Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Великобритании И. М. Майского в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

8 сентября 1937 г.

Сегодня получил письмо от высокого комиссара Канады в Лондоне с просьбой от имени канадского министра торговли Эйлера передать в Москву предложение следующего порядка *; канадское правительство было бы готово установить для экспорта СССР в Канаду права наибольшего благоприятствования при условна- что СССР обязуется закупить в Канаде в течение года товаров на 10 млн. долл. Соглашение, которое Эйлеру мыслится в форме обмена нотами, должно иметь силу в течение 12 месяцев. Текст письма пересылаю диппочтой

нкид, нквтLM.

Полпред

Печат.. то арх.

326. Речь Председателя советской делегации М, Л\. Литвинова на НнонскоЙ конференции

10 сентября 1937 г.

Из ответа Советского правительства на англо-французское приглашение** совершенно ясно, в какой мере оно считает созыв данной конференции своевременным и целесообразным. Такое позорное явление, как пиратство в открытом море, организуемое не по примеру давно прошедших веков отдельными преступными личностями и бандами или мятежниками, а, как имеются все основания утверждать, правительством ез-'ропейекого государства, не могло не привлечь международного внимания и стать немедленно предметом международного обсуждения, будь то на специально созванной для этого конференции или же [в] существующей международной организации. Советское правительство приветствует эту конференцию не только потому, что его собственные торговые суда стали уже жертвами беспрецедентного пиратства ***, и не потому, что

* О/, т. XIX, д.пк..Vu 212

"й См нэк, Si 322. *** См. док.,\s 321. поим. 3.


Советский Союз омывается водами, непосредственно сливающимися со Средиземным морем, которое связывает как советские порты с внешним миром, так и советские порты между собой, но н потому, что Советский Союз, как крупнейшая держава, сознавая свои праза и обязанности, заинтересован в сохранении международного порядка и мира и в борьбе против всех видов агрессии и международного произвола. Выступая последовательным защитником идеи коллективной безопасности, Советское правительство не могло не отоззаться на призыз к коллективной организации безопасности для мирного судоходства на водньих путях, и в особенности на такой важной международной водной артерии, как Средиземное море.

Я уверен, что таково же отношение к этой конференции остальных представленных на ней государств, торговый флот которых либо подвергался, либо рискует подвергнуться нападению объявившихся в Средиземном море пиратов. Защищая и укрепляя международный порядок мерами, которые могут быть здесь выработаны, участники конференции защитят и их общие интересы.

Уклониться от участия в такой конференции могут лишь те государства, которые, имея свой торговый флот и пользуясь Средиземным морем, считают себя гарантированными от пиратства либо потому, что оно имн же организуется и является орудием нх национальной политики, либо же вследствие своей интимной близости с пиратами и возможностью с ними столковаться. Только такие государства могут быть заинтересованы в торпедировании и саботировании конференции отказом в участии или другими способами.

Я позволю себе выразить сожаление по поводу отсутствия одного, бесспорно средиземноморского, государства, правительство которого признано всеми представленными здесь государствами, которое больше всех пострадало от пиратства и против которого это пиратство в первую очередь направлено,—а именно Испанской республики. Я полагаю, что еще не поздно этот пробел восполнить. От этого лишь выиграет в своем значении инициатива созыза конференции и авторитет самой конференции.

Факты пиратства не могут быть отрицаемы. Пучины Средиземного моря поглощают одно торговое судно за другим. Гибнут огромные богатства, гибнут человеческие жззки. Точно установлено дейстзие в этих случаях подводных лодок с закрашенными названиями, со спрятанным национальным флагом, с экипажем в замаскированной форме. Мы имеем дело, таким образом, с типичным государственным пиратством. Всем известна цель этого пиратства и какое государство эту цель преследует, имя его у всех на устах, если оно и не будет здесь названо. Но празо назвать его не может быть отрицаемо


за теми государствами, которые непосредственно от пиратства пострадали или пострадают.

Есть, правда, шутники, которые настолько низкого мнения об интеллектуальном уровне своих слушателей и читателей, что утверждают, что торговые суда с ценным грузом, а иногда с экипажем пускаются на дно мифическими подводными лодками тех государств, которым эти торгозые суда принадлежат, ради одного лишь удовольствия выступать против кого-то жалобщиками. Великий русский писатель Гоголь в своей бессмертной комедии сРевизоэ» вызывает гомерический хохот рассказом о том, как в ответ на жалобу одной унтер-офицерской вдозы ревизору, что ее высек местный полицмейстер, последний оправдывался тем, что эта вдова сама себя высекла ради того, чтобы принести на него жалобу. Гоголь, писавший сто лет тому назад сатиру на нравы тогдашней темной России с невежественным, коррумпированным чиновничеством, вряд ли мог думать, что его смехотворный персонаж полицмейстера воскреснет сто лет спустя в Западной Европе. Впрочем, названные мною шутники не только смешны з сзоем подражании этому персонажу Гоголя, но и еще менее его логичны, ибо утверждают, что те самые государства, которые топят собственные суда для того, чтобы принести жалобу в международный форум и вызвать какую-либо международную акцию, сами пытаются торпедировать этот форум и эту акцию. Можно было бы только досмеяться над этими шутниками, если бы этому не препятствовала серьезность созданного положения.

Когда мы гозорим о пиратстве, мы не должны иметь в виду лишь действия подводных лодок в Средиземном море. Под понятие пиратства должны быть подзедемы и дейстзия надводных судов и самолетов, задержавших и потопивших уже несколько десятков торгозых судов как в Средиземном море, так и в Атлантическом океане. Речь должна идти об обеспечении свзбоды плавания во всех морях.

Я уже упомянул, что от пиратских действий в Средиземном море в последнее время погибло два советских торговых судна с грузом и имели место человеческие жертвы. Эти суда составляют собственность Советского государства, принадлежат его рабочим и крестьянам. Советское правительство не может позволить никому уничтожать его государственную собственность. Оно должно будет принять свои меры.

Оно не может бездействовать в надежде на то, что его законные права, быть может, защитят другие государства нли международная организация. История международных организаций и международных конференций последних лет не дает основании для излишнего оптимизма в этом отношении. Наряду с этим Советское правительство, однако, готово участвовать и в коллективных мерах защиты общих интересов государств, не гарантированных от пиратства. В этом духе оно


приняло приглашение на Нионскую конференцию, и оно не только желает ей всякого успеха, но и готово этому успеху максимально содействовать в уверенности, что меры будут приняты эффективные и незамедлительные1*3.

Печат. г.о газ. ^Пзвесгха*

214 {6376), 12 сентября 1937 г.

327. Письмо Полномочного Представителя СССР в Швеции Заместителю Народного Комиссара Иностранных Дел СССР В. П. Потемкину

SO сентября 1937 г.

Глубокоуважаемый Владимир Петрович,

После возвращения Сандлера из Варшавы я была у него на очередном приеме. Так как это было первое паше свидание после его возвращения из Москвы* (Сандлер был в отпуске), то естественно, что Сандлер еще раз выражал свою благодарность за радушный и, как он сказал, «дружески-теплый» прием, оказанный ему в Москве. Он сожалел, что ему пришлось пробыть так кратко в Москве, но что его «подвели» турки- Рюштю Арас намерен был проехать через Швецию по дороге к нам и только в «последний час» изменил свой маршрут, т. е. уже после того, как срок пребывания Сандлера был установлен. Сандлер несколько раз повторял, что для него беседы в Москве, как с Максимом Максимовичем [Литвиновым], так и с другими членами Советского правительства, были «очень поучительными» и что эти беседы «еще раз подтвердили его всегдашнее убеждение, что у Союза к демократической Швеции имеются вполне дружеские настроения». Теперь, после пребывания в Союзе, он может отстаивать это убеждение с еще большей настойчивостью во всех тех случаях, когда менее дружественно к Союзу настроенные круги пытаются доказывать противное.

Я, конечно, выразила удовлетворение, что он вынес данное впечатление, которое Полностью отвечает действительности, тем более что мы и практически доказали уже «демократическому правительству» Швеции нашу дружественность. Я вскользь напомнила ему, как мы в свое время спасли кабинет Хансена (1934 г.) **.

Сандлер ответил на это, что и Союз не имеет оснований сомневаться в дружественности шведской политики к Союзу и Что совместные выступления в Женеве это подтверждают. Сандлер напомнил, что он был председателем Ассамблеи, когда решался вопрос о вхождении Союза в Лигу наций***.

* См. док. X«233. ** См. т. XVII, док. Кг 159. *** См. т. XVII, док, Кз 331, 334.


Сандлер заговорил сам о своей поездке в Варшаву, подчеркивая, что этот визит им был обещан Польше еще два года тому назад, после заезда Бека в Стокгольм в 1935 г. Я выразила Сандлеру свое «недоумение», как могли польские газеты утверждать, что у Сандлера и Бека «по всем вопросам внешней политики не быг.о расхождения».

Сандлер поспешил дать весьма «оригинальное» объяснение, а именно: «Да, но это касалось ^ишь тех вопросоз, где расхождений не намечается. Остальных вопросов мы с Беком не касались». Бек, по словам Сандлера, очень тактично избегал «щекотливых* тем.

Я сказала, что заявление польской печати меня тем более удивило, что не могло же быть «единогласия» между политикой Швеции и польской в вопросе, например, об Абиссинии или Испании. Сандлер подтвердил, что в этих вопросах Швеция действительно стоит на созершенно иной точке зрения, чем Польша. Но добавил, что Польша сейчас заметно изменила курс своей политика V, в значительно большей степени, чем раньше, желает вести политику «укрепления мира н Лиги наций».

Я ответила Сандлеру, что без признания неделимости мира и укрепления коллективной безопасности никакое укрепление Лиги неосуществимо. Сандлер с этим согласился и поспешил добавить: «В моем заявлении в Варшаве Вы должны были заметить, что я говорил о параллельной политике Швеции и Польши для стабилизации мира, а не о единодушной политике этих двух стран. Этим я подчеркивал разшшу в нашем подходе к вопросу о том, как закреплять мир».

Был затронут в нашей беседе и вопрос о нейтралитете, причем Сандлер и в этом случае старался дать понять, что и Швеция по-иному подходиj к вопросу нейтралитета, чем Польша. В чем именно расхождение, Сандлер не конкретизировал.

Из прессы видно, что поляки сделали все, что от них зависело, чтобы подкупить честолюбизых шведов (ордена, торжества в честь гостей, неотлучное пребывание Бека при Санд-лере — все было пущено в ход). Все же Сандлер хотя и польщен, но достаточно опытный и осторожный политик, чтобы не попасться на польскую удочку. Никаких конкретных результатов поездка Сандлера в Польшу не дала. И если у скандинавов и растет стремление к блокированию нейтралов, то, во всяком случае, не в совокупности с Польшей и не под ее эгидой. Здесь слишком хорошо понимают опасность такого шага именно в связи с политикой скандинавов укрелнть позииию малых стран. Блок мыслится здесь з форме «укрепления стран Ослоской конвеншпг> *.

* См. т. XV, прям. 9-


Очень характерно, что в Швеции и, по-видимому, в других северных странах намечается стремление к сближению с Соединенными Штатами. В беседе Сандлера с Максимом Максимовичем Сандлер подчеркивал необходимость обеспечить сотрудничество США в Лиге напий, что, по его мнению, возможно достигнуть лишь при помощи развития ст. 11. Сейчас намечается поездка министров иностранных дел в Соединенные Штаты с визитом к Рузвельту. Первым едет Кут, затем Муик и Сандлер. По тому интересу, какой проявляют шведы к Северной Америке и США к скандинавам за последнее время, тут преследуется, очевидно, особая цель.

Посещение Авеноля прошло в Швеции без шума, и печать подчеркнула, что Авеноль пробыл в Стокгольме лишь «от парохода до поезда». Однако он был у Сандлера и посетил также.Маркуса Балленберга, хозяина мощного «Эншнльда-банк». В прессу ие просочилось, о чем велись беседы. Очевидно, Аве-иоль подготовлял с Сандлером вопросы, которые будут обсуждаться в Женеве. Здесь считают, что вряд ли на сессии Лиги наций в этом году встанет вопрос о ст. 16. Но, во всяком случае, близкие Сандлеру друзья говорят, что он не связал себя никакими обещаниями Авенолю, ссылаясь на то, что предстоит конференция четырех министров иностранных дел северных стран 7 и 8 сентября, которой будет установлена линия по основным вопросам сессии.

Конференция четырех министров официально проходит под знаком «защиты интересов нейтральных судов в Средиземном море». Однако Холсти заявил в печати, что предположено обсуждать и вопросы, связанные с сессией. Кут сказал, что в числе вопросов на конференции стоит также обсуждение позиции скандинавов к вопросу продления действия так называемых иаисеновских паспортов. Мунк особенно подчеркивал значение сотрудничества и тесной дружбы северных стран. Газеты выдвигают основную мысль Сандлера, что пятая встреча министров иностранных дел стран Севера (первая имела место в сентябре 1934 г.) подтверждает, что встреча, явившаяся импровизацией, превратилась «в постоянный институт», притом без писанных договоров и «соглашений», что показывает действительную жизненную сущность подобного сотрудничества, Газеты подчеркивают, что конференция занята чисто практическими вопросами и что в основном совещание имеет задачу договориться по вопросу о плавании нейтральных судов в Средиземном море и какие меры вытекают из необходимости обеспечить безопасность торгового мореплавания в этих водах. Вопрос этот связан с конференцией держав по Средиземному морю*. Здесь ожидается, что Норвегия также будет приглашена на конференпию больших дер-

* См. док. Jfc 322, 326, 332.


жаз. Северные страны поэтому договорятся, какова будет их позиция на этой конференции.

В число пунктов обсуждения четырех министров иностранных дел включен также абиссинский вопрос. Что же касается вопроса о пересмотре Пакта Лиги наций, то пресса считает, что, взиду того что вопрос о реформе Лиги в эту сессию едва ли встанет, скандинавы не намерены выступать с какими-либо предложениями по статьям нейтралитета. Этим недовольна правая печать (особенно «Аллеханда», см. обзор печати), считающая, что опасность крайне возросла и поэтому следует уменьшить н ослабить международные обязательства по отношению к агрессору именно тем странам, которые желают остаться нейтральными. Другими словами, «Аллехан-да» выражает пожелания правых групп, стоящих за ослабление обязательств членов Лиги наций по ст. 16 и недозольных тем, что совещание министров, по-видимому, не намерено выступать со своими предложениями о нейтралитете в Женеве, если вопрос о реформе Лиги не будет выдвинут в эту сессию. Однако даже правая печать приветствует укрепление сотрудничества северных стран, что проявляется, по мнению щвед-ской общественности, в единодушных выступлениях и сотрудничестве на экономической и культурной почве между странами Севера.

К числу факторов, свидетельствующих о практическом сближении стран Севера, следует отнести многомиллионное (20—30 млн. крон) пожертвование директора мировой шведской фирмы «Электролюкс» Веннергрена на премирование достижений в области гуманитарных наук четырех северных стран и для укрепления их сотрудничества в социальной и научной области. Премия будет составлять около миллиона крон в год, причем будет образован институт, наподобие института Нобеля, для присуждения премий по следующим отраслям: социальным наукам, естествознанию и медицине. Печать и общественность придают большое значение этому «новому фактору;», содействующему сближению стран Севера на культурно-научной почве.

Недавно (3 сентября) германофильским адмиралом де Шеном закончен и внесен на рассмотрение правительства порученный ему парламентом проект о новом типе военно-морского флота. Основные положения де Шена помещаем в нашей сводке печати.

В своих рассуждениях де Шен исходил главным образом из положения, что основным противником во время войны яз-ляется Советский Союз. Официоз «Социалдемократен» выступил по этому поводу со статьей, в которой в ироническом тоне говорит о страхе де Шена перед СССР и о том, что адмирал вообще считает «удивительными и «стоящим внимания^. тот факт, что Союз «вообще обладает морским флотом». «Со-


циалдемократен» также подчеркивает, что записки де Шена совершенно не выясняют, каким образом по его проекту флот может защитить Швецию от агрессии флота великих держав, подвергая сомнению эффективность дешеновского проекта и [указывая на] ошибочность его политической установки.

8-го закончилось совещание четырех министров иностранных дел, в коммюнике указано, что «обсуждалось общее международное положение и [они] обменивались информациямн, особенно по отношению к впечатлениям при посещении министрами иностранных дел разных стран».

В числе вопросов обсуждались: вопрос об отношении Лиги наций к происходящим конфликтам, к вопросу о так называемой реформе Пакта, вопросам разоружения, вопросам беженцев и о культурном сближении стран Севера. «..Министры обменялись также сведениями, какие достижения достигнуты в различных областях в смысле сотрудничества стран Севера на основании ранее принятых решений». Б число обсуждений входила также выработка формулировок по пересмотру" правил нейтралитета, обеспечение продуктами при «исключительных положениях», просветительная работа касательно стран Севера, зашита интересов мореходства этих стран в Средиземном море и касательно лондонского соглашения о морском вооружении*.

Вчера, т. е. 9-го, несмотря на то что Сандлер уезжает в Женеву, я добилась, что он меня принял. Сандлер начал с того, что основным вопросом конференции министров иностранных дел была зашита интересов судового мореходства в Средиземном море от пиратских действий. Он высказался весьма резко по поводу Италии и добавил, что он считает действия Муссолини «противоречащими здразому смыслу» и [что они] могут быть объяснены лишь тем, что Муссолини хочет добиться немедленного вмешательства держав, пока положение Франко еще дает основание с ним считаться.

Сандлер сказал, что страны Севера не получили приглашение на средиземноморскую конференцию больших держав, но что Дания уже обратилась с требованием постановки и разбирательства вопроса о пиратских действиях в Средиземном море в Комитете по невмешательству и что Дания в этом случае действовала с согласия остальных стран**. Сандлер довольно пространно говорил о том, что подобные встречи министров иностранных дел имеют «задачу укрепить политику мира той из стран, которая в данной ситуации вынуждена проявлять наибольшую осторожность», и добавил, что Дания со времени речи Стаунинга в Лунде*** (весною) значительно

* См. док.

** См. приэ

*** См. док.


устойчивее стоит за укрепление сотрудничества стран Севера в вопросе нейтралитета.

Я спросила Сандлера, обсуждались ли ст. 16 и 11. Сандлер ответил, что так как ст. 16 (об агрессоре и санкциях) не будет подвергнута обсуждению на данной сессии, то конференция министров иностранных дел не считала нужным подвергнуть данную статью специальному обсуждению. По ст. И состоялось известное согласование, ввиду того что эта статья войдет в число работ сессии.

По вопросу о голосовании за место Испании в Совете Сандлер сказал, что, несмотря на то что все симпатии стран Севера на стороне Валенсии, прежняя «принципиальная установка:* скандинавов затрудняет принятие решения теперь же в пользу Испании, поэтому вопрос остается открытым до встреч в Женеве. Либеральная газета «Свенска моргонбла-дет» (центральный орган фолькпартп*) считает, что северные страны должны голосовать за место Валенсии в Совете Лиги наций.

Что касается абиссинского вопроса, то Сандлер считает, что этот вопрос не будет обсуждаться.

Сандлер выразил уверенность, что конференция министров иностранных дел укрепит позицию стран Севера в их неизменном стремлении остаться нейтральными. Но в чем выразилось их решение по этому вопросу, Сандлер, по-видимому, считал для себя неудобным сообщить, сославшись, что «новых установок не принято и лишь более детально разбирались прежние положения по вопросу сотрудничества стран Севера^*,

Политические (не правительственные) круги Швеции и правая пресса считают, что в интересах Англии и Франции возможно скорее разрешить конфликт в Испании, чтобы развязать себе руки для защиты своих угрожаемых интересов со стороны Японии на Дальнем Востоке. Печать очень обеспокоена, какие последствия будут иметь наши ноты Италии** и не стоим ли мы накануне открытой войны в Европе.

Состав шведской делегации, едушей на сессию в Женеву, следующий: Сандлер (соц.-дем.). проф. Унден (соц.-дем.), министр юстиции Вестман (бундефербундет ***), проф. Багге (правый), редактор Андерсон (правый), помещик Стокеншерн (либерал), фрекен Хессельгрен (либералка), посланник в Швейцарии**** Вестман.

6 сентября Шведское общество культурных связей организовало очень удачный и многолюдный доклад проф. Графтио о «Свирьстрое:> и наших гидростанциях. На доклад прищло

* Наводили партия. ** См; -ок. Л'а 321. *** Крестьянский со:-оз. "*** В документе ошибочно —Швеции.


необычно много народу, причем серьезная публика: представители науки и техники, члены Академии наук, директора больших предприятий, государственных учреждений по электрификации и гидравлическим сооружениям в Швеции и пр.

Из дипломатов были чехи, испанцы, литовцы, китайцы.

Я вылетаю 11-го в Женеву. Поверенным в делах остается т. Смирнов (второй секретарь и зав. консульской частью).

С приветом

Полпред СССР в Швеции А. Коллонтай

Пгчат. по арх.

328. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР в НКИД СССР, нз Женевы

Вне очереди 11 сентября 1537 г.

Англичане и французы в частном разговоре согласились отказаться от системы зон, взяв на себя охрану всего Средиземного моря*. Они просят остальных участников конференции одолжить им, т. е. дать под их командование, некоторое число миноносцев, но и на этом не настаивают. Они, однако, решительно возражают против обязательства уничтожать подводные лодки, топящие торговые суда с соблюдением известных правил. По мнению адмиралов, для подводных лодок практически невозможно соблюдение таких правил. Таким образом, за нашу подпись под конвенцией мы получаем некоторую, хоть и не полную, охрану наших судов и, во всяком случае, их команд. Частным образом остальные делегации дали на это свое согласие, и дело теперь за нами. Мне кажется, что и нам выгодно согласиться при услозии такой формулировки, которая не сможет быть истолкозана как легализация останавлнвания и потопления торговых судов, даже с соблюдением известных правил, и как признание за Франко или Италией прав воюющих сторон. Срочно сообщите директивы **.

Литвинов

Печат, по арх.

329. Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Народному Комиссару Иностранных Дел СССР M. M. Литвинову, в Женеву

Вне очереди И сентября 1937 г.

На Вашу телеграмму от 11 сентября***. При условии отказа от системы зон нужно добиться включения в предложенную конвенцию таких формулировок, при которых она, во-пер-

* См. док. Мг -326. 330, 332. ** См док. N«329 *** См. док..\г 328.331. 332.


вых. не могла бы быть истолкована как легализация досмотра и потопления торговых судов, во-вторых, не содержала бы признания за Франко и его сообщниками права воюющих сторон. При этих условиях можете дать согласие на подписание конвенции -&С|.

Потемкин

Пгчаг. па арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: