Выдвижение идей и их последующий отбор во многом зависят от руководителя группы (синектора), его профессионального и иг-ротехнического мастерства, такта, мобильности и находчивости, умения создавать творческую атмосферу и стимулировать творческую активность.
Он должен владеть искусством постановки и задавания вопросов, умением вставлять реплики, снимающие напряжение, растормаживающие аудиторию, владеть техниками побуждения фантазии и воображения. От него зависит сужение или расширение «креативного коммуникативного поля» поиска решения творческой задачи.
Процесс организации творческой работы в синектике включает следующие основные моменты.
• Постановка проблемы. Проблема может быть как производствен
ной, так и исследовательской, достаточно сложной в теоретиче
ском или практическом отношении.
»Анализ про блемы и сообщени е необх одимой вводной и нформации. Для соответствующего доклада-сообщения обычно необходимо выступление эксперта или компетентного по проблеме специалиста (педагога, слушателя или специально приглашенного профессионала-эксперта). На этой ступени сбор конкретных фактов имеет лишь подчиненное значение, так как он направлен на то, чтобы заложить основу для решения проблемы.
• Выяснение возможностей решения проблемы. Слушатели предлагают разнообразные подходы к решению проблемы. Преподаватель (синектор) или эксперт при этом подробно комментируют предлагаемые варианты решения проблемы, поясняют, почему те или иные предложенные решения не могут быть использованы. На этой ступени могут быть высказаны случайные догадки, связанные с решением проблемы.
• Переформулирование проблемы. Каждый обучаемый самостоятельно (или парами, тройками) переформулирует проблему в своем собственном понимании, своими словами, тем самым как бы приближая проблему к себе.
• Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы. Первоначальный вариант постановки проблемы временно откладывается.
• Выдвижение образных аналогий. Преподаватель побуждает группу к поиску образных, личных, «метафорических» или фантастических аналогий для заложенной в проблемной ситуации информации. В синектике этот этап является самым важным, ключевым.
• Подгонка намеченных группой подходов к решен ию или гото
вых, решений к требованиям, заложенным в постанове проблемы.
Если выработанные решения оказались непродуктивными с точ
ки зрения синектора или эксперта, то группа ищет новые анало
гии. Если решения приемлемы, то группа с переформулированно
го варианта проблемы возвращается к первоначальной ее поста
новке и определяет вместе с синектором и экспертом, насколько
эффективно предлагаемое решение проблемы.
ТРУДНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИНЕКТИКИ
Реализация синектической технологии связана как с эффективностью творческого подхода к решению задач, так и с трудностями практического использования интерактивной эвристической процедуры.
Во-первых, прежде чем обратиться к данной технологии, целесообразно разобраться более основательно в проблеме и сначала, если в этом есть необходимость, апробировать мозговой штурм и лишь некоторое время спустя, обработав его результаты, обратиться к методу синектики, опираясь на уже полученные материалы.
Во-вторых, использование приемов символической и фантастической аналогий наиболее эффективно лишь тогда, когда в группу входят представители творческих профессий и лица с художественным типом мышления. Это связано с тем, что они легко перевоплощаются в заданные роли и выдают яркие и образные решения, хотя порой и дилетантские. Кроме того, творческие люди быстро входят в азарт и развивают соревнование, состязание, конкуренцию, что еще активнее стимулирует творческие потенции всех участников синектического штурма.
В-третьих, при проведении этой технологии нужна максимально комфортная психологическая обстановка, поэтому необходимо использовать все имеющиеся возможности: кофе, чай, сигареты, вплоть до изолирования от окружающей среды ~ отключение телефонов, закрытие дверей на запор или проведение занятий на территории, расположенной далеко от места жительства и работы обучаемых (база отдыха, пансионат).
В-четвертых, наилучшие результаты дают синектические штурмы, когда их проводит специалист с психологическим образованием, владеющий не только самой технологией, но и приемами снятия напряжения и психологической поддержки обучаемых; умеющий создавать творческую атмосферу во время интерактивной деятельности.
Вкусовых ощущений только пять, ио вкусовых сочетаний так много, что никому не суждено познать их все.
Сунь-цзы