власти в функции судов страны, которые выполняют свою миссию в условиях полной независимости: и я не йог бы допустить, чтобы мое Правительство взяло на себя ответственность в сзязн с этим делом и чтобы торговым и экономическим отношениям, существующим между обенмн странами, был нанесен ущерб в связи с этик процессом».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: