Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Временному Поверенному в Делах СССР в Турции Г. А. Залкинду

9 декабря 1935 г.

На телеграмму от 8 декабря255. Поблагодарите Араса и скажите, что я одобряю его ответ, если он ознакомил меня с ним для того, чтобы узнать мое мнение. Мне не совсем понятна фраза об усилиях для быстрой ликвидации конфликта. Если имеется в виду обсуждаемый Лавалем и Хором компро-

* См. док. №433.


мисс*, то я считал бы лишним новое поощрение этих переговоров.

Выясните отношение турецкого правительства к распространению эмбарго на нефть**. Мы заявили в Женеве, что присоединимся к эмбарго в случае прекращения поставок нефти в Италию из других стран***. Итальянцы распространяют слухи, что Турция и Польша обещали выступить в Женеве против нефтяных санкции.

Литвинов

Печат. по арх.

439. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Уругвае в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

9 декабря 1935 г.

Министр иностранных дел передал, что президент очень заинтересован, чтобы мы купили пару сот тони уругвайского сыра, что смягчит обиду, нанесенную ему отказом принять Радовинкого ****, Считал бы целесообразным в целях улучшения наших отношений с президентом Терра закупить небольшую партию сыра *****.

Минкин

Печат. по арх.

440. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Великобритании И. М. Майского в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

9 декабря 1935 г.

Я был на обеде у Черчилля и имел с ним длительную беседу. Вот некоторсе нз суждений и мыслей Черчилля: 1. Самое основное сейчас для Европы и для человечества — мир. Если деятельность Лиги наций в нтало-абнссинском конфликте окажется успешной, британское правительство в своей дальнейшей политике будет твердо придерживаться ее принципов, тем более что в новом парламенте сторонники Лиги располагают подавляющим большинством. Если же Лига в африканском конфликте потерпит фиаско, на европейском континенте наступит хаос, а Англия, вероятнее всего, заключит оборонительный союз с Францией. 2. Германия в настоящее время — глав-

* См. газ «Известия», 15 и 17 декабря 1935 г.

** См. док. № 445.

*** См. до*. Л* 384, 400.

**** См. док. Хэ 392.

***** См. док. № 456.


ная и все растущая опасность для Британской империи. Она истратила за минувший год на вооружение (в прямой и косвенной форме) 800 млн. ф. ст. Критический момент (по мнению Черчилля) наступит через 18—20 месяцев, когда Германия, с одной стороны, уже будет достаточно серьезно вооружена, а. с другой стороны, ее внутреннее, в особенности финансово-экономическое, положение дойдет до степени предельного напряжения. Тогда Гитлер легко может бросить факел в пороховую бочку }! развязать войну. 3. В Англии имеются влиятельные германофильские круги, которые хотели бы предоставить Германии свободу дейстзий на Востоке, однако они в меньшинстве. Англо-германское морское соглашение*, продиктованное с британской стороны разного рода оппортунистическими соображениями, по мнению Черчилля, является крупнейшей политической ошибкой. Тем не менее неправильно было бы переоценивать его значение и усматривать в нем начало англо-германской антанты. Сознание германской опасности постепенно растет в руководящих кругах Великобритании, однако 0]-;и еще не потеряли окончательной надежды на то, что с Германией удастся договориться на каких-либо приемлемых компромиссах (во что сам Черчилль не верит). Время и события их научат. Кроме того, эти круги не Хотят дразнить Гитлера, ибо просто боятся его, особенно учитывая нынешнее неудовлетворительное состояние британских вооружений. 4. Между Англией и СССР сейчас не только нет никаких противоречий, ко, наоборот, имеется большое сходство интересов как в Европе, так и на Дальнем Востоке. Обе страны имеют общего врага — Германию и Японию. «Сильная и хорошо вооруженная Россия, которая могла бы быть естественным противовесом Германии и Японии, Является прямым британским интересом» (подлинные слова Черчилля). Черчилль высокого мнения о боеспособности Красной Армии и везде в консервативных Кругах пропагандирует ее силу. В полном восторге он от парашютных десантов во время киевских маневров. Ему хочется сказать: «Вооружайтесь, вооружайтесь и еще раз вооружайтесь, ибо наш общий враг у ворот». Черчилль относится с большим сочувствием ко всем формам сближения между Англией и СССР, в частности, он считал бы полезным поездку в СССР весной или летом будущего года особой парламентской делегации из представителей всех партий. Сам он тоже был бы не прочь побывать в СССР, но в одиночку, и был бы очень рад, если бы ему удалось посмотреть наши маневры.

Полпред

Пгча.7. r.o avx.

' См. док. № 283.


441. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Китае Д. В. Богомолова в Народный Комиссариат Иностранных

Дел СССР

Немедленно 9 декабря 1935 г.

1. Во время моего разговора с Чан Кай-ши * Кунг подтвердил, что 3-й пункт Хирота ** об общей борьбе против большевизма, с японской точки зрения, зключает общую борьбу против СССР. 2. В своих переговорах с китайцами японцы мотивируют организацию «автономного» правительства на Севере необходимостью стратегического использования северных провинций для войны против СССР (в свое время передал вам 2~~5 разговор Тада с Шан Чжэнем***). 3. Организация автономного правительства восточной части провинции Хэбэй под лозунгом «борьбы с большевизмом» не оставляет сомнения в том, что и новое фактически автономное правительство з Пекине будет организовано под тем же лозунгом, тем более что, согласно последним сообщениям из Пекина, одним из требований японцев является передача новому северному китайскому совету полномочий «для достижения, заключения и подписания соглашения с Японией и Маньчжоу-Го о военном союзе и обеспечения действий для предотвращения проникновения коммунистов в его районы» (ТАСС, вероятно, уже сообщал). 4. От всех моих разговоров с нанкинскими лидерами у меня осталось впечатление, что они все хотели бы ускорить возможное столкновение между нами и Японией; мой разговор с Чан Кай-ши также подтверждает это предположение. 5. На основании.последних сообщений, заслуживающих доверия, можно считать весьма зозможным, что между Хэ Ик-цинем**** и японцами будет достигнуто соглашение об организации фактически автономного правительства на Севере под председательством Сун Чжэ-юаня, по охватывающего только Хэбэй и Чахар, 6. Я неоднократно указывал, что Чан Кай-ши по соображениям внутренней политики не может пойти на открытое соглашение с японцами, но Сун Чжэ-юань, сделавшись главой нового правительства на Севере, сделает все, что потребуется Японии. 7, Яп°нцам, безусловно, выгодно начать авантюру против МНР руками монголов, а тем более кнтайнез. 8. Японские требования к китайскому правительству о самостоятельной поездке японского военного представителя в Ургу подтверждают, что какой-то разговор по этому вопросу имел место.

* См, док. № 389.

** См_ газ, «Известия», 24 января 1936 г. *** Соответственно командующий японскими войскам и в Северном Китае и председатель пргвительства провинции Хэбэй. с декабря 1935 г.— провинции Хэнань.

**** Военный министр.


9. В заявлениях представителей МИД в Токио неоднократно упоминалось, что опасность большевизма в Северном Китае грозит главным образом МНР и Синьцзяну. 10. Мой доклад от 10 ноября содержал мотивировку моей точки зрения по вопросу МНР257.

Полпред

Печат. по арх.

442. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Уругвае в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

10 декабря 1935 г.

В связи с событиями в Бразилии* реакционная печать ведет кампанию против Советского Союза и полпредства, доказывая, что пребывание советской миссии в Уругвае является опасным для общественного порядка в Южной Америке, и призывает правительства Уругвая, Аргентины, Бразилии, Чили к совместной борьбе против коммунистической опасности. Сейчас в кампанию включились газеты двух правительственных партий Уругвая.

По полученным Осиновым сведениям, специальная комиссия изучает в Госбанке финансовые операции «Южам-торга»**.

Минкин

Печат. по арх.

443. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Уругвае в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

// декабря 1935 г.

Представитель Юнайтед Пресс сообщил мне, что он узнал от секретаря МИД, что бразильское, аргентинское и чилийское правительства сделали уругвайскому правительству какое-то представление о советском полпредстве и «Южамторге» и что уругвайцы ждут донесения своего посла в Бразилии, прежде чем предпринять какие-либо шаги.

По сообщениям газет, депутат правительственной партии Кусано заявил вчера в парламенте, что Уругвай является центром революционной агитации в Южной Америке и что необ-

* См. газ. «Известия», 24 января 1936 г. ** См. также док..\з 456.


ходимо бороться с этим «включительно до вручения паспорта агенту» (не назвав какого государства). Это будет доказательством'добрососедских отношений к близлежащим странам.

Минкин

Печат. по арх.

444. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Италии Б. Е. Штейна в Народный Комиссариат Иностранных

Дел СССР

Немедленно 11 декабря 1935 г.

Сегодня «Пополо дн Рома» опубликовала статью, открыто призывающую Германию к нападению на СССР. Текст статьи передан телеграммой ТАСС. По своему антисоветскому характеру н цинизму статья превосходит все прежние выпады фашистской печати. На основании ряда признаков можно уже предвидеть, что возможность компромисса с Англией будет сопровождаться одновременно яростной атакой против нас. Эта атака будет призвана в целях внутренней политики перенести центр внимания с Англнн на СССР. Пресса будет пытаться доказывать, что основным врагом является СССР, заинтересованный в санкциях в целях свержения фашистского режима.

Полпред

Печат. по арх.

445. Телеграмма Временного Поверенного в Делах СССР в Турции в Народный Комиссариат Иностранных Дел

СССР

// декабря 193-5 г.

На телеграмму от 9 декабря*. 1. Арас выразил большую радость по поводу положительной оценки его ответа Англии. Свою фразу относительно «усилий для быстрой ликвидации конфликта» Арас считает не как поощрение англо-французских переговоров, а, наоборот, как предупреждение, что и в этом вопросе необходимо исходить из Устава Лиги наций и принципа коллективной солидарности.

2. По желанию балканских союзников Франции Арас включил в свой ответ фразу: «Турция с удовлетворением отмечает согласованность точек зрения Франции и Англии (относительно поддержки против агрессора), считая, что эта согласованность составляет благо для дела мира н укрепления идеи

* См. док. № 438.


Лиги наций во все\: мире», Нота будет вручена сегодня английскому послу.

3. В вопросе об эмбарго на нефть Арас заявил, что дал своему делегату в Женеве следующую инструкцию: «Информироваться обо всем, держать связь с СССР и балканскими союзниками, занимать пассивную, но не отрицательную позицию». Арас пояснил, что директива о «пассивности» означает лишь, что он не считает себя вправе навязывать нефтяные санкции СССР и Румынии, которые будут нести материальные жертвы. Поэтому Турция будет следовать за этими странами, не проявляя сама активности.

4. Я считаю, однако, что Арас не совсем искренен. Если он и не выступает против эмбарго, сн все же советует Муссолини через итальянского посла не настаивать на отсрочке решений, а добиваться отсрочки применения зу.барго. А1не лично Арас говорил, что считал бы необходимым отсрочить применение эмбарго приблизительно до 15 января, якобы для того, чтобы выждать решения американского конгресса256. Из всех высказываний Араса видно, что он ведет линию на сочетание его основной позиции верности Лиге наций с предупредительным отношением к Италии и хотел бы разделить с Францией право па признательность Италии в случае, если будет допущено какое-нибудь облегчение для Италии. Надо полагать, что после, принятия английских предложений о взаимопомощи Арас даже усилит свою предупредительность по отношению к Италии в качестве противовеса.

5. Я подчеркнул наше согласие на эмбарго при наличии условий, указанных в Вашей телеграмме, и сказал, что, на мой взгляд, отсрочка применения санкций бесцельна и даже вредна.

Зал кино

Печат. по сух,

446. Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Китае Д. В, Богомолову

14 декабря 1935 г.

На телеграмму от 19 октября* сообщаем, что Советское правительство не возражает против соглашения и готово обсудить с китайской стороной этот вопрос конкретно. Подробности письмом **.

Изложенное сообщите Чан Кай-ши ***.

Стомонякоз

J7t'4Lj,\,m apx,

• См. док. № 389.

"*" См. док. № 455.

**"' См. док. №453.


447. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР во Франции В. П. Потемкину

15 декабря 1935 г.

Поспеть к 18-му в Женеву никак не могу. Объясняйте друзьям, что если бы я был своевременно предупрежден о постановке абиссинского вопроса в Совете Лиги наций, который, как официально сообщалось мне, созывался лишь для ассирийского дела *, то я поехал бы лично.

Выступайте в Совете кратко, исходя из следующей нашей позиции. Предложения Л аваля — Хора** означают раздел Абиссинии и нарушение ее территориальной целостности. Это противоречит Уставу Лиги, гарантирующему всем членам Лиги неприкосновенность и целостность их территории, во имя чего Лига наций и вмешалась в конфликт и стала применять санкции. Лига наций не может поэтому одобрить подобные предложения. Если бы Абиссиния, по каким-либо соображениям, сама сочла возможным принять парижские предложения н об этом известила бы Женеву, то Лига наций не должна побуждать ее к продолжению войны, а лишь зарегистрировать состоявшееся между воюющими сторонами соглашение. До тех пор, пока Абиссиния не заявит о своем принятии предложений Ла-валя —Хора, Лига наизй не может ни 'в какой мере их одобрить. Ознакомьтесь также со статьей в «Журналь де Моску», выходящей 17-го.

Литвинов

Печат. по at>x.

448. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР во Франции В. П. Потемкину

16 декабря 1935 г.

На Вашу телеграмму от 15 декабря259. По первому пункту директивы посланы Вам вчера ***. Держитесь их и с риском вызвать недовольство Лаваля. Частным образом скажите ему, что мы отнюдь не возражаем против посредничества кого бы то нн было и выработки любых условий прекращения войны, лишь бы это не делалось от икени Лиги. Вполне естественно, чтобы Франция и Англия, как соседи Италии и Абиссинии, проявляли специальный интерес не только в качестве членов Лиги. Если им удастся убедить негуса принять те или иные условия, мы не будем возражать против того, чтобы Совет Лиги зарегистрировал соглашение сторон, не входя в обсуждение

См. «Сборник документов по международной политике,..», вып. X, М-, 1936, стр. 255.

См. газ. «Известия», 15 и 17 декабря 1935 г. ** См. док. Лз 447.


условий. Поскольку, однако, добиваются одобрения Лигой раздела Абиссинии, мы будем решительно выступать против этого. Мы также против того, чтобы Лига давала кому-либо мандаты, которые связывали бы Лигу. Совет должен заявить. что, пока Абиссиния условий ие приняла, он обсуждать их не может. Никаких приемлемых для Лиги улучшений на базе предложений не может быть, тем более что мы считали для Совета неприемлемыми даже предложения «комитета пяти»*. С другой стороны, если Абиссиния примет предложения, то Совет Лиги ни в коем случае не может отвергать их и заставить Абиссинию продолжать военные действия. Это дает ответ и на Ваш второй вопрос. Из завтрашней «Журналь де AVo-ску» Вы будете знать подробнее нашу точку зрения. Вопрос о расширении санкций вряд ли теперь будет стоять. Вы не должны его ни выдвигать, ни отвергать, а по существу держаться нашего официального ответа**. Прекращения нынешних санкций Лаваль предлагать не будет. Статья «Журналь де Моску» сильно заострена против Италии, Вы же должны выступать, не занимая более резкой позиции, чем другие противники предложений.

Л игв иное

Печет, г.о арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: