Приемы, основанные на аналогии

Группа синектики использует аналогии как средства для сме­шения процесса исследования структуры проблемы с уровня осоз­нанного мышления на уровень спонтанной активности головно­го мозга.

При разработке идеи или концепции человеческий мозг осуще­ствляет некую деятельность, представляющую собой систему раз­личных действий. Это сбор и переработка информации, ее осмыс­ление, генерирование идей, прогнозирование, принятие решений, их реализация, контроль.

Импульс к началу творческого процесса возможен в ситуации выбора. Следовательно, прав Геродот, который говорил, что для того чтобы найти правильное решение, нужно знать какие есть еще.

Чтобы идея появилась, нужен инсайт (англ. insight - озарение, понимание, внезапная догадка) или использование специальных эв­ристических технологий генерирования идей, к каким относится синектика.

Применение аналогий в творческом процессе является проме­жуточным звеном между интуитивными и логическими процеду­рами мышления. В решении творческих задач используют различ­ные аналогии: конкретные и абстрактные, аналогии живой и неживой природы, могут быть установлены аналоги по форме и по структуре, по функциям, по процессам и т.д.


уациях построения аналога хорошие эвристические резуль-

прием гиперболизации, значительное увеличение или,
наоборот, vmpu,, iz г-

г, j-'иеньшение масштабов объекта или его отдельных уз-

Л0ВВсинаМеТР0В'ЧасТеЙ-

еКТИЧеСКОМ штУРме> как правило, используются аналогии

паю аналогии- Их часто находят в биологических системах,

х сходные проблемы («А как решаются задачи (пробле­
мы), ПОХОЖИе Ua отт

»««на данную/». Например, полет птицы- самолет, про­
движение чепва„„ \
„, ^сРвяка - туннель и пр.).

тные (личные) аналогии. Метод личной аналогии пост-

мпатии (англ. empathy - сочувствие, сопереживание, уме­
ние поставить.
,- С 1 \ Ъ

"° своя на место другого). Эмпатия - это отождеств­
ление ЛИЧНОг-п. ■ •

"чи одного человека с личностью другого, когда,

У ствоваться в другого, мысленно ставят себя в его по­
ложение. ej

я аналогия в решении творческой задачи понимается как

ление человека с техническим объектом, продуктом, про-

. екоторой системой. Объекту приписываются чувства, эмо­
ции самого чрп<ч«_ - л 1

с-"°века, который идентифицирует цели, функции, воз-

гт ' Плк>сы и минусы объекта со своими собственными.

Человек как би ^_ г

ы сливается с объектом, которому приписывается по­
ведение, ВОЧМг№.. J

Ti "колено, в фантастическом варианте.

б б к°нструктор старается представить себе, как можно

пользовать собственное тело для достижения искомого

результата Гск-ямг». г- *■

а Лс1,кем, что он сам почувствовал бы, если бы выпол-

нял функцию пг>г,„ - ■.. ■ v ■ •:>

т 1 допасти винта вертолета: «попробуем войти в образ

данного «объект^, _____ с %

>-, 0,-кга» и порассуждать как бы с «его» точки зрения»).

ческие аналогии. Это поэтические метафоры и сравне­ния, В KOTODblV v„

f характеристики одного предмета отождествляются

с характеристик, т» • «-<j

t 'пками другого. В частности, ставится задача: «Сфор­
мулируем 0бпяч1,„ г

ой A *'diHoe определение сути проблемы в двух словах, в

П ^' На-Пример: «дерево целей».

fc Для применения символической аналогии можно най­
ти название книг-,. / \ - ±

'из ДВУХ СЛ0В)> в парадоксальной форме харак-
Р, " суть задачи или объекта. Например, при решении од-

ной задачи св»,„ - г к> i- r «

' ^"язаннои с мрамором, для слова «мрамор» было
найдено елового,. г г

У р ""сочетание «радужное пространство».

• рдон, автор технологии, спросил человека, предложившего

б a "L°^IaHMe' почему он так охарактеризовал мрамор. Ответ

- <<(-)тшлифованный мрамор (не белый) многоцветен. Он весь

«' п6НЬ яРКих, напоминающих радугу. Но все эти узоры по-

СТОЯННЫ». /JnVruf* — •/ t

24' 363

^лк^ие примеры символической аналогии: пламя (видимая


теплота), ядро атома (энергетическая незначительность), раствор (взве­шенная неразбериха), храповый механизм (надежная прерывистость).

Фантастические аналогии. Используя их, необходимо предста­вить себе вещи такими, какими они не являются, но какими мы хо­тели бы их видеть. Например, хочется, чтобы дорога существовала лишь там, где ее касаются колеса машины «скорой помощи». При использовании фантастической аналогии можно призвать к себе в помощь любого исторического или политического деятеля, сказоч­ного персонажа или литературного героя.

Эти четыре вида аналогий стимулируют цепную реакцию ассоци­аций, способных привести к оригинальному творческому решению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: