Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Великобритании в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

Немедленно 2 марта 1938 г.

На вашу телеграмму от 28 февраля 27.

L Наш выход из Комитета был бы выгоден для испанского правительства только в том случае, если бы в результате его явился отказ Франции от невмешательства и свободный экспорт из Франции и свободный транзит через Францию оружия в Испанию. К сожалению, в нынешних условиях и при нынешнем французском правительстве на это рассчитывать не приходится. Сейчас наш выход из Комитета имел бы наиболее вероятным последствием немедленное создание «пакта четырех» (с сохранением или без сохранения внешнего фасада Комитета) по испанскому вопросу наподобие того, который стал было намечаться с прошлой весны в связи с патрулированием испанских берегов. Участники такого «пакта четырех» очень быстро договорились бы о том, чтобы под предлогом фиктивной эвакуации волонтеров срочно предоставить Франко право воюющей стороны и одновременно закупорить франко-испанскую границу, имеющую в настоящее время такое большое значение для испанского правительства. В итоге Испанская республика оказалась бы блокирована с моря и изолирована на суше от Франции, т. е. должна была бы окончательно задохнуться в своих границах. Фашистские державы вот уже восемь месяцев (с июля прошлого года) добиваются этой цели, и —надо прямо сказать — только наше присутствие и наша упорная оппозиция в Комитете до сих пор мешала им одержать победу.

2. Испанское правительство ие только ие потеряло интереса к выводу волонтеров, ио, наоборот, только на днях Аскарате от его имени передавал мне, что они придают особенно важное значение эвакуации технических войск, в первую очередь азнании и артиллерии. В плане эвакуации, представленном в Комитет экспертами, по нашему настоянию включено, что эвакуация должна производиться ие вообше, а по родам оружия {т. е. если выводится 65%, то это значит, что выводится 65% пехоты, 65% артиллерии, 65% авиации и т. д.). Таким образом, в случае реализации данного плана Франко будет сильно ослаблен, особенно в авиации, ибо почти все бомбардировщики у него управляются немцами, а почти все истребители — итальянцами. Собственных испанских пилотов у Фраико мало.

3. Никаких расходов по Комитету мы с сентября не несем и ие будем нести до тех пор, пока ие состоится соглашение по вопросу об эвакуации (если оно вообще состоится). Если бы, однако, вывод иностранцев мог стать реальностью, разве за это ие стоило бы кое-что заплатить?


4. В свете указанных соображений мие кажется, что, как ни противна возня с Комитетом, выгоднее все-таки пока продолжать участие в нем. Это не исключает, конечно, того, что может на-CTVnuTb момент, когда выход нз Комитета окажется целесообразным. Однако подобная акция сейчас, иа мой взгляд, ие оправдывалась бы обстоятельствами.

Майский

Печат, по срх.

64. Письмо Полномочного Представителя СССР в США Народному Комиссару Иностранных Дел СССР M. M. Литвинову

2 марта 1938 г.

Уважаемый Максим Максимович,

Последние события в Англии*, уход Идеиа в отставку и стремление Чемберлеиа договориться с фашистскими государствами вызвали здесь новую волну недоверия к политике Великобритании, а следовательно, усиление изоляционизма. Судьба Австрии не вызывает здесь большого беспокойства. Изоляционисты всех толков в общем готовы примириться со всеми захватами фашистов, лишь бы Америка ие начала активно участвовать в международных делах, не связалась бы каким-либо соглашением с Англией и ие подверглась бы риску участвовать в зойие. Типичным является рассуждение в отношении Австрии «Вашингтон геральд», полухерстовской газеты, которая поддерживает Рузвельта и все время стояла за участие Соединенных Штатов в совместных действиях с демократическими государствами против агрессоров. 27 февраля газета в передовой статье пишет:

«Шушииг уверяет нас, что Австрия удержит сзою независимость, но даже если оиа сольется с рейхом {Германия), так /ке как Саксоиня, Бавария и Вюртемберг сделали это в конце воины, что в этом опасного? Только истерические поклонники Дороти Томпсон ** могут действительно верить, что Франция и Англия начнут другую мировую войну, чтобы предупредить столь естественное событие».

Конечно, события в Китае больше волнуют сейчас общественное мнение Соединенных Штатов. В отношении Китая нельзя найти достаточных аргументов в защиту изоляционизма.

Но все же анкета Института общественного миеиия, руководимого Гэллапом и довольно верно отражающего общественные настроения, с ошибкой на 5—10%, дает следующие цифры: 59% опрошенных людей выражают симпатии к Китаю, 40% относятся безразлично к обеим сторонам, i% высказывается в пользу Японии. Причем 59% относятся отрицательно к бойкоту японских товаров, 4i%)—за бойкот. Так как этот институт имеет

* См. док. К* 48. 52. Американская журналистка.


тенденцию высказывать мнение высших классов, то можно сказать, что половина населения США стоит за бойкот японских товаров и половина — против бойкота. 36% стоят за посылку оружия Китаю, 64% —против. 95% высказываются против займа, все равно Китаю или Японии, 5% высказывают согласие на заем Китаю.

Здесь отражается настроение, связанное вообще с займами после поголовного отказа платить долги правительству США (кроме Финляндии). Конечно, вопрос о долгах продолжает играть роль как фактор, усиливающий недоверие ко всякого рода соглашениям и обязательствам других стран. Я думаю, что, если бы в Англии и Франции было бы меньше пацифистских иллюзий и было бы сознание важности роли США в мировых вопросах, дело о долгах было бы разрешено иначе и не создалось бы острого раздражения, которое благодаря неплатежу долгов существует в Соединенных Штатах по отношению к другим государствам, в особенности к Англии и Франции.

В общем можно утверждать, что даже в отношении дальневосточных дел настроение изоляционизма все еще продолжает превалировать в Соединенных Штатах.

Нельзя отрицать, что сдвиги все-таки имеются, и раздается достаточно много авторитетных голосов, начиная с Рузвельта и Хэлла, в пользу политики хотя бы «параллельных действий» с другими государствами.

Очень трудно убедить здешнюю публику, что изоляционизм США также повинен в том, что Великобритания сейчас капитулирует перед фашистским блоком. В защиту политики изоляционизма здесь блокируются пацифисты типа Лафоллетта и ряд других сенаторов и конгрессменов с реакционерами типа Гамильтона Фиша. С другой стороны, за объединенные действия с другими державами против агрессоров стоит ряд левых люден, вроде Бернара, О'Коннела *, и вместе с тем ряд консервативных элементов, вроде Лондона, лидера Американской торговой палаты Сиблея и др. Сплошь и рядом можно встретить либералов, говорящих о международных делах реакционным языком и потом скатывающихся к тем же реакционным взглядам во внутренних делах, и немало консервативных людей, говорящих прогрессивным языком по международным вопросам. Это показывает, что общественное мнение в Соединенных Штатах еще бродит, еще не выкристаллизовалось и что дальнейшие сдвиги еще будут происходить. Я по-прежнему думаю, что наша политика сдержанности совершенно правильна. Мы не должны помогать укрепляться в Америке убеждениям, что Советский Союз расправится за американцев с японцами. Довольно типичной в этом отношении является политика видного левого демократа конгрессмена Маверика, который ратует в конгрессе про-

* Члены палаты представителен конгресса США.

ПО


тив морской программы Рузвельта28, а меня при встрече спрашивает, когда мы вздуем японцев. Путаницы в головах здесь еще много. Много непонимания того, что обстановка со времени мировой воины коренным образом изменилась. Многим даже левым людям неубедительным кажется аргумент о существовании Советского Союза.

К сожалению, наши выступления здесь, во-первых, должны быть сдержанными, а во-вторых, мы не можем охватить огромной массы люден, часто очень приличных, но запутавшихся, и помочь им разобраться в международной обстановке и занять правильную позицию. За последнее время я довольно много выступал з разных местах, но сейчас хочу свести эти выступления почти к нулю для того, чтобы не создавалось впечатление, что мы оказываем давление на политику Соединенных Штатов в наших интересах. Если положение изменится и если меня будет просить о выступлении очень авторитетная организация, где выступление может принести большую пользу, тогда я буду еще, может быть, выступать.

Полпред СССР в США А. Трояновский

Пгчат. по арх.

65. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Великобритании в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР*

Вне очереди 7 марта 1938 s.

Итальянцы, которые придают особенно большое значение по возможности немедленному закрытию франко-испанской границы, предложили Плимуту такой «компромисс»: контроль вообще и, стало быть, контроль франко-испанской границы должен быть восстановлен одновременно с посылкой в Испанию двух счетных комиссии, которые должны установить количество волонтеров на обеих сторонах, т. е. примерно в течение ближайших двух недель. Если в течение двух месяцев после того эвакуация не начнется, контроль на франко-испанской границе может быть снят. Расчет итальянцев прост н реален: если сейчас контроль удастся восстановить, то, во-первых, испанское правительство будет лишено подвоза из-за границы как раз в самый важный момент, накануне подготов.тяемого Франко большого наступления, а во-вторых, через два с половиной месяца, даже в случае «задержки» эвакуации, с помощью шантажа и давления легче будет заставить французское правительство {которое, как известно, не состоит нз героев) не зозражать против продолжения контроля иа испанской границе. Плимут согласился с италь-

Копия телеграммы направлена в полпредство СССР во Франции.


янцами и сделал французам уже от имени английского правительства то же самое предложение. Корбен уехал в Париж, где этот вопрос должен быть решен французским правительством. По полученным мною сегодня сведениям, французское правительство будто бы решило так: согласиться на восстановление контроля через две недели после отъезда комиссии в Испанию, с тем что, если в течение месяца после того эвакуация ие начнется, контроль снимается. Если это верно, то дело принимает очень серьезный оборот. Данное решение, по существу, означает капитуляцию перед итальянцами, ибо, если французы раз уж допустят восстановление контроля, у них не хватит мужества и решительности в дальнейшем снять его без наличия какого-либо совершенно исключительного обстоятельства. Надо во что бы то ни стало предупредить восстановление контроля до фактического начала эвакуации, как это было единогласно принято всем Комитетом 4 ноября прошлого года. Конечно, достаточно одного моего голоса для того, чтобы провалить решение о контроле в Комитете, но, во-первых, тогда всю вину за «срыв» будут возлагать на нас, а во-вторых,— и это самое главное — не исключена возможность, что будет сделана попытка удовлетворить итальянские требования в какой-нибудь иной форме, не требующей санкции Комитета. Завтра возвращается Корбен, и если он подтвердит мою информацию *, то я считал бы очень желательным наш демарш в Париже н мобилизацию сочувствующих испанскому правительству кругов французского общественного мнения для предупреждения этого нового предательства, могущего иметь рокозое значение.

Майский

Печ-27. по йГ'Х,

66. Письмо Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Японии М.М. Славуцкому

8 марта 1938 г. Уважаемый Михаил Михайлович,

1. За истекшие два месяца не наблюдается существенных перемен в отношении западных держав к Японии и к японо-китайской воине. Имеющиеся у нас сведения подтверждают отмечаемое в Вашем последнем докладе сообщение ~2Э, что японское правительство, несмотря на позицию морских кругов, стремится улучшить отношения не только с Америкой, но также и с Англией и в общем проявляет большую осторожность, чем раньше, в отношениях с этими странами.

2. Несмотря на всю иногда заискивающую предупредительность японского правительства в отношении США, настроения

Ск. док, JV= 67.


не только правительственных, но и финансовых кругов, не говоря уже о широкой общественности Америки, в отношении Японии являются по-прежнему настороженными. У нас нет сведений, подтверждающих, что Япония может рассчитывать на получение займов или даже крупных кредитов в Америке. Правда, американские экспортеры хлопка хотели бы предоставить Японии хлопок в кредит, но американское правительство пока не дает на это своего согласия. Надо, кроме того, учесть, что экономические связи между Японией и США в связи с кризисом в Америке сокращаются.

Кстати, мы имеем вполне достоверную информацию о том, что предупредительное отношение Японии к Америке находит свое внешнее и притом подчеркнутое выражение также и в содержании и тоне дипломатических сношений Японии с США. Ноты Хирота по поводу потопления американской канонерки * были составлены в прямо заискивающих и даже унизительных для Японии выражениях. Характерно далее полученное нами на днях сообщение, что Япония ввиду возникшего в США возбуждения сама отказалась от рыбной ловли около берегов Аляски **, вие ее территориальных вод, и притом отказалась без всякой компенсаций и без соглашения, несмотря иа то что первоначально Япония выдвигала идею выплаты ей некоей паушальной суммы в качестве отступного аналогично тому, что имело место прн заключении соглашения относительно боя котиков. Американское правительство на это не пошло под влиянием своей общественности. Тов. Трояновский сообщил, что аляскинские рыбники настроены так воинственно, что в случае продолжения Японией лова возможен вооруженный конфликт локального характера. Прощу Вас проверить и по вашей линии информацию т. Трояновского об отказе Японии от ловли у берегов Аляски ю.

3. Наряду с другими фашистскими государствами Япония возлагает надежды на изменение отношения к ней Англии в результате отставки Идена. Мы имеем сведения об усилившейся активности японской дипломатии в этом направлении. Еще неясно, приведет ли все это к каким-нибудь положительным сдвигам в японо-английских отношениях. О серьезном изменении английской позиции вряд ли может быть речь не только из-за трудности урегулировать в настоящее время японо-английские противоречия в Центральном и Южном Китае, но н вследствие существующего и усилившегося за последнее время контакта между Англией и США по д[альне]в[осточному] вопросу. Однако после устранения Идена надо ожидать, что английское правительство будет проявлять еще меньше склонности к оказанию давления на Японию.

^* См. т. XX, док. Лэ 461.

См. газ. «Известия», 9 марта I93S г.

8 Докум. ва. полит., т, XXI 113


4. Отношения между Японией и Германией в результате недовольства японцев германскими поставками вооружений Китаю и недовольства Германии ущербом, наносимым японцами ее торговле в Китае, значительно охладились за последние месяцы. Тоз. Астахов сообщил нам из Берлина, что на приеме у Гитлера 15 февраля наблюдалась обособленность и изолированность присутствовавших японских дипломатов. Речь Гитлера * значительно смягчила атмосферу между Германией и Японией.

5. Очень интересно сообщение, содержащееся в Вашем последнем докладе, о том, что между Японией и Италией намечается, если уже не существует, какая-то договоренность о сотрудничестве в южноамериканских странах. Было бы желательно получить от Вас конкретные данные по этому вопросу.

6. Никаких новых серьезных попыток ведения переговоров между Японией и Китаем нам не известно. Япония все время уговарнзает Англию и Америку убедить Китай пойти на мирные переговоры, однако из этого пока ничего не выходит.

Позиция Чан Кай-ши продолжает быть твердой, что объясняется не только отношением народных масс к японской агрессии, ио и успехами по формированию новых армий и по снабжению Китая военной техникой, в частности успехами в области авиации.

7. В области советско-японских отношений весьма неблагоприятную роль, помимо известных общих причин, играет и взаимодействие двух руководящих японских дипломатов, оказывающее существенное влияние на развитие наших отношений. Комбинация Хирота и Сигемииу является действительно очень неблагоприятной для наших отношений, ибо оба они строят свои карьерные расчеты на отношениях с военщиной, и, кроме того, при существующем между ними антагонизме каждый из них, по-видимому, опасается ухудшить свои шансы перед военщиной занятием «соглашательской» позиции по вопросу японо-советских отношений.

8. Мы желали бы избежать дальнейшего обострения наших отношении с Японией и, исходя из этого, занимаем умеренную позицию з отношении ряда конфликтов. Однако провокационное поведение японских зластей и позиция японского МИД, к тому же еще подстегиваемого глубоко враждебным нам Сигемнцу, планомерно стремящимся к обострению наших отношений, вынуждают нас давать японцам отпор по ряду вопросов.

9. Мы не можем уступить японцам по вопросу о предложенном нами закрытии трех дальнейших японских консульств в СССР**. Мы будем зозражать против связывания японцами с этим вопросом вопроса о существовании нашего торгпредства в Токио. Если же они не уступят, то нам, вероятно, придется в от-

* Си. газ, сЦззестня», 22 февраля 1933 г.

** См. док. Ni 55.


вет иа закрытие торгпредства закрыть и все остальные их консульства в СССР, конечно с соответствующим закрытием и наших консульств в Японии. Само собою разумеется, мы предварительно постазнм их в известность и возложим на них всю ответственность за дальнейшее обострение наших отношений.

10. Что касается усиливающихся хулиганских действий японских властей в отношении случайно попадающих з японские порты наших пароходов, то мы, помимо приостановления высылки известных Вам зосьми японских граждан *, ие будем выдавать японцам не только задерживаемые в настоящее время у нас японские суда, но также и те суда, которые будут еще задержаны, пока японцы не освободят наши суда.

Мы, по всей вероятности, откажемся далее высылать японцев и выдавать их суда до возвращения нам также и задержанного в Маньчжурии почтового самолета с почтой и летчиками **.

Если все эти меры не помогут, придется обсудить применение дальнейших репрессалий.

11. Заключение нами временного рыболовного соглашения *** н гладкое прохождение торгов, иа которых наши организации отняли у японпев два участка (а не четыре, как японцы мошеннически сообщили в своей прессе), были, по всей видимости, неожиданны для японпев. В беседах с ними Вы, в соответствии с п. 10 моего письма от 7 января с. г.****, должны использовать эти факты как новое подтверждение нашего желания поддерживать нормальные отношения с Японией и как доказательство того, что неудовлетворительное состояние наших отношений вызвано исключительно японской стороной.

12. В этой связи следует указывать на провокационное поведение иекоторы.х японских кругов, стремящихся искусственно вызвать новый серьезный конфликт вокруг вопроса о корреспондентских отношениях между обеими странами. Надо прямо говорить о стремлении некоторых японских кругов в Москве спровоцировать разрыв корреспондентских отношений. Материал Вам даст запись моей последней беседы с Сигемицу31. Хотя я в этой беседе формально говорил о корреспонденте Домэй Цусин ***** в Москве, но, конечно, имел в виду самого посла, который, по нашим точным сведениям, все время подстрекает этого корреспондента к занятию крайней позиции.

13. Когда Вы получите это письмо, уже будет ясно, сделают ли японо-маньчжуры попытку удержать из последнего платежа

* См. т. XX. док. Лз 452. ** См. док. Лв 16. *** См. т. XX, док. Л"«453. **** С>,(. док. Л° 7. ***** Японское информационное агентство.


за КВЖД* претензии так называемых частных лиц в размере ПО тыс. или даже 1,5 млн. гоби. И в том и в другом случае надо будет попытаться поскорее ликвидировать остающиеся товарные поставки в счет платежей за КВ)гуД. Я полагаю, что если в числе этих поставок имеются сомнительные, как, например, поставки некоторых судов, то следозало бы попытаться заменить их поставками готовых товаров со складов. При нынешнем напряженном состоянии наших отношений с Японией было бы очень важно возможно скорее ликвидировать все расчеты по КВЖД.

i4. Особое внимание привлекают к себе за последнее время разнообразные попытки Японии использовать «мусульманский козырь» против Советского Союза и Китая. О ряде фактов сообщили нам Вы, другие известны из сообщений прессы. Мы имеем сведения об усилившейся активности Японии в странах Ближнего Востока, не говоря уже о подрывной работе японской агентуры в Синьцзяне и Гаиьсу.

Прошу Вас тщательно следить за этой деятельностью Японии и присылать нам возможно больше информации.

15. II В[осточный] о[тдел] дал мне очень интересную информацию об экономическом положении Японии на основании получаемых им японских газет и журналоз. Ввиду того что экономика Японии язляется ее. может быть, наиболее узким местом в этой войне с Китаем, я прошу Вас следить за ее развитием и присылать нам регулярно информацию вместе с Вашим заключением. Хорошо было бы поручить регулярное изучение этого вопроса одному из ваших ответственных сотрудников.

С товарищеским приветом

Б- Стомоняков

Печат. по орх.

67. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Великобритании И. М. Майского в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР**

Вне очереди 8 марта 193$ г.

Сегодня Корбен сообщил мне. что Плимут ему действительно сделал предложение о восстановлении контроля одновременно с посылкой счетных комиссий в Испанию сроком на два месяца, с тем что если в течение этого периода не начнется эвакуация волонтеров, то контроль снимается ***. Лично Корбен возражает против данного предложения. Однако, по его словам, никаких инструкции из Парижа он не привез, так как вопрос там еще об-

* См. г. XX, грЕ^м. 65, 69, док. Л:> 112 настоящего тома, а также гая. «Известия», 27 марта 19-3S г.

8* Копия телеграммы направлена з полпредство СССР во Фракции. **• Си. док. № 65.


суждается и окончательное решение не принято. Это хорошо. Тем больше эффекта может иметь наш немедленный демарш. Корбен, между прочим, передавал, что Фиппс сегодня должен был беседовать с Дельбоеом по испанскому вопросу.

Полпред

Пенят, по güx.

68. Заявление Правительства СССР Правительству Ирана *

9 марта 1938 г.

Правительство Союза Советских Социалистических Республик, обсудив заявление Иранского Правительства**, полученное в ответ на неоднократные представления Советского Правительства в течение последних месяцев по зопросу о постройке германскими фирмами верфи в Пехлеви***, не может признать это заявление удовлетворительным ввиду того, что предоставление германским фирмам этого подряда является открытым, совершенно очевидным нарушением соглашения, заключенного обоими государствами посредством обмена нотами в 1927 г.**** Это предоставление в то же время противоречит духу договора 1921 г.*****

Указанное нарушение договоров является тем более тяжелым, что оно совершено в пользу государства, открыто манифестирующего свою враждебность к Советскому Союзу.

Советское Правительство не может остаться пассивным наблюдателем подобного нарушения важных обязательств, принятых на себя Ираном в отношении СССР, и считает необходимым еще раз обратиться к Иранскому Правительству с предложением о немедленном исправлении допущенного нарушения обязательств, принятых на себя Иранским Правительством в п. 2 ноты Министра Иностранных Дел Ирана от 1 октября 1927 г.

При этом Советское Правительство вынуждено предупредить, что, если оно не получит в разумный срок удовлетворительного ответа на свое обращение, оно вынуждено будет прибегнуть к ответным мерам для защиты своих интересов, н в частности принять меры к полному прекращению транзита 32 из всех без исключения третьих стран в Иран через территорию СССР******.

Печат. по арх.

* Сделано пслг.редом СССР в Иране А. С. Черных премье>мин?1стру Иэана Джаму.

** См. т- XX. прии. 219. **8 См. т. XX, док..Y» 375. 3S4. **** См. т. X. док. №227. ***** См. т. III, док. Л» 305. ****** См.д0К.Л-*7С.


69. Телеграмма Полномочного Представителя СССР во Франции в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР *

Немедленно

9 марта 1938 г.

Сегодня переговорил с Дельбосом и развил ему нашу точку зрения по всем трем пунктам разногласий с англичанами. По пункту первому (расходы по эвакуации) Дельбос первоначально сказал, что не придал этому вопросу большого значения, но потом согласился, что наша точка зрения наиболее правильная, н обещал ее поддержать. Из опроса вызванного им при мне Роша** выяснилось, однако, что Дельбос уже раньше дал Кор-бену распоряжение, сводящееся к следующему: эвакуация распадается на две стадии. Сначала волонтеры концентрируются в лагере, и расходы по этой операции производятся глазным образом за счет великих держав, что же касается расходов по их репатриации из Испании, то они производятся за счет соответствующих государств. Хотя Дельбос и Роща мне доказывали, что расходы первой категории ничтожны, я все же настаивал на полном применении рекомендуемого нами принципа. Мне это обещано. По второму пункту Дельбос полностью придерживается нашей точки зрения и, по его словам, уже отдал Кор бе ну распоряжение. чтобы тот настаивал на установлении эффективного морского контроля (патрули или посадка контролеров на суда). По третьему пункту Дельбос заявил, что и французское правительство остается «на почве решении Комитета от 4 ноября» *** и ни в коем случае не согласится, чтобы контроль на французской границе был восстановлен уже в момент отправки комиссии в Испанию. Из дальнейших разговоров, однако, выяснилось, что Дельбос склоняется к мысли, чтобы по истечении известного срока (скажем, двухнедельного) после прибытия комиссий на места и фактического их сконструнрозания контроль мог бы быть уже установлен (при условии, конечно, установления аналогичного контроля а на португальской границе). Я указал Дельбосу, что это опасно, так как не дает никаких гарантий, что вслед за этим действительно последует фактическая эзакуация. Я сказал, что дело не в сроке пребывания комиссии, а в наличии реальных доказательств, что к эвакуации действительно будет приступлено. Дельбос и с этим как будто бы согласился и обещал дать Корбену инструкции не отступать ни в чем от прежних решений Комитета.

Суриц

Печит. по аох,

8 Копия телеграммы направлена з полпредство СССР з Великобритании.

** Директор кабинета министра иностранных дел Франции.

*** См. док..4° 65.


70. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Иране А. С. Черных в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

9 марта 193S г.

Выслушав мое заязление касательно дока в Пехлеви и транзита и получив на руки текст*. Джам ответил кратко, что в вопросе о доке с советской стороны имеется неправильное толкование. Иранские обязательства касаются только управления порта. В данном случае речь идет о внутренней работе, которая отнюдь не нарушает обязательств, Джам доложит совету министров, и ответ будет дан МИДу сегодня**. Я решительно отклонил заявление Джама относительно обмена нотами 1927 г.*** и изложил нашу формально-правовую и политическую аргументацию. Джам ответил заверением, что иранское правительство не имеет в отношении Советского правительства никаких недружелюбных взглядов. Иранское правительство также заинтересовано в безопасности Каспийского моря. Иранское правительство не позволяло и не позволит ни Германии, ни кому-либо другому использовать Иран для деятельности протнз иранского друга —СССР. Иранские власти всегда следят за няостранными работниками, работающими в Иране. Пока не было замечено, что они совершили действия, выходящие за пределы их обязанностей. Джам заверяет, что малейщий поступок, противоречащий обязанностям, повлечет немедленно нх высылку' из Ирана, хотя бы это было связано с большим материальным убытком для иранского правительства. Вопрос о верфи является для иранского правительства принципиальным. Иранское правительство считает его чисто внутренним делом Ирана. Иранское правительство будет в дальнейшем еще более следить за тем, чтобы иностранные работники не могли причинить беспокойство дружественному соседу — СССР. Иран всегда вел политику нейтралитета и политику дружбы с СССР. Иран заинтересован в нынешнем положении**** Советского правительства, с которым иранское правительство никогда не имело разногласий. Иранское правительство возсе не желает поддержнзать врагоз СССР, которые являются и врагами Ирана. Кроме добрых намерений и дружественных чувств, Иран к СССР ничего не питает. Иранское правительство желает самых искренних отношений и устранения возникших в Москве подозрений. Иракское правительство вовсе не поддерживает врагов СССР, и в особенности немцев, которых в Иране считают самыми опасными элементами. Если иранское правительство заключило с ними те или иные сделки, то это было только по нужде, н за этими сделками никакая политика не скрывается. Джам

* См. док. Л» 68.

** Ответ был дан 20 марта 1938 г.; см. док. № 116. *** См. т. X, док. Л° 227. Так в документе.


предлагает дальнейшее обсуждение вопроса вести с МИДом и недеется, что МИДу удастся найти пути к разрешению вопроса. Джам держался сегодня примирительно, вопрос не заострял, о транзите или о нарушении торгового договора не говорил, почему и я не развивал эту тему.

Полпред

Печат. по арх.

71. Запись беседы Полномочного Представителя СССР в Финляндии с Президентом Финляндии Каллно *

9 марта 193S г.

Состоялось вручение верительных грамот президенту республики. При вручении присутствовали: первый и второй секретари полпредства, министр иностранных дел Холсти, шеф протокольного отдела МИД Хаккарайнен и два адъютанта президента.

В частной беседе президентом были затронуты следующие вопросы:

а. В отношении ближайших перспектив развития промышленности Финляндии президент Каллио указал, что это зависит от инициативы частного капитала, но одновременно предполагается развитие промышленности и за счет увеличения вложений в промышленность государственного капитала, как, например: а) постройка государственной гидроэлектростанции для снабжения электроэнергией никелевых рудников, сданных для разработки английской концессии, б) предполагается в ближайшем будущем начать эксплуатацию вновь открытых месторождений никелевых руд (близ имения Каллио).

б. В отношении положения сельского хозяйства Финляндии президент Каллио указал, что оно находится на уровне, вполне Удовлетворяющем внутренние потребности страны, но имеется большая возможность для его роста.

В заключение Каллио особо остановился на пограничном вопросе, указав, что, в то время как на западной границе Финляндии наблюдается полное спокойствие, этого нельзя сказать про восточную советско-финляндскую границу. Финляндское правительство считает, что имевшие место частые нарушения и конфликты на советско-финляндской границе не могут считаться соответствующими тому положению, которое должно существовать между странами, находящимися в дружественных отношениях, и что финляндское правительство в настоящее время приняло и впредь будет принимать все меры к полному изжитию этих недоразумений и надеется, что со стороны Советского правительства также будут приняты необхоД'.шые меры к этому. На это я ответил, что мое правительство с большим удовлетворением встретит всякое мероприятие финляндского правительства, направленное

* Из дневника В. К- Деревенского за период с 5 по 12 марта 1938 г.


на улучшение наших добрососедских отношений, и со своей стороны также примет меры к тому, чтобы на советско-финляндской границе ликвидировать имеющиеся недоразумения. Я лично надеюсь, что при проявлении доброй волн и желания со стороны финляндского правительства улучшившееся за последнее время положение на границе позволит установить нормальный порядок, соответствующий нашим дружеским взаимоотношениям, и мое правительство и впредь будет принимать все меры к ликвидации причин, порождающих недоразумения.

После вручения верительных грамот я пригласил сопровождающего меня шефа протокольного отдела Хаккараннена на чай.

8 разговоре политические вопросы совершенно не затрагивались, и беседа ограничилась выявлением отдельных детален протокола и взаимными любезностями и пожеланиями.

Полпред СССР в Финляндии В. Деревянский

Печат. по арк.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: