Для возникновения ассоциаций и генерирования идей в практике обучения и развития персонала можно использовать различные метафоры.
При интерактивном обучении удобнее применять простые их виды:
бинарные метафоры-аналоги («колокольчик хохочет», «подковы бровей»);
метафоры-катахрезы, содержащие противоречия («сухопутный моряк», «круглый квадрат»);
метафоры-загадки («туман над лесом» - косынка, «полная горница людей» — огурец).
При развитии творческого потенциала руководителей и специалистов целесообразно также использовать новые ассоциации, которые в итоге порождают по-настоящему продуктивные варианты решения проблемы.
В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные связи между компонентами решаемой проблемы и прежним опытом руководителей и специалистов, участвующих в игровом взаимодействии. В результате зарождения новых ассоциативных связей возникают нестандартные творческие идеи, дающие новые ракурсы и новые возможности.
Во время интерактивного общения необходимо, чтобы каждый член группы предлагал свое слово, понятие, которое должно быть базисом для установления ассоциативных связей с процессом генерирования идей.
|
|
Например: в свое время у радиостанции «Европа плюс» был слоган: «Европа плюс» раскрасит вашу рекламу во все цвета радио!» Аудиальному слову радио приданы не свойственные ему «визуальные свойства» при помощи визуального слова раскрасит.
/
Формула нахождения ассоциаций может выглядеть следующим образом: например, перед обучаемым рекламной деятельности ставится задача проанализировать, какие свойства [визуальные (видеть), аудиальные (слышать), кинестетические (ощущать), вкусовые (дегустировать) или обонятельные (нюхать)] менее всего присущи объекту его рекламы, и затем добавить из их ряда наиболее подходящие, выбрав для этой цели специальные слова, отражающие найденные свойства.
Как показывает практика, в ходе такого тренинга можно найти для рекламы неожиданные и очень эффективные характеристики, которые станут реальным рекламным решением.
Преимуществом метафорического мышления является его высокий уровень оригинальности. Генерирование метафор развивает творческое мышление обучаемых руководителей и специалистов, позволяет видеть мир и реальную практику на более глобальном уровне.