Письмо Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР во Франции В. П. Потемкину

4 ноября 1936 г.

Дорогой Владимир Петрович.

Оставаясь в Лондонском комитете, мы учитываем главным образом отношение к этому делу французского правительства и его заинтересованность в сохранении фикции невмешательства. По нашим указаниям т. Майский пытается побудить Комитет стать на путь действительного контроля соблюдения обязательств о невмешательстве *****: Казалось бы, что представитель Франции в Комитете должен быть в этом деле заодно с нами, на самом же деле Корбен не только не оказывает никакого содействия Майскому, но даже противодействует

* См. док. № 3.36, ** Сы. док. Л* 321. *8* См, док, № 347, 356. **** См. газ. «Известия». 3 ноября 1936 г. ***** См. док. Л* 342.


ему. Мы требуем посылки уполномоченных во все пограничные пункты н порты Испании, занятые как мадридскими войсками, так и мятежниками. Они, конечно, смогут осуществлять контроль лишь в том случае, если они будут иметь право по собственной инициативе проверять все поступающие грузы н о случаях обнаружения военной контрабанды сообщать Комитету. Плимут же при содействии Корбена настаивает на том, чтобы уполномоченные моглн только выполнять поручения Комитета и чтобы кроме уполномоченных были назначены еще старшие уполномоченные, с которыми Комитет и будет сноситься. Это означает создание длительной процедуры, которая сделает контроль так же мало эффективным, как н нынешняя процедура. Я сообщаю Вам это пока лишь для Вашего сведения, но в дальнейшем, может быть, придется обратиться по этому поводу на Кэ д'Орсе. Без наших указаний, однако, туда пока не обращайтесь.

О разных других международных вопросах Вы узнаете из посылаемой Вам копии письма т. Майскому 2D4. Хочу лишь добавить, что в часовой беседе, которую Майский имел на днях с Иденом *, последний соглашался, что, несмотря на наши расхождения с Англией по испанскому вопросу, известное коммюнике **, данное во время его визита в Москву, об отсутствии противоречивых интересов между нами и Англией полностью сохраняет свою силу. Идеи был при этом исключительно любезен. Он говорил, что хотя шансы на локарнскую конференцию слабы, но что он не потерял еще окончательной надежды на нее, хотя состоится она, вероятно, уже не в этом году. Говорил он также о твердом решении энергично взяться за улучшение работы Лиги наций. Из других источников нам известно, что Идеи решил и убеждал французов взять более твердый тон в отношении Германии.

Литвинов

Лечат, по арх.

347. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Турции Л. М. Кар axa на в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

5 ноября 1936 г.

Арас начал с того, что сообщил, что, поручая Апайдыну сообщить вам об отказе от пакта***, он поручил ему сделать заявление, состоящее нз трех следующих пунктов; 1) по ряду

* См. док..Y» 344. ** См. т. XVIII. док, № 155. *** См. док..\ь 336.


соображений турецкое правительство считает, что переговоры о соглашении, касающемся обязательств по конвенции в Монтрё *, вести «слишком рано и преждевременно»; 2) турецкое правительство не считает возможным заключение общего пакта по состоянию своих вооруженных сил; 3) Апайдын должен был сообщить, что Арас всесторонне и широко обследовал проблему заключения нового соглашения.

Причем секрет кроется в третьем пункте. Арас мне объяснил, что под третьим пунктом он имел в виду дать понять нам, что он выяснил этот вопрос у других держав. Мне он признался, что действительно он выяснял вопрос о пакте с нами у англичан и Югославии. Он пытался утверждать, что будто, спрашивая англичан, он не назвал нас, потом признался, что именно о соглашении с нами он советовался с англичанами. Что он хотел будто бы сказать мне об этом 29-го***, но, так как я был болен, он этого не сделал, между тем он сидел у меня два часа и без умолку говорил. Он признает, что, может быть, он лично сделал ошибку, сразу не сообщив нам о своих переговорах с Англией, но что турецкое правительство искренне в своем отношении к нам, что доказывает визит Ататюрка в полпредство205. Причем он заявил мне, что Ататюрк будто бы не знал о моем разговоре с Иненю2с6, когда пришел ко мне в полпредство, между тем Ататюрк сказал мне сам, что он пришел именно вследствие моего разговора с Иненю.

Все высказывания Араса не стоят того, чтобы их излагать. Я ему сказал, что остается факт, что турки по поводу пакта с нами, который они сами же предложили, обратились за советом к англичанам. Получили совет не идти на соглашение с нами, приняли этот совет и немедленно прекратили переговоры с нами, скрыв от нас факт переговоров с Англией. Его объяснение не изменяет этого факта, и я считаю создавшееся положение тяжелым.

Я уверен, что Арас извратит мою беседу и передаст Иненю в таком свете, что будто он мне все разъяснил и успокоил, поэтому я на днях увижусь с Иненю и скажу, какое впечатление на меня произвела беседа с Арасом ***.

Полпред

Печат. по арх.

* См, док. X» 238,

** См. док,,Ns 339.

*** Сы, док. Nk 358.

54Ö


348. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Китае Заместителю Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Б. С. Стомонякову, из Шанхая

Немедленно 6 ноября 1936 г.

Хотя Кун уже телеграфировал Чан Кай-ши о моем отъезде в Москву и моем желании повидаться с ним, однако до сих пор ответа нет. Кун и Т. В. Сун * оба сказали мне. что Чан Кай-ши в течение ближайших двух-трех недель не сможет отлучиться из Сианьфу. Таким образом, моя встреча с Чан Кай-ши до моего отъезда едва ли состоится. Так как я в моем разговоре с Куном поставил перед ним все вопросы, которые согласно Вашим инструкциям 207 я должен был поставить перед Чан Кай-ши, то я полагаю, что для нас нет никакого ущерба от того, что моя встреча с Чан Кай-ши не состоялась. Антияпонские группировки будут информированы через Куна о нашей готовности разговаривать и моем желании видеть Чан Кай-ши. и ответственность за промедление будет целиком лежать на последнем.

Т. В. Сун сообщил мне, что 2-го у Сума ** был важный разговор с Гао, в течение которого японцы пошли на значительные уступки: сперва они настаивали на автономии пяти провинций, потом трех, а теперь требуют только автономии Хэбэя и Чахара. Точно так же в вопросе размещения своих гарнизонов в Китае под предлогом «совместной борьбы с большевизмом» японцы удовлетворяются только Хэбэем и Чахаром, что касается других провинций, то они настаивают на принципиальном согласии китайского правительства вернуться к этим вопросам в будущем.

Полагаю, что Чан Кай-ши не хочет встретиться в настоящий момент со мной, так как он ответил, что в этом случае он не мог бы отказать в свидании Кавагоэ, который все время этого добивается. Кроме того, от разговора с Куном и другими гоминьдановцами у меня осталось впечатление, что у Чан Кай-ши составилось мнение о невозможности договориться с нами без предварительной договоренности с Красной армией. Однако, так как он согласен договориться с Красной армией только на основе признания последней единства военного командования, без обсуждения основных политических вопросов (единый фронт и т. п.), что для руководства Красной ар-мшГнеприемлемо, то теперь он, по-видимому, попытается ликвидировать Красную армию, чтобы совершенно устранить этот вопрос о Красной армии из наших переговоров. Полученная нами на днях информация о том, что Чан Кай-ши сосредоточил иа фронте против Красной армии 16, повторяю—16, своих дивизий и уже начал общее наступление, подтверждает мое

* Сун Цзы-вэнь— президент Банка Китая. ** Генеральный консул Японии в Нанкуне.


предположение. Одновременно он, возможно, рассчитывает на то, чтобы показать японцам, что отпадает необходимость всякой «совместной борьбы с большевизмом».

Чан Кай-ши известно о договоренности Чжан Сюэ-ляна с руководством Красной армии, н поэтому он, не доверяя ему, решил провести наступление против Красной армии исключительно своими войсками.

Выезжаю 10-го.

Богомолов

Печат, по арх.

349. Запись беседы Полномочного Представителя СССР в Китае с Министром Иностранных Дел Китая Чжан Цюнем

7 ноября 1936 г.

В начале разговора * Чжан сообщил, что давно хотел поговорить с полпредом и с этой целью еще летом специально выехал из Кулина **. Встрече помешал инцидент в Чэнду***, после которого на министра свалилось много срочной работы. Чжан предлагает следующий порядок беседы: 1) вопросы полпреда и 2) вопросы Чжана.

Богомолов. В таком случае разрешите просить Вас осведомить меня, в каком состоянии находятся сейчас японо-китайские переговоры. Уже много месяцев целый ряд газет сообщает, что японцы неоднократно ставили вам требования о так называемой совместной борьбе с большевизмом. Поскольку ряд японских источников разъясняет это положение как требование объединенного японо-китайского выступления против Советского Союза, мое правительство не может относиться к этому вопросу равнодушно.

Чжан. Состояние японо-китайских отношений сейчас крайне неблагоприятное. В области переговоров с японцами имеется два основных вопроса, по которым никакое соглашение невозможно.

1. За все время, что я нахожусь на посту министра, Китай держится твердой позиции, настоятельно требуя, чтобы все переговоры в Китае японпы вели только через центральное правительство и отказались как от попыток непосредственных переговоров с местными властями, так и от попыток создания в отдельных районах Китая какого бы то ни было специфического режима, отличного от положения в центре. Словом, основная политика Китая — объединение и консолидация страны вокруг центрального правительства. Японцы, наоборот, стре-

* На беседе присутствовал заместитель министра иностранных дел Китая Сюй Mo. *8 Гунлинь. *** См. газ. «Известия», 28 августа 1936 г.


мятся вестн переговоры на местах и пытаются держать курс на отрыв от Китая его территорий.

2. Второй вопрос — тот самый, который интересует Вас. Коммунистическая партия Китая является группировкой, ставящей своей непосредственной целью изменение путем вооруженной силы существующего в Китае режима и свержение военным путем центрального правительства Китайской республики. Поэтому наше правительство вынуждено действовать против коммунистов специфическими методами, выражающимися в военном их подавлении. Весь этот вопрос в целом является, таким образом, исключительно вопросом внутренней политики Китая, н мы не можем допустить здесь никакого вмешательства со стороны любой иностранной державы. Японпы предъявляли нам требование согласиться принять от них помощь в борьбе против коммунизма, но мы неизменно до настоящего времени категорически отказываемся даже хотя бы просто разговаривать с ними по этому вопросу нашей внутренней политики.

Богомолов. Может быть, я недостаточно точно поставил вопрос. Я имел в виду разговоры в прессе (в особенности в японской) относительно совместной борьбы Японии и Китая против «большевизма» за границей — против СССР.

Чж а и. Об этом японцы никогда с нами прямо не говорили. Их мотивировка была примерно такова: «Коммунисты есть и у вас, и у нас. Они ваши и наши враги. Давайте обсудим сообща методы борьбы с ними». Конечно, можно видеть, что подлинным объектом японских стремлений здесь является именно СССР, но, во всяком случае, японцы нам на это даже не намекали. Вообще этот вопрос японцы пытались активно поставить два раза: в первый раз непосредственно после заключения советско-монгольского протокола* и во второй раз за последнее время — после инцидента в Чэнду, В обоих случаях Китай категорически отклонил, как я уже говорил, все попытки японцев поставить этот вопрос. Не подумайте, пожалуйста, что я хочу поставить с Вами на обсуждение монгольский вопрос. У меня совершенно таких намерений нет. Я хочу лишь на этом примере показать, что японцы боятся любой из двух вещей: как активизации политики СССР на Дальнем Востоке и укрепления его позиинн (что и получило свое выражение в советско-монгольском протоколе), так и усиления деятельности китайской компартии, поскольку это угрожает интересам Японии. И в том и в другом случае японцы усиливают свое давление на нас.

Во всяком случае я прошу Вас принять мои заверения, что за последнее время отношения между Китаем и СССР улуч-

* См. док. Ne 78.


шаются изо дня в день. Отношения же между Китаем и Японией, наоборот, портятся. Я могу заявить, что ни в одном из этих вопросов Китай не пойдет ни на какие уступки. Перед Японией остается два выхода: или, убедизшись в непоколебимой позиции Китая, снять эти требования и повернуть отношения с Китаем в сторону улучшения их, или же вследствие неизменности нашей позиции прибегнуть к активным мерам, что будет означать ухудшение наших отношений с Японией до самой крайней степени, ибо на уступки в этих вопросах мы не пойдем и идти не можем. Могу ли я узнать, какова точка зрения Советского правительства на японо-китайские отношения?

Богомолов. Я могу только заявить, что мое правительство [могло] бы только приветствовать соглашение между Китаем и Японией, если только это соглашение не будет установлено за счет Советского Союза *.

Ч ж а н. Теперь позвольте мне предложить Вашему вниманию три следующих пункта, которые я считаю весьма важными для улучшения отношений между Китаем и СССР:

1. Я уже сказал, что основная линия китайской политики заключается в объединении страны и в ее консолидации вокруг центрального правительства. Поэтому для нас является совершенно необходимым, чтобы Советское правительство вело переговоры с нами непосредственно. Пусть Советский Союз будет представлен в Вашем липе, а Китай — МИДом или же пусть переговоры ведет уехавший посол Цзян** с НКИД- Мы рассчитываем, что переговоры между нашими странами не будут проходить через безответственных и не уполномоченных на то законным образом лиц.

2. Было бы крайне желательно, если бы Советское правительство сочло возможным поставить на разрешение дипломатическим путем сипьцзянский вопрос. Думаю, что это значительно улучшило бы отношения между нашими странами.

3. Мы были бы очень рады узнать мнение Советского правительства относительно тех методов и мер, которые, по мнению СССР, привели бы к значительному улучшению советско-китайских отношений.

Богомолов. Охотно отвечу на все три пункта.

1. Я могу Вам заявить, что Советское правительство желало бы видеть Китай единой и сильной страной, ибо мы считаем, что единый и сильный Китай явился бы фактором мира на Дальнем Востоке. (Чжан прерывает, выражая свое полное удовлетворение этим заявлением, и с удовольствием констатирует, что СССР, следовательно, принимает основную установку политики Китая).

2. Что касается Синьцзяна, то заинтересованность наша в

* См, док- N= 362. 374. ** Цзян Тин-фу — посол Китая в СССР.


этой провинции является экономической — мы ведем торговлю с Сниьцзянсм, и я думаю, что эта торговля направлена к благу населения Ошьцзяна. Политически мы заинтересованы в Синьцзяне лишь настолько, поскольку мы не желаем проникновения туда японцев и создания там базы по маньчжурскому образцу — базы военной агрессии против СССР. Этим наша заинтересованность в Синьцзяне и ограничивается. Мы, повторяю, хотим единства и усиления Китая и, в частности, в Синьцзяне желаем укрепления и усиления авторитета центрального правительства. Об этом я делал официальное заявление г. Ван Цзин-вэю208 по возвращении моем из Москвы полтора года назад, об этом же заявлял на весь мир председатель Совета Народных Комиссаров Молотов*. Мы нынешним положением в Синьцзяне удовлетворены, и если китайская сторона считает себя недовольной, то никто не мешает ей самой поставить на обсуждение интересующие ее вопросы.

3. Что же касается предложений СССР, имеющих целью укрепление отношений между нашими странами, то в этом направлении мы уже предлагали переговоры о пакте о ненападении ** н о торговом договоре***, каковые переговоры, к сожалению, протекают весьма медленно.

Чжан. Сначала по синьцзянскому вопросу. Вопрос в том, что многие в Китае невольно проводят параллель между Северным Китаем и Синьцзяном, поскольку японцы в разговорах о положении на Севере часто приводят нам в пример Синь-цзян, обвиняя нас в бездеятельности н попустительстве по этому вопросу. Таким образом, многие китайцы говорят, что положение в обоих этих районах аналогично. Как Япония не желает консолидации Северного Китая с центральным правительством, так, мол, и СССР не желает консолидации Синьцзя-на с Нанкином.

Богомолов. Не понимаю, как это можно сопоставлять. Председатель Совета Народных Комиссаров ясно заявляет на съезде во всеуслышание, что СССР признает суверенные права Нанкина над Синьцзяном и желает укрепления влияния центрального правительства в Синьцзяне; я что-то не слышал, чтобы подобное заявление было сделано Хирота в отношении Северного Китая, как будто дело обстоит как раз наоборот. Но а этого мало: японцы держат в Северном Китае свои гарнизоны в любом крупном пункте и производят широкие военные маневры на китайской территории. В Синьцзяне же, как Вам известно, нет ни одного советского солдата. Я не понимаю, как это можно сравнивать.

* См. т. XVIII. док. №27.

** См. т, XVI. док. К« 2&3_

** См. т. XVIII. док.,\г 217. а также док. 56. 174 настоящего тома.


Ч ж а н. Я имею в виду, что раньше в Синьцзяне мы имели инцидент с Цзинь Шу-жэнем*. Это дело сейчас закончено, но какие переговоры ведутся сейчас с Шэн Ши-цаем**, этого я не знаю. Я хорошо знаком с Шэном и знаю, что он многое мог бы сделать по консолидации Синьцзяна с центральным правительством, если бы только не боялся, что такая консолидация вызовет недовольство со стороны СССР, Наше желание, чтобы все переговоры по снньцзянскому вопросу СССР проводил нормальным дипломатическим путем через наше центральное правительство.

Богомолов. Еще раз повторяю, что интересам СССР соответствует всемерное укрепление влияния центрального правительства в Синьцзяне. Я нарочно ссылался сегодня на заявление Молотова, чтобы показать Вам нашу позицию в Синьцзяне. До этого заявления среди властей Синьцзяна существовали сепаратистские тенденции, н заявление Молотова с трибуны съезда было ушатом холодной воды на головы этих сепаратистов. Поэтому позиция СССР совершенно ясна, н единственно, чего мы не можем,— это вмешиваться в отношения, существующие между вашим центральным правительством и властями Синьцзяна. Это не наше дело.

Чжан. (Сначала выражает еще раз пожелание о ведении переговоров, касающихся Синьцзяна, с нанкинским правитель-, ством, а затем переходит к вопросу о советско-китайских переговорах). Вы упоминали здесь о пакте о неагрессин. Я должен сказать, что многие уверены в бесполезности такого пакта. Советско-китайские отношения находятся сейчас в такой стадии, что надо говорить не о возможности нападения одной стороны на другую (совершенно очевидно, что ни СССР, ни Китай друг на друга нападать не намерены), а об установлении более далеко идущих отношений, скажем, по линии сотрудничества и взаимной помощи. Что же касается пакта о неагрессии, то он не только не актуален, но, больше того, отсутствие такого пакта между Китаем н СССР в известных отношениях является полезным.

Богомолов. С Вашим последним замечанием я никак согласиться не могу. При всех условиях я считаю отсутствие советско-китайского пакта о неагрессни минусом в советско-китайских отношениях. Правда, я должен сказать, что, конечно, за последний год отношения между нашими странами стали лучше, чем они были, скажем, два или четыре года назад. Однако эти отношения до сих пор не базируются ни на каком официальном документе. Я считаю, что говорить сейчас о таких далеко идущих вещах, как пакт о взаимной помощи. по которому на народы СССР лягут определенные и весьма

* Ск. т. XVI, прим, 270. ** Правктель (дубань) О.ньцзянг; см. также т. XV11, док. Ла 307.


серьезные обязательства, в данный момент довольно трудно, ибо общественное мнение обеих стран к этому совершенно не подготовлено. И именно так я должен буду ответить своему правительству на вопрос, насколько такая подготовка общественного мнения проведена. Ваши газеты на девять десятых полны сообщениями о необходимости урегулирования отношений с Японией, а об СССР говорится только кое-где и кое-как. Разве это подготовка общественного мнения?

Чжан. Я думаю, что эта «пропорция» является совершенно неверной. Конечно, со времени мукденских событий * мы волей-неволей сильно заняты вопросом об отношениях с Японией, ибо все время находимся под угрозой японской агрессии. Именно это и заставляет нашу печать уделять такое большое место отношениям с Японией. Вместе с тем китайский народ знает, что отношения с СССР улучшаются. Могу ли я понять Вас таким образом, что Вы считаете пока невозможным пакт о взаимной помощи между СССР и Китаем?

Богомолов. На этот вопрос я ответил бы, что я считаю, что без предварительной, хотя бы короткой подготовки общественного мнения к такому пакту сейчас подписывать пакт о взаимной помощи было бы трудно. Именно поэтому мы и предлагали торговый договор и пакт о неагрессии как те ступени, которые могли бы подготовить почву для серьезного сближения. Извиняясь за откровенность, я должен сказать, что у меня составилось впечатление (я был бы очень рад, если бы оно оказалось ошибочным), что для вас по вашей установке главным пунктом во внешней политике китайского правительства являются отношения с Японией, а отношения с СССР представляются чем-то второстепенным. Мне кажется, что во всяком вопросе советско-китайских отношений, включая даже такие скромные вопросы, как торговый договор, вы всегда прежде всего думаете, какое впечатление произведет это на Японию.

Чжан. Это неверно. Просто японо-китайские отношения очень плохи, и со времени мукденскнх событий мы все время стоим под угрозой агрессин. Воевать же с Японией мы пока еще не готовы.

Богомолов. Это и есть то же самое. Между тем возможно, что заключение с СССР, скажем, торгового договора, хотя и может вызвать недовольство японцев, но вместе с тем (и этого не учитывают многие китайские деятели) опасность японской агрессии в Китае будет тем самым ослаблена; ведь совершенно ясно, что сотрудничество Китая н СССР может быть мощным оплотом мира на Дальнем Востоке.

* Очевидно, имеются в виду события в сентябре 1931 г.; см т. XIV, Док. № 268.


Ч ж а н. Но у нас очень многие считают необходимым воевать с Японией, когда Китай будет к этому готов. Позвольте Вам прямо поставить вопрос: какова будет позииия Советского Союза в случае нашей войны с Японией?

Богомолов. Высказывания советского общественного мнения по вопросу о японо-китайских отношениях ясно свидетельствуют, что все симпатии народов Советского Союза безусловно на стороне Китая. Что же касается торгового договора, то я думаю, что для обеих сторон сейчас было бы очень полезно его заключение, ибо это демонстрировало бы взаимное желание установить более близкие отношения, хотя торговля СССР с Китаем настолько ничтожна, что она не занимает сколько-нибудь важного места во всей внешней торговле Советского Союза.

Ч ж а н. То же самое думаем и мы, и именно поэтому мы настаиваем на включении в этот договор политических статей, т. е. статей о дружбе, и настаиваем на названии для этого договора «договор о дружбе, торговле и мореплавании». (Здесь в разговор вступает Сюн Mo, который указывает, что СССР имеет договоры под подобным названием с другими странами). Богомолов- Я не помню, чтобы у СССР были торговые договоры с другими державами, включающие в себя такие широкие политические статьи, как это имеет место в китайском проекте. Если же китайская сторона действительно при-* дает торговому договору главным образом политическое значение, то я не понимаю, почему вы так настаиваете на статье о торговом балансе. Что же касается статей политического характера, предложенных китайским правительством, то мы, может быть, за исключением некоторых поправок, не возражали бы против них, но самое главное заключается в том, что подобные статьи надо включать не в торговый договор, а в пакт о ненападении. Кроме того, предложенные вами статьи по существу односторонни.

Чжан. В целях доведения переговоров о торговом договоре к успешному концу я думаю, что китайская сторона могла бы подумать об отказе от статьи о торговом балансе при условии, что СССР согласится на включение в договор политических статей, предложенных Китаем.

Богомолов. Что касается статьи о торговом балансе, то я имел по этому поводу заверение, что Китай согласится на аннулирование этой статьи. Только после этого заверения я вручил проект советской стороны *. (В разговор вступает Сюй Mo, сообщая, что Ван ** лишь принял к сведению требование т. Богомолова об аннулировании этой статьи и обещал над этим требованием подумать).

* См. т. XVIII, док. Л? 217. ** Ban Цзкн-вэй.


Тов. Богомолов после этого рассказывает подробно обстоятельства первой беседы с Валом и заявляет, что переговоры о торг[овом] договоре могут продолжаться лишь в том случае, если китайское правительство снимет требование о торговом балансе.

Чжан Цюнь в ответ заявляет, что в настоящее время этот вопрос уже не актуален и что, поскольку договор этот имеет чисто политическое значение для обеих сторон, китайская сторона хотела бы подчеркнуть это, оставив в нем политические статьи.

Министр и Сюй Mo после этого резюмируют содержание разговора, и министр просит содержание его как можно скорее довести до сведения Москвы. После обмена любезностями стороны расходятся.

Беседа продолжалась 3 час. 15 мин.

Д. Богомолов

Печат* по арк.

350. Телеграмма Полномочного Представителя СССР во Франции В. П. Потемкина в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

9 ноября 1936 г.

Несколько дней тому назад состоялось совещание Блюма с Даладье, Котом и Гамеленом, решившее послать в Москву представителя генерального штаба, чтобы совместно с нами наметить основы технических переговоров о взаимной помощи. Об этом сегодня конфиденциально сообщил Блюм. На мой вопрос, ограничатся ли московские переговоры вопросами, относящимися лишь к воздушным силам, как это намечалось раньше, Блюм ответил отрицательно, пояснив, что первоначальную программу переговоров, предложенную нам через Кота *, решено расширить. Поняв из моих дальнейших замечаний, что у меня явилось подозрение, не хотят лн деловой разговор специалистов авиации подменить малообязывающим и расплывчатым зондажем, Блюм поспешил заверить, что новое решение в сравнении с прежним представляет «шаг вперед». Тут же он назвал н предположительную кандидатуру представителя Французского генерального штаба, именно ген. Мендраса, бывшего военного атташе посольства в Москве, оговорившись, что окончательной ее считать не следует. Блюм отметил, что Гаме-лен, постепенво втягивающийся в более широкую постановку вопроса нашей взаимной помощи, настаивает на абсолютной секретности начинаемых переговоров 2И.

Полпред

Пёчат, по арх.

* См. док. Кя 298.


351. Запись беседы Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с Послом Франции в СССР Кулондром

10 ноября 1936 г-

Кулондр был у меня с первым визитом накануне вручения верительных грамот. Мы имели с ним продолжительную беседу, в течение которой он жаловался главным образом на антисоветские настроения во Франции, все более и более усиливающиеся. О наличии этих настроении ему приходилось слышать из разных источников и от многих государственных деятелей, которых он считал нужным повидать перед отъездом. В частности, Эррио охарактеризовал франко-советские отношения, как отравленные. Возникновение этих настроений имеет своим источником забастовочную волн\,' с занятием фабрик и слухи о том, что коммунисты готовились взять власть. Средний француз всему этому верит. Он настроен свободолюбиво и антирелигиозно, ненавидит фашизм, но относится также отрицательно к коммунизму. Блюм поручил ему заверить меня в непоколебимости позиции его правительства, в его верности обязательствам на востоке Европы и его решимости не допускать в локарнскнх переговорах ничего, противоречащего советско-французскому пакту, что бы ни происходило. Правительству приходится, однако, очень туго, и Кулондр спрашивал, не можем ли мы как-нибудь помочь в борьбе с указанными им настроениями.

Я выразил недоумение. Причины настроений лежат в ка-кнх-то социальных движениях в самой Франции, и я не вижу, чем мы можем помочь. Франция является демократической страной, допускающей свободу партий и свободу партийной борьбы. Почему многочисленные французские партии могут вырабатывать свои программы действий, выступать на митингах и в печати по собственному разумению и почему такая способность оспаривается за коммунистической партией. Мы заявляли не раз, что никакого отношения не имеем ни к тактике ФКП в целом, ни к выступлениям ее отдельных представителей, ни к публикациям «Юманите». Я. могу лишь это подтвердить, могу даже изложить это письменно и предоставить Ку-лондру сделать из этого любое употребление. Я думаю, однако, что дело не только в тактике ФКП, а в свободе германской пропаганды через подкупленные Гитлером газеты. Наша вина, может быть, в том, что мы не боремся с Гитлером теми же средствами. Во всяком случае если французское правительство дорожит дружественными отношениями с СССР, то оно должно использовать все доступные ему средства для борьбы с фашистской пропагандой и с теми настроениями, которые эта пропаганда порождает во Франции.


После ухода Кулондра я немедленно послал ему вдогонку резюме моего ответа. Когда мне сообщили из отдела печати о принесенной Люсиани * телеграмме, я распорядился немедленно сообщить Кулондру, что если эта телеграмма будет отправлена, то я опубликую свой ответ. Кулондр был чрезвычайно убит и просил исключить некоторые места из моего резюме. Я согласился, однако, лишь смягчить эти места.

Литвинов

ПРИЛОЖЕНИЕ

РЕЗЮМЕ ЗАЯВЛЕНИЯ

НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР

ПОСЛУ ФРАНЦИИ В СССР КУЛОНДРУ

Вы сегодня, г. Посол, при первой нашей официальной встрече говорили со мною на тему, которая затрагивалась неоднократно также в беседах г. Дельбоса с т. Потемкиным**, а именно о поведении французской коммунистической партии, отдельных ее представителей н ее официального органа «Юма-ните». Я считаю нужным в интересах освобождения советско-французских отношении от засоряющих их элементов и их оздоровления заявить Вам следующее:

Советское Правительство неоднократно заявляло, что одним из руководящих принципов его внешней политики является полное невмешательство во внутренние дела других государств. Этого принципа оно, как н его представители в Париже, строго придерживается в своих отношениях с Францией. Оно никогда не пыталось и ие намерено пытаться оказывать какое бы то ни было давление иа отдельные политические партии Франции. Не составляет из этого исключения н французская коммунистическая партия. Никакого отношения, ни прямого, ни косвенного, к деятельности ФК.П в целом, к выступлениям отдельных ее представителей и к публикациям «Юма-ните» Советское Правительство не имело и не имеет. Надо полагать, что ФКП, как и другие французские партии, имеет свое собственное мнение о политике и отдельных мероприятиях Французского Правительства, интересуясь такими моментами, которые даже ускользают от внимания Советского Правительства.

1Многократно выражавшееся недовольство линией поведения ФКП в беседах с представителями Советского Правитель-

Корреспондент французской газеты «Пти паризьен». * См. также док. Лз 269.


ства не может иметь никакого практического значения, если оно не будет понято как приглашение Советского Правительства оказать влияние на эту линию поведения в сторону ее изменения, иначе говоря, вмешаться во внутренние дела Франции. Г-н Посол, конечно, этого не говорил и не желает. Во всяком случае Советское Правительство ни на одну минуту не могло бы встать на этот путь, нарушив принцип невмешательства.

Было бы достойно сожаления обременение советско-французских отношений неосновательными предположениями о возможности для Советского Правительства влиять на французские междупартийные отношения нли отношение отдельных французских партий к Правительству. Советско-французские отношения только выиграют, если Французское Правительство раз навсегда освободится от подобных предположений-

3^п-и.сь беседы ы приложение пен-ат. по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: