Цели:
• научить преподавателей конструировать деловую игру;
• дать необходимые сведения о дидактических требованиях, предъявляемых к разработке и созданию этой формы активного обучения;
• помочь преодолеть психологический барьер.
Принципы конструирования деловой игры:
- принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства;
- принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности;
- принцип совместной деятельности;
- принцип диалогического общения;
- принцип двуплановости;
- принцип проблемности содержания.
ОБЪЕКТ ИМИТАЦИИ И ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
В ДЕЛОВОЙ ИГРЕ
Выявление и описание объекта имитации является одним из наиболее сложных и важных этапов конструирования ДИ, от которого зависит структура и эффективность ее проведения.
Объектом имитации в ДИ являются процессы производства или его фрагменты и социально-производственные и межличностные отношения занятых в нем людей. Принцип имитационного моделирования предполагает построение в целях обучения моделей, отражающих выбранный объект реальной действительности.
|
|
Описание объекта имитации предполагает его определенную дидактическую обработку, выделение того содержания, которое должно быть усвоено обучающимися. Объект имитации в ДИ
должен быть, во-первых, «деловым»- то есть взятым из профессиональной деятельности специалиста, во-вторых, «играбель-ным», то есть предполагающим имитаЧионно-игровой способ работы с ним.
Имитационная модель является результатом анализа разработчиком игры объекта имитации «состоит из модели предмета деятельности (предметный контент) и модели самой деятельности (социальный контекст). Она зависит от цели игры, характеристики имитации, контингента обучаемых и условий обучения.
Имитационная модель |
Игровая модель |
Управляющая модель _
Имитационная модель ДИ «Игра» состоит из модели предмета деятельности, то есть структуры игры, и модели процесса деятельности, то есть собственно технологии работы разработчиков игры.
ДИ «Игра» показывает процесс создания новой деловой игры по определенной теме предметной области исследования или изучения. Тема создаваемой деловой игры должна быть либо задана, либо определена всеми игроками на первом этапе игры одним из методов индуцирования интеллектуальной творческой деятельности, например, при помощи проведения «мозговой атаки» и дискуссии.
Выбор объекта создаваемой игры, будь то организационная система или процесс деятельности, основывается на целесообразности использования имитационно-игрового метода его исследования и освоения.
|
|
Игровая модель
Модель объекта Модель предмета
деятельности
Модель процесса
деятельности
Модель управляющей
системы
Модель среды
Формальные
модели
Системный анализ
моделей
Цели и задачи
Роли и функций
Правила
Система
стимулирования
Система
оценивания,^-
Сценарий игры Предмет, область
применения
Блок-схема игры
Игровой механизм
Ролевое общение
Конфликтные
ситуации и
противоречия
Генерирование
событий
Решения, принимае-
мые в игре
Цели игры | Сценарий игры | |
Конспект ролей и функции игроков | Предмет игры | |
Правила игры | Содержание противоречия конфликта | ИЛИ |
Система оценивания | Ролевое взаимодействие | |
Характер двуплановости | ||
Методическое обеспечение игры |
Имитационная модель
I |
Информация
Документальное 66ecP8 *S?£
Адаптация |
Модификация
Структура деловой игрЫ 1ва"
„,- • „..., „ является процесс коист-
Объектом имитации в ДИ «Игра» п „ '
.«я деловой игры, характе-
руирования и методического описани* ^ г „ '
' * „.,,tx предписании, высокой
ризующиися отсутствием нормативна к
' „„. J, г,тьЮ многих его составля-
степенью творчества и неформальное"
ющих.
Модель предмета профессиональной деятельности | Модель процесса профессиональной деятельности | ||
1, 1, | |||
Объект имитации | |||
Структура деловой игры (вариант 2)
Формирование целей ДИ
В каждой ДИ могут быть реализованы разнообразные цели:
=> педагогические,
=> производственные,
=» исследовательские,
=» игровые.
Педагогические (учебные)
ДИ «Игра» решает следующие задачи: Дидактические:
• выработка навыков и умений по конструированию и описанию ДИ;
• совершенствование навыков принятия коллективных решений;
• обмен опытом создания ДИ;
• развитие навыков и умений по использованию различных типов коммуникаций;
• закрепление знаний в области конструирования ДИ.
Воспитательные:
• активизация творческого мышления;
• реализация индивидуального человеческого поведения в процессе взаимодействия людей;
• выработка установки на активное практическое использование ДИ;
• преодоление психологического барьера к методам активного обучения.
Исследовательские, производственные:
• познавание существенных и несущественных признаков ДИ;
• выявление конструктивных элементов описания ДИ;
• анализ и оценка методик конструирования;
• экспериментальное проведение разработанной ДИ.
Игровые:
• разработка проектов ДИ;
• демонстрация приемов создания игровой атмосферы;
• варианты ДИ.
ДИ «Игра» классифицируется по следующим признакам:
- по целенаправленности — учебная, исследовательская;
- по форме взаимодействия участников - игра с взаимодействием;
- по способу обработки и передачи информации — ручная (без применения ЭВМ);
- по динамике моделируемых процессов - саморазвивающаяся, с регламентированным временем;
- по скорости игрового времени — с произвольным масштабом времени;
- по типу коммуникации — с использованием устной, письменной и визуальной коммуникации;
- по конечному продукту игры - с материализованным конечным продуктом.
В ДИ «Игра» класс создаваемой ДИ определяется всеми участниками игры в результате обсуждения предложений и на основе замысла заказчика по создаваемой игре.