А.А. Вербицкий

Цели:

• научить преподавателей конструировать деловую игру;

• дать необходимые сведения о дидактических требованиях, предъявляемых к разработке и созданию этой формы активного обучения;

• помочь преодолеть психологический барьер.

Принципы конструирования деловой игры:

- принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства;

- принцип игрового моделирования содержания и форм професси­ональной деятельности;

- принцип совместной деятельности;

- принцип диалогического общения;

- принцип двуплановости;

- принцип проблемности содержания.

ОБЪЕКТ ИМИТАЦИИ И ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

В ДЕЛОВОЙ ИГРЕ

Выявление и описание объекта имитации является одним из наиболее сложных и важных этапов конструирования ДИ, от которого зависит структура и эффективность ее проведения.

Объектом имитации в ДИ являются процессы производства или его фрагменты и социально-производственные и межличностные отношения занятых в нем людей. Принцип имитационного моде­лирования предполагает построение в целях обучения моделей, отражающих выбранный объект реальной действительности.

Описание объекта имитации предполагает его определенную дидактическую обработку, выделение того содержания, которое должно быть усвоено обучающимися. Объект имитации в ДИ


должен быть, во-первых, «деловым»- то есть взятым из профес­сиональной деятельности специалиста, во-вторых, «играбель-ным», то есть предполагающим имитаЧионно-игровой способ работы с ним.

Имитационная модель является результатом анализа разра­ботчиком игры объекта имитации «состоит из модели предме­та деятельности (предметный контент) и модели самой деятель­ности (социальный контекст). Она зависит от цели игры, характеристики имитации, контингента обучаемых и условий обучения.

Имитационная модель
Игровая модель

Управляющая модель _


Имитационная модель ДИ «Игра» состоит из модели предме­та деятельности, то есть структуры игры, и модели процесса дея­тельности, то есть собственно технологии работы разработчиков игры.

ДИ «Игра» показывает процесс создания новой деловой игры по определенной теме предметной области исследования или изу­чения. Тема создаваемой деловой игры должна быть либо задана, либо определена всеми игроками на первом этапе игры одним из методов индуцирования интеллектуальной творческой деятельно­сти, например, при помощи проведения «мозговой атаки» и дис­куссии.

Выбор объекта создаваемой игры, будь то организационная система или процесс деятельности, основывается на целесообраз­ности использования имитационно-игрового метода его исследо­вания и освоения.

Игровая модель



Модель объекта Модель предмета

деятельности

Модель процесса

деятельности

Модель управляющей

системы

Модель среды

Формальные

модели

Системный анализ

моделей


Цели и задачи

Роли и функций

Правила

Система

стимулирования

Система

оценивания,^-


Сценарий игры Предмет, область

применения

Блок-схема игры

Игровой механизм

Ролевое общение

Конфликтные

ситуации и

противоречия

Генерирование

событий

Решения, принимае-

мые в игре


Цели игры Сценарий игры
Конспект ролей и функции игроков Предмет игры
Правила игры Содержание противоречия конфликта ИЛИ
Система оценивания Ролевое взаимодействие
Характер двуплановости
Методическое обеспечение игры

Имитационная модель



 
 

I

Информация

Документальное 66ecP8 *S?£

Адаптация

Модификация

Структура деловой игрЫ 1ва"

„,- • „..., „ является процесс коист-

Объектом имитации в ДИ «Игра» п „ '

.«я деловой игры, характе-
руирования и методического описани* ^ г „ '

' * „.,,tx предписании, высокой

ризующиися отсутствием нормативна к

' „„. J, г,тьЮ многих его составля-

степенью творчества и неформальное"

 

ющих.


Модель предмета профессиональной деятельности Модель процесса профессиональной деятельности
  1, 1,  
  Объект имитации  
       

Структура деловой игры (вариант 2)

Формирование целей ДИ

В каждой ДИ могут быть реализованы разнообразные цели:

=> педагогические,

=> производственные,

=» исследовательские,

=» игровые.


Педагогические (учебные)

ДИ «Игра» решает следующие задачи: Дидактические:

• выработка навыков и умений по конструированию и описанию ДИ;

• совершенствование навыков принятия коллективных решений;

• обмен опытом создания ДИ;

• развитие навыков и умений по использованию различных типов коммуникаций;

• закрепление знаний в области конструирования ДИ.

Воспитательные:

• активизация творческого мышления;

• реализация индивидуального человеческого поведения в процес­се взаимодействия людей;

• выработка установки на активное практическое использование ДИ;

• преодоление психологического барьера к методам активного обу­чения.

Исследовательские, производственные:

• познавание существенных и несущественных признаков ДИ;

• выявление конструктивных элементов описания ДИ;

• анализ и оценка методик конструирования;

• экспериментальное проведение разработанной ДИ.

Игровые:

• разработка проектов ДИ;

• демонстрация приемов создания игровой атмосферы;

• варианты ДИ.

ДИ «Игра» классифицируется по следующим признакам:

- по целенаправленности — учебная, исследовательская;

- по форме взаимодействия участников - игра с взаимодействием;

- по способу обработки и передачи информации — ручная (без при­менения ЭВМ);

- по динамике моделируемых процессов - саморазвивающаяся, с регламентированным временем;

- по скорости игрового времени — с произвольным масштабом вре­мени;

- по типу коммуникации — с использованием устной, письменной и визуальной коммуникации;

- по конечному продукту игры - с материализованным конечным продуктом.

В ДИ «Игра» класс создаваемой ДИ определяется всеми участ­никами игры в результате обсуждения предложений и на основе замысла заказчика по создаваемой игре.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: