Для прогнозирования будущего финансового состояния предприятия необходимо составить прогнозный баланс предприятия. Для прогнозирования баланса необходимо систематически накапливать информацию о работе организации.
Прогнозирование основано на тщательном анализе как можно большего количества отдельных элементов доходов, расходов, активов, пассивов, а также на обдуманной оценке их будущей величины с учетом взаимосвязи между элементами, и с учетом вероятности будущих условий.
Прогнозирование требует получения как можно большего количества подробностей. Кроме того, следует оценить «стабильность» отдельных элементов через вероятность их повторения в будущем. Это придает определенное значение анализу неповторяющихся факторов и чрезвычайных статей.
При прогнозировании используется информация из разных бухгалтерских документов, охватывающих как можно большее количество периодов. Повторяющуюся деятельность можно прогнозировать с большей степенью уверенности, чем случайные события.
|
|
Прогнозный баланс является завершающим этапом прогнозного балансирования и составляется на основе произведенных расчетов по определению плановых показателей выручки, себестоимости, прибыли и убытка. Однако в некоторых случаях приходится составлять прогнозный баланс, не прибегая к подробным вычислениям.
Существует несколько методов составления прогнозного баланса. К наиболее часто применяемым можно отнести следующие:
- метод на основе пропорциональной зависимости показателей от объема продажи;
- методы с использованием математического аппарата;
- специализированные методы.
Метод на основе пропорциональной зависимости показателей от объема продажи состоит в том, что статьи баланса, взаимозависимые от объема реализации, изменяются пропорционально изменению объема реализации продукции. То есть, для построения прогнозного баланса принимается, что каждая пропорционально меняющаяся статья актива и пассива баланса изменяется в той же пропорции, в какой изменяется объем реализации. Данный метод называют также «методом процента от продаж».
Составление прогнозного баланса по «методу процента от продаж» должно осуществляться в следующей последовательности:
1 этап. Определяется прогнозный объем реализации продукции в плановом периоде. Для этого используются следующие методы планирования:
а) метод трендовой экстраполяции – изучение сложившихся прошлых тенденций развития объекта прогноза и перенос их на будущее;
б) экономико-математические методы (факторные, корреляционные и другие методы);
в) нормативный. Его сущность заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др.
|
|
г) использование показателей передовых предприятий;
д) экспертный, при котором используется мнение экспертов в тех или иных областях;
е) метод конструктивных расчетов.
2 этап. Определяется процент прироста объема реализации продукции в плановом периоде по сравнению с отчетным периодом.