При проведении организационно-деятельностных игр формируются следующие типы игровых групп, влияющие на конечный результат игр и их эффективность:
«векторные» группы, по принципу формирования - монопрофессиональные или моноклановые. Внутригрупповой конфликт в них выражен слабо, поэтому рефлексивные интенции [от лат. intentio -стремление] несколько заторможены. Для таких групп можно прогнозировать существенное профессионально-предметное продвижение в их функционально-игровых ролях;
«скалярные» группы, включающие носителей некоторого значимого для моделируемой системы внутриличностного конфликта. Развивающийся внутригрупповой конфликт генерирует у участников таких групп потребность в рефлексивном анализе происходящих событий и несколько тормозит активность групп в общеигровом действии. Можно прогнозировать в этом случае преобладание в поведении группы рефлексивно-аналитической компоненты;
«модельные» группы, в которых внутригрупповой процесс моделирует общеигровой конфликт, то есть происходит игра в игре.
|
|
Такого рода группы весьма перспективны, поскольку естественно сочетают мотивационные, аналитические и деятельностные составляющие. Вместе с тем развитие игрового процесса в них наименее прогнозируемо, что ставит перед игротехником (руководителем-разработчиком игры) очень сложные задачи.
Таким образом, организационно-деятельностные игры относятся к категории интерактивных игр «открытого типа»; они обладают огромным игротехническим потенциалом и могут широко использоваться как в профессиональном и личностном развитии руководителей и специалистов, так и в оказании им помощи в решении сложных производственных и управленческих проблем.