Примерные ситуации для проведения «мозгового штурма»

1. Предложите несколько идей, которые вы реализуете, если вас назначат директором службы экономической безопасности фирмы или начальником службы охраны на химическом заводе частного предпринимателя.

2. Действительно ли мужчины способнее женщин в управлен­ческой деятельности? Если это не так, то докажите эффективность труда женщин-менеджеров.


! 3. Какие идеи вы предложили бы для того, чтобы сократить ко­личество бракованной продукции, выпускаемой фирмой?

: 4. Вы открыли новый продовольственный магазин, однако в те­чение полугодия слева и справа от него открылись идентичные ма­газины. Количество покупателей резко снизилось. Вы на пути к бан­кротству. Предложите возможные варианты выживания и сохранения конкурентоспособности и т. д.

' 5. Вы хозяин большого торгового центра, продающего мебель. Нанятый вами директор несколько лет работал, выполняя взятые на себя обязательства. Однако в последнее время прибыль от про­даж уменьшилась в несколько раз. Увеличилось число реклама­ций от клиентов, непомерно выросли долги перед ними и перед деловыми партнерами, поставляющими мебель из зарубежной страны. Найти директора на рабочем месте стало все более слож­но. Персонал торгового центра, неудовлетворенный взаимоотно­шениями с администрацией и нерегулярностью выплаты заработ­ной платы, стал подавать заявления об уходе. Директор владеет всеми коммерческими тайнами торгового центра и многие годы находился в дружественных отношениях с его хозяином. Как из­менить ситуацию и спасти фирму от банкротства? Ваши предло­жения.

Далее следует проинформировать участников о процедуре моз­гового штурма и его регламенте, а при необходимости не только напомнить о правилах, но и разъяснить их сущность и потребо­вать придерживаться их на протяжении всего процесса. Правила можно выписать и повесить на видное место.

Практически полезно сообщить участникам мозгового штурма о том, что только после завершения составления списка идей будет предоставлена возможность каждому высказать свое мнение, в том числе и критическое, по любому предложению, в том числе и свое­му. Однако следует помнить, что в момент критики любая форма защиты запрещена.

Подведение итога, анализ выдвинутых идей, обобщение критиче­ских замечаний делает руководитель мозгового штурма.

Специалисты, применяющие описываемый метод, считают, что для повышения продуктивности мышления участников занятия целесообразно использовать различные мероприятия по психо­логической настройке и психоэвристическому стимулированию: чай, кофе, минеральная вода и другие напитки, негромкая фоно­вая музыка, натуральный образец, макет или эскиз объекта, ко­торый требуется улучшить, фотографии и рекламные материалы фирмы, в которой возникли проблемы, и т.п.





ДОСТОИНСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ МОЗГОВОГО ШТУРМА


Продолжение



Как и любая технология, бреинсторминг имеет свои достоинства' и
недостатки. Наиболее существенные из них следующие: ___ '

Достоинства Ограничения
Во время штурма осуще­ствляется поощрение креа­тивного мышления, причем генерирование идей проис­ходит в условиях структу­рированной процедуры и комфортной творческой ат­мосферы. Наличие правил способствуег высокой эф­фективности штурма. Поскольку поощряется генериро­вание любых идей, даже фантасти­ческих, зачастую участники мозго­вого штурма уходят от реальной проблемы и в потоке разнообразных предложений довольно-таки трудно найти рациональные и продук­тивные идеи. Кроме того, метод не гарантирует тщательной разработки предлагаемой идеи.
Активизируется работа всех участников процесса, они чувствуют себя равно­правными, глубоко вовлече­ны в ход генерирования идей и их обсуждение, более гиб­ко осваивают новые идеи. Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька» в условиях применения этой технологии снимаются прак­тически автоматически. Рас­кованность активизирует ин­туицию и воображение. Из-за высокой степени вовлечен­ности участников ответственность за конечный результат несут все, и если идей нет, то будет просто потеряно время, а если идеи есть у всех, то возрастают затраты времени на их обсуждение.
Происходит выход за пре­делы стандартного мышле­ния. Интерактивное взаимо­действие порождает синерги-ческий эффект. Чужие идеи дорабатываются, развивают­ся и дополняются, уменьша­ется шанс упустить конст­руктивную идею. Слабая обученность сотрудниче­ству и командной работе приводит слушателей к неудовлетворенности синергическим результатом, некото­рые настаивают на своем авторстве и предпочитают быть лидерами твор­ческого процесса за счет тех, кто менее развит и подготовлен.

Достоинства Ограничения  
Привлекается большое ко­личество идей, предложений, что позволяет избежать сте­реотипа мышления и отобрать продуктивную идею. Слаборазвитая способность осуществлять дистилляцию (лат. distillatio - очищение, перегонка, разделение по составу) вызывает трудности по выбору из большо­го количества наработанных идей только тех, которые будут реально способствовать реше­нию проблемы или задачи, и сле­довательно, их можно перевести в конкретные действия.  
Мозговой штурм- это про­стой метод, который легко по­нять и легко применять. Для его проведения не требуется сложное оборудование, техни­ка, много времени и специаль­но организованная простран­ственная среда. Если мозговой штурм ведут не подготовленные для этой техно­ логии преподаватели или сами руководители, использующие не­ эффективный стиль ведения штурма, проявляющийся в нега­ тивных вербальных и невербаль­ ных сигналах, то, как правило, страх оказаться несостоятельны­ ми или униженными снижает творческую активность участни­ ков. ----------------,---------- — —  

Либо из опыта, либо из ассоциации представлений, либо из уподобления, либо из сравнения.

Квинтипиан


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: