На условия работы узлов трения может оказывать влияние, как сам хладагент, так и продукты его взаимодействия со смазкой и различными загрязнениями системы.
Вязкость масло-фреоновых смесей в картерах компрессоров снижается с повышением температуры и увеличением количества R-22, содержащейся в смеси.
При влажном ходе компрессора в картер поступает смесь, содержащая фреон в жидкой фазе. Попадая в узлы трения с повышенной температурой, масло-фреоновая смесь вспенивается, разрывается масляной слой и узел остается без масла, что ведет к износу.
Аналогичные явления происходят при понижении Р в картере во время пуска компрессора или быстрого снижения t0.
В присутствии влаги фреоны разлагаются с образованием агрессивных сред, способствующих износу машин.
При разложении R-22 образуются СО2, соляная и плавиковая кислота, а также Cl (хлор). Продукты разложения вступают в реакции с металлами, вызывая их сильное разрушение — стр. 214 (Ф.И.Рудометкин)
Своевременное выявление в холодильных компрессорах и аппаратах неисправностей и скрытых дефектов имеет важное значение для предотвращения аварий. Они выявляются при помощи следующих методов контроля:
|
|
наружный осмотр, гидравлическое или воздушное испытания, обмеры, акустический метод, дефектоскопия, проверка на ощупь, рентгеновское просвечивание, магнитная и ультразвуковая дефектоскопия.
Наружный осмотр — этим осмотром обнаруживают в деталях трещины, изломы, изгибы, скручивание, неправильную сборку, загрязнения. Осмотр лупой. Все это необходимо, чтобы выяснить пригодность детали к дальнейшей работе и возможность восстановления работоспособности методом ремонта.
Гидравлическое и воздушное испытание — цилиндры компрессоров и цилиндровые втулки, аппараты, арматура и трубопроводы подвергают гидравлическим и воздушным испытаниям для выявления трещин, пористости, неплотности прилегания сопрягаемых поверхностей.
Обмер — при помощи микрометрических измерительных инструментов и сравнивают с нормами износа, установленными заводом — изготовителем и правилами эксплуатации холодильных установок. Детали заменяют новыми или ремонтируют.
Акустический метод — (проверка на слух). Работа исправной машины сопровождается характерным гулом. В неисправной машине появляется дополнительные усиленные шумы — называемые стуками.
Проверка на ощупь — дефекты компрессора можно выявить на ощупь или с помощью термометра. Нарушена центровка, неправильные зазоры, низкое качество баббита, нарушение нормальной смазки.
Дефектоскопия — керосиновая, масляная и содовая пробы. Детали погружают в данные жидкие вещества. Потом тщательно протирают, потом покрывают меловой обмазкой, тогда трещины проявляются темными полосками.
|
|
Магнитные методы — этим методом выявляют в стальных и чугунных деталях компрессоров трещины. Этим методом проверяют колен валы, шатуны, штоки и другие детали компрессоров. Детали намагничивают.
Рентгеновский метод — и гамма лучи при помощи просвечивания обнаруживают внутренние дефекты в деталях холодильных установок — трещины, раковины, рыхлость, непровар, шлаковые включения.
Ультразвуковой метод — для этого используют ультразвуковые дефектоскопы различных типов.