Для участников

- не следует бояться высказывать вслух все, что прямо или косвен­но связано с зарождающейся ассоциацией, идеей;

- любые идеи, зарождающиеся у членов игровой команды, обяза­тельно фиксируются;

- систематизация и классификация идей осуществляются только тогда, когда процесс генерирования закончен;

- самая оптимальная и конструктивная идея отбирается после про­ведения критического анализа всей наработанной информации.

Специалисты по творческим технологиям обучения и развития включают в интерактивные технологии такие их виды, как."

• метод временных ограничений;

• метод внезапных запрещений;

• метод новых вариантов;

• метод информационной недостаточности или наоборот, инфор­мационной насыщенности;

• метод Дельфи;

• метод фокальных объектов;

• метод морфологического анализа;

• метод абсурда и другие.

Достоинством перечисленных методов является то, что они по­зволяют развивать диалектику мышления, находить выход из, каза­лось бы, безвыходной ситуации, оригинальные, неожиданные реше­ния творческих задач различного уровня трудности и проблемности.


Однако нам представляется, что все эти техники сами по себе не являются интерактивными, они лишь могут в той или иной степе­ни быть использованы информированными преподавателями как творческие приемы в разнообразных играх.

Таким образом, анализ интерактивных эвристических техно­логий также свидетельствует об их многообразии и специфике, что позволяет преподавателю для разных образовательных и профессиональных целей использовать как целые игровые ком­плексы, так и отдельные приемы, имеющие самостоятельный ха­рактер.

Важно отметить также, что мозговой штурм, синектика и метод свободных ассоциаций позволяют диагностировать творческий по­тенциал личности, выявлять образность мышления и кругозор, ори­гинальность фантазии, быстроту реакции, умение перевоплотить­ся, способность убеждать, влиять на других людей, мобильность и инновационность и др.

Эти характеристики личности являются значимыми не толь­ко для бизнес-деятельности, но и для многих творческих профес­сий: журналистов, режиссеров, работников культуры, препода­вателей, менеджеров по связям с общественностью, рекламистов, имиджмейкеров, спичрайтеров, спиидокторов, игротехников и т.п.

Советы преподавателю по решению проблем

♦ Классифицируйте и проясняйте проблему.

♦ Согласовывайте с обучаемыми процессы и методы решения про­блем.

♦ Разделяйте известную информацию по предложенным критери­ям (сильные стороны, слабые и т.д.).

♦ Говорите об угрозах и слабых сторонах создавшейся ситуации.

♦ Применяйте линейное или логическое мышление.

♦ Принимайте в расчет стили и технологии обучения.

♦ Развивайте выясненные понятия, углубляйте их, используя сес­сии «мозгового штурма» и «синектики».

♦ Выделяйте время на обдумывание каждого этапа решения про­блемы.

♦ Делитесь информацией, выработанной участниками занятий, и своей собственной.

♦ Рассматривайте возможности выхода из тупиковых ситуаций.

♦ Избегайте ограничений в формулировках.

♦ Проверяйте правильность адекватного понимания терминов и формулировок всеми участниками занятия.


♦ Задавайте открытые вопросы, вопросы на развитие, используя слова «когда, где, почему, какой, зачем, что и как» и вопросы на понимание, по типу: «Правильно ли я понял?»

♦ Помните о точке зрения партнеров, клиентов, участников заня­тия.

♦ Консультируйтесь с другими заинтересованными лицами.

♦ Согласовывайте и применяйте практические действия по реше­нию возникающих проблем.

♦ Настаивайте на своевременном решении проблем и обосновании решений с позиций: где, кто, когда, на какие средства, как.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: