Каким бы эффективным специалистом по интерактивным технологиям вы ни стали, рано или поздно вы столкнетесь с «трудными» людьми и неадекватными реакциями. Пытайтесь найти объяснение такому неадекватному поведению, понаблюдайте за «трудным» участником (или участниками) и постарайтесь понять, в чем истинная причина их неудовлетворенности. Возможно, это связано с предшествующим игровым опытом, оставляющим желать лучшего, или с настроением человека, пришедшего на занятия, или с его физическим дискомфортом. Главное, не торопитесь принимать решение. Анализируйте ситуацию и думайте.
Предлагаем некоторые практические советы для такого рода ситуаций.
1. Участники игры не прилагают усилий и не проявляют активности (например, обучаемые менеджеры, которые считают игру тратой времени). Вам необходимо заранее предусмотреть такую
возможность и предложить самый легкий выход — традиционный способ обучения с элементами активизации: вопросы и ответы, дискуссия и т.п.
|
|
2. Опытный или осведомленный игрок скрывает свое знание игры. Необходимо выявить такого обучаемого до начала игры и поручить ему экспертное оценивание.
3. Участники сопротивляются проведению игры, а иногда осуществляют «саботаж». Как правило, это связано с отсутствием мо-тивационной готовности. Столкнувшись с такой ситуацией, преподаватель может предпринять одну из перечисленных ниже интервенций:
— вступить в открытую конфронтацию с «саботажником (ами)»;
- привлечь внимание слушателей к сложившейся ситуации и попросить их прокомментировать события и принять решение;
- начать с тренингов или упражнений, в ходе которых обучаемые поймут, что у них есть сформулированные преподавателем проблемы;
— дать информацию по имиджу и продемонстрировать значимость
самопрезентации в новых экономических условиях.
4. Вы заметили по невербальным сигналам неудовлетворенность одного из участников. Прервитесь и примите «шершавого» участника в игру. Например: «Мне кажется, наш коллега обеспокоен тем, что мы сейчас делаем. Вы не поделитесь с нами вашими сомнениями?» Иногда люди становятся «шершавыми», только лишь потому, что им кажется, что их мнением пренебрегают. Если вы не согласны с высказыванием слушателя, то не переходите на личности. Можно использовать такую речевую конструкцию: «Я не думаю, что это применимо на практике» - она звучит более дипломатично, чем: «Я думаю, что это полная чушь». Дайте слушателю почувствовать себя более уверенно перед группой.
5. Что делать с особо «любознательными» или «болтунами-террористами», захватывающими все коммуникативное пространство? Слушатель, который старается доминировать и задает ненужные вопросы, может вызвать раздражение у остальных. Им будет казаться, что время уходит впустую или что дискуссия уклоняется от нужной темы. Внимательно наблюдайте за аудиторией, чтобы выявить такого рода невербальные сигналы и, если необходимо, скажите что-нибудь вроде: «Благодарю вас за очень интересные вопросы, но мы должны вернуться к теме, если хотим закончить вовремя», или «Да, Людмила, твое предложение имеет смысл. У кого еще есть предложения по этому поводу?», или «Одну минуту, Людмила. Итак, вы сказали А, В, С; как считает кто-нибудь еще?»
|
|
6. Обучаемые ставят игровую цель - «победа» и требуют оценивания ее в баллах. Опыт показывает, что в баллах следует оценивать только чисто игровые элементы, а также правила и нормы, все остальное необходимо подвергать качественному анализу с позиции «намерения и ожидания». Необходимо добиваться также ввода в игру, чтобы команды формулировали обучающие и развивающие, а не игровые цели, причем соблюдая принцип «здесь и сейчас».
7. Если один из участников — «любитель критики». Он использует любую дискуссионную ситуацию, чтобы начать ворчать и жаловаться по поводу своей организации, начальника, тех трудностей, которые у него на работе и т.д. Его любимые фразы: «Проблема в том...», «Ну ладно, это все прекрасно...», «Но позвольте...» В этой ситуации целесообразно дать критику высказаться и сразу же двигаться дальше, например повернув проблему другой стороной и спросив его, что он хотел бы с ней сделать и какие позитивные действия предпринял бы для ее решения.
8. Если участник демонстрирует агрессивное поведение, то следует помнить, что это может быть прием защиты, связанный с необходимостью скрыть неуверенность. Когда одни люди чувствуют себя неуверенно, они «закрываются» и словно прячутся в свою скорлупу. Другие же реагируют, наоборот, куда более «открыто» и агрессивно. Подумайте хорошенько, что может быть причиной такого поведения? Они могут быть внутренне против новой темы или идеи, которую вы стараетесь провести, или возражать против нового способа работы. Если возможно, воспользуйтесь перерывом на кофе, чтобы разыскать истинные причины проблемы. Если вы чувствуете, что возникшие проблемы или противоречия неразрешимы, вы можете вежливо сказать (наедине, во время перерыва на кофе), что если объявленные цели игры не отвечают требованиям участника, для него будет лучше уйти, и предложите компенсировать финансовые расходы (если это платный семинар).
9. Необходимо после каждого этапа организовывать послеигро-
вое обсуждение (рефлексию) с точки зрения достигнутых результа
тов - полученного опыта, оценки своих действий, причин непра
вильно принятого решения, а также дать выход отрицательным
эмоциям и накопившейся энергии. Кроме того, преподаватель в
послеигровом обсуждении должен направить выход этой энергии
на поиск и осознание смыслов проделанной работы и пр.
10. Все выводы, получаемые по итогам игры обучаемыми и обу
чающими, обсуждаются открыто в дискуссионном режиме. Задача
преподавателя — не только управлять всем, что происходит на «иг
ровой поляне», но и подвести слушателей «к открытию», помочь
31-3499 481
прорваться в новый круг Понимания, показать прагматическую и личностную ценность приобретаемой компетентности.
11. При появлении конфликтных ситуаций следует вместе со слушателями выяснить причины и мотивы столкновения участников и степень разрушительности конфликта и, при необходимости, оказать психолого-педагогическуЮ поддержку «обиженным» или переструктурировать команды; иногда целесообразно давать индивидуальные задания.
|
|
12. При наличии претензий к преподавателю со стороны обучаемых целесообразно немедленно взять вину на себя и найти другие образовательные приемы и технологии (их всегда нужно иметь в запасе), чтобы исправить допущенные ошибки или просчеты. При этом следует помнить: если преподавателя не поняли - это его ошибка, он не умеет говорить на одном языке с обучаемыми или не использует обратную связь для проверки степени понимания.
13. Все, чему обучает преподаватель, он должен демонстрировать на своем примере, а следовательно, нести ответственность за свой вербальный и визуальный имидж, за умение управлять аудиторией в любой складывающейся в процессе обучения ситуации, за этические нормы своего поведения, за профессиональную, игро-техническую и коммуникативную компетентность, позволяющую ему обучать взрослых людей коммуникативной компетентности интерактивными технологиями.