Генерирование идей. Процедура мозгового штурма

Численный состав группы 7-15 человек. Сам процесс генериро­вания новых идей, поощряемый ведущим, проходит, как правило, в течение 15-20 минут. Однако полная продолжительность мозго­вого штурма, включающая процесс анализа и оценивания идей, составляет 1,5 - 2 часа.

Все идеи записываются (стенографируются). За сеанс группа может выдать более 100 идей.

Регламент мозгового штурма:

■ представление участников и ознакомление их с правилами, рас­пределение на группы «генераторов» и «аналитиков» (5-10 минут);

■ постановка задачи ведущим (10-15 минут);

■ ответы на вопросы (5-15 минут);

■ генерирование идей (15-20 минут); ш анализ идей (30-45 минут);

■ составление отредактированного списка идей (30-45 минут).

23-

ПРАВИЛА МОЗГОВОГО ШТУРМА

Важной составляющей, способствующей успеху проведения моз­гового штурма, являются особые условия его проведения, опираю­щиеся на следующие правила:

1. Отсутствие всякой критики:

-во время выдвижения идей запрещается их критика (неодобри­тельные замечания, иронические реплики и т.п.);

- нежелательно также неявное высмеивание чьей-либо идеи или, наоборот, чрезмерное покровительство ей;

- важно также не показывать, что идея не имеет ценности, игнори­руя чей-либо вклад или демонстрируя критичное отношение не­вербальными жестами и мимикой (пожимая плечами, поднимая брови, скептически ухмыляясь и т.п.).

2. Поощрение предлагаемых идей:

- одобряются внешне и принимаются все высказанные идеи, при­чем предпочтение оказывается не систематическому логическо­му мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фан­тазии в самых разных направлениях;

- предпочтение отдается количеству высказанных идей, а не их каче­ству;

- идеи высказываются короткими предложениями.

3. Равноправие участников мозгового штурма:

- чтобы иметь стимул выдвигать свои идеи, каждый участник должен знать, что его предложение будет услышано и рассмот­рено;

- чтобы предотвратить доминирование одного или двух членов группы, целесообразно установить систему, при которой каждый участник штурма может высказать свое предложение в порядке очереди, это позволит привлечь к генерированию идей всех участ­ников;

- если у кого-то из участников нет идеи или предложения, об этом нужно сразу же заявить, и никто не должен эту ситуацию ком­ментировать и выяснять, по какой причине обучаемый не может внести предложение;

- в случае возникновения ситуации, когда все предложения ис­черпаны, руководитель штурма может простимулировать груп­пу дополнительно с помощью каких-либо рекомендаций или инициатив.

4. Свобода ассоциаций и творческого воображения:

- в мозговом штурме существует запрет на введение каких-либо ог­
раничений;


-любая предложенная идея (даже если она не относится к обсуж­даемой проблеме) стоит внимания участников и рассмотрения, так как может вызвать ассоциации у кого-либо из членов группы и привести к рождению новой идеи;

- высказанные ранее идеи любой участник штурма может разви­
вать, комбинировать, получать от них новые ассоциативные ком-

.бинации;

- идеи могут высказываться без обоснования;

-допускается выдвижение заведомо нереальных, фантастических, шутливых идей.

5. Творческая атмосфера на «игровой поляне»:

~ между участниками мозгового штурма поддерживаются демок­ратические и дружественные отношения;

- создается и поддерживается такая обстановка, в которой допус­
тимы шутка, каламбур и смех;

-руководитель мозгового штурма поддерживает атмосферу мак­симального психологического комфорта: улыбается, одобряет, поддерживает, восхищается, комплиментирует.

6. Обязательная фиксация всех высказанных идей:

- все идеи, высказанные вслух, следует записывать на флип-чарт, доску, магнитофон и т.д. теми же словами, какие произнес автор идеи;

- требование записывающего идею «уточните формулировку» не­допустимо, так как может прервать творческий процесс, ход мыс­лей генератора идеи и вызвать негативные доводы у слушающих в пользу принятия или отторжения еще не принятого предложе­ния.

7. Время для инкубации:

- не следует сразу же приниматься за анализ наработанных идей, их систематизацию и критику;

- группе необходимо дать время (час, день, неделю или месяц), что­бы обдумать все зафиксированные идеи и затем рассмотреть лю­бые альтернативные подходы или новые предложения к имеюще­муся списку.

А. Осборн подчеркивает, что мозговой штурм - это не упраж­нения в выдвижении нелепостей, а целенаправленная работа груп­пы, стремящейся найти новые творческие идеи.

Как уже было отмечено, руководитель штурма во время генери­рования идей обеспечивает психологическую поддержку участни­ков и управляет процессом генерирования для расширения или су­жения поля поисков, на протяжении всего «штурма» вводит «генераторов» в состояние максимальной творческой активности.



ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ МОЗГОВОГО ШТУРМА

• Первая задача группы «аналитиков» - сделать глубинный анализ проблемы, осуществить диагностику ситуации..

• Затем проводится систематизация и классификация идей. Изуча­ются признаки, по которым можно объединить идеи, и в соответ­ствии с этими признаками идеи классифицируются в группы. Со­ставляется перечень групп идей, выражающих общие принципы, подходы к решению творческой задачи.

• Осуществляется деструктирование идей, то есть оценка идей на их практическую реализуемость. На этом этапе работа экспертов-аналитиков направлена на всестороннее рассмотрение возможных препятствий к реализации выдвинутых идей.

• Далее из общего количества наработанных идей отбирают наи­более оригинальные и рациональные, а потом выбирается опти­мальная идея, с учетом специфики творческой задачи, диагности­ки ситуации и анализа проблемы, прогнозирования возможных трудностей.

• Составляется окончательный список годных к реализации идей. В список вносятся только те идеи, которые не были отвергнуты вследствие критических замечаний, а также контридеи, если та­ковые выдвигались.

Таким образом, задача «аналитиков» - развивать выдвинутые на этапе генерирования идеи для их конкретизации, обобщения, экспер­тизы.

Советы организатору мозгового штурма

Сначала расскажите группе о правилах мозгового штурма, за­тем обрисуйте процесс в общих чертах.

Например, по курсу «Управление персоналом» нужно приду­мать, как заставить работников больше заботиться об охране здо­ровья и безопасности труда. Необходимо сформулировать эту за­дачу при помощи слова или короткого предложения и записать его как заголовок на флип-чарте, доске или плакате.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: