Дел СССР

Немедленно 19 октября 1935 г.

Вчера ко мне зашел Кунг. Сказал, что вечером у него будет Чан Кай-шп, можно с ним повидаться. Разговор происходил только в присутствие Кунга, который переводил.

Согласно полученным мною директивам, я сделал следующие заявления:

I. О желании Советского правительства вообще улучшить советско-китайские отношения.

2. О нашей политике в Снньцзяне, причем я добавил, что я уверен, что за это время он уже получил информацию от своего посольства, подтверждающую мое заявление.

3. О желательности заключения торгового договора и пакта о неагрессии. О торговом договоре я сказал, что после пятимесячного ожидания только что получил китайский проект * и его изучаю.

Чан Кан-ши ответил, что он целиком согласен со мною и улучшит китайско-советские отношения, так как, если имеется угроза обеим странам, то из одного источника. Относительно Снньцзяна он сказал, что получил уже доклад от своего представителя и может констатировать, что не только у него, ио и у других членов правительства рассеялись прежние сомнения, он верит, что СССР не имеет никаких захватнических намерений по отношению к Слньцзяну. Он, безусловно, за торговый договор и за пакт, но считает, что они являются только формальным актом. Он хотел бы иметь такое существенное соглашение, которое действительно способствовало бы сердечным отношениям между Китаем и СССР и могло бы гарантировать мир на Дальнем Востоке.

Я спросил, какое именно соглашение он имеет в виду. Он ответил, что между нами и СССР нужно соглашение «не внешнего характера».

По существу он хотел бы получить от Советского правительства ответ на два вопроса:

1. Готово ли Советское правительство заключить с Китаем соглашение, обеспечивающее более или менее мир на Дальнем Востоке. При этом он подчеркнул, что делает это предложение не как представитель китайского правительства, а как командующий китайской армией, давая этим понять, что имеет в виду секретное военное соглашение.

2. В случае положительного ответа он хотел бы знать, как Советское правительство мыслит себе это соглашение**.

* Передан полпэедетву 14 октябэя 1935 г. ** См. док..\» 446.


Не желая отвечать на его вопрос, Я ответил контрвопросом: правда ли, что японское правительство требовало от китайского правительства: 1) признания Маньчжоу-Го; 2} военного союза против СССР. Он ответил, что в официальном порядке японское правительство этих требований не выетазляло. Неофициально японское правительство ставило первое требование, что же касается второго, то вопрос ставился з общей форме о военном союзе против большевизма без упоминания СССР. Я сказал, в данном случае меня интересует ке вопрос о большевизме вообще, а СССР. Кунг сказал, надо полагать, что с японской точки зрения такая постановка вопроса включает СССР. Я опять спросил Чан Кай-ши: ну, а если японское правительство все-таки потребует от китайского правительства заключения военного союза протиз СССР, какова будет позиция китайского правительства. Он отзетил, что китайское правительство ни в коем случае не пойдет на это предложение.

Кунг сказал, что просит считать разговор совершенно конфиденциальным. Я ответил согласием.

Я спросил Чан Кай-шн, соответствует ли действительности, что японцы строят целый ряд аэродромов в Чахаре и Суйюанн. Он сказал, что все зто делается помимо воли китайского правительства, но если оно будет знать что-либо конкретное, он меня информирует.

В разговоре с Кунгом у меня, перед свиданием с Чан Кай-ши, Кунг, бывший, по-видимому, в очень расстроенном состоянии, сказал, что может сообщить мне в конфиденциальном порядке, что японцы выставили новые требования, настаивают на военном союзе против СССР. ЯП0НИЬ1 говорят, что не могут начать войну против СССР, не обеспечив китайский фронт, поэтому им необходимо иметь на Севере такое правительство, на которое они могли бы положиться, а Чан Кай-ши они не верят. Если Чан Кай-шн согласится на заключение военного Союза, тогда они не возражают против суверенитета Нанкина над северными провинциями, в противном случае они угрожают «раздавить» яанкинское правительство. Ок спросил меня, информировал ли я Советское правительство о нашем прежнем разговоре 22\ Я ответил, что ввиду особой конфиденциальности я не телеграфировал, а пишу с курьером. В дальнейшем, когда разговор зашел вообще о росте зоенной опасности, Кунг сказал: «Китайский народ так ненавидит японцез, что какие бы обещания китайское правительство ни давало Японии, когда у Японш* вспыхнет зойна с третьей страной, все равно с кем — СССР илн Америкой, китайский народ заставит любое правительство выступить против Я пени:!».


Так как срочности в ответе нет, мое подробное заключение о всех разговорах — ближайшей почтой 228.

Полпред

Лечат, по api,

390. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Китае Д. В. Богомолова в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

Немедленно

20 октября 1935 г.

На обеде у меня Ван Цзин-вэй сказал, что получил доклад Дэна * о положении в Синьцзяне. По словам Вана, Дэн опровергает всякие японские выдумки о каких бы то ни было агрессивных намерениях СССР в Синьцзяне. От себя Ван добавил, что он был рад получить такую информацию, так как она его лично успокоила и рассеяла непонимание, имевшееся у других членов правительства.

Получил личную ноту Вана с благодарностью за посылку нашего противочумного отряда в Хотан ** и сообщение, что китайское правительство начало подготовлять также свою экспедицию.

Полпред

Лечат, по арХ.

391. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Китае Д. В. Богомолова в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

25 октября 1935 г.

Сегодня состоялось учредительное собрание членов китайско-советского культурного общества. Прмнят устав общества. Председателем выбран Сунь Фо***. Присутствовало 22о членов. Собрание прошло очень хорошо, с церемонией поклонов перед китайскими и советскими флагами223.

Полпред

Нечат. по арх.

392. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Уругвае в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

25 октября 1935 г.

Антоколец через нарочного поставил меня в известность, что аргентинскому послу в Риме Контильо поручено войти

* Дзн Вэнь-и —военный атташе прн посольстве Китгя а СССР, посетивший незадолго до этого Синьцзян. ** См. стр. 535. *** Председатель законодательного юаня Китая.


с Литвиновым в переговоры «относительно легализации паспортов живущих в СССР аргентинцев». Предполагается, что таким образом начнутся переговоры о восстановлении отношений *. Решение о даче поручения Контильо было принято совещанием у министра в связи с сообщением председателя Совета Лиги нации, что в «интонации выступления Литвинова о санкциях против Италии слышались косвенные упреки по адресу Аргентины из-за непризнания последней Союза». Контильо поручено войти в переговоры со Штейном в Риме, если Литвинова нет в Женеве. Сообщите, обращался ли к нам Контильо230.

МИД Уругвая в ответ на мой устный протест ** указал, что он не может воздействовать на печать, от которой достается и правительству, и заверил, что правительство не разделяет взглядов, изложенных в статьях. В дальнейшей беседе отметил, что у президента осталось чувство неудовлетворенности из-за Радовицкого231, он рассматривает отказ в принятии последнего, как отсутствие добрых к нему чувств, Вопрос о Радовнцком вырастает у них в политическую проблему, н принятие его нами было бы расценено президентом как вознаграждение за то, что он перзый из южноамериканских стран признал Союз.

Минкин

Л енот, по орх.

393. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Германии в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

26 октября 1935 г.

Японо-советские пограничные инциденты вызывают все большее внимание у немцев и используются прессой для антисоветских выпадов и оправдания японской политики. Передаваемая сегодня ТАСС статья «Дяпполькор» *** содержит целеустремленную поддержку японской версии и прямое обвинение СССР в экспансии на Дальнем Востоке. Было бы целесообразно своевременно демаскировать германскую позицию, хотя бы прокомментировать в прессе статью «Дипполь-кор».

Суриц

Печаг. по арх.

* См, доя. № 367.

** См. док. № 387.

*8* Германский официоз «Deutsche diplomatisch-politische Korrespondenz *.


394. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР во Франции В. П. Потемкину

28 октября 1935 г.

Из Берлина сообщают, что Понсе на этой неделе дважды встречался с Риббентропом232. Имеются сведения, что содержание бесед с Понсе Риббентроп держит в секрете даже от Нейрата и сносится лишь с Гитлером. Известно, что Риббентроп придает большое значение этим беседам и считает, что теперешнее направление политики Лазаля. означающее постепенный отход от конструктивного плана Барту и от системы коллективной безопасности *, открывает перспективы для соглашения с Германией. При встрече с Эррио поставьте его в известность об этом 2S3.

Литвинов

Печат. по арх.

395. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР во Франции В. П. Потемкину

Немедленно 29 октября 1935 г.

Посетите немедленно Лаваля ** и заявите приблизительно нижеследующее.

До моего правительства дошли сведения о разного рода неофициальных политических переговорах, происходящих между Францией и Германией. В частности, сообщают о посредничестве в этих переговорах журналиста де Бринона и о более официальных беседах между Риббентропом и Понсе***. Мое правительство сомневается в правильности этих сообщений, тем более что они противоречили бы франко-советскому протоколу от 5 декабря 1934 г.**** Тем не менее, мое правительство поручило мне на всякий случай проверить это непосредственно у Вас.

Я сообщил телеграфно Секретариату Лиги, что мы готовы ввести в действие предложения три, четыре и пять с любой даты, установленной Комитетом координации *****. при условии, что будем предупреждены об этой дате по крайней мере за 3 дня. При обсуждении даты в Комитете заявите, что вводя эти санкции, мы, само собой разумеется, оставляем полностью в силе оговорку, сделанную мною по примеру по-

* См. т, XVII. дох. Лз 365. *8 См. до:ч. Л* 396. *** См. док. № 394. I*** См. т, XVII, дозе. № 417. ***** См. газ. «Известия», 21 октября 1935 г.


льского делегата относительно ранее размещенных в Италии и частично оплаченных заказов, а также общую оговорку, сделанную в конце последнего заседания Комитета координации.

Литвинов

Печат. по арх.

396, Телеграмма Полномочного Представителя СССР во Франции В. П. Потемкина Народному Комиссару Иностранных Дел СССР M. M. Литвинову

Немедленно

30 октября 1935 г.

Лаваль ответил следующее на мое заявление, сделанное согласно Вашей телеграмме от 29 октября *. Он не давал никаких поручений Бринону и ничего еще не знает о разговорах Понсе с Риббентропом **. Бринон в Берлине не в первый раз и имеет там немало знакомств. Понсе как посол не избегает встреч с деятелями рейха, играющими известную политическую роль, Лаваль никак не отказывался от мысли о сотрудничестве с Германией в интересах мира. Однако он заявляет, как и раньше, что не пойдет на соглашение с ней без ведома СССР ***. Лаваль полагает, что и мы не стали бы возражать против франко-германского сближения, еслн бы оно не было направлено против СССР. На мое указание, что едва лн последнее возможно, нбо, судя по заявлениям Гитлера и представителей его правительства, Франции предлагается выбирать между Германией и СССР, Лаваль ответил, что официально ему это никем не декларировано. Он повторяет, что помнит свои обязательства перед СССР и не изменяет своей линии, приведшей к подписанию франко-советского пакта ****. Я ответил, что с удовлетворением принимаю его заявление, которое доведу до сведения моего правительства. Если в области франко-советского сотрудничества после подписания договора от 2 мая и не замечается прогресса, существенно хотя бы то, что французское правительство остается верным идее сотрудничества и принятым на себя перед СССР обязательствам. Эта часть разговора закончилась обычными жалобами Лава-ля на его тразлю лезымн, и особенно «Юманите».

Лаваль едет в Женеву с надеждой наметить почву для соглашения. Он рассчитывает на благоразумие сторон. Он считал бы желательным, чтобы Совет Лиги обратился к четырем

* См. цок. Ха 395.

** См. док. Хэ 394.

*я* Си. т. XVII, док. N° 365, 397.

***' См- док. Л*э 205.


заинтересованным правительствам с предложением возобновить попытки соглашения при содействии комитета пяти. Он просил Алоизи быть в Женеве. Вероятно, до выборов англичане воздержатся от решений. Но они, как и Муссолини, желают ликвидации конфликта. Позтому сам Лаваль сохраняет оптимизм.

По сообщению Мальви, председателя парламентской финансовой комиссии, Лаваль отказывается принять ее решения и настаивает на их втором чтении. Если не произойдет соглашения, он грозит уйти в отставку. Толки о кабинете Манделя усиливаются. Эррио прочат в минкндел. Вейгана * — в военное министерство. Жорж Бонне, сам мечтающий о премьерстве, возражает против Манделя. Последний хладнокровно заязля-ет, что «успокоит» Бонне, поговорив с ним по душам о деле Ставнцкого **, в котором у Бонне неблагополучно. Лаваля предполагают сохранить в кабинете хотя бы без портфеля, дабы его нейтрализовать.

Полпред

Лечат, по арх.

397. Письмо Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочным Представителям СССР в Швеции А. М. Коллоитай, в Дании Н. С. Тихменеву, в Финляндии Э. А. Асмусу, Временному Поверенному в Делах СССР в Норвегии Л. К. Анаиову

31 октября 1935 г. Уважаемые товарищи,

Нас весьма интересуют сообщения о будто бы предстоящем в ближайшем будущем совещании премьер-министров четырех Скандинавских стран, созываемом в Гельсингфорсе финляндским премьером Кнвимяки. Датская «Политикен» первая сообщила об этом совещании и о том, что все три скандинавских премьера уже дали согласие. Непонятно только сообщение т. Тнхменева, что «это совещание предположено в связи с совещанием социал-демократических партий Скандинавии»234. Совершенно очевидно, что Гельсингфорс является малоподходящим местом для подобного совещания. Сообщения норвежской прессы расходятся с сообщением «Политикен».

Тов, Якубовичу перед его отъездэм из Осло в норвежском минннделе подтвердили созыв совещания в Гельсингфорсе, но указали, что речь идет о совещании по экономическим вопросам, уклончиво говорили об участии премьеров, но предполагали участие мннинделов.

* Генеральный инспектор фргндузскей армии. ** См. г,13. сИчй^стияч'. 9 фрпр.г-ля 19;?-4 г.


Я прошу прислать нам проверенную информацию по этому вопросу*, причем, если совещание предполагается уже в ноябре, прислать ее по телеграфу236. Желательно получить в этом случае и телеграммы по линии ТАСС.

Если действительно такое приглашение было разослано финляндским премьером, то его нужно рассматривать как новую и притом довольно ловкую попытку нынешнего финляндского кабинета, ведущего определенно антисоветскую и прогерманскую линию, маскировать свою политику мнимой скандинавской ориентацией. Эта маскировка необходима, во-первых, потому, что разоблачения германофильской политики Финляндии, усилившейся при нынешнем финляндском правительстве, вредят Финляндии за границей, и, во-вторых, вследствие того, что в самой Финляндии имеются противники германофильства и авантюризма этой политики. Скандинавская ориентация ограничивается периодическими манифестациями без серьезного политического содержания, в то время как таким содержанием наполнены отношения Финляндии с Германией, а за последнее время все более и более также и с Польшей вследствие ее близости к Германии.

Я уже сообщал вам и могу лишь вновь повторить о необходимости всемерного разоблачения этой маскировки финляндской политики не только потому, что это полезно с точки зрения наших отношений с Финляндией, но также и вследствие того, что распространяемые финнами в Скандинавии представления о скандинавской ориентации Финляндии облегчают финнам работу по отравлению отношения Скандинавских стран, и в первую очередь Швеции, к СССР. Сообщая о господстве агрессивных, прогерманских и прояпонских настроений в Финляндии, следует, в частности, использовать тот чрезвычайно показательный факт, что по случаю 15-летия Мирного договора с СССР почти вся финляндская пресса выступила со статьями против этого договора, доказывая его неправильность и т. п., а некоторые правые газеты не постеснялись открыто говорить о необходимости изменения этого договора **.

С товарищеским приветом

Б. Стомоняков

Пгчат, по арх~

* Ск. док..Ni4I2,420,428 460. ** См. док. ЛЬ 383.


398. Письмо Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Дании Н- С- Тихменеву

31 октября 1935 г. Уважаемый товарищ,

1. Мы получили от т. Коллонтай сообщение о весьма интересной «дружеской» беседе, которую она имела со шведским министром социальных дел Меллерэм. Он рассказал ей, что «нервозность по отношению к Германии особенно чувствуется в Дании. Отсюда дряблая, с уклоном в сторону Германии, политика Стаунинга, сказавшаяся в выступлениях Мунка в Женеве *. Шведское правительство не разделяет этой «дряблости», почему Сандлер и остался в Женеве, чтобы «зыправ-лять» Л\унка. Дания боится, что аппетиты Гитлера могут зайти дальше Шлезвига, ввиду того что Дания представляет собой сельскохозяйственную базу, Англия сокращает ввоз из Дании, Германия же его увеличивает. Меллер объясняет, что появившиеся в печати сообщения, будто Германия предложила пакт ненападения со Скандинавскими странами, — не что иное, как «пробный шар» Германии по отношению к Дании. По словам Меллера, Стаунинг, однако, «никогда на это не пошел бы. Это означало бы полный крах датской социал-демократии». Позиция шзедского правительства в этом вопросе еще резче непримирима».

Я прошу Вас уделить максимальное внимание проблеме датско-германских отношений, собирать информацию о Ваших беседах с представителями датского правительства и местного днпкорпуса и информировать iiac2[!ti. Само собой разумеется, беседы надо вести таким образом, чтобы не вызвать представления о том, что Вы ведете какую-то акцию против улучшения отношений между Данией а Германией или что Вы встревожены таким возможным улучшением их отношений.

2. Большой интерес предстазляют результаты только что закончившихся парламентских выборов в Данин. Прошу Вас прислать специальный доклад по этому вопросу, дав анализ выборов и HS результатов, и в особенности анализ обстановки, сложившейся после выборов. Интересно, в частности, как расцениваются результаты, достигнутые фашистами на выборах, и какое отражение результаты выборов могут иметь на отношении Дании к Германии237.

С товарищеским приветом

Б. Стомоняков

Лечат, г.о арх.

* См. док..Чз ISS и прим. IS9.

54-5


399. Запись беседы Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с Послом Японии в СССР Ота

2 ноября 1935 г.

Меня посетил Ота, Поблагодарив за наше голосование в Женеве в пользу японского кандидата в члены Международного гаагского трибунала* и осведомившись, предполагаю ли я скоро вновь ехать в Женеву. Ота спросил, верны ли газетные слухи о нашем обращении к Англии с запросом о применении санкций в случае агрессии на Дальнем Востоке. Получив отрицательный ответ, Ота затронул вопрос о рыболовстве. Переговоры не привели к успешным результатам, а потому он обратился недавно к т. Стомонякову с просьбой об ускорении переговоров**. Ота оговорился, что он пришел не специально по этому делу, а лншь пользуется случаем просить и меня о продлении на 12 лет соглашения с Караханом ***. «Японское правительство сердечно желает этого продления», а потому Ота просит моего содействия благоприятному разрешению вопроса, выгодного для обеих сторон.

Я ответил, что всегда с большой охотой иду на выгодные для Советского правительства сделки, и поэтому если, как г. Ота думает, удовлетворение его просьбы окажется выгодным для Советского правительства, то я несомненно это сделаю. Кроме того, я всегда с большой охотой удовлетворяю просьбы посла, к которому отношусь с большим уважением. Б настоящее время г. Козловский находится в отпуске, Он еще летом просил отпуск, но мы все задерживали его, рассчитывая на скорое завершение переговоров о рыболовстве. Когда, однако, выяснилось, что переговоры затягиваются, мы не могли больше отказывать т. Козловскому в отпуске, в котором он физически нуждался, так что наступившая заминка была совершенно неизбежной. Ко времени приезда т. Козловского я постараюсь ознакомиться с переговорами и дам ему необходимые указания. Было бы нерационально заменять временно т. Козловского новым лнцом, которое должно было бы изучать дело, от чего получилось бы скорее замедление, Ота благодарил за дружеское отношение к нему и признал, что отдых т. Козловскому действительно нужен был.

На мой вопрос, были ли во время моего отсутствия какие-либо новые трения между нашими правительствами, Ота напомнил об октябрьских инцидентах на границе ****. Мы утверждаем, что столкновения произошли на 'нашей границе, а другая сторона утверждает противоположное, Ота при этом повторил известную нам японскую аргументацию по этому делу.

* Сы. док. № 353. ** См, док. N° 35S. ; ** См т. XV. док, Л? 319

**-* с-.], док-..Vî m

Мб


Он напомнил о переданном нам раньше заявлении Минами о том, что он не ожидает никаких осложнений с нами и будет работать «в этом духе». Так же миролюбиво отношение Кван-тунской армии. Бее дело, однако, в неясности границы, которую необходимо уточнить, в особенностн на участке между оз. Ханка и р. Шумога. Договор 1924 г. с Китаем* —одно дело. другое дело —неясность на местах, где расстояния между пограничными знаками весьма велики. Я повторил нашу точку зрения касательно столкновений, напомнив о необходимости создания комитета для разбора конфликтов. До прихода японцев в Маньчжурию граница была настолько ясна, что у нас никаких столкновений с маньчжурами не было, ибо граница определена договорами, соглашениями и картами. Возможно, что кое-где пограничные знаки исчезли, но восстановление их — дело техническое, для которого не требуется специальной пограничной комиссии. Если предлагаемая нами комиссия по разбору конфликтов выяснит в каком-либо месте, что столкновение произошло вследствие отсутствия пограничного знака, то она на эту причину укажет нам, и стороны позаботятся о восстановлении этих знаков. На замечание Ота, что Чжан Цзо-линь ** был слишком слаб и имел недостаточно войск, чтобы следить за границей, но что теперь Япония по договору обязана защищать границу, я ответил, что для перехода границы небольшими отрядами, как это делают теперь японо-маньчжуры, больших сил не требуется и это мог бы делать н Чжан Цзо-лннь, если бы хотел. С другой стороны, защита границы Маньчжурии отнюдь не требует периодических переходов ее вооруженными отрядами.

Желая прекратить дальнейшую бесплодную дискуссию на эту тему, я сказал Ота, что меня беспокоит состояние японо-монгольских переговоров на ст. Маньчжурия. По нашим сведениям, японо-маньчжурская сторона собирается не только прекратить переговоры, но и позволяет себе угрозы по адресу Монголии, заговаривая даже о походе на Улан-Батор. Б свое время т. Юренев по нашему поручению сделал г. Хнрота заявление о нашей заинтересованности в неприкосновенности МНР ***. и я хочу надеяться, что это заявление не забыто. Ота высказал мнение, что трудно понять упорное сопротивление Монголии посылке маньчжурских представителей в Улан-Батор 172. Мы, по крайней мере, должны понимать, как это необходимо для взаимоотношений между Монголией и Маньчжурией. Я на это сказал, что не хочу вмешиваться в переговоры и что наш интерес возникает только там, где начинаются угрозы нарушения границы Монголии. Мы не возражаем про-

s* См. т. VII. док. Хв 156.

Бывший глава маньчжурского правительства *** См. док. ЛЬ 308. 311. 331.


тив любых взаимоотношений между Монголией и Маньчжурией, приемлемых для обеих сторон. Я. однако, не считаю правильным навязывание каких-либо взаимоотношений силой. Прощаясь с Ота„ я поблагодарил его за визит, сказав, что мне всегда доставляет большое удовольствие встречаться и беседовать с ним.

Литвинов

Цгкат. по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: