Данная технология базируется на следующих принципах:
1. Свободные ассоциации.
2. Антиконформизм.
3. Отсроченный критический анализ.
Пример (из книги «Психология делового преуспевания»): Руководитель типографии дает задание сотрудникам коллективно обсудить проблему повышения эффективности рекламы выпускаемой продукции. Они с помощью метода свободных ассоциаций анализируют слово «студент» На основе ассоциаций с данным словом генерируются следующие идеи:
■ необходимо шире рекламировать продукцию среди студенческой, учащейся молодежи;
■ необходимо дифференцированно подходить к рекламе среди студентов, учащихся и других категорий населения;
■ для распространения рекламной продукции следует привлекать самих студентов;
■ необходимо чаще публиковать рекламу фирмы в изданиях, которые читают студенты, учащиеся и т.д.;
■ затем для зарождения новых ассоциаций и генерирования новых идей по данной проблеме предлагается в качестве стимула слово «телевизор».
|
|
ПРАВИЛА ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДА
Организаторы процесса генерирования идей методом свободных ассоциаций должны действовать следующим образом:
- прежде чем решить проблему, попытаться несколько раз ее переформулировать;
- предлагать исходное слово, понятие, которое будет стимулировать мысль и воображение участников обучения для образования неожиданных ассоциаций и порождения идей;
- на начальной стадии творческого побуждения, как и в мозговом штурме, не критиковать предложения, какими бы они ни были;
- в быстром темпе менять слова и понятия, на основе которых образуются ассоциативные цепочки.
ПРАВИЛА ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ