1. Предложите несколько идей, которые вы реализуете, если вас назначат директором службы экономической безопасности фирмы или начальником службы охраны на химическом заводе частного предпринимателя.
2. Действительно ли мужчины способнее женщин в управленческой деятельности? Если это не так, то докажите эффективность труда женщин-менеджеров.
! 3. Какие идеи вы предложили бы для того, чтобы сократить количество бракованной продукции, выпускаемой фирмой?
: 4. Вы открыли новый продовольственный магазин, однако в течение полугодия слева и справа от него открылись идентичные магазины. Количество покупателей резко снизилось. Вы на пути к банкротству. Предложите возможные варианты выживания и сохранения конкурентоспособности и т. д.
' 5. Вы хозяин большого торгового центра, продающего мебель. Нанятый вами директор несколько лет работал, выполняя взятые на себя обязательства. Однако в последнее время прибыль от продаж уменьшилась в несколько раз. Увеличилось число рекламаций от клиентов, непомерно выросли долги перед ними и перед деловыми партнерами, поставляющими мебель из зарубежной страны. Найти директора на рабочем месте стало все более сложно. Персонал торгового центра, неудовлетворенный взаимоотношениями с администрацией и нерегулярностью выплаты заработной платы, стал подавать заявления об уходе. Директор владеет всеми коммерческими тайнами торгового центра и многие годы находился в дружественных отношениях с его хозяином. Как изменить ситуацию и спасти фирму от банкротства? Ваши предложения.
|
|
Далее следует проинформировать участников о процедуре мозгового штурма и его регламенте, а при необходимости не только напомнить о правилах, но и разъяснить их сущность и потребовать придерживаться их на протяжении всего процесса. Правила можно выписать и повесить на видное место.
Практически полезно сообщить участникам мозгового штурма о том, что только после завершения составления списка идей будет предоставлена возможность каждому высказать свое мнение, в том числе и критическое, по любому предложению, в том числе и своему. Однако следует помнить, что в момент критики любая форма защиты запрещена.
Подведение итога, анализ выдвинутых идей, обобщение критических замечаний делает руководитель мозгового штурма.
Специалисты, применяющие описываемый метод, считают, что для повышения продуктивности мышления участников занятия целесообразно использовать различные мероприятия по психологической настройке и психоэвристическому стимулированию: чай, кофе, минеральная вода и другие напитки, негромкая фоновая музыка, натуральный образец, макет или эскиз объекта, который требуется улучшить, фотографии и рекламные материалы фирмы, в которой возникли проблемы, и т.п.
|
|
ДОСТОИНСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ МОЗГОВОГО ШТУРМА
Продолжение
Как и любая технология, бреинсторминг имеет свои достоинства' и
недостатки. Наиболее существенные из них следующие: ___ '
Достоинства | Ограничения |
Во время штурма осуществляется поощрение креативного мышления, причем генерирование идей происходит в условиях структурированной процедуры и комфортной творческой атмосферы. Наличие правил способствуег высокой эффективности штурма. | Поскольку поощряется генерирование любых идей, даже фантастических, зачастую участники мозгового штурма уходят от реальной проблемы и в потоке разнообразных предложений довольно-таки трудно найти рациональные и продуктивные идеи. Кроме того, метод не гарантирует тщательной разработки предлагаемой идеи. |
Активизируется работа всех участников процесса, они чувствуют себя равноправными, глубоко вовлечены в ход генерирования идей и их обсуждение, более гибко осваивают новые идеи. Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька» в условиях применения этой технологии снимаются практически автоматически. Раскованность активизирует интуицию и воображение. | Из-за высокой степени вовлеченности участников ответственность за конечный результат несут все, и если идей нет, то будет просто потеряно время, а если идеи есть у всех, то возрастают затраты времени на их обсуждение. |
Происходит выход за пределы стандартного мышления. Интерактивное взаимодействие порождает синерги-ческий эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную идею. | Слабая обученность сотрудничеству и командной работе приводит слушателей к неудовлетворенности синергическим результатом, некоторые настаивают на своем авторстве и предпочитают быть лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и подготовлен. |
Достоинства | Ограничения | |
Привлекается большое количество идей, предложений, что позволяет избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею. | Слаборазвитая способность осуществлять дистилляцию (лат. distillatio - очищение, перегонка, разделение по составу) вызывает трудности по выбору из большого количества наработанных идей только тех, которые будут реально способствовать решению проблемы или задачи, и следовательно, их можно перевести в конкретные действия. | |
Мозговой штурм- это простой метод, который легко понять и легко применять. Для его проведения не требуется сложное оборудование, техника, много времени и специально организованная пространственная среда. | Если мозговой штурм ведут не подготовленные для этой техно логии преподаватели или сами руководители, использующие не эффективный стиль ведения штурма, проявляющийся в нега тивных вербальных и невербаль ных сигналах, то, как правило, страх оказаться несостоятельны ми или униженными снижает творческую активность участни ков. ----------------,---------- — — |
Либо из опыта, либо из ассоциации представлений, либо из уподобления, либо из сравнения.
Квинтипиан