Метод мозгового штурма

Самый распространенный метод, привлекающий до сегодняш­него дня методологов творчества, научных и практических работ­ников, менеджеров и преподавателей - это метод мозгового штур­ма «Brainstorming», который предложил американский специалист Алекс Осборн в конце 30-х годов в США.

Метод мозгового штурма базируется на психологических и пе­дагогических закономерностях коллективной деятельности. В тра­диционных условиях обучения и повышения квалификации твор­ческая активность каждого человека зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические и коммуникативные, социальные и педагогические и пр.

В реальной практике педагогического общения взрослые обу­чаемые, оказавшись в руках жесткого, авторитарного преподава­теля, испытывая боязнь перед публичной критикой, иронией, на­смешками, встречаясь с не слишком серьезным подходом к профессиональной деятельности и к обучению, испытывая давле­ние авторитетов и боясь допустить ошибки, оказываются в ситу­ации «реки», сдерживаемой «шлюзом». Диалог и полилог в усло­виях мозгового штурма выступают средством, позволяющим убрать «шлюз» и тем самым высвободить творческую энергию, а включив ее в интерактивную коммуникацию, приобщить к актив­ному поиску решения поставленной проблемы.

Мозговой штурм (мозговая атака) является по сути наиболее сво­бодной формой дискуссии. Главная функция этой технологии - обеспечение процесса генерирования идей без их анализа и обсуж­дения участниками.

Успех проведения мозгового штурма зависит от соблюдения двух главных принципов.

Первый из них лежит в области теории синергетики (синергизм, синергия греч. — synergeia - сотрудничество, содружество). Он зак­лючается в следующем: группа может рождать при совместной ра­боте идеи более высокого качества, чем при индивидуальной ра­боте тех же людей. Это происходит за счет интерактивного эффекта -большая степень взаимодействия приводит к «перекрестному опы­лению», так что идея, которая сама по себе может быть отвергнута в силу недостаточной обоснованности или непрактичности, дора­батывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым улучшается, становясь все более конструктивной и пригод­ной к применению.

Второй принцип состоит в том, что если группа находится в со­стоянии генерирования идей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевремен­ной субъективной оценкой этих идей. В этом принципиальное от­личие мозгового штурма от любой другой креативной технологии. Известно, что креативное (творческое) мышление, как правило, проходит три стадии:

• генерирование идей, их формулировка;

• оценка или анализ этих идей;

• использование идей для решения конкретной проблемы или си­туации.

В мозговом штурме эти стадии разделены и на первом этапе ре­ализуется только первая функция. Объясняется это тем, что в про­цессе генерирования, если каждая выдвигаемая идея сразу же стал­кивается с оценочным суждением, у человека, автора идеи,

 

наступает так называемый «аналитический паралич», который при­водит к резкому снижению потока предложений.

Этапы проведения мозгового штурма: 1 1) подготовительный;

2)генерирования идей; 1 3) анализа и оценки идей.

Первый этап состоит в подготовке и организации процесса моз­гового штурма. В процессе обучения и развития персонала или иа деловом совещании назначается ведущий, который отвечает за организацию и процедурную часть работы. Его функции:

-формулировка цели и коррекция задачи;

- подбор участников для последующих этапов работы;

- решение организационных вопросов (подготовка помещения, техники, флип-чарта, доски или транспаранта, распределение ро­лей среди участников и т.п.).

Как правило, участники мозгового штурма делятся на две груп­пы: «генераторы» - это люди с позитивной установкой к творче­ству, обладающие яркой фантазией, способные быстро подхваты­вать чужие идеи и развивать их; «аналитики» - люди, обладающие большим запасом знаний по исследуемому вопросу, то есть специ­алисты, способные критически оценить выдвинутые идеи. Эта груп­па оценивает разработанные идеи на основе анализа проблемной ситуации. Однако в случае необходимости может быть создана и третья, дополнительная, группа - «генераторов контридей».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: