Письмо Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в США А. А. Трояновскому

9 марта 1935 г.

В ряде телеграмм я обращал Ваше внимание на последние явления в торговой политике США, которые представляют для нас известный интерес62. Ознакомление с перечнем тех 15 стран, с которыми США уже начали торговые переговоры, не позволяет вывести заключения о каком-либо общем критерии, которым руководилось американское правительство, предлагая переговоры тому или иному из европейских государств. Одно лишь можно сказать с определенностью, что вопрос о долгах не играл при этом роли. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что США в числе первых стран предложили торговые переговоры Бельгии, т. е. стране, которая была вместе с Францией в числе тех государств, которые еще в 1932 г. совершенно отказались от платежей США.

Учитывая это обстоятельство; мы полагали, что последние советско-американские осложнения по вопросу о долгах не должны служить препятствием к торговым переговорам между СССР и США, поскольку в этих переговорах не затрагивались бы вопросы займов и кредитов. Это предположение было подтверждено в разговоре Келлн с Нейманом63, по-

* См. док. As 93.


скольку Келли указал, что СССР отнесен США в ту группу стран, с которыми предстоят торговые переговоры в будущем.

Последние торговые соглашения США построены на принципе взаимных таможенных тарифных уступок и наибольшего благоприятствования. Этот принцип торговых соглашений нас весьма устраивает. Однако мо^но опасаться того, что США не удовлетворятся скидками с таможенных тарифов с нашей стороны и предоставлением нами наибольшего благоприятствования. Об этом, между прочим, свидетельствует выступление экономического советника госдепартамента Герберта Фейса64. В учете этой эвентуальной позиции США мы и считали возможным наметить в качестве варианта в дополнение к наибольшему благоприятствованию и таможенным скидкам известную увязку между нашим экспортом и импортом. Подобного рода увязка была бы дополнительной страховкой для США в том случае, если бы наибольшее благоприятствование их не устроило. Понятно, что, поскольку соотношение между экспортом и импортом является лишь дополнительной страховкой, это соотношение должно было бы быть построено на базе известного актива в нашу пользу. Вопрос о размерах этого актива мог бы быть уточнен в ходе переговоров.

Начало торговых переговоров между СССР и США и эвентуальное заключение торгового соглашения имело бы серьезный политический эффект, в значительной степени ослабив то отрицательное впечатление, которое создалось в результате разрыва долговых переговоров*.

Я не предлагаю Вам, само собой разумеется, проявлять в вопросе о торговых переговорах особую активность и делать прямые предложения по этому вопросу, рискующие вызвать отрицательное отношение с американской стороны, Речь идет лишь об осторожном зондировании и подготовке обстановки, которая позволила бы добиться положительного разрешения этого вопроса.

Народный Комиссар Литвинов

Печат. по арх*

105. Письмо Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в США А. А. Трояновскому

9 марта 1935 г.

Многоуважаемый.Александр Антонович, 1. Максим Максимович пошлет Вам сегодня информационное письмо, которым введет Вас в курс всех основных вопро-

* См. док. Л'й 35.


сов нашей внешней политики как на Дальнем Востоке, так и в Европе*. Поэтому я на этих вопросах останавливаться не буду.

Что касается наших отношений с Соединенными Штатами, то создавшееся сейчас положение при всей его неудовлетворительности лучше, чем то, что было до Вашей последней поездки в СССР**. Тогда шли переговоры о долгах и кредитах. В этих переговорах нам предъявляли требования, которых мы ни в коем случае не могли удовлетворить. На нас давили; давили, между прочим, и угрозой разрыва отношений, если мы не согласимся платить по старым долгам, не получиз за это «и займа,.ни долгосрочных кредитов в финансовой форме.

Теперь же переговоры объявлены законченными***, Мы долгов не платим, отношения, тем не менее, не разорваны и, насколько можно судить по всей информации, которая к нам поступает, американское правительство к этой мере прибегать не собирается.

Конечно, неуспех переговоров повлиял скверным образом на отношения к нам и американского правительства, и американского общественного мнения. Конечно, обиженным чувствует себя и Руззелът. Конечно. Япония постаралась и будет стараться извлечь из ухудшения советско-американских отношений плюс для себя, но нынешнее положение все-таки для нас лучше, чем если бы мы уступили американцам по вопросу о долгах. На американском фронте у нас все обстояло бы благополучно. Общественное мнение и пресса хвалили бы нас и даже, может быть, выступали бы против подымаемых японцами и немцами антисоветских кампаний,

Но зато нам пришлось бы иметь неприятные разговоры по вопросу о долгах со всеми европейскими государствами и в первучо голову с Францией, с которой мы сейчас дружно выступаем вместе против немцев и поддерживающих их поляков. Мы не могли бы открыто дискриминировать по вопросу о долгах нашего главного союзника в Европе Францию, и нам пришлось бы пойти на большие уступки ей в вопросе о долгах, А если бы мы этого не сделали, то французы, конечно, отказались бы от постоянного торгового договора, о заключении которого сейчас ведутся переговоры, и отказались бы предоставить нам гарантированные правительством товарные кредиты, что они должны сделать на основании протокола Розенгольц —

* В упоминаемом письме M M.. Литвинова содержался краткий международный обзор.

** А. А. Трояновский находился в Москзе с 13 октября по 28 ноября 1934 г.

*** См. док. Л° 32.


Маршандо*. Я не говорю уже о реакции общественного мнения и в чисто политической области.

Одним словом, выигрыш на американском фронте повел бы за собой серьезные осложнения в нашей европейской политической линии, а она сейчас стоит для нас несомненно на первом плане. Вот почему мы здесь ни одной минуты не подвергали сомнению правильность наших прошлогодних решений по вопросу об Америке** и не думаем их пересматривать.

2. Как же быть дальше? Есть две возможности. Одна — это не предпринимать никаких шагов и выжидать целительного действия времени. В свое время англичане, позднее — французы заявляли нам, что если мы не дадим удовлетворения по-старьш долгам, то никаких кредитов в Англии и Франции мы не получим. Прошло несколько лет, и хотя мы не только не начали платить долгов, но прекратили даже переговоры о них, тем не менее, и англичане, и французы начали давать нам кредиты и поставили в порядок дня заключение торговых соглашений и договоров с нами.

Несомненно, что в Америке произошло бы то же самое, и через некоторый промежуток времени, вероятно, более короткий, чем это было во Франции, началось бы кредитование американскими банками советско-американской торговли.

Этот путь, однако, имеет тот минус, что на ближайшие пару-лет, которые являются наиболее острыми в наших взаимоотношениях с Японией, он отталкивает от нас Америку, и в первую голову Рузвельта. Поэтому-то мы и не зарекаемся от второго пути, т. е. от возобновления переговоров, но, конечно, лишь в том случае, если инициатива этих переговоров неходит не от нас и если возобновление переговоров не равносильно нашему отказу от наших прежних позиций. Возобновление переговоров возможно и целесообразно лишь в том случае, если американцы признают, что мы не можем принять их прежнее требование и что исходным пунктом новых переговоров должно быть принятие американцами нашей позиции в вопросе о кредитах.

Вот почему мы так настойчиво просили Вас уточнить содержание предложений, которые делали Вам Брукхарт и Унл-лер65.

Если их к Вам подсылали американское правительство нлн Рузвельтбб и если через них американская сторона выражала готовность открыть нам текущий счет на 5 лет и подписать теперь же соглашение о том, что этот счет будет 3 раза возобновляться каждый раз на новые 5 лет без выдачи нами новых заказов, то это могло бы явиться базой для возобновления переговоров.

* См, т. XVII. док. № 427. ** См. т. XVII, док. Л? 311, 315. 316.


Если же речь шла лишь о том. что нам открывается денежный кредит на 5 лет без письменного обязательства пролонгировать потом этот кредит еще па 15 лет, то такое предложение нисколько не отличалось бы от тех условий кредита, которые мы можем получить в Европе без малейшего упоминания о платеже долгов.

Ведь когда Вы были в Москве. Вы, вероятно, слышали о том, что немцы предлагали нам кредит в 200 млн. марок на 5 лет*. Этот кредит немцы готовы предоставить нам в финансовой форме с тем, что с промышленниками мы будем расплачиваться наличными деньгами. Эта сделка не реализована до сих пор лишь потому, что мы поставили ряд дополнительных требований.

Хотя при этих переговорах ничего не говорится о пролонгировании кредита, но нет ни малейшего сомнения, что если бы мы по истечении 5 лет, расплатившись по этому кредиту, захотели получить новый кредит на тех же условиях, то нам в этом не отказали бы.

Далее, в Чехословакии нам сейчас предлагают меньший по размеру (соответственно возможностям маленькой Чехословакии), тоже 5-летний кредит и тоже в финансовой форме. При этом мы не сомневаемся, что этот кредит по истечении 5 лет также будет возобновлен, если мы захотим размещать в Чехословакии дальнейшие заказы **.

Вот почему нам нужно не возобновление кредита по истечении 5-летнего срока, а строго юридическая письменная договоренность об обязательном пролонгировании кредита общим сроком на 20 лет и, конечно, без выдачи каждые 5 лет новых заказоз. Только в том случае, если американцы пойдут на это, мы сможем довести до успешного конца наши переговоры.

3. В разговорах с Вами Брукхарт и Уилл ер подчеркивали желательность употребления 100 млн. долл. пз 200 главным образом на сельскохозяйственные закупки.

Вы спрашивали ваших собеседников, что они имеют в виду, кроме хлопка. Но они ничего конкретного Вам не называли.

Дело в том, что покупать в Америке продукты сельского хозяйства мы не собираемся. Вряд ли мы будем покупать даже и хлопок. Вы знаете, что в последние годы хлопок из-за границы мы не ввозим, а стараемся обходиться своим внутренним хлопком, посевы которого мы все время расширяем, и при этом не только в Средней Азии, но и в Закавказье н даже в некоторых районах Сев. Кавказа. Поэтому, если бы американцы захотели, пойдя нам навстречу в вопросе о финансовой форме кредита и об его сроке, обусловить сделку

* См. т. XVII, док. Хэ 361, а также док..Уз 172 настоящего тома. 18 См. дох. № 98, 259.


обязательством с нашей стороны закупить у них на известную часть предоставляемых нам кредитов продукты сельского хозяйства, они сильно затруднили бы и сделали бы невозможным доведение переговоров до благополучного конца.

В этом письме, которое Вы получите только через 2 недели, я подвожу итоги той телеграфной переписке, которая велась между нами за последний месяц, и излагаю нашу точку зрения на создавшееся положение. Оперативные же указания, в связи с последними Вашими телеграммами, Вы получите по телеграфу67.

С товарищеским приветом

Н. Крестинский

Игнат, по арх.

106. Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Японии К- К. Юреиеву

Вне очереди 10 марта 1935 г.

При парафировании соглашения о КВЖД * заявите Хи-рота, что мы ожидаем освобождения всех арестованных советских служащих и рабочихsa до подписания соглашения о КВЖД- От себя лично выразите надежду, что Хирота этим жестом завершит дело умиротворения, начатое переговорами

о КВЖД**-

Стомоняков

Печат. по арх.

107. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Японии К. К- Юренева Заместителю Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Б. С. Стомонякову

Вне очереди 12 марта 1935 г.

Сегодня посетил Хирота и выполнил Ваше поручение***. Хирота ответил, чтэ он плохо знает этот вопрос. Мое заявление он немедленно передаст Маньчжоу-Го для того, чтобы оно обсудило его с полным вниманием. Он думает, что Маньчжоу-Го придерживается того же мнения, что и он, т. е. что все связанные с дорогой вопросы должны быть сейчас урегулированы. Я поблагодарил Хирота, заявив, что думаю, что по вопросу об арестованных не будет расхождений. Этим беседа по указанному вопросу была исчерпана.

* См. док. W 111.

** См. док. te 107.

**8 См. док. № 106.


Хнрота также рассказывал мне о том, что он получает много поздравительных телеграмм и писем. В совете министров его также поздравляли Охада * и другие коллеги. Министр финансов сказал ему, говоря об отношениях между СССР и Японией, что «нужно, чтобы обе стороны доверяли друг другу». Разговор велся в очень дружественных тонах. В заключение я договорился с Хирота о том, что сразу после утверждения тайным советом соглашения о дороге агентство Симбун Рэнго телеграфно передаст таковое в Москву. 22-го или 23-го Хирота устраивает банкет, 24-го мы и 25-го маньчжуры.

Во время вчерашнего разговора69 Хирота сказал мне о том, что он внделся со своим «учителем» Тояма. и тот поздравил его с успехом, одобрил его политику. Народ, говорил Хнрота, хочет мира, и он ведет именно эту политику. Некоторые военные круги недовольны соглашением с нами, но вынуждены молчать, ибо Хирота прозодит политику, преподанную ему императором. В беседе был затронут вопрос о морских переговорах**. Хирота сказал, что пропорция 5:5:4 приемлема, но моряки не очень довольны такой перспективой. Отношеняя с Китаем улучшаются, но нельзя ждать их быстрого развития. Хирота не верит в возможность англо-американо-французскнх финансовых акций в Китае7'5.

Полпред

/7ечаг. по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: