Прогнозирование экономических показателей

Экономический прогноз — это научно обоснованное предвидение возможных направлений и результатов развития субъектов хозяйствования и их структурных подразделений. Основной задачей прогнозирования является предвидение наиболее вероятных проблем экономического развития в ближайшей и отдаленной перспективе, поиск возможных направлений экономического роста, обоснование наиболее предпочтительной стратегии развития в будущем. Результаты прогноза используются для выбора альтернатив развития, разработки рекомендаций для реализации оптимального варианта.

Методы экономического прогнозирования можно условно объединить в две группы:

1) методы, базирующиеся на экстраполяции и моделировании закономерностей изменения изучаемого объекта;

2) методы, базирующиеся на экспертизе изучаемого объекта.

Вторая группа включает различные модификации методов индивидуальной и коллективной экспертизы. В современной интерпретации методы экспертного прогнозирования могут предусматривать многоступенчатый опрос экспертов по специальным схемам и обработку полученных результатов с помощью научного инструментария экономической статистики. Эти методы применяются не только для прогнозирования значений показателей, но и в аналитической работе, например, для разработки весовых коэффициентов, пороговых значений контролируемых параметров и пр. Методы данной группы являются достаточно простыми и популярными.

К первой группе относятся методы непосредственной экстраполяции на основе временных рядов, пропорциональных зависимостей, корреляционные и регрессионные методы и др.

Каждый из перечисленных методов имеет достоинства и недостатки, определенную область применения. В практической работе наибольшее распространение получил метод непосредственной экстраполяции, основанный на изучении динамики экономических показателей в прогнозируемом периоде и перенесении выявленных закономерностей на будущее. Достоинство этого метода состоит в универсальности вычислительной схемы, наличии типовых машинных программ, недостатки — необходимость наблюдений за большой промежуток времени, определенное снижение достоверности прогноза при увеличении прогнозируемого периода.

Широко применение нашел также метод прогнозирование на основе установления пропорциональных зависимостей между показателями и, прежде всего, — метод процента от продаж. Он предполагает, что ресурсы предприятия используются полностью и для обеспечения планируемого увеличения объема продаж необходимо в той же мере увеличить текущие затраты, активы и обязательства. Для этого их оценивают в виде процента от продаж отчетного года и умножают на планируемые продажи для получения прогнозных величин статей баланса.

При этом необходимо учитывать, что ряд статей баланса не имеют непосредственной связи с объемом продаж. К их числу относятся долгосрочные обязательства и уставной капитал.

Пример. Продажи отчетного года составляют 20 млн. руб., планового — 24 млн. руб. Рентабельность продаж, исчисленная по чистой прибыли, равна 5%. Коэффициент выплаты дивидендов — 0,4. Отчетный и прогнозный балансы представлены в табл. 2.15. На первом этапе для статей актива баланса мы рассчитываем их величину в виде процента от продаж. Так, например, величина оборотных активов составляет 2 млн. руб., что составляет 10% от объема продаж текущего года. С учетом того, что в плановом периоде продажи составят 24 млн. рублей, мы далее находим величину оборотных активов равную 2,4 млн. руб.

Статьи баланса Отчетный год Процент от продаж Плановый год
Внеоборотные активы   4*20/100=20% 0,2*24=4,8
Оборотные активы   2*20/100=10% 0,1*24=2,4
Итого активы     7,2
Уставной капитал 0,3 Не применяется 0,3
Нераспределенная прибыль 1,2   1,92 (а)
Долгосрочные обязательства 2,5 Не применяется 2,5
Краткосрочные обязательства   10% 0,1*24=2,4
       
Итого пассивы     7,12
Потребность во внешнем финансировании     0,08 (б)
Итого     7,2

Такие статьи пассива баланса, как уставной капитал и долгосрочные обязательства не имею непосредственной связи с объемом продаж и поэтому в плановом году их величина остается на прежнем уровне. Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом чистой рентабельности продаж (в процентах от планового объема продаж) и коэффициента выплаты дивидендов.

Нераспределенная прибыль планового года = Нераспределенная прибыль отчетного года + Планируемая чистая прибыль — дивиденды = 1,2 + 5% х 24 — 0,4 х (5% х 24) = 1,2 + 1,2 - 0,48 = 1,92;

Анализ показывает, что плановым году актив баланса увеличился с 6 млн. руб. до 7,2 млн. руб., т.е. на 1,2 млн. руб. При этом пассив увеличился только на 1,12 млн. руб. Таким образом, в результате расчетов выявляется потребность в дополнительном внешнем финансировании как разность между планируемыми суммами активов и пассивов.

Потребность в дополнительном внешнем финансировании = Планируемая сумма активов — Планируемая сумма обязательств и собственного капитала = 7,2 — (4,9 + 2,22) = 7,2 — 7,12 = 0,08.

Требуемая сумма дополнительного внешнего финансирования составляет 0,08 млн. руб. Она может быть получена привлечением как собственного капитала (выпуск акций), так и заемного (выпуск облигаций, банковский кредит). Кроме этого недостающие средства могут быть получены за счет снижения величины выплачиваемых дивидендов.

Необходимо учитывать, что решение об источниках финансирования повлечет за собой пересмотр исходных предположений о величине чистой прибыли. Так, привлечение дополнительного заемного капитала обусловит увеличение затрат на обслуживание долга, что приведет к снижению рентабельности и величины прибыли. Выпуск же акций с выплатой дополнительных дивидендов на новые акции также снизит величину реинвестируемой чистой прибыли. В любом случае обслуживание новых источников капитала требует дополнительных финансовых ресурсов и, следовательно, еще одного расчета потребности в дополнительном внешнем финансировании с рассмотрением источников ее покрытия.

Рассмотренный метод предполагает, что ресурсы предприятия используются полностью и для обеспечения планируемого увеличения объема продаж необходимо в той же мере увеличить текущие затраты, активы и обязательства. Такая ситуация имеет место не всегда, особенно в части внеоборотных активов. Так в предыдущем примере основные средства могут быть загружены только на 70%. В этом случае структура баланса будет следующей.

Статьи баланса Отчетный год Процент от продаж Плановый год
Внеоборотные активы   Не применяется  
Оборотные активы   2*20/100=10% 0,1*24=2,4
Итого активы     6,4
Уставной капитал 0,3 Не применяется 0,3
Нераспределенная прибыль 1,2   1,92
Долгосрочные обязательства 2,5 Не применяется 2,5
Краткосрочные обязательства   10% 0,1*24=2,4
       
Итого пассивы     7,12
Потребность во внешнем финансировании     -0,72
Итого     6,4

В данном случае в пассиве образуется избыток средств, которые в случае их невыплаты в виде дивидендов приведут к росту актива баланса.

Потребность во внешних источниках финансирования зависит также от темпов роста продаж. В предыдущем примере они выросли на 20%. Рассмотрим далее случай роста продаж на 10%.

Статьи баланса Отчетный год Процент от продаж Плановый год
Внеоборотные активы   4*20/100=20% 0,2*22=4,4
Оборотные активы   2*20/100=10% 0,1*22=2,2
Итого активы     6,6
Уставной капитал 0,3 Не применяется 0,3
Нераспределенная прибыль 1,2   1,86
Долгосрочные обязательства 2,5 Не применяется 2,5
Краткосрочные обязательства   10% 0,1*22=2,2
       
Итого пассивы     6,86
Потребность во внешнем финансировании     -0,26 (б)
Итого     6,6

Нераспределенная прибыль планового года = Нераспределенная прибыль отчетного года + Планируемая чистая прибыль — дивиденды = 1,2 + 5% х 22 — 0,4 х (5% х 22) = 1,2 + 1,1 — 0,44 = 1,86;

В данном случае также образовался избыток средств. В общем случае потребность во внешнем финансировании является функцией темпа роста продаж. Можно найти такой темп роста продаж, который будет осуществляться только за счет внутренних источников финансирования – нераспределенной прибыли. Для этого можно воспользоваться следующим соотношением:

IGR = ROA x B/(1-ROA x B),

Где ROA – рентабельность активов;

В – доля чистой прибыли, используемое на развитие.

В нашем примере получим

ROA = 20*0,05/6= 1/6= 0,17. В = 0,6.

IGR = 0,17 x 0,6/(1-0,17 x 0,6) = 0,11 или 11%.

Следует отметить, что при использовании данной формулы предполагается, что краткосрочные обязательства не изменяются автоматически при росте объемов продаж и их увеличение связано с привлечением внешних источников финансирования. Рассмотрим предыдущий пример для случая роста продаж на 11%.

Статьи баланса Отчетный год Процент от продаж Плановый год
Внеоборотные активы   4*20/100=20% 0,2*22,2=4,44
Оборотные активы   2*20/100=10% 0,1*22,2=2,22
Итого активы     6,66
Уставной капитал 0,3 Не применяется 0,3
Нераспределенная прибыль 1,2   1,87
Долгосрочные обязательства 2,5 Не применяется 2,5
Краткосрочные обязательства   Не применяется  
       
Итого пассивы     6,67
Потребность во внешнем финансировании      
Итого     6,66

Нераспределенная прибыль планового года = Нераспределенная прибыль отчетного года + Планируемая чистая прибыль — дивиденды = 1,2 + 5% х 22,2 — 0,4 х (5% х 22,2) = 1,2 + 1,11 — 0,444 = 1,87;

Таким образом, 11% — это достижимый прирост объема продаж, если предприятие не меняет сложившуюся структуру активов политику использования прибыли.

Если же владельцы и руководство предприятия намерены наращивать потенциал более высокими темпами, они могут сделать это за счет одного или нескольких факторов:

• изменения дивидендной политики (уменьшения доли чистой прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов);

• изменения финансовой политики (повышения доли привлеченных средств в общей сумме капитала);

• повышения оборачиваемости активов (рост ресурсоотдачи за счет интенсификации производственной деятельности);

• увеличения рентабельности продукции за счет относительного сокращения издержек производства и реализации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: