Группа синектики использует аналогии как средства для смешения процесса исследования структуры проблемы с уровня осознанного мышления на уровень спонтанной активности головного мозга.
При разработке идеи или концепции человеческий мозг осуществляет некую деятельность, представляющую собой систему различных действий. Это сбор и переработка информации, ее осмысление, генерирование идей, прогнозирование, принятие решений, их реализация, контроль.
Импульс к началу творческого процесса возможен в ситуации выбора. Следовательно, прав Геродот, который говорил, что для того чтобы найти правильное решение, нужно знать какие есть еще.
Чтобы идея появилась, нужен инсайт (англ. insight - озарение, понимание, внезапная догадка) или использование специальных эвристических технологий генерирования идей, к каким относится синектика.
Применение аналогий в творческом процессе является промежуточным звеном между интуитивными и логическими процедурами мышления. В решении творческих задач используют различные аналогии: конкретные и абстрактные, аналогии живой и неживой природы, могут быть установлены аналоги по форме и по структуре, по функциям, по процессам и т.д.
уациях построения аналога хорошие эвристические резуль-
прием гиперболизации, значительное увеличение или,
наоборот, vmpu,, iz г-
г, j-'иеньшение масштабов объекта или его отдельных уз-
Л0ВВсинаМеТР0В'ЧасТеЙ-
еКТИЧеСКОМ штУРме> как правило, используются аналогии
паю ,е аналогии- Их часто находят в биологических системах,
х сходные проблемы («А как решаются задачи (пробле
мы), ПОХОЖИе Ua отт
»««на данную/». Например, полет птицы- самолет, про
движение чепва„„ \
„, ^сРвяка - туннель и пр.).
тные (личные) аналогии. Метод личной аналогии пост-
мпатии (англ. empathy - сочувствие, сопереживание, уме
ние поставить.,- С 1 \ Ъ
"° своя на место другого). Эмпатия - это отождеств
ление ЛИЧНОг-п. ■ •
"чи одного человека с личностью другого, когда,
У ствоваться в другого, мысленно ставят себя в его по
ложение. ej
я аналогия в решении творческой задачи понимается как
ление человека с техническим объектом, продуктом, про-
. екоторой системой. Объекту приписываются чувства, эмо
ции самого чрп<ч«_ - л 1
с-"°века, который идентифицирует цели, функции, воз-
гт ' Плк>сы и минусы объекта со своими собственными.
Человек как би ^_ г
ы сливается с объектом, которому приписывается по
ведение, ВОЧМг№.. J
Ti "колено, в фантастическом варианте.
б б к°нструктор старается представить себе, как можно
пользовать собственное тело для достижения искомого
результата Гск-ямг». г- *■
а Лс1,кем, что он сам почувствовал бы, если бы выпол-
нял функцию пг>г,„ - ■.. ■ v ■ •:>
т 1 допасти винта вертолета: «попробуем войти в образ
данного «объект^, _____ с %
>-, 0,-кга» и порассуждать как бы с «его» точки зрения»).
ческие аналогии. Это поэтические метафоры и сравнения, В KOTODblV v„
f 1Л характеристики одного предмета отождествляются
с характеристик, т» • «-<j
t 'пками другого. В частности, ставится задача: «Сфор
мулируем 0бпяч1,„ г
ой A *'diHoe определение сути проблемы в двух словах, в
П ^' На-Пример: «дерево целей».
fc Для применения символической аналогии можно най
ти название книг-,. / \ - ±
'из ДВУХ СЛ0В)> в парадоксальной форме харак-
Р, " суть задачи или объекта. Например, при решении од-
ной задачи св»,„ - г к> i- r «
' ^"язаннои с мрамором, для слова «мрамор» было
найдено елового,. г г
У р ""сочетание «радужное пространство».
• рдон, автор технологии, спросил человека, предложившего
б a "L°^IaHMe' почему он так охарактеризовал мрамор. Ответ
- <<(-)тшлифованный мрамор (не белый) многоцветен. Он весь
«' п6НЬ яРКих, напоминающих радугу. Но все эти узоры по-
СТОЯННЫ». /JnVruf* — •/ t
24' 363 |
^лк^ие примеры символической аналогии: пламя (видимая
теплота), ядро атома (энергетическая незначительность), раствор (взвешенная неразбериха), храповый механизм (надежная прерывистость).
Фантастические аналогии. Используя их, необходимо представить себе вещи такими, какими они не являются, но какими мы хотели бы их видеть. Например, хочется, чтобы дорога существовала лишь там, где ее касаются колеса машины «скорой помощи». При использовании фантастической аналогии можно призвать к себе в помощь любого исторического или политического деятеля, сказочного персонажа или литературного героя.
Эти четыре вида аналогий стимулируют цепную реакцию ассоциаций, способных привести к оригинальному творческому решению.