- не следует бояться высказывать вслух все, что прямо или косвенно связано с зарождающейся ассоциацией, идеей;
- любые идеи, зарождающиеся у членов игровой команды, обязательно фиксируются;
- систематизация и классификация идей осуществляются только тогда, когда процесс генерирования закончен;
- самая оптимальная и конструктивная идея отбирается после проведения критического анализа всей наработанной информации.
Специалисты по творческим технологиям обучения и развития включают в интерактивные технологии такие их виды, как."
• метод временных ограничений;
• метод внезапных запрещений;
• метод новых вариантов;
• метод информационной недостаточности или наоборот, информационной насыщенности;
• метод Дельфи;
• метод фокальных объектов;
• метод морфологического анализа;
• метод абсурда и другие.
Достоинством перечисленных методов является то, что они позволяют развивать диалектику мышления, находить выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, оригинальные, неожиданные решения творческих задач различного уровня трудности и проблемности.
|
|
Однако нам представляется, что все эти техники сами по себе не являются интерактивными, они лишь могут в той или иной степени быть использованы информированными преподавателями как творческие приемы в разнообразных играх.
Таким образом, анализ интерактивных эвристических технологий также свидетельствует об их многообразии и специфике, что позволяет преподавателю для разных образовательных и профессиональных целей использовать как целые игровые комплексы, так и отдельные приемы, имеющие самостоятельный характер.
Важно отметить также, что мозговой штурм, синектика и метод свободных ассоциаций позволяют диагностировать творческий потенциал личности, выявлять образность мышления и кругозор, оригинальность фантазии, быстроту реакции, умение перевоплотиться, способность убеждать, влиять на других людей, мобильность и инновационность и др.
Эти характеристики личности являются значимыми не только для бизнес-деятельности, но и для многих творческих профессий: журналистов, режиссеров, работников культуры, преподавателей, менеджеров по связям с общественностью, рекламистов, имиджмейкеров, спичрайтеров, спиидокторов, игротехников и т.п.
Советы преподавателю по решению проблем
♦ Классифицируйте и проясняйте проблему.
♦ Согласовывайте с обучаемыми процессы и методы решения проблем.
♦ Разделяйте известную информацию по предложенным критериям (сильные стороны, слабые и т.д.).
♦ Говорите об угрозах и слабых сторонах создавшейся ситуации.
|
|
♦ Применяйте линейное или логическое мышление.
♦ Принимайте в расчет стили и технологии обучения.
♦ Развивайте выясненные понятия, углубляйте их, используя сессии «мозгового штурма» и «синектики».
♦ Выделяйте время на обдумывание каждого этапа решения проблемы.
♦ Делитесь информацией, выработанной участниками занятий, и своей собственной.
♦ Рассматривайте возможности выхода из тупиковых ситуаций.
♦ Избегайте ограничений в формулировках.
♦ Проверяйте правильность адекватного понимания терминов и формулировок всеми участниками занятия.
♦ Задавайте открытые вопросы, вопросы на развитие, используя слова «когда, где, почему, какой, зачем, что и как» и вопросы на понимание, по типу: «Правильно ли я понял?»
♦ Помните о точке зрения партнеров, клиентов, участников занятия.
♦ Консультируйтесь с другими заинтересованными лицами.
♦ Согласовывайте и применяйте практические действия по решению возникающих проблем.
♦ Настаивайте на своевременном решении проблем и обосновании решений с позиций: где, кто, когда, на какие средства, как.