Телеграмма Временного Поверенного в Делах СССР во Франции в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

Вне очереди 15 апреля 1937 г.

Был сегодня у Дельбоса с демаршем по поводу парохода «Киев»70. Я указал, что подобные беспрецедентные акты французских властей могут поставить под угрозу не только заход иашнх судов во Францию, но и вообще наши торговые отношения. Я настаивал на скорейшем расследовании и разрешении этого иицидеита, а также на принятии соответствующих мер правительством для исключения подобных случаев в будущем. Дельбос тут же дал задание Роша*** срочно расследовать дело «Киева», а также рассмотреть весь материал по делу «Сосифрос* для принятия соответствующих мер. Дельбос

* Из дневника К. К. Юренева за период с 13 апреля по 15 мая 1937 г. ** См. док. № 138. *** Начальник кабинета министра иностранных дел Франции.


просил прислать ему ноту по этому вопросу, которую подготовляем совместно с торгпредством. Представители торгпредства выехали в Марсель для установления всех обстоятельств дела.

Гиршфельд

Печат. по арх.

106. Телеграмма Президента Академии наук СССР Председателю Ученого комитета Монгольской Народной Республики Деидупу *

15 апреля 1937 г.

В мае выедут лиигвист, 2 специалиста по животноводству, археолог, 5 сотрудников кормового отряда, 2 геолога, топограф и руководитель экспедиции п.

Президент Академии иаук СССР

Комаров

Печат. по арх.

107. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Великобритании И. М. Майского в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

Немедленно 16 апреля 1937 г.

У меня был на завтраке Норман Дэвис **, из разговора с которым отмечу следующее:

1. Испания. Дэвис целиком на стороне испанского правительства. Таково же, по его словам, настроение Рузвельта. Дэвис считает, что в Испании агрессорам-фашистам надо дать хороший урок (но, конечно, не американскими руками). Ои не понимает и критикует позицию британского правительства, не проявляющего надлежащей заботы об охране британских имперских интересов. В ответ на мой вопрос Дэвис с полной определенностью ответил, если бы Комитет по невмешательству обратился к США с предложением присоединиться к соглашению, американское правительство отказалось бы.

2. Европа. США по-прежиему пребывают в сильно изоляционистских настроениях в отношении Европы, по Рузвельт н американское правительство готовы содействовать умиротворению Европы путем активного участия во всем, что касается: а) ограничения и сокращения вооружений, б) развития тор-

^ Передана через полпредство СССР в МНР.

Американский банкир и дипломат, возглавлял делегации США, в частности на Конференции по сокращению и ограничению вооружений и брюссельской конференции.


говли и усиления экономической кооперации (понижение тарифов, регулирование рынков и т. п.).

3. Германия. На мой вопрос, верны ли слухи о готовности США предоставить кредит Германии *, Дэвис ответил категорическим отрицанием. Особенно это маловероятно сейчас, когда Германия пользуется в США исключительной непопулярностью. Антифашистские настроения в Америке растут. Сам Дэвис, например, ясно видит, что «нынешняя Германия — это война».

4. Ренсимен**. По словам Дэвиса, разговор Ренсимена в Америке носил сугубо зондажный и общий характер. Никаких конкретных соглашений или даже подходов к соглашению не было. Ренсимен интересовался о позиции США в вопросе экспорта сырья в случае войны, об оживлении мировой торговли (понижение тарифов, ликвидация квот и т. п.).

О долгах. По мнению Дэвиса, США в настоящее время готовы были бы договориться с британским правительством о долгах на базе частичной уплаты последним.

5. Дальний Восток. Несмотря на свои изоляционистские настроения, США сохраняют интерес к Дальнему Востоку, и Дэвис совершенно уверен, что, если бы на Дальнем Востоке вспыхнула война, Америка не осталась бы в положении равнодушного зрителя. Антияпонизм в США очень силен.

6. Морской договор. Дэвис интересовался состоянием англо-советских переговоров по данному вопросу*** и высказал мнение, что.в случае подписания англо-советского и англогерманского договоров Япония в крайнем случае вынуждена будет сделать то же самое, Уж слишком она окажется изолированной. Дэвис по-прежнему является сторонником 14-дюймовой артиллерии.

Полпред

Печат. no apx. 4

108. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Председателю Совета Министров и Министру Иностранных Дел Монгольской Народной Республики Амору****

17 апреля 1937 г.

Правительство Советского Союза поручило мне довести до Вашего сведения, что оно вполне разделяет соображения Монгольского Правительства о необходимости усиления транспортной связи в восточной части МНР, изложенные в теле-

* См. газ. «Известия», 10 марта 1937 г.

** См. док. Хэ 24, 34.

*** См. док. № 2, 60, 69, 81.

**** Передана через полпредство СССР в МНР.


грамме от 10 апреля на имя тт. Молотова, Ворошилова и мое за подписью Вашей и военного министра МНР Демида.

Идя навстречу изложенному в этой телеграмме пожеланию Монгольского Правительства и учитывая большое значение для повышения обороноспособности МНР усовершенствования транспортной связи восточной части МНР с территорией Советского Союза, Правительство последнего изъявляет готовность построить в течение 1937 г. узкоколейную железную дорогу на протяжении от государственной монголо-советской границы в районе Соловьевска до города Баин-Тумена* и оборудовать ее необходимым подвижным составом.

Как постройку, так и оборудование указанной узкоколейной дороги подвижным составом, а также ее техническое обслуживание и подготовку соответствующих монгольских кадров Правительство Советского Союза готово, согласно вашей просьбе, произвести целиком за свой счет и силами имеющего быть посланным из СССР технического персонала и рабочих.

Точное протяжение, трассу и сроки 'постройки дороги, а также связанные с этим'обязательства Правительство СССР считает целесообразным определить путем подписания между СССР и МНР специального соглашения72.

Литвинов

Печат. по арх.

В упоминаемой телеграмме говорилось:

«Все события последнего времени на восточной границе еще раз доказывают, что японские империалисты, не отказались от мысли расчленения и порабощения нашей страны. Это заставляет нас принимать дальнейшие меры к укреплению обороноспособности МНР, в особенности на наиболее угрожаемых участках, т. е. на восточной границе.

Именно в связи с этим нашим Правительством проводится здесь ряд новых мер оборонного характера—по увеличению призывных континген-тов в армию, по расширению подбора кадров командного и политического состава в армию, по подготовке театра военных действий, и в первую очередь в отношении средств связи: строим новые мосты, ремонтируем дороги, прокладываем новые телеграфные линии на востоке, соединяем телеграфными линиями все пограничные заставы с Баин-Туменом и Тамсаг-Булаком и т. д. и т. п.

В связи с этой работой по линии укрепления обороноспособности страны и подготовки театра военных действий выявилась необходимость обеспечить быстрое и регулярное сообщение между восточной группой наших войск в Баин-Туменском и Тамсаг-Булакском районах и всем левым флангом восточного участка вплоть до советско-монгольской границы. Единственно эффективным и наиболее желательным разрешением этого вопроса явилась бы постройка железной дороги от Соловьевска до Баин-Тумена. Эти мероприятия позволили бы, в соответствии с договором о взаимной по> мощи между обоими дружественными государствами от 12 марта 1936 г. **, в случае нападения японских войск на нашу родину рассчитывать на более

* Ныне — Чойбалсан. ** См. т. XIX, док. № 78.


быструю организацию совместного отпора силами Красной Армии и Монгольской армии японским захватчикам и, следовательно, позволили бы одержать победу иеною меньшей крови. В то же время эти мероприятия освободили бы в мирное время ту часть транспорта, которая занята сейчас военными перевозками, для снабжения товарами монгольского аратства в глубинных пунктах страны.

Состояние монгольского бюджета, однако, таково, что взять на себя расходы на постройку этой дороги мы, к сожалению, не в состоянии, а поэтому, основываясь на неоднократно оказанной Советским Союзом бескорыстной помощи делу защиты монгольской независимости, Монгольское Правительство просит Правительство СССР обсудить эту нашу просьбу и взять на себя постройку для МНР железной дороги Соловьевск—- Эрен-Цав —Баин-Тумен. В случае вашего согласия на это мероприятие мы можем оформить соответствующее соглашение между нашими Правительствами.

Разрешите высказать надежду, что в соответствии с духом договора о взаимной помощи от 12 марта 1936 г. Правительство СССР пойдет нам навстречу в осуществлении изложенной выше нашей просьбы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: