Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Великобритании в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

Немеолрнно

6 мая U38 г.

Результаты моего вчерашнего разговора с Ванснттартом *

сказались быстрее, чем можно было ожидать. Я получил сегодня утром приглашение от Галифакса пожаловать к нему в 3 часа,

Когда я вошел в кабинет министра иностранных дел, он сразу же стал извиняться, что загруженный массой срочной работы не имел до сих пор возможности войти со мной в более тесный личный контакт. Завтра он уезжает в Женеву, а в конце будущей недели (т. е. еще до его возвращения оттуда) я отправляюсь в отпуск, поэтому он решил хотя бы ненадолго повидать меня

* См. док, ta 102.

23Û


еще до отъезда на Лигу наций. Прежде всего Галифакс хочет сообщить мне кое-что об англо-французских переговорах*. Сразу же после этих переговоров он вызвал к себе представителей Германии и Италии для того, чтобы рассеять возможные у них подозрения по поводу военных переговоров между Лондоном и Парижем. Галифакс заявил им, что эти переговоры, в сущности, не представляют собой чего-либо нового и что они являются простым продолжением тех контактов между штабам и, которые начались после англо-французского соглашения от 19 марта 1936 г.**

Далее Галифакс перешел к вопросу о Чехословакии. Он сообщил, что на англо-франиузском совещании было признано желательным английское посредничество между Прагой и Берлином. Первая консультация по этому поводу в обеих столицах делается сегодня, но настоящие разговоры начнутся лишь по возвращении Гитлера в Берлин. «Вы же знаете,— с усмешкой прибавил Галифакс,—что в Берлине сейчас правительства нет, оно все на каникулах». На мой вопрос, в каких формах и на какой базе английское правительство мыслен себе посредничество, Галифакс ответил, что английское правительство не хочет связывать себя какой-либо определенной программой урегулирования вопроса, а просто предлагает обеим странам свои услуги в целях достижения мирного разрешения споров. Из ответа Галифакса на мой дальнейший вопрос выяснилось, что он считает программу Бенеша недостаточно далеко идущей, но, с другой стороны, полагает, что требование Генлснна об изменении внешней политики Чехословакии является неприемлемым, меньшинство ие может навязывать своих идеи в области внешней политики большинству. Если Генлейк и его вдохновители будут упорно настаивать на данном требовании, то они лишь покажут, что хотят сорвать возможность мирного урегулирования вопроса. По сведениям Галифакса из Берлина, немцы сейчас как будто склонны предоставить разрешение спора на прямые переговоры между Геилейном и Прагой, официально не вмешиваясь в последние, что, впрочем, не исключает для них возможности влиять на ход переговоров за кулисами.

От Центральной Европы Галифакс перешел к Дальнему Востоку и спросил меня, что я думаю о ходе японо-китайской войны. С надлежащей мотивировкой я ответил, что Китай имеет все шансы победить, если ему будет оказана достаточная помощь оружием и деньгами. Галифакс охотно согласился с моими заключениями. Они, видимо, шли по линии его собственных мыслей. Л'1инистр иностранных дел, однако, стал спрашивать меня. какой эффект неудача в Китае имела бы на внутреннее положение в Японии. Под благовидным предлогом я уклонился от какого-либо пророчества в этом отношении. В свою очередь я по-* См. док, № 161.

** См. т. XIX. док. № 91.


интересовался, дадут ли англичане деньги Китаю, о чем. как я слышал, идут переговоры. Галифакс ответил, что вопрос финансирования Кг:тая сейчас рассматривается, но пока еще не решек окончательно.

Потом речь зашла об Меланин, и Галифакс настойчиво добивался моего мнения по вопросу о том, есть ли шансы для успешного посредничества между испанским правительством п Франко. Но желая углубляться з эту проблему, я полушутя ответил: «Спросите у Муссолини и Гитлера». Далее Галифакс упорно допрашивал меня, есть ли какая-нибудь надежда иа эвакуацию волонтеров или же на Комитете надо поставить крест. Конечно, я высказался за последнее, но Галифакс ответил, что он еще окончательно надежду не потерял.

В конце Галифакс выразил надежду повидаться в Женеве с Литвиновым. Прощаясь, Галифакс пожелал мне хороших каникул и просил зайти к нему для обмена мнениями по возвращении из отпуска в Лондон. Вся беседа была проведена Галифаксом в тонах подчеркнутой внимательности и даже теплоты (поскольку это вообще возможно для холодно-надменного английского аристократа).

Когда я вышел от министра иностранных дел, секретарь Галифакса спросил меня, не найду ли я сейчас свободной минутки для того, чтобы заглянуть к новому товарищу министра иностранных дел (вместо Крэнборна) Батлеру, который давно уже хотел со мною познакомиться, но до сих пор не имел к тому случая. Я зашел к Батлеру. и мы поговорили несколько минут о разных ничего не значащих делах. Батлер мне сознался, что у него голова кругом идет от всей этой сложной европейской проблемы и что по сравнению с нынешним прежние его посты — товарищ министра труда и товарищ министра по делам Индии— кажутся ему почти курортным развлечением. Батлер также просил меня поддерживать с ним в дальнейшем более тесный контакт. Выходя от Батлера, я столкнулся с лондонским посланником Эквадора (он же представитель Эквадора в Совете Лиги), шедшим на свидание с Галифаксом. Англичане готовят себе почву для Женевы.

Майский

Пг^~, по арх.

164, Телеграмма Временного Поверенного в Делах СССР в Германии Г. А. Астахова в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

Немедленно в мая 1938 г.

Мне конфидеипиально сообщили из американского дипломатического источника следующее: в Праге французский и английский посланники производят параллельный демарш, рекомендуя


Бенешу договориться с судетскими немцами и предупреждая, что поддержка Франции и Англии Чехословакии мыслима лишь при известных условиях. В точности эта формула не расшифровывается, но, очевидно, имеются в виду известные уступки Праги Ген-лейну. В дополнение к этому английский посол произведет соответствующий демарш в Берлине, надеясь выяснить минимум германских требований в судетском вопросе. Он объяснит немцам, что Англия считает нужным сделать все возможное, чтобы предупредить войну, и с этой целью производит демарши как в Берлине, так и в Праге. Кроме того, англичане надеются убедить Муссолини, чтобы последний дал Гитлеру совет не стремиться к захвату всей Чехословакии, а ограничиться Судетской областью. Насколько я мог понять, на подобной платформе англичане рассчитывают помирить Берлин с Прагой. Мой собеседник (американский советник), ссылаясь на своих военных, считает, что стратегическая ценность судетских районов значительно снизилась после захвата Австрии, граница с которой чехами не укреплена н откуда немпы могут легко захватить Прагу, оставив Судеты в стороне. Он не считает поэтому исключенным согласие Беиеша на подобную сделку*. Области со смешанным населением можно поделить на основе обмена населения по турецко-греческому образцу, о чем уже говорил Геринг.

Поверенный в Делах

Пгчат. г.о арх.

165. Запись беседы Полномочного Представителя СССР в Турции с Министром Иностранных Дел Турции Арасом

6 мая 1933 г.

Арас встретил меня вопросом о том, как я распениваю опубликованное в газетах коммюнике Малой Антанты **, и. не ожидая ответа, поспешил сам заявить, что это коммюнике ои рассматривает как счастливое для Румынии событие.

На мою просьбу, обращенную к Арасу, поделиться [впечатлениями] о его поездке в Грешно, министр откликнулся с большой готовностью, ответив, что в Афинах видел советского поверенного в делах, с которым имел возможность разговаривать по вопросам, связанным с заключением греко-турецкого пакта ***. Арас охарактеризовал только что подписанное в Афинах новое турецко-греческое соглашение как факт, имеющий очень большое значение не только для Балкан, но и для сохранения всеобщего ннра. «Это соглашение уточнило отношения двух стран во всех

* См. док. N? 170.

** См. газ. «Известия», 5, 8 мая 1938 г. *** См. док. X«57.


областях, в которых взаимно переплетаются интересы Турпии и Грешш. Соглашение явилось только лишь общей формой гарантии границ. В пакте Балканской Актанты определяются формы охраны сухопутных границ Балканских стран, тогда как в этом последнем турецко-греческом соглашении уточнены все вопросы, касающиеся охраны не только сухопутных, но и морских границ».

На мой вопрос о том, не думает ли Турция заключить с Юго-славней теперь или же позднее примерно такого рода соглашение, какое имеет место с Грецией, Арас ответил, что «де-факто с Югославией уже установились отношения в рамках обязательств, имеющихся з турецко-греческом договоре. Однако Турция не будет сама предлагать Югославки заключения аналогичного соглашения. Очень возможно, что в будущем такой договор и будет подписан, но Турция хочет, чтобы инициатива в этом отношении была проявлена самой Югославией, так как не следует забывать те влияния, которые оказывают на нее другие страны, как, например, Италия. Что касается Румынии, то вести переговоры с ней о заключении договора, аналогичного турецко-греческому, Турция, конечно, не будет без согласования этого вопроса с Созетским Союзом».

Затем Арас стал пространно развивать план спасения Чехословакии от германской агрессин. Он считает, что в интересах сохранения мира в Центральной Европе и сохранения независимости Чехословакии следует, во-первых, стереть существующие противоречия между Венгрией и Малой Антантой. «На долю Туриии выпадает роль организатора сил, которые должны спасти Чехословакию. С Грецией Турция уже договор заключила. С Югославией, видимо, будет установлена договоренность теперь. Позднее Турция постарается привлечь в блок Балканскую Антанту if Болгарию. Таким образом, страны Балканской н Малой Антант смогут быть эффективным фактором противодействия германской экспансии в отношении Чехословакии».

Воспользовавшись тем, что Арас затронул Германию, я спросил v него, ке считает ли он, что переговоры Гитлера и Муссолини в Риме * будут вестись в духе статьи немецкой газеты «Дейче альгемейне пейтунг», опубликованной 6 мая с. г. во всей турсикой печати, статьи, в которой указывается на разделение сфер влияния между Германией и Италией по отношению к странам Дунайского бассейна и Балканских стран. Оживившись, Арас сказал, что он не исключает возможности такого рода переговоров между Берлином и Римом во время теперешнего визита Гитлера в Италию и что он сам дал Анатолийскому агентству указание перепечатать эту статью во всей турецкой прессе. «Коль скоро в статье упоминаются страны Балканской Антанты,

* См. док. ли 183, 190.


которые, по мысли автора, должны явиться объектом итальянской экспансии, я счел полезным, чтобы эту статью прочли в этих странах, хотя и не думаю, что сам по себе вопрос, изложенный в статье, может серьезно касаться Турции. Там ведь говорится о том, что Турция и Греция будут отведены в качестве плацдарма для экономической деятельности Италии».

После этого Арас снова перешел к плану спасения Чехословакии. По его мнению, Германия может использовать два метода захвата Чехословакии: первый — это открытое вооруженное вторжение, и второй — это провоцирование судетскнх немцев на восстание. Первый способ, по мнению Араса, Германия не применит, так как хорошо знает, что Франция должна будет выступить против Германии на защиту Чехословакии. Арас исключает и второй вариант, т. е. провоцирование судетских немцев на путч внутри страны. «Следовательно, Германия избрала третий путь — это вынудить Чехословакию под влиянием чувства страха самой раздробиться на отдельные кусочки».

Я заметил на это, что считаю ошибочным мнение, будто Германия решила отказаться от способа прямой агрессии или же от провоцирования Чехословакии через свою агентуру в этой стране— генленновскую партию. Арас на это, ничего не возразив, снова повторил, что план спасения Чехословакии — в организации Балканских стран, Балканской и Малой Антант. Ори этом он добавил, что имеются два условия спасения Чехословакии. Во-первых, эта страна должна самым решительным образом отбросить страх перед Германией, а во-вторых, государственным деятелям Чехословакии следует понять, в чем именно и до каких пределов они должны следовать советам Франции.

Перейдя снова к Румынии, Арас сказал мне, что в настоящее время там борются шесть внешнеполитических влияний, составляющих, по существу, два противоположных блока. Первый блок объединяет белградское влияние, англо-франпузское и советское, и этот блок имеет своего антагониста в виде блока влиянии, оказываемых со стороны Германии, Польши и Италии. В этом втором блоке нет такого сплочения, какое имеется в первом блоке. Турция надеется, что при Комнене, который балансирует между этими двумя блоками, она все же сможет иметь успех в Румынии. «Шесть месяцев тому назад в этом отношении было значительно хуже». Арас еще раз повторил, что Турция не заключит договора с Румынией, не посоветовавшись предварительно об этом с СССР. В учете именно этого обстоятельства и возможных изменении в международном положении визит Баяра и Араса в Румынию отложен на осень.

В конце беседы Арас заявил, что европейская война может разразиться если не текущей осенью, то весной будущего года. «Конечно, при условии, что летом или осенью Германия не предпримет чего-либо в отношении Чехословакии»,


Прощаясь, мы условились, что по возвращении его из Белграда он информирует меня более подробно как о своей поездке в Югославию, так и по другим вопросам 6\

Полпред СССР в Турции Терентьев

Печат. яс арх.

166. Запись беседы Полномочного Представителя СССР в Бельгии с Послом Бельгии во Франции Ле Телье*

6 мая 1933 г.

Ле Телье, по обыкновению, весьма словоохотливо излагал свои взгляды на разные международные и внутрибельгнйские проблемы. Он твердо убежден в том, что нынешняя политика независимости — единственная возможная политика для Бельгии, обеспечивающая сохранение единства бельгийского населения. Ле Телье хотя и стопроцентный валлон (из Монсо, около французской границы) и провозгласил себя открыто франкофилом, тем не менее в самой решительной форме сказал мне, что, если бы Франция захотела выступить против Германии в сзязн с нападением последней на Чехословакию, Бельгия ни в коем случае не даст согласия на проход французских войск через свою территорию. На мой вопрос Ле Телье сказал, что Бельгия откажет в этом даже тогда, если вопрос будет перед ней поставлен Францией и Англией совместно. Когда полгода тому назад я говорил на эту тему со Спааком, последний был гораздо менее категоричен. Либо Ле Телье более откровенен, чем его министр, либо с тех пор во внешнеполитических настроениях правящих кругов произошла дальнейшая эволюция в прогерманском направлении. Как раз в дни перед его визитом ко мне Ле Телье побывал у Спаака и у короля, где, по-видимому, как вновь назначенный посол в Париж получил соответствующую «зарядку». Я сказал Ле Телье, что он, на мой взгляд, несколько увлекается в истолковании политики независимости и что если бы Англия обратилась к Бельгии с просьбой о пропуске английских или французских вооруженных сил, действующих в порядке обязательств, вытекающих из Устава Лиги, то вряд ли бельгийское правительство пожелало отказом восстановить против себя Англию.

Ле Телье с большой горячностью отстаивал свою позицию. Достаточно одному французскому солдату появиться на бельгийской территории для того, чтобы Бельгия стала театром войны, что означает в кратчайший срок разрушение всех ее материальных ресурсов и разорение ее населения. Правда, отказ пропустить иностранные войска еще не гарантирует от перенесения войны на бельгийскую территорию. Однако весьма ве-

* Бывший посланник Бельгии в СССР.


роятно, что Франция не решится насильственно нарушить неприкосновенность Бельгии, памятуя о том огромном моральном ущербе, который такое нарушение в свое время причинило Германии. Если все же, несмотря иа сохранение Бельгией нейтралитета, военные действия распространятся иа ее территорию, то ведь еще неизвестно, чем кончится будущая европейская война, на чьей стороне будет победа. И с этой точки зрения наиболее благоразумным является сохранение нейтралитета. Всего вернее, что будущая европейская война, как и предыдущие большие войны, не принесет абсолютно решающей победы ни одной из сторон. Когда обе ослабленные длительной войной стороны будут вырабатывать условия нового мира, они неизбежно придут к необходимости сохранения Бельгии как буфера. Между тем если Бельгия с самого начала выступит против одной из воюющих сторон, то в случае победы этой стороны исход войны окажется для иее еще более тяжелым. Ле Телье подчеркивал также обычный аргумент относительно того, что только политика независимости может сохранить единство в стране и удержать фламандцев от увлечения крайними сепаратистскими тенденциями.

Е. Рубинин

Лечат, по арх.

167. Памятная записка Полномочного Представительства СССР в Японии Министерству Иностранных Дел Японии

7 мая 193S г."

Советское Правительство, делая свое предложение от 4 апреля **, исходило из желательности и очевидной для обеих сторон выгодности одновременного урегулирования таких вопросов, которые не задевают общей политики обоих государств, причиняют неудобства одной стороне без пользы для другой и допускают быстрое разрешение. Советское Правительство по этим соображениям не включило в свое предложение таких вопросов, по которым оно уже приняло окончательное решение, ие подлежащее изменению, как, например, о японских консульствах в Благовещенске и Хабаровске, или такие, которые ие являются срочными и требуют длительной процедуры для своего разрешения, как, например, рыболовная конвенция. К сожалению. Японское Правительство не приняло советского предложения, а выставило новые дополнительные требования58, которые осложняют дело, а за разрешением требований советской стороны отослало ее к Маньчжоу-Го. Хотя советская сторона неоднократно заявляла Японскому Правительству, что нельзя счи-

Дата вручения советником полпредства СССР в Япония К. А. Смета-шшым директору Европейеко-Азнатского департамента МИД Япония Иноуэ ** См. док. & 112, 115.


тать его свободным от ответственности за нарушения советских интересов, совершенные Маньчжоу-Го, а кроме того, ответственность Японского Правительства за платеж по КВЖД закреплена в договоре в формулировках, не допускающих никаких двусмысленных толкований, мы все же в интересах ускорения дела обратились к властям Маньчжоу-Го; однако мы ие получили от них удовлетворительного ответа ни по вопросу о советском почтовом самолете, ни о задержанных советских гражданах на катере Дальлеса, который потерпел аварию на р. Амуре и был прибит к маньчжурскому берег\\ Что касается платежа по КВЖД, то Маньчжоу-Го вновь уклонилось от обещания оплатить свое казначейское свидетельство и выдвинуло встречные требования, в то время как в договоре о продаже КВЖД прямо сказано, что казначейские свидетельства должны быть оплачены без всяких условий, и предусмотрена недопустимость встречные претензий. Поскольку Советское Правительство изъявляет готовность пойти навстречу в разрешении некоторых вопросов, интересующих Японское Правительство, а не Маньчжоу-Го, мы вновь обращаемся к Японскому Правительству, ожидая, что оно пойдет навстречу нам в разрешении вопросов, нас интересующих. Круг этих вопросов точно определен в предложении от 4 апреля. Мы будем ждать окончательного ответа от Японского Правительства о его согласии на предложение, как оно нами сформулировано, и в случае положительного ответа мы готовы уточнить те концессионные претензии и требования, которые мы находим возможным сейчас же рассмотреть на основе существующих договоров *.

Пгчат. г.о аду.

168. Запись беседы Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с Временным Поверенным в Делах Китая в СССР Юн Мином

7 мая 193S г.

1. Я пригласил Юн Мина н сообщил ему, что Президиум Верховного Совета СССР дал согласие на назначение Ян Цзе в качестве посла Китайской республики в СССР62. Я отметил, что Ян Цзе нам известен с лучшей стороны, как деятель, много поработавший для дела сближения СССР и Китая. Поэтому Ян Цзе может рассчитывать на самый лучший прием со стороны Советского правительства, Наркомата иностранных дел и всей советской общественности.

Юй Л1ин поблагодарил за сообщение и сказал, что он сегодня же сообщит своему правительству о согласии Президиума Верховного Совета на назначение Ян Цзе послом в СССР.

* См. док. Хе 205.


2. Юй Мин интересовался вопросом о том, произошло ли какое-либо улучшение в советско-японских отношениях в результате предложений, сделанных т. Славуцким японскому правительству относительно урегулирования неразрешенных вопросов между обеими странами *.

Я ответил, что никаких сдвигов в сторону улучшения советско-японских отношений не произошло и положение продолжает оставаться таким же, как и прежде.

Юн Мин сказал, что он задал этот вопрос ввиду того, что китайское правительство и командование хотят использовать благоприятное положение на фронте под Сюйчжоу для дальнейшего наступления на деморализованные японские части. Однако их беспокоят слухи о намерении японцев перебросить на этот фронт свои части из Маньчжурии, что якобы стало возможным в результате улучшения советско-японских отношений.

Я снова подтвердил, что неразрешенные вопросы между СССР и Японией продолжают оставаться неурегулированными и никаких изменений в этом отношении не произошло. Я выразил сомнение в возможности переброски японских войск из Маньчжурии и сообщил, что, по нашим сведениям, японцы только производят передвижки, заменяя некоторые части в Маньчжурии свежими войсками из Японии.

Юй Мнн сказал, что еще до настоящей беседы он в таком же духе ответил на полученный им запрос своего правительства по этому поводу, но хотел воспользоваться данным случаем, чтобы удостовериться в этом.

3. Далее Юн Мнн указал на то, что положение в Китае складывается весьма неблагоприятно для японцев ввиду широчайшего развития партизанского движения по всему Китаю. Это свидетельствует о том, что весь народ проникся духом сопротивления японским захватчикам и оказывает активную поддержку китайскому правительству и армии. С этой стороны исход военных действий не внушает каких-либо опасений. Однако китайское правительство встревожено позицией англичан, которые, очевидно, идут на сближение с японцами, что, в частности, явствует из заключения англо-японского соглашения по вопросу о шанхайских таможнях**. Юй Мин выразил опасение, что это соглашение может ухудшить международное положение Китая, и указал на то, что в настоящее время, как и в свое время при постановке китайского вопроса в Лиге наций, Китай нуждается в поддержке международного общественного мнения и в особенности в поддержке Советского Союза.

Я ответил, что для нас политика консервативного правительства Англии в данном вопросе не является чем-либо неожиданным. Международное общественное мнение всех стран и даже

* См. газ. «Известия», 28 апреля 1938 г. '* См. док. ^ 130.


самой Англии полностью на стороне китайского народа. Само собой разумеется, что народы Советского Союза неизменно сочувствуют борьбе китайского народа за свою независимость и что Советский Союз в меру своих возможностей будет, как и до c=ix пор, оказывать поддержку Китаю. К счастью, политика Англии не может оказать влияния на силу сопротивления китайского народа, и в конечном счете исход войны решит она.

4. В заключение Юй Мин выразил от своего имени н от имени всех сотрудников посольства удовлетворение по поводу назначения послом Ян Цзе, заявив, что, зная стремление Ян Цзе к дальнейшему укреплению советско-китайских отношений, он уверен, что во время пребывания Ян Цзе на посту посла все возникающие вопросы во взаимоотношениях между СССР и Китаем будут находить свое быстрое и правильное разрешение*.

Б. Стомоняков

Печат. по арх.

169. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР в НКИД СССР, из Женевы

Немедленно

9 мая 193S г.

Сегодня, сейчас же после моего прибытия, ко мне явились сперва Комнен, а затем Галифакс. Комнен информировал меня о конференции Малой Антанты в Синае**, где была вновь подтверждена солидарность Малой Антанты. По мнению Комнена, аншлюс произвел сильное впечатление и на Югославию. Если Стоядинович не мог обещать помощи Чехословакии против Германии, то он все же заявил, что в случае совместного выступления Венгрии и Германии против Чехословакии Югославия выступит против обеих. Такова же позиция н Румынии. Комнен не думает, чтобы Италия действительно предлагала военный союз Югославии, но Стоядннович ему сказал, что такой союз неизбежно образуется в случае продвижения Германии на юг в сторону Триеста и Адриатики.

Говоря о наших отношениях, Комнен главным образом напирал на желательность скорейшего приезда в Бухарест нашего полпреда, говорящего по-французски. Румыния хочет нашей дружбы, но международное положение очень сложное, меняется изо дня в день, а потому необходимо, чтобы был наш человек, следящий из Бухареста за этнмн изменениями изо дня в день и за соответственной эволюцией Румынии. Говоря прозой, это значит, что мы должны иметь в Бухаресте человека, который

* Беседу переводил ответственный референт II Восточного отдела НКПД СССР И. Б. Мэрмооштейн.

** См, газ. «Известия», 5 мая 1938 г.


мог бы выслушивать заявления и предложения Румынии, когда та сочтет нужным их делать нам. Отсюда вывод, что в данный момент Румыния ничего еше не предлагает. В дальнейшем он опять возвращался к вопросу о нашем полпреде.

Объяснял он мне пространно н внутреннюю политику короля, состоящую в том, чтобы клин клином вышибать, т. е. бороться со сверхнационализмом и антисемитизмом этими же лозунгами. Первый опыт такой политики — приглашение к власти Гоги — ие удался и имел потрясающие отрицательные результаты, и король теперь делает новый опыт.

Беседа была прервана, так как Комнен спешил с другими визитами, и будет продолжена при моем ответном визите ему63. Галифакс совсем не касался советско-британских отношений и обсуждал со мной лишь вопросы, стоящие в порядке дня Совета Лиги. После некоторой дискуссии он заявил, что не будет добиваться от Совета ни резолюции, ни даже рекомендаций, а что все члены Совета выскажут свои мнения, которые будут резюмированы председателем, после чего должно стать ясным, что в пункте о предоставлении членам Лиги свободы действий по абиссинскому вопросу в Совете расхождений нет. Я сказал, что не буду против этого возражать, если председатель объективно изложит все высказанные в Совете мнения и оговорки. Я возражал против высказанного Галифаксом мнения, что право высказаться в Совете должно быть предоставлено абиссинскому делегату лишь в порядке вежливости без признания за ним прав на это. Я указывал на незаконность такого поведения Совета, ибо В свое время Ассамблея признала мандат негуса, а с тех пор положение в Абиссинии не изменилось, а потому Совет не может теперь подвергать сомнению права Абиссинии*. Галифакс настаивал иа праве государств, которые уже признали суверенитет итальянского короля над Абиссинией, оспаривать этот суверенитет за негусом. Я сказал, что это может быть личным мнением отдельных членов Совета, но не коллективным мнением Совета 64. Наши оговорки по вопросу о швейцарском нейтралитете** Галифакс признал справедливыми. Его лишь заботит, как бы признание швейцарского нейтралитета не вызывало подражания со стороны других государств, в числе которых он, конечно, разумеет главным образом Бельгию. О римских переговорах *** Галифакс не имеет информации, но он все же убежден, что Муссолини весьма смущен соседством Германии и хочет освободиться от слишком большой зависимости от «оси» Берлин— Рим. Галифакс соглашался со мною, что Муссолини, вероятно, будет пытаться ездить на двух конях — берлинском и аигло-французском.

* См. док. № 173. ** См. док. № 181. ** См. док. № 183.

16 Докум. вн. полнт., т. XXI 241


С Бонне имел лишь краткий разговор за завтраком у Аве-ноля. Он повторил мне, что основой французской политики является франко-советский пакт, англо-французская антанта и то, что осталось еще от Малой Антанты, причем надо пытаться кое-что выжать н у Италии. Он убежден, что никаких новых соглашении между Муссолини и Гитлером не заключено. Он повторил, что, как только Чемберлен упомянул в Лондоне о «пакте четырех», французы его прервали, заявив, что об этом не может быть и речи. Когда я ему напомнил прежнее заявление, будто в Лондоне о «пакте четырех» не было речи, Бонне поправился и сказал, что об этом было упомянуто лишь одним словом,

Литвинов

Печат. по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: