Адаптируемость деловой игры

Характер объекта моделирования в ДИ «Игра» позволяет адап­тировать ее для обучения преподавателей (разработчиков игр) ВСей системы образовательных учреждений, повышения квалификации и переподготовки кадров. При этом будет варьироваться лицп, те­матическое содержание разрабатываемых проектов игр.

ДИ «АТТЕСТАЦИЯ» Автор-разработчик А.П. Хачатурян (Панфилова)

В аттестационной деловой игре «Аттестация» имитируется про­цесс оценки умений, качеств, результатов управленческой деятель­ности руководителей при проведении их аттестации.


В процессе игры ее участники закрепляют теоретические зна­ния в области управления персоналом, приобретают практические умения и навыки формирования требований к работнику управ­ленческого труда исходя из оценки его качеств, профессиональных умений и конкретных условий работы.

Игра знакомит с основными этапами процесса проведения атте­стации управленческих кадров, а также с разнообразными метода­ми оценивания аттестуемых, такими, как:

• «метод независимых характеристик»;

• сравнение с эталоном (в данном случае - с моделью руководите­ля); классификация по порядку (вычленение положительных и отрицательных сторон в структуре качеств личности, конкретных умений и т.п.);

• тестирование как метод самооценки личности;

• метод анализа микроситуаций (задач профессионального, управ­ленческого, социально-психологического содержания, казусов из

практики);

• метод ситуационно-ролевой игры для выявления направленности
личности, структуры ее свойств и качеств, индивидуального стиля;

• метод экспертных оценок.

Деловая игра «Аттестация», являясь по типу игрой аттестаци­онной, может быть использована для учебных целей в системе под­готовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, для решения практических задач аттестации руководителей и специа­листов, а также для обучения экспертов, членов аттестационных комиссий, осуществляющих практическую работу по оценке и ат­тестации руководителей и специалистов.

Игра является эффективной технологией для проведения экза­менов и зачетов практически по любым курсам гуманитарного, юридического, экономического, предпринимательского и других учебных циклов.

Преимуществом данной игры является то, что она достаточно мобильна, легко адаптируется и модифицируется для разных отрас­лей народного хозяйства, для руководителей и специалистов любо­го профиля. Для этого достаточно лишь разработать соответствую­щую модель и ситуации в рамках конкретной профессиональной деятельности.

МОДЕЛЬ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «АТТЕСТАЦИЯ»

Игра основана на сочетании неформального общения участни­ков, в ходе которого используется их производственный и жизнен­ный опыт, с моделированием и формализацией процесса оценки умений, качеств и результатов деятельности руководителей.

16—3499?***


Модель имитирует реальный процесс аттестации руководите­лей и специалистов.

Деловая игра преследует следующие учебные цели:

• обучение участников методике проведения аттестации;

• ознакомление с методами разработки профессионально-квалифи­кационных моделей и (или) личностных спецификаций для руко­водителей (специалистов) и оценки их качеств, способностей, уме­ний и результатов деятельности;

• закрепление у участников игры умений и навыков использования разнообразных методов оценивания руководителей: деловой бесе­ды, анализа документов, балльных, коэффициентных и пр., а так­же применения для оценки аттестуемых игровых методов: анализа ситуаций, ситуационно-ролевых игр, игрового проектирования;

• развитие навыков составления деловых бумаг, необходимых для проведения аттестации, а именно: характеристики на аттестуемо­го, бланков оценивания, аттестационных листов, заключения ат­тестационной комиссии, памятки аттестующему и др.;

• формирование и закрепление у участников игры профессиональ­ных навыков принятия решений по итогам аттестации;

• развитие творческого мышления, умения отказаться от стереоти­пов и однозначных методов оценивания руководителей и специа­листов, умения эффективно взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми.

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ В ДЕЛОВОЙ ИГРЕ Разный уровень информирования о модели (актуальном образе) руководителя или специалиста, проходящих аттестацию, о наибо­лее значимых для осуществления управленческой деятельности умениях, качествах и способностях, критериях оценки результатов деятельности, неодинаковый творческий потенциал участников игрового моделирования - факторы, порождающие конфликт мне­ний и конфликтную ситуацию в игре.

Неопределенность информации об объекте оценивания (аттесту­емых) порождает и другой фактор, характеризующий конфликт­ную ситуацию - многоальтернативиость решений в каждой игро­вой группе и в заключительной совместной дискуссии.

Многоальтернативиость решения заключается в том, что у каж­дой группы экспертов имеется выбор при оформлении заключения:

♦ соответствует занимаемой должности;

♦ соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы, совершенствования умений, развития (или внесении кор­ректив) тех или иных качеств, способностей и выполнения реко­мендаций комиссии с повторной аттестацией через год;


♦ рекомендовать соответствующей инстанции рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего использования аттестуемого руководителя или специалиста на занимаемой должности;

♦ рекомендовать кандидатуру аттестуемого в резерв на выдвижение;

♦ рекомендовать аттестуемому руководителю повысить квалифи­кацию, например в области управленческой или коммуникатив­ной подготовки;

♦ другие решения и рекомендации. ч

Многоальтернативиость решения может зависеть также от субъективных позиций и уровня компетентности каждого экспер­та, от умения аттестуемых адекватно реагировать на предлагаемую ситуацию, от их активности в ходе игры и взаимодействия с игро­выми партнерами.

Игровые группы принимают решения по итогам аттестации и отрабатывают рекомендации аттестуемым в условиях соревнования групп друг с другом. Их деятельность на всех этапах деловой игры -разработка моделей (актуального образа) с точки зрения их содер­жания и количества затраченного времени; ранжирование умений, качеств, критериев оценки результатов исходя из значимости каж­дого из них и логической последовательности. Постановка задач, проблем, ситуаций, ролевого общения с аттестуемыми, с другими игровыми группами оценивается в баллах, поощряется и штрафует­ся компетентными судьями, анализируется организаторами игры.

СТРУКТУРА ИГРОВОГО КОМПЛЕКСА

Игровой комплекс включает:

■ организаторов игры ■ «экспертов»;

и игровые группы; ■ «отдел кадров»;

■ «аттестуемых»; ■ «компетентных судей».

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ «АТТЕСТАЦИЯ»

Организатором игры выступают преподаватель и ассистент. Они управляют общим ходом игры, распределяют роли и задания участ­никам, проводят инструктаж, осуществляют взаимодействие со все­ми группами в соответствии с установленными правилами игры. В конце игры организаторы подводят ее итоги, всесторонне анали­зируют действия, ошибки, упущения и достижения участников игры -каждого в отдельности и по группам.

ИГРОВЫЕ ГРУППЫ

Группа аттестуемых - объект оценивания. Количественный состав - от 2 до 5 человек. Это могут быть руководители или спе­циалисты одного уровня (ранга), например все руководители кон-


кретных служб в одной организации или топ-менеджеры и специа­листы из разных организаций.

Более сложной для экспертов становится игра, когда аттестуе­мые - специалисты разного профиля, например главный конструк­тор, директор по торговле, маркетолог, имиджмейкер и т.п.

Примечание. Выбор объекта оценивания, то есть аттестуемых, зави­сит от состава обучаемых, целей и задач деловой игры.

Группа аттестуемых или каждый индивидуально пишет про­фессиональное, а для руководителей и аналитическое, резюме, в ко­торые включает основные биографические и профессиональные данные, личные цели, сведения об образовании, стаже и опыте уп­равленческой работы, способностях и умениях, личностных и де­ловых характеристиках, интересах и другую необходимую инфор­мацию, заполняя тесты методом самооценки.

Группа экспертов № 1 - оценивание умений аттестуемых. Количественный состав: 3-7 человек. Назначенный организа­тором игры или самой командой лидер координирует всю деятель­ность игровой группы по созданию модели умений (не менее 10), ранжированию их по значимости, выработке вопросов-ситуаций, казусов, задач, организации ролевого общения с аттестуемыми.

Лидер регулирует внутригрупповое общение, представляет ин­формацию от своей группы, организует защиту решений в ходе коллективной дискуссии.

Примечание. Внутри группы экспертов могут быть представлены разнообразные роли членов аттестационной комиссии: вышестоящий руко­водитель, коллега из одного подразделения, подчиненный аттестуемого, пред­ставители общественных организаций, сторонние наблюдатели и т.п. Группа экспертов №2- оценивание качеств аттестуемых. Количественный состав: 3-7 человек. Назначенный организа­тором (или выбранный группой) лидер координирует всю деятель­ность игровой группы: отработку модели деловых и личностных качеств руководителя или специалиста (не менее 10), ранжирова­ние их по значимости, выработку вопросов-ситуаций, постановку задач, проблем для аттестуемых, организацию ролевого общения с аттестуемыми и межличностного внутри игровой группы.

Лидер представляет информацию от своей группы, организует защиту принятых группой решений в коллективной дискуссии.

Группа экспертов № 3 - оценивание результатов деятельности аттестуемых.

Количественный состав группы: 3-7 человек. Назначенный ру­ководителем (или выбранный командой) лидер организует всю де­ятельность своей игровой группы: отрабатывает критерии анали­за результатов деятельности каждого аттестуемого (не менее 5),


ранжирует их по значимости, продумывает ситуации - вопросы, кейсы, проблемные задачи для выявления с их помощью дополни­тельных данных по результатам деятельности руководителя (или специалиста) и управляемого им объекта.

Лидер регулирует и организует внутригрупповое общение, пред­ставляет информацию от своей группы, организует защиту реше­ний во время принятия коллективного решения всеми экспертами.

Примечание. Внутри каждой группы экспертов могут быть представ­лены различные роли (см. примечания к группе экспертов № 1); кроме того, в случае слабой или недостаточной компетентности по проблемам аттестации, участников (в числе играющих - учащиеся, студенты или молодые специалис­ты, только что назначенные на должность), входящих в группы экспертов, они могут запросить вспомогательный материал (набор управленческих уме­ний, перечень характеристик личности руководителя или специалиста, Поло­жение или Устав организации, должностные инструкции, квалификационные требования и другие необходимые документы). Запрос дополнительной ин­формации осуществляется в группе «отдел кадров».

Группа «отдел кадров»

Количественный состав группы - 3-6 человек. Группа состав­ляет характеристики на аттестуемых, используя их резюме, отра­батывая материалы индивидуального тестирования, а также ана­лизирует информацию, полученную в ходе ролевого общения экспертов и аттестуемых. На основе собранной и изученной инфор­мации группа заполняет необходимые для принятия решений блан­ки: аттестационный лист, характеристику на каждого аттестуемо­го, заключение аттестационной комиссии.

Группа располагает всеми необходимыми методическими и ин­формационными материалами в помощь экспертам (см. примечание выше), но выдает этот материал лидерам групп экспертов только по их запросам и за соответствующее количество штрафных бал­лов.

Примечание. В случае если время на игру ограничено и позволяет пространственная среда, то группам экспертов можно работать одновремен­но с разными аттестуемыми, и тогда группа «отдел кадров» отправляет своего представителя в каждую команду для сбора необходимой информации с це­лью принятия решения об аттестации.

Группа «компетентные судьи»

Количественный состав 3-5 человек. Назначенный руководите­лем игры (или выбранный командой) лидер организует и коорди­нирует всю деятельность компетентных судей, вместе с группой выбирает технологии оценивания групп экспертов, разрабатывает систему штрафов и поощрений.

Лидер группы - главный «судья» - должен ознакомить играю­щих до начала ролевого общения с аттестуемыми с принятой сис-


темой оценивания, поощрения, наказания, рассказать играющим о возможном максимальном количестве баллов за исполнение всех ролей.

Лидер или представитель этой группы выступает с результата­ми оценивания после каждого фрагмента второго этапа деловой игры и при подведении ее общих итогов.

Примечание. В группу «компетентные судьи» желательно ввести специалистов-практиков, преподавателей или тех обучаемых, которые наи­более компетентны в вопросах требований к управленческим кадрам, функ­циональному содержанию их деятельности и методам оценивания.

СТРУКТУРА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ 1-й этап- Подготовительный:

1.1. Разъяснение обучаемым целей и задач деловой игры «Аттеста­ция», представление руководства игры, знакомство участников со структурой игрового комплекса: 10-15 мин.

1.2. Составление играющих групп. Распределение ролей. Само­ оценка компетентности экспертов, выявление коэффициен­та аргументации экспертов. Распределение экспертов по группам. Назначение (или выбор) в каждой группе лидеров. Распределение бланков и необходимых для игры материа­лов: 10-15 мин.

1.3. Инструктаж всех играющих групп, осуществляемый руководи­телем игры и ассистентом: 10 мин.

1.4. Отработка банка данных, необходимых для ролевого общения: 20-30 мин.

ПРОЦЕДУРЫ ЗАНЯТОСТИ УЧАСТНИКОВ ИГРЫ

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ

В группе аттестуемых — написание резюме, представление их в «отдел кадров»; заполнение тестов методом самооценки (тесты см. в приложении к игре).

В группе экспертов № 1 - разработка актуального образа или модели умений (не менее 10) руководителя (или специалиста), ран­жирование их по значимости, выработка вопросов-ситуаций, про­блемных задач, кейсов для аттестуемых.

В группе экспертов №2- разработка модели качеств (не менее 10), ранжирование их по значимости, выработка вопросов-ситуа­ций, проблемных задач для всех аттестуемых.

В группе экспертов № 3 — отработка критериев оценки резуль­татов деятельности руководителя или специалиста (не менее 5), ранжирование их по значимости; выработка вопросов-ситуаций, проблемных задач для всех аттестуемых.


В группе «отдел кадров» - составление характеристик на атте­стуемых с учетом их резюме; подготовка необходимых для аттес­тации бланков: аттестационных листов, состава аттестационных комиссий, заключений аттестационной комиссии по каждому ат­тестуемому (сколько аттестуемых - столько бланков).

В группе «компетентных судей» - отработка механизма и тех­нологии оценивания экспертов в каждом из фрагментов игры, от­работка системы штрафов и поощрений.

Время на подготовительный этап: 1-1,5 часа.

2-й этап- Ролевое общение участников ДИ «Аттестация»:

2.1. Самопрезентация аттестуемых (со стороны их самих) и пред­ставление аттестуемых «отделом кадров»: не более 3-5 мин. на каждого.

2.2. Вопросы-кейсы или микротесты, задаваемые лидерами каждой группы экспертов всем аттестуемым одновременно или по оче­реди. Ответы аттестуемых.

2.3. Разыгрывание ситуаций, предлагаемых экспертами, в ролях. Задание для каждого испытуемого, где он действует или при­нимает решение от имени руководителя или специалиста.

2.4. Вопросы-ситуации, задаваемые лидерами каждой из групп эк­спертов каждому аттестуемому. Ответы аттестуемых.

2.5. Деловая беседа: группа экспертов № 1 с аттестуемыми (10 мин.).

2.6. Задачи-проблемы, задаваемые лидерами каждой из групп экс­пертов каждому аттестуемому. Ответы аттестуемых.

2.7. Разыгрывание ситуаций в ролях. Задание для каждого аттесту­емого.

2.8. Группы экспертов проводят интервьюирование с каждым ат­тестуемым и оценивают их.

2.9. Заполнение аттестационных листков на аттестуемых во всех экспертных группах.

2.10. Оценивание ролевого общения группой компетентных судей.
Время на второй этап: 1—2 часа.

Примечание. Набор и количество заданий могут варьироваться в зависимости от целей игры и времени ее проведения.

3-й этап- Коллективная дискуссия. Подведение итогов

3.1. Коллективная дискуссия, в которой участвуют все группы экс­пертов и «отдел кадров».

3.2. Лидер от группы «компетентные судьи» анализирует деятель­ность всех групп экспертов. Подводи! итоги в баллах по штра­фам и поощрениям участников игровых команд.

3.3. В группе «отдел кадров» оформляет ся заключение аттестаци­онных комиссий по всем аттестуемым на основании решений, принятых вместе с экспертами.


3.4. Зачитываются решения по итогам аттестации.

3.5. Осуществляется разбор деловой игры «Аттестация». С ана­лизом и оценкой работы всех играющих групп выступают орга­низаторы игры.

Время проведения третьего этапа: 1—2 часа.

Общее количество времени на всю игру: 2,5-4 часа.

Примечание. Регламент игры устанавливается ее организатором в зависимости от количества аттестуемых и временных условий, в которых игра осуществляется. При минимальном времени можно некоторые фрагменты подготовить к игре заранее, как домашние заготовки, например весь первый этап. Кроме того, подведение итогов можно перенести на следующее занятие, однако эффективность результатов игры при этом снижается.

ПРАВИЛА ИГРЫ

• По условиям игры эксперты имеют стаж совместной работы с ат­тестуемыми не менее одного года.

• Вопросы аттестуемым задаются только в жанре ситуаций, про­блем, казусов, которые готовятся на первом этапе.

• Группы экспертов отрабатывают модели умений, качеств, крите­рии оценки деятельности исходя из уровня компетенции.

• Запрос дополнительной информации в «отделе кадров» для раз­работки моделей возможен только за штрафные баллы.

• Аттестуемые имеют право отказаться отвечать на вопросы экс­пертов, если они сформулированы неконкретно, не в заданном жанре, поставлены некорректно.

•Эксперты имеют право остановить аттестуемого во время отве­тов, если в этом есть необходимость.

• Во время представления публичной информации прекращаются все разговоры в командах.

• Все участники делового взаимодействия демонстрируют высокую культуру общения и взаимоуважение. Демонстрация норм дело­вой этики поощряется баллами.

• Участники деловой игры «Аттестация» соблюдают объявленный регламент. Нарушение регламента штрафуется.

Примечание. Любое нарушение правил отдельными участниками или играющими группами штрафуется по предусмотренной в игре системе штра­фов и поощрений, о чем группа «компетентных судей» должна заранее пре­дупредить играющих.

ИНСТРУКЦИИ УЧАСТНИКАМ ИГРЫ

 

Инструкция преподавателю-организатору игрового занятия: I. Дайте вводную информацию по теме: «Оценка и аттестация руководителей и специалистов».


2. Ознакомьте обучаемых (или персонал организации, участву­
ющий в игре) с принципами, правилами, целями и регламентом
проведения ДИ. Разъясните обучаемым структуру, этапы игры.
Поставьте и проанализируйте вместе со всеми участниками игры
проблемную ситуацию в организации, вызвавшую необходимость
проведения аттестации.

3. Сформируйте играющие группы, распределите роли, на­значьте лидеров, определите уровень компетентности потенци­альных экспертов. Выдайте пакет заданий и бланков всем игра­ющим командам, дайте разъяснения и ответьте на возникшие вопросы, проведите инструктаж и (или) консультирование.

4. Оказывайте методическую помощь группам экспертов при разработке умений, качеств и критериев оценки результатов дея­тельности руководителей и специалистов, но не работайте вместо них. Постоянно инспектируйте работу всех игровых команд на адек­ватность их деятельности заданным целям и ожидаемым результа­там. Помогайте лидерам провести ситуационно-ролевое диагно­стирование, деловые беседы, интервьюирование аттестуемых. Управляйте коллективной дискуссией.

5. Оказывайте необходимую помощь играющим в выработке окончательных вариантов принимаемых решений и при заполне­нии документов по итогам аттестации. Организуйте и проведите анализ деловой игры «Аттестация».

Инструкция экспертам:

1. Вам необходимо оценить свою компетентность как эксперта, которому предлагают участвовать в оценке умений, качеств, ре­зультатов деятельности руководителя или специалиста.

Перед вами находится бланк № 1, заполняя который, вы стави­те оценку себе по десятибалльной шкале. Если проблема (напри­мер, практических умений руководителя) входит в сферу ваших знаний и интересов, вы ставите крестик на уровне этого вопроса в 10-м столбце, в остальных случаях в зависимости от степени своей осведомленности в данном вопросе ставите крестик во 2-8-м столб­цах. В предпоследнем столбце записывайте поставленные оценки в баллах.

Внизу находите сумму баллов и определяете общий коэффици­ент компетентности по формуле:

К.К. = Х/Х макс, где X - сумма баллов, X макс. = 30


                           
   
 
   
     
 
 
   
   
 
 
   
 


Бланк Ms 1

Ф-И.О. эксперта


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: