Один из инженеров цеха выразил некоторые сомнения по поводу достаточности охраны нового оборудования в 1-м цехе.
Я думаю, что он прав. Можем ли мы в ближайшее время обсудить вопрос обеспечения сохранности нового оборудования?
И.Г. Волков
Документ 20
Директору Воронежского завода
М.И.Иванову
от начальника отдела снабжения
В.П. Зинченко
Служебная записка
В соответствии с Вашим распоряжением мы провели обширное изучение
мировых источников поставок порошка «Спастэкс».
Единственный производитель, к которому мы можем обратиться, это Япония.
Цена нас устраивает, но японцы смогут представить свою продукцию только через несколько месяцев.
Каковы Ваши указания на этот счет?
В.П. Зинченко
Документ 21
Кому: всем подразделениям От: финансового директора Предмет: бюджетные сметы
1 июля
Информационное письмо
Все бюджетные сметы на предстоящий год подготовлены к совещанию директоров и начальников отделений, которое состоится 14 июля.
ГЛ. Темное
2 июля Резолюция:
М.И. Иванову
Прошу незамедлительно принять все необходимые меры.
Е.Ф. Гузеев
Документ 22
Кому: М.И. Иванову От: Е.Ф. Гузеева Предмет: Контроль продукции 27 июня
Служебная записка Связь между производством и сбытом улучшится, если начальник ОТК Петров будет подчиняться Вам непосредственно, а не через Золотова. Вы будете непосредственно контролировать этот вопрос, что будет способствовать соблюдению интересов как производства, так и сбыта.
Сообщите мне к 1 июля, какие действия вы предпримете по данному вопросу.
Е.Ф. Гузеев
ЛИТЕРАТУРА по приведенным практическим иллюстрациям
Абрамова И.Г. Имитационио-моделирующая игра «СПЕКТР» (сооргани-зация противников и единомышленников для коллективной творческой работы). - Л.: ЛГПИ. 1990. Методические рекомендации ведущего специалиста по педагогическим играм знакомят преподавателей с разнообразными технологиями организации учебного процесса, отрабатывающими стратегию и тактику профессионального поведения.
Емельянов СМ. Практикум по конфликтологии. - СПб.: «Питер». 2000.
В учебном пособии к каждой теоретической теме даются практические разработки ситуационно-ролевых игр или конфликтных ситуаций.
Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала. - М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез. 2001. В практическом пособии в основном представлены теоретико-методические материалы по оценке и аттестации персонала. Они могут быть использованы в играх, посвященных проблемам подбора, назначения и аттестации работников. В приложении обозначено несколько игр без подробного их изложения, а также одна ситуация и технология информационного лабиринта «Папка руководителя».
Панфилова А.П. Деловые беседы. Учебное пособие. - Л.: ЛГИК, 1989. В пособии описаны ситуационно-ролевые игры, в основе которых лежит технология деловой беседы.
Психология делового преуспевания. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. 2001.
В пособии рассмотрены теоретические основы эвристических технологий (мозговая атака, синектика), в приложении, которое называется «Деловые игры», описаны только ролевые и имитационные игры, тренинг «Мафия», без ссылки на источник.
Что действительно трудно сделать в маневре, так это извилистый путь -самым прямым, а неудачу - преимуще-
Глава VI
ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ
Эвристические технологии - это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности руководителей или специалистов в той или иной области по решению нестандартных, творческих задач. Они стимулируют активность и интуитивное мышление обучаемых в процессе поиска идей, предложений, способствуют интегрированию накопленной информации и на этой основе значительно повышают эффективность принимаемых решений.
Важным направлением учебного процесса со взрослыми является активно-познавательная деятельность слушателей по развитию их творческого и критического мышления. Если ключевой признак творческого мышления - это способность человека образовывать новые сочетания идей, отвечающих той или иной цели, то в основе критического мышления лежит рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на осознание того, во что следует верить или какие действия следует предпринять. При таком понимании критическое мышление включает как способности (умения), так и предрасположенность (установки).
В социальной психологии рефлексия (лат. reflexio - обращение назад) выступает в форме осознания действующими субъектами (лицом или общностью) того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами.
Рефлексия - это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, их личностных особенностей, эмоциональных реакций и когнитивных (связанных с познанием) представлений.
Для выработки и накопления большого количества идей, для развития находчивости и активности как в процессе обучения персонала, так и при решении профессиональных задач производства используются разнообразные интерактивные технологии, которые относятся к эвристическим (гр. heurisko - нахожу) или к креативным (творческим). Среди эвристических методов наиболее распро-
странены в системе подготовки руководителей и специалистов: мозговой штурм (брейнсторминг), методы синектики, ассоциаций, записной книжки, ключевых вопросов и др.
Перечисленные технологии представляют собой одновременно и предмет (содержание), и методы обучения и развития. Как предмет изучения (содержание) эти технологии являются основным инструментарием в рекламной деятельности или в менеджменте, в маркетинге или банковской деятельности при поиске нестандартных подходов или принятии управленческих решений, так как позволяют за короткий срок (например, на деловом совещании) выработать новые идеи, предложения, привлекая к творческому процессу всех участников.
Как технологии для обучения и развития эвристические методы применяются широко. Они могут быть использованы как в рамках управленческого или корпоративного тренинга, имитационной, организационно-деятельностной и деловой игры, игрового проектирования, так и самостоятельно, как специфические креативные технологии для развития инновационного и «вертолетного» (а не «туннельного») мышления, актуализации творческого потенциала лиц, занятых сбытом, научно-техническими исследованиями, финансовыми и предпринимательскими акциями, инновационной деятельностью.
Эвристические технологии не только полезны для решения проблем или развития творческого потенциала обучаемых, но и формируют у них эффективные навыки слушания, толерантность (лат. tolerantia - терпимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо), обеспечивают необходимый и полезный связующий элемент для создания команды.